Научная статья на тему 'Система формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза'

Система формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / METHODOLOGICAL APPROACHES / SYSTEM OF FORMING SOCIAL-LAW COMPETENCE OF HIGHER SCHOOL STUDENTS / SOCIAL-LAW COMPETENCE / COMPONENTS OF SOCIAL-LAW COMPETENCE / FORMATION LEVEL OF SOCIAL-LAW COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Елена Викторовна

В статье на основе анализа научных исследований разработана система формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза. Автором выделены основные методологические подходы системы формирования социально-правовой компетенции и основные компоненты формируемой компетенции у студентов в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A system of forming social-law competence of higher school students on the basis of research analysis is discussed. The main methodological approaches of the system of forming social-law competence and the main components of the formed competence of students in the teaching/learning higher school process are identified.

Текст научной работы на тему «Система формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза»

References

1. Anisimov O.S. Methodology: function, essence, formation (dynamics and connection of times). M. 1996. P. 380. [in Russian].

2. Dzida G.A. Development of cognitive skills in students in the process of solving learning problems. Dis. ... doctor of sciences (Education). Chelyabinsk, 2001. P. 296. [in Russian].

3. Krukovskaya T.Yu. The educational problem in the structure of vocational training of students. Trends in the development of science and education. Smolensk: Novalenso, 2016. P. 41-43. [in Russian].

4. Krukovskaya T.Yu. Application of the method of analysis of the structural connection of simplicial complexes in the application to the problems of the study of systems of means and methods of educational actions in the process of professional training of students. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta, 2014. № 7. P. 122-129. [in Russian].

5. Mendygalieva A.K .The system of problems as a means of developing younger schoolchildren in the teaching of mathematics (for example, problems of motion). Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). St. Petersburg, 1995. P. 17. [in Russian].

6. Razumov V.I. Information bases of synthesis of systems. Information bases of the knowledge system. 3 part. part 1. Omsk: OmGU, 2007. P. 266. [in Russian].

7. Rubinshtein L.S. The fundamentals of general psychology. M.: Pedagogika, 1989. P. 488. [in Russian].

8. Ponomarev Ya.A. Psychological mechanism of group (collective) solution of creative problems. Psychology of Creation. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute. MODEC M. 1999. P. 321-340. [in Russian].

9. Sarantsev G.I. Functions of tasks in the process of training. Pedagogika, 2001. № 9. P. 9-24. [in Russian].

Сведения об авторах: Круковская Татьяна Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики, Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the authors: Krukovskaya Tatyana Yuryevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Higher Mathematics,

Omsk State Transport University, Omsk, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 378 ББК 74.480

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье на основе анализа научных исследований разработана система формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза. Автором выделены основные методологические подходы системы формирования социально-правовой компетенции и основные компоненты формируемой компетенции у студентов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: методологические подходы, система формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза, социально-правовая компетенция, компоненты социально-правовой компетенции, сформированность социально-правовой компетенции.

го

со >.

CÛ CQ О H

X

ф

?

о

Е.В. Моисеева

E.V. Moiseeva

A SYSTEM OF FORMING SOCIAL LAW COMPETENCE OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

A system of forming social-law competence of higher school students on the basis of research analysis is discussed. The main methodological approaches of the system of forming social-law competence and the main components of the formed competence of students in the teaching/learning higher school process are identified.

Key words: methodological approaches, system of forming social-law competence of higher school students, social-law competence, components of social-law competence, formation level of social-law competence.

m ш

Реализация компетентностного подхода в образовании заставила обратить внимание на изучение формирования различных компетенций у студентов вуза в процессе обучения. В основу разработки системы формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза положена позиция понимания ее как педагогической системы.Исследуемым объектом является социально-правовая компетенция, которая представляет собой интегративное образование знаний, умений, опыта овладения и личностных качеств [3], которая проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса задач и обеспечивает деятельность человека [1, с. 46], а ее формирование осуществляется в образовательном процессе, поэтому следует обратить внимание на необходимость применения нескольких методологических подходов, каждый из которых будет нести собственную функциональную нагрузку, изучать объект в различных аспектах.

Иерархия методологических подходов формируется на основе следующих функций: общего научного объяснения в философском аспекте исследования, конкретного научно-педагогического описания объекта, изучения конкретных аспектов и выражается в совокупности общей научной стратегии, в частности научной методологии, практического методологического подхода. Основой для развития системы является понимание ее как педагогической системы.

Исследуя процесс формирования социально-правовой компетенции у

студентов вуза, рассмотрим в качестве методологического обоснования три методологических подхода: системно-деятельностный, аксиологический и компетентностный.

Общенаучной методологической основой исследования является системно-деятельностный подход, т.к. системный аспект позволяет всесторонне изучить исследуемое явление, сформулировать авторскую педагогическую систему, включить в неё совокупность различных составляющих с определенными признаками. Роль деятельностного аспекта в системно-деятельностном подходе раскрывает особенности содержания деятельности в педагогической системе и особенности взаимоотношений всех участников образовательного процесса, что позволяет осуществить авторскую разработку системы формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза.

Роль аксиологического подхода в теоретической и методологической стратегии исследования позволяет выйти за рамки построения системы, дает возможность обосновать необходимые условия и принципы, которые позволят улучшить разработанную систему. Также аксиологический подход позволяет рассмотреть изучаемый феномен с точки зрения формирования социально- правовых и культурно-правовых ценностей у субъектов учебного процесса.

Компетентностный подход имеет статус, ориентированный на исследовательскую практику, которая обеспечивает общие цели и направления функционирования формируемой системы,

определяемых условий, а также позволяет учитывать компонентный состав социально- правовой компетенции.

Для решения поставленной в рамках нашего исследования задачи совокупность этих подходов является целесообразной. На наш взгляд, все подходы дополняют друг друга и могут быть использованы в рамках нашего исследования.

Отличительной особенностью системы формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза будет построение педагогической системы с отличительными свойствами. Современная педагогика изучает педагогические системы не только с общей позиции, но и с позиции наполнения системы конкретным содержанием [2]. Можно сказать, что педагогическая система является организованной совокупностью связанных между собой средств, методов и процессов, предназначенных для осуществления формирования субъекта образовательного процесса с необходимыми формируемыми социально-значимыми качествами [5]. Поэтому система формирования социально-правовой компетенции является педагогической и представляет собой специально организованный набор форм, методов и инструментов, которые позволяют сформировать профессиональную компетентность будущих выпускников, которые смогут использовать её в профессиональной деятельности.

В качестве системных характеристик формирования социально-правовой компетенции мы выделим как:

• подсистему в системе профессионального обучения в вузе;

• класс педагогической системы, обладающей интегративной характеристикой, управляемостью, целостностью;

• идентичность структуры учебному процессу в вузе.

Эти характеристики создают основу для понимания формирования социально-правовой компетентности как целостного, сложного и многокомпонентного явления.

Системная методология нашего исследования предполагает следующие процедуры:

Определить и конкретизировать цель формирования социально-правовой компетенции, устанавливающей необходимые критерии для исследования и для повышения эффективности.

Цель формирования социально-правовой компетенции студентов вуза определяет задачи, решение которых и будет являться результатом успешной работы системы. Т.к. цель системы - формирование социально-правовой компетенции студентов вуза, ее результатом будет являться сформированная социально-правовая компетенция у студентов вуза, измеряемая на основе предложенных критериев.

Выявить и уточнить научно-методологические основания, которые смогут содержательно наполнить систему формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза.

В нашем исследовании мы, как уже было сказано выше, используем системно-деятельностный, аксиологический и компетентностный подходы, дополняющие друг друга и наиболее полно позволяющие решить задачи исследования [4].

Социально-правовая компетенция, как компетенция, определяет готовность и способность студентов успешно социализироваться в социуме, умение решать социально-правовые задачи в профессиональной деятельности будущими выпускниками, обеспечивая их интеграцию в социуме и позволяя быть эффективным. В связи с этим считаем, что компонентами системы формирования социально-правовой компетенции будут когнитивный, деятельностный, аксиологический.

Внешним системно-формирующим фактором системы является цель, обеспечивающая внешние системные соединения, например, с государственным заказом, социальными потребностями и внутренней системой самоконтроля, обеспечивающей ее целостность, функциональность и сосредоточенность на результате. Одним из элементов процесса формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза будет являться создание педагогической ситуа-

го

со >.

ш ей

0 н

1

ф

?

о

о

т и]

ции, характеризующем разрешаемую педагогическую задачу в заданный момент времени. Внутрисистемные связи между когнитивным, деятельностным, аксиологическим компонентам характеризуются как целеподчиненные, при этом они являются равнозначными в работе системы, поддерживающими независимость компонентов системы и целевое единство.

Взаимодействие системы с внешней средой определяется ее значимостью в процессе профессиональной подготовки студента: возможность качественного изменения каждого системного компонента и их совокупности обуславливается внешнезаданными педагогическими условиями. Эмерджентное свойство системы - это социально-правовая компетенция, представляющая собой интеграцию знаний, умений, опыта и личностных качеств, которые реализуются в выполнении социальных функций и обеспечивают правовую деятельность будущего выпускника в профессиональной деятельности.

Перейдем к описанию структуры разработанной системы формирования социально-правовой компетенции (рис. 1).

В нашей системе целевой компонент является системообразующим. Для того чтобы обосновать цель, мы использовали принцип декомпозиции, представляющий собой «древо целей» и позволяющий разбить глобальную цель на ряд локальных задач (целей). Решение каждой задачи вносит вклад в достижение общей цели. Основная цель нашей системы -формирование социально-правовой компетенции у студентов вуза - предполагает решение следующих задач:

• формирование ценностного представления о правовой культуре и правосознании;

• формирование знаний в области права и возможностей их использования в профессиональной деятельности;

• формирование социально-правовых умений и опыта владения ими в жизни и профессиональной деятельности.

Содержательно-процессуальный компонент системы формирования социально-правовой компетенции

у студентов вуза является основой нашей системы, где определяется содержание (программа) деятельности для достижения цели и последовательность ее реализации. Содержательный компонент подразумевает увеличение практической значимости изучаемой дисциплины, выявление важных признаков изучаемых социальных явлений, в основе которых лежит правовая оценка, умение использовать правовые источники, представленные, в том числе, различными правовыми интернет-порталами.

Процессуальный компонент является совокупностью методического обеспечения изучаемого материала (например, виды и способы работы с источниками права, включая правовые интернет-ресурсы, повышающие качество знаний, умений студента). Благодаря инструментальному компоненту системы, можно определить инструменты обучения и организации деятельности студентов, а также инструменты анализа развития социально-правовой компетенции у студентов вуза в образовательном процессе. В качестве инструментов обучения выступили методы исследования. Мы отдали предпочтение активным (проблемный, поисковый, исследовательский, проектный) и рефлексивным методам обучения, а также активизирующим интерес к образовательному процессу средствам обучения (знакомство и работа с правовыми интернет-порталами, видеоматериалы, различные практикумы, рабочие программы дисциплины и т.д.). Выбирая средства, методы и технологии организации образовательного процесса с участием субъектов образовательной деятельности, мы учитывали их соответствие: 1) этапу процесса формирования социально-правовой компетенции; 2) этапу процесса формирования правовой культуры и правосознания студентов; 3) поставленным задачам.

Социальный заказ на формирование социально-правовой компетенции, отраженный в ФГОС ВО, ФЗ «Об образовании в РФ»...

Целевой компонент

Цель: формирование социально-правовой компетенции у студентов вуза Задачи: 1) формирование ценностного представления о правовой культуре и правосознании;

2) формирование знаний в области права и возможностей их использования в профессиональной деятельности;

3) формирование социально-правовых умений и опыта владения ими в жизни и профессиональной деятельности

V.

Принципы организации процесса формирования социально-правовой компетенции:

- практико-ориентированная направленность;

- участие в проектной деятельности;

- самостоятельность студентов в учебном процессе

Содержательный компонент

Система социально-правовой компетенции:

1) мотивационно-ценностный компонент

2) когнитивный компонент

3) деятельностно-рефлексивный компонент

Процессуальный компонент

1) этап формирования знаний и личностных качеств;

2)этап организационный;

3) этап формирования опыта владения правовой культурой

ч

V:

ет> ж н сг

Инструментальный компонент

методы: проблемный, исследовательский, рефлексивный средства: правовые интернет-порталы, рабочие программы, видеоматериалы и др.

технологии: кейс-стади, сравнительного анализа, проблемного обучения, компьютерные и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

со >

со т о н

X

ф

ш Ё

О

Результативный компонент

Критерии: мотивоционно-ценностный, когнитивный, деятельностно-рефлексивный

з:

низкии

уровни 1

среднии

высокии

Результат - сформированная социально-правовая компетенция

у студентов вуза

рис. 1. Система формирования социально-правовой компетенции у студентов вуза

о со о со ш

_0 с; ш

о о

ш со о

о

ш

£ о

о

Результативный компонент определяется реальными показателями результатов обучения с применением различных, в том числе инновационных технологий. Результативный компонент разработанной нами системы включает критерии сфор-мированности социально-правовой компетенции у студентов вуза (мотивоционно-ценностный,когнитивный,деятельностно-рефлексивный), а также три уровня: низкий, средний, высокий.

Уровень сформированности социально-правовой компетенции у студентов вуза можно определить при помощи методов диагностики (тестирование, анализ проблемных ситуаций, решение социально-правовых задач, кейсов). Их согласованное использование позволяет полноценно изучить изменения в степени сформированности социально-правовой компетенции студентов и осуществить необходимую коррекцию.

Библиографический список

1. Моисеева, Е.В. К вопросу о формировании социально-правовой компетенции у обучающихся / Е.В. Моисеева // Республиканский научно-методический вестник «Орлеу»-^. - 2015. - № 4(10). -С.46-49.

2. Панченко, В.М. Теория систем. Методологические основы [Текст] / В.М. Панченко. - М.: МИРЭА, 1999. - 96 с.

3. Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 576 с.

4. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

5. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / В.А. Якунин. - СПб.: По-лиус, 1998. - 609 с.

References

1. Moiseeva E.V. To the issue of forming social-law competence of students. Republican scientific-methodological bulletin "Orleu", 2015. № 4 (10). P. 46-49. [in Russian].

2. Panchenko V.M. System theory. Methodological bases. M.: MIREA, 1999. P. 96. [in Russian].

3. Philosophy encyclopedic dictionary. By E.F. Gubskii, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. M.: INFRA-M, 2006. P. 576. [in Russian].

4. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical Research: Contents and Presentation of Results. Chelyabinsk: Izd-vo RBIU, 2010. [in Russian].

5. Yakunin V.A. Pedagogical psychology. SPb.: Polius, 1998. P. 609. [in Russian].

Сведения об авторе: Моисеева Елена Викторовна,

старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the author: Moiseeva Elena Viktorovna,

Senior lecturer, Department of Social Work,

Pedagogy and Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

m

LU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.