ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Е.А. Молоканова, И.А. Парфенова
Molokanova Е.А., Parfenova IA. Formation of general cultural competences at students studying engineering disciplines in technical university in learning mathematics. The article revealed an invariant component of the structure of general cultural competences at students studying engineering disciplines of technical university, presents pedagogical principles and didactic conditions of their formation.
Современный уровень развития экономики предопределяет возрастающее значение инновационной деятельности промышленных предприятий и организаций. Учитывая, что инновации тесно связаны с особенностями личности человека, успешность их проведения во многом определяется тем, насколько специалисты способны принимать обоснованные творческие решения, организовывать свою деятельность и деятельность руководимого коллектива по их реализации, что актуализирует проблему подготовки в технических вузах конкурентоспособных кадров, воспринимающих инновационные изменения.
Социально-экономические изменения порождают проблему повышения качества образования и делают ее наиболее актуальной на современном этапе развития России. По мнению И.А. Зимней, «решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования» [4].
Ориентация образования на его новый результат требует инновационного подхода к обеспечению его качества, критериям оценки, организации образовательного процесса и управления им. Эта идея отражается в содержании компетентностного подхода к отечественному образованию.
Формирование компетентностного подхода происходило поэтапно. Впервые категория «компетенция» была введена в научный аппарат в 60-70-х гг. прошлого века, тогда же в мире были предприняты попытки разграничения понятий компетенция / компетентность (Д. Хаймс). В 70-90-х гг. данный подход начинает обоснованно применяться в теории и практике обучения языку, в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению (Дж. Равен). И лишь в 90-х гг.
начинается исследование компетентности как научной категории в России применительно к образованию (Н.В. Кузьмина, Л.А. Петровская, А.К. Маркова и др.). В конечном итоге разрабатываемая концепция компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, который сможет, характеризуясь социально и личностно позитивной ценностно-смысловой мировоззренческой основной, в то же время адаптироваться к жизненным ситуациям [4].
Основное направление обновления образования специалистов инновационной сферы заключается в том, чтобы найти пути формирования у будущего специалиста в процессе обучения деятельностной позиции, способствующей становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач.
Реформа образования, вступившая в силу в первом десятилетии XXI в. всецело поддерживает продвижение идей компе-тентностного подхода, а реализация основных направлений Болонского процесса усиливает ее очевидность и необходимость. Введение компетентностного подхода в систему высшего образования подтверждается директивными предписаниями Министерства образования РФ (Концепция модернизации российского образования до 2010 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 гг. и др.).
На сегодняшний день компетентностный подход в образовании обоснован и переходит на завершающий этап формирования - введение основных идей из теории в практику. Например, разработаны и вступают в силу
федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 3-го поколения, в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня представлены в виде компетенций.
Выявлению состава компетенций выпускников вузов во всем мире положило начало Берлинское коммюнике (2003), на котором признано необходимым выработать структуру сравнимых и совместимых квалификаций для национальных систем высшего образования, что позволило бы описать квалификации в точки зрения рабочей нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля (для удовлетворения многообразных личных и академических потребностей, а также запросов рынка труда) [2].
Следует отметить, что количественный состав компетенций каждой категории, представленной в ФГОС третьего поколения по различным инженерным специальностям, достаточно вариативен. Данная проблема фигурировала с самого начала формирования компетентностного подхода в образовании. Изначально, рассматривая компетенцию как конечный результат обучения, выделяли от 3-х до 37-ми видов компетенций. Определению и градации компетенций в нашей стране посвящены работы А.К. Марковой, Л.Н. Боголюбова, Н.В. Кузьминой, А.А Деркача и др. Однако в достаточно широком спектре дифференциации компетенций, представленных с точки зрения различных научных подходов, всегда возможно выделить некоторый инвариантный набор базовых характеристик будущего специалиста.
В частности, сравнивая набор общекультурных компетенций ФГОС третьего поколения различных инженерных направлений подготовки, следует отметить, что количественный состав их варьируется от 9-ти до 22-х компетенций. Кроме того, из представленного и варьируемого в каждом ФГОС общего перечня общекультурных компетенций в список компетенций, обязательно сформированных у выпускника в базовой части математического и естественнонаучного цикла, отобраны от 4-х до 12-ти компетенций.
Анализируя смысловые характеристики общекультурных компетенций, учитывая их
«надпрофессиональный» характер и вытекающие отсюда возможности формирования данных компетенций при изучении математики на инженерных специальностях в техническом вузе, нами выделена инвариантная составляющая структуры общекультурных компетенций специалистов инновационной сферы.
Данная составляющая включает следующий ряд компетенций: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения; владение культурой устной и письменной речи; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций; использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.
Дедуктивная трансляция инвариантной составляющей структуры общекультурных компетенций ФГОС третьего поколения по инженерным специальностям в рабочие программы по этим специальностям позволила выделить инвариантную составляющую общекультурных компетенций бакалавров: математическое мышление, математическая культура как часть профессиональной и об-
щечеловеческой культуры; развитые учебные навыки и готовность к продолжению образования; способность к переоценке накопленного опята, анализу своих возможностей, готовность приобретать новые математические знания, используя современные образовательные и информационные технологии; готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений; владение математической логикой, необходимой для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность к критике и самокритике, умение работать в команде. С одной стороны, эти компетенции базируются на профессиональных знаниях, с другой, - являются общекультурными компетенциями специалистов инновационной сферы, наиболее полно формирующихся при изучении математики.
Сформулированные компетенции, прививаясь в поведении, деятельности человека, трансформируются в его личностные качества.
Перечисленные выше общекультурные компетенции позволяют формировать у студентов личностные качества, носящие «над-профессиональный» характер. Мы выдели ряд таких личностных качеств специалиста инновационной сферы:
- способность действовать в заданных условиях;
- отношение к деятельности (упорство, усидчивость, ответственность, работоспособность, увлеченность и удовлетворенность собственной деятельностью);
- адекватная самооценка.
Эффективность формирования выделенных качеств напрямую зависит от организации педагогического процесса, его закономерностей, выраженных в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.
Следует отметить, что еще в 2003 г. в аналитическом обзоре «Реформы образования» сказано, что «в условиях глобализации мировой экономики смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учрежде-
ний» [8]. Изменение принципа повлекло за собой и изменение подхода. Вместе с тем смена «знаниевой» парадигмы образования на компетентностную не повлекла за собой изменение объективных закономерных связей между педагогами и воспитанниками, а лишь только укрепила их. Таким образом, фундаментальные принципы обучения и воспитания имеют одинаковую методологическую основу, их определения практически одинаковы [7, 9]. Кроме того, новый подход в образовании способствует возникновению новых принципов, отражающих современные требования общества и науки к процессам обучения и воспитания.
К педагогическим принципам формирования общекультурных компетенций специалиста инновационной сферы нами отнесены принципы:
1. Принцип научности ориентирован на формирование в единстве общекультурных компетенций и поведения и вытекает из пси-холого-педагогического закона единства сознания и деятельности.
2. Принцип обучения и воспитания студентов в коллективе ориентирован на усвоение правил общения, поведения, формирование компетенций принятия организаторско-управленческих решений, необходимых как в руководстве персоналом, так и в подчинении.
3. Принцип воспитывающего обучения нацелен на выполнение следующих условий: преподаватель формирует общекультурные компетенции своим отношением и личным примером в организации познавательной деятельности; целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении дисциплины «Математика»; учебный процесс строится таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру мышления, осознание своих достоинств и недостатков и др.
4. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, реализуемый с позиции обеспечения адресного подбора всех возможностей и средств формирования профессионально важных общекультурных качеств для конкретного студента.
5. Принцип сознательности и активности обучающегося в целостном педагогическом процессе. Активность личности соци-
альна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятельной сущности. Активность студента должна быть направлена не столько на простое запоминание, сколько непосредственно на процесс самостоятельного добывания необходимой информации и проектирование ситуаций, в которых владение информацией возможно будет проявить.
6. Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Реализация этого принципа связана прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, введение новых знаний в структуру опыта обучающихся обеспечат их действенность.
7. Принцип корреляции способствует объединению персонифицированных установок личности с социальными нормами.
8. Принцип преемственности, постепенности и систематичности.
9. Принцип интеллектуальной мобильности студентов и преподавателей.
По мнению Е.В. Леоновой, задача формирования общекультурных компетенций выпускника технического вуза должна решаться комплексно, и одним из инновационных подходов в данном случае является «... направление на ее решение содержания программ обучения и методика преподавания фундаментальных естественнонаучных и технических дисциплин» [3]. При этом возникает необходимость смены репродуктивных методов обучения, поскольку компетенции могут быть сформированы только как результат вовлеченности студента в образовательный процесс, что предопределяет широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Активизировать вовлеченность студентов в образовательный процесс возможно с помощью формирования целого комплекса педагогических условий, предопределенных основополагающими закономерностями организации учебного процесса. Под комплексом педагогических условий мы понимаем совокупность учебно-методических воздействий на студентов в процессе обучения и
воспитания, способствующих эффективному формированию общекультурных компетенции специалистов инновационной сферы. На наш взгляд, дисциплиной, оптимально обеспечивающей подготовку специалистов к инновационной деятельности на начальном этапе профессионального становления, является математика, так как при ее изучении приобретаются способности и личностные качества, определяющие формирование профессиональных компетенций. Мы считаем, что для формирования личностных качеств специалиста инновационной сферы оптимально обусловлены и необходимы следующие технологии и комплекс педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса при изучении дисциплины «Математика» студентами первых курсов технического вуза, определяющие целостный механизм формирования качеств:
- активное вовлечение студентов в совместную учебную деятельность, сопровождающееся оценкой и обсуждением результатов работы себя и своих коллег, позволяющее выявить достоинства и недостатки собственной работы, и являющееся стимулом для саморазвития и повышения самооценки;
- применение активных и интерактивных форм проведения занятий (мозговой штурм, интерактивная игра);
- разработка методического обеспечения учебного процесса с целью комплексного воздействия на студентов, в частности учебно-методического пособия, включающего разноуровневые примеры и задачи, направленные на активизацию познавательной активности студентов и удовлетворяющие их потребности в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений;
- организация эмоционально-устойчивого психологического климата приемами и методами воспитательного воздействия, учитывающими возрастные, индивидуальнопсихологические, мотивационные особенности студентов первого курса, обеспечиваемыми высоким уровнем личностного саморазвития преподавателя, позволяющими систематически и целенаправленно активизировать формирование ценностно-важных личностных качеств у студентов.
Перечисленные педагогические условия, с одной стороны, являются качественным показателем организации самостоятельной работы студентов, а, с другой стороны, учитывая специфику дисциплины «Математика» и новые тенденции в системе ВПО, именно повышение активности обучающихся в процессе самостоятельной работы является важным фактором формирования их личностных качеств. Вместе с тем, главным двигателем повышения активности студентов являются преподаватели. Для того, чтобы реализовать инновационные методы и формы обучения, касающиеся организации самостоятельной работы, «создать нечто новое, преподавателю необходимо проделать определенную внутреннюю работу: изменить некоторые из сложившихся установок, отказаться от стереотипов в мышлении и поведении, способах реагирования, научиться выдвигать в процессе профессиональной деятельности новые цели, преобразовывать смысловые установки и связи, научиться видеть конкретную проблему с иных позиций. Это возможно при наличии творческой активности, сама природа которой предполагает преобразование включенного в нее субъекта, изменение его внутреннего мира» [6, с. 37]. Следовательно, грамотная организация самостоятельной работы студентов как аудиторной, так и внеаудиторной становится главенствующим условием успешного формирования общекультурных компетенций специалистов инновационной сферы.
Этому способствуют следующие выделенные нами характеристики самостоятельной работы и ее организации:
- самостоятельная работа в курсе изучения дисциплины «Математика» занимает большую долю учебного времени, отведенного на изучение дисциплины, следовательно, играет главенствующую роль в процессе формирования общекультурных компетенций специалистов инновационной сферы;
- самостоятельная работа обеспечивает возможность использования специально разработанного учебно-методического материала, направленного на формирование общекультурных компетенций специалистов инновационной сферы;
- оптимальная организация самостоятельной работы при изучении дисциплины
«Математика», являющейся базовой составляющей естественнонаучного и математического цикла ФГОС, позволяет формировать общекультурные компетенции специалистов инновационной сферы, транслируемые ими в дальнейшем в виде личностных качеств при изучении дисциплин профессионального цикла, а также для успешной самореализации в выбранной области деятельности и адаптации в социуме. Целью предложенных инноваций в организации самостоятельной работы в этом случае является формирование у обучающихся осознания математики как фундамента для дальнейшего освоения сферы своей профессиональной деятельности на основе развития качеств личности, детерминирующих инновационную готовность специалиста;
- самостоятельная работа студентов организационно-методически базируется на широком использовании активных и интерактивных форм ее организации.
Таким образом, в процессе организации самостоятельной работы для формирования общекультурных компетенций при изучении дисциплины «Математика» необходимо эффективно использовать часы, выделенные на аудиторную и внеаудиторную работу и оптимизировать формы самостоятельной работы для того, чтобы студенты приобретали навыки самообразования, необходимые как для учебной, так и для дальнейшей профессиональной деятельности, так как наиболее важно не столько «наполнение» студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной и социальной деятельности» [5].
В настоящее время в вузах существует две общепринятые формы организации самостоятельной работы. Традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, -в лаборатории или мастерской. Другой вид самостоятельной работы - аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения
задания обучающийся может получить консультацию [1].
И именно сегодня наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта самостоятельной работы студентов, предусматривающего большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педаго-гических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и консультаций и контроля [3].
Именно такой вариант самостоятельной работы дает возможность, в отличие от традиционно используемой методики, в формах и содержании ее организации значительное место уделять таким способам интенсификации творческой активности студентов, как мозговой штурм и интерактивная игра.
По нашему мнению, данные формы позволяют преподавателю сформулировать обучающимся математическую задачу, отражающую профессиональный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и ориентированную на использование творческих методов работы, и в последствии проверить результат, а выполнение задач обучающиеся проводят самостоятельно.
Из вышесказанного следует, что технология формирования общекультурных компетенций специалистов инновационной сферы заключается в следующем:
- реорганизация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов с учетом инноваций в учебном процессе;
- обеспечение психологической адаптации студентов к самостоятельной работе в режиме активизации самопознания и саморазвития;
- методическое обеспечение организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- интеграция самостоятельной работы в учебный процесс за счет ее объективного оценивания преподавателем, способствующего повышению мотивации студентов к обучению.
Предложенные нами подходы к формированию личностных качеств специалиста инновационной сферы используются в образовательном процессе в ГОУ ВПО ТГТУ и способствуют повышению качества обучения.
1. Асманова И.Ю., Горячева М.В. Теоретические и практические аспекты самостоятельной работы студентов. Ставрополь, 2008.
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М., 2005.
3. Гуринович Н.Н. Организация самостоятельной работы студентов: исторический аспект II Современная высшая школа: инновационный журнал. 2009. № 4. С.71-75.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. М., 2004.
5. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М., 2003.
6. Макарова Л.Н. Механизмы развития индивидуального стиля деятельности преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. № i(ii). С. 36-39.
7. Педагогика профессионального образования I под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.
S. Реформы образования: Аналитический обзор I под ред. В.М. Филиппова. М., 2003.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2007.
Поступила в редакцию i4.03.20ii
б