СИСТЕМЫ И С ГАН ДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Г. Г. ЗЕИНАЛОВ, докторант Московского государственного педагогического университета
Ф, А. АЙЗЯТОВ, профессор кафедры философии, социологии и экономики МГПИ им. М. Е. Евссвьева
В. Д. ЗОЛОТКОВ, руководитель филиала РУО при Саранском кооперативном институте МУПК, профессор
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В конце второго тысячелетия быстрое развитие общественного производства привело к резкой деградации окружающей среды. Стала очевидной необходимость овладения обществом экологической культурой. В настоящее время под угрозой гибели цивилизации идет интенсивный поиск модели образования, которая обеспечила бы выживание человечества в XXI в. и соответствовала бы целям и требованиям мирового сообщества. Основным социальным механизмом, как отмечается в философско-педагогической литературе, должно стать экологическое образование.
Это не открытие современности. Необходимость воспитания у людей заботливого, бережного отношения к природным ценностям осознана давно (древневосточные цивилизации, Древняя Греция и Рим выполняли определенные работы по сохранению биологических ресурсов и природы). Однако охрана природы как глобальная проблема была поставлена лишь в 1948 г. Международным союзом
охраны природы и природных ресурсов
(МСОП). В 1950 г. при МСОП была образована постоянная комиссия по просвещению, которая стала осуществлять во многих странах широкую просветительную деятельность в области охраны природы.
Новый этап в развитии природоохранительного просвещения начался после конференции ООН по проблемам окружающей среды, состоявшейся в Стокгольме в 1973 г. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) приняли и начали совместно осуществлять долгосрочную международную программу по образованию в области окружающей среды, получившую название „Environmental education“ Но основные цели и задачи экологического образования и воспитания были поставлены на конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанеиро, где представители 179 государств приняли стратегический
© Г Г, Зейналов, Ф А. Айзятов, В. Д. Золотков, 1999
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
документ общественного развития — „Повестка дня на XXI век“ По существу, в нем мировым сообществом поставлена глобальная задача: осуществлять социализацию индивида на основе ценностей экологической культуры, т. е. опираться на экологическое образование в широком смысле слова.
Экологическое образование, содействуя развитию новой образовательной па-
радигмы, утверждающей приоритет природных факторов человеческого бытия перед социальными, в контексте концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Общеобразовательные цели самого экологического образования связаны с духовными, теоретико-познавательными предпосылками и условиями решения экологической проблемы. Реализовать образовательный потенциал системы современного экологического знания можно лишь обеспечив подлинную гармонию обучения, воспитания и развития. Образование с этой точки зрения должно представлять собой управляемую опережающую и непрерывную систему, которая предвидела бы и удовлетворяла бы потребности в знаниях настоящих и будущих поколений, что соответствует духу новой цивилизационной модели устойчивого развития. Экологизация же образования является приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем и имеет целью изменение политики и практики в области образования.
Специфика теоретического и практического освоения действительности должна отражаться на системе образования, ее структуре и содержании. Система экологического образования призвана не просто соответствовать реалиям времени и воспроизводить наличный уровень общественного сознания, а быть ориентированной на будущее, создавать интеллектуальные предпосылки для гармоничного развития человека, его природного, социокультурного, технологического окружения.
Диалектика освоения действительности в каждую эпоху отражает степень гибкости системы образования. Реально последняя всегда отстает от авангарда научного исследования. Современная система образования оказалась не в состо-
янии удовлетворить всевозрастающий спрос на знания, стала консервативным
механизмом воспроизводства старых ценностей, неспособным эффективно содействовать решению глобальных и других проблем человечества. Стало понятным, что модель образования XXI в. должна претерпеть кардинальную трансформацию и ориентироваться не на воспроизводство прошлого, а на будущее, когда в принципе может быть разрешено противоречие между требуемым состоянием и реальной системой образования и обозначится выход из глобального кризиса.
Очевидно, что система экологического образования сегодня должна включать в себя все уровни: семейный, дошкольный, школьный, вузовский и послевузовский. Следовательно, экологическое образование должно вестись методами, рассчитанными на психологические особенности соответствующего возраста, и охватывать всю жизнедеятельность человека. Природоохранительное знание нужно всем. Бережное отношение к природе должно воспитываться как нравственная черта человека, такая же, как любовь к Родине, честность, уважение к старшим и т. д.
Подчеркнем, что именно идея устойчивого развития может служить основанием экологического образования на любом уровне. Оптимальное соединение экологического образования с подготовкой по другим дисциплинам гуманитарного и естественно-технического циклов в контексте концепции устойчивого развития обеспечит необходимую системность образовательного процесса. Ориентация экологической подготовки учащихся, студентов, специалистов на содействие реализации модели устойчивого развития — важный шаг в деле приближения современной системы образования к запросам времени.
Обстоятельства требуют уточнения и конкретизации целей экологического образования в соответствии с основными этапами обучения. Больше внимания следует уделять экологическому образованию в школе, так как характер человека, цели и задачи его поведения формируются преимущественно здесь. На этом
уровне необходимо добиваться становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового
образа жизни и реальной экологической
деятельности на основе понимания опасности потери природной средой жизнепригодных качеств.
Важно уяснить место и роль природы в системе идейно-нравственного воспитания школьника. Нельзя недооценивать экологический аспект в трудовом воспитании и подготовке учащихся к жизни.
*
В углубленном анализе нуждаются мотивы и действия, а также сравнительная оценка поступков детей по отношению к природе, к человеку. Особое внимание надо обратить на формирование экологической ответственности личности, усвоение системных знаний экологического взаимодействия глобального, регионального и локального уровней, понимание сущности экологических проблем современности и необходимости устойчивого
•к
развития цивилизации.
Не менее сложные проблемы возникают при подготовке специалистов на уровнях среднего специального и вузовского образования. Здесь встает задача формирования знаний, умений и навыков, нужных для принятия таких решений в области профессиональной деятельности, которые не нарушают устойчивости социоэкосистем, содействуют сохранению природной среды, бережному отношению к ресурсам биосферы.
На уровне послевузовского образования небходимо постоянное обогащение
■ t
знании, умении и навыков специалистов в соответствии с развитием экологической науки и практики. Достаточно внимания при этом должно быть уделено изменяющимся социально-экономическим, технологическим и правовым аспектам решения экологических проблем. Послевузовское образование по форме является самообразованием.
Экологическое образование тесно связано с экологизацией системы образования. Однако они характеризуют в некотором отношении не тождественные явления. Экологическое образование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Оно опирается на процессы обучения, воспитания и определяет, в частности, процесс подготовки специалистов-экологов, но не сводится только к этому. Экологизация системы образования предполагает проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины, а также подготовку эколо-
гически грамотных специалистов самого различного профиля: инженеров, вра-
чей, экономистов, социологов, учителей и т. д.
Экология как расширяющаяся область знания оказывает мощное влияние на систему образования. Оно проявляется прежде всего в переориентации целей общего среднего образования, повышении качества подготовки и переподготовки специалистов, способствует формированию широкого взгляда на окружающий мир, человечество и природу, на методы познания и деятельности, развитию ценностных ориентаций универсального общечеловеческого характера в противовес традиционному потребительскому. Экологические дисциплины становятся частью „глобального воспитания и образования“ человека, его способности понимать взаимосвязи между индивидом, обществом и природой в планетарном масштабе.
Необходимость экологизации системы образования в целом признается многими исследователями. Однако высказываются различные точки зрения на пути ее достижения. Предпочтительной представляется та, согласно которой образование, опираясь на принцип „опережающего отражения“ должно трансформироваться в опережающее и непрерывное (см. об этом: Урсул А. Д. Ноосферная модель науки и образования XXI века // Соц.-
полит. журн. 1996. № 4. С. 75 — 76; Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М., 1996). В самом деле, только обеспечивая постоянное пополнение экологических знаний, можно разрешить противоречие между наличным и общественно необходимым уровнем этих зна-
нии у людей.
Система образования призвана не просто соответствовать реалиям времени и воспроизводить наличный уровень общественного сознания, она должна быть также ориентирована на будущее, создавать интеллектуальные предпосылки для гармоничного развития человека.
Концепция непрерывного образования (learning throughout life) как бы завершает прорыв во временных рамках индивидуального обучения, „обрекая“ человека на образование (и прежде всего самообразование) в течение всей жизни. В сознании каждого, кто осуществляет деятельность по преобразованию приро-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ды, должна происходить постоянная оценка предполагаемых последствий, как ближайших, так и будущих, с позиции не только благосостояния человека, но и оптимизации системы „природа — общество“, т. е. с позиции „экологического идеала“ (см.: Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск, 1987. С. 183).
В модели опережающего образования образовательный процесс, предусматривая переподготовку взрослых и иные новые формы обучения, должен носить непрерывный характер. Система образования, впитывая экологизированные научные знания, постепенно должна преобразоваться из консервативной в опережающую, ибо только такая система сможет предвидеть, прогнозировать и реализовать комплекс превентивных, упреждающих, действий, направленных на выживание цивилизации.
В педагогической науке понятие „опережающее образование“ пока не употребляется. Чаще всего речь идет о развивающем образовании, об элементах опережения в отстающем от науки и жизни в целом образовании. На наш взгляд, опережающее образование является идеалом или рациональной конструкцией желаемого будущего, к которому может стремиться образовательный процесс.
Анализ проблем экологического образования свидетельствует о том, что содержание, методы, формы трансформации существующей системы образования не отвечают требованиям современности. Считаем, что в целях оптимизации стратегии экологического образования необходимы в первую очередь интеграция всех областей учебного процесса и ориентация системы экологического образования на принцип непрерывного и опережающего образования.
В. И. ЖИДКИН, проректор Мордовского республиканского института повышения квалификации работников образования, доцент
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МОРДОВИИ
По мнению специалистов, экологическое'образование подрастающего поколения и взрослого населения является радикальным средством решения экологических проблем. Поэтому в настоящее время имеется острая необходимость в создании системы непрерывного экологического образования, охватывающей
все образовательные учреждения региона.
Как обстоят дела с постановкой экологического образования в нашей республике?
Образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства образования РМ, работу в этом направ-
© В. И. Жидкин, 1999