Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ'

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗАКОНОВ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ / ЗАКОН ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ / ЗАКОН ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ / ЗАКОН СИСТЕМНОЙ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ И КРЕАТИВНАЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРОЦВЕТАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ / SYSTEM OF LAWS OF DEMOCRATIZATION OF PROPERTY / LAW OF SOCIALIZATION OF PROPERTY / LAW OF DEMOCRATIZATION OF PROPERTY / LAW OF SYSTEMIC DEMOCRATIZATION OF PROPERTY / DEMOCRATIC AND CREATIVE MODELS OF THE ECONOMY / CIVILIZATION OF PROSPERITY FOR ALL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонов Евгений Васильевич

В статье выдвигается концепция, рассматривающая систему экономических законов демократизации отношений собственности. Демократизация отношений собственности в современной научной литературе определяется как институциональный процесс, имеющий цель снизить социальную напряженность в обществе. В действительности, демократизация собственности является всеобщим экономическим законом, обеспечивающим выживание, прогресс и процветание человеческой цивилизации вне времени и пространства. Сущность демократизации собственности проявляется в единстве действий закона обобществления, непосредственно закона демократизации и закона системной демократизации собственности. Цель исследования заключается в определении собственного содержания законов демократизации собственности, единство которых обеспечивает действительную и необратимую демократизацию экономики, общества и государства. Последствиями реализации законов демократизации собственности являются качественно новые отношения, составляющие демократическую модель социально-экономического прогресса в краткосрочном периоде и креативную модель социально-экономического процветания в долгосрочном периоде, формируется человеческая цивилизация процветания для всех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ECONOMIC LAWS DEMOCRATIZATION OF PROPERTY

The article puts forward a concept that considers the system of economic laws of democratization of property relations. The democratization of property relations in modern scientific literature is defined as an institutional process aimed at reducing social tension in society. In fact, the democratization of property is a universal economic law that ensures the survival, progress, and prosperity of human civilization beyond time and space. The essence of property democratization is manifested in the unity of actions of the law of socialization, directly the law of democratization and the law of systemic democratization of property. The purpose of the study is to determine the content of the laws of democratization of property, the unity of which ensures the real and irreversible democratization of the economy, society and the state. The consequences of the implementation of the laws of democratization of property are qualitatively new relations that make up the democratic model of socio-economic progress in the short term and a creative model of socio-economic prosperity in the long term, a human civilization of prosperity for all is being formed.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ»

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ

Трифонов Евгений Васильевич

кандидат экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Норильский государственный индустриальный институт», кафедра «бухгалтерского учета и финансов» г. Норильск, Российская Федерация. E-mail: peopleproperty@mail.ru

Аннотация: В статье выдвигается концепция, рассматривающая систему экономических законов демократизации отношений собственности. Демократизация отношений собственности в современной научной литературе определяется как институциональный процесс, имеющий цель снизить социальную напряженность в обществе. В действительности, демократизация собственности является всеобщим экономическим законом, обеспечивающим выживание, прогресс и процветание человеческой цивилизации вне времени и пространства. Сущность демократизации собственности проявляется в единстве действий закона обобществления, непосредственно закона демократизации и закона системной демократизации собственности.

Цель исследования заключается в определении собственного содержания законов демократизации собственности, единство которых обеспечивает действительную и необратимую демократизацию экономики, общества и государства. Последствиями реализации законов демократизации собственности являются качественно новые отношения, составляющие демократическую модель социально-экономического прогресса в краткосрочном периоде и креативную модель социально-экономического процветания в долгосрочном периоде, формируется человеческая цивилизация процветания для всех.

Ключевые слова: система законов демократизации собственности, закон обобществления собственности, закон демократизации собственности, закон системной демократизации собственности, демократическая и креативная модели экономики, цивилизация процветания для всех.

JEL: A10, R11, H82

SYSTEM OF ECONOMIC LAWS DEMOCRATIZATION OF PROPERTY

Evgeny Vasilievich Trifonov,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor, Department of Accounting and Finance, Norilsk State Industrial Institute, Norilsk, Russia

Abstract: The article puts forward a concept that considers the system of economic laws of democratization of property relations. The democratization of property relations in modern scientific literature is defined as an institutional process aimed at reducing social tension in society. In fact, the democratization of property is a universal economic law that ensures the survival, progress, and prosperity of human civilization beyond time and space. The essence of property democratization is manifested in the unity of actions of the law of socialization, directly the law of democratization and the law of systemic democratization of property.

The purpose of the study is to determine the content of the laws of democratization of property, the unity of which ensures the real and irreversible democratization of the economy, society and the state.

The consequences of the implementation of the laws of democratization of property are qualitatively new relations that make up the democratic model of socio-economic progress in the short term and a creative model of socio-economic prosperity in the long term, a human civilization of prosperity for all is being formed.

Keywords: system of laws of democratization of property, law of socialization of property, law of democratization of property, law of systemic democratization of property, democratic and creative models of the economy, civilization of prosperity for all.

Введение.

Триединый закон демократизации собственности состоит из закона обобществления собственности, непосредственно закона демократизации собственности и закона системной демократизации собственности.

Закон обобществления собственности фактически не рассматривается в исследованиях ученых развитых стран. В советской литературе этот закон был весьма популярен, его рассматривали как общий закон формирования социалистической общественной собственности. После падения советской системы закон обобществления был забыт по умолчанию, однако он действовал и действует как всеобщий, общецивилизационный закон сохранения человеческой цивилизации.

Непосредственно закону демократизации собственности придавался и придается в настоящее время субъективный, институциональный характер сохранения социальной стабильности в обществе. Таким образом, закон демократизации собственности не рассматривается как объективный закон, значение его крайне умаляется. В статье рассматривается содержание закона демократизации собственности в единстве с законом обобществления и законом системной демократизации собственности.

Закон системной демократизации собственности в научной литературе не обсуждается вообще, он впервые вводится в научный оборот. Отсюда существует настоятельная необходимость выяснить сущность, содержание и значение каждого из законов, составляющих триединство законов демократизации собственности. Законы имеют самостоятельное содержание, но в совокупности определяют общую тенденцию распространения собственности среди неограниченного числа участников-учредителей развивающихся форм собственности.

Всеобщий экономический закон обобществления собственности.

Законобобществлениясобственностивозникещевдревнейшиевременаивыражалнеобходимость обеспечить в агрессивной среде защиту и выживание древних людей в процессе объединения их усилий и собственности. Объединение-обобществление усилий и собственности нарождающихся людей явилось эффективным способом сохранения и выживания первых человеческих сообществ. Можно сказать, что появлению и прогрессу человеческого общества мы обязаны этому закону. Еще с доисторической эпохи и до сегодняшних дней закон выполняет роль выживания, сохранения и совершенствования человеческого общества [1, с.175-183].

Общественный прогресс является следствием проявления и развертывания закона объединения или обобществления собственности. Обобществление усилий и собственности стали постоянным спутником и условием сохранения и развития сначала кровнородственных семей (кланов), затем таких объединений, как род, племя, община, союзы племен и т.д. вплоть до возникновения первичных государственных образований. Процесс обобществления собственности имел долгий эволюционный характер вплоть до настоящего времени.

Ускорение обобществления собственности произошло в связи с научно-технической революцией в начале XIX века. Возрастающая сложность, трудоемкость и капиталоемкость экономических задач обострили необходимость объединения усилий и собственности возрастающего числа участников. Обобществление последовательно формировало семейную, кооперативную, акционерную, государственную и достигло глобальной собственности. Развивающееся общество сталкивается с проблемами, которые не способны решать отдельные крупные предприниматели и их объединения. Уже сейчас возникает необходимость объединения усилий и капитала не отдельных групп предпринимателей, но целых государств и народов.

Обобществление собственности приобрело скачкообразный, интенсивный характер. В итоге процесс обобществления собственности способствовал значительному ускорению экономической динамики развитых стран. В будущем процесс обобществления собственности станет еще более

востребованным, поскольку обществу предстоит решать колоссальные задачи общепланетарного и даже космического масштабов. Следовательно, процесс обобществления собственности имеет объективный, необходимый, повторяющийся характер, выражающий существенную тенденцию в развитии отношений собственности. Систематический, вне времени и пространства, рост объединения собственности, появление более обобществленных форм собственности есть ни что иное, как экономический закон обобществления собственности.

Закон обобществления собственности выражает объективный, существенный, повторяющийся процесс объединения собственности неограниченного числа учредителей и образования новых обобществленных форм собственности. Закон обобществления собственности образует предпосылки закона демократизации собственности. Специфика процесса обобществления собственности состоит в том, что в процессах объединения все более активное участие принимают возрастающее число населения. Трудособственники становятся массовым социальным классом, которые все активнее заявляют о своих интересах в области экономики, политики и идеологии общества.

Благодаря закону обобществления собственности, человеческая цивилизация имеет источник развития и совершенствования производительных сил, а в соответствии с этим - совершенствования производственно-экономических отношений.

Объединение или обобществление собственности принимает всеобщий характер и становится объективной материальной предпосылкой расширения состава учредителей обобществленных форм собственности. Поскольку расширение состава учредителей обобществленных форм собственности получает устойчивый, повторяющийся и необходимый характер, постольку демократизация или распространение собственности среди возрастающего числа учредителей, получает признаки объективного экономического закона. Чем выше уровень обобществления собственности, тем больше численность учредителей новой, более обобществленной собственности. Обобществление и демократизация собственности предполагают друг друга. Оба закона связаны объективными взаимозависимыми процессами.

Экономический закон демократизации собственности.

Экономический закон обобществления собственности создает условия демократизации собственности. Объединение собственности есть объединение инвестиционных вкладов учредителей новых форм собственности. По объективным, реальным основаниям и исходя из самого содержания закона обобществления собственности, он проявляется как объединение совокупности долевых частей собственности учредителей новой формы собственности. Закон обобществления собственности выражает объединение долей собственности возрастающего числа учредителей новых форм собственности. Учредители становятся собственниками вновь образующихся форм собственности. В зависимости от уровня обобществления собственности растет число собственников, что и представляет собой демократизацию отношений собственности. Систематический, вне времени и пространства, рост обобществления собственности, увеличение численности собственников более обобществленных форм собственности, есть не что иное, как закон демократизации экономической собственности.

Процесс объединения долей собственности отдельных, самостоятельных учредителей является устойчивой тенденцией развития отношений собственности. Отсюда демократизация отношений собственности как процесс объединения долей частной, долей личной и долей иной собственности и образования новых форм собственности возрастающего числа учредителей-участников является экономическим законом, объективно присущим внутреннему развитию самой собственности. По своей сути демократизация отношений собственности означает присвоение-наделение долей государственной, долей муниципальной и долей иных форм собственности неограниченным числом членов общества. Л. Эрхард писал, что «...собственность на средства производства должна быть

доступной для каждого в форме широкого рассеянного владения» [2, с. 244].

Любая форма собственности есть, во-первых, объединенная частная, личная и иная собственность неограниченного числа учредителей; во-вторых, это совместная неделимая и долевая частная, долевая личная и долевая иная собственность учредителей; в-третьих, в образующихся формах собственности частная и личная собственности не исчезают, они остаются долевыми частями новой формы собственности; в-четвертых, в развивающихся формах новой собственности происходит изменение характера самой собственности, она выражает экономические интересы растущего числа участников-учредителей; в-пятых, развитие отношений собственности в ее новых формах, выражая экономические интересы растущего числа участников, изменяет характер частной собственности в процессах ее обобществления; в-шестых, в процессе обобществления частной собственности в ее новых формах, происходит преодоление эгоистических начал индивидуальной частной собственности и формирование общественных начал в новых обобществленных формах собственности, в-седьмых, развитие обобществленных форм частной и личной собственности, реализуя экономические интересы возрастающего числа учредителей, выражает демократизацию отношений собственности. Следовательно, экономический закон демократизации собственности есть объективный процесс ее обобществления, т.е. объединения долей частной, долей личной и долей иной собственности неограниченного числа учредителей. Становление неограниченного числа собственников представляет собой демократизацию отношений собственности как объективную внутреннюю закономерность ее развития.

Опираясь на единый методологический принцип образования форм собственности, можно утверждать, что муниципальная собственность образуется объединением долей частной, долей личной и долей иной собственности населения территориального объединения. Муниципальная собственность выражает экономические интересы населения местного территориального образования. Однако, если муниципальная собственность обезличена и деперсонифицирована, как это имеет место в настоящее время, то она может выражать интересы любых субъектов и объединений людей, в том числе олигархии, бюрократии и иных социальных групп. Муниципальная собственность выражает интересы населения данного муниципального объединения, если она персонифицирована, а собственниками признаются учредители территориального объединения, т.е. население данной территории.

Институциональное признание населения территории учредителем муниципального образования исключает использование муниципальной собственности местной олигархией и местной бюрократией в своих узкоэгоистических интересах. Муниципальная собственность, будучи долевой частной, долевой личной и долевой иной собственностью всего населения, выражает интересы всех социальных групп, всего населения территории.

Исторически длительное время государственная собственность оставалась и в значительной мере остается теперь частной собственностью правящей и господствующей социальной группы. И в современных условиях есть все основания считать, что государственная собственность является долевой частной собственностью господствующей олигархии, правящей бюрократии и примкнувших к ним социальных групп. «Бюджетные и административные ресурсы национальных государств постепенно превращаются в элемент активов крупного бизнеса» [3, с. 164].

Демократизация отношений собственности является реальной альтернативой монополизации отношений собственности. Не антимонопольные законы, а последовательная демократизация отношений собственности может остановить и даже преодолеть процесс монополизации частной собственности. Рост численности собственников в государстве - условие укрепления, развития и процветания государства. Прочность государства является производной от распространения собственности среди неограниченного числа участников.

Демократизация отношений собственности - это объективный процесс, но в результате

субъективной институционализации собственности авторы Конституции РФ нашли формулировки, искажающие реальность в интересах олигархической и бюрократической верхушки общества. На основе институциональных установок государственная собственность фактически передана институциональному лицу - государству, а от его имени - государственной бюрократии. «Государственная собственность предстает как иррациональная, а в некотором смысле даже теневая, поскольку служит юридическим прикрытием для деятельности чиновников, в частных целях использующих «свои» властные полномочия» [4, с. 188].

Однако в Конституции РФ зафиксировано также положение о том, что источником власти в стране является его многонациональный народ. На этом основании обоснованно сделать вывод, что народ, являясь источником власти, юридически становится учредителем государства [5, с.10]. Продолжая приведенную мысль, можно утверждать, что собственником государственного имущества является народ как учредитель государства. Обобщая противоречивые положения Конституции РФ, можно с уверенностью утверждать, что российский народ является законным собственником государственного имущества.

Учитывая социальный характер отношений собственности, можно выдвинуть положение, что собственниками любого имущества являются реальные субъекты или их объединения, выступающие учредителями институциональных образований (корпораций, муниципальных объединений, государства и т.д.). Во-вторых, принимая во внимание содержание закона демократизации собственности, можно утверждать, что любая форма собственности является результатом объединения долей частной, долей личной и долей иных форм собственности разного состава учредителей. Отсюда, корпоративная собственность есть объединение долей частной, долей личной и долей иной собственности учредителей акционерного общества; муниципальная собственность есть объединение долей частной, долей личной и долей иных форм собственности учредителей муниципального объединения; государственная собственность есть объединение долей частной, долей личной и долей иных форм собственности учредителей государства. В-третьих, опираясь на положение, что учредители являются собственниками соответствующего имущества, можно сделать вывод, что собственниками корпоративной собственности являются учредители акционерного общества, или его акционеры; собственниками муниципального имущества являются учредители муниципального объединения, т.е. население муниципальной территории; собственниками государственного имущества являются учредители государства, т.е. действительные граждане государства. Закон демократизации собственности выражает объединение долей собственности неограниченного числа учредителей новых форм собственности [6, с. 81-92].

В экономическом смысле государство представляет собой общенациональную корпорацию, акционерами которой являются все граждане государства. Впервые эту мысль высказал А. Н. Силин, который писал: «Своеобразной корпорацией является государство, располагающее весьма значительной собственностью» [7, с. 41]. В этом отношении граждане государства являются учредителями-вкладчиками данной корпорации. Как долевые собственники имущества общенациональной корпорации, граждане государства являются собственниками государственной гражданской собственности. Они имеют фактическое, реальное, но не юридическое право установить свою долю собственности, получить долю государственной прибыли и право на реальное управление государственным имуществом. Практически реализовать очевидные, назревшие проблемы мешают стереотипы экономических институтов, препятствующие выходу цивилизации на качественно новый уровень развития.

Следует различать объективный и субъективный варианты реализации закона обобществления собственности. Объективный вариант реализации закона обобществления собственности связан с последовательной демократизацией собственности, а субъективный вариант реализации закона обобществления собственности связан с сознательно поддерживаемой монополизацией собственности.

Таким образом, обобществление собственности предполагает возможность как демократизации, так и монополизации собственности.

Совершенно очевидно, что объединившие свои доли собственности учредители новой формы собственности являются ее долевыми собственниками. Учредители внесли свои реальные инвестиционные вклады, а поэтому объективно нет никаких сомнений, что они и есть действительные собственники новой собственности. Очевидность долевой собственности учредителей признается в таких формах собственности, как кооперативная, акционерная, глобальная.

Логика нарушается, когда речь заходит о муниципальной и государственной собственности. Повсеместно в мире муниципальная и государственная собственности не признаются как совокупности долей учредителей, внесших свой инвестиционный вклад в соответствующее имущество. Речь идет о юридическом непризнании граждан страны собственниками государственной собственности и населения территориального объединения собственниками муниципальной собственности. Экономическая очевидность долевой муниципальной и долевой государственной собственности субъективно, юридически не признается вот уже несколько тысяч лет.

Исключая граждан страны и население муниципального объединения из состава собственников, действующее право фактически создает условия использования в корыстных целях олигархией и высшей бюрократией государственной и муниципальной собственности. Более того, юридические формулировки государственной и муниципальной собственности в Конституции РФ, Гражданском Кодексе и других юридических актах, практически передают государственную и муниципальную собственности олигархии, высшей бюрократии и примкнувшим к ним социальным группам.

Соответствие экономической и юридической форм собственности в нашем случае означает необходимость изменения правовых норм в соответствии с требованиями объективных экономических законов обобществления и демократизации собственности. Правовая реализация законов обобществления и демократизации собственности является первоочередной мерой оздоровления экономики и общества.

Демократизация собственности есть путь обеспечения мира и согласия, объединения и сотрудничества, поддержки и взаимопомощи между всеми членами общества, обеспечивающий экономический прогресс и процветание, оптимистическое будущее человеческой цивилизации.

Экономический закон системной демократизации собственности.

Действительная, устойчивая и необратимая демократизация собственности осуществляется как системная демократизация собственности. Она выражает экономические отношения превышения совокупного присвоения над совокупным отчуждением экономических благ широкими слоями трудящихся. Демократизация отношений собственности проявляется только как системная демократизация собственности. Это третий закон демократизации отношений собственности.

Полную картину состояния отношений собственности дает оценка соотношения совокупного присвоения и совокупного отчуждения собственности, доходов и богатства конкретными социальными группами общества. Показатели соотношения частного присвоения и частного отчуждения могут ввести в заблуждение относительно оценки состояния отношений собственности. Например, высокая заработная плата может привести к ложному выводу о высоком уровне присвоения собственности, если не рассматривать всю систему отношений присвоения-отчуждения собственности, продукции и доходов по поводу высокой заработной платы. Высокая заработная плата свидетельствует о качестве присвоения только в фазе производства продукции. На последующих стадиях воспроизводства отчуждение может достигнуть уровня, который свидетельствует о низком уровне жизни субъекта с высокими размерами первоначальной заработной платы. Реальная картина состояния собственности определяется полным соотношением между совокупным присвоением и совокупным отчуждением экономических благ в обществе, присущим основной массе населения.

Превышение совокупного присвоения над совокупным отчуждением собственности, продукции и доходов социальной группой работников представляет собой системную демократизацию собственности. Превышение совокупного отчуждения над совокупным присвоением экономических благ трудособственниками означает системную монополизацию собственности.

Современная монополистическая модель характеризуется превышением совокупного отчуждения над совокупным присвоением собственности трудящимися. Демократическая модель отличается выравниванием отношений присвоения - отчуждения собственности трудящимися и построением экономики общественного прогресса. Креативная модель выделяется превышением присвоения над отчуждением собственности трудящимися и построением экономики процветания.

Заключение.

Содержание статьи показывает, что процесс демократизации собственности реализуется как система взаимосвязанных законов. Закон обобществления собственности представляет собой соединение долей частной, долей личной и долей иной собственности и образование новой формы собственности более высокого уровня обобществления. Отсюда любая обобществленная собственность есть долевая собственность учредителей новой формы собственности. Долевая собственность - это собственность учредителей-вкладчиков, которыми являются представители разных социальных групп общества.

Обобществление собственности означает соединение собственности возрастающей численности членов общества. Возрастание численности учредителей новых обобществленных форм собственности есть действительный процесс демократизации собственности.

Поскольку сама собственность представляет собой экономическую систему отношений присвоения-отчуждения экономических благ, постольку демократизация собственности может быть представлена только как системная демократизация собственности.

Таким образом, результаты исследования показали наличие системы законов демократизации собственности. Демократизация собственности есть триединство взаимосвязанных законов обобществления, непосредственно демократизации и, наконец, системной демократизации собственности.

Существование объективных законов демократизации собственности вызывает необходимость их правовой реализации. Экономическая и общественно-политическая системы стабильны и эффективны, если правовая система соответствует объективным экономическим законам. В современных условиях приходится констатировать, что правовая система не соответствует содержанию и требованиям объективным экономическим законам демократизации собственности. Несоответствие правовой системы содержанию объективных экономических законов демократизации собственности создает непреодолимую причину бесконечных противоречий современного общества.

Основой правовых законов демократизации собственности, по нашему мнению, является законодательное признание долевых вкладов в государственную и иную собственность неограниченного числа членов общества, признание долевых вкладчиков в государственную и иную собственность в качестве долевых собственников и права граждан страны на дивидендные доходы в зависимости от долевых вкладов граждан в государственную собственность. Будущие исследования в области права собственности имеют цель обеспечить эффективное сочетание демократизации права собственности и объективных экономических законов демократизации собственности.

Условием прогрессивных социально-экономических преобразований в обществе является единство действий закона обобществления собственности, закона демократизации собственности, закона системной демократизации собственности. Практическая реализация этих законов является гарантией выживания, прогресса и процветания человеческой цивилизации. Это обязательно случится, если экономическая теория «.из служанки вождей, монархов и политиков впервые начнет

превращаться в действительную научную дисциплину...» [8, с. 111].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Трифонов Е. В. Всеобщий экономический закон обобществления собственности /Е.В. Трифонов // Философия хозяйства. - 2019. - №6. -С. 175-183.

2. Эрхард Л. Полвека размышлений: речи и статьи / Л. Эрхард//. М.: Руссико, 1993. - С. 244.

3. Лемещенко П.С. Трудовой характер материальных благ и постсекулярное общество П.С. Лемещенко, К.И. Голубев // Философия хозяйства, 2014. - №1. - С.164.

4. Савченко А.В. Государственная собственность и государственный сектор как инструменты регулирования рыночной экономики: препринт. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2004. - С.188.

5. Боткин О.И. Концептуальное обоснование роли государства в современной экономике / О.И. Боткин, О.И. Гуленок // Журнал экономической теории, 2014. - №3. - С.10.

6. Трифонов Е.В. Экономический закон демократизации отношений собственности / Е.В. Трифонов // Философия хозяйства, 2019. - №1. - С.81-92.

7. Силин А. Н. Собственность, рынок и качество экономического роста. Екатеринбург. -УО РАН, 2000. - С.41.

8. Леонтьев Б.Б. Интеллектуальная природа как основа института интеллектуальной собственности / Б. Б. Леонтьев // Экономические стратегии, 2014. - №10. - С.111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.