Научная статья на тему 'СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ШАХТНОГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ШАХТНОГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINE / EMERGENCIES / UNMANNED AIRCRAFT SYSTEM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ким М.Л., Костеренко В.Н., Певзнер Л.Д., Мещеряков Р.В., Концевой А.С.

В статье представлена система управления движением беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в условиях угольной шахты. Учитываются особенности рудничного воздуха, приведены результаты моделирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ким М.Л., Костеренко В.Н., Певзнер Л.Д., Мещеряков Р.В., Концевой А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automatic Trajectory Motion Control System for Mine Unmanned Aircrafts

The paper presents a motion control system for unmanned aircrafts (UA) in coal mines. Specific features of the mine atmosphere are considered and simulation results are provided.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ШАХТНОГО БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2019-3-145-60-64

УДК 622.86

ж

■К» f

Система автоматического управления траекторным движением шахтного беспилотного летательного аппарата

М.Л. Ким, главный технолог отдела технического обеспечения и технологии подземных горных работ АО «СУЭК»

В.Н. Костеренко, канд. физ.-мат. наук, начальник управления противоаварийной устойчивости предприятий АО «СУЭК»

Л.Д Певзнер, д-р техн. наук, профессор, РТУ МИРЭА

Р.В. Мещеряков, д-р техн. наук, профессор, главный научн. сотр. ИПУ РАН

А.С. Концевой, научный сотрудник ООО НП «ЦИГТ»

Введение

Проблема получения достоверной информации об аварийной обстановке в горной выработке, подвергшейся взрыву или пожару, с целью принятия целесообразных решений для профессиональных аварийно-спасательных формирований* остается актуальной сегодня для всех предприятий горнодобывающей промышленности. Предварительный анализ состояния шахтных выработок предполагается выполнить роботизированными средствами в частности автономными беспилотными авиационными системами (БАС), оснащенными соответствующим приборным обеспечением для проведения контроля состава рудничного воздуха и передачи данных.

Выполнить управляемое траекторное движение БАС по требуемому маршруту в шахтных условиях позволяет осуществить автоматическая система, результаты разработки структуры и алгоритмов которой предлагается в настоящей статье.

Разработка системы автоматического управления движением БАС

Объектом управления системы выбрана БАС Е11о$. Для составления математической модели движения четырех винтового беспилотного летательного аппарата (БПЛА), квадро-коптера принята расчетная схема, показанная на рис.1, в условиях упрощающих предположений [3, 8]:

- БПЛА симметричен относительно главных осей;

- рама БПЛА является твердым телом и его винты абсолютно жесткие;

* Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей (с изменениями на 18 июля 2017 г.) (редакция, действующая с 16 января 2018 г.)

- двигатели идентичные располагается на конце стержней;

- тяга, создаваемая винтом, перпендикулярна плоскости винтов;

- не учитываются в силу малости: изменение вектора подъемных сил за счет эффекта биения лопастей; гироскопические моменты двигателей и винтов; эффект отражения потока воздуха от земли при посадке и взлете;

- воздействие потока воздуха в выработке учитывается как внешнее возмущение.

Движение БПЛА рассматривается в неподвижной - инер-циальной системе координат

Яо = {Оо, Х„, Уо, }, связанной с Землей, и в подвижной системе координат

я = {о, X, У, Z} , связанной с квадрокоптером.

АО «СУЭК»

Для описания перемещения БПЛА в пространстве используется координаты {х, у, г } в неподвижной системе координат и в подвижной системе координат углы Эйлера {ф, 9, у } - крена, тангажа и рыскания соответственно.

Каждый двигатель БПЛА вращает вал воздушного винта

с частотой ю^), 1 = 1,4,

создает подъемную силу F1(t), I = 1,4,

и моменты сопротивления вращения

M1(t), I = 1,4.

БПЛА имеет шесть степеней свободы, которые определяются тремя эйлеровыми углами ф, 9, у и тремя декартовыми х, у, г координатами центра масс. На БПЛА действует сила тяжести G=mg, силы сопротивления движению Q(t), а также подъемные силы F1 от каждого пропеллера.

По теореме Жуковского [6] подъемная сила пропеллера определяется соотношением

= сг р^)г2 S ю2 О), I = 114, (1)

в котором сР - коэффициент тяги, р(Ъ) - изменяемая плотность воздуха, г, S - радиус ротора и площадь диска, который образует винт соответственно.

Моменты на валах пропеллеров определяются из выражений

Рис. 2 Структура автоматической системы отслеживания траектории

ваний поворота вокруг соответствующих осей. Скалярная модель движения квадрокоптера в координатах неподвижной системы, полученная методом Лагранжа, имеет вид dx(t)

dt2 m

dy(t) = u,(t)

dt2 m

dz(t) = u,(t)

u,(tb • , Q (t) —1— 'cos ф sin 9 cos у + sin ф sin у)--x—

m

dt2

m

(os ф sin 9 cos у + Qx(t)

• . \ Qy(t) sin ф sin у)--2—

m

(6)

cos ф cos9--

m

Скалярное представление динамической модели вращения БПЛА имеет вид

J

= (JY - Jz )VYVZ + U2 (t),

M;(t) = cM p(t)r2 S ю2(t), i = 1,4,

(2)

в котором см - конструктивная постоянная.

Главный вектор подъемной силы - суммарный вектор тяги равен

F(t) = ^0 0 £F1 ^ . (3)

Осевые моменты вращения - проекции главного момента на соответствующие оси подвижной системы координат определяются из выражений

J

dVx ' dt

dj = (Jz - Jx —xV + U3 (t),

dV dt

(7)

Z = (Jx - Jy-VyVx + U4 (t).

Уравнения динамики движений (6, 7) вместе с кинематическими уравнениями Эйлера (8) составляют искомую математическую модель движения БПЛА

*Р = V dt x

V

sin ф sin 9 sin 9 cos ф

cos9

V

cos9

(4)

(5)

Мх00 = ( (t) - F2 (t))L,

My(t) = ( (t) - F1(t)) L,

Mz(t) = М; + м3 - м2 - м4.

где L - расстояние между центром масс и осями пропеллеров.

Вектор тяги и осевые моменты являются управляющими воздействиями для формирования движения квадрокоптера

и1= F(t), и1 (t) = Мх (t),

из(;) = Му(t), и40;) = Mz(t).

Управляющие воздействия пропорциональны квадрату частоты вращения пропеллеров, которые формируются электроприводами. В приводах пропеллеров используются бесщеточные электродвигатели постоянного тока, математическая модель которых представляется линейным динамическим звеном второго порядка.

Математическая модель движения БПЛА описывается в неподвижной инерциальной системе So, а аэродинамические силы и моменты - в подвижной системе координат S. Преобразование S ^ S0 формируется преобразованием переноса вдоль вектора О О0 и композицией трех преобразо-

d9

— = Vy cosф-Vz sinф, dt y

(8)

dy

= V

sin ф

V

cos ф

dt y cos 9 z cos 9

Текущее положение БПЛА в неподвижном пространстве определяется шестью координатами (x, y, z, ф, 9, у). Задаваемая для предстоящего движения квадрокоптера траектория, формируется как параметрическая функция в естественных переменных

H (

0 =

^зад , УзаЭ , ^зад ,

Хзад (;)= /х (;), Узад (;)= /у (;), 2зад (;)= / (;).

Структура системы автоматического слежения за траекторией строится по канонической схеме, в которой, как показано на рис. 2, регулятор, представленный блоком 1, на основе текущих отклонений каждой координаты положения центра масс от заданного, формирует управляющие воздействия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иМ1 0), I = 1,4

на четыре электро-привода пропеллеров. Блоком 2 представлены четыре электропривода, которые вырабатывают враща-

J

АО «СУЭК»

ющие моменты на винты, заставляя их вращаться с частотой ю^), 1 = 1,4,

Блоки 3,4 моделируют уравнения (1, 2), формируя подъемные силы

ВД I = 14,

и осевые моменты пропеллеров

М^), I = 1,4.

В блоке 5 не формируются управляющие функции: и^) -результирующая нормированная тяга; и20) , и3^) , и40) -управляющие функции для крена, тангажа и рысканья соответственно.

В блоке 6 выполняется переход от подвижной системы координат к неподвижной, формируя текущие значения углов крена, тангажа и рысканья. В блоке 7 моделируются процессы (6), выходными сигналами блока являются текущие координаты положения центра масс квадрокоптера в неподвижной системе координат. Эти сигналы формируют отрицательную обратную связь в системе траекторного управления.

Для проверки работоспособности алгоритма управления траекторным движением квадрокоптера [4] выполнялись экспериментальные исследования моделированием с использованием среды динамического моделирования 81т1шеск [5] на основе соотношений (6, 7, 8).

Для компьютерного моделирования использовались параметры квадрокоптера Е11о$ с размахом в 0,2 м, массой 0,7 кг. Матрица осевых моментов инерции

J = diag (0,002352,0,002352,0,004704), кг м/с3

Привод воздушных винтов составляют электродвигатели постоянного тока Х2212 KV980 с линейной характеристикой частоты вращения от величины питающего напряжения

ю1 = 102,6 им1, i = 1,4,

которое принимает значения в диапазоне 0-11,1В.

Возникающие в реальных условиях шумы и задержки сигналов в приборах определения угловой ориентации и местоположения в неподвижной системе координат, используемые для формирования обратных связей в системе управления, при моделировании не учитывались.

Метод экспериментальной настройки ПИД-регулятора, подключенного к объекту управления, включал последова-

тельные этапы настройки пропорциональной составляющей, интегральной и дифференциальной составляющей на основе анализа влияния изменений коэффициентов на динамику системы.

Силы возмущения, действующие на БПЛА в шахтных условиях, порождаются воздушными потоками, вектор которых может быть направлен встречно, ортогонально или попутно. Эти возмущающие воздействия задаются в уравнения (6) математической модели движения БПЛА в виде непрерывной или импульсной функции времени Qx(t), Qy(t), Qz(t). Внешнее воздействие в виде силы аэродинамического сопротивления имеет вид [3]

Q(t) = 0,5 Cd р(;) V2(^, (9)

где са - коэффициент аэродинамической силы, р - плотность среды, кг/м3, V - скорость набегающего потока воздуха, м/с; S - площадь поверхности БАС Е11о$, на которую действует набегающий поток, м2.

Скорость набегающего потока воздуха задана следующим образом (см. таблицу)

№ Временной интервал, c Скорость потока VQx, м/с Скорость потока VQy, м/с Скорость потока VQ м/с

1 0< ; <34 10 0 0

0< ; <10 0 5 1

2 11< ; <20 10 5 1

21< ; <30 0 5 1

31< ; <34 10 5 1

0< ; <10 5 1 0

3 11< ; <20 5 1 10

21< ; <30 5 1 0

31< ; <34 5 1 10

0< ; <10 5 10 5

4 11< ; <20 5 0 5

21< ; <30 5 10 5

31< ; <34 5 0 5

В шахтных выработках аварийного участка возможны достаточно существенные изменения плотности рудничного воздуха по пути движения БПЛА, что ведет к изменению подъемной силы винтов БПЛА и, как следствие, возможны существенные отклонения от заданной траектории движения.

Согласно [1] при нормальных условиях при +20 °С и давлении 101,3 кПа плотность воздуха шахтной атмосферы составляет 1,188 кг/м3 и в аварийных условиях пожара может составлять 0,462 кг/м3 (в том числе при высокой температуре

Старт полета БПЛА Вентиляционный ствол

Траектория полета БПЛА

Конвейерный ствол задымление I т=20°с

Пожар

а

Исходящая струя

Вентиляционный ствол

Конвейерный ствол

рТ=2б°

Траектория возвращения БПЛ _Конвейерный штрек

Пожар

_ ^ \ Конвейерный штрек

I Т=600°С I Л-1 .-/—, \ \

1-1 Т=100°С I I т=50°с \ ^

Исходящая струя

Рис. 3 Маршруты перемещения БПЛА к месту аварии и обратно

3 ^

Исходящая струя

задымление исходящая струя

АО «СУЭК»

х(0, м р

xl(t), м/с

— 10

y(t), м

0 5 10 15 20

у'(С, м/с

t, С

Рис. 4 Кривые программного задания траектории движения

и 100% метановой атмосфере). При моделировании принято линейное изменение плотности воздуха от 1,188 кг/м3 до 0,462 кг/м3 вдоль всей траектории маршрута.

Целью компьютерного моделирования управления движением квадрокоптера по траектории является исследование работоспособности алгоритмов управления в различных режимах полета по заданным траектории в пространственно стесненных условиях [2, 7], при наличии возмущений шахтными воздушными потоками переменных значения плотности рудничного воздуха.

Задача управления траекторным полетом квадрокоптера представляется как последовательность задач перелета из точки в точку маршрута по кускам прямолинейных траекторий.

Система управления полетом является следящей канонической структуры и предназначена для воспроизведения задаваемой траектории полета. Формирование траектории полета осуществляется по схеме: задание скорости движения БПЛА по каждой декартовой координате как функции времени, интегрирование этой функции с указанием начальных условий и времени интегрирования.

В структуре системы имеется блок формирования траекторий задания на отработку алгоритма обхода препятствия, вход которого связан с устройством технического зрения, а выход с командным блоком задания траекторий движения.

На рис. 3 представлены маршруты перемещения БПЛА к месту возникновения аварии и обратно, с указанием места старта и финиша.

Расстояние пролетов: АВ - 100 м, ВС- 40 м, СБ - 60 м, Б! - 150 м. На участке маршрута ВС БПЛА летит с попутным воздушным потоком, на участках маршрута АВ, СБ, Б! - с встречным воздушным потоком. Скорость попутного и встречного воздушного потока - 10 м/с. Скорость полета БПЛА при отсутствии возмущающего воздушного потока равна 10 м/с. На основании выбранного маршрута сформированы задания на движение в декартовых координатах. На рис. 4 показаны кривые задания по двум координатам движения.

Результаты моделирования, один из которых представлен на рис. 5, демонстрируют качество работоспособность алго-

Рис. 5 Выполнение задания движения по траектории x(t)

50

50

А

НАША СПРАВКА

Промышленный квадрокоптер ELios компании Flyability оборудован специальной системой защиты от столкновений - сферическим защитным каркасом на свободно вращающемся подвесе с 6-осе-вой гироскопической стабилизацией. Защитная сфера выполнена из углепластика и защищает квадрокоптер от столкновений.

Благодаря такой конструкции соприкосновение с неподвижными объектами и человеком не изменяет траекторию полёта квадро-коптера. Квадрокоптер ELios может использоваться в замкнутых пространствах, применяется для инспекции промышленных и строительных объектов.

Применение БПЛА ЕНоз в горнодобывающей промышленности позволяет определять состояние забоя и места возможного обрушения кровли, находить и вести мониторинг скопления воды, обнаруживать пустоты, находить участки залежей, пропущенные при разработке, можно в несколько раз быстрее и при этом польностью безопасно для людей.

Компания Е!уаЬ1Шу ЭД была основана в 2014 г. и базируется в Лозанне, Швейцария. Компания разрабатывает безопасные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Elios, которые могут работать в помещении, в сложных и замкнутых пространствах. Уникальность БПЛА Elios в том, что они абсолютно безопасны и могут использоваться в контакте с людьми, не отклоняются от маршрута при столкновении с препятствиями. Специалисты FlyabШty первые реализовали концепцию защитного каркаса и стабилизацию после столкновения.

АО «СУЭК»

180

160

140

120

S 100

St 80

60

40

20

0

D

у N. х{ t)

в с 'j/r /

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

........

Ч //¡Ж f

J 30см

/ ШКу

А/

t, с

Рис. 6 Общий вид траекторного движения в плоскости

ритма управления движением квадрокоптера. Линейное отклонение координат движения квадрокоптера от заданной траектории составляет не более 30 см по каждой координате. Наибольшие отклонения имеют место в местах смены направления движения, как видно из рис. 6.

Заключение

Результаты модельных исследований автоматической системы управления перемещением БПЛА по траекториям полета к месту взрыва и обратно АВСБР и РБСВ, показали удовлетворительное качество слежения.

Моделирование управляемого движения квадрокоптера выполнялось по упрощенной программе - беспрепятственное движение по маршруту в системе горных выработок. Цель такого моделирования - получение оценки точности выполнения траекторного движения. Результаты исследования работоспособности алгоритма обхода препятствий не предполагается в данной публикации.

Информационные источники:_

22 33 35 1. Айруни А.Т. Взрывоопасностъ угольных шахт /А.Т. Айруни,

Ф.С. Клебанов. О.В. Смирнов. - М. : Издательство «Горное дело» ООО «Киммерийский центр», 2011.- 264 е.: ил., табл. Серия «Библиотека горного инженера». Т.9 «Рудничная аэрология». Кн. 2.

2. Ананьев П.П., Мещеряков Р.В., Костеренко В.Н., Ким МЛ., Концевой А.С. Управление РТКдля мониторинга и обследования подземных выработок // Прогресс транспортных средств и системы-2018: Материалы международной научно-практической конференции. Волгоград, 2018 г. - С. 164-165.

3. Белинская Ю. С., Четвериков В. Н. Управление четырехвинтовым вертолетом // Наука и образование. М.: Изд-во MTW. 2012, С. 157-171.

4. Волобуев М.Ф. Методика оценки точности автоматической системы посадки самолета в условиях воздействия случайных возмущений /М.А. Замыслов, С.Б. Михайленко, С.В. Орлов //Сборник докладов XIIМНТК «К и ВТ XXI века», том 2. Воронеж, НПФ «САКВОЕЕ», 2011. 878 с.

5. Карташов Б.А., Козлов О.С., Шабаев Е.А., Щекатуров А.М. Среда динамического моделирования технических систем SimInTech, М.: Изд-во ДМК-Пресс, 2017,424 с.

6. Макаров И.М., Лохин В.М., Манько С.В., Романов М.П., ЕвстигнеевД.В. Интеллектуальная система управления автоматической посадкой беспилотного летательного аппарата на основе комплексного применения технологии нечеткой логики // Новые методы управления сложными системами. Москва, Наука, 2004.

7. Ким М.Л., Родичев А.С., Певзнер Л.Д., Платонов А.К. О возможности использования мобильных робототехнических летательных аппаратов при выполнении оперативного плана ликвидации аварии на шахтах // Уголь. - 2018. - №1. - С.34-38.

8. Рэндал У. Биард, Тимоти У. МакЛэйн. Малые беспилотные летательные аппараты: теория и практика. Москва: ТЕХНОСФЕРА, 2015. - 312 с.

По материалам пресс-службы АО «СУЭК»

Три мировых рекорда установили открытчики Разрезоуправления «СУЭК-Кузбасс»

По итогам мая 2019 г. сотрудники Разрезоуправления АО «СУЭК-Кузбасс» установили сразу три мировых рекорда производительности.

Два из них были установлены на разрезе «Камышанский». Бригада экскаватора Komatsu РС-1250 под руководством опытного бригадира Виталия Арестова, отгрузив горную массу в объеме 576 тыс. м3, добилась мирового рекорда для данного вида экскаваторов. Выдающиеся результаты и у бригады бурового станка DML 9724. По итогам мая этот коллектив Павла Канайкина пробурил скважин в объеме 50 523 погонных метра, что также соответствует лучшему достижению при эксплуатации данного вида техники.

На разрезе «Заречный» бригада Вячеслава Савченко на экскаваторе Hitachi EX-1900 отгрузила 603 тыс. м3 и стала первой в мире по отгрузке горной массы на автотранспорт.

Коллектив Разрезоуправления «СУЭК-Кузбасс» один из лидеров угледобычи в Компании. В копилке достижений предприятия есть немало внутренних, российских и мировых рекордов. Так, по итогам июля 2017 года на разрезе «Камышанский» было зафиксировано два месячных рекорда российского уровня - отличились коллективы Андрея Гаджиева (буровая установка DML-1200) и Виталия Арестова (экскаватор KOMATSU PC-1250). В августе 2018 г. экскаваторная бригада Виталия Арестова праздновала уже мировой рекорд -

за месяц коллективом погружено в автотранспорт 538,6 м3 горной массы.

Таких результатов, по мнению директора Разрезоуправления Александра Кацубина, удается достичь благодаря слаженной работе коллектива вкупе с современным оборудованием. Благодаря техническому перевооружению за последние пять лет объемы добычи на предприятии увеличились вдвое. Инвестиции в развитие «Разрезоуправления» «СУЭК-Кузбасс» за последние три года составили порядка 5,3 млрд рублей.

«Наши специалисты имеют не только высокий профессиональный опыт, они еще и объединились в крепкий трудовой коллектив, где каждый может показать свои возможности, поддержать друг друга и справиться с самыми сложными задачами, - отметил Александр Кацубин. - Подмогой нам является и высокий уровень экскаваторной техники, благодаря которому мы имеем возможность безопасного труда и своевременной подготовки очистного фронта. Наше предприятие гордится мировыми рекордами трудовых бригад!».

СУЭК - одна из ведущих угледобывающих компаний мира, крупнейший в России производитель угля, крупнейший поставщик угля на внутренний рынок и на экспорт, один из ведущих производителей тепла и электроэнергии в Сибири. Добывающие, перерабатывающие, энергетические, транспортные и сервисные предприятия СУЭК расположены в 11 регионах России. На предприятиях СУЭКработают более 64 тысяч человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.