Научная статья на тему 'Совершенствование технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение'

Совершенствование технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
380
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ПРЕИМУЩЕСТВА ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / TECHNOLOGICAL COMPETENCY / IN-FIRM TRAINING / TEST OF TECHNOLOGICAL COMPETENCY IMPROVEMENT / PERSONAL FLOW CHART / BENEFITS OF IN-FIRM TRAINING / SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бибалаева Умайра Насруллаевна, Шаймарданов Рафис Хасанович

В статье рассматривается необходимость совершенствования технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение. Выделяются технологические компетенции, формируемые у сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение, с последующим проведением диагностики их совершенствования через персональную технологическую карту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бибалаева Умайра Насруллаевна, Шаймарданов Рафис Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the need to improve the technological competence of employees of social service institutions through in-house training. Technological competencies formed from employees of social service institutions through in-house training are singled out, followed by a diagnosis of their improvement through a personal technological map.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение»

16. Reznik N.A. Visualization of educational content in the modern information space. Materials of International sc.-pr. conf. "Information educational environment of a modern, University as a factor of improving the quality of education", 01-03 November 2007, Murmansk state pedagogical University. Ed. R.I. Tripolskiy. Murmansk: MGPU, 2007. P. 24-26. [in Russian].

17. Rubashkin D.D. Informatization of education and formation of educational environment of school: training teachers. Voprosy obrazovania, 2010. № 4. P. 85-100. [in Russian].

18. Serikova T.Y. Transformation of the concepts of "visual" and "artistic" images in modern culture. Izvestia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010. №. 2-1. P. 152-155. [in Russian].

19. Solov'eva T.V. Infographics in the media and educational texts. Vestnik Novgorodskiogo gosudarstvennogo universiteta imeni YaroslavaMudrrogn,, 2010. № 57. P. 76-79. [in Russian].

20. Sirina T.A. Cognitive visualization: essence of concept and its role in the language teaching. Vestnik TSPU, 2016. №. 7 (172). P. 81-84.[in Russian].

21. Trukhan A.I., Trukhan D.A. Visualization of training information in the learning of mathematics, importance and role. Uspekhi sovremennogo estestvoznania., 2013. № 10. P. 113-115. [in Russian].

22. LHC Physics Center switches to whiteboard-only forums. Fermilab Today, 2014. March 5. Available at: http:// www.fnal.gov/pub/today/archive/archive_2014/today14-03-05.html

Сведения об авторе:

Аранова Светлана Владимировна,

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. КтаИ: svet-aranova@yandex.ru

Information about the author: Aranova Svetlana Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Leading Scientist of Research Institute of the Pedagogical Problems of Education, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University; Saint-Petersburg, Russia. E-mail: svet-aranova@yandex.ru

УДК 36 ББК 65.9(2)27

У.Н. Бибалаева, Р.Х. Шаймарданов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В статье рассматривается необходимость совершенствования технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение. Выделяются технологические компетенции, формируемые у сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение, с последующим проведением диагностики их совершенствования через персональную технологическую карту.

Ключевые слова: технологическая компетенция, внутрифирменное обучение, диагностика совершенствования технологической компетенции, персональная технологическая карта, преимущества внутрифирменного обучения, социальные услуги.

U.N. Bibalaeva, R.Kh. Shaimardanov

THE IMPROVEMENT OF SOCIAL SERVICE INSTITUIONS STAFF TECHNOLOGICAL COMPETENCY THROUGH

IN-FIRM TRAINING

The article considers the need to improve the technological competence of employees of social service institutions through in-house training. Technological competencies formed from employees of social service institutions through in-house training are singled out, followed by a diagnosis of their improvement through a personal technological map.

Key words: technological competency, in-firm training, test of technological competency improvement, personal flow chart, benefits of in-firm training, social services.

В современной социальной сфере необходимость постоянного повышения профессионального уровня сотрудников учреждений социального обслуживания обусловлена внедрением новых социальных технологий и государственных образовательных стандартов, вследствие чего возникла потребность в совершенствовании технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, на международном уровне - Программой ЮНЕСКО «Образование для всех», рекомендацией Конвенции о развитии человеческих ресурсов Международной организации труда определены задачи в области повышения профессиональной компетентности и переподготовки кадров. Указано, что профессиональное образование работников учреждений социального обслуживания должно быть ориентировано на потребности специалиста в повышении профессионального уровня и в формировании своих профессиональных и личностных качеств, повышении профессиональной грамотности.

Введенный с 1 января 2014 года Федеральный Закон от 28.12.2013

№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» существенно дополняет функционал специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания. Появляется потребность в сотрудниках, владеющих технологиями, ориентированными на качественное обслуживание получателя социальных услуг.

Проблемам совершенствования профессионализма, непрерывного профессионально-педагогического образования посвящены отечественные (А.С. Белкин, И.А. Зимняя, Л.В. Мардахаев, А.К. Маркова, В.С. Лазарев, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.А. Адольф, Л.П. Алексеева, Ю.В. Варданян, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Ф.Д. Рассказов, Г.С. Сухобская и др.) и зарубежные (Дж. Равен, Ж. Делор, Хут-махер, Г. Халаж, В. Р. Уайт) научные исследования.

Изучение литературы по социальной работе показало, что не в полной мере раскрыты вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами совершенствования технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение.

В Российской Федерации социальная работа как область профессиональной деятельности начинает складываться в начале 90-х годов XX века. Распад единого экономического, социального и геополитического государства привёл к кономическому кризису и увеличению социальных проблем, вследствие чего появляется новый вид профессиональ-

X

ф

ф т

g Ф

Pi

0 о ° ф

s о

S I

л

1 ф

Ф s

s I

'S ^ О I

g s

s s

iE a-

Ф T

о

0 *1

ф

ф m

s

ф sé

I-

(О о

Шю

s °

ь p

1 ?

я-«

£ s

CQ -j

О о

го

ЕЗ

Х

го"

ш

ф

го ^

го

ю ^

ш ±

ной деятельности и создаются учреждения социальной сферы.

С принятием Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации в 1993 году произошел уход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты. В её основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» [3, с. 40-41]. Мероприятия социального обслуживания через систему различных социальных служб должны были оказывать содействие для устранения причин неблагополучия граждан и оказания адресной помощи для выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации.

Важной особенностью Концепции являлось то, что в ней предусматривалось создание отрасли социальных работников, профессиональных служащих, тем самым формировалась профессия, традиции которой заложены в стране еще в начале XX века.

Однако новая социальная работа после реализации Федерального Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» стала нуждаться в сотрудниках, способных комплексно решать социальные проблемы через предоставление качественных социальных услуг, организацию межведомственного взаимодействия и социального сопровождения нуждающихся граждан.

Приоритетными направлениями кадровой политики являются подбор кадрового состава и работа с ним через внутрифирменное обучение, рост престижа и привлекательности социальной работы, совершенствование профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников.

В целях реализации пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной со-

циальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.10.2013 № 2108-р утвержден перечень мероприятий по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников. Перечень мероприятий предусматривает осуществление мер, способствующих приобретению работниками необходимых компетенций, обеспечивающих их высокий профессиональный уровень.

В соответствии с социальным и государственным заказом востребованы сотрудники с высоким уровнем сформированной компетенции, широким кругозором, стремлением к постоянному повышению квалификации.

Постоянно происходящие изменения в социально-экономической и политической сферах в стране, внедрение новых законодательных документов в область социального обслуживания требуют разработки качественно новых теоретико-методологических основ профессиональной деятельности сотрудников учреждений социального обслуживания.

«Целенаправленная деятельность по подготовке общества к происходящим демографическим изменениям требует укрепления системы социальных служб, совершенствования технологий решения экономических, семейно-бытовых, психологических и многих других проблем, имеющих жизненно важное значение для пожилых людей [2, с. 5].

Определяется потребность в сотрудниках учреждений социального обслуживания, которые качественно владеют профессиональными знаниями, умеют применять их в практической деятельности и понимают возрастные и психологические особенности граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании.

«На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств... Личность социального работника включает также понимание своих личностных характеристик, реальную оценку своих возможностей и уровня квалификации, способность

к объективной самооценке, ситуативное самопознание - постоянную рефлексию при взаимодействии с клиентом и самоорганизацию» [7, с. 5].

В условиях динамизма в социальной сфере сотрудникам учреждений социального обслуживания возникла необходимость постоянного совершенствования. Таким эффективными и бюджетными путями являются внутрифирменное обучение и непрерывное самообразование. Сегодня необходимо активизировать у сотрудников учреждений социального обслуживания такие качества личности, как способность творчески мыслить, инициативность, мобильность и поиск нестандартных решений.

«Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности» [4, с. 52].

Совершенствование технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания в условиях внутрифирменного обучения, его непрерывного самообразования является особенно актуальной задачей в учреждениях социального обслуживания, куда обращаются за помощью социально незащищенные, уязвимые категории населения, нуждающиеся в особой заботе и внимании.

Повысить качество жизни нуждающихся граждан через предоставление социальных услуг возможно только при наличии сотрудников, владеющих современными социальными технологиями, направленных на адекватное жизнеустройство и максимальное удовлетворение потребностей нуждающихся граждан. При этом немаловажное значение уделяется коммуникативным способностям сотрудников, их умению слушать, понять проблему нуждающихся граждан

и вникать в нее, определяя действия по её оптимальному решению для достижения эффективного результата. Главными принципами в профессиональной деятельности сотрудников должны являться гуманизм, справедливость, компетентность, альтруизм и индивидуальный подход, ответственность перед нуждающимся гражданином.

В совершенствовании компетентности сотрудников существенную часть составляют технологические компетенции. Принимая во внимание наличие потребности в необходимых знаниях, умениях, предъявляемые профессиональными стандартами к сотрудникам, предоставляющим социальные услуги, требования повышения качества социальных услуг, специфику и уровень профессиональной подготовки сотрудников учреждения мы выделяем следующие технологические компетенции, формируемые у сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение, с последующим проведением диагностики их совершенствования.

1. Углубление знаний в области социального права. Социальное право -это комплексная отрасль права, которая является системой норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в ключе практической организации и осуществления социальной защиты населения с целью смягчения социальной напряженности в обществе.

Государство обеспечивает финансовую поддержку и создает необходимую структуру для обеспечения граждан конституционным правом на социальную защиту. Знания социального права для сотрудников учреждений социального обслуживания - это знания нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения, необходимые для своевременного и качественного предоставления социальных услуг. Нормативно-правовое обеспечение представлено законодательными актами, приказами и постановлениями федерального, регионального, окружного и муниципального уровней.

2. Совершенствование технологической компетенции. Социальные

X

ф

ф ^

т >.

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ Ф

0 о ° ф

^ о

^ I

л

1 ф Ф 2

§ I

О I

" 5 £ 8 [Е а-

ф т

о ^

0 *1

ф

Ф СО ф ^

I-

Со о

тю

£ ° ей

ь р

1 ?

ЕЭ Е^

£ ^ ш -г

Л °

О о

го

3

><

□l

ш

ф

го ^

го ю

S

LQ ±

технологии стали неотъемлемой частью решения социальных задач сотрудниками. Ни одна из профессиональных задач сегодня не может решаться без технологий. Поэтому прикладная педагогика (технология) занимает существенную часть профессиональной подготовки будущих сотрудников.

Предметом изучения прикладной педагогики является проектирование и реализация в социально-педагогическом процессе конкретных социальных технологий [8, с. 8].

Опираясь на работы Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.Д. Симоненко, В.Д. Ша-дрикова, Р.Х. Шаймарданова и др., мы определяем технологическую компетенцию как способность и готовность человека к преобразовательной деятельности по определенной профессии. Современные социальные технологии ориентированы на адресное решение проблем каждого гражданина, в этом нуждающегося, и всего общества в целом. Понятие «технология» происходит от греческих слов «techne»: искусство, мастерство, умение и «logos»: учение, наука [5, с. 1330]. Социальная технология - это механизм последовательной реализации целесообразной практической деятельности сотрудников, методы, направленные на положительное преобразование жизнедеятельности человека, максимальное удовлетворение его потребностей.

Практическая деятельность, которую проводят сотрудники учреждения социального обслуживания, используемые ими новые подходы в решении социальных вопросов граждан в обществе находят своё отображение в понятии «технология социальной работы», которая, воздействуя на социальные процессы, повышает качество жизни населения.

3. Развитие коммуникативной культуры специалиста. Коммуникативная культура - это умение сотрудника применять в практической деятельности имеющиеся знания по результативным коммуникационным методам, адаптируя их к различным жизненным ситуациям.

Необходимо обратить внимание, что сотрудник, владеющий коммуникатив-

ной культурой, способен эффективно разрешить любую переговорную ситуацию и наладить конструктивные отношения для последующего решения проблем нуждающегося гражданина.

Констатирующая и последующая диагностика совершенствования технологической компетенции у сотрудников проводится через «Персональную технологическую карту отслеживания процесса совершенствования технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение (экспериментальный материал)», которую мы разработали и использовали во внутрифирменном обучении сотрудников [1]. Данный диагностический материал позволяет оценивать разные направления деятельности сотрудников, то есть то, что им нужно для профессиональной деятельности, решения различных ситуационных задач практической направленности. Преимущественными в диагностике являются не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по использованию знаний и умений в своей деятельности, результатом которой и будет информационный продукт: вывод, оценка, прогнозирование и т.п.

«Содержание подготовки и переподготовки сотрудников учреждений социального обслуживания предусматривает усвоение ими многих учебных дисциплин, охватывающих различные стороны социальной действительности. Внедрению технологий социальной работы уделяется основное внимание в этом комплексе учебных дисциплин, так как овладение ими предопределяет успешную работу социальных работников. Без этих знаний невозможны эффективное планирование, организация и осуществление социального менеджмента и социальных услуг.

Социальные технологии и технологии социальной работы, как правило, являются комплексными. Для того чтобы изменить социальную ситуацию клиента, необходимо произвести воздействие социального плана, практически обяза-

тельно - психологическую коррекцию, очень часто - оказать консультационную и медико-социальную помощь и т.д. В связи с этим социальный работник - специалист весьма широкого профиля; его знания должны не только быть адекватными требованиям профессии, но и непрерывно пополняться на протяжении всей его деятельности [6, с. 6].

Как отмечено в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2015-2017 годы (Протокол № 1 от 03.04.2015) профессиональные стандарты являются одним из ключевых элементов национальной системы квалификации, увязывающим требования рынка труда с системой образования. На основе профессиональных стандартов осуществляется подготовка, аттестация и оценка квалификации кадров, профориентация.

В системе непрерывного профессионального образования и повышения квалификации сотрудников важное место занимают институты повышения квалификации и другие образовательные учреждения профессиональной переподготовки. Также внутрифирменное обучение сотрудников для совершенствования определенных видов компетенций происходит в каждом учреждении, где используются разнообразные формы обучения и переподготовки. Это мастер-классы, инструктажи, наставничество, групповые обсуждения стратегического планирования деятельности учреждения; решения различных си-

туационных задач (проблем), участие в профессиональных объединениях (клуб педагогов и психологов, клуб социальных работников, методический совет юрисконсультантов, Методический совет учреждения, дистанционное обучение и т.д.).

Нами внутрифирменное обучение с позиции её возможностей рассматривается для совершенствования технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания.

Совершенствование технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания - процесс, который длится всю профессиональную жизнь сотрудников и требующий постоянного сопровождения со стороны руководства учреждения.

Сущность процесса совершенствования технологической компетенции сотрудников составляет взаимодействие обучающего и обучаемого, которое будет влиять на результаты обучения.

В ходе внутрифирменного обучения идет взаимодействие сотрудников различных структурных подразделений учреждения.

В результате обучения идет восполнение имеющихся пробелов в компетентности сотрудников учреждения и обучение, которое направлено на перспективу развития учреждения (формирование его положительного имиджа) за счет совершенствования технологических компетенций сотрудников. Методы обучения сотрудников представлены в табл. 1.

Табл. 1. Методы внутрифирменного обучения

Вне работы На работе

1 2

Конференции, лекции, семинар; моделирование профессиональной деятельности; самообразование (по книгам, журналам, интернет-сообщества и т.д.); ролевые и деловые игры (психологические тренинги); разбор практических и ситуационных задач; дистанционное обучение Инструктаж; наставничество; обучение сотрудников внутри учреждения; ротация кадров; управление проектами и программами; участие в комиссиях, исследовательских группах, советах

X

ф

ф ^

т >

ш

Э ф

И

0 о ° ф

^ о

^ I

л

1 ф Ф 2

§ I

О I

£ 8

¡= ф

0 т

ИI

»¡8 ф ^

Со о

тю

£ ° ей

ь р

1 ?

ЕЭ Е^

£ ^ ей -г

Л °

О о

1 2

Стажировка в профильных учреждениях социального обслуживания; написание статей, сообщений, заметок; подготовка и выступление с докладами (презентациями) на различных мероприятиях Групповые обсуждения стратегического планирования деятельности учреждения; решения различных ситуационных задач (проблем); участие в профессиональных объединениях (клуб педагогов и психологов, клуб социальных работников, методический совет юрисконсультов, методический совет учреждения)

При выборе методов обучения акцент сделан на ряд особенностей:

• насколько результативны и позволяют говорить о реализации процесса обучения;

• занимают малый промежуток времени;

• практикоориентированны для реализации поставленных задач;

• сочетаемы с другими применяемыми методами обучения;

• приемлемы для определенных групп сотрудников (соответствуют их уровню знаний).

Преимущества внутрифирменного обучения:

• гибкое реагирование со стороны руководства учреждения на меняющуюся ситуацию (изменение, дополнение нормативно-правовой документации; введение новых социальных технологий, программ, проектов и т.д.);

• учет потребностей сотрудников учреждения в определенных (конкретных) знаниях;

• обучение сотрудников учреждения без отрыва от основной деятельности;

• определение содержания, методов, форм обучения сотрудников, необходимых ресурсов в соответствии с потребностями сотрудников и создавшейся ситуацией;

• возможность сотрудников осваивать новые теоретические знания и применять их в практической деятельности, при этом избегать ошибок в процессе предоставления социальных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, совершенствование технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение является необходимым условием для предоставления качественных социальных услуг и удовлетворения потребностей нуждающихся граждан.

Библиографический список

1. Бибалаева, У.Н. Персональная технологическая карта отслеживания процесса совершенствования технологической компетенции сотрудника учреждения социального обслуживания через внутрифирменное обучение [Текст] / У.Н. Бибалаева, Р.Х. Шаймарданов. - Сургут: Дефис, 2016. - 52 с.

2. Ерусланова, Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]: учебное пособие / Р.И. Ерусланова. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 164 с.

3. Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения [Текст]: сборник нормативных актов (1993-1994 гг.). -М.: Минсоцзащиты, ВНИИК, 1994. - 130 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

5. Советский энциклопедический словарь [Текст] / ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600 с.

6. Технологии социальной работы [Текст]: учебник / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»).

7. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе [Текст]: учебное пособие / Е.И. Хо-лостова. - М.: Дашков и К, 2007. - 236 с.

8. Шаймарданов, Р.Х. Педагогические технологии [Текст] / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахме-тов. - М.: Дрофа, 2008. - 240 с.

References

1. Bibalaeva U.N., Shajmardanov R.H. Personal flow chart of improvement tracing of social service institutions staff technological competency through in-firm training. Surgut: Defis, 2016. P. 52. [in Russian].

2. Eruslanova R.I. Technologies of social nursing services of elderly and disabled persons. M.: Dashkov i K, 2010. P. 164. [in Russian].

3. The concept of development of social services in the Russian Federation. Organization of social service of the population: Collection of normative acts (1993—1994). M.: Ministry of social protection, VNIIK, 1994. 130 p. [in Russian].

4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov V.A. Pedagogy: a textbook for students. Ed. V.A. Slastenin. M.: Aka-demia, 2008. P. 576. [in Russian].

5. Soviet encyclopedic dictionary. Ed. A.M. Prokhorov. M.: Sovietskaia encyclopedia, 1987. 1600 p. [in Russian].

6. Technology of social work: textbook. Ed. Prof. E.I. Kholostova. M.: INFRA-M, 2001. 400 p. (Series «Higher Education»).[in Russian].

7. Kholostova E.I. Professionalism in Social Work: Textbook. M.: Dashkov i K, 2007. P. 236. [in Russian].

8. Shaymardanov R.Kh., Khusiakhmetov A.N. Pedagogical technologies. M.: Drofa, 2008. P. 240. [in Russian].

Сведения об авторах: Бибалаева Умайра Насруллаевна,

аспирант кафедры теории и методики профессионального образования, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация. КтаИ: unbib@mail.ru

Information about the authors: Bibalaeva Umaira Nasrullaevna,

Post graduate student ,

Department of Theory and Methodology

of Professional Education, Surgut State University

Surgut, Russia.

E-mail: unbib@mail.ru

Шаймарданов Рафис Хасанович,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогического

и специального образования,

Сургутский государственный педагогический

университет,

г. Сургут, Российская Федерация. КтаИ: rafis55@mail.ru

Shaimardanov Rafis Khasanovich,

Doctor of Sciences (Education),

Academic Title of Associate Professor,

Professor, Department of Pedagogic

and Special Education,

Surgut State University,

Surgut, Russia

E-mail: rafis55@mail.ru

x

<u

<u

T >.

CQ

g Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.