Научная статья на тему 'Синтез традиций и новаторства в формировании артистизма у студентов-вокалистов в процессе обучения в вузах Китая'

Синтез традиций и новаторства в формировании артистизма у студентов-вокалистов в процессе обучения в вузах Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
вокальное образование / оперная подготовка / актерское мастерство / китайская опера / аккультурация. / vocal education / opera training / acting skills / Chinese opera / acculturation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сяо Ни

Цель исследования выявить особенности вокального музыкального образования в вузах Китая в контексте тесной связи между традициями и новаторством в преподавании дисциплин, ориентированных на актерское мастерство. В результате определены концептуальные положения, определяющие последовательность этапов формирования сценического мастерства у студентов-вокалистов, включающих взаимодействие вокально-исполнительской и музыкально-сценической подготовки, учитывающей европейские традиции и традиции китайской культуры; определена структура сценического искусства, включающая совершенствования исполнительских, речевых, двигательных умений студентов, способствующая воплощению художественного замысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of traditions and innovations in the formation of artistry among vocal students in the process of studying at universities in China

The purpose of the study is to identify the features of vocal music education in Chinese universities in the context of a close relationship between traditions and innovation in teaching disciplines focused on acting. As a result, conceptual provisions were determined that determine the sequence of stages in the formation of stage skills among students-vocalists, including the interaction of vocal-performing and musical-stage training, taking into account European traditions and traditions of Chinese culture; the structure of performing arts is determined, including the improvement of performing, speech, and motor skills of students, which contributes to the embodiment of artistic intent.

Текст научной работы на тему «Синтез традиций и новаторства в формировании артистизма у студентов-вокалистов в процессе обучения в вузах Китая»

Synthesis of traditions and innovations in the formation of artistry among vocal students in the process of studying at universities in China

Xiao Ni, Postgraduate student, Moscow Pedagogical State University, Moscow

The purpose of the study is to identify the features of vocal music education in Chinese universities in the context of a close relationship between traditions and innovation in teaching disciplines focused on acting. As a result, conceptual provisions were determined that determine the sequence of stages in the formation of stage skills among students-vocalists, including the interaction of vocal-performing and musical-stage training, taking into account European traditions and traditions of Chinese culture; the structure of performing arts is determined, including the improvement of performing, speech, and motor skills of students, which contributes to the embodiment of artistic intent.

Keywords: vocal education; opera training; acting skills; Chinese opera; acculturation.

Цитировать: Сяо Ни. Синтез традиций и новаторства в формировании артистизма у студентов-вокалистов в процессе обучения в вузах Китая // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 329-334. EDN: WFNWYK. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.59

Сяо Ни, аспирантка, Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель исследования - выявить особенности вокального музыкального образования в вузах Китая в контексте тесной связи между традициями и новаторством в преподавании дисциплин, ориентированных на актерское мастерство. В результате определены концептуальные положения, определяющие последовательность этапов формирования сценического мастерства у студентов-вокалистов, включающих взаимодействие вокально-исполнительской и музыкально-сценической подготовки, учитывающей европейские традиции и традиции китайской культуры; определена структура сценического искусства, включающая совершенствования исполнительских, речевых, двигательных умений студентов, способствующая воплощению художественного замысла.

Ключевые слова: вокальное образование; оперная подготовка; актерское мастерство; китайская опера; аккультурация.

5.8.7

Сяо Ни

Синтез традиций и новаторства в формировании артистизма у студентов-вокалистов в процессе обучения в вузах Китая

В 2001 году китайским правительством был утвержден «Новый стандарт музыкальных дисциплин обязательного образования», на основе которого началась реформа музыкального образования. Главной целью стандарта стало выведение системы музыкального образования на конкурентный уровень. Идеи реформы, следующие: а) повышение уровня развития личности и ее важнейших качеств в результате музыкального образования; б) внедрение принципа доступности музыкального образования; в) выведение музыкального образования в контекст широкой культурной интеграции, а также объединение обучения музыке с различными гуманитарными дисциплинами; г) значимость практической деятельности и творчества; д) развитие традиционной национальной музыкальной культуры [1, 7].

Актуальность данной статьи обусловлена ситуацией в процессе подготовки китайскими музыкальными вузами профессиональных вокалистов. Исходя из китайской политики «взять лучшее и отбросить лишнее» берется резкий курс на западное искусство, но в результате, китайская система образования сталкивается с нехваткой профессиональных кадров по многим дисциплинам, и одной из таких дисциплин является «актерское мастерство».

В процессе реализации нового стандарта музыкального образования в Китае возникли проблемы, которые заключаются в следующем:

– отставание подготовки профессиональных кадров от реализации реформы;

– определение роли теоретических предметов и их практической значимости в подготовке студентов-вокалистов;

– определение спектра профильных дисциплин на вокальных факультетах.

Если сравнивать учебный план вокальных факультетов музыкальных вузов России и Китая, то в первом случае в списке обязательных предметов мы увидим дисциплину «Актерское мастерство». Например, в академии имени Гнесиных на эту дисциплину выделяется 34 часа в семестр, которая вводится у студентов уже с первого курса. В Китае, в таких вузах, как Центральная музыкальная консерватория в Пекине и Шэньянская консерватория – дисциплины «Актерское мастерство» в списке предметов нет. Высшие музыкальные учреждения Китая вынуждены приглашать специалистов по актерскому мастерству со стороны. Пути решения данной проблемы китайскими музыкальными вузами определяются по нескольким уровням: погружение студента в полноценный процесс подготовки оперного спектакля; привлечения студентов вокальных факультетов к международным оперным постановкам.

Введение оперных постановок в систему вокального образования Китая, а именно в учебный план, является значительным достижением. Так, данный процесс способствовал освоению оперной постановки силами студентов. Такую практику ведут университеты: провинции Шэньси, Гуанси-Чжуанского автономного района, провинции Цзилинь, многие из которых на основе осуществленных постановок оперных спектаклей сформировали собственные творческие коллективы [2].

Отметим, что педагоги по профилям «актерское мастерство» и «оперная подготовка» в китайских вузах отсутствуют, поэтому приглашаются драматические актеры, актеры китайского традиционного театра, но проблема в том, что они не знакомы с западным оперным и вокальным искусством [3]. Преподаватели же по своему профилю очень часто не соответствуют необходимому уровню высшего учебного заведения. Кроме того, большой поток студентов, а соответственно, увеличение количества часов приводят к ухудшению качества преподавания. Низкий уровень мастерства преподавателей также влияет на снижение притока студентов. Таким образом, формируется замкнутый круг, в котором даже новые реформы не продвигают систему образования.

Сегодня активно внедряются различные формы экзаменов, например, концерты класса, экзамен на выпуске, ежегодные экзамены, которые значительно повышают мотивацию студентов-вокалистов. Такая форма оценки успеваемости студентов позволяет им практиковаться в приобретаемых навыках, но к сожалению, без необходимой отработки актерского мастерства, психологической подготовки, готовность студентов к выступлениям значительно снижена, что формирует ошибки в навыках и владении технологией.

Проблему психологической и технической готовности студентов к публичным выступлениям помогло бы решить введение мероприятий с межвузовским и международным взаимодействием: конкурсы, фестивали, мастер-классы, что создаст здоровую конкуренцию и мотивацию у студентов. Большая часть китайских исследователей по музыкальному искусству и вокальному исполнительству решают проблему развития технических навыков. Здесь наравне с техникой звукоизвлечения выступают: актерские навыки, пластичность к смене амплуа и другие умения и навыки, связанные с личностными качествами и психологической подготовкой [4, 124].

Китайская педагогика в сфере вокального образования открыла другой путь, который основан на традиционных принципах китайского национального театра, например, формирование художественного образа персонажа при помощи театральной атрибутики. Интеллектуальная же составляющая сценической подготовки вокалиста – погружение в контекст реальности персонажа, детальная проработка его черт, эмоций характерных ему и возникающих в определенной ситуации, не находится в центе внимания.

В данном контексте, значимым представляется европейский опыт подготовки студентов-вокалистов. Главным различием китайских и европейских традиционных принципов являются: в китайской музыкальной философии отдельно взятый звук всегда определяется как элемент предметного мира, а все ступени звукоряда отождествляются с устройством окружающего мира и гармонии: в европейской традиции звуки, взятые по-отдельности, лишены смысла, а осмыслению придаются мелодические обороты, связанные с определенными психическими состояниями и процессами. При этом отдельно взятую мелодическую ячейку сложно соотнести с каким-либо содержанием, она будет осмыслена только во взаимодействии с другими, формирующими контекст произведения, элементами.

Это различие кардинальным образом влияет на освоение китайскими студентами европейского музыкального искусства. Очень часто на международных конкурсах европейское жюри отмечает высокое владение вокальной техникой и недостаток проработки художественного образа – это происходит из-за недопонимания специфики европейской интонации. Вместе с тем, имеются позитивные моменты, содержащиеся в тенденции синтеза европейского элемента и национального, другими словами, новаторского и традиционного. Далее, подробнее рассмотрим рассматриваемый процесс синтеза в китайском вокальном образовании в отношении актерского мастерства.

Музыкальная система образования в Китае представляет собой синтез традиционных и современных методов обучения, это касается практически всех дисциплин. Традиции представлены национальными принципами обучения, формировавшимися на протяжении многих веков. Как известно, музыкальное искусство, и вокальное в частности, в Китае было развито еще в период правления династии Шан – XIV-XIII вв. до н. э. Тогда было открыто первое профессиональное музыкальное учебное заведение двух уровней: высшая школа – правая и младшая – левая. Эти школы были сформированы для обучения искусству пения и танца. Именно там стали впервые подготавливать профессиональных вокалистов.

Во время правления династии Чжоу – X-II вв. до н. э. уже сложилась музыкальная образовательная система, которая играла большую роль в обучении служащих государства и чиновников. На протяжении дальнейшей истории Китая мы видим развитие и расширение вокального музыкального образования. Уже в VI веке в Китае открылось музыкальное учебное заведение, где работало около 11 000 тысяч преподавателей по танцам и пению высокого, среднего и низкого уровня. Каждый из этих преподавателей проходил экзамен каждые пять лет.

Во всей истории музыкального искусства Китая ярко прослеживается философская составляющая – это касается и вокального искусства. В основе музыкального искусства лежат идеи о взаимосвязи таких констант, как: искусство и духовный мир человека, гармоничное единство физических и психических качеств.

Изначально китайское искусство было представлено песнями и танцами, со временем эти культурные явления стали основой для формирования другого явления – китайской национальной оперы. Самой известной культурной организацией в истории Китая с длительной историей стал Пекинский музыкально-драматический театр или опера. Именно в рамках пекинской оперы сформировались принципы сценического мастерства, выкристаллизовывавшиеся веками и вобравшие в себя исполнительский опыт нескольких тысячелетий. Китайская национальная опера со своими традициями и методиками обучения вокальному мастерству сыграла большую роль в вокальном образовании Китая. Благодаря этому, современные принципы обучения вокальному искусству в Китае сформированы на традиционной основе.

Аналогичная ситуация прослеживается и в сфере актерского искусства – национальные традиционные особенности и принципы легли в основу многих современных культурных явлений Китая. Находясь во взаимодействии с достижениями европейской культуры, в частности с российской, китайская - сформировала современную культурную школу. Примером синтеза национального и современного может послужить процесс внедрения системы Станиславского в становление современного китайского драматического искусства.

В начале XX века в китайскую театральную школу в виде отдельных статей стала проникать система Станиславского, а после образования КНР в 1949 году советское искусство в целом стало изучаться в масштабах государства. Советские специалисты с 1953 по 1957 гг. подготовили целые группы кадров, разработали методику преподавания актерского и режиссерского мастерства [5; 17]. За период с начала двадцатого столетия до наших дней, понимание системы Станиславского менялось кардинальным образом. На данный момент новая китайская театральная школа и процесс ее становления основаны на принципах системы Станиславского в тесном взаимодействии с традициями национального театра.

Большую роль в театральном искусстве Китая играют достижения национальной китайской оперы, в частности, Пекинской. Ее формирование приходится на начало XIX века: с тех пор она накапливала исполнительский опыт до наших дней, кроме того, как мы упоминали выше, музыкально-театральное искусство Китая имеет историю в несколько тысяч лет, поэтому явление Пекинской оперы нельзя рассматривать отдельно от этой истории.

Все традиционные особенности китайского театра вошли в новые театральные школы наравне с достижениями европейского театра. Поэтому мы рассматриваем особенности национальной китайской оперы как традиционную составляющую современной сценической подготовки студентов-вокалистов в Китае. Выделим некоторые принципы актерского мастерства национальной Пекинской оперы:

– «пение возникает только тогда, когда словесная образность нуждается в вокальной поддержке и когда содержания слова не хватает для эмоционального наполнения. В момент, когда эмоциональное состояние актера переходит в предельную степень: гнев в ненависть, радость в восторг, печаль в страдание, тогда должен рождаться звук» [6, 171]. На этом примере мы прослеживаем, что работа актера очень напряжена, так как для перехода эмоции в ее наивысшую степень требуется приложение больших усилий актера над изучением персонажа и ситуации;

– расширение физического движения действующих лиц. Увеличение эмоционального напряжения должно вести за собой увеличение эмоции движения: скорость и резкость поворотов, резкость остановок, замедленность. Пение в Пекинской опере никогда не переходит в танец, но движение является одним из способов выражения эмоционального состояния персонажа;

– пекинская опера отличается от европейской большей синтетичностью, так как от актера пекинской музыкальной драмы требуется не только совершенное владение вокальной техникой, но и пантомимой, часто боевыми искусствами и акробатикой;

– слово для театра национальной пекинской оперы является константой, в которой содержится смысл, эмоция, поведение. Именно слово диктует актеру его поведение на сцене. Значение монологов и диалогов отмечено такими пословицами: «Пой для вассала, декламируй для господина» или «Пой хорошо, говори великолепно». Поэтический текст национальных опер лаконичен, отточен, ритмичен – порой несколько эмоциональных фраз могут погрузить в ситуацию и эмоциональное состояние;

– «вся музыка исходит из человеческой души» - такое высказывание из «Музыкальных записок» очень точно передает особенность вокального исполнительства в Китае на протяжении всей его истории. До сих пор популярно исполнение без эмоций (еще оно называется «двуличное пение»). При этом древние китайские мастера считали, что голос контролируется сердцем, затем он стимулирует физическое тело на формирование эмоций. Таким образом, вокальная техника в Китае развивалась под психологическим контролем. При обучении технике вокала использовался метод «образа чувств», который стимулировал воображение ученика, а затем на основе этого воображения формировался образ чувств.

Указанные особенности и принципы национальной китайской оперы знакомы китайскому слушателю и в особенности студенту музыкального вуза, который изучает музыкальное искусство. Поэтому синтез традиционных и современных принципов успешно соединяется и преобразуется в новое культурное явление современного Китая.

Современный элемент в музыкальном образовании представлен влиянием зарубежной культуры, так как по мере взаимодействия с другими культурами, китайская – заимствовала многое, например, преобладание европейской академической системы при подготовке вокалистов с начала XX века по 1976 год [7], изучение истории зарубежного искусства, вокальных методик, европейского оперного репертуара, использование принципов техники бельканто. На сегодняшний день искусство оперного вокала, представленного в китайской системе образования, развивается в таких направлениях, как: Пекинская опера, европейская опера, китайская национальная опера и русское оперное искусство. Каждое из них определяет спектр дисциплин, помогающих студенту-вокалисту освоить традиции того или иного направления. Но состав комплекса дисциплин и количество часов сильно урезаны, что не дает полноценных знаний и сказывается на качестве технологии и понимании художественного образа.

Проблема недостатка часов по профессиональным предметам, а именно, по специальности, не говоря уже об актерском мастерстве, отмечается многими европейскими и китайскими вокальными мастерами. На данный момент в мировой оперной практике возрастает спрос на оперное мастерство как целостного явления, которое состоит из сплава вокального и актерского мастерства. На сегодняшний день существуют следующие проблемы:

– обучение вокальному искусству в каждом отдельном вузе Китая имеет свои особенности, выражающиеся в составе уровней дисциплин, который в каждом вузе различается: общие гуманитарные – физическая культура, правоведение, иностранный язык; общие профессиональные – сольфеджио, теория музыки, гармония; специальные – сольное пение, основы актерского мастерства, основы вокальной методики;

– в большинстве вузов, например в Центральной музыкальной консерватории, отсутствует дисциплина «Актерское мастерство». Предполагается, что артистизм будет развиваться в процессе работы студента над оперным репертуаром. Но на деле, оперных постановок в рамках вузов осуществляется не так много, лишь в некоторых вузах. В течение последних десяти лет тенденция с приобщением студентов к такой сценической практике набирает обороты;

– раздел специальных дисциплин педагогического вуза и консерватории различаются. В педагогическом вузе нет оперного класса и сценического движения. Но весь остальной комплекс дисциплин идентичен между вузами, например, основы актерского мастерства есть в учебных программах многих вузов. Если сравнивать учебный план китайских и российских университетов, то из-за недостатка финансирования, учебный план урезан по списку дисциплин и количеству часов, что прямым образом сказывается на качестве подготовки студентов вокальных факультетов, на их владении профессиональной технологией и знаниях;

– занятия по специальности делятся на групповые и индивидуальные, тогда как в российских вузах групповые занятия даже не рассматриваются. Популярность групповых или коллективных занятий в Китае обусловлена большим количеством студентов на одного педагога и, в результате, снижением стоимости за обучение при такой форме проведения занятий. На групповых занятиях студенты осваивают, как методико-теоретический материал, так и практический. Поэтому в Китае среди всех специальностей пользуется спросом обучение за рубежом.

Таким образом, вокально-сценическая подготовка в высших учебных заведениях Китая проходит в нескольких направлениях – эстрадное, академическое и народное пение, в каждом из которых определен спектр профильных дисциплин: история искусств, анализ музыкальных произведений, история зарубежной музыки, теория музыки. Но окончательный список обязательных дисциплин определяет университет. Например, в Цзилиньском университете в программе подготовки вокалистов содержатся следующие обязательные дисциплины: сценическая речь, актерское мастерство, танец, сценическое движение.

Китайская традиционная вокальная школа сохранилась до сего дня, ведутся попытки соединить ее с принципами европейского вокального искусства, в результате чего формируется современная китайская вокальная школа. К сожалению, недооценка традиционных принципов национального вокального мастерства среди китайских студентов ведет их к попыткам освоения европейской традиции и забвению национальной [7].

Литература:

1. Го Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина ХХ – XXI вв.) // Педагогика и психология образования. – 2012. - №3. – С. 5-11.

2. Линьцзи Чжу. О месте и роли оперных репетиций в высшем музыкальном образовании // Университетский консорциум. - 2018. - №41. - С. 141-146.

3. Ду Хуэйцю, Овсянкина Г.П. Классификация учебных заведений по подготовке вокалистов в современном Китае // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2019. - №194. - С. 208-215.

4. У Цзинь. Определение тенденций совершенствования подготовки оперных исполнителей в Китае // Научное мнение. – 2021. - С. 122-128.

5. Лю Лю. Теория и практика актерского тренинга в современной китайской театральной школе: автореф. дис. … канд иск. - СПб., 2009. - 24 с.

6. Жуань Юн Чень. Вокальное искусство Пекинской оперы Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2012. - С. 170-179.

7. Яо Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: дис. … канд. иск. 13.00.01. – Астрахань, 2015. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.