Научная статья на тему 'Система «Берег–Море» и устойчивое развитие Крыма'

Система «Берег–Море» и устойчивое развитие Крыма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
133
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система «Берег–Море» / устойчивое развитие / прибрежная зона / Крымский полуостров / морехозяйственный комплекс / социально-экономическое развитие / Sea-Shore system / sustainable development / coastal area / Crimean Peninsula / marine economic complex / social and economic development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Драчева Мария Викторовна

В статье рассмотрена взаимосвязь процессов экологического, экономического и социального характера, происходящих в системе «Берег–Море», представляющей собой сложное природное, экономическое и социальное образование. Эти процессы обусловлены ведением активной экономической деятельности в данном регионе, его специфическими природными характеристиками. В Крыму система «Берег–Море» испытывает также воздействие этнического фактора. Поэтому указано на необходимость учёта всех составляющих в рамках концепции устойчивого развития прибрежных зон в единстве их функционирования для перспективного решения социально-экономических проблем Крымского полуострова. Целью статьи является обоснование необходимости рассмотрения понятия системы «Берег–Море» в концепции устойчивого развития прибрежных зон на примере Крымского полуострова. Показано, что в условиях активизации хозяйственной деятельности и ограниченности ресурсов между экономическими субъектами возникают неизбежные противоречия по поводу режима доступа к природным ресурсам прибрежных зон, возможных альтернатив их использования, а также связанных с этим ограничений. Происходит конфликт, в котором прослеживаются и экономическая, и социальная, и политико-правовая составляющие, поэтому они часто вызывают широкий общественный резонанс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sea-Shore System and Sustainable Development of Crimea

The article highlights the connection between various environmental, economic, and social processes that take place within the Sea-Shore system, which constitutes a complex natural, economic, and social phenomenon. These processes stem from a high level of economic activity in the region, as well as from its specific environmental features. In addition, the Crimean Sea-Shore system is also influenced by the ethnic factor. As a result, in order to efficiently resolve the issues faced by the Crimean Peninsula, all of these components must be taken into account as a whole while developing a sustainable development plan. The purpose of this article is to justify the need for reviewing the Sea-Shore system as part of the sustainable development concept for coastal areas, using the Crimean peninsula as an example. Studies show that, as economic activity increases but the resources remain limited, various economic entities find themselves involved in an inevitable conflict over access to the natural resources of coastal areas, as well as over possible alternative uses for such resources and the arising limitations. There are several sides to such conflicts, both economic, social, political, and legal, which is why they often cause a noticeable stir among the public. We point out that in the case of Crimea, the importance of putting in place a sustainable development concept is defined by the current processes and issues that are connected with the development of the Sea-Shore system, based on the geostrategic interests of the Russian Federation. Our research validates a conclusion that, since the entire Crimean region lies within a coastal area, it is crucial to harmonize local governance in tune the sustainable development concept, while taking into account all the processes characteristic of such a complex social construct as the Sea-Shore system, which encompasses three main elements: nature, society, and economy.

Текст научной работы на тему «Система «Берег–Море» и устойчивое развитие Крыма»

ВЕСТН И Криолог

Тема номера: Крым - новый субъект Российской Федерации (социальные аспекты)

Система «Берег-Море» и устойчивое развитие Крыма

Драчева Мария Викторовна - аспирант кафедры социологии и социальной работы, Керченский государственный морской технологический университет, Керчь

E-mail: dracheva-mariya@mail.ru

ВЕСТНИ $4™'''"'"

чип .оциологии

47

Система «Берег-Море» и устойчивое развитие Крыма

Аннотация

В статье рассмотрена взаимосвязь процессов экологического, экономического и социального характера, происходящих в системе «Берег-Море», представляющей собой сложное природное, экономическое и социальное образование. Эти процессы обусловлены ведением активной экономической деятельности в данном регионе, его специфическими природными характеристиками. В Крыму система «Берег-Море» испытывает также воздействие этнического фактора. Поэтому указано на необходимость учёта всех составляющих в рамках концепции устойчивого развития прибрежных зон в единстве их функционирования для перспективного решения социально-экономических проблем Крымского полуострова. Целью статьи является обоснование необходимости рассмотрения понятия системы «Берег-Море» в концепции устойчивого развития прибрежных зон на примере Крымского полуострова. Показано, что в условиях активизации хозяйственной деятельности и ограниченности ресурсов между экономическими субъектами возникают неизбежные противоречия по поводу режима доступа к природным ресурсам прибрежных зон, возможных альтернатив их использования, а также связанных с этим ограничений. Происходит конфликт, в котором прослеживаются и экономическая, и социальная, и политико-правовая составляющие, поэтому они часто вызывают широкий общественный резонанс.

Ключевые слова: система «Берег-Море», устойчивое развитие, прибрежная зона, Крымский полуостров, морехозяйственный комплекс, социально-экономическое развитие

О!

Постановка проблемы

гн Развитие вопросов управления прибрежными зонами

в России в последнее время становится всё более актуаль-£ ным. В «Стратегии развития морской деятельности РФ до

^ 2030 г.» в качестве одной из стратегических целей обозначен

ш «переход к комплексному подходу к планированию и управ-

лению прибрежно-морской деятельностью» [Стратегия разви-|-Л тия...]. Управление прибрежными зонами как единым объек-

том включает формирование представления о прибрежной зоне

как единой природной, социальной и экономической системе [Кропинова 2014: 140].

Это подразумевает интегрирование экономической, социальной и экологической политики в единое целое для обеспечения экологически здравого, социально приемлемого и экономически эффективного развития прибрежной зоны.

Как отмечает Маэль Томас-Бургнеф (социолог Регионального управления окружающей средой Бретани): «ХХ1-й век нас вынуждает перейти к сложному мышлению, к изучению взаимодействий между системами: живыми системами, экономическими системами, экосистемами. Это совсем не новая идея, но что действительно является новым - это интеграция дисциплин, которая реализуется вокруг общего трансдисциплинарного подхода, называемого системным подходом» [Томас-Бургнеф 2011: 14].

Именно на основе системного подхода были разработаны основы концепции устойчивого развития. Увеличение численности населения Земного шара в сочетании с возрастающим антропогенным влиянием и деградацией природных экосистем, а также необходимость охраны окружающей среды привели к возникновению термина «устойчивость развития».

Сущность этого понятия состоит в том, что развитие будет устойчивым, если оно позволит удовлетворить потребности настоящего поколения, при этом не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Речь идёт о развитии, которое не возлагает дополнительных затрат на следующие поколения, а порождает экономический рост, справедливо распределяет его результаты, восстанавливает окружающую среду в большей мере, чем разрушает её [Грановский 2003: 15].

Показательным является то, что особым образом рассматривались прибрежные зоны морей и океанов, устойчивость развития которых представляет предмет рассмотрения, поскольку каждая системообразующая составляющая не может анализироваться в изоляции от других элементов.

Важнейшую роль в развитии комплексного управления прибрежными зонами как направления практической деятельности играли организация и проведение целого ряда различных международных мероприятий и в первую очередь Конференция ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., где была отмечена необходимость устойчивого развития прибрежных зон [Природопользование, состояние...].

Учитывая современные реалии развития Крыма и его пространственное месторасположение, в рамках данного подхода представляется актуальным рассмотрение понятия системы «Берег-Море» в концепции устойчивого развития прибрежных зон. Это тем более важно, что понятие «прибрежная зона» не тождественно понятию системы «Берег-Море», которое представляется нам более объёмным, а также вписывающимся в плоскость социологических теорий среднего уровня.

Степень разработанности проблемы

Развитию Крыма в рамках концепции устойчивого развития стало уделяться внимание ещё в конце 90-х гг. прошлого века. Концептуальные основы устойчивого развития на основе своих исследований проанализировали и предложили Боков В. А., Ена В. Г., Ефимов С. А., Русяев В. Ф., Слепокуров А. С., Тарасенко В. С., Хворов С. А. в своей книге «Устойчивое развитие - стратегия развития Крыма в ХХ1-м веке» [Боков и др. 2000].

В этом издании, выполненном в рамках Международной программы ТАСИС «Окружающая среда», основное внимание авторы обращают на осуществление природоохранной политики и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия в Крыму.

Ими предлагаются научно обоснованные механизмы и пути достижения поставленной цели, а также нахождение разумного компромисса между экологическими требованиями и необходимостью расширения сферы рекреационной деятельности.

Оптимальная модель устойчивого эколого-соци-ально-экономического развития Крыма рассматривалась Фоминой Е. А. [Фомина 2001], однако в этой работе, как и в указанном выше издании, основное внимание уделено экологическим проблемам и экономическим вопросам развития Крымского полуострова. Категории политики устойчивого развития Крыма на основе технологического предвидения были определены Ивченко В. А. в работе «К созданию стратегии устойчивого развития Крыма» [Ивченко 2008].

Целью статьи является обоснование необходимости рассмотрения понятия системы «Берег-Море» в концепции устойчивого развития прибрежных зон на примере Крымского полуострова.

Концепт устойчивого развития

ьп

о В конце 80-х гг. XX в. в зарубежной литературе в обла-

^ _а сти экономики и экологии, социологии и политологии, как !е

ю ив других гуманитарных науках, широкое распространение

¡1 2 получил термин «устойчивое развитие».

^ ^ В соответствии с мнением Маэля Томаса-Бургнефа,

^ -¡^ устойчивое развитие - это «способ изобретения новых идей

I I и действий, сочетающий в себе различные, иногда противо-

^ речивые требования: охрана окружающей среды, социальная

Ш О! справедливость и надёжное экономическое развитие» [Томас -

Бургнеф 2011: 14].

Благодаря наличию благоприятного для жизни природно-ресурсного потенциала, прибрежные зоны во всём мире исторически являются районами с высокой плотностью населения.

В России в 1996 г в соответствии с рекомендацией Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Содержательно концепция устойчивого развития, как было отмечено выше, имеет междисциплинарный и межотраслевой характер, включая в себя экологический, экономический и социальный аспекты.

Экологическая составляющая устойчивого развития подразумевает обеспечение целостности и жизнеспособности биологических и физических природных систем, от которых в свою очередь зависит глобальная стабильность всей биосферы.

Экономическая составляющая направлена на оптимизацию использования природных ресурсов, применение ресурсосберегающих технологий, создание экологически безопасной продукции.

Наконец, социальная составляющая предполагает развитие человеческого капитала, поддержание социальной стабильности, справедливое распределение ресурсов и возможностей между всеми членами общества, сокращение числа социальных конфликтов [Чимитова, Микульчинова 2007: 58].

Учитывая мнение Терешиной М. В., следует отметить, что в условиях активизации хозяйственной деятельности и ограниченности ресурсов между экономическими субъектами возникают неизбежные противоречия по поводу режима доступа к природным ресурсам прибрежных зон, возможных альтернатив их использования, а также связанных с этим ограничений. Происходит конфликт, в котором прослеживаются и экономическая, и социальная, и политико-правовая составляющие, поэтому они часто вызывают широкий общественный резонанс [Проблемы и приоритеты.].

Благодаря наличию благоприятного для жизни при-родно-ресурсного потенциала, прибрежные зоны во всём мире исторически являются районами с высокой плотностью населения. Как отмечает Дворцова Е. Н., возникающие противоречия, связанные с интенсивным использованием прибрежных ресурсов, неизбежно приводят к обострению проблем социально-экономического развития территорий. Становится очевидным тот факт, что несогласованность элементов человеческой деятельности в области эксплуатации ресурсов морей и морских берегов приводит к конфликтам и кризисам разного уровня - от локального до глобального [Дворцова 2010: 13].

В России в 1996 г. в соответствии с рекомендацией Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Её главным целевым ориентиром было обозначено достижение сбалансированности между решением социально-экономических задач и сохранением благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений [О Концепции перехода.].

Крымский полуостров является прибрежной территорией, т. е. единым пространством, в котором происходит активное взаимодействие экономических, природных и социальных процессов, определяемых наличием береговой (прибрежной) и морской хозяйственной деятельности.

Переход Крыма под юрисдикцию РФ привёл к дестабилизации процессов в развитии системы «Берег-Море». В первую очередь это отразилось на функционировании морехозяйственного комплекса, значимость которого в социально-экономическом развитии полуострова трудно переоценить.

Все эти особенности в полной мере характерны и для значительной части Крыма. Как подчёркивал В. А. Чигрин, «специфическое физико-географическое местонахождение Крыма, который непосредственно выходит на акватории Чёрного и Азовского морей, обусловливает особенности занятости и профессиональной принадлежности его населения, тем или иным образом связанного с функционированием системы «Берег-Море», в частности с морскими перевозками, рыболовством, производством и переработкой рыбной продукции, обслуживанием объектов рекреационного комплекса и тому подобное» [Чигрин 2014: 42].

Значимость и перспективы развития системы «Берег-Море» в Крыму

Как было отмечено авторами, система «Берег-Море» представляет собой «сложное социальное образование, сформированное под влиянием различных процессов, взаимосвязь между которыми имеет сложный характер» [Чигрин, Драчёва 2015: 113]. Крымский полуостров, омываемый водами Чёрного и Азовского морей, является прибрежной территорией, т. е. единым пространством, в котором происходит активное взаимодействие экономических, природных и социальных процессов, определяемых наличием береговой (прибрежной) и морской хозяйственной деятельности.

Он представляет собой прибрежную зону или территорию, под которой понимают «пространство, где с особой интенсивностью осуществляется взаимодействие человека с окружающей средой» [Кропинова, Афанасьева 2014: 142]. Сложность и взаимосвязь процессов, обусловленных ведением прибрежной и морской деятельности на базе данного региона, сложилась исторически в соответствии с природными и социально-экономическими условиями Крымского полуострова. Эти процессы, носящие сложный и противоречивый характер, вызваны ведением активной экономической деятельности в регионе, непосредственно связанной с экологической и социальной ситуацией на полуострове.

Основополагающее влияние на изменение ситуации во всех вышеназванных сферах жизнедеятельности Крымского полуострова оказал переход данного региона под юрисдикцию Российской Федерации. Это привело к дестабилизации процессов в развитии системы «Берег-Море». В первую очередь это отразилось на функционировании морехозяйственного комплекса, значимость которого в социально-экономическом развитии Крымского полуострова трудно переоценить.

Негативное влияние на социально-экономическую обстановку и связанные с ними процессы в регионе оказал и так называемый «геополитический» фактор. В настоящий момент

Интегрирование экономики Крыма в экономическое пространство России в целях обеспечения устойчивого экономического развития является длительным процессом, поскольку механизм «врастания» в новую среду неизбежно сопряжён с соответствующими трудностями.

Существование полуострова в режиме автономного водоснабжения усилило антропогенную нагрузку на его природные ресурсы.

полуостров Крым продолжает находиться под санкциями. Запрет на заход торговым судам и круизным лайнерам в крымские порты продлён до 23 июня 2016 г. Это обстоятельство является детерминирующим фактором в отношении непростой ситуации, сложившейся в портах республики Крым и характеризующейся наличием социальной напряжённости.

Так, по данным председателя Профсоюза работников морского транспорта республики Крым Ирины Черненко грузопоток крымских портов упал вследствие санкций, введённых против республики Крым, зарплаты работников порта невелики, люди фактически живут от зарплаты до зарплаты, при этом ежемесячно возникает угроза задержки выплаты заработной платы 3,5 тысячам работников [Встреча с министром. 2015: 5].

«В Российском профсоюзе моряков также вынуждены констатировать отсутствие возможности в ближайшем будущем увеличить рабочие места для моряков Крыма, которые так необходимы сегодня в регионе», - комментирует ситуацию председатель первичной профсоюзной организации Российского профсоюза моряков в г. Севастополь (ППОМ РПСМ) Артём Боев [Встреча с министром. 2015: 9].

Наряду с этим следует отметить, что интегрирование экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России в целях обеспечения устойчивого экономического развития является длительным процессом, поскольку механизм «врастания» экономики Крыма в новую среду неизбежно сопряжён с соответствующими трудностями.

Также нельзя не сказать об изменениях экологической ситуации на полуострове, складывающейся опять же под воздействием «геополитического» фактора. Существование полуострова в режиме автономного водоснабжения усилило антропогенную нагрузку на его природные ресурсы. Под влиянием неблагоприятных природных процессов, осложняющих экологическую обстановку в данном регионе, происходит нарушение природопользования с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования.

Так, глава парламентского комитета Юрий Шевченко подчеркнул, что отсутствие мониторинга состояния подземных вод и анализа их запасов угрожает потерей источников пресной воды. «Если мы будем бездумно, без лимитов потреблять подземную воду, то, в конечном счёте, она станет солёной», - констатировал он и напомнил, что результат такого подхода можно увидеть на примере Керчи, где неконтролируемая добыча уже привела к потере запасов поземных пресных вод [На мониторинг состояния.].

В связи с этим для Крыма значимость реализации концепции устойчивого развития определяется современными процессами и проблемами развития в системе «Берег-Море» с учётом геостратегических интересов Российской Федерации.

Основной вывод

Таким образом, концепция устойчивого развития подразумевает достижение динамического баланса между природными и общественными системами в единстве функционирования экономических, природных и социальных процессов. Для Крымского полуострова, являющегося прибрежной территорией, особое внимание должно уделяться вопросам гармонизированного управления данным регионом в рамках концепции устойчивого развития. Также необходимо учесть взаимосвязь процессов, происходящих на базе такого сложного социального образования, как система «Берег-Море», в единстве трёх составляющих устойчивого развития прибрежной зоны - природы, общества и экономики.

Библиографический список

Боков В. А. и др. Устойчивое развитие - стратегия развития Крыма в XXI веке. Симферополь: Сонат, 2000. 80 с.

Встреча с министром: стратегия определена. Круглый стол // Морской профсоюзный вестник. Журнал Федерации профсоюзов работников морского транспорта. 2015. № 4 (103). С. 4-25. URL: http://www.sur.ru/sites/default/files/Vestnik2012/ mpv4_2015_small.pdf [Дата посещения: 2.12.2015].

Грановский Э. И. 2003. Проблемы устойчивого развития г. Атырау и Атырауского региона: Аналитический обзор. Алматы: КазгосИНТИ. 35 с.

Дворцова Е. Н. 2010. Прибрежные территории: зарубежный опыт хозяйственного освоения и управления // Российский внешнеэкономический вестник. № 7. С. 13-18.

Ивченко В. А. 2008. К созданию стратегии устойчивого развития Крыма / / Системш дослщження та шформацшш технологи. № 3. С. 31-43.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Указ Президента РФ от 01.04.1996. №440. URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 [Дата посещения: 1.11.2015].

Кропинова Е. Г., Афанасьева Э. П. 2014. Устойчивое развитие прибрежных территорий как основа комплексного управления прибрежными зонами // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. №1. С. 140-147.

На мониторинг состояния подземных вод в Крыму и анализ их запасов в этом году бюджетные средства не выделялись // Информационное агентство Крыминформ. URL: http://www.c-inform.info/news/id/30730 [Дата посещения: 2.12.2015].

Природопользование, состояние и тенденции изменений морской среды прибрежных районов России в Японском море // ЕСИМ. URL: http://pacificinfo.ru/data/cdrom/11/html/8_1. html [Дата посещения: 30.10.2015].

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. № 2205-р // Морское информационное агентство. URL: http://morinform.com/%D0%9E%D1%84%D0%B8 %D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D 1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0% BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ [Дата посещения: 17.05.2015].

Терешина М. В. Проблемы и приоритеты устойчивого развития: опыт Краснодарского края // На пути к устойчивому развитию России. URL: http://www.sustainabledevelopment.ru/ index.php?cnt=111 [Дата посещения: 29.10.2015].

Томас-Бургнеф М. 2011. Устойчивое развитие - инструмент охраны ресурсов // Тезисы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных по проблемам водных экоси-тем «Pontus Euxinus - 2011», посвящённой 140-летию Института биологии южных морей Национальной академии наук Украины (24-27 мая 2011 г.). Севастополь: ЭКОСИ-Гидрофизика. 280 с.

Фомина Е. А. 2001. Оптимальная модель устойчивого эколого-социально-экономического развития Крыма // Культура народов Причерноморья. № 18. Т. 2. С. 240-243.

Чигрин В. А. 2014. Социальная работа в морском вузе: составляющие актуальности // Соцiально-економiчнi, сощально-педаготчш та сощально-психолопчш проблеми морсько! освгги. Матерiали II мiжнародноl науково-практично! конференци 21 - 22 червня 2013 року. Мел^ополь: Колор Принт. С. 35-42.

Чигрин В. А., Драчёва М. В. Система «Берег-Море» как сложное социальное образование // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 113-117.

Чимитова А. Б., Микульчинова Е. А. 2007. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 216 с.

The Sea-Shore System and Sustainable Development of Crimea

Dracheva Maria Victorovna

Graduate student, Department of Sociology and Social Work, Kerch State Marine Technological University, Kerch, Republic of Crimea, Russia. E-mail: dracheva-mariya@mail.ru Abstract. The article highlights the connection between various environmental, economic, and social processes that take place within the Sea-Shore system, which constitutes a complex natural, economic, and social phenomenon. These processes stem from a high level of economic activity in the region,

as well as from its specific environmental features. In addition, the Crimean Sea-Shore system is also influenced by the ethnic factor. As a result, in order to efficiently resolve the issues faced by the Crimean Peninsula, all of these components must be taken into account as a whole while developing a sustainable development plan. The purpose of this article is to justify the need for reviewing the Sea-Shore system as part of the sustainable development concept for coastal areas, using the Crimean peninsula as an example. Studies show that, as economic activity increases but the resources remain limited, various economic entities find themselves involved in an inevitable conflict over access to the natural resources of coastal areas, as well as over possible alternative uses for such resources and the arising limitations. There are several sides to such conflicts, both economic, social, political, and legal, which is why they often cause a noticeable stir among the public. We point out that in the case of Crimea, the importance of putting in place a sustainable development concept is defined by the current processes and issues that are connected with the development of the Sea-Shore system, based on the geostrategic interests of the Russian Federation. Our research validates a conclusion that, since the entire Crimean region lies within a coastal area, it is crucial to harmonize local governance in tune the sustainable development concept, while taking into account all the processes characteristic of such a complex social construct as the Sea-Shore system, which encompasses three main elements: nature, society, and economy. Keywords: Sea-Shore system, sustainable development, coastal area, Crimean Peninsula, marine economic complex, social and economic development

References

Bokov V. A. et al. Ustoychivoe razvitie - strategija razvitija Kryma v XXI veke [Sustainable Development - Strategy of Development of Crimea]. Simferopol, Sonat, 2000. 80 p.

Chigrin V. A. Social'naja rabota v morskom vuze: sostavliajuschie aktual'nosti [Social work in the maritime high school: Relevance components]. Social'no-ekonomichni, social'no-pedagogichni ta social'no-psihologichni problemi mors'koy osviti. Materiali II mizhnarodnoy naukovo-praktichnoy konferenciï (21-22 june 2013). Melitopol, Kolor Print, 2014, pp. 35-42.

Chigrin V. A., Drachiova M. . Sistema «Bereg-More» kak slozhnoe social'noe obrazovanie [A System "Shore-See" as Complex Social Structure]. Vestnik Omskogo universiteta. Serija «Ekonomika», 2015, no 3, pp. 113-117.

Chimitova A. B., Mikul'chinova E. A. Voprosy ustoychivogo i bezopasnogo razvitija ekonomiki regiona: Uchebnoe posobie [Problems of Sustainable development of region economics]. Ulan-Ude, VSGTU publ., 2007. 216 p.

Dvorcova E. N. Pribrezhnye territorii: zarubezhny opyt hoziaystvennogo osvoenija i upravlenija [Coastal areas: international experience of economic development and management]. Rossiysky vneshneekonomichesky vestnik, 2010, no 7, pp. 13-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fomina E. A. Optimal'naja model' ustoychivogo ekologo-social'no-ekonomicheskogo razvitija Kryma [The Optimal Model of Sustainable Ecological and Socio-economic Development of Crimea]. Kul'tura narodov Prichernomor'ja, 2001, no 18, Vol. 2, pp. 240-243.

Granovsky E. I. Problemy ustoychivogo razvitija goroda Atyrau i Atyrauskogo regiona: Analitichesky obzor [Problems of Sustainable Development of the City of Atyrau and Atyrau Region: Analytical Survey]. Almaty, KazgosINTI, 2003. 35 p.

Ivchenko V. A. K sozdaniju strategii ustoychivogo razvitija Kryma [Towards a Strategy of Sustainable Development of Crimea]. Sistemny doslidzhenniya ta informaciyni tekhnologiï, 2008, no 3, pp. 31-43.

Koncepcija perehoda Rossiyskoy Federacii k ustoychivomu razvitiju [Concept of Transition of the Russian Federation to Sustainable Development]. Ukaz Prezidenta RF ot 01.04.1996. № 440. "Codex" website (legal web database). URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 [date of visit: 1.11.2015].

Kropinova E. G., Afanas'eva E. P. Ustoychivoe razvitie pribrezhnykh territoriy kak osnova kompleksnogo upravlenija pribrezhnymi zonami [Sustainable Development of Coastal Areas as a Basis for Integrated Coastal Zone Management]. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2014, no 1, pp. 140-147.

Morskoy profsojuzny vestnik [Maritime union Gazette]. Zhurnal Federacii profsojuzov rabotnikov morskogo transporta, 2015, no 4 (103), pp. 4-25. URL: http://www.sur.ru/sites/default/files/Vestnik2012/mpv4 2015 small.pdf [date of visit: 2.12.2015].

Na monitoring sostojanija podzemnykh vod v Krymu i analiz ikh zapasov v etom godu biudzhetnye sredstva ne vydelialis' [On the Monitoring of Groundwater in the Crimea and the Analysis of their Reserves Budget Funds were not Allocated this Year]. Informacionnoe agentstvo Kryminform. Official website. URL: http://www.c-inform.info/news/id/30730 [date of visit: 2.12.2015].

Prirodopol'zovanie, sostojanie i tendencii izmeneniy morskoy sredy pribrezhnykh rajonov Rossii v Japonskom more [Nature, Status and Trends of Russian Coastal Marine Environment of the Sea of Japan]. WSIWO. Official website. URL: http://pacificinfo.ru/data/cdrom/11/html/8 2.html [date of visit: 30.10.2015].

Problemy i prioritety ustoychivogo razvitija: opyt Krasnodarskogo kraja [Challenges and Priorities of Sustainable Development: the Experience of the Krasnodar Region]. Na puti k ustoychivomu razvitiju Rossii. Web-journal of ISD of Russian Social Chamber. URL: http://www.sustainabledevelopment. ru/index.php?cnt=111 [date of visit: 29.10.2015].

Strategija razvitija morskoy dejatel'nosti Rossiyskoy Federacii do 2030 g. [Strategy of the Development of Sea Activity of Russian Federation till 2030]. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 8 dekabria 2010 g. № 2205-r. Morskoe informacionnoe agentstvo RF. URL: http://morinform.com/%D 0%9E%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D 0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ [date of visit: 17.05.2015].

Tomas-Burgnef M. Ustoychivoe razvitie - instrument ohrany resursov [Sustaonable Development - the Instrument of resource protection]. Tezisy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodykh uchionykh po problemam vodnykh ekositem «Pontus Euxinus - 2011» (24-27 may 2011). Sevastopol, EKOSI-Gidrofizika, 2011. 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.