Правовые основы бизнеса
УДК 347
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Т. Г. РАМАЗАНОВ, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин E-mail: goncharova. sofia@gmail. com Волгоградский институт экономики, социологии и права
В статье обосновывается положение о том, что законодательство Российской Федерации в банковской сфере основной своей целью имеет поддержание стабильности и работоспособности банковской системы в целом. Это выражается в реализации особой системы мер государственного регулирования, направленных на предупреждение банкротства коммерческих банков.
Ключевые слова: коммерческий банк, государственное регулирование, система мероприятий, лицензирование, резервирование, экономические нормативы, банковское законодательство.
Особенности правового положения коммерческих банков предопределяют особый порядок предупреждения их банкротства. Из двойственности участия коммерческого банка в предпринимательских отношениях вытекает и правовая природа мероприятий, направленных на предотвращение банкротства: частно-правовая и публично-правовая. Первая связана с реализацией внутрикорпоративного предупреждения банкротства самим коммерческим банком, ее характеристика является предметом отдельного исследования. Далее более подробно будет рассмотрено государственное регулирование в сфере предупреждения банкротства коммерческого банка, которое отражает публично-правовые аспекты указанных отношений.
Начало государственному регулированию кредитной системы в целом было положено еще в Российской империи. Именно тогда в 1802-1811 гг. было учреждено и организовано Министерство финансов. В 1817 г. создается Совет государственных кредитных учреждений, основной целью и функцией которого является осуществление ревизий кредитных учреждений, а также составление и рассмотрение законопроектов, затрагивающих кредитную сферу [3]. Вместе с тем характерной о собенностью го сударственного регулирования является отсутствие системного контроля за стабильностью банковской системы. Впрочем, это в большей степени обусловлено тем, что регулирующие полномочия были рассредоточены между различными органами государственной власти. Созданный в 1860 г. Госбанк России первоначально не был наделен функцией регулирования банковской системы (как и его зарубежные аналоги), а его основной функцией были «оживление торговых оборотов и упрочение денежной кредитной системы» [9]. И лишь в 1881 г., после освобождения Госбанка от обязанности кредитования государства, у него появляется возможность осуществления прямого и косвенного финансирования казны [1].
Учитывая, что предупреждение банкротства является одной из целей деятельности коммерческого банка, механизм его предотвращения заложен
в основном законе, регулирующем деятельность банковской системы. Глава 3 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон «О банках») содержит основные нормативные положения, направленные на обеспечение стабильности банковской системы.
Современная система государственного регулирования, обеспечивающая предупреждение банкротства коммерческих банков, по мнению автора, представляет собой совокупность субъектов регулирования, нормативных актов, а также включает порядок реализации заложенных в данных нормативных актах специальных мероприятий по предупреждению банкротства.
Многие ученые акцентируют внимание на важности правового регулирования деятельности коммерческих банков и роли государства в предупреждении их банкротства [2, 4]. Например, высказывается мнение о том, что банковская деятельность требует государственного регулирования, потому что это связано с особенностями правового статуса коммерческого банка, а также с характером выполняемых коммерческим банком операций.
В поддержку этого положения можно выделить следующие функции государства по предупреждению банкротства коммерческих банков:
- законотворческая - осуществление деятельности федерального законодателя и Банка России по подготовке и изданию соответствующих нормативных актов;
- правоприменительная - реализуется в ходе исполнения контрольно-надзорных полномочий Банка России, а также при взаимодействии Банка России с Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее - АСВ), которая принимает участие в применении мер по предупреждению банкротства банков - участников системы обязательного страхования вкладов;
- функция содействия правосудию - характеризуется деятельностью Банка России по привлечению кредитных организаций к юридической ответственности, в том числе по основаниям, установленным Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее - Закон № 40-ФЗ).
В настоящее время исследования системы государственного регулирования деятельности коммерческих банков по предупреждению банкротства находятся в начальной стадии, исследователями рассматриваются основные нормативные
положения, но не рассматриваются возможности изменения методологии осуществления предупредительных мероприятий. Исследовательский интерес представляет круг субъектов, действия которых в отношении коммерческого банка реализуются как меры предупреждения банкротства. Не затрагивая роль и интересы субъектов внутреннего контроля, остановимся на субъектах внешнего контроля за деятельностью коммерческого банка, к которым в первую очередь относится Банк России. Этот регулятор в отношении каждого коммерческого банка выполняет контрольную и надзорную функции одновременно.
Вопрос о различиях между контролем и надзором является предметом спора в теории различных отраслей права. При этом высказывается мысль, что «некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев вряд ли вообще возможно отделить контрольные функции от надзорных» [7]. На примере Банка России можно наблюдать, что разделение этих функций затруднительно, поскольку осуществление контрольных функций без санкций, присущих надзору, не даст эффективного результата.
Осуществление Банком России функций по регулированию деятельности коммерческих банков в целях предупреждения их банкротства регламентируется рядом нормативных актов, укажем некоторые из них:
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- инструкция Банка России от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации», регламентирующая порядок проведения проверок кредитных организаций;
- методические рекомендации по проверке кассовой работы в кредитных организациях (их филиалах) (указание оперативного характера Банка России от 01.10.2004 № 116-Т);
- методические рекомендации по проверке сделок кредитных организаций (их филиалов) с векселями (письмо Банка России от 25.12.2006 № 167-Т).
В силу Закона «О банках» осуществление Банком России регулятивных мероприятий ставит его в привилегированное положение по сравнению с иными административными органами. Это обусловлено тем, что ч. 3 ст. 9 Закона «О банках» запрещает органам законодательной и исполнительной власти, а также органам местного самоуправления вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением отдельных случаев.
По мнению некоторых исследователей1, Банк России в полной мере не относится к системе разделения властей, однако называть его органом государственной власти имеет смысл с учетом содержания ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, согласно которой защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Вопрос банковского надзора относится к системе государственного регулирования в связи с тем, что основной его целью является поддержание стабильности банковской системы, из которой вытекают такие цели, как защита интересов вкладчиков, защита интересов кредиторов кредитных организаций (не являющихся вкладчиками), защита интересов заемщиков.
Помимо надзора и контроля Банк России осуществляет определенное воздействие на деятельность коммерческих банков по следующим направлениям:
- создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющих коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы;
- проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объем и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику;
- установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением в целях обеспечения ликвидности банковских балансов [8].
Однако для инициации предупредительных процедур требуется проведение оперативного мо-
1 Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (постатейный). [Электронный ресурс]; Шаповалов М. А., Бородина Н.М., Миронов В. Ю., Рыбакова С. В. Комментарий к Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
ниторинга финансового состояния коммерческого банка, что по банковскому законодательству возможно за счет анализа фактических и закрепленных нормативных показателей.
Представляется, что помимо Банка России внешний контроль в целях предупреждения несостоятельности может осуществляться, пусть и косвенно, иными контролирующими органами. Так, ст. 19 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливает, что Счетной палатой Российской Федерации осуществляется контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета.
В своей регулятивной деятельности с учетом положений ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением коммерческими банками и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Контроль и надзор за деятельностью коммерческого банка сопровождается проведением аудита, который представляет собой форму независимого вневедомственного финансового контроля и параллельно является предпринимательской (аудиторской) деятельностью (ст. 42 Закона «О банках»). Основной целью аудиторской проверки является независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческого банка в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности2. Вместе с тем аудит не может осуществляться без контроля за достоверностью бухгалтерской отчетности коммерческого банка. Это обусловлено тем, что методы аудита более ограничены по сравнению с методами контроля и надзора. Так, представляется затруднительным проведение встречных проверок контрагентов коммерческого банка в ходе аудиторской проверки. И совсем другое дело, когда проводится контрольная проверка Банком России.
Проведение аудита дополняет надзорные и контрольные мероприятия со стороны государственных органов и, по сути, является добровольной процедурой. Однако для отдельных хозяйствующих субъектов, к числу которых относится и коммерческий банк, проведение аудита является
2 Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3.
обязательным мероприятием (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»). Статья 42 Закона «О банках» содержит требования, предъявляемые к организации, осуществляющей аудиторскую проверку (аудиторская организация должна иметь лицензию на осуществление проверок кредитных организаций, наличие же 2-летнего опыта осуществления аудиторских проверок кредитных организаций дает возможность аудиторской организации осуществлять аудит банковских групп и холдингов). Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее 2 лет.
В проведении проверок банков могут участвовать служащие Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Банк России привлекает служащих АСВ к участию в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей3. Одновременно с этим АСВ является самостоятельным субъектом, осуществляющим мероприятия по предупреждению банкротства коммерческих банков4. Впрочем реализация мер по предупреждению банкротства коммерческих банков, указанных в ст. 2 Федерального закона от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» предусматривает изменения правового положения коммерческого банка. В качестве одной из мер по восстановлению платежеспособности коммерческого банка является приобретение определенной доли в уставном капитале банка, что приводит к необходимости управления санируемым банком. Данная обязанность возлагается на сотрудников АСВ. Однако существуют мнения о нецелесообразности применения такой меры. Обращаясь к опыту американского FDIC, которому запрещается становиться участником финансовых организаций, предлагается отказаться от ранее указанной функции АСВ5. По мнению автора, реализация долей в
3 О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ.
4 О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011г.: Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ.
5 О предупреждении банкротства банков // Банковское право.
2011. № 3. С. 18-24.
уставных капиталах проблемных банков наиболее устойчивыми коммерческими банками с определенным дисконтом позволит ввести в состав руководства несостоятельных банков более квалифицированных менеджеров. Кроме того, для устойчивых банков это является возможностью приобретения опыта антикризисного управления, а также у них появится возможность (на основании полученной информации о причинах несостоятельности коммерческого банка) провести анализ устойчивости и «финансового здоровья» своего баланса.
Агентство по страхованию вкладов, согласно положениям Закона № 40-ФЗ (ред. от 06.12.2011), осуществляет полномочия конкурсного управляющего. Для этих целей из федерального бюджета АСВ в качестве имущественного взноса Российской Федерации выделено 200 млрд руб., кроме того, предусмотрены возможность предоставления АСВ Банком России кредитных ресурсов и возможность использования АСВ средств фонда страхования вкладов6.
Начиная с 2004 г. АСВ было назначено ликвидатором и конкурсным управляющим 268 банков, работавших с вкладами населения. При банкротстве банка обязательными процедурами конкурсного производства являются:
- проверка обстоятельств его банкротства;
- выявление признаков преднамеренного банкротства (в случае наличия оснований) и направление заявлений о привлечении лиц, виновных в банкротстве банка, к уголовной и гражданско-правовой ответственности.
С 2005 г. АСВ было проведено 148 проверок [6], в результате чего был накоплен огромный материал о причинах банкротства коммерческих банков. Подобная информация является полезным материалом для разработки методики по предупреждению банкротств банков. Закрепление разработанных мероприятий на законодательном уровне позволит не просто своевременно выявлять ситуации снижения платежеспособности, но и ограждать руководство коммерческих банков от принятия решений, которые в перспективе могут привести к таким ситуациям.
В качестве альтернативы можно рассматривать меру, которую предлагает Общественный примиритель на финансовом рынке (Финансовый омбудсмен) Медведев Павел Алексеевич - право Банка России на профессиональное суждение [5].
6 Оздоровление банков. URL: М1р://%г№№ asv.org.ru/sanation.
Предлагается внести в положения Закона № 40-ФЗ норму, согласно которой представители Банка России могут выносить свой вердикт относительно устойчивости коммерческого банка не только на основании формальных показателей, но и руководствуясь своим пониманием ситуации, интуицией. Безусловно, подобная норма позволит реагировать на негативные изменения в деятельности коммерческого банка задолго до появления ныне законодательно закрепленных признаков. Вместе с тем негативной стороной предлагаемого изменения, по мнению автора, является то, что у специалистов Банка России появляется инструмент, позволяющий им более активно вмешиваться в деятельность коммерческого банка. Это может приводить к необоснованному наложению запретов на осуществление тех или иных мероприятий как на возможные причины банкротства коммерческого банка.
Следовательно, основным субъектом, реализующим комплекс мер по предупреждению банкротства коммерческого банка, является именно Банк России. Немаловажную роль в предупреждении банкротства коммерческого банка играет и АСВ. Однако в своей деятельности оно в основном выполняет пассивную функцию (страхование) и только на стадии банкротства - активную. Иные органы государственного контроля и надзора осуществляют указанные мероприятия косвенно.
Следующим элементом системы государственного регулирования являются отдельные механизмы и средства, которые прямо или косвенно направлены на профилактику несостоятельности банков. В первую очередь это связано с установлением системы нормативов, соблюдение которых позволяет не только создать почву для стабильного развития финансового сектора экономики, но и реально влияет на сокращение случаев банкротства банков.
Во-первых, деятельность коммерческого банка не может противоречить отдельным положениям Банка России, а это предполагает, что деятельность коммерческого банка, согласно ст. 24 Закона «О банках», должна сопровождаться созданием специальных резервов.
Изначально резерв представляет собой запас товаров, денежных средств, иностранной валюты и т. п. на случай надобности (источник, из которого черпаются специально сохраняемые ресурсы в случае острой необходимости их использования). Применительно к законодательству о банках резерв можно определить как формирование определенной
суммы денежных средств, которая может понадобиться в будущем.
В отличие от иных нормативов, определяемых законодательством о банках, резервирование является реальным отвлечением определенной суммы денежных средств из оборота коммерческого банка.
Коммерческий банк осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России за счет их перевода на счет для хранения обязательных резервов, открытый в Банке России, в безналичном порядке. В отдельных случаях кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России за счет выполнения обязанности по усреднению обязательных резервов, т. е. поддержанию усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете и корреспондентском субсчете7. Формирование резерва осуществляется на основе расчета рисков возможных потерь по отдельным операциям банка. Соответственно, может наблюдаться следующая тенденция: чем слабее коммерческий банк осуществляет внутренний контроль за осуществляемыми операциями, тем выше риск потерь по данным операциям, тем больше денежных средств должно быть задепонировано в качестве резерва в Банке России. В связи с этим из норм законодательства следует, что, с одной стороны, обязательные резервы представляют собой мощный инструмент предупреждения банкротства коммерческого банка, а с другой - отвлечение денежных средств из оборота не позволяет коммерческому банку максимально использовать имеющиеся денежные средства в операциях. В этом смысле обязанность создавать резервы выступает в качестве фактора, стимулирующего повышение качества внутреннего контроля за операциями коммерческого банка.
Размеры указанных резервов соблюдаются коммерческими банками в соответствии с указаниями Банка России. Каждым коммерческим банком должны быть сформированы резервы в соответствии с положением Банка России от 07.08.2009 № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций». Специально выделяются лишь отдельные резервы: 1) резерв на возможные потери по «ссудам»8
формируется на основе анализа факторов риска
7 Об обязательных резервах кредитных организаций: положение Банка России от 07.08.2009 № 342-П.
8 О порядке формирования кредитными организациями
резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и при-
равненной к ней задолженности: положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П.
невозврата выданных в кредит сумм. При этом выделяется 5 категорий качества выдаваемых кредитов. Каждой категории качества кредитов соответствует свой размер резерва на случай невозврата кредита. В целом размер резерва колеблется от 0 до 50 % балансовой стоимости кредита. Порядок определения резервов на возможные потери по кредитам определен в ст. 292 Налогового кодекса РФ, однако этот порядок преследует цель исключительной регламентации исчисления налога на прибыль. В то же время это может быть определено как косвенное регулирование деятельности коммерческого банка в целях предупреждения его банкротства. Применение положений ст. 292 НК РФ осуществляется с учетом и при отсутствии противоречий со специальными инструкциями и положениями Банка России по формированию резервов, о чем прямо указывается в НК РФ;
2) резерв на возможные потери под операции с резидентами оффшорных зон9 формируется в размере от 0 до 50 % в зависимости от группы оффшорных зон. Указанием Банка России предусмотрена возможность создания двух типов резервов: во-первых, резервы под кредиты, предоставленные резидентам оффшорных зон, а также под кредитную и приравненную к ней задолженность, определенную в соответствии с требованиями Банка России и числящуюся за резидентами оффшорных зон; во-вторых, резервы под финансовые инструменты, которые в свою очередь представляют собой базу для расчета резервов на возможные потери при операциях, контрагентами в которых выступают резиденты оффшорных зон;
3) Резервы на возможные потери10: по балансовым активам, по которым существует риск понесения потерь; по условным обязательствам кредитного характера, отраженным на внебалансовых счетах; по срочным сделкам, которые исполняются сторонами в срок (дата расчетов по которым приходится на срок) не ранее тре-
9 О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами оффшорных зон: указание Банка России от 22.06.2005 № 1584-У
10 О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери: положение Банка России от 20.03.2006 № 283-П.
тьего рабочего дня после дня их заключения; по требованиям по получению процентных доходов по кредитным требованиям. Также необходимо выделить резервы, формируемые банками, и которые являются общими для всех хозяйствующих субъектов. Положения НК РФ определяют порядок создания резервов, направленных на снижение общих финансовых рисков деятельности хозяйствующего субъекта. Однако в контексте предупреждения банкротства коммерческого банка наибольший интерес представляют две категории резервов. Согласно ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. К сомнительным долгам коммерческие банки не могут относить кредиты, под которые необходимо согласно ст. 292 НК РФ создавать специальные резервы.
Статья 300 НК РФ предусматривает создание резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность. Указанные резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги также включаются расходы по ее приобретению11.
Во-вторых, кроме своевременного накопления резервов, коммерческим банком должно постоянно поддерживаться финансовое состояние, соответствующее определенным нормативным показателям12, определяющим следующие минимальные размеры основных банковских активов. Этими нормативными показателями являются: 1) норматив достаточности собственных средств коммерческого банка, который регулирует риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных
11 О налогообложении резервов коммерческих банков. URL: http://finanal. ru/regulirovanie/o-nalogooblozhenii-rezervov-kommercheskik h-bankov?page=0,0.
12 Об обязательных нормативах банков: инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И.
средств банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков;
2) нормативы ликвидности банка - ограничивают риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяют минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Норматив текущей ликвидности банка ограничивает риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Норматив долгосрочной ликвидности банка ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней;
3) норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков - регулирует кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка;
4) норматив максимального размера крупных кредитных рисков - ограничивает совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств банка;
5) норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам - ограничивает кредитный риск банка в отношении участников банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам к собственным средствам банка;
6) норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка - ограничивает совокупный
кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком; 7) норматив использования собственных средств банка для приобретения акций других юридических лиц - регулирует совокупный риск вложений банка в акции других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций других юридических лиц, к собственным средствам банка.
Дополнительно к упомянутым нормативам, регулирующим деятельность коммерческого банка, банковским законодательством Российской Федерации устанавливаются отдельные показатели, опосредованно влияющие на вероятность наступления ситуаций, в результате которых банк может быть признан несостоятельным. Речь идет о величине уставного капитала коммерческого банка. Уставный капитал представляет собой одну из гарантий прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков коммерческого банка. Существует точка зрения, что наличие собственного имущества позволяет кредитной организации самостоятельно участвовать в гражданском обороте под собственную имущес-
13
твенную ответственность перед кредиторами13.
Уставный капитал может рассматриваться как многоаспектный показатель качества баланса коммерческого банка и одновременно с этим служит нескольким целям:
- обеспечению стартового капитала для начала и материальной базы для последующей коммерческой деятельности коммерческого банка;
- определению доли участия каждого акционера в доходе и в управлении коммерческим банком;
- осуществлению гарантийной функции: уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов14.
Формирование уставного капитала банка, созданного в организационно-правовой форме акционерного общества, может осуществляться не
13 Кавелина Н. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 02.12.1990. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
14 Шаповалов М. А., Бородина Н. М., Миронов В.Ю., Рыбакова С. В. Комментарий к Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
только за счет денежных средств, но и за счет иных имущественных вкладов акционеров. В то же время в российском гражданском законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения на формирование уставного капитала хозяйственного общества, в том числе и неденежными вкладами, за исключением тех случаев, когда такие ограничения устанавливаются самим хозяйственным обществом. Кредитные организации являются именно таким исключением. Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации Банком России установлен в п. 4.9 инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» и не может превышать 20 % цены размещения акций (долей в уставном капитале)15.
Указанная норма подтверждается имеющейся судебной практикой. Так, закон субъекта РФ об участии республики в кредитной организации признан недействующим в связи с несоблюдением требования об указании в таком законе вносимого имущества при приобретении более 20 % акций (долей), что является обязательным условием получения согласия Банка России на такое приобретение за счет средств бюджетов всех уровней не только при формировании, но и для действующей кредитной организации16.
В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал коммерческого банка имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, подтверждающие право его учредителей на внесение указанного имущества в уставный капитал коммерческого банка. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала коммерческого банка привлеченные денежные средства. Величина уставного капитала оказывает прямое влияние на возможность получения коммерческим банком лицензий на осуществление отдельных видов банковских операций, а это определяет и уровень финансовой независимости банка и, в конечном итоге, оказывает влияние на вероятность наступления банкротства коммерческого банка.
15 Шаповалов М. А., Бородина Н.М., Миронов В. Ю., Рыбакова С. В. Комментарий к Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
16 Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26.04.2006 № 73-Г06-4. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Статья 11 Закона «О банках» определяет минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, он устанавливается в сумме 300 млн руб. Указанная величина уставного капитала представляет собой минимальный размер собственных средств коммерческого банка, необходимых для его деятельности. Для получения лицензий на осуществление нескольких видов банковских операций коммерческий банк должен, помимо выполнения прочих требований, иметь соответствующий размер уставного капитала. Так, для получения генеральной лицензии коммерческий банк должен увеличить свой уставный капитал до 900 млн руб.; для получения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц - до 3,6 млн руб. По мнению автора, уставный капитал является наиболее важным показателем финансовой состоятельности коммерческого банка. Он прямо влияет на платежеспособность и на судьбу коммерческого банка от момента его учреждения и до момента прекращения деятельности. Законодательно закрепленная система нормативов, определяющих величину активов, а также величину резервов коммерческих банков в конечном итоге позволяет каждому банку регулярно, своевременно и в полной мере осуществлять мероприятия по предупреждению банкротства.
Законодательство о банках содержит и другие меры по предупреждению банкротства коммерческого банка, которые защищают его кредиторов и напрямую не относятся к системе государственного регулирования в сфере предупреждения банкротства. Согласно ст. 38 Закона «О банках» для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках являются организации, осуществляющие функции по обязательному страхованию вкладов (АСВ), и банки, привлекающие средства граждан. Наряду с фондами обязательного страхования коммерческие банки могут создавать и фонды добровольного страхования, которые существуют в форме некоммерческих организаций. Банк обязан поставить клиентов в известность о своем участии или неучастии в фондах добровольного страхования вкладов. В
случае участия в фонде добровольного страхования вкладов банк информирует клиента об условиях страхования. Изначально страхование вкладов (будь оно обязательное или добровольное) представляет собой одну из мер предупреждения негативных последствий финансовой несостоятельности банка.
Законодательство Российской Федерации в банковской сфере основной своей целью имеет поддержание стабильности и работоспособности банковской системы в целом. Это выражается в реализации особой системы мер государственного регулирования, направленных на предупреждение банкротства коммерческих банков. Однако в теории права отсутствует четкое определение системы государственного регулирования деятельности коммерческих банков в целях предупреждения банкротства.
По мнению автора, система государственного регулирования, обеспечивающая предупреждение банкротства коммерческих банков, представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанное функционирование которых направлено на поддержание стабильности деятельности коммерческих банков, что в конечном итоге обеспечивает профилактику и предотвращение ситуаций, из-за которых возможно наступление их финансовой несостоятельности. Данная система государственного регулирования предполагает объединение во взаимосвязанную совокупность следующих 3 элементов, к которым относятся: 1) субъекты, влияние которых на коммерческий банк может быть условно разграничено на прямое и косвенное. Прямое влияние исходит от субъекта, непосредственно регулирующего деятельность коммерческого банка в целях предупреждения его банкротства, таким субъектом является Банк России. Остальные субъекты, включенные в систему, оказывают косвенное влияние (например, АСВ и Счетная палата РФ воздействуют на деятельность коммерческого банка косвенно, осуществляя защиту интересов вкладчиков и государства). Накапливаемая АСВ информация о причинах наступления банкротства коммерческих банков является наиболее полной и позволяет разработать обобщенную методику предотвращения банкротства коммерческого банка. На основании общей методики (варьируя те или иные положения) коммерческие банки смогут формировать состав специальных мероприятий, направленных на предупреждение признаков несостоятельности коммерческого банка в каждой конкретной ситуации;
2) механизм резервирования денежных средств в Банке России, установления и соблюдения нормативов при осуществлении банковских операций - представляет собой комплекс обязательных регулятивных требований, реализация которых обеспечивает платежеспособность и предупреждение банкротства каждого коммерческого банка. Следует выделить нормирование размера уставного капитала, влияющего в первую очередь на возможность получения коммерчески банком лицензий на осуществление банковских операций, а также на его надлежащую конкурентную позицию среди других банков;
3) нормативные акты - представляют собой документально выраженную реализацию воли органов законодательной власти, направленную на регулирование деятельности коммерческих банков в целях предупреждения их банкротства.
Список литературы
1. Ахмадиев Р. Я. Центральный банк Российской Федерации и регулирование банковской системы. Казань, 2002. С. 7.
2. Андриянчик Р. В. Банковский надзор как эффективное средство предупреждения банкротства кредитных организаций. Товарно-денежные отношения, собственность, право собственности: сборник докладов и тезисов выступлений на научно-практической конференции, 23-24 марта 2006 г. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС. 2006. Ч. 2. С.33-42.
3. Быкова Н. И. Центральный банк и его роль в современной банковской системе Российской Федерации. СПб., 1999. С. 14.
4. Данилова Л. С. Банковский надзор Банка России как антикризисная мера стабилизации финансовой системы // Банковское право. 2009. № 4. С. 28-32.
5. Кукол Е. Банкирам дадут срок. URL:http:// www. asv. org. ru/agency/publication/show/?id= 258566.
6. Новикова В. Риски банкротства банков // Аналитический банковский журнал. 2011. № 10.
7. Овсянко Д.М. Административное право: учеб. пособие. М.: Юристъ. 1997. С. 169.
8. Павлодский Е. А. Механизм воздействия на проблемные банки нуждается в совершенствовании // Юридический мир. 2001. № 9. С. 23.
9. Устав Госбанка, высочайше утвержденный 6 июня 1894 г. СПб., 1894.