Научная статья на тему 'Система государственной инвестиционной политики в регионе'

Система государственной инвестиционной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENT EFFICIENCY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКА / REGIONAL INVESTMENT POLICY / ПРИНЦИПЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / INVESTMENT POLICY PRINCIPLES / LNVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевникова М. К., Рябцев А. Ю., Маркова Н. И.

В статье рассмотрены компоненты инвестиционной политики, основные факторы, оказывающие влияние на эффективность инвестиционной деятельности, основные принципы инвестиционной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STATE INVESTMENT POLICY IN THE REGION

The article considers components of the investment policy, the main factors influencing the efficiency of investment activities, main principles of investment policy in the region.

Текст научной работы на тему «Система государственной инвестиционной политики в регионе»

640

СИСТЕМА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

THE SYSTEM OF STATE INVESTMENT POLICY IN THE REGION

М.К. КОЖЕВНИКОВА

Профессор кафедры ценообразования в строительстве и промышленности ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ), д.э.н.

M.K. KOZHEVNIKOVA

Professor of the Department of pricing in construction and industry FGAOU VO "Ural Federal University named after first President of Russia B. N. Yeltsin" (Urfu), PhD.

А.Ю. РЯБЦЕВ

Доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», к.э.н.

A.YU. RYABTSEV

Associate Professor of management of FGBOU VO "Ural state economic University", PhD.

llJi ййк

Н.И. МАРКОВА

Доцент кафедры ценообразования в строительстве и промышленности ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ), к.п.н.

N.I. MARKOVA

Associate Professor of Department of pricing in construction and industry FGAOU VO "Ural Federal University named after first President of Russia B. N. Yeltsin" (Urfu), PhD.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены компоненты инвестиционной политики, основные факторы, оказывающие влияние на эффективность инвестиционной деятельности, основные принципы инвестиционной политики в регионе. ABSTRACT

The article considers components of the investment policy, the main factors influencing the efficiency of investment activities, main principles of investment policy in the region.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инвестиции, инвестиционная политика, эффективность инвестиционной деятельности, региональная инвестиционной политика, принципы инвестиционной политики. KEYWORDS

Investments, investment policy, investment efficiency, regional investment policy, investment policy principles.

Государственная инвестиционная политика воздействует на всю экономическую систему региона, формируя качество, количество инвестиционных ресурсов и эффективность экономического развития (рис. 1). Ос-

64 2

новными следствиями эффективного функционирования государственной инвестиционной политики являются: устойчивость экономической системы, которая может быть измерена инвестициями в основные фонды, в человеческий капитал, нематериальные активы; пропорциональность, отражаемая в балансе инвестиций разного вида; достаточность, т.е. способность независимого существования экономической системы от внешних инвестиций [1, с. 37].

Рис. 1. Факторы влияния государственной инвестиционной политики на эффективность национальной социально-экономической системы

Региональная инвестиционная политика является частью федеральной и взаимоувязана с общей экономической и финансовой политикой страны.

Основными компонентами системы инвестиционной политики региона являются следующие:

• цель и задачи политики;

• эффекты и эффективность, формируемые и измеряемые в ходе ее реализации;

• принципы и распределение ролей между участниками инвестиционного процесса [2, с. 62].

В качестве основной цели государственной инвестиционной политики региона можно определить устойчивые темпы экономического роста, соответственно, рост качества жизни населения. Это базовая цель. Можно выделить также прикладные цели государственной инвестиционной политики:

• достижение сбалансированной структуры и изменение позиции региона в национальных и мировых рейтингах конкурентоспособности;

• обогащение социальной сферы региона за счет инновационных инструментов стимулирования участия экономических агентов, развитие человеческого потенциала, соответственно, улучшение кадровой компоненты инвестиционного потенциала региона;

• активное вовлечение региона в международные процессы в рамках кооперационного взаимодействия по линии экономики, социальных приоритетов, образовательных проектов и т.д. [3, с. 16].

Дальнейшая детализация указанных целей позволяет их сформулировать следующим образом.

Достижение сбалансированной структуры и изменение позиции региона в национальных и мировых рейтингах конкурентоспособности:

• развитие полюсов роста в экономике региона;

• активное формирование межфирменных, кооперационных форм взаимодействия, которые дают синер-

644

гетические эффекты для бюджетной эффективности региона;

• повышение привлекательности инвестиций в инновационные, наукоемкие сектора экономики региона, что дает возможность повысить производительность труда и добавленную стоимость, формируемую в регионе;

• активное развитие инвестиционной инфраструктуры региона через институты развития и «точки» взаимодействия участников инвестиционного процесса;

• стимулирование развития проактивных форм взаимодействия участников инвестиционного процесса, основанных на информационных технологиях, аутсорсинге и консалтинге.

Обогащение социальной сферы региона за счет инновационных инструментов стимулирования участия экономических агентов, развитие человеческого потенциала, соответственно, улучшение кадровой компоненты инвестиционного потенциала региона:

• достижение уровня самообеспеченности социальной сферы;

• внедрение инновационных решений в социальную сферу;

• активная интеграция единиц бизнес-сообщества, ориентированных на инвестиционный процесс и наукоемкие ресурсные центры, с целью повышения качества человеческих ресурсов, роста наукоемкой продукции в структуре ВРП региона.

Активное вовлечение региона в международные процессы в рамках кооперационного взаимодействия по линии экономики, социальных приоритетов, образовательных проектов:

• развитие новых форм долговременных кооперационных межрегиональных и внешнеэкономических связей предприятий региона;

• развитие форм сотрудничества с международным образовательным и научным сообществом.

Эффекты и эффективность в рамках региональной инвестиционной политики весьма разнообразны и должны быть рассматриваемы через призму субъектов — участников инвестиционного процесса. Каждый инвестиционный проект имеет специфические и уникальные черты, не характерные для других проектов, следовательно, и оценка их эффективности будет отличаться. Эффективность инвестиций может изменяться на различных стадиях реализации проекта или инициативы, т.к. условия внешней и внутренней среды являются динамическими и постоянного изменяются. Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на эффективность инвестиционной деятельности, но их можно объединить в группы (рис. 2).

Условно факторы можно разбить еще на две большие группы: внешние, которые окружают наше предприятие (проект) и на которые предприятие не способно оказывать прямого воздействия, и внутренние, которые находятся в рамках организации и могут контролироваться предприятием.

Часть факторов внешней среды определяется и регулируется на различных уровнях власти, т.е. существует макроуровень — государство, межгосударственные отношения и региональный уровень — непосредственный регион, субъект РФ, где реализуется та или иная инвестиционная инициатива. Естественно, у всех инвестиционных проектов есть своя отраслевая принадлежность, т.к. реализуются они в производственной области, именно поэтому фактор отрас-

646

левого рынка также оказывает влияние на эффективность инвестиционного проекта.

Рис. 2. Факторы, влияющие на эффективность инвестиционной деятельности

Эффективность проекта в целом оценивается для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость

инвестиционного проекта вне зависимости от финансовых возможностей его участников.

На основании проведенного анализа мы можем выделить следующие виды эффективности инвестиционных проектов:

• коммерческая эффективность — это разница между доходами и расходами участников проекта, возникающими вследствие его реализации для его непосредственных участников;

• экономическая эффективность — влияние проекта на национальную и региональную экономику;

• бюджетная эффективность — это увеличение поступлений в бюджет различных уровней и внебюджетные фонды в рамках реализуемого проекта;

• социальная эффективность — показатель, определяющий повышение уровня жизни населения;

• инновационная эффективность — показатель конкурентных преимуществ проекта по сравнению с существующими на территории осуществления проекта, реализация возможна путем модернизации имеющегося производства или путем создания нового производства как для конкретного региона, так и для отрасли в целом.

Следующий компонент инвестиционной политики — основные сферы и объекты ее осуществления. Приоритетными сферами такой политики в современных российских условиях являются: реальный сектор региональной экономики, ее производственная, социальная и рыночная инфраструктура, природоохранная деятельность.

Состав объектов, одновременно привлекательных для бюджетного и частного инвестирования, может быть определен по следующим критериям:

648

• отнесенность предприятий к перспективным отраслям, «точкам роста», реализующим конкурентные преимущества региона;

• принадлежность реципиентов к группе социально значимых предприятий (в том числе градообразующих, бюджетообразующих);

• идентификация инвестиционных проектов как наукоемких, реализующих новейший технологический уклад и обеспечивающих выход предприятий и организаций на новые сегменты национального и мирового рынков товаров и услуг.

Продуктивность любой политики, в том числе инвестиционной, в существенной мере определяется качеством процессов ее разработки и реализации. Его обеспечение сопряжено с реализацией определенных принципов.

Устойчивый с точки зрения терминологии набор принципов инвестиционной политики может быть представлен следующим образом:

• принцип системности, заключающийся в единстве и структурированности подхода к отдельным компонентам инвестиционной политики и к ней в целом;

• принцип комплексности, предполагающий максимальный учет факторов дальнего и ближнего окружения не только для инвестиционного климата региона, но и для инвестиционных проектов в частности;

• принцип единства инвестиционной, структурной, социальной политики, заключающийся во взаимосвязи приоритетов всех указанных политик, взаимовлиянии эффектов, достигаемых в каждом из видов политик, а также в разрешении конфликтов, которые могу возникать между разными видами политик с точки зрения целеполагания;

• принцип единства действий разных уровней власти, заключающийся в функционировании всех субъектов публичной власти в едином нормативном поле и иерархии взаимодействия, позволяющей проводить единые требования, критерии эффективности, инструменты и управленческие решения в рамках единого курса на модернизацию экономики страны;

• принцип соответствия бюджетных обязательств и их ресурсного обеспечения, означающий сбалансированность приоритетов, отражающих инвестиционный потенциал региона, и возможностей, ограниченных инвестиционными рисками в региональном пространстве. Бюджетная эффективность должна стать важнейшим, но не доминирующим принципом экономической политики региона;

• принцип необходимого и достаточного разнообразия форм и инструментов инвестиционной политики, который предполагает снижение рисков отказа от участия в инвестиционном процессе частных участников за счет различных форм стимулирования интереса, формирования диверсифицированной инвестиционной инфраструктуры, многообразия экономико-организационного воздействия, заложенного в нормативном поле инвестиционной деятельности региона;

• принцип обеспечения мониторинга процессов и результатов реализации инвестиционной политики, заключающийся в обязательном отслеживании и коррекции результатов инвестиционной деятельности не только по завершении отдельных инвестиционных проектов, но и в ходе постановки целей, достижения промежуточных результатов. Сопоставление целей и результа-

0

тов должно носить качественный и количественный характер с точки зрения анализа, а управленческие выводы должны становиться основой для коррекции приоритетов инвестиционной политики на среднесрочную перспективу [4, с. 54]. Стоит отметить, что данными методологически обоснованными, рациональными принципами управления инвестиционными процессами в регионе, конечно же, наука не ограничивается. В зависимости от отраслевой специфики, особенностей национальной инвестиционной инфраструктуры, уровня анализа и обобщения выделяют различные классификации принципов инвестиционной деятельности. Как правило, они носят прикладной характер.

Все рассмотренные компоненты инвестиционной политики должны внедряться в комплексе, с учетом особенностей региона, а также специфики участников инвестиционного процесса, нормативно-правового поля инвестиционной деятельности, сформированного в стране, а также потенциальных возможностей и угроз развития региональных инициатив.

Библиографический список

1. Лавров Ю. Инвестиции стоят денег / Ю. Лавров // ЭиЖ. — 2014. — № 1. — С. 37-39.

2. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции / Л. Крушвиц. — Санкт-Петербург: Питер, 2010.

3. Липсиц И.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа / И.В. Липсиц, В.В. Косов. — М.: БЕК, 2014.

4. Рубченко М.Р. Миграция капитала. Особенности и проблемы / М.Р. Рубченко // Деньги. — 2015. — № 17. — С. 54-59.

Bibliographic list

1. Lavrov Yu. Investitsii stoyat deneg / Yu. Lavrov // EiZh. — 2014. — № 1. — S. 37-39.

2. Krushvits L. Finansirovanie i investitsii / L. Krushvits. — Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

3. Lipsits I.V. Investitsionnyi proekt: metody podgotovki i analiza / I.V. Lipsits, V.V, Kosov. — Moskva: BEK, 2014.

4. Rubchenko M.R. Migratsiya kapitala. Osobennosti i problemy / M.R. Rubchenko // Den'gi. — 2015. — № 17. — S. 54— 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.