Научная статья на тему 'Система формирования профессионального образования и развитие личностно-творческого потенциала библиотечных кадров'

Система формирования профессионального образования и развитие личностно-творческого потенциала библиотечных кадров Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
225
32
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Булычева А. А.

Статья дает объективные представления о системе библиотечного образования. Раскрываются взаимосвязи и взаимодействие традиционных и инновационных подходов к образовательной деятельности в системе непрерывного библиотечного образования.

The System of Forming of Professional Education and Development of Creative Personality Potential of Library Workers

The article presents the objective idea of the system of library education. It reveals the connection and interaction of traditional and innovative approaches to the educational activity ion the system of continuous library education.

Текст научной работы на тему «Система формирования профессионального образования и развитие личностно-творческого потенциала библиотечных кадров»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

А. А. Булычева, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов МГУ им. Н. П. Огарева

Статья дает объективные представления о системе библиотечного образования. Раскрываются взаимосвязи и взаимодействие традиционных и инновационных подходов к образовательной деятельности в системе непрерывного библиотечного образования.

В начале XXI в. в силу объективного развития обострилась потребность библиотек в специалистах нового типа, отличающихся высоким уровнем профессионализма, широким кругозором, владеющих новыми компьютерными технологиями, умеющих ориентироваться в меняющейся обстановке и принимать адекватные решения, обладающих высокой культурой, стремящихся овладеть новыми знаниями.

Современная рыночная концепция ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых является максимально эффективное использование кадрового потенциала. В условиях развития нашей страны необходима кадровая политика, опирающаяся на стратегию и принципы рыночных отношений, демократизацию общества. Она должна осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях.

Динамичные преобразования библиотечного дела, обусловленные технологической модернизацией и повышением социальной роли библиотек в жизни современного общества, ставшего на путь информатизации, составляют основной фактор формирования новых профессиональных требований, предъявляемых к библиотечным работникам. Библиотечные кадры — один из важнейших ресурсов, благодаря которому библиотеки могут выступать в качестве информационных, культурных и духовных центров, не только составляющих, но и организующих элементов социокультурной среды. Профессионализм как основа мастер-

ства предполагает формирование системы фундаментальных знаний, умений и навыков.

В настоящее время следует констатировать совсем иные подходы к обучению и подготовке библиотечно-информационных специалистов. Вузы учитывают потребности библиотек в кадрах для обеспечения новых специализированных отделов (социологии, автоматизации, маркетинга) и служб (психологической, социальной, юридической). Система вузовского образования характеризуется фундаментальностью, сочетанием специальной подготовки с широким гуманитарным образованием, взаимосвязью истории и теории с практикой при изучении академических курсов и дисциплин, широким развитием специализаций, отражающих реальную дифференциацию профессий. Указанная система призвана удовлетворять познавательные и профессиональные интересы и, особенно, стимулировать личное участие студентов в обучении.

Широта и фундаментальность образования, его связь с практикой библиотечной деятельности наряду со свободным выбором курсов и специализаций непременно должны сочетаться с активными формами обучения.

Актуализация библиотечного образования обусловлена также реорганизацией высшей школы и меняющимся менталитетом специалистов по информационно-библиографической деятельности.

Система послевузовской подготовки, или система повышения квалификации,

© А. А. Булычева, 2007

имеет целью не только обновление профессиональных знаний в библиотечноинформационной сфере, но и расширение и углубление таковых, а также приобретение новых навыков в связи со спецификой выполняемых обязанностей.

С нашей точки зрения, система непрерывного библиотечного образования должна включать в себя триединый комплекс: довузовскую профессиональную ориентацию, вузовское образование, послевузовское обучение.

Для каждого этапа определяются свои приоритеты.

Задачу довузовской профессиональной ориентации следует видеть в том, чтобы раскрыть перед учащимися социально-общественный смысл и содержание библиотечной профессии, познакомить с историей, выдающимися представителями библиотечно-информационной деятельности, сформировать устойчивый интерес к профессии.

Вуз призван обеспечить качественное базовое образование по всем направлениям профессиональной деятельности в области информации и библиотечного дела.

Послевузовское обучение реализуется в рамках аспирантуры, а также в системе повышения квалификации, обеспечивающих рост профессионального образовательного и культурного уровня библиотечных специалистов и подготовку их к выполнению новых трудовых функций. Его главная цель — совершенствование профессиональной культуры в течение всей жизни.

Реформирование на основе Закона РФ «Об образовании» привело к выработке инновационной парадигмы образования. Идея образования в течение всей жизни, образования, которое рассматривается как непрерывный процесс, охватывающий все формы, типы и уровни обучения, выходящие далеко за формальные рамки, является важной составляющей новой парадигмы.

Происходящие в настоящее время кардинальные изменения системы образования распространяются и на отече-

ственную библиотечную школу. Идет интенсивный поиск новых видов и направлений образовательной деятельности, инновационных форм, методов, элементов в сфере высшего библиотечного образования.

Библиотечно-информационная подготовка специалистов — многоаспектное общественное явление, которое органично связано с социально-экономическими, политическими и культурно-историческими условиями жизни общества. В этой связи представляется небезынтересным обратиться к истории становления и развития библиотечного образования в Республике Мордовия.

Подготовка библиотечных специалистов в Мордовии ведет свой отсчет с 30-х гг. XX в. Вначале она осуществлялась в форме курсового обучения и спецкурсов в рамках педагогической и культурно-просветительной специальности. Затем, в 1960 г., в культурно-просветительной школе г. Ардатова было открыто библиотечное отделение. До 1991 г. Ардатовская школа оставалась единственным учреждением, готовящим библиотечные кадры для республики. С 1970 г. при Министерстве культуры МАССР стали функционировать республиканские курсы повышения квалификации. В 1991 г. при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева был открыт факультет национальной культуры (с 2006 г. — Институт национальной культуры) с кафедрой библиотековедения и библиографии, в дальнейшем переименованной в кафедру библиотечно-информационных ресурсов.

За время своего существования кафедра накопила большой опыт управленческих воздействий на качество подготовки специалистов во всех звеньях системы вузовского образования — на уровне кадрового, научного, научно-методического, информационного и материально-технического обеспечения.

В 2002 г. приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 января № 181 утверждена новая специальность высшего профессионального

образования «Библиотечно-информационная деятельность» (вместо прежней «Библиотековедение и библиография»)1. Образовательные стандарты третьего поколения открыли путь к свободным авторским прочтениям, к сохранению отечественных традиций и мобильности инноваций, снимающих барьеры между национальными системами образования. В соответствии с требованиями государственного стандарта третьего поколения на кафедре библиотечно-информационных ресурсов разработаны новые учебные планы и рабочие программы. Реализуются системный подход, логическая последовательность изложения дисциплин, межпредметные связи, соответствие перечня дисциплин федеральному компоненту. Содержание дисциплин общепрофессионального и специального циклов корректируется с учетом региональных особенностей подготовки специалистов.

В настоящее время кафедра осуществляет обучение студентов по двум квалификациям: библиотекарь-библиограф, преподаватель; технолог автоматизированных информационных ресурсов.

Приведем краткую характеристику указанных квалификаций.

Основная область применения выпускников — библиотеки всех типов и видов любого подчинения; редакционно-издательские и книготорговые организации; органы НТИ; учебные заведения, архивы, музеи и другие учреждения; библиотечно-библиографическая и информационная наука и практика, перспективные информационные технологии и профессионально ориентированные информационные системы.

Объектами профессиональной деятельности выпускников данной специальности являются рынок информационных ресурсов, технологии автоматизированных библиотечно-информационных процессов, разнообразные документальные ресурсы общества, информационная безопасность, технология разработки и эксплуатации автоматизированных информационных систем.

За последнее десятилетие стратегия и тактика в библиотечном образовании претерпели существенные изменения. В связи с этим в учебный процесс введены новые курсы, направленные:

— на освоение методологических основ профессии;

— активизацию инновационных форм и методов обучения;

— самоанализ профессиональной компетентности студентов;

— активизацию самостоятельного выбора студентов.

Сегодня особый смысл приобретает региональная система библиотечного образования, которая формируется в соответствии с региональной политикой субъектов РФ. Под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Регион — это часть территории РФ, обладающая общностью социально-экономических и национально-культурных условий. Больше всего эта относительная общность проявляется в экономике. Что же касается сферы образования, то до сегодняшнего дня идут интенсивные поиски пути создания единого регионального образовательного пространства.

С учетом немаловажной значимости национально-регионального компонента в профессиональной подготовке специалистов в учебные планы кафедры библиотечно-информационных ресурсов введены следующие дисциплины: «Культура и искусство Мордовии», «История мордовского края», «Мордовский язык», «Мордовская литература и культурно-творческие процессы», «Искусство и культура финно-угров», «Книжная культура Мордовии», «Библиотечно-библиографическое краеведение» и др.

Трудности, переживаемые нашей страной в современный период, заставляют искать в библиотечном образовании ресурсосберегающие технологии.

Региональный подход в данном случае является одной из таких технологий подготовки специалистов.

Круг профессиональных обязанностей библиотечно-информационных специалистов и диапазон их действий предполагают формирование у них в процессе подготовки таких основных функций, как организационно-конструктивная, коммуникативная, информационная, мобилизационная и др.

Наибольшее значение в подготовке библиотечно-информационных специалистов имеет система послевузовского обучения, позволяющая на основе повышения квалификации развивать их профессиональные знания и умения в области библиотечной деятельности. В настоящее время эти вопросы активно обсуждаются профессиональной общественно-стью2. Система обучения кадров и повышения их профессиональной культуры, созданная в нашей стране, продолжает существовать и успешно развиваться, сообразуясь с известными переменами в обществе.

Повышение квалификации следует рассматривать как системный комплекс мероприятий. Система устанавливает зависимость успешного решения задач по демократизации общества, гуманизации общественных отношений, реорганизации библиотечного обслуживания от уровня профессиональной, общекультурной, психолого-коммуникативной подготовки библиотечных кадров, их активности, творчества, деловой квалификации, способности к восприятию нововведений.

Согласно точке зрения С. И. Головко3 в системе обосновывается новый подход к повышению квалификации библиотекарей, который предусматривает:

— направленность всего образовательного процесса на скорейшую адаптацию обучаемых к выполнению инновационных профессиональных задач;

— расширение диапазона знаний;

— освоение принципиально новых умений и навыков функционально-прикладного характера с учетом конкретных

направлений технической реконструкции библиотечного дела, возрастания роли библиотек в современном мире;

— освоение социокультурного опыта профессии.

Повышение профессиональной подготовки должно предусматривать реализацию таких целей, как:

— формирование нового библиотечного мышления, совершенствование профессионального мастерства;

— развитие личностно-творческих и профессиональных качеств;

— расширение кругозора, углубление знаний;

— активизация творческих способностей;

— формирование навыков самостоятельного приобретения знаний в процессе профессиональной деятельности и самообразования;

— стимулирование интереса к инновациям в библиотечной деятельности;

— умение разобраться в новых явлениях и тенденциях в библиотечном деле;

— освоение новых технологий для реорганизации традиционных участков библиотечно-информационной работы.

Основу системы составляет совокупность взаимосвязанных, дополняющих друг друга форм обучения, организуемых для всех категорий библиотечных работников, проводимых в определенной последовательности и с определенной периодичностью, базирующихся на принципах преемственности, вариативности, дифференцированности в зависимости от контингента слушателей и уровня их профессиональной подготовки, наглядности и практического показа наиболее интересных приемов библиотечного воздействия.

Учебными формами, в которых может реализоваться система повышения квалификации, являются семинары, научно-практические конференции, занятия деловых и профессиональных клубов, день специалиста, деловые игры, конкурс на звание «Библиотекарь года» и др.

Для того чтобы оставаться настоящими специалистами, библиотекари должны постоянно расширять свой профессиональный диапазон. В последние годы особое значение уделяется организации краткосрочного повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, ориентированных на получение специальных знаний в русле выполняемых ими функций. Считается, что осмысленное и мотивированное обучение гораздо более результативно.

Активным организатором и инициатором краткосрочной подготовки и переподготовки российских библиотечных кадров является Учебный центр «Школа Рудомино» ВГБИЛ. В последние годы основное содержание его деятельности составляет реализация базовых модельных обучающих программ по применению новых и приемлемых в российских условиях управленческих технологий. В качестве основного метода организации и проведения занятий используется интенсивный тренинг-семинар. В 2000 г. «Школа Рудомино» приступила к подготовке тренеров семинаров, проведению «тренингов для тренеров» на основе «Летних библиотечных школ». Благодаря деятельности «Школы Рудомино» в России начался процесс активного осмысления необходимости непрерывного формирования у персонала навыков эффективного управления переменами. В то же время реализация программ повышения квалификации персонала и руководителей библиотек не всегда дает результаты и отражается на инновационной активности библиотек. Причин этого, по-видимому, несколько: неразработанность вопросов реализации инноваций и управления изменениями в библиотечной науке и практике, отсутствие квалифицированных педагогов (тренеров) и действенных структур повышения квалификации библиотечных кадров, неразработанность организационных вопросов повышения квалификации библиотекарей, условий отбора претендентов и пр.

На региональном уровне, в рамках Республики Мордовия, Министерство

культуры сегодня для библиотечных кадров своей системы предлагает следующие формы повышения квалификации:

— районные семинары;

— тематические семинары, мастер-классы и т. п., проводимые республиканскими библиотеками;

— республиканские школы профессионального мастерства;

— отделение повышения квалификации при Министерстве культуры РМ.

По мнению заместителя министра культуры РМ А. Н. Шатовой4, данная вертикаль повышения квалификации, возможно, достаточна, однако есть ряд нерешенных проблем, среди которых — несовершенство программ повышения квалификации; отсутствие необходимых компьютерных средств обучения и др.

Таким образом, модель библиотечного специалиста находится в прямой зависимости от профессиональной и образовательной деятельности. С одной стороны, на нее оказывают влияние задачи и формы профессиональной деятельности; с другой — цели, задачи и формы образовательной деятельности. Насколько цели и задачи образовательной и профессиональной деятельности будут совпадать, настолько модель будет отвечать требованиям времени.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: КачановаЕ. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова. М., 2003.

2 См.: Инновационные механизмы и стратегические приоритеты библиотечно-информационной деятельности в современном социокультурном пространстве : материалы респ. науч.-практ. конф. Саранск, 3 апр. 2006 г. Саранск, 2006 ; Мазуриц-кий А. М. Вузы культуры в системе непрерывного библиотечного образования / А. М. Мазурицкий // Библиотека и закон. М., 2004. № 1 (16). С. 368— 371 ; Жадько Н. В. Стратегия развития тренинг-центров / Н. В. Жадько. М., 2000.

3 См.: Головко С. И. Специалист: образование, компетентность, новаторство / С. И. Головко. М., 2005.

4 См.: Шатова А. Н. Специалист культуры XXI века: профессионализм, творчество, духовность / А. Н. Шатова // Библиотечное дело, информационные системы и образование : материалы респ. науч.-практ. конф. Саранск, 26 дек. 2001 г. Саранск, 2002. С. 6—8.

Поступила 12.10.07.