Научная статья на тему 'Система формирования профессиональных компетенций у студентов будущих специалистов автомобильного транспорта'

Система формирования профессиональных компетенций у студентов будущих специалистов автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюхина Т. Н., Михелькевич В. Н.

In article questions are in detail considered: • ·Definition of set base professional competences at students the future experts of motor transport; • ·Information base which provides effective formation competences; • ·The morphological matrix of special disciplines and disciplines of specialization during which studying «Operation and service of motor transportation and technological machines and the equipment» are formed base professional the competence of students of a speciality is made; • ·Formation base professional competences in various forms of educational work; • ·Diagnostics and an estimation of levels of formation base professional competences at students is carried out. In article results of pedagogical experiment by definition of efficiency of the developed pedagogical system of formation base professional competences at students of a speciality «Operation and service of motor transportation and technological machines and the equipment» the Samara state technical university are resulted. Sections of work are published in theses of reports of the international conferences and seminars, the collection of scientific works of scientists of the Samara state technical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрюхина Т. Н., Михелькевич В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of formation professional competences students the future experts of automobile transport

In article questions are in detail considered: • ·Definition of set base professional competences at students the future experts of motor transport; • ·Information base which provides effective formation competences; • ·The morphological matrix of special disciplines and disciplines of specialization during which studying «Operation and service of motor transportation and technological machines and the equipment» are formed base professional the competence of students of a speciality is made; • ·Formation base professional competences in various forms of educational work; • ·Diagnostics and an estimation of levels of formation base professional competences at students is carried out. In article results of pedagogical experiment by definition of efficiency of the developed pedagogical system of formation base professional competences at students of a speciality «Operation and service of motor transportation and technological machines and the equipment» the Samara state technical university are resulted. Sections of work are published in theses of reports of the international conferences and seminars, the collection of scientific works of scientists of the Samara state technical university.

Текст научной работы на тему «Система формирования профессиональных компетенций у студентов будущих специалистов автомобильного транспорта»



Высшее образование

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Т.Н. Андрюхина, старший преподаватель кафедры инструментальных систем и сервиса автомобилей, В.Н. Михелькевич, профессор кафедры психологии и педагогики СамГТУ, Самара

В последние годы произошли кардинальные изменения в структуре и содержании высшего профессионального образования, которые отразились и в системе подготовки специалистов для автомобильной отрасли. Сложилась ситуация, в которой содержание, качество и применяемые при подготовке специалистов педагогические технологии в должной мере не отражают и не обеспечивают специфических требований со стороны работодателей этой отрасли. Выпускнику вуза сегодня необходимо обладать профессионализмом, компетентностью в широкой предметной области, сформированными базовыми профессиональными компетенциями и профессиональной мобильностью, что позволит ему стать успешным в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке интеллектуального труда. Следовательно, образовательный процесс в высшей технической школе должен обеспечивать не только возможность формирования у студентов знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, но и формирование и развитие личностных качеств, которые будут гарантами их трудового становления как специалистов, как профессионалов.

Перед системой высшего образования и, прежде всего, перед преподавателями технических вузов стоит актуальная и пока еще мало разра-

ботанная проблема создания системы, которая бы обеспечивала эффективное формирование базовых профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта.

Как показал анализ существующих квалификационных требований к современным специалистам автомобильного транспорта, все они являются сугубо обобщенными, концептуальными и весьма многочисленными. В этих требованиях нет классификационных признаков и привязки к конкретной специфике профессиональной деятельности. Поэтому перед разработчиками системы профессиональной подготовки специалистов для автомобильной сферы прежде всего стоит задача конкретизации требований к специалистам и выделения из них совокупности базовых профессиональных компетенций.

Определение совокупности базовых профессиональных компетенций для студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта нами проводилось на основе Государственного образовательного стандарта, Единого квалификационного справочника, учебного плана и рабочих программ учебных дисциплин для автомобильных специальностей вузов, рекомендаций Всемирного конгресса по инженерному образованию в Портсмуте, требований Европейской феде-

Казанский педагогический журнал

7'2006

рации национальных федераций инженеров (ФЕАНИ).

Изучение видов и содержания профессиональной деятельности специалистов автомобильного транспорта, а также требований к качеству их подготовки в вузах, содержащихся в вышеуказанных источниках, позволило определить совокупность базовых профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов, обучающихся специальности «Эксплуатация и техническое обслуживание автотранспортных и технологических машин и оборудования».

Из методических соображений вся совокупность базовых профессиональных компетенций условно подразделена на два блока:

Блок А - компетенции, связанные с управлением автотранспортными предприятиями и автосервисами. Блок Б - компетенции, связанные с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств (рис. 1).

Определяющим фактором, оказывающим важное влияние на успешность формирования базовых профессиональных компетенций у студентов является состав и структура информационно-дидактической базы их профессиональной подготовки.

Информационно-дидактическая база, которая обеспечивает эффективное формирование компетенций, должна быть ориентирована на ее использование в следующих формах учебной деятельности:

- учебно-академическая деятельность (изучение содержания учебных дисциплин, лекций, практических занятий, выполнение расчетно-графиче-ских работ);

- учебно-профессиональная деятельность (выполнение лабораторных работ, курсовых работ и проектов, моделирование и анализ производственных ситуаций, исследование проблемных ситуаций, участие в деловых играх, освоение содержания и профессиональных навыков во время прохождения учебно-производственных практик);

- внеаудиторная самостоятельная учебно-профессиональная деятельность (участие в олимпиадах, написание рефератов и докладов по направлениям профессиональной деятельности).

Очевидно, что источниками информации для развития и формирования базовых профессиональных компетенций являются типовые и рабочие программы специальных дисциплин, а также дисциплин специализации.

С учетом этого на основе экспертных исследований были установлены дисциплины, в рамках которых происходит формирование конкретных базовых профессиональных компетенций. В качестве экспертов выступали профессора, доценты и преподаватели факультета «Машиностроение и автомобильный транспорт» и студенты пятого курса СамГТУ, а также преподаватели Самарского государственного профессионально-педагогического колледжа, которые также ведут профессиональную подготовку студентов по автомобильным специальностям. По результатам экспертных исследований была составлена морфологическая матрица специальных дисциплин и дисциплин специализации, в процессе изучения которых формируются базовые профес-

56

Блок А

Базовые профессиональные компетенции

по управлению автотранспортными предприятиями и автосервисами

1. Способность использовать программно-целевые методы управления автотранспортным предприятием, автосервисом

2. Готовность выполнять необходимые расчеты по определению стоимости услуг автосервиса, амортизации оборудования с использованием современной электронно-вычислительной техники

3. Способность организовать работу, повышение квалификации и обучение персонала, готовность использовать навыки организации коллективной, профессиональной и социальной деятельности, работы с персоналом автотранспортных предприятий, автосервисов

4. Умение составлять графики работ, заказов, заявок, инструкций, схем и другой технической документации, используемой на автотранспортных предприятиях, автосервисах

5. Способность выявлять спрос и потенциальные потребности в сфере автотранспорта, способность проводить маркетинговые исследования по вопросам улучшения качества предоставляемых услуг автотранспортных предприятий и автосервисов

Блок Б

по эксплуатации и ремонту автотранспортных средств

1 Готовность использовать в профессиональной деятельности знания об устройстве и техническом типаже, принципах действия и работе, модификации автомобилей, узлов и агрегатов, физической сущности процессов, протекающих при эксплуатации автомобильного транспорта

2. Умение проводить анализ рабочих процессов в агрегатах и механизмах автомобиля, способность выявлять различные виды неисправностей узлов и агрегатов автомобилей

3. Способность использовать современные приборы и диагностические комплексы для проведения контроля состояния узлов и агрегатов автомобиля, способность использовать методы и средства определения экологических характеристик автотранспортных средств

4. Умение использовать знания при проведении технического обслуживания, текущего, среднего и капитального ремонтов, способность проводить монтаж и демонтаж основных узлов и механизмов автомобиля

5. Способность принятия оптимальных многокритериальных решений по замене или ремонту неисправных узлов и агрегатов автомобиля

Рис. 1. Совокупность базовых профессиональных компетенций специалистов по эксплуатации и ремонту автотранспортных и технологических машин и оборудования.

Казанский педагогический журнал /'2006

сиональные компетенции студен- технологических машин и оборудова-тов специальности «Эксплуатация ния». Одна из таких матриц в каче-и обслуживание автотранспортных и стве примера представлена в таблице 1.

Таблица 1

Матрица специальных дисциплин, в процессе изучения которых у студентов формируются базовые профессиональные компетенции

№ п/п Курс, семестр Наименование дисциплин Базовые профессиональные компетенции

Блок А Блок Б

1 2 3 4 5

1 I; 1 Введение в специальность

2 II; 3 Основы маркетинга

3 III, IV; 6-7 Система, технология и организация услуг автосервиса

4 III; 6 Основы работоспособности технических систем

5 III, IV; 5-8 Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей

6 IV; 7 Экономика автотранспортного предприятия и эффективность сервисных услуг

7 IV; 7 Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов

8 IV; 7 Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания изделий

9 IV; 7 Современное оборудование, оснастка, инструмент для технического обслуживания автомобилей

10 V; 1 Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов автомобилей

11 V; 9 Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса

Частотность повторений:

60

Высшее образование

Положительные оценки экспертов в этой таблице отмечены штриховкой.

Из таблицы 1 видно, что специальные дисциплины, содержащиеся в учебном плане подготовки специалистов, обеспечивают возможность формирования всей совокупности базовых профессиональных компетенций блока А и блока Б. Более того, частотность повторения возможности развития и формирования базовых профессиональных компетенций составляет от 2 до 8 раз, что повышает вероятность их устойчивой сформи-рованности.

Важным результатом проведенного экспертного исследования является то, что ни одна из выделенных базовых профессиональных компетенций не оказалась вне содержания специальных дисциплин и дисциплин специализации. В рамках освоения этих учебных дисциплин непрерывный процесс формирования и развития у студентов базовых профессиональных компетенций идет на протяжении всего периода обучения в вузе.

Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов происходит в различных формах учебно-профессиональной деятельности: на практических занятиях и лабораторных работах, в процессе курсового и дипломного проектирования, производственных практик, учебных научно-исследовательских работ [2].

Для будущего специалиста автомобильного транспорта большую ценность представляют сформированные практические умения, например, умения вести наблюдения, ставить опыты, проводить измерения и диагностику

неисправностей автомобилей, которые формируются при выполнении практических и лабораторных работ. Обучающиеся, применяя обобщенные планы изучения учебного материала, проведения расчетов, опытов, экспериментов, наблюдений, формируют опыт целостной профессиональной деятельности в реальных или приближенных к ним условиях, опыт принятия совместных и индивидуальных решений, осознания роли этапности и системности деятельности. Процесс выполнения студентами практических и лабораторных работ, которым придается конкретный характер и привязка к изученному ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует прагматическому и прочному усвоению учебной информации.

Базовые профессиональные компетенции развиваются и формируются также в результате выполнения студентами курсовых работ и курсовых проектов, поскольку целью курсового проектирования является закрепление и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплины, развитие навыков самостоятельной работы и практическое освоение базовых профессиональных компетенций в области автомобильного транспорта.

Информационно-дидактической и деятельностной основой формирования базовых профессиональных компетенций служат также различные виды учебно-производственных практик, которые студенты проходят на предприятиях отрасли. Базами практики для студентов автомобильных специальностей являются автосер-

Казанский педагогический журнал

/'2006

висы, автотранспортные предприятия, цеха, производства, конструкторские службы управлений, исследовательские лаборатории и испытательные участки. С целью наиболее рационального размещения студентов-практикантов по рабочим местам ведется предварительная работа по выявлению их личностных качеств и профессиональных наклонностей к выполнению тех или иных инженерных функций.

Студенты, сориентированные на проектно-конструкторскую деятельность, а также желающие приобрести эту функциональную инженерную специализацию, получают направление на практику в конструкторские бюро или отделы, в конструкторские группы автотранспортных производств, управлений. Студенты, имеющие наклонности и интересы к творческой и научно-исследовательской работе, направляются для прохождения практики в соответствующие исследовательские лаборатории, в опытно-экспериментальные цеха, в группы по наладке и испытаниям оборудования автосервисов. Студенты, изъявившие желание осваивать специализацию организаторов - технических руководителей первичных производственных коллективов, направляются на практику в производственные цеха и участки автотранспортных предприятий и сервисов, их управлений.

Важно отметить, что в программах производственных практик кроме общих для всех студентов задач содержатся сугубо индивидуальные задания, предназначенные для освоения конкретных функциональных инженерных специализаций. Студенты,

у которых к началу производственной практики еще не сформировалось четкое представление о содержании функциональных инженерных специализаций и не сложилось мнение о наиболее целесообразном для них виде функциональной деятельности, могут проходить ее на таких рабочих местах, которые бы позволили им познать ряд смежных инженерных функций.

Аналогичная дифференциация в функциональной специализации студентов по избранным ими видам инженерной деятельности проводится и на этапе их дипломного проектирования. Так, студенты, специализирующиеся в области научных исследований и инновационных инженерных разработок, получают задания на разработку исследовательских дипломных проектов. Студентам, специализирующимся в области проектно-конструкторского дела, выдаются задания на выполнение реальных проектов по техническим заданиям тех автотранспортных предприятий и автосервисов, где они будут работать после окончания вуза или где они размещены на период преддипломной практики. Студентам, специализирующимся по руководству производственными коллективами, задания на выполнение типовых дипломных проектов предлагаются с углубленными и расширенными задачами по планированию и организации производства, по рациональной организации труда и управлению производственным коллективом.

За время обучения в вузе в процессе освоения целостного комплекса учебных дисциплин, выполнения

62

Высшее образование

практических и лабораторных работ, курсовых работ и проектов, прохождения производственных практик у студентов развивается и формируется совокупность базовых профессиональных компетенций. В итоге по окончании вуза на предприятия автомобильной отрасли придут высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимым набором профессиональных компетенций, способные не только успешно выполнять свои служебные обязанности, но и быть конкурентоспособными на рынке труда и услуг.

Процесс формирования базовых профессиональных компетенций многокомпонентен, его реализация в учебном процессе протекает в различных формах учебных занятий, каждая из которых имеет свою специфическую информационно-дидактическую базу.

Профессиональная деятельность любого специалиста, в том числе инженера автомобильного транспорта носит интегративный характер, но в учебном процессе все, что должен знать и уметь будущий специалист, распределено по множеству отдельных учебных дисциплин. Профессиональная деятельность организована как система последовательно и / или параллельно решаемых профессиональных задач различной степени сложности, однако содержание учебного материала структурируется в знаниевом формате. Компетентно-стно-ориентированное образование, в частности введение в учебный процесс профессиональных компетенций, позволяет разрешить противоречия между структурой профессиональной деятельности специалиста и струк-

турой процесса подготовки к ней. Поскольку «научить» профессиональным компетенциям невозможно, поэтому необходимо строить и заранее задавать такие учебно-профессиональные ситуации, использовать такие методы, способы, приемы, средства обучения и виды учебной деятельности, в которых студент должен самостоятельно проектировать свои действия, принимать осознанные решения и их реализовывать. Именно эти принципы были положены в основу проектирования педагогической системы формирования базовых профессиональных компетенций, структурная схема которой приведена на рис. 2.

Важнейшим звеном в этой системе является проектная деятельность студентов, которая в силу своей дидактической природы и многообразия типов проектов обеспечивает реализацию междисциплинарных и надпред-метных видов учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности. К тому же она позволяет преподавателям сделать процесс обучения личностно ориентированным, индивидуальным, повысить интерес и мотивацию студентов к обучению [ 1].

Для осуществления диагностики и оценки уровней сформированности базовых профессиональных компетенций были разработаны критерии и диагностический инструментарий. При этом важно было оценивать не только интегральный показатель готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, но и входящие в его состав компоненты готовности: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой и информационный.

Казанский педагогический журнал

/'2006

Были установлены три уровня готовности студентов к профессиональной деятельности: первый уровень готовности - слабо сформированная репродуктивная самостоятельная деятельность; второй уровень -готовность студентов к репродуктивной профессиональной деятельности, к использованию известных технических решений, выполнению действий по существующим алгоритмам; третий уровень - готовность студентов к продуктивной профессиональной деятельности, к оценке деятельности, базирующейся на применении полученных ранее знаний, умений и базовых профессиональных компетенций. Знания, умения и компетенции оценивались по основным видам учебно-профессиональной деятельности поэлементно посредством тестов, по

результатам контрольных работ, решения задач, практических занятий, лабораторных работ, педагогической практики.

Эффективность разработанной педагогической системы проверялась на выборке студентов специальности «Эксплуатация и обслуживание автотранспортных и технологических машин и оборудования» Самарского государственного технического университета по 70 человек в контрольной и экспериментальной группах с использованием трех уровневых тестов.

Результаты констатирующего (2004-2005 гг.) и формирующего (2006-2007 гг.) экспериментов по выявлению уровней сформированно-сти у студентов экспериментальной группы базовых профессиональных компетенций представлены на рис. 2.

Рис.2. Диаграмма распределения студентов экспериментальной группы по уровням сформированности базовых профессиональных компетенций

64

■ 1111

п

ш

Высшее образование

Их анализ свидетельствует о значительном увеличении числа студентов экспериментальной группы с более высоким уровнем сформирован-ности базовых профессиональных компетенций. Особенно важно, что количество студентов с высоким уровнем сформированности базовых профессиональных компетенций составляет более половины выборки, а именно 52%. Число студентов на среднем уровне также возросло в 2,3 раза (с 17 до 39%). Не менее ценно, что число студентов с низким уровнем сформированности базовых профессиональных компетенций существенно в 7,7 раза снизилось и составило всего 9% от выборки.

Таким образом, лонгитюдно проведенный многолетний эксперимент подтвердил высокую эффективность

разработанной и реализуемой в Самарском государственном техническом университете педагогической системы формирования базовых профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта.

Литература:

1. Развитие и формирование базовых профессиональных компетенций студентов в процессе проектной деятельности / Т.Н. Андрюхина, В.Н. Михелькевич // Научный альманах «Телескоп», Самара, 2007.- Вып. 18.- С. 59-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Михелькевич В.Н., Кравцов П. Г. Целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология обучения, опыт реализации.- Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2001.- 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.