Научная статья на тему 'Система формирования социальной компетенции будущих специалистов технического профиля'

Система формирования социальной компетенции будущих специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SOCIAL COMPETENCE / IMITATING INTENSIVE METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова И. Г.

The essence of the social competence in vocational training is considered in article, the authors system of formation of the social competence of the future experts of a technical profile is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SOCIAL COMPETENCE OF THE FUTURE TECHNICAL SPECIALISTS FORMATION

The essence of the social competence in vocational training is considered in article, the authors system of formation of the social competence of the future experts of a technical profile is presented.

Текст научной работы на тему «Система формирования социальной компетенции будущих специалистов технического профиля»

ф

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

THE SYSTEM OF DEVELOPING A SOCIAL COMPETENCY OF THE FUTURE TECHNICAL SPECIALISTS

И.Г. Захарова

В статье рассматривается сущность социальной компетенции в профессиональном образовании, представлена авторская система формирования социальной компетенции студентов технического профиля.

Ключевые слова: социальная компетенция, имитационно-интенсивные методы обучения.

Zakharova I.G.

The author examines the essence of the social competency in vocational training and presents her own system of developing a social competency of the future technical specialists.

Keywords: social competency, intensive imitation methods of teaching.

Глобальные изменения и интеграционные процессы в социально-политической, экономической и культурной сферах, охватившие мировое сообщество в начале XXI в., выдвигают новые требования к развитию профессионального образования, к повышению качества подготовки специалистов. Человек теперь по-новому смотрит на производственный процесс. Управляя современной высокоточной аппаратурой, он должен быть интеллектуальным, высококультурным, решительным и ответственным. Только такой работник способен принять оптимальное решение в нестандартной ситуации и в полной мере отвечать за него. Ответственность как одна из необходи-

мых черт современного специалиста, наряду с организаторскими способностями, социальной активностью и умением работать в команде, высоко ценится в современном мире. Для того чтобы система образования выполнила свое назначение в новых условиях, она должна быть столь же динамична, как социальные изменения самого общества. По мнению большинства современных ученых, педагогов, интенсивные преобразования в профессиональном образовании необходимо связать с компетентностно-ориентированным подходом к подготовке специалистов, с формированием у них ключевых компетенций, необходимых для функционирования в социуме.

Таблица

Содержание системы «Развитие социальной компетенции студентов технических специальностей»

Составляющие компоненты социальной компетенции Качества, формируемые у студентов Теоретическое обеспечение формирования компетенции

1 курс Оптимизм Жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность Спецкурс «Основы развития социальной компетентности»

2 курс Стремление к согласию Отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, принципиальность Психология и педагогика

3 курс Социально- коммуникативная адаптивность Пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место Основы социальной психологии

4 курс Толерантность Умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым Социология, политология, культурология

5 курс Фрустрационная толерантность Способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, адекватно оценивать реальную ситуацию, предвидеть позитивное решение Безопасность жизнедеятельности

#

$

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Компетенция - способность человека действовать самостоятельно и ответственно, наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта и способность в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Совет Европы выделяет 5 ключевых компетенций, которыми должны владеть будущие специалисты. В этой классификации первое место отводится социальной компетенции [1, с. 265]. Социальная компетенция - способность быть ответственным, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов [1, с. 266]. Социальная компетенция играет большую роль при взаимодействии, сотрудничестве людей друг с другом. Роль социальной компетенции важна при установлении контактов между людьми, выработке правил, тактики и стратегии поведения. Происходящие социальные изменения требуют знания и соблюдения правил делового общения от всех граждан, проживающих в социуме. Социальные компетенции входят в состав социальной компетентности, которая помимо психологических критериев включает содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты. Следовательно, социально компетентный человек должен не только понимать суть проблемы, но и уметь решать ее практически. Поэтому развитие социальной компетенции будет эффективным, если оно будет происходить на протяжении всего периода обучения студентов в вузе. Социальную компетенцию целесообразно развивать поэтапно, в процессе обучения в вузе от курса к курсу, выделяя приоритетную составляющую [2, с. 127].

Формирование предыдущего компонента социальной компетенции создает основу для последующего. При этом роль катализатора будет выполнять авторский спецкурс «Основы развития социальной компетенции». На каждом этапе необходимо выделить профессиональные и личностные качества студентов и предусмотреть виды деятельности, включение в которые будет способствовать развитию социальной компетенции. При реализации программы необходимо активное участие педагогов всех дисциплин, изучаемых студентами на соответствующих этапах обучения. Умения и качества, сформированные на одном этапе, получают свое подкрепление и развитие на последующих курсах обучения студентов.

Развитие социальной компетенции в процессе изучения дисциплин социально-психологического цикла может происходить следующим образом. На первом курсе преподаватели социально-психологических дисциплин выполняют информационную функцию, обеспечивая научность, достоверность, полноту и глубину сообщаемых знаний. На данном этапе предпочтение отдается неимитационным интенсивным технологиям обучения, которые представляют собой

средства передачи информации, знаний, умений, навыков непосредственно от преподавателя обучаемому [3, с. 21]. Классический пример - лекция. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция-беседа, лекция - мозговая атака, лекция-дискуссия) и других неимитационных методов (групповые консультации, пресс-конференции, самостоятельная работа, подготовка докладов, рефератов, анкетирование, мозговая атака, круглый стол) повышает качество усвоения студентами учебного материала, степень сформи-рованности социальной компетенции.

На последующих курсах обучения в процессе преподавания дисциплин социально-психологического цикла следует отдавать большее предпочтение имитационно-интенсивым методам обучения, которые содержат элементы обратной связи с обучаемыми [3, с. 36]. К имитационно-интенсивым технологиям можно отнести ролевые, деловые, мыследеятельностные, проблемно-деловые, инновационные, проблемно-ситуационные, ситуационные, мыслительные игры и тренинги.

Все перечисленные неимитационные и имитационно-интенсивые методы очень эффективны при формировании социальной компетенции студентов. Групповое обсуждение и решение проблем помогает всем участникам высказать свою позицию, учит умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения и одновременно прислушиваться, считаться с мнением окружающих, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения, дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

Социальные, коммуникативные тренинги и тренинги личностного роста, деловые и интерактивные игры способствуют достижению наивысшей концентрации личностных сил и возможностей для всех участников учебного процесса, способствуют формированию социальной компетенции. С большой вероятностью можно предположить, что если в процессе преподавания всех остальных дисциплин учебного плана педагоги будут обращать внимание на формирование ключевой социальной компетенции будущих инженеров, то процесс подготовки требуемых обществом социально компетентных специалистов будет более динамичным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. - М.: Психолого-социальный ин-т, 2005.

3. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. - М: МГУП, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.