Научная статья на тему 'Моделирование движения квадрокоптера по траектории с минимальной ошибкой отклонения'

Моделирование движения квадрокоптера по траектории с минимальной ошибкой отклонения Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
2370
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кочкаров А.А., Агишев Р.Т.

Данная статья описывает компьютерную модель квадрокоптера. Основной задачей спроектированной модели является моделирование движения БПЛА вдоль различных траекторий с минимальной ошибкой отклонения. Представлены результаты облета вдоль прямой линии и спирали, а также вдоль гладкой кривой, задаваемой контрольными точками. Для каждого варианта облета траектории предоставлены графики зависимости координат и скоростей БПЛА от времени, демонстрирующие малую величину ошибки отклонения от желаемой траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Кочкаров А.А., Агишев Р.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование движения квадрокоптера по траектории с минимальной ошибкой отклонения»

Моделирование движения квадрокоптера по траектории с минимальной ошибкой отклонения

Кочкаров А.А., НТЦ-3 ОАО «РТИ», Финансовый университет при Правительстве РФ

AKochkarov@oaorti.ru Агишев Р.Т., МФТИ (ГУ) agishev_ruslan@mail.ru

траектории [Meilinger D., Michael N., and

Аннотация

Данная статья описывает компьютерную модель квадрокоптера. Основной задачей спроектированной модели является моделирование движения БПЛА вдоль различных траекторий с минимальной ошибкой отклонения. Представлены результаты облета вдоль прямой линии и спирали, а также вдоль гладкой кривой, задаваемой контрольными точками. Для каждого варианта облета траектории предоставлены графики зависимости координат и скоростей БПЛА от времени, демонстрирующие малую величину ошибки отклонения от желаемой траектории.

1 Введение

В последние годы все большее применение в различных областях находят беспилотные летательные аппараты [Кочкаров А.А., 2015; Малинецкий Г.Г., Кочкаров А.А., 2014; Кочкаров А.А., Яцкин Д.В., Рахманов О.А, 2016; Кочкаров А.А.,Калинов И.А, 2016; Кочкаров А.А., Яцкин Д.В., Калинов И.А., 2016]. В гражданской сфере чаще всего используются квадрокоптеры, т.е. дроны с четырьмя винтами. Легкость, малый размер, маневренность, простота управления -основные достоинства квадрокоптеров, которые позволяют использовать их во многих отраслях. Установка на квадрокоптеры дополнительного

оборудования (например, камер) позволяет справляться с проблемами преследование нарушителей, обзора местности в тяжелых условиях (наводнение). В настоящее время квадрокоптеры широко используются в городских условиях с плотной застройкой. Поэтому движение по траектории является важным вопросом. Существует множество алгоритмов реализации траекторной задачи. Результатом данной работы является реализация алгоритма с минимальной ошибкой следования БПЛА желаемой

Kumar V, 2010].

2 Математическая модель движения БПЛА

Движением квадрокоптера можно управлять, изменяя скорости вращения винтов. Аппарат движется относительно неподвижной инерциальной системы отсчета, связанной с Землей. Угловое положение аппарата задаем тремя углами Крылова: углами крена ф, тангажа 0 и рыскания у, определяющими вращение вокруг осей соответственно.

Рис. 1 Конфигурация "+" квадрокоптера

Второй закон Ньютона для квадрокоптера будет иметь вид:

dv .. т— = т, сИ

/ — вектор суммарной силы, приложенной к БПЛА

При переходе системы из неподвижной системы координат в подвижную уравнение движение принимает вид:

т — = т + м х V) = Т ,

Связь между линейными скоростями и инерциальной и подвижной системой отчета задается соотношением:

У 2

=

R

матрица поворота:

R =

СщСе СщВеВр ВщСр ЯщСе + СщСр

ЯрСе

СщЯеСр + ВщВеСр - СщВр

С С

ре

где = sin(x),

Сх = cos( х). На квадрокоптер действует сила тяжести. В подвижной системе координат сила тяжести принимает вид:

mg Бт(е) -mg sin(р)cos(е) -mg cos(р)cos(е)

^ =

действует

Также на квадрокоптер подъемная сила:

F = k (с^ + с2 + с32 + с4),

где к - экспериментально определяемая постоянная, а - скорость вращения 1-ого винта.

Описание движения квадрокоптера задает

следующая совокупность уравнений:

т

Эту систему необходимо дополнить силой сопротивления набегающего потока воздуха:

F = с В*- В

сопр d ^

Допустим далее, что тело квадрокоптера является симметричным, представляет собой

Л и массой Ы.

х "0" СщЯеСр +

у = - g 0 + ВщВеСр - СщВр

2 1 С С

на

шар радиусом „ ---------

расстоянии от которого находятся моторы, представленные в виде материальных точек массой Ыт на расстоянии длины лучей I от центра, что изображено на рис. 2:

Рис. 2 Схематическое изображение квадрокоптера Тензор инерции такого тела имеет вид:

3 =

Л о о 0 3У о 0 0 3,

где компоненты тензора следующим образом:

3^=3=ЫЛ1+2,2 Ы.,

х у

выглядят

3 = 2ЫЛ2

5

5

+ 412 ТЫ.

Угловые ускорения уравнениями Эйлера:

определяются

т2 - F4)

Ц Fз - F1)

Ы1 - Ы2 + Ы3 - Ы4

Р Р

- Я X I Я

г г

Линеаризованная с учетом малости углов тангажа и крена математическая модель квадрокоптера в подвижной системе отсчета имеет вид:

X = -gе - sign(X)с

рх

Я.

РУ

у = gр- sign(уК "уЯу

2 = g - — - ^П(2)cd Я т 2

р = -21кс0 (с4 - с2)

= — 1кс0 (с3 - с1)

щ = — Ьс0 (-с1 + с2 - с3 + с4)

2

3 Управление движением БПЛА

В задаче следования БПЛА заданной траектории важно быстрое стремление к нулю ошибки отклонения по координате. Для этой цели необходимо потребовать, чтобы координаты БПЛА удовлетворяли уравнениям:

(Г,Т - Г i,des ) + kd,i (- Г, ) + kp . (riJ - r ) = 0

i = 13

Последние равенства описывают работу ПД-регулятора [Вадутов О.С., 2014]. Решения каждого из трех уравнений экспоненциально стремятся к желаемым значениям ri,des.

Управляющие движением квадрокоптера величины (силы тяги четырех моторов и создаваемые ими моменты) далее выражаются через переменные,

определяющие положение (координаты x,y,z) и ориентацию (углы крена, тангажа и рысканья) БПЛА в пространстве. Получаем полный набор соотношений для задачи следования траектории [N. Michael, D. Mellinger, Q. Lindsey, and V. Kumar, 2010]:

F = m • (g - KdzZ - Kp z (z - zdes)),

XT = X des + Kp,x (xdes - x) + Kd,x (X des - Xl

yT = У des + Kp,y ( У des - У) + Kd,y ( У des - У),

^ds = -(XT • Sin( Wdes ) - yT ■ C0S(Wdes )), g

edes = -( XT • C0S(W des ) + yT ' Sm(W des )), g

P des 0, q des 0, rdes ^ des ,

M =

KpA$des -фф + Kd,ф(Pdes - P)

KP,e(edes -e) + Kd- q) Kp,W (¥des -w) + Kd,v (rdes - r)

С помощью данной системы уравнений реализована модель движение квадрокоптера по двум заданным траекториям: вдоль прямой линии и спирали, см. рис. 3, 4.

Рис. 3. Движение квадрокоптера вдоль прямой

линии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Движение квадрокоптера вдоль спирали.

На графиках красными точками отмечена траектория БПЛА, синими - желаемая траектория. Ошибки траекторий

отслеживались с помощью графиков зависимости координат и скоростей от времени, рис. 5-8. С их помощью производилась настройка ПД-регуляторов.

time [s]

time [s]

Рис. 5. Графики г(£) при движении вдоль прямой линии.

0.5 О

Рис. 6. Графики х>(£) при движении вдоль прямой линии.

Рис. 8. Графики х>(£) при движении вдоль спирали.

Рис. 7. Графики г(£) при движении вдоль спирали.

4 Траектория, задаваемая контрольными точками

Более интересной и полезной с практической точки зрения выглядит задача проектирования движения БПЛА по траектории, задаваемой лишь контрольными точками. В реальности зачастую приходится иметь дело с препятствиями. Благодаря своей маневренности и способности зависать в воздухе, квадрокоптеры используются в городской плотно застроенной среде. Важным ограничением также является малое отклонение БПЛА от намеченной траектории. Из уравнений

движения квадрокоптера можно получить, что управляющие сигналы (силы тяги и создаваемые

f (4)

моменты) зависят от tttt . Поэтому для построения гладких кривых, проходящих через заданный набор точек, используется вариационный метод минимизации четвертой производной по времени от координаты [Daniel Mellinger and Vijay, 2011]. Т.е. для нахождения кривой, соединяющей две соседние контрольные точки траектории, решается математическая задача:

p*(t) = argmin J (p(4))2 dt p(t) 0 .

Здесь p*(t) - искомая траектория, T - время, затрачиваемое на ее прохождение до следующей контрольной точки. Решение подобной вариационной задачи эквивалентно решению дифференциального уравнения 8-ого порядка Эйлера-Лагранжа. Поэтому искомую траекторию нужно задать как полином 7-ой степени времени, например:

f t - V

7

t - Si

pi(t ) = a 0 + an T +... + a

i i

T

S o = 0, S, = £ Tk

Здесь введены обозначения: k=1 - время достижения i-ой контрольной точки при

движении из начальной. Все описанные таким образом полиномы pi, i=l..n, должны удовлетворять 8n условиям для нахождения всех констант aij, i=1..n, j=0..7, а именно:

Рг (S,-i) = wi-1, Р, ) = W, i = 1, n

plk \S o) = p(nk \Sn) = 0, k = 13

p(k )(Si) = p^KS,), k = 16

Такая система уравнений относительно неизвестных aij далее записывается в матричном виде: Ла = b.

Здесь A - матрица, размером 8n*8n, a - столбец искомых коэффициентов, b - матрица 8n*3. Решая систему уравнений отдельно для каждого из столбцов матрицы b, получаем коэффициенты, задающие траектории x(t), y(t), z(t) соответственно. Результаты моделирования движения через 6 контрольных точек приведены на рис. 9.

О S 10 15 20

time [s]

iteration: 468, time: 23.40

Рис. 9. Движение вдоль гладкой кривой, заданной контрольными точками: (0 0 0)^(1 1 1)^(2 0 2)^ (3 -1 1)^(4 - 2 2)^ (5 -1 3)^(6 0 0)

На рис. 10 далее приведены графики полиномов, полученных в результате решения

вариационной задачи.

Благодарности

Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант № 16-01-00342, грант № 16-29-04268) и гранта

Президента РФ (НШ-6831.2016.8).

Рис. 10. Зависимость координат от времени при движении через 6 контрольных точек.

Список литературы

Кочкаров А.А. Некоторые особенности применения малых и сверхмалых беспилотных летательных аппаратов // Труды Второй Всероссийской научно-технической конференции молодых конструкторов и инженеров «Минцевские чтения», посвященной 120-летию со дня рождения академика А.Л. Минца и 60-летию аспирантуры Радиотехнического института. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015. -С. 301-304.

Малинецкий Г.Г., Кочкаров А.А. Будущее российского оружия и междисциплинарные подходы // Интеллект и технологии. - 2014. - № 1(7). - С. 48-51.

Кочкаров А.А., Яцкин Д.В., Рахманов О.А. Особенности решения задачи геометрического мониторинга // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2016. - № 2(175). - С. 158-168.

Кочкаров А.А., Калинов И.А. Создание программно-аппаратного комплекса пространственной навигации и мониторинга мультироторного БПЛА на основе модифицированного алгоритма визуальной одометрии // Наука и Образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. - 2016. - № 09. - С. 74-91.

Кочкаров А.А., Яцкин Д.В., Калинов И.А. Новый подход в применении малых БПЛА для мониторинга сложных пространств // Интеллект и технологии. - 2016. - № 2(14). - С. 68-71.

Mellinger D., Michael N., and Kumar V. Trajectory Generation and Control for Precise Aggressive Maneuvers with Quadrotors // Int. Symposium on Experimental Robotics, December 2010.

Вадутов О.С. Настройка типовых регуляторов по методу Циглера-Никольса // Издательство Томского политехнического университета, 2014.

Michael N., Mellinger D., Lindsey Q., and Kumar V. The GRASP Multiple Micro-UAV Testbed, IEEE Robotics and Automation Magazine, 2010.

Mellinger D., Kumar V. Minimum Snap Trajectory Generation and Control for Quadrotors // 2011 IEEE International Conference on Robotics and Automation Shanghai International Conference Center May 9-13, 2011, Shanghai, China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.