Научная статья на тему '«Сионистскую организацию признать контрреволюционной и ликвидировать». Из истории борьбы с сионистским движением в Советской России'

«Сионистскую организацию признать контрреволюционной и ликвидировать». Из истории борьбы с сионистским движением в Советской России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
896
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Сионистскую организацию признать контрреволюционной и ликвидировать». Из истории борьбы с сионистским движением в Советской России»

А.Е. Локшин

«СИОНИСТСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРИЗНАТЬ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ И ЛИКВИДИРОВАТЬ» Из истории борьбы с сионистским движением в Советской России

Сионистская активность и идеология заявили о себе в имперской России ещё в начале 1880-х гг. Участники возникшего тогда палестинофильского движения, несколько тысяч молодых евреев, отправились в Палестину, на которую смотрели как на свою историческую родину. Благодаря их тяжелому самоотверженному и многолетнему труду в Палестине или, как сами евреи называли эту землю, Эрец-Исраэль - Стране Израиля, появились еврейские сельскохозяйственные поселения, а позже и город Тель-Авив.

Новый сильный импульс раннее сионистское движение получило после проведения в 1897 г. в Базеле, в Швейцарии, Первого сионистского конгресса. Он прошёл по инициативе д-ра Теодора Герцля - венского журналиста, автора книги «Еврейское государство». На конгрессе было принято решение о создании Всемирной сионистской организации, основной задачей которой является создание «охраняемого публичным правом общежития для еврейского народа в Палестине»1. Делегаты из России играли на конгрессе важную роль и составляли примерно одну треть всех участников.

Царское правительство в отношении сионистского движения занимало достаточно противоречивую позицию. С одной стороны, преследовало сионистов, особенно радикальное направление, партию Поалей-Ци-он. С другой - закрывало глаза на их деятельность, надеясь, что сионисты смогут организовать массовую эмиграцию евреев-трудящихся из России «без возврата»2. На участие в революционном движении ремесленников и рабочих из еврейского населе-

ния власти смотрели как на силу, угрожающую устоям самодержавия.

Влияние сионистской организации в России значительно возросло после Февральской революции, особенно после обнародования британским правительством Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 г., в которой правительство Его Величества выражало «сочувствие к созданию в Палестине национального очага для еврейского народа» и обещало «приложить все усилия для содействия достижению этой цели» .

После большевистской революции, по мере укрепления режима, сионистское движение становилось всё более неугодным новым властям. Начало репрессий по отношению к сионистскому движению на Украине относится к 1919 г. Однако в течение ряда лет позиция советских властей оставалась достаточно неопределённой. Даже в 1924 г. глава ОГПУ Ф.Э. Дзержинский писал: «Программа сионистов нам неопасна, наоборот, считаю её полезной...» А через год риторически вопрошал в записке своему заместителю В.Р. Менжинскому: «Правильно ли мы преследуем сионистов?» И сам же отвечал: «Я думаю, что это политическая ошибка. Надо пересматривать нашу тактику. Она неправильна». Ещё через два месяца, обращаясь к тому же Менжинскому, замечал: «Ведь мы. могли бы быть друзьями сионистов. Надо этот вопрос поставить в Политбюро»4.

Сионистское руководство в России договорилось с советскими властями о проведении в апреле 1920 г. в Москве всероссийского сионистского съезда-конференции. Однако в последний день съезда все его делегаты были арестованы ВЧК.

Публикуемый ниже документ представляет собой «заключение», которое было составлено по результатам проведённого расследования по делу арестованных делегатов сионистского съезда. В нём уполномоченный секретного отдела ВЧК М. Бренер (сама по себе фигура достаточна любопытная, о нем см. сноску 39 в Примечаниях) обосновывает настоятельную необходимость борьбы с сионистским движением в Советской России и даже выносит - в духе формировавшейся в ту пору советской «правовой» системы - «приговор» ряду участников съезда.

Сам документ хорошо отражает атмосферу эпохи и особенно настроения в ударном отряде пролетарской диктатуры - ВЧК, а также нередко инспирировавшие её действия в отношении к не санкционированной властью активности Еврейской секции при ЦК РКП(б). Одна из копий этого секретного документа была направлена руководству Ев-секции.

Сведения, которые сообщает Бренер, вместе с характерной для того времени риторикой и демагогией достаточно симптоматичны. Автор записки игнорирует начавшие бурно развиваться в ту пору различные течения и группы внутри движения социалистического сионизма, либо занимавшие просоветскую позицию, либо избиравшие третий, демократический, путь в своей деятельности, противостоящий как белым, так и красным. Невзирая на «приговор» Бренера, лидеры и активисты сионистской организации на тот момент были помилованы с условием, что дадут подписку об отказе от сионистской деятельности.

Копия публикуемого документа хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), в фонде 17 (Еврейской секции при ЦК РКП).

Документ публикуется по современным правилам правописания, с сохранением стилистических и орфографических особенностей. В квадратные скобки вставлены пропущенные слова, буквы и раскрыты сокращения. Сведения о ряде лиц выявить не удалось.

Копия в ЦБ ЕВСЕКЦИИ РКП

Секретно

Заключение по делу сионистов,

арестованных 23 апреля 1920 г.

1920 г. июня 29 дня. Я, уполномоченный Секретного отдела Всероссийской чрезвычайной комиссии, закончив рассмотрение дела сионистской организации, начатое 23 апреля 1920 г. арестом негласной (! -Авт.) Всероссийской конференции5, пришёл на основании данных следствия, как то: показание свидетелей /тов. Серебренера, еврейского легионера6 из Палестины, не перешедшего на сторону красных после Английского десанта в Одессе7, и тов. Бирбрайера из Иркутска/, а равно и на основании результатов обысков, выемок в Петрограде, Москве и др[угих] городах и на основании ознакомления с официальными органами сионистской организации в России и за границею к заключению, что: «беспартийная, аполитичная», а тем более нейтральная сионистская организация есть фикция. Это было фикцией при царизме, когда русский сионизм со свойственной вообще лакейской угодливостью молил об успехе царского оружия - того самого оружия, при помощи которого расстреливались пионеры русского освободительного движения. Это оставалось такой же ложью при «демократическом» режиме Керенского, когда сионизм поддерживал травлю вождей революционного пролетариата, и еще БОЛЬШЕЙ ЛОЖЬЮ (выделено в тексте. - Авт.) это является в эпоху диктатуры пролетариата, когда сионистская организация, в силу социальной сущности входящих в неё групп, не может принять пролетарскую революцию, являясь фактически её жертвой. Характерной иллюстрацией в этом отношении служит тот факт, что при эвакуации в свое время из Царицына8, Харькова и др[угих] местностей Советской власти - сионисты оставались на местах, но удирали вместе с белыми, как только вступали в эти города победоносные красные войска. И это делалось в то время, когда они являлись ближайшими свидетелями волны

погромов и антисемитской агитации, так ревностно вдохновлявшейся и поддерживавшейся белыми генералами. Последнее обстоятельство важно - поскольку вскрывает пред нами «надклассовую» идеологию сионистов, о которой они не прекращают твердить.

Если Деникин со своими погромами9 для них приемлем, а Советская власть без погромов есть «контрреволюционное и антидемократическое явление» (см. «Еврейскую жизнь»10 № 1), то ясно, что перед нами выступает не группа лиц, «распинающихся за судьбу своего народа», а отъявленные враги пролетариата, которые в стремлении к своему капиталистическому «возрождению» не брезгуют никакими путями - даже путями, ведущими через истребление нации, каковой характер носили деникинские погромы на Украине.

Если придерживаться точного смысла сионистских официальных докладных записок, к чему они так убедительно призывают, то нужно полагать, что одним из таких официальных документов является также устав Российской сионистской организации. В п. I «Устава» говорится: «Сионистская организация в России входит в состав Всемирной Сионистской Организации», - и разумеется само собой, что первая, как составная часть, подчиняется директивам целого. А что такое представляет это целое - эта Всемирная Сионистская Организация. Здесь мы ограничимся лишь фактической справкой. Ллойд-Джордж11 обратился через английское посольство в Дании к сионистскому бюро в Копенгагене с официальным письмом, в котором предлагает Всемирной Сионистской Организации представлять еврейский народ в Лиге Наций12. Этого сионисты уже давно добиваются, и если они ещё не приняты, то отнюдь не по их вине.

В «Еврейской жизни» от 16 апреля мы находим резолюцию, из которой видно, что даже радикальнейшие из сионистов, т. е. Соц[иал]-Дем[ократическая] Раб[очая] партия (Поалей-Цион)13 на своём II съезде в Филадельфии настаивали, что [бы] еврейский народ вошёл как самостоятельная единица в Лигу Наций. Фактом же приглаше-

ния Ллойд-Джордж показывает, что у него нет оснований (рукописная правка. - Авт.) в приглашении сионистов сесть с ними рядом в Лиге Наций (так в документе. - Авт.).

В том же уставе Российской Сио-нист[ской] организации мы находим примечание к п. 4 в главе «О съездах организации», в котором говорится буквально следующее: «Помимо делегатов на съезде участвуют с правом решающего голоса и директора БАНКОВ» (выделено в тексте. -Авт.). Не трудящиеся, не рабочие, а директора-бандиты, директора банков творят политику сионистской организации. Здесь приходится сказать, что с тех пор, как на арену революционной, классовой борьбы совместно с Всероссийским пролетариатом выступил еврейский рабочий, он встретил в своей борьбе в лице сионистских организаций своего классового противника - еврейскую буржуазию.

В противовес классовой идеологии пролетариата и его интернационалистических методов борьбы, сионизм выставил лозунг национального единения, основанного на общности вековых страданий для всех групп и классов еврейского народа как целого и неделимого.

К сожалению, ещё и ныне, когда в России проведена диктатура пролетариата, когда все буржуазные организации закрыты и их влияние совершенно парализовано - еврейская буржуазия в лице сионистской организации торжествует ещё до сих пор и продолжает распространять своё разлагающее контрреволюционное влияние на еврейские трудящиеся массы.

В своём стремлении к своему идеалу сионисты не могут, конечно, опираться на трудовые элементы, но, идя проти[в] них и творя своё злое дело в союзе с клерикалами, они, с другой стороны, стараются отвлекать еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы. Это было прекрасно понято царской реакцией, проявивш[ей] большую толерантность по отношению к сионизму. Плеве в своё время, после посещения его Бг. Герцлем, распорядился не преследовать сионистов (рукописная вставка. - Авт.)14.

Политика сионистов в Палестине и их стремление к созданию Государства в Палестине зиждется на самом ярком нарушении всех принципов национальностей даже в худшем толковании этого понятия и построено исключительно на порабощении арабов, живущих в Палестине, чего по необходимости сионисты и сами не скрывают. «В отношении Палестины, - читаем мы в одном из официальных органов сионистской мысли, - мы должны выступить с требованиями, не сочетая их и не соразмеряя их с другими национальными элементами страны» (Палестины), и «на Палестину еврейский народ имеет право предъявлять требование, которое не соответствует обычно применяемому количественному масштабу», а это значит, что арабское большинство должно быть ограничено в своих правах. Сионисты в данном случае ничем не отличаются от воюющей с нами Польской шлях-ты15, требующей присоединения к ней территорий, входивших до 1772 года в пределы Польско-Литовского Королевства, также не сообразующейся с «количественным масштабом» польского населения в этих областях16. Лишнее подтверждение этому мы находим в авторитетном выступлении председателя Центрального Комитета сионистской организации, заявляющего: «Палестина была оккупирована Англией, и ясно, что мы будем работать в определённых направлениях по примеру Польши» (см. Протокол от 30.Х11. 17 г. стр. 10. № 3). Не менее видный деятель сионизма РОЗОВ заявляет: «Еврей, поставленный в нормальные условия жизни, должен получать столько же, сколько и араб, и всё же иметь возможность конкурировать с ним И ДАЖЕ ВЫТЕСНИТЬ ЕГО (выделено в тексте. - Авт.)» (см. прот[окол] 6.Х.18 г.).

Каким образом уживаются у сионистов требования равноправия для евреев во всех странах и программа угнетения арабов и отказа им в таком же равноправии бесправными евреями, им только одним известно. Сионистская программа, вначале туманная, приобретает рельефность и ясность выдвинутым Жаботинским17 планом похода про-

тив арабов. Ещё до войны он проводит ту мысль, что евреи должны идти войной против арабов. И приспособля[я] к положению, созданному войной, меняя свою ставку с Турции на могущество Англии, Жаботин-ский осуществляет свою идею в жизнь, вербует еврейские легионы, которые вместе с Английской армией походом против турок и арабов сражаются в Палестине, Аравии и Египте и до сих пор продолжают свою позорную роль душителя арабских и других народов, подавляя восстания в Аравии, да и в Египте. О подавлении еврейскими легионерами революционного восстания сообщала еврейская буржуазная газета «Тог»18, причём сионистская конференция в Париже послала еврейским легионерам приветственную телеграмму по этому поводу (см. показания еврейского легионера Серебренера, попавшего в плен к красным).

Вот что говорит о будущем этих легионов их вождь Жаботинский. Еврейские легионеры составляют часть Британской армии. Они могут оставаться в стране только в случае, если Британская армия останется в стране. Следовательно, пока мирная конференция ещё ничего не решила насчёт международного положения Палестины (это было до апрельской конференции союзников в Сан-Ремо19), никто не может сказать положительно о будущности наших легионеров. Все мы, разумеется, надеемся, что наша страна будет поставлена под защиту Англии и тогда здесь будет существовать многочисленный еврейский легион (См. Хроника евр[ейской] жизни от 19 мая 19 г.). Сионисты работали энергично в пользу «многочисленного» еврейского легиона. В «Евр [ейской] жизни»20 (№ 9, Иркутск) под заголовком «Первая еврейская армия» приводится следующее сообщение: «Английское правительство отозвало с Палестинского фронта и других близлежащих территорий Ближнего Востока всех солдат-христиан своей армии и заменило их исключительно солдатами-евреями. Английское правительство организовало специально еврейскую армию, и весь занятый Англией Ближний Восток охраняется ныне Еврейской армией, насчитываю-

щей приблизительно 100.000 солдат, из коих 25.000 еврейских легионеров»21.

Став всецело на сторону империалистов, восхваляя, возвышая до небес благодетель-ские порывы Антанты, сионисты зовут еврейский народ на дружбу и помощь ей. Сионизм приобретает очень опасный характер в момент роковой схватки пролетариата с буржуазией в мировом масштабе.

Ориентируясь исключительно на успехах Лиги Наций, сионисты вполне должны быть заинтересованы, как сама Лига Наций, в крушении Советской власти и идеи коммунизма. С этой целью сионисты не упускают случая ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ, КЛЕВЕТАТЬ, СЕЯТЬ СМУТУ, ОТВЛЕЧЬ ОТ НЕЁ СИМПАТИЮ НАСЕЛЕНИЯ, ПОЛЬЗУЯСЬ ПРИ ЭТОМ САМЫМИ ГНУСНЫМИ МЕТОДАМИ.

С другой стороны, мы наблюдаем с их стороны (вставка. - Авт.) самые лучшие отзывы об Антанте, дружеское сожительство и общие планы.

Приведём несколько фактов из истории сионизма во время Октябрск[ой] революции.

На Украине при белых сионисты вели агитацию среди еврейского населения, что ВИНОВНИКОМ ПОГРОМА (выделено в тексте. - Авт.) является СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ, в Елисаветградской еврейской синагоге член Ц. К. С[ионистской] О[рганиза-ции] Тёмкин22 доказывал вину Советской власти в погромах. Он открыто звал еврейское население бойкотировать Советскую власть и бороться с коммунистами. И совсем не случайно наряду с этим сионисты широко распространяют самые подробные [сведения. - Авт.] о том, что ДЕНИКИН ХОРОШО ОТНОСИТСЯ К ЕВРЕЯМ, ЧТО В ЕГО СТАНЕ НЕ[Т] ПОГРОМОВ И ЧТО ВИНОВНИКИ ПОГРОМОВ, И ЧТО ОПАСЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ГАЗЕТЕ прессе (вставка чернилами. - Авт.) ЛОЖЬ И ВЫДУМКИ. Этим преследуется цель завоевания симпатии выбитых из колей (так в тексте. - Авт.) еврейских масс, это, безусловно, имело, в свою очередь, свои последствия и влияние на боеспособность Красной армии

23

на Украине, среди которой (так в тексте. -Авт.) много евреев.

Сионисты не стесняются обвинять Советскую власть в антисемитизме и открыто писать об этом в своей прессе (см. хронику «Евр [ейской жизни»] № 8).

После оккупации польскими белогвардейцами Вильны, орган Виленского комитета сионистской организации «Идише Цай-тунг» стал печатать провокационные сведения о положении Советской власти, о том, что она накануне падения. Кронштадт горит. Приводились в этой газетке известия, что тов. Ленин застрелился, о тов. Троцком сообщались две версии: по одной из них, его растерзала Красная армия, по другой, он повесился. Эта самая газета печатает ложные сведения о том, что Красная армия произвела погром над евреями в Свенцянах Ви-ленской г[убернии].

Когда Варшавский совет рабочих депутатов объявляет день протеста против погромов, сионисты не принимают участие в нём и бойкотируют его.

В Белогвардейской Литовской тарибе находился официальный представитель Ро-зенбаум24, ныне член Литовской мирной делегации в Москве, которая от имени Тарибы всё время вел [а] заграничную кампанию против Рабоче-крестьянской республики

Литвы25.

В газете «Коммунистише фон»26 в Киеве в своё время сообщалось, что все сионисты в Париже содействовали отправке денег Колчаку, особенно при этом старался Жабо-тинский - вождь еврейских легионеров.

Яков Шиф27, известный сионист-миллионер в Америке, снабжает за свой счёт польских белогвардейцев оружием и средствами.

Когда в Вильне случайно был арестован сионист, то после предъявления последним сионистской карточки жандармский офицер сказал, что «это самая симпатичная еврейская партия», и сейчас же освободил арестованного.

Сиониста Усышкина28, едущего из Одессы в Париж во время оккупации французским десантом, французы приветствуют и

украшают его вагон надписью «Еврейский министр едет в Париж».

В Сибири мы встречаем ту же картину. Первую еврейскую ячейку в армии Семёно-ва29 составляют сионисты, и с тех пор всех мобилизованных евреев укомплектовывают вместе с ними, не без основания полагая, что так будет надёжнее. Эта ячейка развертывается в роту и борется против большевиков в районе станции Могочи Амурской ж. д. (см. «Еврейскую жизнь», 10/11, Иркутск)30. Национальный совет еврейских общин в Иркутске, в котором подавляющее большинство сионистов, подаёт верховному правителю докладную записку, в которой между прочим обращает его верховное внимание на то, что в большевистской рево-люц[ии] повинны [не евреи], а латыши.

В Екатеринбурге сионисты - члены Городской думы участвуют в торжественных встречах и преподнесениях адресов верховному правительству правителю (правка чернилами. - Авт.).

На Всероссийском сионистском съезде в Омске31 выступают с большими приветственными речами дипломатический представитель Англии и представитель чехо-сло-вацкого национального совета (См. Хр[они-ку] «Еврейской жизни»).

«Все сибирские газеты, особенно с[оциа-листов]-р[еволюционеров], давали ежедневно самый подробный отчёт съезда и помещали большие статьи о сионизме. Вообще сибирское общество проявляет громадный интерес к сионизму и Палестине». Так пишет официальный орган сионистов. Но напрашивается вопрос, за какие блага подобное благосклонное внимательное отношение со стороны этого пёстрого контрреволюционного сибирского союза Англии, чехо-сло-ваков и с[оциалистов]-р[еволюционеров] по отношению к сионистам, и не ясен ли ответ на этот вопрос. В наше время всякое возвышенное чувство и внимательный взгляд этих господ-разбойников имеет под собой реальную почву и требует реальной оплаты.

И не служит ли авансом со стороны сионистов в оплате своих счетов Антанте - участие сионистских легионеров из отряда Жа-

ботинского в Английском десанте на нашем Архангельском фронте[?]

КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОЛЬ СИОНИСТОВ НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Еврейская буржуазия в лице сионистов на территории Советской Республики, испытывая на своей шкуре, как и вся русская буржуазия, тиски пролетарской диктатуры, хранит за последнее время как будто молчание и будто бездействует, но это бездействие и молчание притаившейся, выжидающей момент ядовитой змеи. Стоит белому генералу занять какую-нибудь территорию Советской Республики, как эта змея с шипением выползает из своего ущелья и занимает достойное место в семье многоголовой контрреволюционной гидры, как, например, в Сибири очутившиеся под пятой Колчака сионисты упрекают Ллойд-Джорджа, считая его политику недостаточно энергичной и медлительной по отношению к большевикам.

В статье «К мирной конференции» в официальном сибирском органе «Еврейская жизнь» № 1 сионисты пишут: «В освобождённой от комиссародержавия России, лишённой в Бресте возможности закончить гигантскую борьбу, благовест мира был встречен не с бурной радостью, как на западе, а с тихой, затаённой грустью.

Твёрдая вера в союзников, что они покончили войну с центральными державами, немедленно придут на помощь той России, которая не признала Брестского мира, велика и разделялась всеми. Все говорили об интервенции. Об этом изо дня в день сообщали агентские телеграммы. Прошли на запад эшелоны иностранных войск: японские, английские, американские и итальянские, и все ждали со дня на день общего победоносного наступления на Москву и Петроград.

Но шли недели и месяцы, и сомнение стало вкрадываться во все круги русского общества. На Волжском, Уральском фронтах, на Южном фронте и на Мурманском, где ожидали значительных действий иностранных войск, дело ограничилось небольшими операциями второстепенного характе-

ра. Строились догадки, стали искать причины медлительности союзников.

Но эти догадки были прерваны сенсационной телеграммой о Принцевых островах32. Предварительная мирная конференция пяти великих держав решила пригласить представителей всех государственных образований рассыпанной России, в том числе и большевиков, на Принцевы острова. Неведомые до сих пор острова на Мраморном море вдруг врезались клином в многострадальную историю бытия России последних двух лет.

И ВНОВЬ МЫ СТОИМ ПЕРЕД ЗАГАДКОЙ, ГОТОВЫЕ УПРЕКАТЬ В ИЗМЕНЕ СОЮЗНИКОВ, С КОТОРЫМИ ОСВОБОЖДЁННАЯ ОТ БОЛЬШЕВИКОВ РОССИЯ СВЯЗАЛА СВОЮ СУДЬБУ, ГОТОВЫЕ ОБВИНИТЬ ИХ В ЗАБВЕНИИ НЕОЦЕНИМЫХ УСЛУГ, ОКАЗАННЫХ ИМ РОССИЕЙ В ОСТРЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ (выделено в тексте. - Авт.)».

«Чем объяснить это новое отношение союзников к большевистскому Правительству. Франция, наиболее пострадавшая от декрета Совнаркома, аннулировавшего многочисленные, заключенные у ней с Россией займы, за ней Англия, ссудившая Россию во время войны гигантскими суммами, Япония, ведшая вооружённую борьбу с большевиками на Амуре и в Забайкалье - все они приложили руку к документу, пригласившему русских делегатов и представителей Московского Совнаркома на Принцевы острова».

«Пытаясь объяснить это явление, сионисты, к их великому сожалению, должны признать, что здесь приходится иметь дело с фактом давления народных масс Западной Европы и Америки, у которых совершенно иное отношение к большевизму, чем у нас (сионистов. - Прим. МБ.), прошедших его школу».

Чему же научила сионистов пройденная ими школа?

Сионистская гидра отвечает, что российский большевизм известен ей испытавшей его определённое контрреволюционное антидемократическое явление (См. «Еврейскую жизнь» № 1).

На общем фоне контрреволюционной политики Всемирной Сионистской Организации - российские сионисты не выделяются ничем, что хотя бы в определённой степени указывало на их лояльность к советской власти (рукописная вставка. - Авт.). Их докладные записки и заявления, представленные в ВЧК в связи с арестом их конференции, в этом смысле не заслуживают ни малейшего внимания. Если со многими оговорками можно было признать за ними в эпоху буржуазных общественных взаимоотношений в России некоторую видимость нейтралитета и беспартийности, то это является абсолютной ложью в эпоху революционного осуществления марксизма, которая неминуемо несёт им полную гибель как буржуазной социальной единице. В период коммунистического переустройства общества сионизм в его буржуазном течении не может поэтому остаться аполитичным, беспартийным, нейтральным. Противоположное есть ложь.

Ценным доказательством в этом смысле являются резолюции и вопросы, принятые и обсуждавшиеся на заседаниях Центрального Комитета Сионистской организации в период после Октябрьской революции.

Среди протокола заседаний Мерказа забранных на обыске 3/ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ ЧЕРЕЗ СВОИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. Во всех этих трёх моментах мы видим сионистов выступающими против Советской власти делом и словом. Хотя нами не установлен истинный характер связи Ц. К. С. О. с заграницей, тем не менее, факт такой нелегальной связи доказан и, в условиях бешеной борьбы против нас Всемирного Империализма, он сам по себе является актом контрреволюционным.

В протоколе от 18/Х1 18 г. А. Д. Идель-сон34 сообщает: «Получена Копенгагенская почта». Тогда у сионистов была регулярная связь с Стокгольмом. Отношения с Англией были у нас, как и теперь, враждебные, и тогда, как и теперь, Англия имела своих агентов в России. Почему бы им не использовать

33

сионистов, своих покорных слуг, ради контрреволюционных замыслов в России. 24 февраля 1919 года Б. Немещанский посылает из Гельсингфорса35 письма сионистской организации в Россию через курьера и просит с[ионистсткую ] о[рганизацию] пользоваться теми же курьерами для обратной передачи сведений и газет (см.: письмо Немещанского № 13). В то время прямого сообщения с Финляндией у нас не было, так же нет и сейчас связи между Россией и Польшей и Литвой. Куда Мерказ делегирует уже в 1920 году (подчеркнуто в тексте. -Авт.) для связи и информации курьера Ефима Марковича Стеймацкого36. Выходит, что курьеры организации, дружественной Англии, нелегально пробираются через нашу границу и везут с собой туда и обратно никем не контролируемые пакеты. Английское правительство было бы слишком глупым, если бы не использовало этих курьеров.

На основании всего вышеуказанного: я предлагаю 1/ СИОНИСТСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРИЗНАТЬ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ И ЛИКВИДИРОВАТЬ. 2/ ПРИЗНАТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ /СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ/ КАК ФАКТИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВИНОВНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ОЗНАЧЕННУЮ ПОЛИТИКУ. 3/ ПОДВЕРГНУТЬ ЧЛЕНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА СИОНИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАСЛУЖЕННОМУ ИМИ НАКАЗАНИЮ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МНОЮ В ОТНОШЕНИИ:

4/ 1. БРУЦКУСА Юлия Давидовича37,

2. РУБИНШТЕЙНА Рувима Борисови-

38

ча ,

3. ИДЕЛЬСОНА Абрама Исаковича

В ДВА ГОДА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

В отношении ГИТЕЛЬСОНА Гладия Ильича, члена Редакционной коллегии журнала «Еврейская жизнь», выходившего в Иркутске при Колчаке, разрешавшего помещать в редактируемом им органе статьи с явным призывом к интервенции Антанты в

<$о-

Советскую Россию - к ДВУМ ГОДАМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.

В отношении СТЕЙМАТСКОГО Ефима Марковича, состоявшего курьером Ц. К. С. О. и по поручени[ю] последнего нелегально пробиравш[его]ся через границу в страны, ведущие с нами войну (Польша, Литва), К ДВУМ ГОДАМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, без лишения свободы (вписано чернилами. - Авт.).

Члена Центрального Комитета Сионисткой Организации СЛИЦАНА Льва Израиль-евича, ввиду его болезненного состояния и преклонного возраста /61 год/, ОСВОБОДИТЬ, зачтя ему наказанием время предварительного заключения.

Остальных арестованных по делу сионистов 23 апреля 1920 года ОПРАВДАТЬ И ИЗ-ПОД СТРАЖИ ОСВОБОДИТЬ.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СЕКРЕТНОГО ОТДЕЛА ВЕЧЕКА: М. БРЕНЕР39

29 июня 1920 г.

P.S. Факт обнаружения пироксилиновых шашек в Ц. К. С. О. считать доказанным, но считать не доказанным их отношение (зачёркнуто. - Авт.) принадлежность сионистам40 (рукописная вставка. - Авт.).

М. БРЕНЕР.

РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1. Л. 2-15. Копия.

Машинопись с рукописной правкой.

Примечания

1 Первый сионистский конгресс. Базельская программа // Евреи в современном мире: История евреев в новое и новейшее время / Антология документов / В 2 т. / Сост. П. Мендес-Флор, Й. Рейнхарц. М.: [б. и.], 1995. С. 452.

2 См.: Локшин А. В поисках modus vivendi. Сионистское движение и царское правительство в конце XIX - начале XX века // Российский сионизм: история и культура / Редкол.: Будниц-кий О.и др. М.: Дом евр. кн., 2002. С. 70-86.

3 Декларация Бальфура // Евреи в современном мире. С. 526.

4 Цит. по: Костырченко Г. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. М.: Междунар. отношения, 2001. С. 77.

5 На основании решения президиума ВЦИК от 21 июля 1919 г. ЦК Всероссийской сионистской организации созвал и провёл 20-23 апреля 1920 г. в Москве всероссийский сионистский съезд, который рассматривался как легальный, разрешённый советскими властями.

6 Речь идёт о бойце Еврейского легиона - воинского подразделения в британской армии во время Первой мировой войны, состоявшего из еврейских добровольцев.

7 Речь идёт об английской десантной войсковой операции в Одессе против войск Красной армии в августе 1919 г. с целью овладения городом и портом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Ныне г. Волгоград.

9 Речь идёт о массовых еврейских погромах, учинённых Добровольческой армией А. Деникина на Украине осенью 1919 г. и зимой 1920 г.

10 Еженедельный журнал «Еврейская жизнь» выходил в Москве с июля 1915 г. С приходом к власти большевиков (ноябрь 1917 г.) сионистскую прессу ещё некоторое время терпели, но в сентябре 1918 г. ВЧК закрыла журнал, который тогда именовался «Рассвет». С ноября 1918 г. вместо «Рассвета» стал выходить в Петрограде журнал «Еврейская жизнь», или «Хроника еврейской жизни». Однако после обращения в ВЧК Евсекции, недовольной публикациями в «Хронике...» статей против запрещения преподавания иврита как «языка контрреволюции», в июле 1919 г. по распоряжению Петроградской ЧК выпуск журнала окончательно был прекращён.

11 Ллойд-Джордж, Дэвид (1863-1945) - британский политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1916-1922 гг.

12 Лига Наций - международная организация, основанная в результате Версальского соглашения 10 января 1920 г. С 1920 по 1935 г. в неё входило 58 государств. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 г.

13 По'алей-Цион (ивр. «Трудящиеся Сиона») -общественно-политическое движение, сочетавшее политический сионизм с социалистической идеологией; первые группы возникли в России в конце XIX в. В 1907 г. в Гааге представители П.-Ц. разных стран учредили Всемирный социалистический союз еврейских рабочих П.-Ц. Члены П.-Ц. выступали за создание сионистской организации еврейского пролетариата и за совместную деятельность представителей различных групп партии в рамках Всемирной сионистской организации (ВСО). В П.-Ц. существовали острые разногласия по вопросу об участии в революционной деятельности в России. В США организации П.-Ц. появились в 1903 г. как ответвление российских групп. П.-Ц. подчеркивала свою приверженность сионизму и поддерживала Базельскую программу. Во время Первой мировой войны Всемирный социалистический союз еврейских рабочих П.-Ц. принят в Социалистический рабочий интернационал (СРИ). П.-Ц. настаивала на международной ответственности в деле решения еврейского вопроса, требовала признания права евреев на автономию в России, Австрии, Румынии и Польше и поддержки еврейских поселений в Палестине. В 1919 г. постоянный комитет СРИ принял резолюцию П.-Ц. о праве евреев на возрождение своей национальной жизни в Палестине под покровительством Лиги Наций. Большевистская революция в России и создание Коминтерна вызвали раскол в П.-Ц. В конце 1917 г. П.-Ц. в России выделились в самостоятельную организацию радикальных П.-Ц. Радикальные П.-Ц. продолжали сотрудничать с ВСО и были сторонниками иврита. В целом же они солидаризировались с большевиками в вопросах внутренней политики, настаивая, однако, на необходимости еврейского пролетарского строительства в Палестине. В 1919 г. часть радикальных П.-Ц. выступила с требованием полной идентификации с большевизмом и борьбы с сионистской деятельностью в Палестине вплоть до осуществления мировой революции; в 1920 г. эта группа откололась от П.-Ц., образовав в России еврейскую коммунистическую партию П.-Ц. В этот период среди П.-Ц. существовали разногласия о сотрудничестве с «буржуазным» сионизмом и об участии в Сионистских конгрессах. Окончательный раскол произошел на 5-м съезде (август 1920 г., Вена) из-за разногласий по вопросу о присоединении к Коминтерну. Среди П.-Ц. в России, Польше, Чехословакии и Австрии левые были в большинстве. Тем не менее, отко-

ловшиеся левые П.-Ц. не были приняты в III Интернационал, не признававший создания Всемирной организации еврейских рабочих и отвергнувший «пролетарский» сионизм.

14 Такого распоряжения не было. О встрече Т. Герцля с министром внутренних дел В.К. Плеве см.: Локшин А. В поисках modus vivendi.

Речь идёт о советско-польской войне 1920 г.

16 Такого требования не существовало. Благодарю профессора Варшавского университета Шимона Рудницкого за этот комментарий.

17 Жаботинский Владимир (Зеев) Евгеньевич (1880-1940) - писатель и публицист, один из лидеров сионистского движения. После вступления Турции в войну на стороне Германии (октябрь 1914 г.) начинает кампанию за создание еврейской национальной воинской части в составе сил союзников. Считал, что участие еврейского народа в войне даст ему право голоса в послевоенном устройстве мира, а кровь еврейских солдат, пролитая за освобождение Палестины, закрепит право еврейского народа на его историческую родину. После переговоров с английскими военными властями было создано вспомогательное транспортное подразделение («Отряд погонщиков мулов»), что, однако, не удовлетворило Жаботинского. Выехал в Европу, добивался согласия союзников на формирование Еврейского легиона. В 1917 г. правительство Англии согласилось на формирование еврейской боевой части в рамках британских вооружённых сил. Вступает рядовым в Еврейский легион, а позднее производится в офицеры. Однако война закончилась до того, как еврейские батальоны, за исключением первого, в котором служил Ж., успели принять участие в боевых действиях. В 1920 г. поселился в Иерусалиме. Предвидя опасность арабских антиеврейских выступлений, безуспешно пытался воспрепятствовать демобилизации Еврейского легиона. После роспуска легиона организовал из его бывших бойцов первые отряды самообороны, которые во время арабских беспорядков в 1920 г. пытались прорваться в Старый город Иерусалима для защиты его еврейского населения.

18 Газета «Тог» выходила в Вильно (Вильнюсе) с 1919 по октябрь 1939 г., когда город в соответствии с пактом Молотова - Риббентропа перешёл под контроль советских войск.

19 Конференция в Сан-Ремо - заседание Верховного совета держав Антанты и присоединившихся к ним государств, состоявшееся после

Первой мировой войны, в апреле 1920 г., в городе Сан-Ремо (Италия). В конференции приняли участие премьер-министр Великобритании Ллойд-Джордж и министр иностранных дел лорд Керзон, премьер-министр Франции Мильеран, премьер-министр Италии Нитти. Конференция, в частности, определила распределение мандатов Лиги Наций по управлению территорией бывшей Османской империи на Ближнем Востоке.

20 Газета «Еврейская жизнь» выходила в Иркутске в 1919 г. Ср. со сноской 10. Благодарю за этот комментарий доктора исторических наук, профессора Томского университета Ираиду Владимировну Нам.

21 Эти сведения не соответствуют действительности.

22 Тёмкин Владимир (Зеев) Ионович (18611927) - еврейский общественный деятель. После погромов 1881 г. присоединился к еврейскому национальному движению. Один из основателей студенческого палестинофильского общества «Агават Цион». Учредил в ряде городов, в т. ч. в Елизаветграде, палестинофильские кружки. В 1893-1917 гг. - казённый раввин в Елизаветграде. В 1897 г. присоединился к сионистскому движению, участвовал в Сионистских конгрессах, вошёл в руководящие органы В СО. В 1917 г. избран членом Учредительного собрания. В 1920 г. - в Берлине, затем в Париже, вошёл в редакцию журнала «Рассвет».

23 Литовская Тариба (Совет Литвы) - орган власти, созданный в сентябре 1917 г., провозгласивший независимость Литвы и преобразованный в Государственный совет республики.

24 Розенбаум Семён Яковлевич (1859-1934) -присяжный поверенный, один из лидеров сионистского движения в России, депутат Государственной думы Российской империи, министр по еврейским делам правительства Литвы (19231924), почётный консул Литовской Республики в Палестине.

25 На занятой части территории Литвы большевики в декабре 1918 г. создали Временное революционное рабоче-крестьянское правительство Литвы в Двинске (Даугавпилсе), которое опубликовало манифест, провозгласивший роспуск Литовской Тарибы, переход власти к Советам депутатов трудящихся и создание Литовской Советской Республики. 27 февраля 1919 г. Литовская Советская Республика объединилась с Советской Белоруссией в Литовско-Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (Республика Литбел). Просущество-

вала около полугода (февраль-август 1919 г.) на контролируемых красными и их сторонниками территориях Литвы и Белоруссии.

26 «Коммунистише Фон» («Коммунистическое знамя», идиш) - одна из первых советских еврейских газет, выходила в Киеве в 1919-1925 гг.

27 Шиф, Джейкоб Генри (1847-1920) - американский банкир, филантроп и общественный деятель. Во время Первой мировой войны жертвовал крупные суммы Американскому еврейскому комитету помощи для облегчения участи евреев в воюющей Европе, в т.ч. и в России. Отрицательно относился к сионистской идее, считая её утопией.

28 Усышкин Авраам Менахем Мендл (18631941) - сионистский деятель. Идеолог еврейского заселения Палестины, член (с 1935 г. - председатель) Исполнительного комитета ВСО. В 1919 г. вошёл в состав еврейской делегации на Парижской мирной конференции. Уехал в Палестину, где провёл оставшиеся годы жизни. С

1919 по 1921 г. возглавлял Совет представителей - чрезвычайный орган, координировавший сионистскую деятельность в Палестине.

29 Семёнов Григорий Михайлович (18901946) - казачий атаман, деятель белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке. В

1920 г. - главнокомандующий Дальневосточной армией.

30 В войсках Семёнова служили и евреи, были ли среди них сионисты, сказать сложно. В начале 1919 г. служившие у Семёнова евреи были сведены в отдельную еврейскую роту. Вероятно, она была пополнена евреями-добровольцами. Входила в 31-й Читинский полк, который сражался с мадьярами на реке Тунгир. Рота насчитывала до 200 человек. За помощь в составлении комментария благодарю кандидата исторических наук Дениса Романовича Касаточкина.

31 Съезд состоялся в Иркутске в январе 1919 г.

32 Международная конференция на Принце-вых островах - совещание по инициативе стран Антанты. Его предполагалось созвать в феврале 1919 г. из представителей всех политических групп и государственных образований бывшей Российской империи и Держав согласия для выработки совместного договора о дальнейшей судьбе России. Это была попытка создания всероссийской власти под их непосредственным руководством. Ввиду того, что на совещание была приглашена делегация от большевистского правительства, которое подтвердило своё участие, все остальные потенциальные участники

отказались участвовать в совещании, и оно не состоялось.

33 Мерказ («Центр», иврит) - ЦК Всероссийской сионистской организации

34 Идельсон Абрам Исаакович (1865-1921) -теоретик сионистского движения, публицист. После I Сионистского конгресса поддержал направление политического сионизма. С 1905 по 1919 г. жил в Петербурге, где редактировал периодические сионистские издания (ежемесячник «Еврейская жизнь» и еженедельник «Хроника еврейской жизни», а затем сменивший их еженедельник «Рассвет»).

Ныне г. Хельсинки.

36 Стеймацкий Ефим Маркович (1900-1983) -впоследствии основатель старейшей и крупнейшей в Израиле книготорговой фирмы.

37 Бруцкус Юлий Давидович (1870-1951) -один из руководителей Всемирной еврейской медицинской организации, сионистский деятель, литовский политик, занимавший в Литве пост министра без портфеля по делам евреев; историк, публицист, исследователь истории евреев Восточной Европы. После революции 1917 г. избран депутатом Учредительного собрания. Участвовал в деятельности Всероссийской сионистской организации.

38 Рубинштейн Рувим Борисович (1891-1967) - журналист, редактор. Активный участник сионистского движения в Российской империи и Советской России. Сотрудничал в газете «Пет-роградер тогблат», редактировал «Унзер тогб-лат» (1918 г.), печатался в сборнике «Ционисти-ше замлбихер» (Прага, 1918 г.).

39 Бренер Моисей Вульфович (1897-1971) -сотрудник органов государственной безопасности, партийный функционер, государственный служащий. Родился в местечке Уцяны Ковен-ской губ. в семье кустаря-одиночки и чулочни-цы. В шестилетнем возрасте остался круглым сиротой. Окончил два класса начального еврейского училища в Двинске (ныне Даугавпилс) Витебской губ. С 14 лет трудился на складе, потом - на кожевенном заводе; с 16 лет - на табачных фабриках и в доках Лондона, Христиании (ныне Осло) и Стокгольма, где овладел разговорным английским, немецким и норвежским языками. После Февральской революции вернулся в Россию. В 1917-1918 гг. - переводчик в Русско-американской торговой палате. В 19181919 гг. - сотрудник газеты «Дер Эмес» («Правда») - первого печатного органа ЦК РКП(б) на еврейском языке. В 1919-1920 гг. - рядовой

караульного батальона. Член РКП(б) с 1919 г. В ВЧК с 1920 г., уполномоченный секретного отдела, в 1922-1923 гг. - начальник информационного отделения ОГПУ. В феврале 1923 г. по личной просьбе переведён во Владивосток. В апреле-мае 1923 г. - в резерве административного отдела ОГПУ. В 1923-1928 гг. занимал руководящие должности в различных советских учреждениях. В 1928-1932 гг. учился в Военно-химической академии РККА. В 1933-1934 гг. служил в центральном аппарате ОГПУ. В 1935-1937 гг. повышал квалификацию на химическом заводе в Норвегии. В 1937-1953 гг. - инженер, старший инженер, начальник отдела на производственных предприятиях наркоматов тяжелой и химической промышленности в Москве и на Урале. С февраля 1953 г. на пенсии. Показательно, что Б. избежал репрессий.

40 Обнаруженные шашки пироксилина были вымышлены следователями ЧК. Эти вещественные доказательства, вероятно, должны были послужить ещё одним основанием для ареста делегатов съезда. Однако 19 мая 1920 г. в «Известиях ВЦИК» появилось опровержение ЦК Сионистской организации по поводу якобы обнаруженного в его помещении пироксилина. «Сам факт, что опровержение это напечатали, свидетельствовал, что советская власть не готова поддержать злобный и глупый вымысел ЧК» (См.: Ма-ор И. Сионистское движение в России. [Иерусалим]: [б. и.], 1977. С. 428).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.