Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
государственное регулирование / кризис / антикризисное управление / state regulation / crisis / anti-crisis management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асташова Ульяна Владимировна

В статье рассматривается меры государственного антикризисного регулирования.. В статье описано как работает государственное антикризисное регулирование на примере Красноярского предприятия OOO «Импульс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асташова Ульяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF CRISIS SITUATIONS

The article discusses the measures of state anti-crisis regulation.. The article describes how the state anti-crisis regulation works on the example of the Krasnoyarsk enterprise OOO "Impulse".

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ»

30

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОИ

Э К О Н О М И К И

УДК: 658 (075.32)

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

© Асташова Ульяна Владимировна1

1студент Института экономики, государственного управления и финансов СФУ, специалист проектного офиса Института Севера и Арктики СФУ Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

В статье рассматривается меры государственного антикризисного

регулирования.. В статье описано как работает государственное антикризисное регулирование на примере Красноярского предприятия ООО «Импульс».

Ключевые слова: государственное регулирование, кризис, антикризисное управление.

Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение кризиса, а также эффективное его преодоление. Современный менеджер должен быть постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причины его возникновения могут быть довольно разнообразные.

Усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально

функционировать не может.

Вмешательство государства

необязательно должно выражаться в

организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

Глубина кризиса, скорость

преодоления переломов во многом определяются уровнем антикризисного управления - методами смягчения, предотвращения кризисных ситуаций, стабилизации экономических процессов. Последствиями кризиса могут быть оздоровление социально -экономической системы, ее обновление. В то же время обнаружение признаков кризиса на поздних стадиях, неэффективное антикризисное управление могут привести к разрушению систему, возникновению новых кризисов, наслаивание одного кризиса на другой. Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов

государственного регулирования. В периоды подъема регулирование может сводиться преимущественно к фискальным функциям. В кризисной ситуации нужна законодательная помощь и финансовая поддержка. Целю антикризисного государственного финансового регулирования является формулировка, выявления и помощь тем предприятиям, которые возможно вылечить, и эффективное проведение банкротство тех, кого вылечить нельзя. А также, целями государственного антикризисного регулирования являются: защита бизнеса; поддержание экономической стабильности; смягчение противоречий; рост качества жизни населения.

Далее рассмотрим виды

антикризисного регулирования, антикризисную экономическую политику и функции, которые выполняет государство, а также методы государственного регулирования, на примере конкретного кризиса, связанного с распространением короновирусной инфекции на территории нашего государства. Данный кризис по своему виду относится к нерегулярному виду, основанному на внешних факторах, и в следствии распространившейся, и на внутренние.

В числе основных видов государственного антикризисного

регулирования выделяют нормотворческую деятельность, финансовое регулирование, регулирование производственной и социальной сферы.

31

В сфере финансового антикризисного регулирования в условиях пандемии, линиями государственного воздействия являются:

- кредиты и ссуды, в частности для всех пострадавших предприятий в период пандемии выдают льготные кредиты под ставку 0% (в первые пол года, далее 4 % годовых во вторые) для выплаты заработной платы, также выдают беспроцентные, безвозвратные кредиты для осуществления деятельности (при соблюдении условий: выплата заработной платы в полном объеме и сохранение численности до 90% в течении года), субсидии для предприятий из особо пострадавших отраслей в первые месяцы пандемии.

- налоговое регулирование, в условиях распространении инфекции государство снизило ставки по ряду налогов, в частности для упрощённой системы налогообложения, для ЕНВД, снижена ставка на все страховые взносы, начисляемые с заработной платы свыше суммы минимальной оплаты труда, а для особо пострадавших отраслей отменена их оплата в апреле - июне 2020 года, также перенесены сроки оплаты по налогам на прибыль, по авансовым платежам по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество. Наряду с этим организованы следующие меры поддержки: отложено приостановление операций по счетам для субъектов малого предпринимательства, отложено проведение налоговых проверок и т.д.

В сфере производства линиями государственного воздействия являются:

- специальные программы развития в период пандемии для предприятий из особо пострадавших отраслей, действуют специальные программы поддержки, предоставление субсидий.

- поддержка малого и среднего бизнеса, как и было оговорено ранее в сфере налогового регулирования очень много мер поддержки.

- реструктуризация задолженности, здесь разработаны отдельные программы урегулирования возврата просроченной задолженности в период распространения короновирусной инфекции, также существует программа отсрочки платежей при приобретении имущества находящегося в государственной муниципальной собственности, есть отдельные программы уменьшения арендной платы - отсрочки

платежей по договорам аренды недвижимого имущества, также есть отдельная программа урегулирования и отсрочки банкротства, что в кризис благоприятно скажется в целом для многих предприятий.

- поддержка экспорта, программой поддержки является освобождение от таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров первой необходимости и их обороте на территории Российской Федерации.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное регулирование производства и реализации в сфере социальных ценностей. Например, со стороны государства усиливается контроль за ограничительными мерами, за мерами при организации рабочих мест и пространства в период пандемии. Регулирование социальной сферы

осуществляется следующим линиям государственного воздействия:

- занятость и трудовые отношения, выплата субсидий предприятиям, пострадавшим от коронавируса в первые месяцы ограничений для выплаты заработной платы сотрудникам, на уровне законодательства узаконена удаленная (дистанционная) работа и т.д..

- пенсии, пособия, стипендии, программы поддержки семей, имеющих детей, выплата дополнительных пособий по безработице, людям, потерявшим работу в период пандемии и т.д.;

- здравоохранение - государством организованы программы профилактики вируса непосредственно на рабочем месте, изменены правила оплаты больничных листов, утвержден новый порядок проведения диспансеризации, медицинских осмотров, иные виды поддержки.

- образование — возможность удаленного обучения.

При раскрытии понятий видов антикризисного регулирования, приведенные в качестве примера меры — это далеко не полный перечень мер государственного антикризисного регулирования в период пандемии.

Все вышеописанные меры, так же можно подвести под другую градацию Государственного регулирования, уже в отношении проведении экономической политики по различным направлениям: -фискальная (бюджетно-налоговая) политика, монетарная (денежно-кредитная) политика, структурная, научно-техническая,

32

промышленная, амортизационная,

инвестиционная, ценовая,

внешнеэкономическая, социальная политика.

При этом государство выполняет функции:

- укрепления рыночных механизмов и повышения конкурентоспособности экономики, оживление экономики и поддержание темпов экономического роста;

- создания единого информационного и экономического пространства, предупреждения спадов в экономике и роста инфляции;

стимулирования

развития

отечественных товаропроизводителей,

мобилизации доходов и недопущения бюджетного дефицита.

Среди методов государственного регулирования различают методы прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие реализуются административно-

экономическими средствами, косвенное воздействие - экономическими.

К методам прямого воздействия относятся:

- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;

- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;

- лицензирование внешнеторговых операций.

К методам косвенного воздействия относятся:

- налогообложение;

- регулирование цен, их уровней и соотношений для предприятий монополистов;

- платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

А теперь рассмотрим на практике, как работает государственное антикризисное регулирование в период распространения короновирусной инфекции на конкретном примере, на примере Красноярского предприятия ООО «Импульс». Предприятие работает с 1998г., относится к субъектам малого предпринимательства, численность

постоянных сотрудников (без аутсорсинга, субподрядов) на начало 2020 г. - 25 человек. Организация занимается розничной торговлей офисного оборудования и климатической техники, организацией услуг в сфере технического обслуживания, ремонта, пусконаладки, климатического оборудования и офисного оборудования, а также имеется цифровая полиграфия.

С начала распространения эпидемии организация, как не относящаяся к предприятиям по производству/реализации жизненно необходимых товаров, попала под ограничительные меры и была полностью закрыта с апреля по июнь 2020 года. Собственными средствами для оплаты зарплаты сотрудникам, арендной платы занимаемых помещений (коммерческая недвижимость) организация не обладала, и средств для оплаты кредиторской задолженности поставщикам в нужном объеме так же не имела. Встал вопрос сохранения сотрудников и взаимоотношений с контрагентами предприятия. Для сохранения дальнейшей работоспособности предприятия, руководством было принято решение -воспользоваться по максимуму всеми мерами поддержки государства. По основному виду деятельности (по коду ОКВЭД) организация напрямую попала в список отраслей особо пострадавших в период короновируса. И по факту смогла воспользоваться мерами поддержки государства (и для субъектов СМП и для пострадавших отраслей) и собственными мерами для оптимизации процессов:

- льготный кредит под ставку 0% (в первые полгода, далее 4 % годовых во вторые) для выплаты заработной платы;

- беспроцентный, безвозвратный кредитй для осуществления деятельности (при соблюдении условий: выплата заработной платы в полном объеме и сохранение численности до 90% в течении года);

- субсидия для предприятий из особо пострадавших отраслей в первые месяцы пандемии;

- взносы на социальное страхование в полном объеме не оплачивались за период с апреля по июнь, то есть полностью за 2й квартал 2020г., а с июля до конца 2020г страховые взносы оплачивались с учетом льготной ставки;

- льгота по ЕНВД (налог за 2020 год не платился);

- сниженная ставка по УСНО;

33

- снижение арендной платы в первые три месяца пандемии;

- офисные сотрудники по роду деятельности, связанные с работой за компьютером, были переведены на удаленную работу с сохранение заработной платы в полном объеме;

- организована продажа товаров/услуг через интернет.

Все предложенные государством меры оказали огромную поддержку компании и были очень важным моментов в сохранении в целом деятельности предприятия и выходу его их кризиса.

Список источников и литературы:

1. Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд, доп. и перераб./Под ред. проф. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Балдин К.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и O K », 2010.

3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Антикризисное управление» и другим экономическим специальностям. 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

4. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник. - М: Высш. шк., 2005.

5. Рудый К.В. Финансовые кризисы: теория, история, политика. М.: Новое знание, 2003.

6. Антикризисное управление : учеб.-метод. пособие / сост. А721 А. А. Субачев, М. А. Карасёв. -Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016.

7. Антикризисное управление: учебное пособие/О.И. Курлыков, А.Г. Волконская, Е.С. Казакова. -Кинель: РИО СГСХА, 2018.

THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF CRISIS SITUATIONS

© Astashova Ulyana Vladimirovna,

Student of the Institute of Economics, Public Administration and Finance of the Siberian Federal University, specialist of the project office of the Institute of the North and the Arctic of the Siberian Federal University

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Abstract: The article discusses the measures of state anti-crisis regulation.. The article describes how the state anti-crisis regulation works on the example of the Krasnoyarsk enterprise OOO "Impulse".

Keywords: state regulation, crisis, anti-crisis management.

Рукопись поступила: 1 февраля 2022 г.

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА СТАЛА СООРГАНИЗАТОРОМ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: АРКТИКА

Большой интерес в научном и экспертном сообществах вызвала тема прошедшего 21 февраля 2022 г. круглого стола «МЕЖДУНАРОДНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО И ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

АРКТИКА».

Круглый стол проводился по инициативе Группы по исследованию межрегионального международного

сотрудничества Российской ассоциации политической науки совместно с Институтом Севера и Арктики Сибирского федерального университета и при поддержке Тюменского регионального отделения Российской ассоциации политической науки. На круглом столе были подняты дискуссионные вопросы, связанные с освоением и развитием Арктического региона в современных сложных геополитических, экономических и иных реалиях. Высокий уровень научных докладов, интенсивные обсуждения и взаимный интерес участников друг к другу отличали прошедшее мероприятие.

Submitted: 1 February 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.