Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коянбаева А.Б.

Основу современной экономики составляют предприятия малой капитализации или малого и среднего бизнеса. Это общемировая тенденция, которая приобрела глобальный характер. Стоит только вспомнить, что такие компании с мировым именем как Google, Microsoft, Facebook были в недавнем прошлом небольшими компаниями или стартапами. Любое нормальное государство крайне заинтересовано в том, чтобы именно сектор малого предпринимательства был в приоритете развития и для этого у государства имеется множество инструментов стимулирования, в том числе и через систему кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The basis of modern economy consists of small-scale capitalization or small and medium-sized businesses. This is a global trend that has become global. One has only to remember that such companies with a worldwide reputation as Google, Microsoft, Facebook were in the recent past small companies or startups. Any normal state is extremely interested in the fact that it is the small business sector that is in the priority of development and for this the state has many tools to stimulate, including through the credit system.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК-33

Коянбаева А. Б. студент

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Основу современной экономики составляют предприятия малой капитализации или малого и среднего бизнеса. Это общемировая тенденция, которая приобрела глобальный характер. Стоит только вспомнить, что такие компании с мировым именем как Google, Microsoft, Facebook были в недавнем прошлом небольшими компаниями или стартапами. Любое нормальное государство крайне заинтересовано в том, чтобы именно сектор малого предпринимательства был в приоритете развития и для этого у государства имеется множество инструментов стимулирования, в том числе и через систему кредитования.

Ключевые слова: кредитование, малый бизнес, субсидирование.

Koyanbaeva A.B.

student

SYSTEM OF STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Annotation. The basis of modern economy consists of small-scale capitalization or small and medium-sized businesses. This is a global trend that has become global. One has only to remember that such companies with a worldwide reputation as Google, Microsoft, Facebook were in the recent past small companies or startups. Any normal state is extremely interested in the fact that it is the small business sector that is in the priority of development and for this the state has many tools to stimulate, including through the credit system.

Key words: lending, small business, subsidizing.

Малый бизнес оказывает немалое влияние на экономическое развитие страны, что подтверждается большим количеством государственных программ, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства. Но, несмотря на различные бюджетные субсидии, налоговые и иные льготы, в полной мере не решаются основные проблемы кредитования малого бизнеса, связанные с нехваткой финансирования.

С позиции представителей малого бизнеса существующие сложности и проблемы при кредитовании связаны со следующими моментами:

1. Сжатые сроки кредитования. Небольшому предприятию, особенно в период его становления, когда не отлажена деятельность и отсутствует стабильная выручка, сложно выплатить заемные средства за короткий промежуток времени. В результате образуются просрочки по платежам, что ухудшает качество кредитной истории заемщика.

2. Высокие процентные ставки по ссудам. Для малых организаций

даже при прибыльном функционировании сложно оплачивать большие суммы процентов по ссудам. Остающихся после уплаты обязательных платежей средств оказывается недостаточно для решения задач по дальнейшему развитию и расширению бизнеса.

3. Строгие требования в отношении количества и качества залогового обеспечения, связанные с годом постройки объектов, их месторасположением и иными характеристиками. Предоставление ссуды в среднем в размере не больше 70% от оценочной стоимости также сдерживает развитие предприятия. В большинстве случаев отказ в кредитовании связан не с наличием или отсутствием ликвидного залогового имущества, а с оценкой его стоимости[4;с.16].

4. Жесткие требования: ежемесячного погашения кредита; отсутствие возможности установления индивидуального графика выплаты долга(к примеру, в связи с сезонным характером бизнеса или начальным этапом деятельности).

5. Длительные сроки рассмотрения кредитной заявки.

6. Большое количество документов, запрашиваемых для рассмотрения кредитной заявки.

7. Невозможность получить ссуду в размере, достаточном для развития бизнеса с начальной стадии предпринимателям, только появившимся на рынке или намеревающимся войти в него.

8. Сложности с подтверждением платежеспособности организации из-за непрозрачности финансовой отчетности.

9. Управленческая отчетность не учитывается кредиторами в полном объеме, поэтому предприниматели не могут выполнить полностью банковские требования и соответственно получить необходимое им финансирование[5;с.33].

Получение микрокредитов в небольших специализированных компаниях, распространенное из-за отсутствия скрупулезного анализа платежеспособности клиента, характеризуется повышенными ставками, что при прочих привлекательных моментах может поглотить всю прибыль и даже привести к банкротству клиента.

Кредитование малого и среднего предпринимательства выгодно как самим организациям и ИП, так и банкам. Поэтому для оптимального взаимодействия требуется совершенствование механизмов взаимодействия банков и малых предприятий.

Значительные шаги в этом направлении могут быть предприняты в рамках государственных программ, предусматривающих некоторую лояльность требований к потенциальным заемщикам-предпринимателям, снижение стоимости кредитных ресурсов, предоставление льгот для кредитования инновационных и лизинговых проектов.

Государство формирует и поддерживает специальные льготные программы кредитования для предприятий МСБ. Они, как правило, реализуются через сеть банков-партнеров (Сбербанк РФ , Россельхозбанк и

др.), в которых из бюджета субсидируется часть процентной ставки. В итоге начинающие бизнесмены могут получить заемные средства на весьма лояльных основаниях.

Кредитование малого бизнеса в 2018-2019 году предусматривает открытие овердрафтов, возобновляемых кредитных линий, единичных займов предприятиям из приоритетных отраслей: социально значимые проекты; строительные фирмы, занятые в сфере возведения многоквартирных домов эконом-класса; производства, базирующиеся на применении эко-технологий и т.д. [6;с.73]

Существует еще несколько вариантов государственного кредитования (помимо субсидирования процентной ставки):

1. Предоставление безвозмездных субсидий на покрытие части основной суммы займа или процентов по нему.

2. Предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам малого и среднего бизнеса.

Главная особенность программ государственного кредитования малого и среднего бизнеса — его возмездная природа. Заемные средств рано или поздно все равно придется вернуть кредитору. Однако желающих получить заемные средства с государственной поддержкой немало, поскольку:

—Во-первых, ставки по таким кредитам чрезвычайно малы (0-10%);

—Во-вторых, льготные программы охватывают и начинающих предпринимателей, которые делают на рынке свои первые шаги и рассматриваются коммерческими банками в виде весьма рисковых клиентов.

В российской практике рассчитывать на получение льготных кредитов и возможности воспользоваться лояльными условиями привлечения банковских займов могут только те предприятия, которые обеспечат эффективную отдачу для всего национального хозяйства в целом. Рассмотрим какие критерии определяют такую отдачу:

1. Число сформированных рабочих мест (особенно этот аспект значим для экономики российских регионов);

2. Объем налоговых поступлений в региональную и федеральную казну;

3. Прирост ВВП на уровне отдельных регионов и всего государства в целом.

Для того чтобы эффективно поддерживать предприятия способные сформировать благоприятные тенденции в экономике РФ в 2014 году был создан Фонд национального благосостояния. Именно через него в настоящее время реализуются программы субсидирования процентных ставок, предоставления гарантий и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства.

Правительство РФ на регулярной основе предоставляет региональным бюджетам финансовые ресурсы, которые должны быть использованы для поддержки малого и среднего предпринимательства. Государству важно развивать этот сегмент национальной экономики по ряду причин:

1. Во-первых, это задатки будущего крупного бизнеса — опоры национального хозяйства;

2. Во-вторых, это дополнительные рабочие места, прирост ВВП и налоговых поступлений в казну;

3. В-третьих, это способ формирования на рынке эффективной конкурентной среды, способной положительно влиять на качество выпускаемой продукции.

Существует несколько групп субъектов российского предпринимательства, которые могут рассчитывать на получение государственной финансовой помощи, в том числе:

1. Новые фирмы, которые делают первые шаги в бизнесе;

2. Предприятия, занятые в сфере производства продукции;

3. Компании из сферы экологического туризма;

4. Субъекты хозяйствования, занимающиеся созданием объектов народного творчества.

Поддержка МСБ в России имеет несколько основных направлений, том числе:

—Финансовая помощь, в виде льготного кредитования малого бизнеса и его субсидирования;

—Нефинансовая помощь в форме значимых для предпринимательского сектора бесплатных услуг (обучение, консультирование, проведение ярмарок, предоставление земли и помещений и др.).

Для того чтобы воспользоваться финансовой поддержкой Фонда субъекту предпринимательства важно доказать готовность обеспечивать экономическую эффективность для всего национального хозяйства в целом. Представляется целесообразным разобрать детально ключевые варианты государственной финансовой помощи[6;с.74].

В 2018-2019 году имущественная поддержка субъектов МСБ будет выражаться в таких мероприятиях, как:

—предоставление недвижимости в аренду по льготным ставкам;

—продажа имущественных ценностей государством по низким ценам;

—формирование инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и

др.).

Гранты являются видом безвозмездной финансовой помощи от государства. На них имеют право рассчитывать:

—Предприниматели, деятельность которых в сфере торговли или производства длится менее 12 месяцев;

—Бизнесмены с идеальной кредитной историей, не имеющие заложенностей по налоговым и иным обязательным выплатам;

—Фирмы, которые создают в национальном хозяйстве (в особенности на уровне регионов) новые рабочие места.

Кроме прямой или косвенной финансовой господдержки малого

бизнеса, в 2018 году предпринимателям доступны и другие виды помощи, предполагающие создание более комфортных условий для ведения деятельности:

1. Аренда муниципальной собственности. Федеральные и местные власти часто располагают недвижимой собственностью, используемой неэффективно либо не используемой вообще. Разработчики программы помощи МСП посчитали целесообразной передачу таких муниципальных объектов в аренду начинающим предпринимателям на льготной основе.

Подобную имущественную поддержку владельцы бизнеса могут получить при заключении арендного договора на срок более пяти лет. Базовые тарифы определяются на основании мнения независимых оценщиков, сформированного в соответствии с ситуацией на рынке недвижимости. Затем эти данные используют для вычисления льготной ставки, действующей на протяжении первых трех лет аренды:

—В течение первого года тариф составляет 40% арендной платы;

—В течение второго года — 60%;

—В течение третьего года — 80%;

—За четвертый и последующие годы предприниматель платит полную ставку.

2. Компенсация участия в выставках. Даже располагающие информацией о действующих программах поддержки бизнеса предприниматели зачастую не знают о подобном виде помощи. На самом деле субъект СПМ может постфактум компенсировать до половины от общего объема расходов, связанных с выставочной деятельностью, при условии, что сумма субсидии не превысит 150 тысяч рублей в год.

Возмещению подлежат такие затраты, как: аренда площади, установка стендов, создание выставочной инфраструктуры; перевозка экспонатов до места демонстрации и обратно; организация переговоров, презентаций, печать рекламных материалов; услуги переводчика[3;с.45].

На протяжении 2018 года программы безвозмездной финансовой помощи для субъектов малого и среднего бизнеса в России охватят предприятия инновационных отраслей, сельского хозяйства, создания товаров первой необходимости и импортозамещающих продуктов. Остальным же фирмам стоит сразу ориентироваться на льготные кредиты.

Таким образом, субъекты малого и среднего бизнеса формируют в экономике отдельных регионов особую нишу, попасть в которую крупным компаниям практически невозможно. Поэтому приоритетной стратегией государства является развитие именно сектора небольших предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую атмосферу. В свою очередь, предприниматели должны изучить существующие программы поддержки с тем, чтобы использовать предоставленные им возможности с максимальной эффективностью.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013г.) // Собрание законодательства РФ, 11.07.2014, № 31, ст. 4006.

2. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. Издательство: Финансы и статистика, 2017 год.-412 с.

3. Борисов С. Р. Состояние малого предпринимательства и инновационное развитие России. // Информационно-аналитическое издание «Новая экономика. Инновационный портрет России», 2016. № 4. С. 45.

4. Булешова Н.Ю. Проблемы становления малого бизнеса в России //Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2017. № 17. С 13-21.

5. Кртян А. С. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — №8.2. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/archive/67/11537/ (дата обращения: 20.03.2018).

6. Нуретдинова Э. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 71-74. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7338/ (дата обращения: 20.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.