стов для работы с подростками и в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений.
В то же время, проведенное исследование поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме. Предметом
дальнейшего исследования может стать изучение гендерных различий самосознания подростков -скаутов, а также сравнительное исследование самосознания подростков, занимающихся различными видами ООД.
Библиографический список
1. Козинцева, Т.Н. Индивидуальный подход к подросткам в процессе формирования их организационно-общественной деятельности // Вопросы психологии, 1980. - № 2.
2. Лишин, О.В. Психологические особенности включения подростка в общественно полезную деятельность. - В сб.: "Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков". - М.,1980.
3. Лишин, О. В. Общественно полезная деятельность как фактор формирования мотивационно-потребностной сферы личности подростка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984.
4. Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1980.
5. Пикалова, Г. М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно полезной деятельности как фактор формирования личности: автореф. канд. дис. - М., 1979.
6. Сарсенбаева, Б.И. Психологические особенности развития коллективистического отношения подростков к спортивной деятельности // Вопросы психологии, 1981. - № 4.
7. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Издательство МГУ, 1989
8. Столин, В.В. Самосознание личности. - М.: 1983.
9. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.
Статья поступила в редакцию 12.02.10
УДК 378
И.Г. Захарова, ст. преп., Сам ГТУ. г. Сызрань, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
В статье рассматривается необходимость формирования социальной компетенции для профессионального становления будущего инженера, рассматриваются условия ее успешной реализации и предлагается авторская система ее развития. Особое внимание в данной системе уделяется неимитационным и имитационно- интенсивым технологиям обучения.
Ключевые слова: компетентностный подход, социальная компетенция, имитационно-интенсивые методы.
В новых социально-экономических условиях меняются и задачи высшего профессионального образования России. Основная цель которого - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Поэтому особую актуальность для развития личности будущего специалиста приобретает проблема формирования его социальной компетенции, в особенности такой ее составляющей как способность взять на себя ответственность.
Социальная компетенция - способность быть ответственным, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов [1, с. 266]. Сформированная социальная компетенция, обеспечивает успешное функционирование индивида в социуме, расширяет возможности для творческого саморазвития, формирует у молодого поколения личную ответственность за благополучие общества, обеспечивает успех в профессиональной деятельности.
Следовательно, к одной из основных задач администрации и профессорско-преподавательского состава вузов можно отнести формирование и развитие социальной компетенции студентов, которая в дальнейшем призвана активно влиять на развитие общепрофессиональных и специальных компетенций, устанавливает связь между формируемыми знаниями и профессиональной деятельностью, между дисциплинарными знаниями и возникшей ситуацией. Для достижения поставленных условий необходима четкая и последовательная работа педагогического коллектива совместно с окружающим социумом над развитием социальной компетенции выпускников. В исследовании, мы руководствуемся идеей о том, что ведущей целью формирования социальной компетенции будущего инженера является его социальное развитие.
Это качество специалиста технического профиля формируется всем ходом учебно-воспитательного процесса, так и целенаправленно организованным педагогическим воспитанием. Социальное развитие представляет собой совокупность различных видов развития, каждый из которых имеет собственную характеристику. В результате социального развития и социализации специалист технического профиля должен стать социально ориентированной личностью, социально активной, со сформированной социальной компетенцией, быть коммуникабельным, толерантным, ответственным.
Социализация - это непрерывный процесс стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, длящийся в течение всей жизни человека. Раскрывается на основе таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация личности. Единство этих понятий обеспечивает развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства культурных норм. На социальное развитие специалиста оказывает большое значение среда, в которой развивается и функционирует специалист.
Учебно-педагогическая среда - совокупность факторов социализации, представляющая собой спроектированную и хорошо организованную педагогическую систему, обеспечивающую личную и профессиональную готовность студентов учебного заведения к предстоящей профессиональной деятельности. Правильно организованная учебно-педагогическая среда формирует социальную компетенцию специалиста технического профиля. Поэтому педагогическому коллективу вуза, необходимо создать условия для ее организации (таб. 1). Для эффективной работы по формированию социальной компетенции студентов технического профиля целесообразно все перечисленные подсистемы формирования социальной компетенции интегрировать в единое открытое студенческое объединение под руководством и управлением как со стороны студентов, так и с участием администрации ВУЗа. Данная «система включения студентов в социальные виды деятель-
ности» (система СВД) содействует формированию их соци- альной компетенции.
Подсистемы учебно-педагогической среды, способствующие формированию социальной компетенции
Таблица 1
Подсистема формирования социальной компетенции студентов технических специальностей внутри образовательного учреждения
Подсистема формирования социальной компетенции студентов технических специальностей за пределами образовательного учреждения (второй уро-
Подсистема формирования социальной компетенции инженеров технического профиля (третий уровень)
1 1 І ^
в процессе обучения в вузе в процессе взаимодействия с окружающими в социуме I в процессе производственной и трудовой деятельности I
деловые, деятельностные и интерактивные игры
социальные, коммуникативные и тренинги личностного роста, диспуты
групповые дискуссии,
круглые столы,
конференции,
мнемотурниры,
семинарские занятия
бригадное обучение
студенческие советы (работа в
СТУДсоветах)
секции научно- технической работы
другие перспективные формы________
внеаудиторная деятельность, молодежный центр пресс-центр
спортивные секции и школы кружки и клубы по интересам творческие предметные объединения, студенческий театр миниатюр, театральные студии, школа общественных профессий, команда КВН,
Выступление на научно-
технических и научно-практических конференциях участие в семинарах работа в разноуровневом коллективе
работа с городскими учреждениями информация с биржи труда бюро по трудоустройству
Руководство и координацию по реализации системы формирования социальной компетенции студентов должны взять на себя деканы. Они проводят подбор и назначение кураторов, направляют их деятельность, руководят организацией воспитательных мероприятий на студенческих советах, ставят задачи перед профессорско-преподавательским составом, организуют планирование воспитательной работы, осуществляют контроль, корректируют ход и результаты. Руководители воспитательной работы, кураторы групп изучают интересы студентов, их возрастные и индивидуальные особенности, склонности, желания, мотивы. Беседы с каждым конкретным студентом, определяют место, роль и значение системы СВД в жизни будущего специалиста. В конце года подготавливается аттестация каждого студента по формированию социальной компетенции. Материалы всех годовых общественных аттестаций студента за весь период обучения служат основанием для выпускной характеристики молодого специалиста, направляемой по месту работы.
В процессе формирования социальной компетенции необходимо предоставить студенту самому выбирать разнообразные виды деятельности, социальные сферы для саморазвития и самореализации - организацию инновационных видов обучения, контроля и оценки учебной и внеучебной работы студентов, творческой работы, производственной практики, организаторской, просветительской, культурно-массовой
работы и т.д. Профессорско-преподавательскому составу важно создавать оптимальные условия для развития у студентов потребности и положительного мотива в формировании социальной компетенции. При этом необходимо придерживаться определенной последовательности педагогических
Содержание системы «Развитие социальной компетенции
действий, связанной с законами развития личности. На каждом занятии в течении всех пяти лет обучения педагогический коллектив (администрация ВУЗа, профессорско-
преподавательский, вспомогательный состав) должен стремится к формированию социальной компетенции выпускников.
Этот процесс станет эффективным, если будет происходить на протяжении всего периода обучения студентов в вузе. На каждом курсе обучения необходимо выделить приоритетную составляющую социальной компетенции [2, с. 127] (таб.2). Формирование предыдущего составляющего компонента социальной компетенции создает основу для формирования последующего. Роль катализатора при формировании ключевой социальной компетенции будет выполнять авторский спецкурс «Основные составляющие социальной компетенции будущих инженеров». На каждом этапе необходимо выделить профессиональные и личностные качества студентов, и предусмотреть их виды деятельности, включение в которые будет способствовать развитию социальной компетенции. При реализации программы необходимо активное участие не только преподавателей спецкурса и социальнопсихологических дисциплин, но и педагогов всех дисциплин, изучаемых студентами на соответствующих этапах обучения.
Умения и качества, сформированные на одном этапе обучения студентов получают свое подкрепление и развитие на последующих курсах. Перенос акцента на данные составляющие компетенции, в конечном счете, ликвидирует обнаруженный нами пробел в подготовке специалиста технической сферы и поможет сформировать конкурентоспособного, мобильного, социально ответственного специалиста.
Таблица 2
Характерные составляющие компоненты социальной компетенции Профессиональные и личные качества, формируемые у студентов Теоретическое обеспечение формирования компетенции
1 курс Оптимизм Жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность. Данные черты характеризуют творческих, само-развивающихся личностей Спецкурс «Основы развития социальной компетенции будущих инженеров»
2 курс Стремление к согласию Отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, принципиальность Психология и педагогика
& кур 3 Социально- коммуникативная адаптивность Пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место Основы социальной психологии
4 курс Толерантность Умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам, быть терпимым Социология, политология, культурология
5 курс Фрустрационная толерантность Способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, это способность адекватно оценивать реальную ситуацию, предвидеть позитивное решение Безопасность жизнедеятельности
Рассмотрим данные этапы поподробнее.
1 курс - спецкурс «Основные составляющие социальной компетентности». Это фундаментальный уровень, где закладываются базовые, ключевые понятия, составляющие теоретическую, методологическую основу. Курс состоит из мини блоков. Мы предлагаем на основе идеи концентрированного обучения Г.И. Ибрагимова изучать этот спецкурс во втором семестре. Затем, сохраняя поддерживающий режим и создавая оптимальные условия для формирования социальной компетенции (поэтапность, осознанность, связь с практикой), продолжать формирование социальной компетенции на последующих курсах в процессе ознакомления студентов с дисциплинами социально-психологического цикла, включенные в стандарт.
2 курс - это базовый курс «Психология и педагогика».
Курс опирается на основные понятия, углубляет, развивает фундаментальные блоки психолого-педагогического знания.
В процессе ознакомления студентов с данной дисциплиной учебного плана будет продолжена работа по формированию ключевой социальной компетенцией.
На 3 курсе читается дисциплина регионального компонента «Основы социальной психологии», имеющая непосред-
Библиографический список
1. Зеер, Э.Ф. Психология личностного ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф.-педаг. унив-та, 2000.
2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк - М.: Психолого-социальный институт, 2005.
Статья поступила в редакцию 13.05. 2008
ственное отношение к психолого-педагогическому знанию. В курсе изучаются ситуации, которые могут возникнуть в производственной деятельности. Непосредственная задача этого курса - формирование социальной компетенции специалиста.
На 4 и 5 курсах закрепляются знания по социальнопсихологическому знанию, полученные на предыдущих курсах и в процессе производственных практик, трудовой деятельности (многие студенты начинают совмещать в это время работу с учебой).
Резюмируя все выше сказанное, подчеркнем, что правильно организованная учебно-педагогическая среда будет способствовать формированию социальной компетенции студентов и поможет им достичь основных критерий зрелости -личности, уважающей себя и других людей. С большой вероятностью можно предположить, что если в процессе преподавания всех дисциплин учебного плана педагоги будут обращать внимание на формирование ключевой социальной компетенции будущих инженеров, то процесс подготовки требуемых обществом социально компетентных специалистов будет более динамичным.