Научная статья на тему 'Система управления многодвигательного регулируемого электропривода горных машин'

Система управления многодвигательного регулируемого электропривода горных машин Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
237
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОДА / РЕГУЛЯТОРЫ СКОРОСТИ И ТОКА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бабокин Г. И., Насонова Т. В.

Разработана структура системы управления многодвигательным частотно регулируемым электроприводом, включающая индивидуальные регуляторы тока и общий регулятор скорости. Представлена методика выбора регуляторов тока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNTHESIS SYSTEM CONTROL OF MANY ELECTRIC DRIVE MINING MACHINES

The structure system control of many frequency regulator electric drive, including individual regulator current and common regulator speed is defined.

Текст научной работы на тему «Система управления многодвигательного регулируемого электропривода горных машин»

УДК 62-581.6

Г.И. Бабокин, д-р техн. наук, проф. зам. директора, (848762) 6-13-83, ргоре^ог. [email protected]

(Россия, Новомосковск, РХТУ им. Д.И. Менделеева), Т.В. Насонова, ст. преподаватель, (848762) 6-13-83, ргоре^ог. [email protected]

(Россия, Новомосковск, РХТУ им. Д.И. Менделеева)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ГОРНЫХ МАШИН

Разработана структура системы управления многодвигательным частотно-регулируемым электроприводом, включающая индивидуальные регуляторы тока и общий регулятор скорости. Представлена методика выбора регуляторов тока.

Ключевые слова: многодвигательный электропривода, регуляторы скорости и

тока.

Механизмы поворота горных машин - мощных экскаваторов, конвертеров - выполняются многодвигательными с регулированием скорости движения исполнительного органа в виде частотно-регулируемого асинхронного электропривода (ЧРЭП) [1,2]. При этом используется от двух до шести асинхронных электродвигателей. Так как у двигателей одного и того же конструктивного исполнения механические характеристики отличаются из-за разброса сопротивлений и индуктивностей статора и ротора, то распределение нагрузки между электродвигателями в статистических и динамических режимах работы может значительно отличаться, при этом отдельные электродвигатели могут работать даже в генераторном режиме. Поэтому задача получить равномерное распределение нагрузки между электродвигателями, работающими на общий исполнительный орган, является актуальной.

В работе рассмотрен двухдвигательный электропривод конвертера с ЧРЭП, представленный на рис. 1. Два электродвигателя М1, М2 питаются от собственных преобразователей частоты UZ1 и UZ2 и приводят в движение исполнительный орган ИО. Рассматривается жесткая механическая система ИО, поэтому угловая скорость двигателей М1, М2 одинакова и равна ю. Предложена система управления (СУ) многодвигательным электроприводом, обеспечивающая выравнивание нагрузки двух и более электродвигателей, питаемых от преобразователей частоты. СУ включает индивидуальные регуляторы тока РТ1, РТ2 и общий регулятор скорости (частоты) РС. В схеме имеются три элемента сравнения ЭС1, ЭС2, ЭС3, датчики тока двигателей с коэффициентом передачи Кот и датчик скорости с передаточной функцией КОС.

Рис. 1. Структурная схема двухдвигательного электропривода

конвертера

Регуляторы тока и скорости соединены по подчиненному принципу регулирования.

При синтезе регуляторов тока индивидуального канала управления электродвигателем накладывается условие - его передаточная функция Wрт должна быть индивидуальной для каждого электродвигателя и обеспечить одинаковую желаемую передаточную функцию контура тока для обоих электроприводов (рис. 1). Это условие выполняется, если регулятор тока синтезируется по уравнению

ш =_^_, (1)

<"" S (р )КотМ (р)' 1 '

где х(р), S (р) - соответственно полюсы и нули контура тока; М (р) - полином характеристического уравнения замкнутого контура тока.

Передаточная функция замкнутого контура тока

W (р)=^^ =_1_. (2)

ирс(р) Т,рМ(р)+1 ' '

В передаточной функции введены нулевой полюс (р=0), обеспечивающий нулевую ошибку в статике, и полином М(р), определяющий заданное качество переходного процесса.

Принимая полином М(р) = Т2р +1, получим характеристическое уравнение (2) в виде

Т{Т2р2 + Т1р +1, (3)

где Т2 - заданная постоянная времени переходного процесса.

Желаемую передаточную функцию контура принимаем в виде

ж (р)=-УХот-, (4)

1 р + 2£7 р + 1

где Т - постоянная времени контура; £ - коэффициент демпфирования контура.

Приравнивая параметры уравнения (3) и характеристического уравнения (4) при заданных Т и , получим коэффициенты Т1 = Т и

Т2 = Т/2£.

Для системы ЧРЭП разомкнутая передаточная функция контура тока

^ (р) = К!

ж (р )=

(5)

К (р) ТмТэр2 + Тм + Тэ)р + 1 где К1 - коэффициент передачи двигателя по току; Тм , Тэ - электромеханическая и электромагнитная постоянные электродвигателя.

В соответствии с (1) - (5), принимая ТмТэ = 0, передаточная функция регулятора тока для К-двигателя будет иметь вид

Ж (р )=_(Тм + Тэ)р + 1_. (6)

рт^} КмК1Кот 2СТ(Тр/2С + 1)р К)

Передаточная функция общего регулятора Ж рс (р) (см. рис. 1) синтезируется например, по методу технического оптимума и представляет пропорционально-интегральный регулятор.

На рис. 2 представлены диаграммы действующих значений токов в относительных единицах двухдвигательного привода, полученные на модели, при работе без выравнивания и с выравниванием нагрузок в среде МайаЬ - S тиНпк.

а

б

Рис. 2. Работа системы управления в режимах без выравнивания нагрузок (а) и с выравниванием нагрузок (б)

Математическое моделирование двухдвигательного электропривода конвертера показало, что при разбросе параметров электродвигателей до 15 % точность поддержания распределения токов между электродвигателями составила 2...3 %.

Список литературы

1. Бабокин Г.И., Шпрехер Д.М., Насонова Т.В. Исследование системы выравнивая нагрузок электропривода скребкового конвейера // Горный информационно-аналитический бюллетень. М: МГГУ. 2004. №2. С. 307...310.

2. Бабокин Г.И., Насонова Т.В. Выбор системы привода скребкового конвейера. // Электроснабжение и электросбережение, 2003. С. 26.28.

G.I. Babokin, T.V. Nasonova

THE SYNTHESIS SYSTEM CONTROL OF MANY ELECTRIC DRIVE MINING MACHINES

The structure system control of many frequency-regulator electric drive, including individual regulator current and common regulator speed is defined.

Key words: the many electric drive; regulator speed and current.

Получено 24.12.11

УДК 519.1: 621

Г.И. Бабокин, д-р техн. наук, проф., зам. директора, (848762) 6-13-83, [email protected] (Россия, Новомосковск, РХТУ им. Д.И. Менделеева),

Д.М. Шпрехер, канд. техн. наук, доц., (848762) 6-13-83, shpreher-d@yandex.т (Россия, Новомосковск, РХТУ им. Д.И. Менделеева)

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ЧАСТОТ ОПРОСА ПАРАМЕТРОВ НЕПРЕРЫВНЫХ ПРОЦЕССОВ В КОМПОНЕНТАХ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Представлен расчет необходимых для заданной погрешности восстановления частот опроса датчиков непрерывных диагностируемых процессов.

Ключевые слова: электромеханическая система, частота опроса, нейросетевая модель.

Одним из недостатков методов поискового диагностирования электромеханических систем (ЭМС) и, как следствие, дополнительной причиной материальных и временных затрат при поиске отказавших элементов являются неоправданно большие затраты времени, вызванные использованием жестких программ анализа измерительной информации без учета те-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.