Научная статья на тему 'Система дополнительного профессионального образования Российской Федерации: ключевые статистические показатели по результатам автоматизированного сбора данных'

Система дополнительного профессионального образования Российской Федерации: ключевые статистические показатели по результатам автоматизированного сбора данных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING / STATISTICAL DATA / AUTOMATIZED SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Алексей Геннадьевич, Булакина Мария Борисовна, Иванников Александр Дмитриевич, Кривошеев Анатолий Олегович, Шмелькова Лариса Витальевна

В статье обсуждаются цели, задачи и основные результаты выполнения продолжающегося проекта по разработке и внедрению автоматизированной системы сбора, анализа и представления информации о функционировании системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в субъектах Российской Федерации. Рассматриваются функции и возможности автоматизированной системы для разных категорий пользователей, методические и технологические аспекты взаимодействия с пользователями, приводятся некоторые интегральные статистические показатели обучения по программам ДПО в стране за 2011—2012 гг., рассчитанные на основе занесенных в нее сведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Алексей Геннадьевич, Булакина Мария Борисовна, Иванников Александр Дмитриевич, Кривошеев Анатолий Олегович, Шмелькова Лариса Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational education and training system in Russia: key statistical indicators on the results of automated data collection

The main goals, objectives and results of the ongoing project fulfillment on development and implementation of the automatized system on the collection, analysis and representation of the information about functioning of the structure of the vocational education and training (VTE) system in the Federal subjects of Russia are presented. The features and capabilities of the automatized system for different types of users, methodological and technological aspects of the interaction with users are discussed, some global statistical indicators of education on the VTE programs in the country for 2011—2012, calculated on the base of the data loaded, are given.

Текст научной работы на тему «Система дополнительного профессионального образования Российской Федерации: ключевые статистические показатели по результатам автоматизированного сбора данных»

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КЛЮЧЕВЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СБОРА ДАННЫХ

А.Г. Абрамов1, 2, М.Б. Булакина3, А.Д. Иванников4, А.О. Кривошеев1, Л.В. Шмелькова5

Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций Брюсов переулок, 21, стр. 2, Москва, Россия, 125009

2Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия, 195251

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Мясницкая, 20, Москва, Россия, 101000

4Институт проблем проектирования в микроэлектронике Российской академии наук Советская, 3, Зеленоград, Москва, Россия, 124365

5Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Брюсов переулок, 21, Москва, Россия, 125009

В статье обсуждаются цели, задачи и основные результаты выполнения продолжающегося проекта по разработке и внедрению автоматизированной системы сбора, анализа и представления информации о функционировании системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в субъектах Российской Федерации. Рассматриваются функции и возможности автоматизированной системы для разных категорий пользователей, методические и технологические аспекты взаимодействия с пользователями, приводятся некоторые интегральные статистические показатели обучения по программам ДПО в стране за 2011—2012 гг., рассчитанные на основе занесенных в нее сведений.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, статистические данные, автоматизированная система

Приведение структуры и содержания профессионального образования в соответствие современным потребностям рынка труда в РФ происходит в период проведения целого ряда содержательных реформ в образовательной сфере. Одной из приоритетных задач модернизации является обеспечение доступности и качества образовательных услуг по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) [6; 7; 9]. Принятый в конце 2012 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет нормативно-правовую основу новой концепции ДПО [8; 10]. Закон предусматривает реализацию дополнительных профессиональных программ различной направленности и степени важности, формируемых с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня

образования и профессиональной квалификации обучающихся [5; 8]. В соответствии с Законом обеспечение доступности ДПО должно быть направлено на непрерывное повышение профессиональных знаний и умений граждан в течение всей жизни, в том числе с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствования профессиональной квалификации граждан, на подготовку к выполнению новых видов деятельности [10]. Государственная политика в области развития непрерывного профессионального образования предполагает отказ от централизованного государственного регулирования и контроля содержания и качества ДПО, предоставление образовательным организациям и работодателям большей свободы в формировании содержания дополнительных профессиональных программ, определении сроков и результатов обучения [7; 9].

В 2012 г. в Минобрнауки России был создан Департамент рабочих кадров и дополнительного профессионального образования, который возглавил работу по формированию стратегии развития системы ДПО и создал экспертные советы по всем ключевым направлениям [7]. В условиях проводимой модернизации системы ДПО и новой нормативной базы весьма важной является задача получения объективной информации об особенностях реализации дополнительных профессиональных программ на базе образовательных учреждений различной подчиненности и организационно-правовой формы.

В настоящее время реализация дополнительных профессиональных образовательных программ осуществляется собственно образовательными учреждениями (СПО, ВПО, ДПО) и иными организациями, осуществляющими обучение. Расширение перечня организаций, имеющих право проводить обучение по программам ДПО, а также изменение требований к содержанию, форме и срокам обучения обуславливает необходимость содержательного контроля, учета и мониторинга как самих образовательных программ, так и организаций, реализующих такие программы.

Комплексная оценка эффективности функционирования системы ДПО невозможна без понимания общей картины предоставления данного вида образовательных услуг во всех субъектах РФ. Действующей в настоящее время формой учета сведений о ДПО является форма федерального статистического наблюдения № 1-ПК «Сведения о дополнительном профессиональном образовании», утвержденная постановлением Росстата от 29.08.2005 № 65. Статистические сведения по данной форме до недавнего времени собирались от осуществляющих обучение организаций в бумажном виде, в связи с этим для их обработки и анализа требовались большие временные и человеческие ресурсы.

В 2011 г. перед Минобрнауки России была поставлена задача разработки автоматизированного инструментария, нацеленного на получение информации, объективно отражающей состояние системы ДПО в стране. Основная цель работы — повышение оперативности, эффективности и качества сбора, многопараметрической обработки и наглядного представления статистической информации о функционировании системы ДПО на базе учреждений профессионального образования в субъектах РФ.

Функциональные возможности автоматизированной системы. В ходе первого годового этапа реализации проекта (2011 г.) был разработан и внедрен в эксплуатацию специализированный программный инструментарий для распределенной работы со статистической информацией в автоматизированном режиме [1; 2]. Автоматизированная программная система (АС ДПО) расположена в Глобальной сети по адресу http://as-dpe.mon.gov.ru.

Система представляет собой веб-ориентированное клиент-серверное приложение с доступом через Интернет, реализованное на основе свободно распространяемого программного обеспечения. АС ДПО обеспечивает надежное хранение и обработку структурированных данных, а также удаленный доступ к ним различных категорий пользователей. Работа с системой происходит с помощью стандартного веб-браузера. Сбор данных в систему осуществляется в полном соответствии с общей структурой разделов формы федерального государственного статического наблюдения № 1-ПК. Форма содержит четыре основных раздела: сведения о ДПО специалистов; сведения о ДПО преподавательского состава ОУ; ДПО по видам обучения, УГС и направлениям подготовки; сведения о профессорско-преподавательском составе ОУ, участвующих в реализации программ ДПО.

АС ДПО зарегистрирована как федеральная государственная информационная система (ФГИС), сведения о ней внесены в федеральный реестр, в 2012 г. были также получены свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных. Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 был реализован специализированный веб-сервис для обеспечения свободного доступа к реестру набора данных о функционировании системы ДПО в стране. Статистические данные в согласованном формате переданы в Минобрнауки России и размещены на его официальном сайте (http://минобрнауки.рф/открытые-данные).

АС ДПО в полном соответствии с заявленными в проекте задачами обеспечивает:

— автоматизацию сбора, обработки и анализа показателей статистической информации о функционировании системы ДПО в субъектах РФ;

— автоматизацию контроля статистических показателей;

— консолидацию статистических данных и формирование статистической отчетности на уровне Минобрнауки России;

— формирование отчетов по различным критериям, в том числе таблиц, диаграмм, графиков с возможностью их последующего анализа;

— настройку ролевого профиля для различных категорий пользователей и предоставление сервисов в соответствии с установленным профилем.

АС ДПО предоставляет развитые пользовательские интерфейсы для занесения и редактирования статистических сведений авторизованными представителями образовательных учреждений (ОУ) для просмотра занесенных данных ответственными представителями федеральных и региональных органов управления образованием. Система обладает встроенными средствами визуального построения и отображения аналитических выборок и статистических отчетов по различным критериям, представления отчетных форм в табличном и графическом виде, функции экспорта заполненных форм и статистических отчетов в файлы различных форматов (рис. 1 и 2).

Введите фильтр

х]т а

а [6323] Образовательные учреждения 9 [2] Отчетные периоды

"*"1 [В] Раздел 1 Сведения о ДПО специа 3 [в3 Раздел2. Сведения о ДПО препод ^ [26] Раздел3. Сведения о ДПО специ [4] Раздел4 Сведения о профессора ^ЛП] Состояние формы

Раздел!. Сведется о ДПО гпеци аллею в

09 Удалить Применить ® Отменить 0 Обновить |Т"!Ц [3| 1Г

и № строки

1 02. Повысили квалификацию по программам в объеме: - от 72 до 100 часов

2 03 Повысили квалификацию по программам в объеме от 100 до 500 часов

3 СМ. Прошли стажировку (как отд ельный вид обучения)

4 05. Прошли профессиональную переподготовку (500 часов и свыше)

5 06 Прошли профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалис

N ^ 03=

и

По: 100 V Поиск'

Панель Навигации

Образовательные учреждения

Алтайский государственный..

отчетные периоды

2010-2011 учебный год

Название

№ строки

3 Общее количество прошедших об... 4, Общее количество руководителе... Э 5. Число руководителей и специали... 6. Из них число руководителей 7. Число преподавателей ОУ ПО

8. Из них число руководителей 9. Число лиц, замещавших должност. . 10. Из них число руководителей

11. Число лиц, уволенных с военной ...

12. Число лиц по направлению служ..

Значение

02 Повысили квалификацию по програм. 2548 1175 2346 1162 202 13

| Д Сохранить

I Отменить

©Обновить

Рис. 1. Рабочее пространство АС ДПО: просмотр отчетных форм

Выберите отчет

Форма № 1-ПК (для выбранного ОУ Форма № 1-ПК (филиалы и подразде Статистический отчет по Разделу 1 ¡^1 Статистический отчет по Разделу 2 Щ Статистический отчет по Разделу 3 Статистический отчет по Разделу 4 Статистика по УГС и регионам Отчет о заполнении форм III ОДПрограммы обучения

Распределение по федеральным ок

Общее количество обученных Я Руководители 1^1 Руководители и специалисты 1^1 Преподаватели Незанятые лица Уволенные с военной службы [Я Преподаватели - 2

Рис. 2. Рабочее пространство АС ДПО: вывод статистических данных в табличном и графическом виде

Система предполагает ролевое разделение работы для разных категорий пользователей и наличие индивидуальных наборов доступных функций для каждой из них, а именно:

— ответственных представителей ОУ (операторов образовательных учреждений);

— представителей региональных органов управления образованием субъектов РФ (региональных операторов);

— представителей структурных подразделений Минобрнауки России (федеральных операторов);

— администраторов системы.

Авторизация в АС ДПО представителя любой категории пользователей осуществляется в режиме онлайн по выданным службой сопровождения уникальным логину и паролю. После авторизации операторы ОУ могут выполнять в системе следующие действия:

— выбор открытого для занесения данных отчетного периода (учебного года);

— занесение сведений о ДПО специалистов и преподавательского состава по видам обучения, укрупненным группам специальностей (УГС) и направлений подготовки;

— просмотр заполненной электронной формы в отформатированном виде;

— экспорт формы в файлы различных форматов (DOC, RTF, XLS, PDF);

— проверка и подтверждение окончания ввода данных.

Пользователю в роли федерального оператора при работе с АС ДПО доступны следующие действия:

— выбор отчетного периода;

— просмотр справочной информации об ОУ и заполненных отчетных форм любого ОУ за выбранный отчетный период;

— работа с отчетами (генерация статистических отчетов по разделам формы № 1-ПК в виде таблиц, графиков, диаграмм с возможностью установки параметров для них);

— функции экспорта форм и отчетов в файлы форматов DOC, RTF и PDF.

Региональному оператору, в отличие от федерального, предоставляется возможность просмотра статистической информации и генерации отчетов только по образовательным учреждениям конкретного субъекта РФ, реализующих обучение по программам ДПО. Администратор обладает наиболее широкими возможностями по работе с системой, в том числе от имени других категорий пользователей. Пользователь в данной роли осуществляет общий контроль за работой системы, может управлять содержимым всех объектов базы данных (пользователи, отчетные периоды, ОУ, отчеты, справочники и др.).

Система позволяет формировать статистические отчеты по четырем разделам формы №1-ПК. В качестве параметров при построении отчетов могут быть указаны: отчетный период, федеральный округ, регион РФ, тип ОУ (учреждение ВПО, СПО, ДПО), статус ОУ (федеральный университет, национальный исследовательский университет и т.д.), ведомственная принадлежность ОУ. Также доступны для формирования отчеты по УГС и регионам РФ, программам обучения и категориям обученных с возможностью выбора интересующего отчетного периода и др.

В 2011—2012 гг. с помощью функциональных возможностей АС ДПО был выполнен сбор и комплексная обработка статистических данных о реализованных

на базе учреждений ВПО, СПО и ДПО программах дополнительного профессионального образования в ОУ из всех регионов РФ. Отчетными периодами считались 2010—2011 и 2011—2012 уч. г. соответственно.

К настоящему моменту в системе зарегистрировано более двух тысяч ответственных представителей ОУ и более 80 представителей региональных органов управления образованием из разных субъектов РФ. Общее количество заполненных статистических форм за 2011—2012 уч. г. превысило 1100 (за 2010— 2011 гг. — 879), в том числе от ОУ ДПО — 121; ОУ СПО — 333; ОУ ВПО — 676 (в их числе — 194 филиала). В списке представивших сведения вузов фигурируют все 9 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и 2 университета, имеющих особый статус (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ).

Некоторые статистические показатели обучения по программам ДПО

в РФ. На основе собранной в базе данных АС ДПО и обработанной статистической информации были подготовлены и изданы в печатном виде информационно-аналитические доклады о функционировании системы ДПО в РФ по итогам выполнения проекта в 2011 и 2012 гг. [3; 4]. В этих документах, электронные версии которых свободно доступны на сайте АС ДПО, агрегированы и проанализированы данные по следующим направлениям:

— распределение обученных слушателей по программам ДПО (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка);

— показатели, характеризующие обучение по программам ДПО разных категорий обученных — преподавателей учреждений профобразования, слушателей, направленных службами занятости, лиц, уволенных с военной службы;

— показатели, характеризующие профессорско-преподавательский состав ОУ, реализующих программы ДПО;

— распределение обученных слушателей по федеральным округам;

— общие тенденции обучения слушателей по разным программам ДПО и УГС в ОУ ВПО, ДПО и СПО;

— ДПО по УГС и направлениям подготовки в ведущих вузах (федеральных и национальных исследовательских университетах, университетах особого статуса);

— распределение обученных слушателей по источнику финансирования (бюджетное/внебюджетное).

Далее приведены и прокомментированы некоторые интегральные статистические показатели, характеризующие функционирование системы ДПО в РФ. Соотношение числа слушателей, обученных по различным программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки (как отдельного вида обучения), представлено на рис. 3 и 4. Очевидно, что данный статистический показатель является одним из ключевых, определяющих структуру спроса на программы ДПО.

Рис. 3. Соотношение числа слушателей, обученных по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки, по годам

Рис. 4. Распределение числа слушателей, обученных по различным программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки (по видам обучения и по длительности программ) (легенда — движение по диаграмме по часовой стрелке)

Согласно представленным сведениям, суммарное число обученных по всем программам ДПО в РФ, в 2011—2012 учебном году составило около 1,28 млн человек (в 2010—2011 гг. — 927 тыс. человек), кроме того, по краткосрочным программам в объеме до 72 часов — 395 тыс. человек (в 2010—2011 гг. — 232 тыс. человек). В 2011—2012 уч. г. наибольшее число специалистов было обучено по программам повышения квалификации разной длительности (1,16 млн человек

или более 90% от общего числа обученных без учета краткосрочных программ). Наиболее востребованными среди них являются программы длительностью от 100 до 500 час. Долгосрочные программы профессиональной переподготовки составляют весьма малый процент в общем объеме реализованных образовательных программ ДПО (110,5 тыс. человек или около 8,5%), в их числе 85 тыс. человек было обучено по программе 500 час. и свыше, 25,5 тыс. человек — в объеме более 1000 час. По программам стажировки прошли обучение менее 12 тыс. человек. Количественные отличия в распределениях по итогам 2010—2011 уч. г. несущественны.

Рис. 5 отражает распределение слушателей, прошедших обучение по программам ДПО в 2011—2012 уч. г., по федеральным округам (ФО) России. Как и ожидалось, наибольшее количество специалистов прошли обучение в наиболее населенном Центральном ФО (415 тыс. человек или 32,4% от общего числа). Далее в порядке убывания следуют Приволжский (20,9%), Сибирский (16,2%) и Северо-Западный (10,2%) федеральные округа. Вклад каждого из оставшихся округов в общую численность составляет менее 10%.

Рис. 5. Распределение числа слушателей программ ДПО в 2011 —2012 учебном году по федеральным округам РФ (легенда — движение по диаграмме от Центрального ФО по часовой стрелке)

Статистические данные обучения по 26 укрупненным группам специальностей (УГС) и направлениям подготовки (рис. 6) указывают на значительный дисбаланс количества слушателей по разным УГС. Наибольшее число обученных специалистов по стране в целом относится к УГС по профилям педагогики/психологии (21,2% в 2011—2012 уч. г.) и здравоохранения (15%). В круг направлений, пользующихся заметно меньшим спросом (но превышающим планку в 5% от общего числа), входят: техника и технологии (8,3%), информационные технологии и информационная безопасность (6,6%), менеджмент (5,9%), государственное и муниципальное управление (5,5%).

0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,05

0,10

0,15

0,20

0,25

Авиационная и ракетно-космическая техника Антикризисное управление Бухгалтерский учет, анализ и аудит Государственная поддержка малого предпринимательства Государственное и муниципальное управление Здравоохранение Земельно-имущественные отношения Инноватика

ИТ и информационная безопасность История Культура и искусство Маркетинг Международные отношения Менеджмент Оружие и системы вооружения Педагогика и психология Производственная безопасность Социальные науки Техника и технологии Управление качеством Управление персоналом Финансы и кредит, налоги и налогообложение Химическая технология и биотехнология Экология и природопользование Юриспруденция Другие

Рис. 6. Распределение количества слушателей по УГС и направлениям подготовки (результаты сбора данных в 2011 и 2012 годах)

Другие статистические показатели отражают, что почти половина (около 47%) контингента профессорско-преподавательского состава, осуществлявшего обучение по программам ДПО, являются штатными преподавателями ОУ, примерно 60% приходятся на преподавателей высшей категории — доцентов/кандидатов наук и профессоров/докторов наук. Программы профессиональной переподготовки наиболее востребованы среди лиц, уволенных в запас с военной службы (почти 90%). Большинство преподавателей ОУ профессионального образования (около 70%) прошли обучение по программам ДПО за счет бюджетных средств (рис. 7). При этом наиболее заметная разница в источниках финансирования имеет место для преподавателей вузов.

В ходе выполнения проекта была создана и введена в эксплуатацию информационная веб-система, позволяющая осуществлять в автоматизированном режиме сбор и многопараметрическую обработку статистических сведений, используемых для оценки эффективности функционирования системы ДПО на базе учреждений профессионального образования в субъектах РФ. Контролирующие органы получили возможность оперативно осуществлять мониторинг системы ДПО в масштабах страны и получать объективную картину текущего состояния этой важной образовательной сферы. Наличие таких сведений необходимо на этапе выработки конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы ДПО и принятии стратегических управленческих решений.

50% 45% 40% 35°% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

высшего среднего начального дополнительного

Рис. 7. Распределение профессорско-преподавательского состава обученных за счет бюджетных/внебюджетных средств (2011—2012 уч. г.)

2013 г. являлся завершающим в плане выполнения работ по проекту. Как и в предыдущие два года (2011 г., 2012 г.), был проведен сбор статистических данных от ОУ за новый отчетный период (2012—2013 уч. г.). На основе собранных данных и согласно разработанным методикам в дальнейшем предполагается провести комплексную оценку эффективности функционирования системы ДПО в субъектах РФ по различным критериям, в том числе в динамике по годам.

В завершение следует обратить внимание на то, что новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 г., внес существенные изменения в нормативно-правовую базу образовательной сферы. Эти изменения непосредственно затронули и систему ДПО. В частности, изменена структура программ ДПО, отменено их разграничение по часам. В связи с этим целесообразно привести форму статистического наблюдения в соответствие новым регламентам.

Необходимость проведения и в дальнейшем официального статистического учета в отношении ДПО связана также с задачей Минобрнауки России по мониторингу достижения определенного Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 599 целевого показателя — увеличения к 2015 г. доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37%. Проведение такого мониторинга, в частности, обуславливает необходимость пополнения базы данных АС ДПО сведениями обо всех образовательных организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы и создания интегрального реестра таких программ. Предложение Мин-обрнауки России по включению в Федеральный план статистических работ обследования реализующих программы ДПО образовательных организаций в соответствии с модернизированной формой № 1-ПК одобрено Росстатом и запланировано на 2014 г.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Иванников А.Д., Кривошеев А.О., Мосичева И.А. Автоматизация сбора статистических данных и интегральный подход к анализу и оценке эффективности функционирования системы дополнительного профессионального образования в РФ // Информатизация образования и науки. — 2012. — № 4. — С. 74—89.

[2] Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Иванников А.Д. Автоматизация сбора, анализа и представления данных о функционировании системы дополнительного профобразования России / Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: Материалы международной научно-практической конференции (Сочи, 3—12 октября 2012 г.). — М.: МИЭМ НИУ ВШЭ, 2012. — С. 32—37.

[3] Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Иванников А.Д. и др. Аналитический доклад по функционированию системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации в 2011 году. — М.: Информика, 2011.

[4] Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Иванников А.Д. и др. Аналитический доклад по функционированию системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации в 2012 году. — М.: Информика, 2012.

[5] Аниськина Н.Н. Новый закон об образовании и перспективы развития ДПО // Вестник Академии Пастухова. — 2012. — № 2. — С. 4—8.

[6] Аниськина Н.Н. Формирование системы непрерывного образования в современной России // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2013. — № 1. — С. 4—9.

[7] Золотарева Н.М. О приоритетных направлениях государственной политики в сфере дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2013. — № 1. — С. 2—4.

[8] Линская Ю.В. ДПО в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2013. — № 2. — С. 2—5.

[9] Мосичева И.А. Модернизация ДПО: кто выиграет? // Вестник Академии Пастухова. — 2011. — № 1—2. — С. 6—7.

[10] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. — URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

LITERATURA

[1] Abramov A.G., Bulakina M.B., Ivannikov A.D., Krivosheev A.O., Mosicheva I.A. Avtomatizacija sbora statisticheskih dannyh i integral'nyj podhod k analizu i ocenke jeffektivnosti funkcioniro-vanija sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v RF // Informatizacija obrazova-nija i nauki. — 2012. — № 4. — S. 74—89.

[2] Abramov A.G., Bulakina M.B., Ivannikov A.D. Avtomatizacija sbora, analiza i predstavlenija dannyh o funkcionirovanii sistemy dopolnitel'nogo profobrazovanija Rossii / Innovacii na osnove in-formacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-praktiche-skoj konferencii (Sochi, 3—12 oktjabrja 2012 g.). — M.: MIJeMNIU VShJe, 2012. — S. 32—37.

[3] Abramov A.G., Bulakina M.B., Ivannikov A.D. i dr. Analiticheskij doklad po funkcionirovaniju sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii v 2011 godu. — M.: Informika, 2011.

[4] Abramov A. G., Bulakina M.B., Ivannikov A.D. i dr. Analiticheskij doklad po funkcionirovaniju sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii v 2012 godu. — M.: Informika, 2012.

[5] Anis'kina N.N. Novyj zakon ob obrazovanii i perspektivy razvitija DPO // Vestnik Akademii Pastuhova. — 2012. — № 2. — S. 4—8.

[6] Anis'kina N.N. Formirovanie sistemy nepreryvnogo obrazovanija v sovremennoj Rossii // Do-polnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. — 2013. — № 1. — S. 4—9.

[7] Zolotareva N.M. O prioritetnyh napravlenijah gosudarstvennoj politiki v sfere dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. — 2013. — № 1. — S. 2—4.

[8] Linskaja Ju. V. DPO v novom Federal'nom zakone "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire. — 2013. — № 2. — S. 2—5.

[9] Mosicheva I.A. Modernizacija DPO: kto vyigraet? // Vestnik Akademii Pastuhova. — 2011. — № 1—2. — S. 6—7.

[10] Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ. — URL: http ://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING SYSTEM IN RUSSIA: KEY STATISTICAL INDICATORS ON THE RESULTS OF AUTOMATED DATA COLLECTION

A.G. Abramov1, 2, M.B. Bulakina3, A.D. Ivannikov4, A.O. Krivosheev1, L.V. Shmelkova5

1 State Institute of Information Technologies and Telecommunications

Brusov bystreet, 21, block 2, Moscow, Russia, 125009

2St. Petersburg State Polytechnic University Polytechnicheskaya, 29, St. Petersburg, Russia, 195251

3Higher School of Economics National Research University Myasnitskaya str., 20, Moscow, Russia, 101000

4Institute for Design Problems in Microelectronics

of Russian Academy of Sciences Sovetskaya str., 3, Zelenograd, Moscow, 124365

5Department of State Policy in the Sphere of Training of Working Staff and VET of Ministry of Education and Science of Russia Brusov bystreet, 21, Moscow, Russia, 125009

The main goals, objectives and results of the ongoing project fulfillment on development and implementation of the automatized system on the collection, analysis and representation of the information about functioning of the structure of the vocational education and training (VTE) system in the Federal subjects of Russia are presented. The features and capabilities of the automatized system for different types of users, methodological and technological aspects of the interaction with users are discussed, some global statistical indicators of education on the VTE programs in the country for 2011—2012, calculated on the base of the data loaded, are given.

Key words: vocational education and training, statistical data, automatized system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.