Научная статья на тему 'Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности'

Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2858
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY / STATE ADMINISTRATION / PUBLIC POLICY IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минбалеев Алексей Владимирович

В статье анализируется современная система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности. Анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о крайней фрагментарности, разрозненности и узкой направленности на управление конкретными вопросами в сфере интеллектуальной собственности. Полномочия по формированию государственной политики в области интеллектуальной собственности в полном объеме не закреплены ни за одним из органов государственной власти, не предусмотрена и координация деятельности этих органов в сфере интеллектуальной собственности. Полномочия по нормативному правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, а также по осуществлению юридически значимых действий в данной сфере закреплены за различными федеральными органами исполнительной власти и разделены между ними по видам объектов интеллектуальной собственности и по сфере их использования. Автор полагает, что сегодня явно намечается необходимость реформирования системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности и создание централизованного органа управления и контроля за всеми объектами интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минбалеев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY

The modern system of state administration in the field of intellectual property is analyzed in the article. The analysis of powers of federal executive bodies in the field of intellectual property indicates at the extreme fragmentarity, lack of coordination and narrow orientation on the management of certain issues in the field of intellectual property. The powers of formation of public policy in the field of intellectual property in full are not assigned to any of public authorities. The co-ordination of activity in the field of intellectual property of these authorities is not foreseen too. Powers concerning the regulation of relations in the field of intellectual property, as well as the realization of legally significant actions in this sphere are assigned to different federal executive bodies and divided between them by the types of the objects of intellectual property and by the sphere of their usage. The author supposes that today it is necessity to reform the system of state administration in the field of intellectual property and create the centralized regulatory body and control all objects of intellectual property in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности»

УДК 347.78:342.41 DOI: 10.14529/^160319

ББК Х404.3+Х401.1

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

А. В. Минбалеев

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье анализируется современная система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности. Анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о крайней фрагментарности, разрозненности и узкой направленности на управление конкретными вопросами в сфере интеллектуальной собственности. Полномочия по формированию государственной политики в области интеллектуальной собственности в полном объеме не закреплены ни за одним из органов государственной власти, не предусмотрена и координация деятельности этих органов в сфере интеллектуальной собственности. Полномочия по нормативному правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, а также по осуществлению юридически значимых действий в данной сфере закреплены за различными федеральными органами исполнительной власти и разделены между ними по видам объектов интеллектуальной собственности и по сфере их использования. Автор полагает, что сегодня явно намечается необходимость реформирования системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности и создание централизованного органа управления и контроля за всеми объектами интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, государственное управление, государственная политика в сфере интеллектуальной собственности.

Основными задачами государственного управления в сфере интеллектуальной собственности на современном этапе общественного развития в России являются реализация результатов интеллектуальной деятельности в массовом производстве, а также в различных сферах деятельности; гармонизация системы отношений между ведущими субъектами сферы интеллектуальной собственности (государством, бизнесом и автором) в интересах развития национальной инновационной экономики. Государственная политика в области интеллектуальной собственности заключается в совершенствовании имеющихся возможностей, создании механизмов их реализации в системе конкретных мер по повышению конкурентоспособности отечественного производства, полноценного импортозамещения, а также развития приоритетных направлений развития отечественной экономики. Ежегодно в России регистрируются десятки тысяч объектов интеллектуальной собственности. При этом государству принадлежит большая часть прав на интеллектуальную собственность, но

им слабо решаются проблемы их реализации, что отрицательно сказывается на конечных результатах, имеющих как экономическое, так и социальное измерение.

Кроме совершенствования правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности должны изменяться и развиваться организационно-управленческие механизмы, которые сегодня во многом строятся еще на административно-командных методах управления.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (далее - Стратегия), предполагает реализацию ряда мер, направленных на обеспечение защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности, стимулирование коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Стратегия направлена на решение масштабных задач в сфере интеллектуальной собственности. Во-первых, она предусматривает целевой индикатор «коэф-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2016, vol. 16, no. 3, pp. 112-115

Минбалеев А. В.

Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности

фициент изобретательской активности», который должен увеличиться с 2,0 в 2010 году до 2,8 в 2020 году. Другим целевым индикатором реализации Стратегии является увеличение к 2020 году количества зарегистрированных договоров отчуждения прав на патенты и лицензионных договоров до 40 тыс. в год, что позволяет прогнозировать соответствующий рост объемов зарегистрированных договоров по всем объектам промышленной собственности как минимум в 14 раз.

В то же время текущая практика свидетельствует о недостаточно эффективном функционировании института интеллектуальной собственности. Несмотря на значительный объем государственных инвестиций в научную и инновационную деятельность, существует ряд проблем, препятствующих развитию рынка интеллектуальной собственности в России: неэффективное использование созданных за счет государственных средств объектов интеллектуальной собственности, которые составляют значительную долю в общем объеме созданных объектов интеллектуальной собственности в стране.

Сегодня явно назрела необходимость говорить о формировании целостной системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности. Система управления интеллектуальной собственностью представляет собой процесс, где объектом управления являются отношения между всеми участниками производства и реализации объектов интеллектуальной собственности через государственную регистрацию его персонификации, а предметом - закономерности установления причинно-следственных связей, закрепляющих интеллектуальные права правообладателей интеллектуальных прав, а также их охрану, оптимально сочетающих организацию и самоорганизацию, формальные и неформальные правила и нормы поведения участников по осуществлению полного жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности.

Отсутствие в стране четкой системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности ставит под сомнение достижение целей, стоящих перед Россией в сфере инновационного, научно-технического и промышленного развития. Вступление в силу в 2008 году части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации увеличило степень защиты прав на объекты интел-

лектуальной собственности, повысило эффективность мер ответственности за их нарушения и гармонизировало российское законодательство с нормами международного права. Вместе с тем полномочия по правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности, а также по осуществлению юридически значимых действий в данной сфере закреплены за различными федеральными органами исполнительной власти и разделены между ними по видам объектов интеллектуальной собственности и по сфере их использования.

Анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о крайней фрагментарности, разрозненности и узкой направленности на управление конкретными вопросами в сфере интеллектуальной собственности. Полномочия по формированию государственной политики в области интеллектуальной собственности в полном объеме не закреплены ни за одним из органов государственной власти, не предусмотрена и координация деятельности этих органов в сфере интеллектуальной собственности.

Отмеченные особенности регулирования и сложившегося разделения полномочий между федеральными органами исполнительной власти препятствуют выработке эффективной государственной политики в области интеллектуальной собственности, приводят к дублированию административных функций, несистемному нормативно-правовому регулированию в данной сфере, не позволяют осуществлять эффективный контроль и надзор в сфере правовой охраны, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности.

Среди последствий сохранения существующих организационной структуры и распределения полномочий в области интеллектуальной собственности наиболее негативными являются отсутствие стратегического видения развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации, единых подходов в регулировании административных процедур по оказанию государственных услуг и др. Так, анализ полномочий Роспатента свидетельствует о том, что, несмотря на название (Федеральная служба по интеллектуальной собственности), данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет свою деятельность практически толь-

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16, № 3, С. 112-115

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

ко в сфере управления объектами патентного права. Этим органом власти практически не реализуются полномочия по охране и управлению авторскими и смежными правами, секретами производства, селекционными достижениями и рядом других объектов интеллектуальной собственности. При этом указанные объекты управляются либо другими федеральными органами исполнительной власти (например, селекционные достижения - Министерством сельского хозяйства), либо вообще не подвергаются полноценному управлению и охране. Полагаем, что сегодня явно намечается необходимость реформирования системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности и создания централизованного органа управления и контроля за всеми объектами интеллектуальной собственности в Российской Федерации. В качестве ключевой идеи развития государственной политики в сфере управления интеллектуальной собственностью должна стать идея создания единого органа управления в сфере интеллектуальной собственности путем преобразования Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), который будет наделен комплексом функций и полномочий, обеспечивающих решение задач по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной сфере в отношении всех объектов интеллектуальной собственности (включая объекты авторского права и смежных прав, селекционные достижения, секретные изобретения), оказанию государственных услуг по регистрации объектов интеллектуальной собственности, построению системы государственного учета (ведению реестров), контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности (в том числе в сфере использования объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств), координации деятельности федеральных органов исполнительной власти. При этом данный орган будет наделен полномочиями по испол-

нению обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров в области интеллектуальных прав, для формирования активной стратегической позиции, нацеленной на развитие национальной экономики и обеспечивающей выход российских товаров и услуг на международные рынки. Одной из приоритетных задач органа управления в сфере интеллектуальной собственности должно стать совершенствование системы предоставления государственных услуг правообладателям. Руководство деятельностью созданного органа будет осуществлять Правительство Российской Федерации.

Также необходима разработка долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности, что позволит осуществить системный подход к выработке государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. Анализ опыта закрепления полномочий в области интеллектуальной собственности за органами государственной власти в экономически развитых странах показывает, что консолидация таких полномочий в едином органе применяется во многих высокоразвитых странах (США, Великобритания, Германия и др.).

Требуется также уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти, соответствующие функции и полномочия которых будут переданы создаваемому единому органу.

Регулирование в области интеллектуальной собственности в настоящее время должно учитывать современные вызовы действительности: глобализация рынков товаров, работ и услуг, что влечет за собой расширение потребности в правовой охране объектов интеллектуальной собственности за рубежом и расширение механизмов международной охраны интеллектуальной собственности; рост и постоянное совершенствование информационных технологий, что приводит к необходимости разработки механизмов защиты исключительных прав в цифровой среде.

Минбалеев Алексей Владимирович - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: alexmin@bk.ru.

Статья поступила в редакцию 15 июня 2016 г.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2016, vol. 16, no. 3, pp. 112-115

Минбалеев А. В.

Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности

DOI: 10.14529/law160319

SYSTEM OF STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY

A. V. Minbaleev

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The modern system of state administration in the field of intellectual property is analyzed in the article. The analysis of powers of federal executive bodies in the field of intellectual property indicates at the extreme fragmentarity, lack of coordination and narrow orientation on the management of certain issues in the field of intellectual property. The powers of formation of public policy in the field of intellectual property in full are not assigned to any of public authorities. The co-ordination of activity in the field of intellectual property of these authorities is not foreseen too. Powers concerning the regulation of relations in the field of intellectual property, as well as the realization of legally significant actions in this sphere are assigned to different federal executive bodies and divided between them by the types of the objects of intellectual property and by the sphere of their usage. The author supposes that today it is necessity to reform the system of state administration in the field of intellectual property and create the centralized regulatory body and control all objects of intellectual property in the Russian Federation.

Keywords: intellectual property, state administration, public policy in the field of intellectual property.

Aleksey Vladimirovich Minbaleev - Doctor of Law, Professor of Constitutional and Administrative Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: alexmin@bk.ru.

Received 15 June 2016.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Минбалеев, А. В. Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности / А. В. Минбалеев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2016. - Т. 16, № 3. - С. 112-115. Б01: 10.14529/1а%г160319.

FOR CITATION

Minbaleev A. V. System of state administration in the field of intellectual property. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2016, vol. 16, no. 3, pp. 112-115. (in Russ.) DOI: 10.14529/law160319.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2016. Т. 16, № 3, С. 112-115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.