12. Vodicar J., Jost В. The relationship between selected kinematic and length of jump of the ski-flying competition // Kinesiology. 2011. № 43(1). P. 74-81.
Зебзеев Владимир Викторович, канд. пед. наук, доц., zebzeev85ra,mail.ги, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры
ACTUAL ASPECTS OF STUDYING OF MORPHOLOGICAL INDICATORS OF PEDAGOGICAL CONTROL OF SKIERS-COMBINA TORS
V.V. Zebzeev
A review of the current literature on the morphologicalfeatures of the body structure of double-skiers is presented. The relationship between morphological features of the body structure and indicators characterizing the functional state and physical performance of athletes has been proved. The feasibility of including in the pedagogical control program skiers-doubles of morphological indicators that have a significant impact on the performance of competitive activity is shown.
Key words: morphological indicators, pedagogical control, Nordic combined.
Zebzeev Vladimir Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, zehzee ivS'5 a mail. ru, Russia, Chaikovsky, Chaikovsky State Physical Education Institute
УДК 796.89
СООТНОШЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ В МАКРОЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ПАУЭР ЛИФТЕРОВ (ПО ДАННЫМ АНКЕТНОГО
ОПРОСА)
C.B. Матук, Т.П. Замчий, Ю.Ф. Назаренко
Представлены результаты анкетирования тренеров по пауэрлифтингу, касающиеся особенностей соотношения тренировочных средств и возможностей индивидуализации тренировочного процесса по их варьированию. Выявлено, что преимущественно процесс индивидуализации должен применяться на специально подготовительном этапе и в соревновательном периоде. Отмечена противоречивость соотношения соревновательных и специально-вспомогательных упражнений на разных этапах и периодах подготовки.
Ключевые слова: пауэрлифтинг, индивидуализация, тренировочный процесс, тренировочные средства.
Пауэрлифтинг в переводе с английского означает подъем силой (power - сила, lifting - подъем) и является собственно силовым видом спорта, несмотря на свою родственность с тяжелой атлетикой [6]. Пауэрлифтинг или силовое троеборье характеризуется проявлением максимальных усилий во время соревновательной деятельности и максимальной мощностью в трех соревновательных упражнениях: приседании, жиме лежа и становой тяге [4, 5].
Тренировочный процесс в пауэрлифтинге позволяет использовать различные методы управления нагрузкой, используя переменные объема и интенсивности. Варьирование этих переменных в управлении тренировочным процессом вызывает адаптацию в различных структурах опорно-двигательного аппарата, в частности мышц [1-3, 5].
Анализ литературы свидетельствует о практически полном отсутствии сведений системного планирования больших циклов подготовки, имеются разночтения, как по периодизации макроцикла подготовки, так и распределении основных параметров тренировочных нагрузок по периодам.
В связи с этим, изучение распределения тренировочных средств в макроцикле подготовки и возможности их варьирования позволят разработать алгоритм индивидуализации процесса подготовки пауэр-лифтеров.
Цель исследования: проанализировать соотношение тренировочных средств в макроцикле подготовки пауэрлифетров и возможности их вариативности в процессе индивидуализации.
Методика исследования. Для изучения особенностей соотношения тренировочных средств и интенсивности нагрузок в различные периоды макроцикла подготовки была разработана анкета. В анкетировании принял участие 31 тренер.
Результаты исследования. Мнение тренеров о том, всегда ли следует применять индивидуализацию было следующим: 34 % считают, что всегда, а 66 % в отдельные периоды и этапы подготовки, из которых по 42 % утверждают, что на специально подготовительном этапе подготовительного периода и соревновательном периоде, 13 % - на общеподготовительном этапе подготовительного периода и 3 % - в переходном периоде (рис. 1).
34%
□ на всех
■ не на всех
□ нет необходимости
3% 13%
42 °/
42%
□ общеподготовительный
■ специльно подготовительный
■ соревновательный
■ переходный
А Б
Рис. 1. Необходимость процесса индивидуализации пауэрлифтинге
в цикле подготовки
Относительно распределения соотношения соревновательных и специально-вспомогательных упражнений на разных этапах и периодах подготовки мнения тренеров противоречивы. Одни утверждают, что на общеподготовительном этапе должны преобладать соревновательные над специально-подготовительными (40 %) и столько же, что наоборот, а 20 % считают о необходимости равенства этого соотношения (рис. 2). Причем из тех 40 % кто придерживается мнения о преобладании соревновательных упражнений над специально подготовительными применяют следующие соотношения: 73 % - 60/40, 18 % - 65/35 и 9 % - 85/15. Из тех 40 %, которые придерживаются мнения о преобладании специально подготовительных упражнений над соревновательными применяют следующие соотношения: 61 % - 70/30, 23 % - 60/40 и по 8 % - 90/10 и 60/20 соответственно.
20%
40%
40%
□ соревновательные > специально-вспомогательные
■ соревновательные < специально вспомогательные
■ соревновательные = специально вспомогательные
23 %
19%
58%
□ соревновательные > специально-вспомогательные
■ соревновательные < специально вспомогательные
■ соревновательные = специально вспомогательные
А Б
Рис. 2. Соотношение соревновательных и специально вспомогательных упражнений на общеподготовительном (А) и специально подготовительном (Б) этапах подготовительного периода по данным анкетного опроса
На специально подготовительном этапе несколько иное мнение большинства тренеров (58 %) о том, что должны преобладать соревновательные упражнения над специально-подготовительными, причем из этого количества 38 % считают оптимальным соотношение 70/30, по 20 % - 80/20 и 60/40 и по 6 % - 50/40, 85/15 и 90/10. Однако 19 % считают, что наоборот специально подготовительные над соревновательными применяют следующие соотношения в соотношении 60/40. 23 % утверждают, что необходимо придерживаться равенства соревновательных и специально вспомогательных упражнений (рис. 2).
В соревновательном периоде практически все тренеры единодушны во мнении о преобладании соревновательных упражнений над специально подготовительными (94 %), но по 3 % считают, что наоборот или о равенстве их соотношения (рис. 3). Причем преобладание соревновательных над специально подготовительными представлены в различных соотношениях. Так, большинство (31 %) считают оптимальным соотношение 90/10, 21 % - 80/20, 18 % - 70/30, по 7 % - 55/45 и 60/40 и по 4 % - 70/20, 95/5, 100/0 и 85/15.
В переходном периоде 62 % тренеров считают, что должны преобладать специально подготовительные упражнения над соревновательными, причем преимущественно оптимальным считают 80/20 и по 19 %, что наоборот или о равенстве их соотношения (рис. 3).
3% 3%
94%
□ соревновательные >
специально-вспомогательные
■ соревновательные <
специально-вспомогательные
■ соревновательные = специально-вспомогательные
А Б
Рис. 3. Соотношение соревновательных и специально-вспомогательных упражнений в соревновательном (А) и переходном (Б) периоде по
данным анкетного опроса
На рис. 4 представлено усредненное соотношение соревновательных и специально-вспомогательных упражнений в макроцикле подготовки по данным анкетирования.
При индивидуальном планировании изменение нагрузки приблизительно одинаковое количество опрошенных тренеров считают, что должно быть за счет интенсивности (38 %) и объёма (37 %), 19 % считают, что за счёт интервала отдыха и 6 % дают свои ответы, из которых изменение нагрузки должно происходить за счёт собственной массы тела, количества подъёмов штанги, разнообразия упражнений и особенностей спортсмена.
□ соревновательные ■ специально-вспомогательные
Рис. 4. Соотношение соревновательных и специально-вспомогательных упражнений в различные периоды и этапы подготовки:
ОбПодг - общеподготовителъный этап подготовительного периода;
СпецПодг - специально подготовительный этап подготовительного периода;
Copee - соревновательный период, Перех - переходный период.
Тренерам предлагалось ответить на вопрос о соотношение подходов с высокой, средней и низкой интенсивностью у спортсменов разной квалификации на различных этапах подготовки. Анализируя ответы соотношение подходов с высокой, средней и низкой интенсивностью у спортсменов разной квалификации на обще-подготовительном этапе различных тренировочных групп сложились соотношения (таблица).
Средняя интенсивность в тренировочных подходах у спортсменов различной квалификации на разных этапах и периодах подготовки (общеподготовительном (ОП), специально подготовительном (СП) этапах подготовительного периода и соревновательном периоде (С))
Группы Интенсивность, % (ОП / СП / С)
Высокая Средняя Низкая
1 2 3
нп 26/31,5 /33,2 38,3/41,8/46 45,7/36,8/30,8
уТ 30,3 /32,7/40,3 40,2/42,5/44,2 39,3 /36,5 /29
СС 37,7/42,9/48,4 37,6/45,2/40,2 34,2/28,5/28,3
всм 41,5 /47/53,5 39/43,2/38,7 32,8/30,8/27,5
Из таблицы видно, что в зоне высокой интенсивности по мере роста спортивного мастерства спортсменов увеличивается доля подходов в
годичном цикле подготовки во всех периодах и этапах. В зоне средней интенсивности, как отмечают тренеры в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) происходит постепенное увеличение доли подходов от периода к периоду подготовки, а в группах спортивного совершенствования (СС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ) к специально подготовительному этапу отмечается повышение с дальнейшим снижением к соревновательному. В зоне низкой интенсивности отмечена тенденция к уменьшению доли подходов в этой зоне, что закономерно. При этом отмечено уменьшение доли подходов низкой интенсивности от общеподготовительного этапа подготовительного периода к соревновательному периоду, причем в группах СС и ВСМ незначительно.
Заключение. Проведенное анкетирование позволяет заключить, что процесс индивидуализации должен применяться преимущественно на специально подготовительном этапе подготовительного периода и в соревновательном. Анализ анкет по вопросу соотношения соревновательных и специально-вспомогательных упражнений на разных этапах и периодах подготовки показал противоречивость мнений тренеров, особенно на общеподготовительном этапе.
Анализируя анкетные данные о соотношении подходов с высокой, средней и низкой интенсивностью у спортсменов разной квалификации на различных этапах подготовки выявлено следующее. В зоне высокой интенсивности по мере роста спортивного мастерства спортсменов увеличивается доля подходов в годичном цикле подготовки во всех периодах и этапах. В зоне средней интенсивности как отмечают тренеры в группах НП и УТ происходит постепенное увеличение доли подходов от периода к периоду подготовки, а в группах СС и ВСМ к специально подготовительному этапу отмечается повышение с дальнейшим снижением к соревновательному. В зоне низкой интенсивности отмечена тенденция к уменьшению доли подходов в этой зоне, что закономерно. При этом отмечено уменьшение доли подходов низкой интенсивности от общеподготовительного этапа подготовительного периода к соревновательному периоду, причем в группах СС и ВСМ незначительно.
По мнению тренеров о варьировании нагрузки при индивидуализации возможно преимущественно за счет интенсивности и объёма.
Список литературы
1. Гурова М.Б., Капилевич Л.В., Неупокоев Т.Г. Электрофизиологические особенности нервно-мышечной системы при силовой тренировке различной направленности // Теория и практика физической культуры, 2010. № 10. С. 46-49.
2. Гурова М.Б. Электрофизиологические характеристики нервно-мышечной системы у спортсменов в тренировочном процессе различной направленности: автореф. дис. ...канд. биол. наук. Томск, 2011. 24 с.
3. Капилевич Л.В., Ложкина М.Б., Кривощеков С.Г. Электрофизиологические характеристики нервно-мышечной системы у спортсменов в тренировочном процессе силовой направленности // Физиология человека. 2016. Т. 42. № 4. С. 51-60.
4. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера / Б.И. Шейко [и др.]. М., 2013. 564 с.
5. Effect of 16 Weeks of Periodized Resistance Training on Strength Gains of Powerlifting Athletes / G.A. Joao [et al.] // Journal of Exercise Physiologyonline. 2014. Vol. 17. №. 3. P. 102-109.
6. Markovic G.,Sekulic D. Modeling the Influence of Body Size on Weightlifting and Powerlifting Performance // Coll. Antropol. 2006. № 3. P. 607-613.
Матук Станислав Витальевич, преподаватель, s.matiik a mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Замчий Татьяна Петровна, канд. биол. наук dou.Janyazama®,yandex.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Назаренко Юрий Федорович, доц., yuriy.nazarenko.48®,mail.ru. Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
RELATIONSHIP OF TRAINING FACILITIES IN THEMACROCYCLE OF PREPARATION OF POWER LIFTERS
S. V. Matuk, T.P. Zamchy, Yu.F. Nazarenko
The article presents the results of a survey of powerlifting coaches about the ratio of training tools and the possibilities of individualizing the training process by varying them. Primarily, the process of individualization should be applied at a special preparatory stage and in the competitive period. The inconsistency of the ratio of competitive and special auxiliary exercises at different stages and periods of preparation was noted.
Key words: powerlifting, individualization, training process.
Matuk Stanislav Vitalevich, teacher, s. matuk®,mail, ru. Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education and Sport,
Zamchy Tatyana Petrovna, candidate of biological sciences, associate professor, tanyazama&yandex. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education and Sport,
Nazarenko Yuriy Fedorovich, associate professor, yuriy. nazarenko. 4H amail. ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Education and Sport