Научная статья на тему 'Система государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях'

Система государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2220
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Бессонова Елена Анатольевна, Петрова Светлана Юрьевна

Рассмотрен вопрос формирования, развития и совершенствования системы государственной поддержки сельского хозяйства. Предложена схема системы государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с современными условиями и требованиями развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система государственной поддержки сельского хозяйства в современных условиях»

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.А. Фролова, Е.А. Бессонова, С.Ю. Петрова

Аннотация. Рассмотрен вопрос формирования, развития и совершенствования системы государственной поддержки сельского хозяйства. Предложена схема системы государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с современными условиями и требованиями развития отрасли.

Ключевые слова: сельское хозяйство, система государственной поддержки, бюджетная поддержка, эффективность государственной поддержки, элементы системы.

Государственная поддержка сельского хозяйства -это важное условие стабильного развития отрасли. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства доказана на практике во многих странах мира.

Впервые в СССР это явление как целенаправленная система мер получило распространение в 20-е годы XX в. Тогда оно относилось к совхозам. Затем государственная поддержка распространилась и на колхозы. За счет бюджетных ассигнований в 50 - 80-е годы XX в. были созданы крупные системы по производству зерна на целинных землях и риса на орошаемых площадях, тепличных овощей, откорму свиней и птицы на промышленной основе, расширена инфраструктура сельской местности. В начале 80-х годов бюджетное финансирование сельского хозяйства в расходах государственного бюджета составляло 22 - 28 %, а по отношению к выплатам за сельскохозяйственную продукцию -84 - 85 %.

В 60 - 80-е годы постепенно сформировалась экономическая система финансирования отстающих и экономически убыточных хозяйств. Значительные вложения были сделаны в регионы с неблагоприятными климатическими и почвенными условиями. В современных условиях возможности государственной поддержки сельского хозяйства в России значительно ниже, чем были до 1992 г. [1].

Необходимость формирования системы государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях развития аграрного сектора экономики обусловлена следующими причинами:

- высокой значимостью аграрного сектора экономики в решении проблем продовольственной безопасности страны, обеспечении всех социальных групп населения полноценными и экологически чистыми продуктами питания, создании условий для стимулирующего развития других отраслей национальной экономики на основе межотраслевых связей;

- финансовой неустойчивостью отрасли, обусловленной нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и товары производственно-технического назначения и услуги для нужд сельского хозяйства;

- резким снижением уровня и качества жизни населения в сельской местности, высоким уровнем безработицы.

Обобщение мирового и отечественного опыта позволяет выделить три основные концепции формирования и развития системы государственной поддержки сельского хозяйства:

первая - основана на прямом государственном финансировании отрасли и когда само государство выступает крупным и влиятельным участником рынка;

вторая - сочетает кредитование сельхозтоваропроизводителей через систему государственных (или подконтрольных государству) банков с бюджетным субсидированием;

третья - базируется на применении масштабного кредитования хозяйствующих субъектов коммерческими банками при обязательном вовлечении в агробизнес других институтов финансового рынка и при использовании инструментов господдержки, особенно косвенной, села.

Вторая концепция реализуется в ряде развивающихся стран, в странах с переходной экономикой и в России.

Более привлекательной и эффективной, по словам Парамонова П. Ф., является модель (третья концепция) поддержки сельского хозяйства, которую используют многие страны. Ее основой является кредитование села коммерческими банками, с широким использованием других институтов финансового рынка и сохранением ряда бюджетных субсидий в рамках требований ВТО. Однако только переход к широкому кредитованию сельхозтоваропроизводителей без радикальных перемен в финансовой сфере АПК не дает, как показывает практика, ожидаемых результатов. Поскольку агробизнес является высокорисковым, банки не хотят себя подвергать дополнительным рискам, наоборот, они стремятся их минимизировать.

Широкое кредитование становится востребованным и эффективным механизмом стимулирования экономического роста села, когда оно является органической частью всесторонне развивающегося финансового аграрного рынка, его финансовой инфраструктурой. Коммерческие банки хорошо встраиваются в этот рынок, когда они берут на себя соответствующую часть рисков агробизнеса, наряду с другими финансовыми институтами[2].

В последнее время сохраняется значительная дифференциация уровней социально-экономического положения регионов. Это обусловливает необходимость обеспечения единой взаимоприемлемой региональной политики как для органов власти федерального уровня, субъектов Федерации, так и для органов власти местного самоуправления и сельскохозяйственных производителей в вопросах эффективного использования и воспроизводства ресурсного потенциала региона, комплексного развития производительных сил, решения задач социального развития и охраны окружающей среды сельских территорий.

Поэтому эффективность бюджетной поддержки в значительной мере зависит от того, насколько ее механизмы на разных уровнях принятия решений дополняют друг друга, формируя единую систему, корректируя тем самым рыночный механизм [3].

Процесс глобализации в агропромышленном секторе проявляется, в частности, в том, что размываются границы между региональными рынками, формируется единый рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Предприятия АПК региона конкурируют не только с агропромышленными предприятиями, расположенными в этом же регионе. Все в большей степени они сталкиваются с конкуренцией со стороны предприятий соседних регионов. При этом наблюдается тенденция к ужесточению межрегиональной конкуренции.

В этих условиях бюджетная поддержка, оказываемая организациями АПК из регионального бюджета, становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности предприятий в межрегиональной конкурентной борьбе [4].

Социально-экономическую ситуацию в отечественном сельском хозяйстве усложняет мировой финансово-экономический кризис, который приводит к сокращению финансирования.

На современном этапе развития сельского хозяйства страны на первый план выходит необходимость в модернизации и повышении эффективности системы государственной поддержки.

Система государственной поддержки сельского хозяйства реализуется посредством Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) [5]. Целями Программы, кроме обеспечения продовольственной независимости России, являются: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию, повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий и др.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса, они обозначены в Программе, являются:

- технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, а также стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности;

- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;

- медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети.

Исследования показывают, что эффективный механизм государственной поддержки формируется с соблюдением следующих принципов: своевременность и упреждающий характер оказания поддержки; достаточность выделяемых бюджетных средств, приоритетность в распределении бюджетных ассигнований; адресность и доступность госбюджетной поддержки; гласность и гибкость; учет региональных особенностей; прозрачность и контроль за своевременностью, целевым использованием и эффективностью государственной поддержки [6].

Семенова Н. Н. считает, что в системе государственной поддержки аграрной сферы в России важными элементами должны стать следующие: поддержание общего уровня доходности в отрасли путем оказания поддержки селу и стимулирования платежеспособного спроса; антимонопольное регулирование пропорций внутри- и межотраслевого обмена; повышение конкурентного потенциала отрасли.

Система государственной поддержки должна способствовать развитию рыночной инфраструктуры, под-

держанию стабильной благоприятной конъюнктуры на рынке путем проведения интервенций, обеспечения села доступными кредитами. Ее функции включают также проведение политики разумного протекционизма и обеспечение отечественным товаропроизводителям условий для успешной конкуренции с внешним рынком

[7].

По мнению Огородникова П. И., Прядкиной Н. Н., Лизневой Л. И., в настоящее время необходимо осуществить модернизацию существующих форм и методов государственной поддержки АПК, формирование новых направлений и механизмов ее реализации. Система государственной поддержки должна быть гибкой, соответствовать как текущим, так и долгосрочным потребностям сельского хозяйства. При формировании структуры расходов на АПК в федеральном бюджете необходимо ориентироваться прежде всего на финансовое обеспечение:

- структурных изменений в агропромышленном комплексе, поддержки приоритетных направлений развития агропромышленного производства, а также мер по формированию инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка;

- мер по созданию условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики;

- формирования финансово-кредитного механизма обслуживания товаропроизводителей АПК, адекватного условиям рынка, развития Россельхозбанка, сельской кредитной кооперации, формирования системы страхования сельскохозяйственной деятельности.

С целью совершенствования механизма использования государственных инвестиций необходимо, чтобы участие товаропроизводителей АПК в государственных программах, предусматривающих бюджетное финансирование, и само финансирование осуществлялись на строго конкурсной основе под соответствующие проекты или программы. Возвратность государственных капитальных вложений должна быть обеспечена обязательствами получателя, которые необходимо фиксировать в договоре, заключаемом по итогам конкурса. Целесообразно расширить сферу применения бюджетных ассигнований на условиях долевого участия получателей [8].

Пашков В. П., кандидат экономических наук, считает, что теоретически необходимо выделять и различать две формы бюджетной поддержки: компенсационную и льготную. Впервые в научной литературе ученый ввел два новых понятия «компенсационная мера поддержки сельского хозяйства» и «льготная форма поддержки сельского хозяйства». Компенсационная форма исходит из потерь отраслей АПК в обмене с другими отраслями. Сельское хозяйство путем такой поддержки выводится с низкого или вовсе отрицательного своего уровня средней прибыли на уровень лишь положительной или, возможно, среднеотраслевой общественной нормы прибыли. Эта поддержка не является выведением доходности одной отрасли на уровень более высокий в сравнении с уровнем среднеотраслевой доходности всех других отраслей. Все остальное относится к льготной форме поддержки. Льготная поддержка не связана ни с обменом, ни с какими-либо потерями отрасли, она направлена прямо на поднятие доходности отрасли до уровня выше среднеотраслевого [9].

система государственной поддержки сельского хозяйства региона

'■':: Т ;:Т: ■' т т ;^

гармоничное эквивалентное развитие городских и сельских территорий, рыночной инфраструктуры обеспечение продовольственной безопасности регионов, стабилизация продовольственного рынка устойчивое развитие сельскохозяйственного производства

принципы

своевременность и упреждающий характер оказания государственной поддержки

достаточность выделяемых бюджетных средств

адресность и доступность государственной поддержки

гласность и гибкость

учет региональных особенностей

прозрачность и контроль за своевременностью, целевым использованием и эффективностью государственной поддержки

приоритеты

поддержание общего уровня доходности в отрасли путем оказания поддержки селу и стимулирования платежеспособного спроса повышение конкурентного потенциала отрасли

антимонопольное регулирование пропорций внутри- и межотраслевого обмена поддержка технико-технологического развития сельского хозяйства

формы

КОМПЕНСАЦИОННАЯ

ЛЬГОТНАЯ

направлена на возмещение потерь в процессе

направлена на поднятие доходности отрасли до уровня выше среднеотраслевого

методы

Прямые бюджетные выплаты:

- субсидии на материально-технические ресурсы;

- субсидирование процентной ставки по кредитам;

- субсидии на компенсацию части затрат на страхование урожая и др.

Выделение бюджетных средств стимулирующего характера:

- закупка сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд;

- регулирование продовольственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций;

- защита интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности и др.

Организационно-экономические мероприятия:

- меры по реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджет;

- специальные налоговые режимы;

- пополнение за счет бюджетных средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг», ОАО «Россельхозбанк» и др.

концепция формирования и развития системы государственной поддержки сельского хозяйства

применение масштабного кредитования села коммерческими банками, с широким использованием других институтов финансового рынка и сохранением ряда бюджетных субсидий в рамках требований ВТО

Рисунок 1 - Система государственной поддержки се.

Анализ сущности системы государственной поддержки сельского хозяйства позволяет нам сделать вывод, что нет четко сформированной, эффективно функционирующей, удовлетворяющей сегодняшним условиям и требованиям (глобализация в агропромышленном секторе, мировой финансово-экономический кризис, вступление России в ВТО) системы государственной поддержки сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях.

Поэтому, исследовав условия развития сельского хозяйства, пути решения проблемы совершенствования системы государственной поддержки, предлагаемые различными авторами, мы предлагаем схему системы государственной поддержки сельского хозяйства (рисунок 1), которая состоит из следующих элементов: цели, принципы, приоритеты, формы, методы, концепция формирования и развития системы государственной поддержки сельского хозяйства.

В основе системы государственной поддержки сельского хозяйства должна лежать модель поддержки

кого хозяйства

аграрного сектора, которая пока не используется в России, но необходимость ее применения обусловлена эффективностью ее применения и соответствием требованиям ВТО.

Цели, принципы, приоритеты и методы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей данной системы выделяются многими учеными, являются обобщением научного опыта, способствуют модернизации развития сельского хозяйства.

Среди форм государственной поддержки большинство авторов определяют прямую, косвенную и опосредованную. В нашей схеме обозначены компенсационная и льготная формы, так как необходимость выделения данных форм бюджетной поддержки доказана теоретически и является наиболее обобщенной.

Составленная система соответствует целям Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, соответствует текущим потребностям сельского хозяй-

ства страны, включает все основные элементы, необходимые для эффективной государственной поддержки сельского хозяйства.

Список использованных источников

1 Дедеева С. А. Формирование системы государственной поддержки сельского хозяйства // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 9. - С. 68 - 72.

2 Парамонов П. Ф., Стукова Ю. Е. Альтернативные механизмы государственной поддержки сельского хозяйства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2013. - Т. 88, № 88. - С. 503 - 513 // http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/54.pdf

3 Герасименкова С. В. Особенности бюджетной поддержки сельского хозяйства Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 126 - 130.

4 Зайцева О. П. Планирование бюджетных расходов для АПК // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 238 - 240.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы» // http://www.mcx.ru/documents/show/23220.htm

6 Угланов Д. Г. Приоритеты государственной поддержки в условиях финансового кризиса // Транспортное дело России. - 2009. - № 10. - С. 75 - 77.

7 Семенова Н. Н Государственная финансовая поддержка как условие устойчивого развития аграрного сектора экономики // Финансовые исследования. - 2011. - № 4. - С. 19 - 26.

8 Огородников П.И., Прядкина Н.Н., Лизнева Л.И. Приоритетные направления бюджетного финансирования агропромышленного комплекса // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2005. - Т. 4, № 81. - С. 122 - 125.

9 Пашков В. П. Компенсационная и льготная формы поддержки сельского хозяйства // Экономика региона. - 2011. - № 4. - С. 190 - 199.

10 Шамин А. Е. Государственное регулирование аграрного сектора экономики за рубежом // Вестник НГИЭИ. -2010. - Т. 1, №1. - С. 4 - 15.

Информация об авторах

Фролова Ольга Алексеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт», e-mail: ekfakngiei@yandex.ru

Бессонова Елена Анатольевна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: bessonowa_new@mail.ru

Петрова Светлана Юрьевна, аспирант ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический институт», e-mail: svet27ik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.