Научная статья на тему 'Движение за объединение еврейского народа в Пензе в 1917-1920 гг'

Движение за объединение еврейского народа в Пензе в 1917-1920 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
505
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В 1917-1920 ГГ. / ЕВРЕЙСКИЕ ПАРТИИ Г. ПЕНЗЫ / "СОЮЗ УВЕЧНЫХ И ДЕМОБИЛИЗОВАННЫХ ЕВРЕЕВ-ВОИНОВ" / THE UNION OF INJURED AND DEMOBILIZED JEWISH SOLDIERS / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ "МАККАБИ" / SPORTS CLUB "MACCABI" / "ЕВРЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД" / "JEWISH NATIONAL FUND" / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ СЪЕЗД / "ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТ ПЕНЗЕНСКОЙ СИОНИСТКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ" В Г. ПЕНЗЕ / "CITY COUNCIL OF PENZA ZIONIST ORGANIZATION" IN PENZA / ФОЛКСПАРТЕЙ / VOLKSPARTEI / "ЕВРЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ВОЙНЫ" / БУНД / BUND / АХДОС ИСРО-ЭЛЬ / ПОАЛЕЙ ЦИОН / POALE ZION / JEWISH ORGANIZATIONS IN 1917-1920S / JEWISH ORGANIZATIONS IN PENZA / ALL-RUSSIA JEWISH CONVENTION / JEWISH COMMITTEE FOR HELPING THE VICTIMS OF WAR" / AHDOS YISROEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Данила Сергеевич

На основе архивных документов и материалов газет реконструированы события, связанные с еврейскими организациями 1917-1920 гг., в г. Пензе. Сравнивается деятельность сионистских организаций в различных районах России. Выявлены как общероссийские, так и региональные особенности, характерные для еврейских партий. Опубликованы документы, связанные с темой исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузнецов Данила Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Movement for the unification of the Jewish people in Penza in 1917-1920

On the basis of archival documents and newspaper materials the article presents the events connected with Jewish organizations in 1917-1920s in Penza. The author compares activity of Zionist organizations in different regions of Russia. Both general and regional peculiar characteristic of Jewish parties have been described. The documents related to the research topic are published.

Текст научной работы на тему «Движение за объединение еврейского народа в Пензе в 1917-1920 гг»

-\

100

Документ с комментарием

Д.С. Кузнецов

Движение

за объединение еврейского народа в Пензе в 1917-1920 гг.

На основе архивных документов и материалов газет реконструированы события, связанные с еврейскими организациями 1917-1920 гг., в г. Пензе. Сравнивается деятельность сионистских организаций в различных районах России. Выявлены как общероссийские, так и региональные особенности, характерные для еврейских партий. Опубликованы документы, связанные с темой исследования. Ключевые слова: еврейские политические партии в 1917-1920 гг., еврейские партии г. Пензы, «Союз увечных и демобилизованных евреев-воинов», спортивный клуб «Маккаби», «Еврейский национальный фонд», Всероссийский еврейский съезд, «Городской комитет пензенской сионисткой организации» в г. Пензе, Фолкспартей, «Еврейский комитет помощи жертвам войны», Бунд, Ахдос Исро-эль, Поалей Цион.

Тема еврейских политических партий в 1917-1920 гг. достаточно хорошо изучена. Тем не менее, остались белые пятна, в частности, не изучены еврейские партии г. Пензы. Представленные материалы позволяют в деталях рассмотреть политическую деятельность еврейских партий данного региона, что важно для исследования общероссийской ситуации компаративным методом.

В России евреи развернули значительную политическую активность с конца XIX в. [10; 21, с. 118]. К 1917 г. обилие еврейских партий было следствием как мощного подъема национального самосознания, так и экономической и культурной развитости евреев в Российской империи. Погромы и антисемитизм также были причинами еврейской политической активности.

На политический расклад к 1917 г. повлияла фактическая отмена § | «черты оседлости» в 1915 г. Беженцев-евреев отправляли во внутренние J- 5 губернии. Типичным примером являлся г. Пенза. Так, в 1897 г. население ° & города составляло 60 тыс. чел. [5, с. 442]; во всей губернии проживало f | 536 евреев [30, с. 172]. С 1914 г. ситуация кардинально меняется. В Пензу ^ приехало от 7,5 [Там же] до 13 тыс. евреев [31]. Открываются много- ^ численные образовательные и благотворительные учреждения. Общее число учащихся составило более 1 тыс. чел. Таким образом, в течение короткого промежутка времени евреи стали одним из значительных национальных меньшинств. Тем самым была подготовлена почва для деятельности еврейских партий. С окончанием Первой мировой войны большинство беженцев вернулись домой. В Пензе осталось 1909 евреев (данные за 1923 г.) [30, с. 172], при общем населении в 92 тыс. (данные за 1926 г.) [5, с. 442].

В документах и газетах Пензы упоминается пять политических организаций: «Всемирная сионистская организация», «Бунд», «Идише Фолкс-партей», «Поалей Цион», «Ахдос Исроэль» [9, с. 23-25]. Кроме того, были различные социалистические организации, ведущие свою пропаганду в т.ч. и на «еврейской улице» [4, с. 4; 11, с. 4; 22, с. 3].

В Пензе среди всех еврейских организаций выделялись сионисты. Они выдержали жесткую конкуренцию со стороны других политических партий, завоевали доверие народа, национальной буржуазии и религиозной элиты. Успех был обусловлен множеством факторов. Сионисты опирались на традиционную национальную культуру, что не могло не вызвать симпатии народа. Для сравнения, их главный конкурент (Бунд) ставил целью построить новую еврейскую общину без опоры на иудейские ценности. Но самое главное преимущество сионистов - это высокий уровень политической организации. Сионисты умело вели полуподпольную работу, имея практику скрытной агитации еще со времен империи. Их деятельность охватывала самые разнообразные слои населения: по социальному положению, возрасту, профессиональной принадлежности. Так, в газетах упоминаются благотворительные, культурные, просветительские и спортивные еврейские учреждения [23, с. 4; 26, с. 4; 27, с. 1; 36, с. 4]. Но де-факто большинство из них было частью сионистской организации или же тесно с ней переплетены.

Сионисты играли руководящую роль в «Союзе увеченных и демобилизованных евреев-воинов». Логично предположить, что этот пензенский союз был частью Всероссийского, ставивший целью, в случае необходимости, организацию самообороны [20]. Необходимость в такой

ш организации была, т.к. в Пензе звучали призывы к еврейскому погрому

2 С!

§ | [25, с. 3]. Несмотря на это, целенаправленных антисемитских дейст-

4 | вий так и не было. Когда в 1917 г. в Пензе произошли беспорядки, они * выразились в погроме магазинов и общей дестабилизации обстановки [18, с. 151-155, 229-232]. Следствием данных событий стало создание «Союза самообороны граждан г. Пензы». Возможно, союз воинов-евреев входил в данную структуру, т.к. в союз самообороны могли целиком входить различные организации [34, с. 3]. Тем более что поддержание общественного спокойствия было важной превентивной мерой по предотвращению антиеврейских выступлений.

Обращает на себя внимание и упоминание в документах спортивного клуба «Маккаби» и «Еврейского национального фонда». Первый был международной еврейской организацией. В 1917 г. в России было 125 клубов «Маккаби», в основном, в районе бывшей черты оседлости [20]. Второй был международным фондом для приобретения и освоения земли в Эрец Исроэль [12].

Сторонники сионизма набрали наибольшее количество голосов во время выборов на Всероссийский еврейский съезд. Победа сионистов была обусловлена и тем, что они добились определенных успехов за рубежом. В пензенских газетах регулярно сообщалось о деятельности сионистов на Ближнем Востоке [8, с. 2]. Не стоит забывать, что 1917 г. был особым в истории сионизма. Декларация Бальфура [1] и одобрение ее на самом высоком правительственным уровне в США, Франции, Италии показали, что цель сионистов - не утопия. Даже местная (в данном случае, пензенская) буржуазия стала серьезно относится к идее еврейского государства.

Деятельность пензенских сионистов - это частный пример предпосылок образования государства Израиль. К ним относится развитое национальное самосознание, народные пожертвования на сионистскую деятельность [9, с. 25], организация курсов изучения иврита. Интересно сравнить Пензу с регионами, также бывшими ранее за чертой оседлости. Сравнение проводится по двум работам: в первой рассматривается деятельность сионистов в Уфе [35], в другой - в Сибири [17]. Как и в Пензе, количественные и качественные изменения в деятельности сионистов связаны с Первой мировой войной, особенно с 1915 г. Завоевание умов в Сибири произошло после волны погромов, прокатившихся в 1915-1916 гг. В Пензе ситуация тоже была напряженной, т.к. большинство евреев были беженцами, а по отношению к пришлому населению местные действовали жестоко [7, с. 4]. Они самовольно выносили приказы о выселении и отказе в продовольствии.

В 1917 г. сионизм также пережил небывалый подъем и популярность § | в связи с декларацией Бальфура. «В дальнейшем территория [его] рас- Л 3 пространения стала еще больше: в годы Гражданской войны от Урала ° & до Тихого океана числилось 56 сионистских комитетов» [17, с. 269]. Но, 11 в отличие от Пензы, на этих территориях велись боевые действия, что ^ наложило свой отпечаток на сионистскую деятельность. Так, в апреле ^ 1919 г. наиболее состоятельные члены общины Уфы перечислили для нужд армии адмирала А.В. Колчака 300 тыс. руб. Естественно, «Верховный правитель» высказался против национальной вражды. Фактически, это была «дань» для предотвращения антиееврейских акций со стороны колчаковцев. Скорее всего, сионистские лидеры покинули город после его захвата большевиками. В местной газете была опубликована статья «Контрреволюция в Уфе», напечатанная «Известиями» Губревкома. «Они (сионисты. - Д.К.) не должны открыто продолжать свою работу в освобожденной от ставленника Ротшильда - Колчака - Уфе», - говорилось в ней [35, с. 285-286].

В Пензе, находившейся в советском тылу, отношение к сионистам было немного более мягким. Они свободно размещали свои объявления в газетах с указанием официальных названий: «Городской комитет пензенской сионисткой организации», «Пензенское подрайонное сионистское бюро» [29, с. 1]. Однако чекисты регулярно вели за ними агентурную слежку. Так, публикуемый документ («Доклад Пензенского ГЧК о деятельности сионистов») представляет служебную секретную переписку. При изучении данного материала надо учитывать, что он написан крайне субъективно, отражает точку зрения спецслужб. Столь обширный отчет подводит результат многолетней агентурной работы. Именно весной 1920 г. большевистское правительство решило всерьез заняться искоренением сионизма на общегосударственном уровне. Документ местных спецслужб датируется 13 мая 1920 г., а уже 26 мая власти разогнали конференцию сионистов в Москве [35, с. 286]. Скорее всего, пензенских сионистов постигла участь сионистов других регионов: тюремные сроки, ссылка (иногда ее заменяли выдворением в Эрец Исроэль), письменный отказ от членства в сионистской организации. Зачастую без ведома и согласия авторов эти отказы публиковались в печати [19, с. 281]. Одной из мер борьбы с сионизмом была и коммунистическая агитация на «еврейской улице» совместно с Бундом. Но она не давала желаемых результатов, т.к. местные большевики проводили ее большей частью для проформы.

Вызывает интерес и партия «Ахдос Исроэль» (Единство Израиля). «Ахдос Исроэль» фактически представляла собой элиту местной

ш «Всемирной сионисткой организации». Отделения этой партии сущест-§ | вовали и в других городах. Также упоминается о том, что данная группа 4 | близка к сионистам [24, с. 210].

Агитация идишистских организаций является важным пунктом в изучении деятельности еврейских политических партий.

Главным конкурентом сионистов была идишистская партия «Бунд», оказавшая значительное влияние на распространение марксизма в России. На Х конференции Бунда в апреле 1917 г. было принято решение о создании агитационной газеты «Арбайтер штимме» («Рабочий голос»). Помимо агитации на идише, планировалось создание отдельной газеты на русском языке [3, с. 1077]. Данная продукция распространялась членами партии. Но во время выборов целесообразней было вести пропаганду на страницах обычных газет. В Государственном архиве Пензенской области не удалось найти специальных газет Бунда, но была обнаружена бундовская агитация в меньшевистской газете «Наш путь». Текст написан с точки зрения классовой борьбы. Прослеживается идея о конфликте между «старым» религиозным и «новым» прогрессивно-демократическим сегментом общины. Главным аргументом в антисионистской агитации была угроза начала арабо-еврейского конфликта.

В 1917 г. конкуренцию Бунду пыталась составить Фолкспартей (Народная партия). После Февральской революции она расширила свое влияние, но не выдержала конкуренции со стороны других еврейских партий [33]. Ее пропаганда значительно отличалась от бундистской. Основной упор делался на социальную сферу: проблемы беженцев, мелких еврейских ремесленников, организация национальных школ, библиотек и домов для престарелых. Во время выборов Фолкспартей также вела агитацию в газетах. В Пензе пропаганда велась на идиш. Но из-за отсутствия шрифта еврейского квадратного письма текст печатался кириллицей.

Агитационные материалы представляют собой информацию по выборам в местную общину и на Всероссийский еврейский съезд [6], прошедший в июне 1918 г. в Москве. Предварительные результаты выборов хорошо рисуют региональную раскладку еврейских политических организаций (см. документ: «Итоги выборов на еврейский съезд»). Первое место заняла «Всемирная сионистская организация» (46%), второе -ортодоксы (25,5%), третье - Бунд (18%), четвертое - Фолкспартей (7%), пятое - Поалей Цион (2,5%) и шестое - «Объединенные социалисты» (скорее всего, речь идет об «Объединенной еврейской социалистической рабочей партии» - Фарейникте), которые набрали 1% голосов.

Интересной особенностью того времени было то, что один человек мог представлять сразу несколько партий. Так, в Пензе Фолкспартей

105

выставила кандидатом Самуила Ашкенази, который был председате- <? | лем местного отделения партии социалистов-революционеров [14, с. 4]. Л 3 Ашкенази вел активную деятельность, особенно примечательна его ° & антибольшевисткая статья «Заговор против еврейской демократической | ¡| общины» [13, с. 1]. В ней описываются демократические тенденции ^ в построении нового еврейского самоуправления. Обсуждение вопросов ^ организации еврейских автономных органов было характерно и для других регионов [24, с. 203].

Проявление демократии хорошо видно на примере просионистской организации «Еврейский комитет помощи жертвам войны» [27, с. 1]. Выборы в данный комитет происходили на основе равного, прямого и тайного голосования. К участию допускались лица, достигшие 20 лет, а также все военнослужащие-евреи.

Таким образом, документы предоставляют возможность рассматривать историю в самых различных аспектах: деятельность сионистов по подготовке к переселению в Эрец Исроэль во время Третьей Алии; установление однопартийной системы в России; антисемитизм в годы Гражданской войны; деятельность революционных партий и деятельность национальных партий. Кроме того, эти документы могут быть использованы для изучения истории Пензенской области и для разработки различных тем по истории России.

Тексты русскоязычных документов публикуются в соответствии с современными правилами правописания. Стилистические особенности сохранены, исправлены только явные грамматические ошибки.

Доклад о деятельности пензенской организации сионистов. 13 Мая 1920 года. Город Пенза. 1

О деятельности сионистов в Пензенской губернии до 1914 года никаких сведений не имеется и можно определенно сказать, что таковую организацию принесло в Пензу движение беженцев из прифронтовых западных губерний в 1915 году. Об их деятельности в это время сведений собрать не удалось, так как организация существовала подпольно. Открыто сионисты стали выступать с первых дней Февральской революции в 1917 году, выставляя группу своих кандидатов в гласные пензенской городской думы в числе девяти человек:

1 Составлен по агентурным сведениям секретно-оперативного отдела Пензенского ГЧК. Машинописный текст, копия. Государственный архив Пензенской области. Ф. Р2. Оп. 4. Д. 148. Л. 23-25 об.

1) Цимкин Израиль Берицкович, врач - председатель к[омите]та сио-§ | нистов.

2) Пинес Ханан Авелович, крупный капиталист, домовладелец, завод* чик.

3) Левит Гирш Беркович, крупный капиталист, подрядчик по казенным подрядам, домовладелец, заводчик, член организации «Единение» (Ахдос).

4) Гольштейн Мовша (так в тексте. -Д.К.] Аронович, крупный капиталист, домовладелец, имел большую типографию, сионист.

5) Кауфман Симон Маркович, капиталист, крупный лесопромышленник, сионист.

6) Черный Израиль Ицкович, купец, капиталист, крупный торговец-спекулянт.

7) Гольдбер Моисей Борисович.

8) Рабинович Нисон Беркович.

9) Шиц Борис Захарович, беженец из Вильны, сионист.

Из видных деятелей организации в это время был доктор Цимкин, которого организация командировала в Москву на всероссийский съезд сионистов, где он выступал с докладом о положении в Пензенской губернии.

В это время члены организации принимали деятельное участие в существующей еще с довоенного времени так называемой еврейской общине, имевшей первоначально своей целью благотворительную деятельность среди еврейской части населения. Они получают большинство мест в правлении общины и постепенно вытесняют оттуда другие партии (Бунд, Пойалей-Цион, Фолкс-партей), за исключением «Ахдос Исроэль», которая, как близкая сионистам, остается и работает (довольно мертво по сие время).

Община обладает довольно крупным капиталом, который бедичива-ется (так в тексте, надо: увеличивается. - Д.К.) через слияние общины с еврейским комитетом помощи жертвам войны (беженцам).

По случаю закрытия общины в 1918 году сионисты принимают в свое ведение весь богатый инвентарь таковой и, как стоящие во главе правления, весь денежный капитал, об оборотах которого никому не дают отчета.

Закрытие общины лишает их возможности работать открыто, поэтому сионисты вместе с организацией «Единение» (Ахдос) образуют так называемую «благотворительную комиссию», ничем не отличающуюся от закрытой общины по своим целям, но не имеющую таких прав, какие имела община. Кроме того, сионисты поселяют в б[ывшем] помещении общины «Союз евреев увечных воинов», где занимают руководя-

щую политическую роль. С закрытием «Союза евреев увечных воинов» § | в руках сионистов остается только благотворительная комиссия, под Л 3 ширмой которой они продолжают работать. ° &

Работа их, главным образом, сводится к «просветительной» деятельнос- | ¡| ти, но на шовинистической подкладке, не забывая пропаганды ортодок- ^ сальных идей. Эта просветительная деятельность сионистов выразилась ^ в устройстве в 1919 году курсов древнееврейского языка и спортивного кружка «маккаби» и в марте месяца 1920 года открытии клуба любителей древнееврейского языка (древнееврейской истории и литературы).

Курсы древнееврейского языка организовались в последних числах ноября 1919 [года] при деятельном участии местного раввина Форрера и буржуазных слоев еврейского населения в знак протеста против изъятия из школ библии и древнееврейского языка согласно декрета Нарком-проса. Занятия на курсах разбили на две группы: для взрослых и детей, где за плату, состоящую из добровольного сбора среди учеников, местное еврейское учительство (в большинстве своем сионисты) преподают библию в ортодоксальной обложке и древнееврейский язык. Среди учеников большинство дети до 12 лет. Между прочим, следует отметить, что занятия на курсах ведутся целый день в три смены, в то время, как все остальные школы в городе закрыты ввиду тифозной эпидемии. Курсы были устроены в помещении 41-й трудовой школы, преобразованной из еврейского училища общины. В настоящее время [школа] находится в здании спортивного кружка «Маккаби».

Деятельность спортивного кружка «Маккаби» выражается в преподавании гимнастики и устройстве лекций и вечеров. Почти все вечера кружок устраивает по еврейским праздникам на национальной подкладке. В программных номерах исполняются после гимнастических делений (так в тексте, надо: упражнений. - Д.К.] еврейские национальные гимны и другие произведения, пропагандирующие национальные идеи, самостоятельность в Палестине и «Исход из рабства». Доходами от вечеров усиливаются средства организации сионистов.

Стесняясь узкими рамками почти подпольной работы и понимая, что для развития своей деятельности и увеличения своего влияния на массы необходима более открытая работа, видные сионисты во главе с местным раввином организовывают клуб любителей древнееврейского языка (древнеевр[ейской] истории и литературы), который официально регистрируется в отделе народного образования и пользуется субсидией последнего как «просветительская организация». Для проведения своих целей в жизнь сионисты устраивают при клубе детскую школу, где воспитание детей протекает в национальном, антисоветском духе.

| 1 Партией «Бунд» было на это обращено внимание инструктора по еврей-| ским школам, который разъяснил городскому отделу народного образо-4 | вания деятельность клуба и поднял вопрос о закрытии клуба, что было * решено в положительном смысле, но, благодаря ходатайству сионистов, Губ[ернский] Отдел Наробраз[а] отменил постановление городского отдела, чем дал возможность клубу существовать и продолжать свою деятельность.

Пользуясь ширмой этого клуба, так же, как и других своих легальных организаций, сионисты устраивают собрания, на каковые, кроме своих членов, зачастую приглашают и учителей, и родителей обучающихся в сионистских организациях детей. Собрания созываются путем широкого распространения и расклейки по городу объявлений на еврейском языке, подписанных видными деятелями сионистов и раввином, причем в повестке дня указываются вопросы о школе, обучения детей древнееврейскому языку и т.п., а на деле сионисты выступают с горячими речами, призывая массу к протесту против декрета об изъятии из школ древнееврейского языка, библии, к записи на курсы др[евне]еврейского языка и в члены клуба любителей такового и вообще к объединению под флагом сионизма.

В своих речах ораторы-сионисты проповедуют антирусское и антисоветское направления, часто трактуя о погромах, избиениях евреев и т.п., разъясняя, что отношение Советской власти к евреям ничем не лучше царского, что как раньше, так и теперь, евреи находятся в рабстве и что сионисты, как «истинные демократы», будут делать то, что нужно еврейскому народу. С такими речами на собраниях выступают, главным образом, сионисты Цимкин, Рабинович, Ратнер, Фридлянд, Кауфман и некоторые другие.

Собрания эти иногда происходят в частных квартирах членов организации, но чаще всего в помещениях курсов и клубов еврейского языка или 41 трудовой школы, что разрешалось учительским советом школы, так как большая часть еврейского учительского персонала находится в организации сионистов или находится под ее влиянием. Благодаря этому, некоторые еврейские школы, даже будучи частью преобразованными в единые трудовые школы и финансируясь отделом народного образования, всецело находятся под влиянием сионистов. Там еще в ноябре прошлого года висели портреты еврейских национальных вождей (Теодора Герцеля), детей обучали еврейским национальным гимнам, во время еврейских праздников в школах устраивались синагоги.

С этим сионистским влиянием в школах и вообще с их организацией сильную и упорную борьбу ведет местная организация «Бунда» (полуком-

мунистическая) путем срыва собраний, агитации в своих клубах, а иногда <? | и официальным путем через отделы народного образования. Достигнуть Л 3 окончательной победы в этом направлении, хотя добиваясь иногда поло- ° & жительных результатов, бундовцам очень трудно, не только потому, что 11 сионисты пользуются там доверием, но и потому, что Горкомы Р.К.П. ^ и Р.К.С.М. ведут довольно слабую агитацию, точнее сказать, никакой, и к ^ тому же кружки и «просветительные» организации сионистов поддерживают субсидиями и пр. губернский отдел народного образования.

Пензенская организация «Пайалей-Цион» (близкая к с[оциал]-д[емократам]), располагающая в Пензе рабочим клубом имени Борохова, тоже ведет борьбу с сионистами, хотя не столь энергично, как «Бунд», как не имеющая такой же сильной почвы под собой.

С финансовой стороны средства организации составляются из следующих поступлений: 1) Членские взносы; 2) Доходы с вечеров Маккаби; 3) Добровольные пожертвования, собираемые в синагоге и кружке Мак-каби и 4) Доход с курсов еврейского языка. Но главным источником, финансирующим организацию, является так называемый «Еврейский национальный фонд». Пожертвования в национальный фонд проводятся сионистами как нечто обязательное для всего еврейского населения. Сборщики организации периодически обходят все еврейские квартиры в городе и собирают пожертвования, цифра взноса которого невелика и устанавливается организацией, причем взносы взимаются помесячно и в приеме таковых выдаются квитанции от имени «Пензенского Бюро Национального фонда».

Внутри организации сионистов замечается привилегированная группа (центр), так называемые «Ахуденники» [вероятно, Ахдос Исроэль. -Д.К.], состоящая из чисто буржуазных элементов. Ахуденники выделяются из остальной массы сионистов тем, что они являются будущими собственниками земли в Палестине. Вступивший в организацию ахуден-ников вносит единовременный взнос, а потом увеличивает его ежемесячными дополнительными взносами, пока его вклад возвысится до суммы стоимости покупаемой им для себя земли из будущих палестинских владений. Эти вклады доходят до 12-15 тысяч рублей. Из членов Пензенской организации ахуденников выяснить удалось следующие [фамилии]:

1) Ратнер Абрам Симонович, врач с 11-летней практикой, имел состояние, женат на дочери пенз[енского] капиталиста А.И. Раппорта, служит гарнизонным врачом и председатель врачебной комиссии по отсрочкам.

2) Кауфман Симон Маркович, бывший лесопромышленник, бухгалтер фабрики Госзнак.

3) Надлер Арон Меерович, б[ывший] лесопромышленник, в настоящее | время служит на фабрике Госзнак.

4) Гольдштейн Моисей Аронович, крупный капиталист, имел большую * типографию, в настоящие время безработный.

5) Шип [Шиц?] Борис Захарович, беженец из Вильны, спекулянт.

6) Слободской Лев Исаевич, имел большой часовой и ювелирный магазин, в настоящие время имеет часовую мастерскую, где и работает.

7) Лось Израиль Лейба Маркелович.

8) Поберевинский.

9) Ципин, бывший купец, лесопромышленник.

10) Басман Исаак Беньяминович.

11) Ципиновский [?] Абрам, портная мастерская.

12) Вогуславский.

13) Файншмидт.

14) Вольнерт.

15) Винер.

16) Кример, имеет крупное состояние, несколько фотографий.

17) Хаиш.

18) Кроль, капиталист, имел большой часовой и ювелирный магазин.

Пензенская организация ахуденников, насчитывающая в своих рядах всего

около 35 членов, активной деятельности не проявляет и связи их с центром не обнаружено. Ахуденники (обособленно от остальной организации) редко устраивают собрания, последнее такое собрание состоялось 7 января с[его] г[ода], где обсуждался вопрос о денежной поддержке семье умершего б[ывшего] председателя организации сионистов д-ра Цимкина, причем было постановлено выдать семье Цимкина единовременное пособие в сумме 20 000 р. Такие пособия, даже и в более крупных размерах (до 100 000 р.) сионисты выдавали семьям некоторых умерших деятелей организации.

Таким образом, можно сказать, что деятельность сионистской организации в 1919 году усилилась и выразилась в следующих фактах:

1) Усилен сбор в пользу национального фонда, капитал которого доводится до громадной суммы. 2) Расширена и обогащена организация ахуденников. 3) Распространено сильное влияние на еврейский учительский персонал, посредством которого организация овладела почти всеми еврейскими школами, где играет руководящую политическую и воспитательную роль, воспитывая детей в антирусском и антисоветском духе и 4) Начата борьба с демократическими еврейскими рабочими партиями, которая особенно усилилась в текущем году.

Из видных членов пензенской организации сионистов можно отметить следующих:

1) Рабинович Михель Зуселевич, лет около 35, б[ывший] студент, член § | ЦК сионистов, командирован для работы в Пензу, активный работник, Л 3 хороший агитатор и организатор. ° &

Выступая на собрании Пенз[енской] Орг[анизации] сионистов 6 сентября | ¡| 19[19] г. на тему об еврейской школе, высказывался против изъятия из школ ^ древнееврейского языка: «Еврейский народ в настоящее время находится ^ в рабстве, несколько безответственных мальчуганов издают нам в Москве декреты, как строить школу, но мы, "истинные демократы", будем делать то, что нам нужно, хотя бы для этого пришлось работать в подполье».

Активное участие в организации принимал до конца 1919 года, а в настоящее время выбыл из г. Пензы неизвестно куда, оставив дальнейшее руководство организацией д-ру Фридлянду.

2) Фридлянд Яков Мартинович, Бол. [вероятнее всего, больничный. -Д.К.] врач с 28-летней практикой, врач советской больницы, б[ывший] председатель еврейского комитета помощи жертвам войны, член президиума еврейской общины и член комиссии по созданию национального фонда, членом комитета которого состоит в настоящие время.

Ахуденник (акционер палестинской земли), б[ывший] кадет, крайне враждебно относится к советской власти.

Более активно стал работать после смерти председателя организации д-ра Цимкина (место которого занимает д-р Ратнер), проявил себя ярым сионистом.

Выступая на собраниях, провозглашает, что еврейский народ всегда страдал, страдает и теперь, и что единственный выход из вечного угнетения - это Палестина.

3) Д-р Ратнер Абрам Симонович, 36 лет, врач, имеет состояние, в настоящие время гарнизонный врач.

Б[ывший] член президиума еврейской общины и член союза евреев-воинов.

В настоящие время считается председателем местного комитета сионистов, где примыкает к более либеральным течениям.

Организатор клуба любителей древнеевр[ейского] языка, член организации ахуденников и видный деятель ея.

4) Кауфман Симон Маркович, 38 лет, б[ывший] лесопромышленник, в настоящее время работает на фабрике Госзнак - бухгалтер.

Бывший секретарь Еврейской Общины в 1917 году, активный работник помощи жертвам войны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Секретарь комитета сионистов, играет большую роль в организации.

Выступает на собраниях, провозглашает, что запрещение еврейского языка и библии в школах для еврейского народа хуже погрома.

ш Ахуденник.

5) Климовицкий Моисей Львович, 35 л[ет], б[ывший] лесопромышлен-4 | ник, в настоящее время служит конторщиком на фабрике Госзнак.

Член комитета сионистов, б[ывший] член комитета помощи жертвам войны, б[ывший] член еврейской общины.

Состоял членом союза евреев-воинов, пропагандировал в их массе идеи сионизма.

Является тихим, но деловым работником организации.

6) Любомиц Ефим Соломонович, 38 л[ет], б[ывший] лесопромышленник, в настоящее время служит агентом по заготовке дров.

Бывший член еврейской общины.

Член комитета организации, где является пассивным работником.

7) Надлер Арон Меерович, 48 лет, б[ывший] лесопромышленник, в наст[оящее] время работает на фабрике Госзнак.

Писал и подписывал воззвания, чтобы дети учились древнееврейскому языку. Ахуденник. Тихо, но упорно проводит свои задачи.

8) Шиц Борис Захарович, беженец из Вильно.

Б[ывший] член еврейской общины. Видный работник настоящей организации.

Хороший агитатор, выступая на собраниях, шумно выражает свои мнения и протесты (крикун). Член организации Ахуденников.

9) Гольдштейн Моисей Аронович, крупный капиталист, домовладелец, имел большую типографию, служит в Главкрахмале.

Б[ывший] тов[арищ] председателя Еврейской Общины в 1917 году, б[ывший] член к[омите]та помощи жертвам войны.

Видный работник организации, хотя скрывает свои убеждения.

Из трусости на собраниях не выступает. Член организации ахуденников.

10) Хургин Шас Мордухович, 40 л[ет], учитель трудовой школы, деятельный работник настоящей организации. Бывший член общины. Большое участие принимает в курсах древнееврейского языка.

11) Хургина Роза Потеловна, б[ывшая] учительница, в наст[оящее] время ничем не занимается, бывший член общины.

Никогда не выступает, но очень много работает в организации.

12) Шомович Авраам Исакович, б[ывший] торговец-спекулянт, в настоящие время учитель трудовой школы (еврейского училища).

Член организации. Организатор курсов древнееврейского языка. Мало выступает, но много работает. На собраниях сионистов 6. IX. [19]19 г. призвал еврейскую массу записываться на курсы.

Наша работа по отношению к сионистам заключается в настоящее время в агентурном наблюдении и прекращении разных привилегий

и пособий, которых сионисты добиваются в наших государственных § |

учреждениях. Л 3

По сему докладу ждем Ваших указаний. ° &

Председатель комиссии. | |

Заведующий секретно-оперативным отделом. ^

13 мая 1920 г. ^

г. Пенза

Агитация Бунда1

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Российская социал-демократическая рабочая партия.

Всеобщий еврейский рабочий союз «Бунд».

Граждане-евреи рабочие, мастеровые и все трудящиеся.

24 и 25 декабря состоятся выборы в пензенскую еврейскую общину. 7-8 и 9 января 1918 г. состоятся выборы делегатов на еврейский съезд от Пензенской, Симбирской и Тамбовской губ[ерний].

Каждый из Вас должен принять живое участие в создании народных органов, где будут положены основы новых форм еврейской жизни в свободной демократической России.

Каждый сознательный гражданин должен хорошенько подумать, какой партии он отдаст голос.

Помните, граждане, что список № 1 - это список еврейской буржуазии и клерикалов - союз лжи и невежества.

Они хотят оживить ту допотопную общину, где царствовал мрак, где подавлялась личность, и убивалось всякое стремление к лучшей светлой жизни.

Список № 6 - список сионистов. Они зовут в Сион и говорят, что король английский прогнал турок и отдает вам Палестину с миллионом арабов.

Не верьте им!

Это предвыборный выпад, чтобы заманить избирателя. Ваша жизнь, будущность ваших детей связана с теми страданиями, где жили, страдали и боролись поколения еврейского народа.

Нет той силы, которая могла бы это изменить! Ни одного голоса этим фантазерам и лже-мессиям!

1 Газета «Наш путь», 20 декабря 1917 г. С. 2. Данное объявление размещалось систематически в нескольких выпусках газеты «Наш путь», например, также в выпусках от 22 и 24 декабря 1917 г.

Составлено пензенским отделением партии Бунд.

| | Если Вы хотите создать свободную еврейскую общину, если Вы хоти-| те, чтобы на еврейском съезде властно прозвучал голос еврейской демо-4 | кратии, голосуйте все, как один за список [курсив в тексте. - Д.К.] № 5 ^ всеобщего еврейского рабочего союза «Бунд», друзей народа, борцов за лучшие идеалы человечества, за свободное культурно-национальное развитие еврейских масс.

Агитация Идише Фолкспартей1

Граждане евреи!

24-го и 25-го декабря состоятся выборы в пензенскую общину. Все на выборы! Идите сознательно, помните, что вы должны сделать.

Не голосуйте за список № 1. Это союз ассимиляторов с клерикалами, союз богатых карманов с мраком.

Не голосуйте за сионистов, для которых еврейский народ - игрушка для их фантазий, они презирают ваш язык и тем причиняют вам обиду.

Если вы хотите, чтобы община была демократической и вправду отстаивала интересы широких народных масс, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы были созданы независимые еврейские народные школы, еврейские библиотеки, госпитали, дома престарелых, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы развитие и поддержку получили еврейские ремесленники, чтобы был кредит для еврейских лавочников, чтобы было улучшено экономическое положение еврейских масс, голосуйте за список № 4.

Если вы хотите, чтобы позаботились о беженцах так, чтобы они смогли вернуться и устроиться на своих старых местах, голосуйте за список № 4.

За список еврейской народной партии (фолкспартей) № 4.

Итоги выборов на еврейский съезд2

Местная жизнь.

Итоги выборов на еврейский съезд.

1 Газета «Наш путь», 21 декабря 1917 г. С. 2. Данное объявление размещалось систематически в нескольких выпусках газеты «Наш путь», например, в выпуске от 22 декабря 1917 г.

Текст написан на идише, транскрибированным кириллицей. Перевод В.А. Дымшица, д-ра химических наук, сотрудника Центра «Петербургская иудаика» Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Объявление перепечатано без исправлений. В тексте присутствует ряд опечаток.

2 Газета «Наш путь», 28 декабря 1917 г. С. 3.

к.

Пока результаты выборов на Всероссийский еврейский съезд извест- § |

ны из Пензы, Саранска, Сызрани, Козлова, Моршанска, Алатыря, Лижу- J- 5

ска и Борисоглебска. Список № 2 (объединенные социалисты) получили ° &

42 голоса; список № 3 (ортодоксы) получили 1105. Список № 4 (фолк- f |

спартей) получили 302 голоса, № 5 (бунда) - 777 голосов, № 6 (сиони- ^

сты) получили 2000 голосов и, наконец, список (Поалей-Цион) получили ^ 106 голосов.

Библиографический список

1. Бальфура декларация // Электронная еврейская энциклопедия. Т. 1. URL: http://www.eleven.co.il/article/10390 (дата обращения: 04.04.2015 г.).

2. Бунд // Электронная еврейская энциклопедия. Т. 1. URL: http://www.eleven. co.il/article/10791 (дата обращения: 04.04.2015 г.).

3. Бунд. Документы и материалы. 1894-1921. М., 2010.

4. В союзе еврейской молодежи вечерние курсы // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1918. 15 сентября. № 192 (295). С. 4.

5. Вишневский К. Д. Пенза // Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 436-444.

6. Всероссийский еврейский съезд. 1918 г. // Библиотека исторической информации. URL: http://libinfo.org/index/index.php?id=58 (дата обращения: 04.04.2015 г.).

7. Городская жизнь. Беженцы // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 1918. 28 января (10 февраля). № 20 (223). С. 4.

8. Государственная жизнь в Палестине // Наш путь. 1917. 17 декабря. № 1. С. 4.

9. Доклад Пензенского ГЧК о деятельности сионистов. 13 мая 1920 г. // Государственный архив Пензенской области. Ф. Р2 (Исполнительный комитет Пензенского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губисполком)). Оп. 4. Д. 148.

10. Дорман Е. Революционный террор в России. М., 1917.

11. Еврейская литература // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1918. 15 сентября. № 192 (295). С. 4.

12. Еврейский национальный фонд // Электронная еврейская энциклопедия. Т. 2. URL: http://www.eleven.co.il/article/11516 (дата обращения: 04.04.2015 г).

13. Заговор против еврейской демократической общины // Наш путь. 1918. 17 мая (4 мая). № 106. С. 1.

14. Идише Фолкспартей // Наш путь. 1917. 22 декабря. № 5. С. 4.

15. Идн Биргер // Наш путь. 1917. 21 декабря. № 4. С. 2.

16. Итоги выборов на еврейский съезд // Наш путь. 1918. 28 января. № 31. С. 3.

17. Кальмина Л. Сионизм в Сибири в 1910-20-х годах: спорные моменты истории // Проблемы еврейской истории. Ч. 2. Материалы научной конференций Центра «Сэфер» по иудаике. М., 2008. С. 267-277.

18. Кондрашин В.В. Пензенская губерния в годы Первой мировой войны 1914 - март 1918. Кн. 2. Прага, 2014.

19. Копыл А., Тригуб А. Деятельность сионистских политических партий на юге Украины в 1920-е гг. // Проблемы еврейской истории. Ч. 2. Материалы научной конференций Центра «Сэфер» по иудаике. М., 2008. С. 277-283.

g | 20. Кременецкий И. Участие евреев в политической деятельности Рос-§. ^ сии и СССР // Сетевой портал «Заметки еврейской истории». URL:

Sä http://berkovich-zametki.com/Nomer11/Kremen1.htm (дата обращения:

§ 04.04.2015 г.).

5 21. Лакер В. История сионизма. М., 2000.

22. Ликвидация еврейского союза молодежи // Красное знамя. 1919. 15 ноября. № 73. С. 3.

23. Маккаби // Известия. 1919. 26 января. № 19 (402). С. 4.

24. Нам И. Евреи в Сибири в 1917 году: между сионизмом и бундизмом // Научные труды по иудаике. Ч. 2. Материалы XVII международной научной конференции по иудаике. Т. II. М., 2010. С. 198-217.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Обвинение в агитации к еврейскому погрому // Пензенская речь. 1917. 25 мая. № 11. С. 3.

26. Общее собрание увеченных и демобилизованных евреев-воинов // Известия Пензенского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1918. 12 июля. № 138 (241). С. 4.

27. Общественное собрание еврейского комитета помощи жертвам войны // Пензенская речь. 1917. 4 июня. № 20. С. 1.

28. Общие сионисты // Электронная еврейская энциклопедия. Т. 6. URL: http:// www.eleven.co.il/article/13036 (дата обращения: 04.04.2015 г.).

29. Объявления // Наш путь. 1918. 27 января. № 30. С. 1.

30. Пекный А.И. Евреи // Пензенская Энциклопедия. М., 2001. С. 171-172.

31. Пенза // Российская еврейская энциклопедия. URL: http://rujen.ru/index.php/ ПЕНЗА (дата обращения: 09.04.2015 г.).

32. Пролетарии всех стран, соединяйтесь // Наш путь. 1917. 20 декабря. № 3. С. 2.

33. Фолькспартей // Электронная еврейская энциклопедия. Т. 9. URL: http:// www.eleven.co.il/article/14314 (дата обращения: 04.04.2015 г.).

34. Хроника. Союз самообороны граждан г. Пензы, уездных городов и иных населенных мест губернии // Пензенская речь. 1917. 6 декабря. № 86. С. 3.

35. Шкурко Э. Сионисты в Уфе // Проблемы еврейской истории. Ч. 2. Материалы научной конференций Центра «Сэфер» по иудаике. М., 2008. С. 284-290.

36. Юный маккавей // Известия. 1919. 20 мая. № 108 (491). С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.