Высшее образование
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Т.Н. Андрюхина, старший преподаватель кафедры инструментальных систем и сервиса автомобилей, В.Н. Михелькевич, профессор кафедры психологии и педагогики СамГТУ, Самара
В последние годы произошли кардинальные изменения в структуре и содержании высшего профессионального образования, которые отразились и в системе подготовки специалистов для автомобильной отрасли. Сложилась ситуация, в которой содержание, качество и применяемые при подготовке специалистов педагогические технологии в должной мере не отражают и не обеспечивают специфических требований со стороны работодателей этой отрасли. Выпускнику вуза сегодня необходимо обладать профессионализмом, компетентностью в широкой предметной области, сформированными базовыми профессиональными компетенциями и профессиональной мобильностью, что позволит ему стать успешным в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке интеллектуального труда. Следовательно, образовательный процесс в высшей технической школе должен обеспечивать не только возможность формирования у студентов знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, но и формирование и развитие личностных качеств, которые будут гарантами их трудового становления как специалистов, как профессионалов.
Перед системой высшего образования и, прежде всего, перед преподавателями технических вузов стоит актуальная и пока еще мало разра-
ботанная проблема создания системы, которая бы обеспечивала эффективное формирование базовых профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта.
Как показал анализ существующих квалификационных требований к современным специалистам автомобильного транспорта, все они являются сугубо обобщенными, концептуальными и весьма многочисленными. В этих требованиях нет классификационных признаков и привязки к конкретной специфике профессиональной деятельности. Поэтому перед разработчиками системы профессиональной подготовки специалистов для автомобильной сферы прежде всего стоит задача конкретизации требований к специалистам и выделения из них совокупности базовых профессиональных компетенций.
Определение совокупности базовых профессиональных компетенций для студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта нами проводилось на основе Государственного образовательного стандарта, Единого квалификационного справочника, учебного плана и рабочих программ учебных дисциплин для автомобильных специальностей вузов, рекомендаций Всемирного конгресса по инженерному образованию в Портсмуте, требований Европейской феде-
Казанский педагогический журнал
7'2006
рации национальных федераций инженеров (ФЕАНИ).
Изучение видов и содержания профессиональной деятельности специалистов автомобильного транспорта, а также требований к качеству их подготовки в вузах, содержащихся в вышеуказанных источниках, позволило определить совокупность базовых профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов, обучающихся специальности «Эксплуатация и техническое обслуживание автотранспортных и технологических машин и оборудования».
Из методических соображений вся совокупность базовых профессиональных компетенций условно подразделена на два блока:
Блок А - компетенции, связанные с управлением автотранспортными предприятиями и автосервисами. Блок Б - компетенции, связанные с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств (рис. 1).
Определяющим фактором, оказывающим важное влияние на успешность формирования базовых профессиональных компетенций у студентов является состав и структура информационно-дидактической базы их профессиональной подготовки.
Информационно-дидактическая база, которая обеспечивает эффективное формирование компетенций, должна быть ориентирована на ее использование в следующих формах учебной деятельности:
- учебно-академическая деятельность (изучение содержания учебных дисциплин, лекций, практических занятий, выполнение расчетно-графиче-ских работ);
- учебно-профессиональная деятельность (выполнение лабораторных работ, курсовых работ и проектов, моделирование и анализ производственных ситуаций, исследование проблемных ситуаций, участие в деловых играх, освоение содержания и профессиональных навыков во время прохождения учебно-производственных практик);
- внеаудиторная самостоятельная учебно-профессиональная деятельность (участие в олимпиадах, написание рефератов и докладов по направлениям профессиональной деятельности).
Очевидно, что источниками информации для развития и формирования базовых профессиональных компетенций являются типовые и рабочие программы специальных дисциплин, а также дисциплин специализации.
С учетом этого на основе экспертных исследований были установлены дисциплины, в рамках которых происходит формирование конкретных базовых профессиональных компетенций. В качестве экспертов выступали профессора, доценты и преподаватели факультета «Машиностроение и автомобильный транспорт» и студенты пятого курса СамГТУ, а также преподаватели Самарского государственного профессионально-педагогического колледжа, которые также ведут профессиональную подготовку студентов по автомобильным специальностям. По результатам экспертных исследований была составлена морфологическая матрица специальных дисциплин и дисциплин специализации, в процессе изучения которых формируются базовые профес-
56
Блок А
Базовые профессиональные компетенции
по управлению автотранспортными предприятиями и автосервисами
1. Способность использовать программно-целевые методы управления автотранспортным предприятием, автосервисом
2. Готовность выполнять необходимые расчеты по определению стоимости услуг автосервиса, амортизации оборудования с использованием современной электронно-вычислительной техники
3. Способность организовать работу, повышение квалификации и обучение персонала, готовность использовать навыки организации коллективной, профессиональной и социальной деятельности, работы с персоналом автотранспортных предприятий, автосервисов
4. Умение составлять графики работ, заказов, заявок, инструкций, схем и другой технической документации, используемой на автотранспортных предприятиях, автосервисах
5. Способность выявлять спрос и потенциальные потребности в сфере автотранспорта, способность проводить маркетинговые исследования по вопросам улучшения качества предоставляемых услуг автотранспортных предприятий и автосервисов
Блок Б
по эксплуатации и ремонту автотранспортных средств
1 Готовность использовать в профессиональной деятельности знания об устройстве и техническом типаже, принципах действия и работе, модификации автомобилей, узлов и агрегатов, физической сущности процессов, протекающих при эксплуатации автомобильного транспорта
2. Умение проводить анализ рабочих процессов в агрегатах и механизмах автомобиля, способность выявлять различные виды неисправностей узлов и агрегатов автомобилей
3. Способность использовать современные приборы и диагностические комплексы для проведения контроля состояния узлов и агрегатов автомобиля, способность использовать методы и средства определения экологических характеристик автотранспортных средств
4. Умение использовать знания при проведении технического обслуживания, текущего, среднего и капитального ремонтов, способность проводить монтаж и демонтаж основных узлов и механизмов автомобиля
5. Способность принятия оптимальных многокритериальных решений по замене или ремонту неисправных узлов и агрегатов автомобиля
Рис. 1. Совокупность базовых профессиональных компетенций специалистов по эксплуатации и ремонту автотранспортных и технологических машин и оборудования.
Казанский педагогический журнал /'2006
сиональные компетенции студен- технологических машин и оборудова-тов специальности «Эксплуатация ния». Одна из таких матриц в каче-и обслуживание автотранспортных и стве примера представлена в таблице 1.
Таблица 1
Матрица специальных дисциплин, в процессе изучения которых у студентов формируются базовые профессиональные компетенции
№ п/п Курс, семестр Наименование дисциплин Базовые профессиональные компетенции
Блок А Блок Б
1 2 3 4 5
1 I; 1 Введение в специальность
2 II; 3 Основы маркетинга
3 III, IV; 6-7 Система, технология и организация услуг автосервиса
4 III; 6 Основы работоспособности технических систем
5 III, IV; 5-8 Конструкция, расчет и потребительские свойства автомобилей
6 IV; 7 Экономика автотранспортного предприятия и эффективность сервисных услуг
7 IV; 7 Эксплуатационные материалы и экономия топливно-энергетических ресурсов
8 IV; 7 Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания изделий
9 IV; 7 Современное оборудование, оснастка, инструмент для технического обслуживания автомобилей
10 V; 1 Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов автомобилей
11 V; 9 Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса
Частотность повторений:
60
Высшее образование
Положительные оценки экспертов в этой таблице отмечены штриховкой.
Из таблицы 1 видно, что специальные дисциплины, содержащиеся в учебном плане подготовки специалистов, обеспечивают возможность формирования всей совокупности базовых профессиональных компетенций блока А и блока Б. Более того, частотность повторения возможности развития и формирования базовых профессиональных компетенций составляет от 2 до 8 раз, что повышает вероятность их устойчивой сформи-рованности.
Важным результатом проведенного экспертного исследования является то, что ни одна из выделенных базовых профессиональных компетенций не оказалась вне содержания специальных дисциплин и дисциплин специализации. В рамках освоения этих учебных дисциплин непрерывный процесс формирования и развития у студентов базовых профессиональных компетенций идет на протяжении всего периода обучения в вузе.
Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов происходит в различных формах учебно-профессиональной деятельности: на практических занятиях и лабораторных работах, в процессе курсового и дипломного проектирования, производственных практик, учебных научно-исследовательских работ [2].
Для будущего специалиста автомобильного транспорта большую ценность представляют сформированные практические умения, например, умения вести наблюдения, ставить опыты, проводить измерения и диагностику
неисправностей автомобилей, которые формируются при выполнении практических и лабораторных работ. Обучающиеся, применяя обобщенные планы изучения учебного материала, проведения расчетов, опытов, экспериментов, наблюдений, формируют опыт целостной профессиональной деятельности в реальных или приближенных к ним условиях, опыт принятия совместных и индивидуальных решений, осознания роли этапности и системности деятельности. Процесс выполнения студентами практических и лабораторных работ, которым придается конкретный характер и привязка к изученному ими на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует прагматическому и прочному усвоению учебной информации.
Базовые профессиональные компетенции развиваются и формируются также в результате выполнения студентами курсовых работ и курсовых проектов, поскольку целью курсового проектирования является закрепление и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплины, развитие навыков самостоятельной работы и практическое освоение базовых профессиональных компетенций в области автомобильного транспорта.
Информационно-дидактической и деятельностной основой формирования базовых профессиональных компетенций служат также различные виды учебно-производственных практик, которые студенты проходят на предприятиях отрасли. Базами практики для студентов автомобильных специальностей являются автосер-
Казанский педагогический журнал
/'2006
висы, автотранспортные предприятия, цеха, производства, конструкторские службы управлений, исследовательские лаборатории и испытательные участки. С целью наиболее рационального размещения студентов-практикантов по рабочим местам ведется предварительная работа по выявлению их личностных качеств и профессиональных наклонностей к выполнению тех или иных инженерных функций.
Студенты, сориентированные на проектно-конструкторскую деятельность, а также желающие приобрести эту функциональную инженерную специализацию, получают направление на практику в конструкторские бюро или отделы, в конструкторские группы автотранспортных производств, управлений. Студенты, имеющие наклонности и интересы к творческой и научно-исследовательской работе, направляются для прохождения практики в соответствующие исследовательские лаборатории, в опытно-экспериментальные цеха, в группы по наладке и испытаниям оборудования автосервисов. Студенты, изъявившие желание осваивать специализацию организаторов - технических руководителей первичных производственных коллективов, направляются на практику в производственные цеха и участки автотранспортных предприятий и сервисов, их управлений.
Важно отметить, что в программах производственных практик кроме общих для всех студентов задач содержатся сугубо индивидуальные задания, предназначенные для освоения конкретных функциональных инженерных специализаций. Студенты,
у которых к началу производственной практики еще не сформировалось четкое представление о содержании функциональных инженерных специализаций и не сложилось мнение о наиболее целесообразном для них виде функциональной деятельности, могут проходить ее на таких рабочих местах, которые бы позволили им познать ряд смежных инженерных функций.
Аналогичная дифференциация в функциональной специализации студентов по избранным ими видам инженерной деятельности проводится и на этапе их дипломного проектирования. Так, студенты, специализирующиеся в области научных исследований и инновационных инженерных разработок, получают задания на разработку исследовательских дипломных проектов. Студентам, специализирующимся в области проектно-конструкторского дела, выдаются задания на выполнение реальных проектов по техническим заданиям тех автотранспортных предприятий и автосервисов, где они будут работать после окончания вуза или где они размещены на период преддипломной практики. Студентам, специализирующимся по руководству производственными коллективами, задания на выполнение типовых дипломных проектов предлагаются с углубленными и расширенными задачами по планированию и организации производства, по рациональной организации труда и управлению производственным коллективом.
За время обучения в вузе в процессе освоения целостного комплекса учебных дисциплин, выполнения
62
Высшее образование
практических и лабораторных работ, курсовых работ и проектов, прохождения производственных практик у студентов развивается и формируется совокупность базовых профессиональных компетенций. В итоге по окончании вуза на предприятия автомобильной отрасли придут высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимым набором профессиональных компетенций, способные не только успешно выполнять свои служебные обязанности, но и быть конкурентоспособными на рынке труда и услуг.
Процесс формирования базовых профессиональных компетенций многокомпонентен, его реализация в учебном процессе протекает в различных формах учебных занятий, каждая из которых имеет свою специфическую информационно-дидактическую базу.
Профессиональная деятельность любого специалиста, в том числе инженера автомобильного транспорта носит интегративный характер, но в учебном процессе все, что должен знать и уметь будущий специалист, распределено по множеству отдельных учебных дисциплин. Профессиональная деятельность организована как система последовательно и / или параллельно решаемых профессиональных задач различной степени сложности, однако содержание учебного материала структурируется в знаниевом формате. Компетентно-стно-ориентированное образование, в частности введение в учебный процесс профессиональных компетенций, позволяет разрешить противоречия между структурой профессиональной деятельности специалиста и струк-
турой процесса подготовки к ней. Поскольку «научить» профессиональным компетенциям невозможно, поэтому необходимо строить и заранее задавать такие учебно-профессиональные ситуации, использовать такие методы, способы, приемы, средства обучения и виды учебной деятельности, в которых студент должен самостоятельно проектировать свои действия, принимать осознанные решения и их реализовывать. Именно эти принципы были положены в основу проектирования педагогической системы формирования базовых профессиональных компетенций, структурная схема которой приведена на рис. 2.
Важнейшим звеном в этой системе является проектная деятельность студентов, которая в силу своей дидактической природы и многообразия типов проектов обеспечивает реализацию междисциплинарных и надпред-метных видов учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности. К тому же она позволяет преподавателям сделать процесс обучения личностно ориентированным, индивидуальным, повысить интерес и мотивацию студентов к обучению [ 1].
Для осуществления диагностики и оценки уровней сформированности базовых профессиональных компетенций были разработаны критерии и диагностический инструментарий. При этом важно было оценивать не только интегральный показатель готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, но и входящие в его состав компоненты готовности: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой и информационный.
Казанский педагогический журнал
/'2006
Были установлены три уровня готовности студентов к профессиональной деятельности: первый уровень готовности - слабо сформированная репродуктивная самостоятельная деятельность; второй уровень -готовность студентов к репродуктивной профессиональной деятельности, к использованию известных технических решений, выполнению действий по существующим алгоритмам; третий уровень - готовность студентов к продуктивной профессиональной деятельности, к оценке деятельности, базирующейся на применении полученных ранее знаний, умений и базовых профессиональных компетенций. Знания, умения и компетенции оценивались по основным видам учебно-профессиональной деятельности поэлементно посредством тестов, по
результатам контрольных работ, решения задач, практических занятий, лабораторных работ, педагогической практики.
Эффективность разработанной педагогической системы проверялась на выборке студентов специальности «Эксплуатация и обслуживание автотранспортных и технологических машин и оборудования» Самарского государственного технического университета по 70 человек в контрольной и экспериментальной группах с использованием трех уровневых тестов.
Результаты констатирующего (2004-2005 гг.) и формирующего (2006-2007 гг.) экспериментов по выявлению уровней сформированно-сти у студентов экспериментальной группы базовых профессиональных компетенций представлены на рис. 2.
Рис.2. Диаграмма распределения студентов экспериментальной группы по уровням сформированности базовых профессиональных компетенций
64
■ 1111
п
ш
Высшее образование
Их анализ свидетельствует о значительном увеличении числа студентов экспериментальной группы с более высоким уровнем сформирован-ности базовых профессиональных компетенций. Особенно важно, что количество студентов с высоким уровнем сформированности базовых профессиональных компетенций составляет более половины выборки, а именно 52%. Число студентов на среднем уровне также возросло в 2,3 раза (с 17 до 39%). Не менее ценно, что число студентов с низким уровнем сформированности базовых профессиональных компетенций существенно в 7,7 раза снизилось и составило всего 9% от выборки.
Таким образом, лонгитюдно проведенный многолетний эксперимент подтвердил высокую эффективность
разработанной и реализуемой в Самарском государственном техническом университете педагогической системы формирования базовых профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов автомобильного транспорта.
Литература:
1. Развитие и формирование базовых профессиональных компетенций студентов в процессе проектной деятельности / Т.Н. Андрюхина, В.Н. Михелькевич // Научный альманах «Телескоп», Самара, 2007.- Вып. 18.- С. 59-75.
2. Михелькевич В.Н., Кравцов П. Г. Целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете: концепция, технология обучения, опыт реализации.- Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2001.- 112 с.