Научная статья на тему 'Синтез терминального релейно-импульсного управления сближением космических аппаратов'

Синтез терминального релейно-импульсного управления сближением космических аппаратов Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ТОЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛЮСОВ / МОДАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕРМИНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СБЛИЖЕНИЕ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ / КРУГОВАЯ ОРБИТА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Зубов Николай Евгеньевич, Микрин Евгений Анатольевич, Олейник Алексей Сергеевич, Рябченко Владимир Николаевич

Для линейной стационарной динамической системы с релейно-импульсными исполнительными органами разработан алгоритм, позволяющий применять методы модального управления к решению задачи поиска терминального управления. С использованием предложенного алгоритма решена задача терминального управления сближением космических аппаратов с двигателями постоянной тяги, имеющими декартовую схему расположения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Зубов Николай Евгеньевич, Микрин Евгений Анатольевич, Олейник Алексей Сергеевич, Рябченко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of termination relay-pulse control of spacecraft rendezvous

The algorithm for linear stationary dynamic system with relay-pulse controllers was developed which allows solving the problems of searching the termination control by using methods of modal control. The problem of searching the termination control of the rendezvous of spacecraft with constant thrust engines having a Cartesian layout chart by using the introduced algorithm was solved.

Текст научной работы на тему «Синтез терминального релейно-импульсного управления сближением космических аппаратов»

УДК 629.7.05

Синтез терминального релейно-импульсного управления сближением космических аппаратов

© Н.Е. Зубов1,2, Е.А. Микрин1,2, А.С. Олейник1, В.Н. Рябченко1

1 ОАО «Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королёва», г. Королев Московской области, 141070, Россия 2 МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Для линейной стационарной динамической системы с релейно-импульсными исполнительными органами разработан алгоритм, позволяющий применять методы модального управления к решению задачи поиска терминального управления. С использованием предложенного алгоритма решена задача терминального управления сближением космических аппаратов с двигателями постоянной тяги, имеющими декартовую схему расположения.

Ключевые слова: сближение космических аппаратов, модальное управление, терминальное управление, метод точного размещения полюсов, круговая орбита.

Введение. До настоящего времени модальное управление применялось только для решения задач стабилизации линейных систем, и синтезированное при этом управление являлось непрерывным. Существует целый класс объектов управления с релейно-импульсными исполнительными органами. В частности, к ним относятся двигатели постоянной тяги, нашедшие применение на космических аппаратах (КА), тормозные щитки самолетов, которые традиционно имеют два рабочих положения — убранное и выпущенное. Хотя перевод этих органов из одного положения в другое осуществляется с небольшой скоростью, иногда удобно пренебрегать конечностью времени работы механизмов. Аналогично можно сказать и о тормозных щитках КА, которые могут использоваться для решения задач управления движением в атмосфере планет.

Непосредственно применять модальное управление к задаче синтеза терминального управления для линейной стационарной системы с релейно-импульсными исполнительными органами не представляется возможным, однако его можно преобразовать к виду, позволяющему получать решение, основанное на применении методов модального управления. Рассмотрению этой проблемы и посвящена данная работа.

1. Линейные стационарные объекты управления с релейно-импульсными исполнительными органами. Будем рассматривать движение объекта

X = Ах + Ви

(1.1)

с релеино-импульсными исполнительными органами, положение которых в смысле деИствия «включено — выключено» с тоИ или иной полярностью характеризует вектор ир (ир е Мг). Здесь матрицы А и

В являются постоянными, х е Кп — вектор состояния. Ставится задача: за заданное время ^ перевести систему из некоторого начального положения в заданное конечное (х0 (0) е К, ) = х3).

Для представления компонент ирг вектора ир функциями времени в предположении бинарности управляющих входов будем использовать выражения вида [1, 2]

^ (11 1 л Л

ир1 V, t1, tц )

и и,€,£,•••,tr)

у рг"' Ч > ц/

ц У

м,

ир10-А р1 X (-1)ц 1г (t, < )

ц=1

м

ирг0 -Арг X (-1)Ц 1г (t, С )

ц = 1

(1.2)

где ирг0 - одно из значении компоненты ирг, принимаемое за исходное, т. е. такое значение, которое соответствует положению г-го релейного рулевого органа в начальный момент времени; Арг -приращение скачкообразного изменения г-И компоненты с учетом

знака изменения; 1г (, ^ ) = 1Г ( - ^) — единичная ступенчатая

функция, соответствующая ц-му по порядку изменению компоненты ирг; Мг — число рассматриваемых скачкообразных изменений функции.

Решение неоднородной линейной стационарной системы (1.1) имеет вид

) = О ( )х0 (¿0) + \ - т)ВЭр (т)с!т,

(1.3)

где С(Г) — матрица Грина, дающая фундаментальное решение одно-

родной системы. Выражение | О( - т)В-Эр (-т)ск представляет собой

матрицу-столбец частного решения неоднородной системы, которую обозначим через Г и в развернутом виде с учетом (1.2) при условии ирг0 = 0 запишем следующим образом:

0

г = Г &, г; )л = 10(г - т)БОр (х)ах

Г М1 мг \

-I(- 1);/и«) ... -I(-!)■%(О

м1 мг

-I(- 1);/щ«) ... -I(-1 гл,(;

Гл , ^

р1

ЧЛ рг У

. (1.4)

Отсюда следует, что решение задачи управления объектом (1.1) сводится к определению моментов времени ^, которые представляют собой непрерывные величины.

2. Терминальное управление линейной стационарной системой с релейно-импульсными рулевыми органами на основе методов модального управления. Построим (условную) дискретную систему следующего вида:

х^ {1 +1) = АХ (0, у = Срх£, где вектор х р? (Т) включает компоненты

X X (0 = ( ('к ) ■■■ хи (Гк ))Т , X, (Г) = ( ■■■ А ° = Т С = (Т 0 )

(п+т)х(п+т)' р V пхп пхт/ '

Из (2.1) следует, что

х, (Т +1) = х, (Т), при этом в соответствии с (1.3) можно также записать х х (Т) = С )х х (¿тек ) + , ^ ) .

(2.1)

(2.2)

(2.3)

Построим для системы (2.1) наблюдатель состояния полного ранга. В общем виде он определяется уравнением

х£( +1) = (а£ -ьрср)х£ + Ьру.

Оценка хх(?) запишем так:

X х () = О (к )Х х (¿тек ) + , £ ) .

(2.4)

(2.5)

0

т

Линеаризуем функцию Г , ^) в окрестности точек используя разложение в ряд Тейлора. В результате будем иметь

F(tK, t;) = F (tK, i;)+

dF* (tk, )

к' ; >

(2.6)

где xt (t) =

(t) = (t1 -f1 ■■■ t;-tf;)T.

Вычислив далее вектор невязок Хх = хх - Хх, получим

X =

dFjtk, )

dt Г

"X.

(2.7)

Объединяя затем хх и х( в единый вектор и используя (2.4), с учетом (2.1) получим дискретную модель уравнения невязок

// __* „ - л

X p (t +1) =

I

0

dF (tk, t;)

st;

I.

- LC

xp.

(2.8)

" тхт J

При выполнении условия полной наблюдаемости Калмана

' С ^

rank

cp a р

v cp a p

n+m-1

= n + m,

(2.9)

где m = Mi + ... Mr,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ap =

dF* (tk, f; ) ^

dt Г

0

(2.10)

mxm J

выбором матрицы коэффициентов Ьр при известных матрицах Ар и

Ср всегда можно обеспечить любое заданное размещение на С51аЪ корней характеристического полинома (полюсов) [3, 4]

**(„ -(Лр -ЬрСр)), (2.11)

или, эквивалентно, собственных значений

(Ар - ЬрСр ) = е С (XI„+, - (Ар - ЬрСр )) = о} (2.12)

наблюдателя состояния. В этом случае нужно рассматривать вспомогательную дискретную М1М0-систему вида

+1) = Лтц + Стп, П = -Ь>, (2.13)

где ц — вектор, имеющий размерность расширенного вектора хр;

г-р г-р г-р г-р _

П — вектор управления; а = ар , с = (ср) . Поиск матрицы Ьр в

нашем случае — цель решения задачи терминального управления, поскольку идентификация моментов времени переключения релейно-импульсных исполнительных органов и является решением поставленной нами задачи. В случае выполнения условий полной наблюдаемости необходимые для решения матрицы существуют, однако их надо научиться определять.

Для решения задачи наблюдения можно применять любой из методов модального управления. Поступим так же, как в [5], и воспользуемся методом, изложенным в [3, 4]. Введем многоуровневую декомпозицию М1М0-системы (2.13), представляемую парой матриц (Ат, Ст). Имеем

нулевой (исходный) уровень

А0 = Ат, В0 = (Ср )т = Ст, (2.14)

к-йуровень (к = 1,N, N = сеП(Ж/г)-1)

Ак = В ¡^Л^В^, Вк = В^Л^В* . (2.15)

Здесь Бг — аннулятор (делитель нуля) матрицы Бг, т. е. Б^Бг = 0;

Бг1- — 2-полуобратная матрица для Б^ [3, 4], т. е. матрица, удовлетворяющая условиям регулярности

Б^Б^-Б^ = Б^, Б^-Б^Б^- = Б^-. (2.16)

Тогда в соответствии с [3] искомая матрица Ь = Ь0 е Ктх" вычисляется по рекурсивным формулам

ЬN = в+„А„ - фМВ+М, (2.17)

ч = в- а - Фкв-, в- = ь^ + в+, к = 0, N -1, (2.18)

и обеспечивает точное заданное размещение полюсов. Это действительно так, поскольку все элементы множества собственных значений eig(A - ЬС) совпадают с собственными значениями N заданных

устойчивых матриц Фг- порядка т х т, / = 0, N (т. е. собственных значений, лежащих внутри единичного круга).

Подытоживая сказанное, запишем алгоритм решения задачи терминального управления линейными стационарными М1МО-системами с релейно-импульсными исполнительными органами на основе методов модального управления.

1. Ищется решение (1.3) неоднородной линейной стационарной системы.

2. Задается число переключений релейно-импульсного исполнительного органа в каждом канале управления (следует заметить, что оно не может быть меньше некоторого минимального значения, при котором существует решение задачи терминального управления).

3. Строятся модели: условная — (2.2) и идентификационная — (2.8).

4. Задаются начальные значения оценок 1ги. На их основе в соответствии с (2.7) определяются оценки вектора состояния хх и тем самым формируются начальные условия для разностного дискретного уравнения невязок (2.8).

5. С помощью метода модального управления [3], определяемого выражениями (2.14) - (2.18), решается задача поиска управления вспомогательной системы (2.13), в результате которой находится транспонированная матрица коэффициентов обратной связи наблюдателя.

6. С использованием блока Ьт г на основании (2.4) находятся новые оценки времен ^ и далее в соответствии с (2.5) — новые оценки

вектора состояния хх.

Поскольку рассматривается релейно-импульсное управление с одним уровнем переключения разной полярности, для каждой ближайшей пары переключений должно соблюдаться следующее мнемоническое правило: если первое переключение функции (1.2) положительно, то второе обязательно должно быть отрицательным или наоборот. Отсюда следует необходимость контроля значения Х( и ограничения тех значений которые приводят к нарушению указанного правила.

3. Решение задачи терминального управления сближением космических аппаратов с двигателями постоянной тяги. Рассмотрим сближение маневрирующего КА с пассивным аппаратом, находящимся на круговой орбите.

Пусть на активном КА неизменяемой массы установлено шесть координатных двигателей постоянной тяги для управления движени-

ем центра масс — по два (один в положительном направлении, другой — в отрицательном) на каждую из трех осей прямоугольной системы координат, жестко связанной с КА. Тогда уравнение (1.1), определяющее относительное движение сближающихся космических аппаратов, запишем так

X = Ax + B3 p,

(3.1)

где x =

[ x2••• x6 ] > &p = [&px &py &

T

pz J :

"0 1 0 0 0 0" "0 0 0"

0 0 0 2ш 0 0 1 0 0

0 0 0 1 0 0 0 0 0

A = , в =

0 -2ш 3ш2 0 0 0 0 1 0

0 0 0 0 0 1 0 0 0

0 0 0 0 -ш2 0_ 0 0 1

где x\ = x, x2 = x, x3 = y, x4 = y, x5 = z, x6 = z — фазовые координаты активного КА, ю = const — орбитальная угловая скорость пассивного КА.

Поскольку при сближении КА относительное движение в канале «z» не зависит от каналов «x—у», то для упрощения поиска терминального управления систему (3.1) представим в виде двух подсистем

x1 = A1 x1 + Б1^,

x2 = A2 x2 + B 2 -Э p,

2 a 2

(3.2)

(3.3)

A1 =

[Х1 Х2 Х4 ]T. »p = » px » py _ T

0 1 0 01 f 0 0

0 0 0 2ш 1 0

, B1 =

0 0 0 1 0 0

0 -2ш 3ш2 0 , V 0 1

x2 =

[X5 X6 ]T

A2 =

*P =

0

pz

f 0 11 f 01

, B2 =

2 ^-ш 0 ; V 1,

При решении задачи сближения релейно-импульсные исполнительные органы представляют собой двигатели постоянной тяги, а вектор — циклограммы работы двигателей [6]. Таким образом, выражение (1.2) в данном случае можно записать так:

Зрз ((,•••,^ )

0-I a.\Z (-1)" V (t -1! )

" = 1

m2

0 "I aZ (-1)" 1" (t - "

!=1

m3

0-I a.\Z (-1)" 1, (t -1" )

!=1

(3.4)

где ах(у 2) — модуль ускорения двигателя.

Будем считать, что моменты времени начала сближения и его окончания tk заданы, причем tk - к фиксировано. Управление сближением будем осуществлять с использованием двухимпульс-ного маневра в каждом канале управления. В этом случае М = М2 = М3 = 4.

Решение (1.3), представляющее дискретные модели каждой из подсистем (3.2), (3.3), имеет вид

' X! (tk ) Л X2 (tk ) X3 (tk ) V X4 (tk ) J

r 1 2 Л 1 —(4sinx -3t) 6(t -sinT) —(1 - cost) w w

0

4cost - 3 6w(1 - cost) 2sinT

2 1 0 — (1 - cost) 4 -3cost —sinT w со

V

0

-2 sinT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3wsinT

cost

' Xi(t ) Л x2 (t ) X (t )

x4 (t )

+

+

r-£(-1)" /ii(ti) -t(-1)' fi2(t2)

"=i "=i

-t (-1)" f2i«) -t (-1)" f22(t2)

"=i "=i

(-1)" f3i(t") (-1)" f32(t"2)

"=i "=i

-t (-1)" f4i (ti) -t (-1)" f42(t"2)

V "=i "=i

a

V y J

, (3.5)

' X (tk) >

V x6 (tk )

cost — sint ш

v-rasint cost j

Г x5(t)>

V x6 (t) j

+

(-1)" f1 (t3

ц=1

-t (-1)" f2i (t3)

V ц=

где т = - * 0 )» = «О* - )> ^ = «Ч - X

4

<=» ('к - <;), - е н"/, ( )=

2 _

Ю "=1

Е (-1)" (1 - ее. т" - 3 ( )2

(3.6)

-е (-

ц=1 4

- е (-

ц=1

4

- е (-

ц=1

4

- е (-

ц=1 4

-е (-

ц=1

4

-е (-

ц=1

4

-е (-

ц=1

4

-е (-

ц=1

4

- е (-

ц=1

м

)ц /12(<) = - — е(-!)ц(тЦ - ),

Ю „-1

Ц=1

м

)ц /21(^1) = -юЕ(-!)Ц(4*К - 3тЦ),

Ц=1

м

)ц /22(^ц2) = —е(-!)Ц(1 - со§т2ц), ю.. _1

ц=1

м

)ц/31 ('1) = - — е(-!)ц(81п< -Тц),

Ю ,. _1

ц=1 м

)ц /32('ц2) = - —е (-!)цс - С08тц),

Ю ц=1

2 м

)ц /41«) = —е(-!)ц(С0«тц - 1),

Ю ц=

)ц /42 ('ц2) = -- е (-1)ц ^,

Ю ц=

)ц /1! ('3) = - — е (-1)ц (1 - С08Т3ц),

Ю ц=1

)ц /21 ('3)=--е (-1)ц ^.

Ю

ц=1

Как видно, выражения (3.5), (3.6) в соответствии с (2.1) представляют собой решение (2.2) для подсистем (3.2), (3.3). Для сокращения размерности вектора идентификационных параметров будем считать, что момент первого включения двигателей в каждом канале управления фиксирован и совпадает со временем начала сближения. Соответственно, момент последнего выключения двигателей в трех каналах также фиксирован и равен времени окончания сближения. В результате для каждой из подсистем выражение (2.2) в развернутом виде запишем следующим образом:

а) первая подсистема

4 ^+1)=$ «), 4 ^+1)=4 ^), $ «+1)=$ «), ^ ц+1)=¿22 ц);

б) вторая подсистема

% (* + 1) = % (*), ^ + 1) = (*). В таком случае дискретные модели (3.5), (3.6) будут иметь вид

Г x, (tk ) ^ Х2 (tk ) Х3 (tk ) V x4 (tk ) у

Г 1 2

1 —(4sinx - 3т) 6(x - sinx) — ю ю

0 4cosx - 3 6ю(1 - cosx) 2sinx 2

0--(1 - cosx) 4- 3cosx

ю

0 -2 sinx 3cosinx

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

(1 - cosx) Г x (t )

2 sinx x2 (t )

1 . x3 (t )

— sinx

ю V x4 (t )

cosx у

( 4 3 2 2 2 л

±(— (1 - cosT--x2)) ± (-£(-1Г fn(/' )) ±(—(T-sinT)) ± (-£(-1(#)

Ю 8 Ц=1 Ю l=1

±(-—(4sin T - 3t)) ± (-£(-0l f2i (t')) ±-(1 - cos T2 ) ± (-£(- f22 (tl))

±(4(sinT- T)) ± (-£(-1)1 f3i(tl)) ±(4(1 - cosT)) ± (-£(-)l f32(tl))

l=1

l=1

2

± —(cos T- 1) ± (-£ (-1)1 f4i (tl))

±isin T± (-£(-Ц (tl2))

Ю

l=1

Ю

l=1

av

\ y J

(3.7)

f X (tk ) Л x6 (tk)

V

1 .

cos T —sin T Ю

Л

V-Ю sin T cos T

+

f xs(t)^ V x6 (t) j

2

x (t)

±J_(1 - cost) ± (-£ (-1)1 fl (tl)) ю l=l

±-sin T± (-£ (-1)1 fi (tl))

l=1

(a). (3.8)

Знак в выражениях, входящих в (3.7), (3.8), определяется начальными условиями сближения.

Матрица А*р, входящая в уравнение невязок вида (2.8), будет равна

+

V

X

а) для первой подсистемы

А * -

А1 р~

(1 0 0 0 ¿11 ¿12 ¿13 ¿14

0 1 0 0 ¿21 ¿22 ¿23 ¿24

0 0 1 0 ¿31 ¿32 ¿33 ¿34

0 0 0 1 ¿41 ¿42 ¿43 ¿44

0 0 0 0 1 0 0 0

0 0 0 0 0 1 0 0

0 0 0 0 0 0 1 0

, 0 0 0 0 0 0 0 1

(3.9)

где обозначены

ъп -±4 ^ ю2

ъ -±4-^-ъ12 — Х4 2 ю2

Г з ^

4 ю2 & - 4 ) - ю 81п(ю0к - 4)) I

Г з Л

4 ю - 4) - ю 81п(ю(^к- 4))

а,,

Ъ13 - ±2^2(юео8(ю(Гк - ^ )) -ю), Ъ14 - ±2—^(юео8(ю(Гк —2)) -ю),

ю

Ъ21 - ±—(Зю -4юео8(ю(Ц - г/))), Ъ22 - ±—(Зю -4юео8(ю(Гк - ^))), ю ю

2 ау 2

Ъ23 - ±2 — ю81П(ю(^ - )), Ъ24 - ±2~ю81П(ю(^ - ^2 )), , т

ю ю (3.1и)

Ъ31- ±2-а2(юео8(ю(^ - 4)) - ю) Ъ32- ±2-а2(ю ео^(ю(^к- 4)) - ю)

ю а„

ю

ю

ау 2 ау 2

Ъ33 - ±"Тю81п(ю(Гк - ^ )), Ъ34 - ±^Т- ^2 )),

ю а ю

Ъ41 -± — ю 81л(ю(Гк - )), Ъ42 -± — ю 81л(ю(Гк - 4 )),

ю

а

ю

ау 2 ау 2

Ъ43 - ±—тюео8(ю(- ^ )), Ъ44 - ±—2юео8(ю(- Г2)); ю ю

б) для второй подсистемы

А * -

А2р -

1 0 ¿п ¿12

0 1 ¿21 ¿22

0 0 1 0

0 0 0 1

(3.И)

Здесь введены обозначения

ЬЦ = ±—2 ю 8т(ю(/к

ю

)), Ь\2 =± ю8т(ю(^ ю

а за з

Ь221 = ± — юео8(ю(/к - /3)), Ь222 = ± —юео8(ю(/к - ¿3)). ю ю

(3.12)

Знаки в выражениях (3.10), (3.12) определяются соответствующими знаками в соотношениях (3.7), (3.8).

Применим изложенный в разделе 2 (выражения (2.14) - (2.18)) подход к решению задачи идентификации моментов времени включения или выключения двигателей. Для этого определим число уровней декомпозиции. В нашем случае размерности подпространств состояний, описывающих вспомогательную систему (2.13), равны N = 8, N = 4, размерности векторов управления г\ = 4, г2 = 2, при этом число уровней декомпозиции для каждой из подсистем определяется функцией

3 = ееОД / г) -1 = 1,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т. е. равно двум (нулевой и первый уровни декомпозиции). В соответствии с (2.13) и на основании (3.9), (3.11) имеем

аТ =

Г 1 0 0 0 0 0 0 0 > Г1 0 0 01

0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0

0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0

0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1

¿11 ¿21 ¿31 ¿41 1 0 0 0 ст - 0 0 0 0

¿12 ¿22 ¿32 ¿42 0 1 0 0 0 0 0 0

¿13 ¿23 ¿33 ¿43 0 0 1 0 0 0 0 0

V Ь14 ¿24 ¿34 ¿44 0 0 0 1У V 0 0 0 0,

Г 1 0 0 01 (1 01

Ат -

А 2 "

0

К.1

V Ь.2

21

22

0 1 0

ст -

, с1 _

Согласно (2.14) нулевой уровень декомпозиции для рассматриваемых подсистем имеет вид А0 = А^, А^ = А^, В0 = С^, Б^ = С . Для нахождения первого уровня декомпозиции вычислим матрицы-аннуляторы

К ) =

V

0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

±Т / ~\±-

0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 1

±Т

. (В=

0 0 0 0

1 0

У

(В0 ) = (В0 Г. (В0 Г = (В2)

Далее в соответствии с (2.15) получим

А! =

О 0

0 0 0Л 1 0 0

V

0 0 0 0

1 0

в!

41

Л2

"13

V Ь14

У21

у22

23

у24

31

32

33

34

А2 =

V

42

43

Г1

V 0

0 1

в 2

11 V ¿12

21

у22 У

-'44 У

Чтобы воспользоваться выражениями (2.17), (2.18), определим 2-полуобратные матрицы

В0+ =

Г1 000000 0^

0 1 0 0 0 0 0 0

0 0 1 0 0 0 0 0

0 0 0 1 0 0 0 0

V

Т.2+ _

' во -

1 0 0 0^

V

0 10 0

У

12 12

и назначим матрицы ф1, ф1, ф0, ф0 для соответствующих подсистем в следующем простом виде

ф1

X

V

а

и 0 0 0

0

'12 0

0 0

X.

ф1

01 0

0

0

X,

02 0

13 0

0 0

0 0 0

X-

ф2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X 21 0 ]

0 X 2 X 22 У

X,

03 0

14 У 0 л 0 0

X04 У

ф2

0 ]

0 X 2 X 02 У

полагая, что все их элементы расположены внутри С^аЬ = С ^ <1. Тогда в соответствии с (2.17) получим

' (V - 1)/п ю -(Я12 -1)/12ю (Я13 -1)^13 т -(Хм -1)/м/яЛ

-(V -1)/21 /Л (Я,12 -1)/22 Ю -(^13 - 1)/2з /Л (Хм -1)/24 Ю (Хп -1)/31 /Л -(Х12 -1)/32 /Л (Х13 -1)/33 /Л -(Х14 -1)/34 /л

-(Хц - 1)/41 /Л (Л,12 - 1)/42 /Л -(^13 - 1)/43 /Л (Хм - 1)^ Ю

чг =

т2т _

ч -

¿22 ^ - 2 ¿2 (X 21 - 1)/Я 2

ь21 (X 22 - 1)/я-

¿11 (X 22 -1)/^

л

где

'11 = Ь22Ь33Ь44 ¿22 ¿34 ¿43 Ь23Ь32Ь44 + ¿23Ь34Ь42 + ¿24Ь32Ь43 - ¿24 ¿33 ¿42'

'12 = Ь21Ь33Ь44 - ¿21 ¿34¿43 - ¿23¿31Ь44 + ¿23Ь34Ь41 + ¿24Ь31Ь43 - -¿24¿зз¿4l,

/13 = Ь21Ь32Ь44 - ¿21 ¿34¿42 - ¿22¿31 ¿44 + ¿22Ь34Ь41 + ¿24 ¿3^42 - ¿24¿32¿41'

'14 = Ь21Ь32Ь43 - ¿21 ¿33¿42 - ¿22¿31¿43 + ¿22¿33¿41 + ¿23¿31¿42 - - ¿23¿32¿41,

'21 = Ъ12Ъ33Ъ44 - Ъ12Ъ34Ъ43 - Ъ13Ъ32Ъ44 + Ъ13Ъ34Ъ42 + Ъ14Ъ32Ъ43 - Ъ14Ъ33Ъ42,

'22 = Ъ11Ъ33Ъ44 - Ъ11Ъ34Ъ43 - Ъ13Ъ31Ъ44 + Ъ13Ъ34Ъ41 + Ъ14Ъ31Ъ43 - Ъ14Ъ33Ъ41,

'23 = Ь11Ь32Ь44 - ¿1^34 ¿42 - ¿12¿31 ¿44 + ¿12Ь34Ь41 + ¿14Ь31Ь42 - ¿14¿32¿41,

'24 = Ъ11Ъ32Ъ43 - Ъ11Ъ33Ъ42 - Ъ12Ъ31Ъ43 + Ъ12Ъ33Ъ41 + Ъ13Ъ31Ъ42 - Ъ13Ъ32Ъ41,

'31 = Ь12Ь23Ь44 - ¿12¿24¿43 - ¿13¿22¿44 + ¿13¿24¿42 + ¿14¿22¿43 - " ¿14 ¿23 ¿42,

'32 = ¿11 ¿23 ¿44 - ¿11 ¿24¿43 - ¿13¿21 ¿44 + ¿^¿41 + ¿14¿21¿43 - ¿14¿23¿41,

/33 = ¿11Ь22Ь44 — ¿11Ь24Ь42 — ¿12¿21 ¿44 + ¿12Ь24Ь41 + ¿14Ь21Ь42 - ¿14¿22¿41'

'34 = Ь11Ь22Ь43 - ¿11 ¿23¿42 - ¿12¿21 ¿43 + ¿12¿23¿41 + ¿^¿2^42 - ¿13 ¿22¿41,

'41 = Ъ12Ъ23Ъ34 - Ъ12Ъ24Ъ33 - Ъ13Ъ22Ъ34 + Ъ13Ъ24Ъ32 + Ъ14Ъ22Ъ33 - Ъ14Ъ23Ъ32,

'42 = Ъ11Ъ23Ъ34 - Ъ11Ъ24Ъ33 - Ъ13Ъ21Ъ34 + Ъ13Ъ24Ъ31 + Ъ14Ъ21Ъ33 - Ъ14Ъ23Ъ31,

'43 = ¿11Ь22Ь34 - ¿11¿24¿32 - М2А4 + ¿12¿24¿31 + М2А2 - ¿14 ¿22 ¿31,

'44 = Ъ11Ъ22Ъ33 - Ъ11Ъ23Ъ32 - Ъ12Ъ21Ъ33 + Ъ12Ъ23Ъ31 + Ъ13Ъ21Ъ32 - Ъ13Ъ22Ъ31,

п - ¿11Ь22Ь33Ь44 - ¿11 ¿22¿34¿43 - ¿11Ь23Ь32Ь44 + ¿11Ь23Ь34Ь42 + ¿11Ь24Ь32Ь43

- ¿11 Ь24 Ь33 Ь42 - ¿12¿21 ¿33¿44 + ¿^^¿43 + ¿12¿23¿31 ¿44 - ¿12¿23¿34¿41 -

- ¿12 ¿24 ¿31 ¿43 + ¿12¿24¿33¿41 + ¿13¿21¿32¿44 - ¿13¿21¿34¿42 - ¿13¿22¿31¿44 +

+ ¿13 ¿22¿34¿41 + ¿13¿24¿31 ¿42 - ¿13¿24¿32¿41 - ¿14¿21¿32¿43 + ¿^^¿42 +

+ Ь14Ь22Ь31Ь43 - Ь14Ь22Ь33Ь41 - ь14ь23ь31ь42 + ь14ь23ь32ь41,

п2 - ь2 ь2 - ь2 ь2 п - ь11ь22 ь12ь21-

Используя выражение (2.18), можно вычислить для каждой подсистемы транспонированную матрицу обратных связей наблюдателя. Учитывая ее громоздкость, выделим блок, касающийся оценивания моментов времени ^. В результате получим

1

— х

В

-(V -1)(А-11 - 1)/ц (V - 1)(^12 - 1) 112

-(V -1)0-13 -1)113

. (^01 - 1)(^14 - 1) 114

(^02 - 1)(^11 - 1) 121 -(^02 - 1)(^12 - 1) 122 (^02 - 1)(^13 - 1)123 -(^02 - 1)(^14 - 1) 124

-(^03 -1)(^11 -1)131

(^03 - 1)(^12 - 1) 132 -(^03 - 1)(^13 - 1)133 (^03 - 1)(^14 - 1) 134

(^04 - 1)(^11 - 1) 141 Л -(^04 - 1)(^12 - 1) 142 (^04 - 1)(^13 - 1)143 -(^04 - 1)(^14 - 1) 144 У

ы

Ъ

-(^ - 1)(Х221 - 1)б2г2 (Х02 -1)(^22 - 1)Ь (^ - 1)(^21 - 1)^ -(Х02 - 1)(^22 - 1)Ь1

Л

Наконец, в соответствии с (2.4) уравнение оценки моментов времени t il включения и выключения двигателей с той или иной полярностью запишутся следующим образом:

Р

V '2

{ V \

V 0(4х4)

(2x2)

V Х6 у

Рассмотрим численный пример сближения. Предположим, что

двигательная установка имеет параметры |ах| = |а^| = |а2| = 0,04 мс-2.

Начальное положение активного КА относительно пассивного характеризуется следующими значениями фазовых координат: х0 = 5000 м, у0 = = 4000 м, х0 = у0 = ¿о = -1,0 мс-1. Поставим задачу перевода активного КА из заданного положения в конечное хк = хк = ук = = ук = = ¿к = 0 за время ^ - ^ = 1055 с. Поскольку момент первого включения двигателей в каждом канале управления фиксирован и совпадает со временем начала сближения, определим полярность первого импульса для каждого канала. Для этого применим методику расчета двухимпульсного маневра [7]. В результате для заданных начальных условий сближения получим: в канале х первый импульс положительный, в каналах у, 7 — отрицательный. Соответственно для второго импульса поканально имеем: х — положительный, у —

х

отрицательный, 7 — положительный. В качестве начальных оценок

д /\1 ЛЛ д1 дЛ

t|[ примем значения ^ = ^ = I х = 0, t 2 = t 2 = t2 = 1055 с. В результате

исходная циклограмма включения двигателей будет иметь вид, представленный на рис. 1. На основании направлений импульсов уравнения оценки (2.8) для наших подсистем запишем так

( 1 2 ^

( X & ) ^ Х2 (Ч )

хз (к) Vх4(Ч) у

ю ю

0 4008 т-3 6ю(1 -008 т) 281п т

0--(1 - 008т) 4 - 3008т

ю

0 -281п т

Зю 81п т

(1 - 008 т) ' X (/ )4

28т т Х2 ( )

1 . Х3 ( )

— 81П т

ю V Х4 ( ) у

008 т у

_ (1 - 008 т--т2 ) - (-£ (-1)" /п (£ )) - — (т-81П т) + (-¿(-/и (#) ю 8 И=1 ю „=1

М

2

^(481п т-Зт)-(-£ (-1)^ /21 (^)) --(1-008 т) + (-¿(-/22 (#)

ю и ю и

2

ю

(81п т-т)-(-£ (-1)" /31 (4)) (1 -008 т)) + (-£(-Ц (/2))

Ц=1 ю Ц=1

и=1

-(008т-1)-(-£(-1)^ /41 (^))

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х5(*кУ

х6 ак)

М

008 Т —81И т ю

У -ю 81И Т 008 Т у

X (( )

V Х6( )

+

— 81Пт + (-¿(-1)И /42ф) ю м

(1 - созт)+£ /х\ (/;)

ю Ц=1

1 2

--81и Т + £ /21 (^ )

V у у

Ц = 1

(а ).

При этом значения параметров, входящих в (3.10), (3.12), будут равны

ЪЦ =--ую$т(ю-^)), Ъ{2 =--2ювт(ю-¿2)),

ю

ю

а з а з

Ъ21 = —-ю еоБ(ю(^ - ^ )), Ъ22 = —-ю ео$(ю(¿к - ¿2)), ю ю

¿11 = -4а2(3ю2(ч - tí) - ю 81й(ю(Ч - 4))), ю2 4

а .3

¿12 = 4^2(-ю2 & - tí ) - ю 81й(ю^ - 4))), ю4

а V 2 ^ V 2

Ь13 = -у-(ю ео$(ю-^ ))-ю), Ь14 = -2^у-(ю ео8(ю(tк -¿2)) -ю),

ю

ю

+

Ь21 = -—(3ю - 4ю сов(ю(¿к - ^))), Ь22 = —(3ю - 4ю с°8(ю(^к - ¿1))), ю ю

Ь23 = -2 ~ ю вт(ю (*к - ^ Хь Ь24 =--- ю вт(ю (^к - ))'

ю ю

а а

Ь31 = (ю С08(ю(^к - 4)) - юX Ь32 = -2^Кю С0§(ю(Л - - ю)

ю ю

Ь33 ю 81п(ю(^к - ^))' Ь34 = "Гю вШ(ю(^к - 4%

ю ю

а 1 а >

Ь41 =--- ю 81й(ю (¿к - ^ )), Ь42 = — ю Бт(ю (¿к - )),

ю ю

Ь43 = -ю С°8(ю^к - ^)), Ь44 = -а--ю С08(ю^к - ^22))-

ю ю

Для получения максимальной скорости сходимости оценки мотов времени ^ значения всех корней Хи, Х12, Х13, Х14, X01, X02,

X03, X04, X0!, X02, X2X22 примем равными нулю. В этом случае, как показали результаты моделирования, все промахи сближения за четыре такта итераций (г = 4) практически сводятся к нулю. Графики значений оценок ^ и величин промаха х фазовых координат и скоростей на каждом такте представлены на рис. 2 и 3. Окончательная циклограмма работы двигателей, сформировавшаяся в результате решения терминальной задачи сближения КА, приведена на рис. 4, а соответствующие ей изменения компонент вектора состояния от времени сближения — на рис. 5.

200

400

600 t, c

800

1000 1200

S -

J4

0,00

t, c

0.04 ■

-0.04 ■

—I—

soo

t, c

Рис. 1

1000 1200

i

Рис. 3

3 -

0,04 -

0,02 -

0,00 -

0,04 -

0,02 -

200 400 600 800 1000 1200

г, с

-0,02 -

-0,04 ■

400 600 800 100

г, с

О 1200

0,02 -

а 'Ь

-0,02 -

-0,04 ■

Рис. 4

200 400 600 800 1000 1200

г, с

Рис. 5

Заключение. Для линейной стационарной MIMO-системы с релей-но-импульсными исполнительными органами разработан алгоритм, позволяющий применять методы модального управления к решению задачи поиска терминального управления. Показано, что в этом случае на основании аналитического решения уравнений объекта и представления исполнительных органов функциями времени необходимо построить дискретную модель оценки моментов времени задействования релейно-импульсных исполнительных органов и с помощью одного из методов модального управления решить классическую задачу синтеза наблюдателя. С использованием предложенного алгоритма в работе аналитически решена задача терминального управления сближением космических аппаратов с двигателями постоянной тяги, имеющими декартовую схему расположения. Преимущество данного решения относительно ранее полученного с применением алгоритма с прогнозирующей моделью и приведенного в [6] заключается:

1) в построении закона управления, обеспечивающего лучшую точность терминального управления с одновременной стабилизацией движения КА, поскольку проведенные в детерминированной постановке статистические испытания моделирования процесса сближения для одной и той же области начальных условий, приведенной в [6], с применением подхода, изложенного в настоящей статье, дали следующие результаты. Точностные характеристики в момент окончания процесса сближения по таким показателям, как средние значения компонент вектора состояния и среднее квадратическое отклонение по этим компонентам, практически равно нулю, поскольку по абсолютной величине они меньше 10-5. Соответственно для решения, представленного в [6], эти показатели находятся в пределах:

X (tk) = -0,01, x2 (tk) = -0,03, хз (tk) = 0,011,

х4 (tk) = 0,016, x5 (tk) = 0, x6 (tk) = -0,09,

a x! = 0,35, a x 2 = 0,11, a ^3 = 0,42, a x 4 = 0,12, a x 5 = 0,31, a x 6 = 0,02;

2) в отсутствии ограничений на начальные условия сближения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Буков В.Н., Зубов Н.Е. Релейное управление на основе алгоритма с прогнозирующей моделью. АиТ, 1986, т. 27, с. 36-42.

[2] Зубов Н.Е. Управление объектами с релейно-импульсными и непрерывными органами на основе алгоритма с прогнозирующей моделью и его применение в динамике сближения КА. Космич. исслед., 1989, т. 27, вып. 2, с. 92-108.

[3] Зубов Н.Е., Микрин Е.А., Мисриханов М.Ш., Рябченко В.Н. Модификация метода точного размещения полюсов и его применение в задачах управления движением космического аппарата. Изв. РАН. ТиСУ, 2013, № 2, с. 118-132.

[4] Зубов Н.Е., Микрин Е.А., Мисриханов М.Ш. и др. Синтез развязывающих законов стабилизации орбитальной ориентации космического аппарата. Изв. РАН. ТиСУ, 2012, № 1, с. 92-108.

[5] Зубов Н.Е., Микрин Е.А., Мисриханов М.Ш., Рябченко В.Н., Тима-ков С.Н. Применение метода точного размещения полюсов к решению задач наблюдения и идентификации. Изв. РАН. ТиСУ, 2013, № 1, с. 135-151.

[6] Зубов Н.Е. Синтез управления сближением КА по методу свободных траекторий на основе алгоритма с прогнозирующей моделью. Космич. ис-след., 1990, т. 27, вып. 4, с. 206-213.

[7] Гончаревский В.С. Радиоуправление сближением космических аппаратов. Москва, Сов. Радио, 1976.

Статья поступила в редакцию 28.06.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зубов Н.Е., Микрин Е.А., Олейник А.С., Рябченко В.Н. Синтез терминального релейно-импульсного управления сближением космических аппаратов. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 10. URL: http://engjournal.ru/ catalog/it/nav/1082.html

Зубов Николай Евгеньевич — д-р техн. наук, заместитель руководителя по науке научно-технического центра ОАО «РКК "Энергия" имени С.П. Королёва», профессор кафедры «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 70 работ в области проблем управления космических аппаратов. e-mail: [email protected]

Микрин Евгений Анатольевич — д-р техн. наук, академик РАН, первый заместитель генерального конструктора ОАО «РКК "Энергия" имени С.П. Королёва», заведующий кафедрой «Системы автоматического управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 100 работ в области проблем управления космических аппаратов.

Олейник Алексей Сергеевич — аспирант ОАО «РКК "Энергия" имени С.П. Королёва». Автор 2 работ в области проблем управления космических аппаратов.

Рябченко Владимир Николаевич — д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник ОАО «РКК "Энергия" имени С.П. Королёва». Автор более 200 работ в области проблем управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.