СИСТЕМА, АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ
П.А Балько
В центральном звене теории и практики спорта заключено изучение и практическое совершенствование тренировочного процесса [3,4]. В этой связи, в качестве целевого ориентира определена идея оптимизации структуры «распределения» и управления тренировочным процессом в циклах на основе с.д.
Пауэрлифтинг - силовой вид спорта, известен в России с 1988 года. Поскольку проблема оптимизации структуры «распределения» и управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге актуальна, т. к. тематика актуальна и традиционно определена в теории и практике. Следовательно, необходимо эксплицитно разработать решение через определённые алгоритмы в пауэрлифтинге.
Цель исследования - соединение информационных входов и выходов в СУТП через определённые алгоритмы анализа и управления на основе с.д.
В рамках системного подхода и определённой проблемы мы применили:
1. Методы теоретического исследования: индукция и дедукция, рефлексия, абстракция и расчленение, редукция, экстраполяция, синтез.
ЗАДАЧИ
1. Определить структурные части, компоненты, элементы и переменные в
СУТП.
2. Разработать блок-схему СУТП и соединить информационные входы и выходы через алгоритмы анализа и управления.
3. Определить тип динамической системы.
4. Определить показатели эффективности управления по критерию качества управления минимум ошибки на основе с. к.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Применяемые сокращения: 1) с.о. - стандартное отклонение; 2) с.з. - среднее значение; 3) с.д. - статистические данные; 4) с.к. - статистический критерий; 5) т.к. -так как; 6) ИСУ - информационная система управления; 7) СУТП - система управления тренировочным процессом; 8) ТР - тренер; 9) СП - спортсмен; 10) ЭВМ - электронно-вычислительная машина; 11) с.р. - статистическое распределение; 12) ОиПК -отрицательная и положительная корреляция. Из различных источников [1-7] в исследовании применён понятийный аппарат. В этой связи, для оптимального анализа и управления процессом управляемым мы разработали ИСУ [1]. ИСУ определяет печать планов с исходами известными.
СОЕДИНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВХОДОВ И ВЫХОДОВ В СУТП
В исследовании тренировочного процесса нас интересует основной вопрос: как функционирует СУТП на основе с.д.? Для ответа на поставленный вопрос изложены сущность механизма управления тренировочным процессом на основе с. д. и блок-схема СУТП. Блок-схема СУТП изложена на рисунке 1.
Условные обозначения структурных частей в СУТП: 1) ИСУ; 2) субъект управления - ТР; 3) тренировочный план; 4) объект управления - СП; 5) штанга, гантели и т.д.; 6) тренировочный план.
Условные обозначения соединения данных: а. Вход в СУТП: алгоритмы анализа и управления переменными тренировочного процесса; Ь. Вход с монитора ПК; с. Тренировочный план; ± Вход программы действия; е. Речевое взаимодействие; £ Двигательное взаимодействие; g. Выход переменные тренировочного процесса; И. Рассогласование с тренировочным планом; 1. Вход с тренировочного плана; ]. Вход в ИСУ.
Уровни в СУШ: 1. Входа; 2. Выхода.
Обратные связи управляющих воздействий в СУТП: горизонтальные пунктирные и прямые линии. Взаимодействия в СУТП: горизонтальные двусторонние линии. Замкнутые контуры в СУТП: мелкий пунктир. Возмущающие воздействия в СУТП: вертикальные линии.
Цель управления в СУТП: достижение результатов тренировок и соревнований с минимумом ошибки управления. Цель субъекта управления: минимум ошибки в управлении. Цель объекта управления: достижение результатов тренировок и соревнований с минимумом ошибки управления. Системообразующие факторы: структурные части, компоненты, элементы и переменные в СУТП.
О-
2
с
га
Возмущающие воздействия: пространственно-временной континуум внешнего і 1______________________________________________________________________Т
_ Внешний аамкну1ый_контур _
Внешний замкнутый контур | |
"1
| І СО -О 03 I О. 1 &£ I ®
І і о і т Ф «3 т
9 со £ осо С
—Т|
Имформацион
управления ь
і
_ _ J|l и
Обратная связь 11
и_______________________ТІ
¿-\л контур саморазвитие
"Отриуателыная ^отжит^ьная_обра_тная связ>
Г
1-й контур саморегуляция
Рис. 1. Блок-схема СУТП
Унификация состава действий в СУТП: 1. Задачи ТР - сбор, анализ, сравнение, планирование и управление переменными величинами тренировочного процесса на основе с. д. 2. Задачи СП - сбор, анализ, сравнение и управление переменной величиной подъёмов в подходах на основе с. д.
Аспекты: 1. Статистический - строение «распределение». 2. Динамический -управление. Закон структуры и функции в СУТП: 1) с.р. 2) ОиПК.
Алгоритмы статистического анализа структуры и функции в СУТП. Шаг первый: анализ временных структур. Шаг второй: анализ структур нагрузок за цикл. Шаг третий: задать за 100% в ИСУ прошлый результат у каждого СП в упражнениях, применяемых на соревнованиях, и их группах. Шаг четвёртый: управление и сравнение структурных компонентов и элементов в группах, категориях и во всех упражнениях внутри и между совокупностями СП за цикл.
Состав структурных компонентов в СУТП: 1. Количество дней, недель, месяцев в полугодичном и годичном цикле. 2. Количество соревнований. 3. Результат соревнования в единичных соревновательных упражнениях и в сумме. 4. Количество тренировок. 5. Количество тренировок в день. 6. Абсолютный и относительный вес штанги, гантелей в каждой зоне интенсивности в единичных физических упражнениях. 7. Количество единичных физических упражнений за тренировку в группах, категориях и во всех упражнениях. 8. Количество подходов в каждой зоне интенсивности в единичных физических упражнениях в группах, категориях и во всех упражнениях. 9. Количество подъёмов в каждой зоне интенсивности в единичных физических упражнениях
в группах, категориях и во всех упражнениях. 10. Абсолютная и относительная интенсивность в каждой зоне интенсивности в единичных физических упражнениях в группах, категориях и во всех упражнениях. 11. Абсолютный, относительный объём и объём в количестве подходов и подъёмов в каждой зоне интенсивности в единичных физических упражнениях в группах, категориях и во всех упражнениях. 12. Время выполнения подъёмов в каждой зоне интенсивности в единичных физических упражнениях в группах, категориях и во всех упражнениях. 13. Время отдыха между подходами в каждой зоне интенсивности в единичных физических упражнениях в группах, категориях и во всех упражнениях. 14. Время выполнения подходов и подъёмов в каждой зоне интенсивности в группах, категориях и во всех упражнениях. 15. Наименования физических упражнений в списковой структуре.
Состав структурных элементов в СУТП: 1. Варианты тренировочного процесса в единичных физических упражнениях, в тренировочных занятиях, неделях, месяцах в полугодичных и годичных циклах. 2. Относительная частота тренировочного процесса в единичных физических упражнениях, в тренировочных занятиях, неделях, месяцах в полугодичных и годичных циклах.
Статистические критерии сравнения качества управления в СУТП: 1. Внутри совокупностей коэффициент вариации, критерий согласия - хи-квадрат К. Пирсона и критерий - Стьюдента; 2. Между совокупностями критерий - Стьюдента и - Фишера-Снедекора.
Показатели эффективности управления в СУТП: 1. Тождество и различие структурных компонентов и элементов тренировочного процесса до, во время и после экспериментов; 2. Тождество и различие приростов результата на соревнованиях.
Признаки СП в СУТП: пол, рост, масса тела, возраст. Показатели для сравнения СП в СУТП: 1. Тождество и различие признаков до, во время и после экспериментов.
2. Тождество и различие изменения признаков.
Состав функций в СУТП: 1. Методы развития силы: экстенсивные и интенсифицированные. 2. Методы педагогических воздействий: тренировочный план, наглядный показ, проводка по движению, обсуждение. 3. Средства: физические упражнения; 4. Режимы мышечной деятельности: уступающий, преодолевающий, динамический, изометрический, статический, статодинамический. 5. Документов оборот [3, 5].
Состав переменных в СУТП: 1. Подъёмы. 2. Подходы. 3. Вес штанги, гантелей и т.д. 4. Время выполнения подъёмов. 5. Время отдыха перед подходом. 6. Количество тренировочных дней в неделе, недель в месяце, месяцев в цикле. 7. Количество соревнований в цикле.
Состав списковой структуры категорий физических упражнений в СУТП: 1) соревновательные; 2) специально-подготовительные; 3) общеподготовительные.
Состав списковой структуры групп физических упражнений в СУТП: 1) приседание соревновательное; 2) жим лёжа соревновательный; 3) тяга соревновательная; 4) упражнения для приседаний; 5) упражнения для жима; 6) упражнения для тяги; 7) упражнения для мышц ног; 8) упражнения для мышц рук и плечевого пояса; 9) упражнения для мышц спины; 10) упражнения для мышц брюшного пресса [6]. Количество физических упражнений в СУТП: 83.
Состав зон интенсивности в СУТП: 1. 0-10; 2. 10-20; 3. 20-30; 4. 30-40; 5. 4050; 6. 50-60; 7. 60-70; 8. 70-80; 9. 80-90; 10. 90-100; 11. 100-110; 12. 110-120.
Алгоритм управления в СУТП на тренировочных занятиях:
1. Отрицательная обратная связь - момент недовыполнения с. з. на величину с. о. в числе подъёмов единичного подхода во время выполнения СП - рассогласование. Управляющее воздействие ТР - уменьшить время отдыха между подходами на с.о., уменьшить время выполнения подъёмов на с.о., уменьшить вес штанги в 10% зоне интенсивности на с.о., уменьшить подходы на величину с.о. и продолжить выполнение упражнения.
2. Момент выполнения с.з. СП в числе подъёмов и подходов во время выпол-
нения - согласование. Управляющее воздействие ТР - продолжить выполнение упражнения.
3. Положительная обратная связь - момент перевыполнения средних значений на величину с. о. в числе подъёмов единичного подхода во время выполнения СП -рассогласование. Управляющее воздействие ТР - увеличить время отдыха между подходами на с.о., увеличить время выполнения подъёмов на с.о., увеличить вес штанги в 10% зоне интенсивности на с.о., увеличить подходы на с.о. и продолжить выполнение упражнения.
АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ В СУТП НА СОРЕВНОВАНИЯХ
1. Отрицательная обратная связь - момент недовыполнения с.з. веса штанги в 80-90%, 90-100%, 100-110% зонах интенсивности во время выполнения в 1, 2 и 3 подходе в единичных подъемах СП - рассогласование. Управляющее воздействие ТР -повторить подъёмы штанги в очередных подходах в соответствии с правилами Федерации пауэрлифтинга.
2. Момент выполнения с.з. веса штанги в 80-90%, 90-100%, 100-110% зонах интенсивности во время выполнения в 1, 2 и 3 подходе в единичных подъемах СП -согласование. Управляющее воздействие ТР - продолжить подходы и подъёмы штанги в соответствии с правилами Федерации пауэрлифтинга.
3. Положительная обратная связь - момент выполнения с. з. веса штанги в 8090%, 90-100%, 100-110% зонах интенсивности во время выполнения в 1, 2 и 3 подходе в единичных подъемах СП в упражнениях и возможность продолжить выполнение в 4 подходе - рассогласование. Управляющее воздействие ТР - увеличить вес штанги на величину с. о. в зоне интенсивности от 100-110% и продолжить подход и подъём штанги в соответствии с правилами Федерации пауэрлифтинга.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Констатируя изложенный материал, отметим то, что согласование во время выполнения подъёмов СП в подходах определяется суммирующим внутренним счётом СП и ТР. Отклонение СП в переменной величине подъёмов содержит входной сигнал для ТР. Отклонение в плане содержит входной сигнал для СП. ТР управляет переменными тренировочного процесса на основе с. д., через уменьшение и увеличение переменных в плане и обсуждение. Поскольку соединение информационных входов и выходов в СУТП определено через отрицательную и положительную обратные связи, следовательно, управление тренировочным процессом в СУТП определяет принцип управления по возмущению, дальнейшее исследование структурной части, компонентов, элементов и переменных СУТП. Мы определяем в структуре соревновательных двигательных действий и специально-подготовительных физических упражнений. Структурная часть в виде задающего устройства ЭВМ с содержанием состава компонентов, элементов и переменных величин структуры двигательных действий.
ВЫВОДЫ
1. Статистические критерии, алгоритмы анализа и управления определяют качество управления по критерию управления минимум ошибки, т.к. а - вероятность, -мощность.
2. Поведение СП и ТР в СУТП на основе алгоритмов подчинено вероятностным законам, процессу адаптации и самоорганизации.
3. Тип динамической системы - вероятностно-детерминированный.
4. Структура тренировочных нагрузок, временная структура тренировочного процесса, структура соревновательной деятельности, структура двигательных действий и списковая структура физических упражнений однозначно определяют согласование функций СП и ТР в СУТП через информационное соединение на основе с. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балько, П.А. Информация и оптимизация параметров управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге / П.А. Балько, Я.О. Зиссер // Современные проблемы физической культуры и спорта / ДВГАФК. - Хабаровск : [б.и.], 2006. - С. 2022.
2. Гухман, В. Б. Философия информационного подхода : монография / В. Б. Гухман ; ТГТУ. - Тверь : [б.и.], 2000. - 168 с. : ил.
3. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 271 с. : ил.
4. Словарь по кибернетике / под ред. В.С. Михалевича. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев : Энциклопедия, 1989. - 751 с. : ил.
5. Управление спортивной подготовкой : теоретико-методологические основания : монография / В.В. Рыбаков, А.В.Уфимцев, А.И. Фёдоров [и др.]. - М. : Спор-тАкадемПресс, 2003. - 480 с. : ил.
6. Шейко, Б.И. Классификация упражнений применяемых в пауэрлифтинге / Б.И. Шейко // Мир силы. - 2001. - № 4. - С. 14-17.
7. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва и др. - М. : Энциклопедия, 1983. - 840 с. : ил.
РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МО РФ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
А.А. Горелов, В.М. Наумкин
К настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе накоплено значительное количество теоретических и экспериментальных данных по вопросам развития у военнослужащих силовых способностей. Однако многие важные вопросы, связанные с практической деятельностью, не соответствуют современным требованиям, а отдельные касаются лишь единичных упражнений и специфических силовых качеств для той или иной воинской специальности (В.В. Демочкин, 1998; А.А. Бирюков, 2000; С.М. Иванов, 2004 и др.).
Исходя из этого, для определения эффективности физической подготовки для развития собственно-силовых способностей курсантов на начальном периоде обучения нами были проведены экспериментальные исследования.
Исследования проводились в период с августа по сентябрь 2006 г. на базе Ставропольского военного института связи. Было сформировано две группы курсантов по 30 человек с примерно одинаковым уровнем физического развития, физической подготовленности и функционального состояния. Испытуемые контрольной группы в период начальной военной подготовки занимались в рамках тематического плана института. Курс физической подготовки составил 24 часа. Из них 10 двухчасовых и 4 одночасовых занятия. Все они проводились комплексным методом с направленностью на развитие основных физических качеств (быстроты, силы, ловкости и выносливости). В качестве основных средств использовались упражнения из «Наставления по физической подготовке и спорту в ВС РФ» (НФП-2001).
Утренняя физическая зарядка (УФЗ) и спортивная работа (СР) проводились также с учётом указаний НФП-2001. В часы спортивной работы организовались соревнования между подразделениями по спортивным и подвижным играм.
Особенностью содержания программного курса физической подготовки в экспериментальной группе было использование упражнений на развитие быстроты, выносливости и ловкости, также взятых из НФП-2001. Кроме этого, использовались средства, применяемые в практике физического воспитания и спортивной тренировки в качестве основных для совершенствования собственно-силовых способностей. Удельный вес этих упражнений был таким же, какой отводится программой для пе-