Научная статья на тему 'Система формирующего оценивания в обучении младших школьников'

Система формирующего оценивания в обучении младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРУЮЩЕЕ И СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / КАРТА ДВИЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ / FORMATIVE AND SUMMATIVE ASSESSMENT / EVALUATION CRITERIA / TOPICAL MOTION MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутрамеева Наталья Васильевна, Снедзе Ольга Ивановна

В статье рассматривается вопрос критериального оценивания успеваемости младших школьников, его функции и влияние на формирование ключевых компетенций учащихся. Большое внимание уделено такому инструменту оценивания, как Карта движения по теме, который может быть использован и применим во всех учебных предметах. В статье же показан алгоритм составления Карты на примере одной из ключевых тем математики в 4-м классе «Решение задач на движение». Результатом работы в системе формирующего оценивания является объективность в выставлении четвертных отметок, а также повышение самостоятельности и ответственности обучающихся за свои учебные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутрамеева Наталья Васильевна, Снедзе Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Formative Assessment in the Teaching of Primary School Students

The article considers the issue of influence of formative assessment on developing primary school students, Motion map on the topic as an instrument of assessment, functions of formative assessment. The article introduces an algorithm for compiling a Motion map on the topic by the example of one of the key topics of Mathematics in the fourth grade, «Solving Motion Problems», but this approach is applicable to all academic subjects. The result of work in the system of formative assessment is objectivity in placing term marks, as well as increasing the independence and responsibility of students for their academic results.

Текст научной работы на тему «Система формирующего оценивания в обучении младших школьников»

Система формирующего оценивания в обучении младших школьников1

The System of Formative Assessment in the Teaching of Primary School Students2

БУТРАМЕЕВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Заместитель директора ГБОУ «СОШ № 453» E-mail: natbutrameeva@mail.ru Санкт-Петербург, Россия

СНЕДЗЕ ОЛЬГА ИВАНОВНА

Заместитель директора ГБОУ «СОШ № 453» E-mail: olga.snedze@mail.ru Санкт-Петербург, Россия

NATALIYA BUTRAMEEVA

Deputy Principal of the Public Budgetary Educational Institution «School № 453» E-mail: natbutrameeva@mail.ru St. Petersburg, Russia

OLGA SNEDZE

Deputy Principal of the Public Budgetary Educational Institution «School № 453» E-mail: olga.snedze@mail.ru St. Petersburg, Russia

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается вопрос критериального оценивания успеваемости младших школьников, его функции и влияние на формирование ключевых компетенций учащихся. Большое внимание уделено такому инструменту оценивания, как Карта движения по теме, который может быть использован и применим во всех учебных предметах. В статье же показан алгоритм составления Карты на примере одной из ключевых тем математики в 4-м классе «Решение задач на движение». Результатом работы в системе формирующего оценивания является объективность в выставлении четвертных отметок, а также повышение самостоятельности и ответственности обучающихся за свои учебные результаты.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирующее и сумма-тивное оценивание, критерии оценивания, Карта движения по теме.

ABSTRACT. The article considers the issue of influence of formative assessment on developing primary school students, Motion map on the topic as an instrument of assessment, functions of formative assessment. The article introduces an algorithm for compiling a Motion map on the topic by the example of one of the key topics of Mathematics in the fourth grade, «Solving Motion Problems», but this approach is applicable to all academic subjects. The result of work in the system of formative assessment is objectivity in placing term marks, as well as increasing the independence and responsibility of students for their academic results.

KEY WORDS: formative and summative assessment, evaluation criteria, Topical motion map

1 Статья победителя международного конкурса «Практики внутриклассного оценивания - 2019» (http://www.edutech.fund/).

2 The winner of the best article award of the International Contest «Practices of Classroom Assessment - 2019" (http://www.edutech. fund/).

Одним из важных концептуальных положений модернизации российского образования становится компетентностный подход, что предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций [9]. В педагогической литературе отмечается необходимость перехода от парадигмы оценки достижений учащихся по знаниям, умениям, навыкам к оценке уровня сформирова-ности ключевых компетенций [7]. Проблему оценивания учебных достижений учащихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения образовательных программ [8].

В качестве теоретической базы системы внутри-классного оценивания в нашей школе используется технология критериального оценивания, описанная авторами О.Н. Крыловой и Е.Г. Бойцовой [3].

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, и способствующий формированию у учащихся умения учиться [2]. Критериальная оценка является основой современной системы оценивания, она должна быть открыта ученикам и учителю до выставления конкретных отметок за выполненную работу. При критериальном оценивании важен не только результат, но и процесс. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Такое оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на наблюдении за процессом и сравнением своего результата со своим предыдущим.

Педагогическая сущность технологии критериального оценивания заключается в том, что она способствует объективности оценивания, росту мотивации к обучению, формирует ответственность за результаты своего труда и, в конечном итоге, повышает качество образования [1].

Технология критериального оценивания базируется на совокупном использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного [3]. Суммативное проводится за какой-либо завершенный этап в обучении: изучение конкретного раздела, темы, завершение четверти или уровня начального образования. Формирующее проводится непрерывно, из урока в урок.

Рассмотрим опыт практического применения технологии критериального оценивания на одной из ключевых тем математики «Решение задач на движение» (программа «Перспектива», 4-й класс). При тиражировании описанного опыта необходимо учитывать факторы, определяющие его эффективность:

1. Рассмотрение темы в целом (возможно не только в течение года).

2. Постановка целей и задач для учащихся.

3. Выбор инструментария для оценивания.

4. Разработка четких критериев, выделение из них ведущих.

5. Наличие ранней обратной связи.

6. Непрерывность процесса оценивания.

7. Создание ситуаций-стимулов, обеспечивающих учебно-познавательную деятельность.

8. Формирующее оценивание не влияет на итоговую отметку.

Тема изучается на протяжении всего года обучения, что представляет трудность в оценивании планируемого результата. В представленном опыте проектируется не отдельный урок, а серия уроков по теме в рамках формирующего и сум-мативного оценивания.

Подготовку к изучению темы начинаем с анализа содержания учебника и рабочей программы учителя, которые дают представление о типах задач на движение, математической терминологии, месте урока в системе уроков, планируемом результате. Информация, представленная в таблице 1, станет основой разработки Карты движения ученика по теме «Равномерное движение».

Особое внимание уделяем критериям оценивания. В рабочих программах по учебному предмету они совпадают с видами деятельности учащихся [5] и представлены в таблице 2.

В работе над критериями мы придерживаемся мнения М.В. Бойкиной и Ю.И. Глаголевой, которые утверждают, что «в ходе оценивания один или несколько критериев могут становиться ведущими, основными и определять цель проверки» [1, с. 14]. Используя форму таблицы из методического пособия, приведем пример ведущих критериев по теме к урокам № 32 и № 33 и комментарий к ним (см. табл. 3).

Выделение ведущих критериев в рамках формирующего оценивания дает учителю более объективную картину при оценивании результата в конце урока. Таким образом, при подготовке

Таблица 1

№ УРОКА ВИД ЗАДАЧИ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО ТЕМЕ

31-33 2-я четверть Равномерное движение скорость, время, расстояние Ученик научится: • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами; • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью арифметическим способом (в одно-два действия); • решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела; • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; • выполнять проверку решения задачи разными способами.

86-88 3-я четверть Встречное движение двух объектов скорость сближения

91-93 3-я четверть Движение в противоположных направлениях скорость удаления

96-98 3-я четверть Движение в одном направлении скорость приближения

113, 114 4-я четверть Движение по реке: по течению и против течения собственная скорость, скорость по течению, скорость против течения

к серии уроков по теме складывается целостная картина для представления того, что будем оценивать, когда, по каким критериям.

На первом уроке, используя в качестве наглядности таблицу 1, учитель показывает место урока в системе уроков по этой теме, обсуждает и согласовывает с обучающимися цель на целую тему: научиться решать задачи на движение с величинами «скорость», «время», «расстояние». Необходимо отметить важность формулирования целей и задач для учителя и для учащихся. Формулируя цели и задачи для себя, учитель задает вектор направления своей деятельности. Формулируя цели и задачи, которые он обсуждает и согласовывает с учащимися, задает вектор направления деятельности учеников.

Задачи, которые решаются на уроке, диагно-стичны и измеряемы, понятны учащимся: уметь

моделировать задачи на движение, устанавливать взаимосвязь между величинами, объяснять и обосновывать выбранное действие, записывать решение и ответ и т. п., в зависимости от номера урока. В нашем случае задачи выступают в качестве критериев, по которым учащийся будет оценивать себя в конце урока. Инструментом оценивания является Карта движения по теме, которая разрабатывается учителем и выдается обучающимся на первом уроке изучения темы. Ученик получает наглядное представление о количестве уроков, контрольно-оценочных мероприятиях (проверочных, контрольных). В рамках обсуждения и согласования самостоятельно вписывает критерии на ближайшие несколько уроков, например 31-33. В качестве приложений к Карте движения есть и демоверсии контрольно-оценочных мероприятий. Например, на 31-м уроке они знакомятся с демоверсией проверочной работы, которая будет проводиться на 35-м

Таблица 2

31-33 УРОКИ ОСТАЛЬНЫЕ УРОКИ

Моделировать и решать задачи на движение в одно действие, используя схематический рисунок, таблицу или диаграмму. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Составлять и решать задачи, обратные данным. Записывать решение и ответ. Дополнять условие задачи недостающим данным. Интерпретировать информацию, представленную в виде таблицы. Формулировать выводы. Моделировать и решать задачи на движение. Составлять задачи на движение по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим вопросом, числовым данным. Планировать решение задачи.

Таблица 3. Соотношение цели проверки и используемого критерия

№ УРОКА ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ ВЕДУЩИЙ КРИТЕРИЙ КОММЕНТАРИЙ

32 Умение моделировать условие задачи Умение создавать модель одним из способов, удобных для учащегося Решение задачи не записывается

33 Решение задач на движение Выбор арифметического действия Вычислительные ошибки не учитываются

уроке. До 57-го урока (контрольная работа) учащиеся имеют возможность улучшать свой результат на базовом и повышенном уровнях.

Результаты уроков ученик фиксирует в Карте движения по теме символическими значками: (!) - все понятно, (?) - есть вопросы, затруднения, ( - ) -не разобрался. Работа с Картой движения отражает не только систематический, но и позитивный характер процесса оценивания учеником своей деятельности в усвоении темы. Создается психологический настрой на достижение результата, комфортность в отсутствии чувства тревожности в случае неуспеха, открытость и прозрачность. Когда результата достичь на уроке не удалось, неудовлетворительная отметка не выставляется. Учитель помогает выяснить и сформулировать

ученику свои затруднения, пути выхода из них, что также фиксируется в карте. Таким образом, из урока в урок создаются условия для формирующего оценивания. Ученик знает, что он должен сделать, чтобы улучшить свой результат. При желании или необходимости может переписать проверочную или самостоятельную работу, что повышает ответственность за результат своего труда. Таким образом, в рамках критериального оценивания Карта движения по теме выполняет несколько функций: контролирующую, коррекционную, мотивационную, констатирующую, создает условия для формирования ключевых компетенций обучающихся, в том числе для само- и взаимооценивания. Приведем пример Карты движения по теме «Равномерное движение» (см. табл. 4).

Таблица 4. Карта движения по теме «Равномерное движение»

ВИД ОЦЕНИВАНИЯ № УРОКА ВИД ЗАДАЧИ/ КОНТРОЛЬ ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ/ КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТ ТРУДНОСТИ (пример) ВЫХОД ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ (пример)

Формирующее 31-й урок Нахождение скорости • моделировать и решать задачи в одно действие; • устанавливать взаимосвязь между величинами; • объяснять и обосновывать выбранное действие; • составлять и решать задачи, обратные данным; • дополнять условие задачи недостающим данным !

32-й урок Нахождение скорости, времени, расстояния ? Путаю значки, которыми обозначаются величины Наглядная опора с расшифровкой значков

33-й урок Нахождение скорости, времени, расстояния ? Неправильно нашел время Опорная схема для нахождения трех величин, которой можно пользоваться на уроках

<и о н в и 35-й урок Проверочная работа. Демоверсия 4

т а м 57-й Контрольная 5

м урок работа.

О Демоверсия

заданий по теме

Опыт работы показывает, что одним из наиболее эффективных приемов на этапе рефлексии является использование интернет-технологии plickers.com. Для ученика - это элемент игры, активизирующий его учебно-познавательную деятельность. А для учителя - возможность получить раннюю обратную связь прямо на уроке, скорректировать к следующему уроку педагогическую деятельность с учетом выявленных проблем.

Считаем важным отметить, что, приступая к разработке контрольно-оценочных мероприятий в рамках суммативного оценивания, мы ориентируемся на планируемый результат, отраженный в блоке «ученик научится»: уметь решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние). Таким образом, на уроках материал даем по максимуму, а на контроль выносим только то, что прописано в планируемом результате.

Здесь необходимо отметить, что есть и другие эффективные инструменты оценивания. Например, при изучении темы «Глагол» в рамках формирующего оценивания обучающимся предлагается кластер, который позволяет им представить целостную картину изучения темы и видеть, какое приращение знаний происходит. В качестве инструмента оценивания здесь выступает Лист орфографических умений, который отражает динамику каждого конкретного ученика.

Как показывает опыт, уже сейчас можно говорить о том, что данная система оценивания способствует развитию учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций, когда учащийся готов искать, думать, обосновывать, планировать, сотрудничать. У учащихся повышается степень самостоятельности на уроке, ответственности и, что самое важное, -положительная мотивация к обучению. Наблюдается стабильное качество знаний, объективность в выставлении четвертных отметок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойкина, М. В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе: методич. рекомендации / М. В. Бойкина, Ю. И. Глаголева. -СПб. : Каро, 2017.

2. Гладкая, И. В. Оценка образовательных результатов школьников / И. В. Гладкая. -СПб. : Каро, 2008. - 144 с.

3. Крылова, О. Н. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-ме-тодич. пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бой-цова. - СПб. : Каро, 2015. - 128 с.

4. Маскин, В. В. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу : практич. пособие / В. В. Маскин, А. А. Петренко, Т. К. Меркулова. - М. : Аркти, 2006. - 64 с.

5. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива».

1-4 классы : пособие для учителей общеобра-зоват. организаций / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Мира-кова. - М. : Просвещение, 2014. - 137 с.

6. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М. А. Пинская. - М. : Логос, 2012. - С. 142-147.

7. Пинский, А. А. К новой парадигме в образовании / А. А. Пинский. - М. : Парсифаль, 1996. -88 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. -(Стандарты второго поколения). - 31 с.

9. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.