Научная статья на тему 'Система автоматического управления подачей шпиндельного узла многооперационного станка'

Система автоматического управления подачей шпиндельного узла многооперационного станка Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГООПЕРАЦИОННЫЙ / ДИНАМИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА / ОСЦИЛЛЯЦИЯ / ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ / ПЕРЕДАТОЧНАЯ ФУНКЦИЯ / MULTI-OPERATIONAL / DYNAMIC UNLOADING / OSCILLATION / SPINDLE KNOT / TRANSFER FUNCTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Захаров Сергей Игоревич

Рассмотрена система автоматического управления движением и позиционированием шпиндельного узла прецизионного координатно-расточного станка, оснащенного системой динамической разгрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Захаров Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Automatic Control of Giving Spindle Knot of the Multioperational Jig-Boring Machine

The system of automatic control by movement and positioning spindle knot of the precision jig-boring machine tool equipped with system of its dynamic unloading is considered

Текст научной работы на тему «Система автоматического управления подачей шпиндельного узла многооперационного станка»

УДК 621.316

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ШПИНДЕЛЬНОГО УЗЛА МНОГООПЕРАЦИОННОГО СТАНКА

С.И. Захаров1

Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Рассмотрена система автоматического управления движением и позиционированием шпиндельного узла прецизионного координатно-расточного станка, оснащенного системой динамической разгрузки.

Ключевые слова: многооперационный, динамическая разгрузка, осцилляция, шпиндельный узел, передаточная функция

Экономические и технические возможности в развитии станкостроения формируют новые подходы к расширению функционального назначения станков. Это касается и координатно-расточных станков с беспинольным шпиндельным узлом (ШУ). Обладая высокой жесткостью, он способен кроме лезвийной обработки выполнять и прецизионное шлифование при осцилляции ШУ с частотой 3-5 Гц, что

позволяет увеличить точность и производительность станка на 25^30%. Необходи-

мость осцилляции ШУ требует замены статической разгрузки с помощью противовеса динамической, исключающей удары при изменении направления движения (реверсе) ШУ.

В работе рассматривается вариант электромеханической разгрузки ШУ. Её схема показана на рис. 1 и включает электропривод 1 с шариковинтовой парой (ТТТВП) 2 и связанной со ШУ 4

тросовым соединением 3. Привод подачи ШУ 4

состоит из электропривода 6 и ШВП 5. Таким об-

разом, привод ШУ реализует подачу ШУ и преодолевает трение в направляющих и усилия при выполнении технологических операций. Привод динамической разгрузки компенсирует вес ШУ и его динамические составляющие при пуске, торможении и реверсе.

Структурная схема предлагаемой системы управления показана на рис. 2 и состоит из канала управления перемещением ШУ и канала динамической разгрузки. Канал управления перемещением ШУ включает в себя контур тока, контур скорости, контур положения. Канал динамической разгрузки замкнут по току и скорости.

Системы управления приводами подач ШУ и динамической разгрузки (ДР) по-

Р и с. 1. Общий вид станка с системой разгрузки ШУ

1Захаров Сергей Игоревич, аспирант. E-mail: Sergey. 929@mail. ru

строены по принципу систем подчиненного регулирования [1] и настроены на технический оптимум с учетом противо-ЭДС двигателей. При анализе регулятора тока в канале динамической разгрузки особое внимание уделяется влиянию инерционной составляющей ШУ, которая определяется передаточной функцией, связывающей угол поворота ф(p) и M(p).

1

1

Wконт 1( р)

Ф( Р) M (p)

K 2 Р1

KMF mp

1 +

^ 2 Р

KMF mp

і р Jдв р

К

MF

т

J ■ і,

+1

(1)

Здесь Кмр - коэффициент, связывающий М с силой ^, т - масса ШУ, г^-

коэффициент передачи редуктора, ./ - момент инерции двигателя.

Для синтеза контура тока передаточная функция связи тока двигателя и силового преобразователя примет вид

I (Р) = Тм 1 р________

ит(р) Яя \гяТм 1р " + Тмр р +

К

конт2

( р ) = -

(2)

где Тм 1 = Т,

К

MF

т

J ■ і,

+1

эквивалентная электромеханическая постоянная времени

двигателя с учетом массы ШУ, Tм - электромеханическая постоянная времени электродвигателя.

При этом передаточная функция регулятора тока имеет вид

Крт (р) =

кя (Tм 1ТЯ р + ^ 1р +1)

2ТТП рКТП ^ 1рК ДТ а передаточная функция регулятора скорости запишется как

Крс (Р) =

К ДТ ^ 1СеФ 4ТТП К Я К ДС

РС ■

(3)

(4)

В (3) и (4) обозначено: Ктп, Ттп - коэффициент передачи и постоянная времени тиристорного преобразователя. Постоянная Тш принята как малая постоянная времени; К дТ - коэффициент передачи датчика тока.

На контур тока воздействуют следующие помехи: изменение силы трения при движении ШУ и нагрузка G( р) от веса ШУ.

Аналогично построена САУ подачи ШУ, в которой добавлен регулятор положения, обеспечивающий точное позиционирование ШУ как при лезвийной обработке заготовки, так и при её шлифовании. В контуре тока учтены действие силы трения, знак которой зависит от направления движения ШУ, и величина усилия трения, приложенного к направляющим, по которым происходит его качение. Это величина определяется экспериментально.

Сигналом задания для САУ подачи ШУ, поступающим с устройства ЧПУ, является перемещение Zзд , для САУ динамической разгрузки - сигнал ТГ, т.е. сигнал с

1

1

1

Рис. 2. Структурная схема автоматического управления разгрузкой ШУ

датчика К дС (ию). Цель системы - поддерживать равенство скоростей м1(р) и ю 2 (р) при одной и той же кинематической цепи приводов либо обеспечить постоянство отношения скоростей при различных кинематических цепях, что разгружает ШУ и устраняет недопустимые нагрузки на узлы станка.

Для решения поставленной задачи необходимо синтезировать звено, обеспечивающее синхронизацию приводов, т.е. обеспечить Аю = ю1 -ю 2 = 0 или Ат , равное минимально допустимой величине, определяемой допустимой нагрузкой на узлы станка.

Расчет упомянутой передаточной функции, обозначенной как Жх (р), осуществляется в два этапа. На первом этапе определяется Жх (р) без учета действия силы трения в каналах, поскольку учет нелинейностей и связность двух контуров делает задачу трудноразрешимой чисто аналитическим способом. На втором этапе уточняются параметры Жи (р) методом имитационного моделирования.

Для решения задачи на первом этапе сведем структурную схему рис. 2 к схеме, показанной на рис. 3. Здесь введем следующие обозначения: ЖРП (р), ^ЗАМю (р)-передаточные функции регулятора положения и замкнутого контура по скорости канала подачи ШУ; ЖРС (р), WЗАМi (р)- передаточные функции регулятора скорости и замкнутого контура по току электродвигателя канала динамической разгрузки ШУ. На схеме также обозначены КдС , КдТ , гр - коэффициенты передачи датчика скорости, тока в каналах подачи и разгрузки ШУ и коэффициент передачи редуктора в канале подачи ШУ.

Электропривод динамической разгрузки Ш.Б.

Р и с. 3. Упрощенная структурная схема автоматического управления разгрузкой ШУ

Я я К дс

Передаточная функция W2(р) =--------------- учитывает инерцию при переходе от

ТМ 1СеФ

тока якоря двигателя разгрузки к частоте вращения. Расчет Wх (р) выполняется из

1 • (1 + Wpc (рЖзам, (р) — W2 (р))

Wх (р) =-------------------------Кж-------. (5)

Wpc (рЩзам, (р) — W2(р)

К ДТ

Подставляя в (5) значения соответствующих передаточных функций, получим

Wх (р) = 8Т2ТПр2 + 4Ттпр +1. (6)

На втором этапе путем имитационного моделирования находится Wи (р), обеспечивающая компенсацию нелинейностей силы трения, наличие люфта и возможность пренебрежения членами второй производной при расчете регуляторов тока и скорости в рассматриваемых каналах САУ. Наилучший результат получен при

Wи ( р) = ТТлПрг, .

ТТП р +1

Данная система была смоделирована в среде МайаЬ для станка, оснащенного электроприводами подачи и динамической разгрузки модели ЭПТ-1, выпускаемыми научно-производственным предприятием ИЖПРЕСТ (г. Ижевск).

На рис. 4, 5 представлены осциллограммы Аю и А1 переходных процессов отклонений ю и Ю2 каналов ШУ и динамической разгрузки, а также разность токов в этих системах при осцилляции ШУ с /=2Гц (со=12,56 с-1), из которых следует, что инерционность удается компенсировать на 90%.

Это удовлетворяет требованиям подвижных узлов прецизионных станков. Результаты моделирования были проверены экспериментально и полностью подтвердили полученные в работе выводы. На основании проведенных исследований на предприятии «Стан-Самара» разрабатывается проект системы динамической разгрузки ШУ для станка модели 24К40СФ4.

Р и с. 4. Осциллограммы переходных процессов Аю

дІ,А 60 40 20 0 -20 -40 -60

-80

і

P и с. 5. Осциллограммы переходных процессов DI

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Михайлов О.П. Автоматизированный электропривод станков и промышленных роботов. - М.: Машиностроение, 1990. - 304 с.

Статья поступила в редакцию 9 сентября 2008 г.

UDC б21.31б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SYSTEM OF AUTOMATIC CONTROL OF GIVING SPINDLE KNOT OF THE MULTIOPERATIONAL JIG-BORING MACHINE

S.I. Zakharov1

Samara State Technical University 244, Molodogvardeyskaya str., 443100

The system of automatic control by movement and positioning spindle knot of the precision jig-boring machine tool equipped with system of its dynamic unloading is considered

Key words: multi-operational, dynamic unloading, oscillation, spindle knot, transfer function

1 S.I. Zakharov, Postgraduate student

1б3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.