Научная статья на тему 'О некоторых аспектах государственного управления в сфере интеллектуальной собственности'

О некоторых аспектах государственного управления в сфере интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
633
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РОСПАТЕНТ / КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитина Анна Геннадьевна

Задача - анализ отдельных аспектов выработки государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, способствующей расширению полномочий Роспатента. Методологическую основу исследования составляют социологический метод, в частности наблюдение и анализ, диалектический метод, позволивший всесторонне рассмотреть государственное управление в сфере интеллектуальной собственности. Выводы - дальнейшая консолидация Роспатентом полномочий по правовой защите интересов государства в области интеллектуальной собственности, функций контроля и надзора за исполнением действующих нормативных актов в рассматриваемой сфере; обязанностей по предоставлению государственных услуг в сфере авторских прав и селекционных достижений позволит данному масштабному ведомству занять ведущее место в разработке государственной инновационной стратегии. Ценность статьи заключается в том, что она предназначена для аспирантов, докторантов и всех кто интересуется вопросами государственного управления и интеллектуальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some aspects of public administration in the sphere of intellectual property

Task the analysis of separate aspects of development of a state policy in the sphere of the intellectual property promoting expansion of powers of Rospatent. The methodological basis of research is made by a sociological method, in particular supervision and the analysis, the dialectic method which has allowed comprehensively to consider public administration in the sphere of intellectual property. Conclusions further consolidation by Rospatent of powers on legal protection of interests of the state in the field of intellectual property, functions of control and supervision of performance of existing regulations in the considered sphere; duties on providing the state services in the sphere of copyright and selection achievements will allow this large-scale department to take a leading place in development of the state innovative strategy. The value of article is that it is intended for graduate students, doctoral candidates and all who is interested in questions of public administration and intellectual property.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах государственного управления в сфере интеллектуальной собственности»

Никитина А. Г.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

2.1. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Никитина Анна Геннадьевна, к.ю.н., специалист юридического отдела

Место работы: Центральный научно-

исследовательский институт машиностроения

anna_raikunova@inbox. ru

Аннотация: Задача - анализ отдельных аспектов

выработки государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, способствующей расширению полномочий Роспатента.

Методологическую основу исследования составляют социологический метод, в частности наблюдение и анализ, диалектический метод, позволивший всесторонне рассмотреть государственное управление в сфере интеллектуальной собственности.

Выводы - дальнейшая консолидация Роспатентом полномочий по правовой защите интересов государства в области интеллектуальной собственности, функций контроля и надзора за исполнением действующих нормативных актов в рассматриваемой сфере; обязанностей по предоставлению государственных услуг в сфере авторских прав и селекционных достижений позволит данному масштабному ведомству занять ведущее место в разработке государственной инновационной стратегии.

Ценность статьи заключается в том, что она предназначена для аспирантов, докторантов и всех кто интересуется вопросами государственного управления и интеллектуальной собственностью.

Ключевые слова: государственное управление,

интеллектуальная собственность, Роспатент, контроль и надзор в сфере интеллектуальной собственности.

ABOUT SOME ASPECTS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF INTELLECTUAL PROPERTY

Nikitina Anna Gennadyevna, PhD in Law, Specialist of Legal department

Work place: Central research institute of mechanical engineering

anna_raikunova@inbox. ru

Annotation: Task - the analysis of separate aspects of development of a state policy in the sphere of the intellectual property promoting expansion of powers of Rospatent.

The methodological basis of research is made by a sociological method, in particular supervision and the analysis, the dialectic method which has allowed comprehensively to consider public administration in the sphere of intellectual property.

Conclusions - further consolidation by Rospatent of powers on legal protection of interests of the state in the field of intellectual property, functions of control and supervision of performance of

existing regulations in the considered sphere; duties on providing the state services in the sphere of copyright and selection achievements will allow this large-scale department to take a leading place in development of the state innovative strategy.

The value of article is that it is intended for graduate students, doctoral candidates and all who is interested in questions of public administration and intellectual property.

Keywords: public administration, intellectual property, Rospatent, control and supervision in the sphere of intellectual property.

В контексте обострения глобальной конкуренции, перехода России на инновационную экономику вопросы регулирования государством отношений, связанных с использованием интеллектуальной собственности вызывают все больший интерес. Процесс реформирования управления в сфере интеллектуальной собственности в России как один из важнейших элементов механизма социальноэкономического развития России предполагает выработку единой государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, включающей развитие законодательства и инфраструктуры, которая обеспечивала бы реализацию данной политики, а также решение широкого спектра задач в области охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности.

Необходимо отметить, что законодательство в сфере интеллектуальной собственности представляет собой многоуровневую систему, регулирующую отношения в области охраны и использования произведений науки, литературы и искусства, программ для электронных вычислительных машин, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, баз данных, топологий интегральных микросхем, селекционных достижений, товарных знаков, и других объектов интеллектуальной собственности.

Комплексный институт права интеллектуальной собственности характеризуется как относительно обособленная социально-экономическая категория, вмещающая в себя совокупность общественных отношений экономического, социального,

психологического и иного характера, которые регулируются нормами конституционного,

гражданского, административного и финансового права [1].

Необходимость разработки и введения в действие качественной государственной стратегии

интеллектуальной собственности в настоящее время очевидна. В.В. Захаров и Б.Б. Леонтьев высказывали мнение о том, что медленное развитие инновационной экономики в нашей стране может происходить вследствие недостаточно совершенного механизма правового регулирования сферы интеллектуальной собственности в целом, отсутствия координации целей и задач. На сегодняшний день почти вся национальная нормативная база России в данной сфере объединена в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая, к сожалению, после ее введения не очень активно дополняется новыми нужными разделами и главами, что, по мнению вышеназванных

39

Бизнес в законе

1 ’2014

авторов, является одной из причин, не позволяющих гармонично охватить всю сферу отношений для всестороннего и полноценного развития национальной инновационной экономики [2].

В 2010 году Всемирная организация интеллектуальной собственности подготовила и распространила свои рекомендации по разработке государственных стратегий по интеллектуальной собственности для стран с переходной экономикой с целью гармонизации отношений на международном рынке и ускорения этого процесса [3].

В систему целей формируемой государственной политики России в сфере интеллектуальной собственности фактически включено формирование институциональных основ функционирования российской системы интеллектуальной собственности, отвечающей актуальным и перспективным потребностям экономики и общества.

В настоящее время организационными структурами, реализующими функции государственного управления в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации на федеральном уровне, являются: Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и подведомственное ему учреждение Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС), а также смежные по компетенции федеральные органы исполнительной власти: Минэкономразвития России, Минобрнауки

России, Минкультуры России, Минсельхоз России, Минобороны России.

Процесс правовой защиты интересов государства в рассматриваемой сфере непосредственно или косвенно реализуют Минкомсвязь России, МВД России, Минздрав России, Минпромторг России и ФСБ России.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности [4].

Очевидно, что осуществление контроля и надзора в отношении правовой охраны, а также применения результатов интеллектуальной деятельности является одной из наиболее значимых составляющих государственного управления в сфере интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что полномочия по осуществлению контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности в настоящее время не консолидированы: функции контроля и надзора в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности осуществляет Роспатент; выработка и реализация государственной политики в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в указанной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций -исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ закреплены за Минэкономразвития России; контроль и надзор в сфере охраны культурного наследия, авторских и смежных прав осуществляет Минкультуры России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 [5] на Федеральную службу по интеллектуальной собственности возложена функция контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности

гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных

ассигнований федерального бюджета.

Контроль и надзор в сфере интеллектуальной собственности осуществляется Роспатентом в

соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. № 9 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных

ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей

государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ» и от 26 апреля 2012 г. № 402 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности

военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций -исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-

исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

В систему государственных функций, осуществляемых Федеральной службой по интеллектуальной собственности включено также

40

Никитина А. Г.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей

государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ [6].

Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, федеральных бюджетных учреждений, иных получателей средств федерального бюджета, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», размещающих заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий; организаций-исполнителей государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения.

Предметом государственного контроля (надзора) заказчиков и исполнителей является соблюдение заказчиками, исполнителями требований,

установленных законодательством Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности

гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Исполнение данной государственной функции включает в себя выполнение следующих административных процедур:

- формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;

- подготовка к проведению плановой проверки;

- подготовка к проведению внеплановой проверки;

- проведение проверки и оформление ее результатов;

- меры, принимаемые в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

Проверки (плановые и внеплановые) проводятся в форме выездных проверок по месту нахождения и (или) по месту фактического осуществления деятельности заказчика, исполнителя. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий и принятием решений, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, осуществляется должностными лицами Роспатента, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции. Перечень должностных лиц,

осуществляющих текущий контроль, устанавливается приказами Роспатента.

Текущий контроль осуществляется путем

проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения и исполнения должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок, положений настоящего Регламента, иных законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся

выполнения государственной функции. В процессе плановых и внеплановых проверок, проводимых на основании приказов Роспатента, рассматриваются либо все вопросы, связанные с осуществлением государственной функции, либо отдельные тематические аспекты. Для проведения проверки полноты и качества исполнения государственной функции формируется внутренняя комиссия, в состав которой включаются федеральные государственные гражданские служащие Роспатента.

В 2012 г. Роспатентом проведено тридцать восемь проверок государственных заказчиков и организаций -исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-

исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в пяти федеральных округах Российской Федерации [7].

В ходе проведения контрольных мероприятий проверено четыреста шестьдесят пять государственных контрактов, заказчиками которых являлись Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство

промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное космическое агентство, Госкорпорация «Росатом», Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации.

С августа 2013 г. в России активно обсуждаются вопросы возможной концентрации полномочий и выработки единой государственной политики в сфере интеллектуальной собственности в рамках одного федерального органа исполнительной власти и осуществления правовой охраны всех результатов интеллектуальной деятельности с полным объемом необходимых контрольно-надзорных функций, что обосновано определенной функциональной разрозненностью в инфраструктуре системы интеллектуальной собственности [8].

Таким образом, дальнейшая консолидация Роспатентом полномочий по правовой защите интересов государства в области интеллектуальной собственности, функций контроля и надзора за исполнением действующих нормативных актов в рассматриваемой сфере; обязанностей по предоставлению государственных услуг в сфере авторских прав и селекционных достижений позволит данному масштабному ведомству занять ведущее место в разработке государственной инновационной стратегии.

Список литературы:

1. Близнец И.А. Роль государства в сфере интеллектуальной собственности и проблемы ее законодательного обеспечения//Правовая охрана интеллектуальной собственности. М., Российская академия правосудия, 2003. - С. 23.

2. Захаров А.В. , Леонтьев Б.Б. Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности// forum-ip.ru>LoadFile.aspx?file_id=7099

3. Руководство по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Версия 1. -Женева, ВОИС, 2010, 22 с.; Леонтьев Б.Б. Комментарий к «Руководству по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой» ВОИС, часть

41

Бизнес в законе

1 ’2014

1.//Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность, № 8, 2010, стр.4-21.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности"//Российская газета, -Федеральный выпуск №5743

5. Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»

6. Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 мая 2012 г. № 66 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ"

7. Годовой отчет 2012// http://www.rupto.ru/rupto/ portal/04c874d5-a670-11 e2-c002-9c8e9921 fb2c

8. большоеправительство.рф /events/5508686/

9. Никитина А.Г. Оптимизация управления персоналом предприятий РКП на основе создания виртуальных организационных структур // Пробелы в российском законодательстве №6, 2013, с. 323-326

Reference list:

1. The twin I.A. Rol of the state in the sphere of intellectual property and a problem of its legislative providing//Legal protection of intellectual property. M, Russian academy of justice, 2003. - Page 23.

2. Zakharov A.V., Leontyev B.B. Concept of the state strategy of intellectual property//forum-ip.ru/LoadFile.aspx? file_id=7099

3. The guide to development of strategy in the field of intellectual property in the countries with a transitional economy. Version 1. - Geneva, VOIS, 2010, 22 pages; Leontyev B. B. The comment to "The guide to development of strategy in the field of intellectual property in the countries with a transitional economy" VOIS, part of

I .//Intellectual property. Industrial property, No. 8, 2010, p. 4-21.

4. The resolution of the government of the Russian Federation of March 21, 2012 N 218 "About Federal Service for Intellectual Property"//the Russian newspaper, - Federal release No. 5743

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. The decree of the President of the Russian Federation of May 24, 2011 No. 673 "About Federal Service for Intellectual Property"

6. The Federal Service for Intellectual Property order of May 29, 2012 No. 66 "About the approval of Administrative regulations of execution by Federal Service for Intellectual Property of the state function on control and supervision in the sphere of legal protection and use of results of intellectual activity of the civil appointment, created due to budgetary appropriations of the federal budget, and also control and supervision in the established field of activity concerning the state customers and the organizations performers of the state contracts providing carrying out research, developmental and technological works"

7. Annual report

2012//htt p://www. ru pto. ru/ru pto/po rta l/04c874d5-a670-

II e2-c002-9c8e9921 fb2c

8. большоеправительство.рф /events/5508686/

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата юридических наук Никитиной Анны Геннадьевны «О некоторых аспектах государственного управления в сфере интеллектуальной собственности» Статья к.ю.н. Никитиной Анны Геннадьевны посвящена актуальной тематике - государственному управлению в сфере интеллектуальной собственности. Актуальность затронутого вопроса обуславливается тем, что расширяются Роспатентом полномочия по правовой защите интересов государства в области интеллектуальной собственности, что позволяет данному ведомству занять ведущее место в разработке государственной инновационной стратегии. Принимая во внимание процесс усиления позиций Роспатента в вопросах интеллектуальной собственности, существует необходимость рассмотрения вопросов, связанных с совершенствованием системы государственного управления, контроля и надзора.

В статье подробно описывается и анализируется

деятельность Роспатента в сфере интеллектуальной собственности, в частности методы и приемы государственного регулирования и управления. Особое внимание уделяется процессу расширения и углубления полномочий данного органа, в частности контроль (надзор) осуществляется в отношении государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, федеральных бюджетных учреждений, иных

получателей средств федерального бюджета, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», размещающих заказы на выполнение научноисследовательских, опытно-конструкторских и

технологических работ гражданского назначения на

основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Все отмеченное выше позволяет утверждать, что статья к.ю.н. Никитиной А.Г. «О некоторых аспектах государственного управления в сфере интеллектуальной собственности» представляет несомненную практическую и теоретическую ценность, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК. Рекомендуется для публикации в открытой печати.

Старший преподаватель кафедры «Судебная власть, правоохранительная и правозащитная деятельность»

Юридического факультета РУДН к.ю.н.

А.А. Галушкин

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.