Научная статья на тему 'Синтез системы управления многодвигательного регулируемого электропривода горных машин'

Синтез системы управления многодвигательного регулируемого электропривода горных машин Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
238
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДА / РЕГУЛЯТОРЫ СКОРОСТИ И ТОКА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бабокин Г. И., Насонова Т. В.

Разработана структура системы управления многодвигательным частотно-регулируемым электроприводом, включающая индивидуальные регуляторы тока и общий регулятор скорости. Представлена методика выбора регуляторов тока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез системы управления многодвигательного регулируемого электропривода горных машин»

-------------------------------- © Г.И. Бабокин, Т.В. Насонова,

2011

УДК 62-581.6

Г.И. Бабокин, Т.В. Насонова

СИНТЕЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ГОРНЫХ МАШИН

Разработана структура системы управления многодвигательным частотнорегулируемым электроприводом, включающая индивидуальные регуляторы тока и общий регулятор скорости. Представлена методика выбора регуляторов тока.

Ключевые слова: многодвигательный электропривода, регуляторы скорости и тока.

Механизмы поворота горных машин - мощных экскаваторов, конвертеров, выполняются многодвигательными с регулированием скорости движения исполнительного органа. В последнее время это частотно-регулируемый асинхронный электропривод (ЧРЭП) [1, 2]. При этом используется от двух до шести асинхронных электродвигателей. Так как у двигателей одного и того же конструктивного исполнения механические характеристики отличаются из-за разброса сопротивлений и индуктивностей статора и ротора, то распределение нагрузки между электродвигателями в статистических и динамических режимах работы может значительно отличаться, при этом отдельные электродвигатели могут работать даже в генераторном режиме. Поэтому задача получить равномерное распределение нагрузки между электродвигателями работающими на общий исполнительный орган является актуальной.

В работе рассмотрен двухдвигательный электропривод конвертера с ЧРЭП, представленный на рис. 1. Два электродвигателя М1, М2 питаются от собственных преобразователей частоты и21 и и22 и приводят в движение исполнительный орган ИО. Рассматривается жесткая механическая система ИО, поэтому частота вращения двигателей М1, М2 одинакова и равна ю. Предложена система управления (СУ) многодвигательным электроприводом, обеспечивающая выравнивание нагрузки двух и более электродвигателей питаемых от преобразователей частоты. СУ включает индивиду-

альные регуляторы тока РТ1, РТ2 и общий регулятор скорости (частоты) РС.

ЭС1

РТ1

Ши-

ре

эсз

—*<^)—\Урп Іфі

-*(2ь лур

Чрс

1Т21

Кот

М1

"Єк

ІІО

ЭС2 РТ2

<2Ь ^ГРТ2

ІЕ2

Кот

Кос

Рис. 1. Структурная схема двухдвигательного электропривода конвертера

В схеме имеются три элемента сравнения ЭС1, ЭС2, ЭС3, датчики тока двигателей с коэффициентом передачи КОТ и датчик скорости с передаточной функцией КОС.

Регуляторы тока и скорости соединены по подчиненному принципу регулирования.

При синтезе регуляторов тока индивидуального канала управления электродвигателем накладывается условие - его передаточная функция Wрт должна быть индивидуальной для каждого электродвигателя и обеспечить одинаковую желаемую передаточную функцию контура тока для обоих электроприводов, рис. 1. Это условие выполняется, если регулятор тока синтезируется по уравнению

Жр)

W=■

(1)

S(р)KomM(р)

где R(р), S(р) - соответственно полюсы и нули контура тока; М (Р) - полином характеристического уравнения замкнутого контура тока.

Передаточная функция замкнутого контура тока

W (p) = 1ф р =-------------------------------------------------1---- (2)

Зт ирс (р) TlPM (р)+ 1

В передаточной функции введен нулевой полюс (р=0), обеспечивающий нулевую ошибку в статике, и полином м(р), определяющий заданное качество переходного процесса.

Принимая полином M (р ) = Т2Р +1, получим характеристическое уравнение (2) в виде

Т1Т 2р2 + Т 1р +1, (3)

где Т2 - заданная постоянная времени переходного процесса.

Желаемую передаточную функцию контура принимаем в виде

W (р) =------УЕот------------------------------------------, (4)

жтУР) Т2р2 + 2фр +1 где Т - постоянная времени контура; С - коэффициент демпфирования контура.

Приравнивая параметры уравнения (3) и характеристического уравнения (4) при заданных Т и С получим коэффициенты Т}=2СТ и Т2 =Т/2С.

Для системы ЧРЭП разомкнутая передаточная функция контура тока:

W^) = ^р) =-------------Г-К-------------- (5)

Щр) ТмТэр + (Гм + Тэ)р +1

где Ki - коэффициент передачи двигателя по току; Тм, Тэ - электромеханическая и электромагнитная постоянные электродвигателя.

В соответствии с (1-5), принимая ТмТэ = 0, передаточная функция регулятора тока для N-двигателя будет иметь вид:

W (р) =----------(Тм + Тэ)р +1---------------------------------. (6)

р"ЛУ' Км Kj К0т 2СГ(Тр/2С + 1)р Передаточная функция общего регулятора Wрс (р) (рис. 1)

синтезируется например, по методу технического оптимума, и представляет пропорционально-интегральный регулятор.

На рис. 2 представлены диаграммы действующих значений токов в относительных единицах двухдвигательного привода, полученные на модели, при работе без выравнивания и с выравниванием в среде МаЙаЬ-ЗшшНпк нагрузок.

I 01 I со

Рис. 2. Работа системы управления в режимах без выравнивания нагрузок (а) и с выравниванием нагрузок (б)

Математическое моделирование двухдвигательного электропривода конвертера показало, что при разбросе параметров электродвигателей до 15 % точность поддержания распределения токов между электродвигателями составила 2-3 %.

------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабокин Г.И., Шпрехер Д.М., Насонова Т.В. Исследование системы выравнивая нагрузок электропривода скребкового конвейера. // Г орный информационно-аналитический бюллетень. - М: МГГУ. 2004. №2. С. 307 - 310.

2. Бабокин Г.И., Насонова Т.В. Выбор системы привода скребкового конвейера. // Электроснабжение и Электросбережение. - Тула: Изв. ТулГУ. 2003. С. 26 - 28. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------------------

Бабокин Г.И. - профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой «Электротехника», заместитель директора по научной работе Новомосковского института ГОУ ВПО «РХТУ им. Д.И. Менделеева», Prorektor.sciense@nirhtu.ru Насонова Т.В. - старший преподаватель кафедры «Общетехнические дисциплины» Новомосковского института ГОУ ВПО «РХТУ им. Д.И. Менделеева».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.