Научная статья на тему 'Система выравнивания нагрузок электропривода скребкового конвейера'

Система выравнивания нагрузок электропривода скребкового конвейера Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
165
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система выравнивания нагрузок электропривода скребкового конвейера»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цейтлин Ю.А., Мурзин В.А. Пневматические установки шахт. Москва, "Недра" 1985г, 352 с.

2. Трегубов В.А. Замыцкий О.В. Оценка энергопотерь от нарушений температурных режимов турбокомпрессорных установок//Гірнича електромеханіка та автоматика 2 (61).- Дніпропетровськ-1999р., с. 130-132.

3. Степанов А.И. Центробежные и осевые компрессоры, воздуходувки и вентиляторы. М.: ГНТИМЛ,

1960.-348 с.

4. Отчет о научно-исследовательской работе механизация и автоматизация технологических процессов добычи и переработки руд//КГРИ.- Кривой Рог,1987г.-82 с.

5. Снижение энергозатрат при производстве сжатого воздуха для горных машин/ Кобелев Н.С.//Изв. вузов. Геол. и разведка. 1997.-№6.-С. 167-168.

6. Чистяков Ф.М., Игнатенко В.В., Романенко

Н.Т., Фролов Е.С. Центробежные компрессорные машины. М.: Машиностроение, 1969г.-328 с.

— Коротко об авторах

Замыцкий Олег Владимирович - доцент, кандидат технических наук, Криворожский технический университет.

------------------------------------------ © Г. И. Бабокин, Д. М. Шпрехер,

Т.В. Насонова, 2005

УДК 622.604.8

Г.И. Бабокин, ДМ. Шпрехер, Т.В. Насонова

СИСТЕМА ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗОК ЭЛЕКТРОПРИВОДА СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА

Семинар № 18

Электропривод конвейера является многодвигательным и включает головной и концевой приводные блоки соединенные бесконечной упругой тяговой цепью, к которой прикрепляются скребки, несущие груз. В процессе пуска, набросе нагрузки и установившемся режиме работы конвейера распределение нагрузки между головным и концевым приводами конвейера неравномерно. При этом причиной неравномерного нагружения головного и концевого приводов может быть статическая асимметрия нагрузки и динамические воздействия возмущений. Статическая асимметрия обусловлена следующими причинами: различием параметров асинхронного двигателя (АД) и кабельной

сети, питающей АД; различным шагом цепи, вследствие разного удлинения и износа звеньев тяговой цепи; различным предварительным натяжением верхней и нижней ветвей цепи; различным передаточным отношением редукторов; различным местом приложения нагрузок - головной привод первым воспринимает нагрузку, концевой - с запаздыванием. Динамические воздействия, вызывающие неравномерное нагружение приводов, обусловлены: резким изменением момента нагрузки; различным во времени включением приводов при пуске; стопорени-ем одной из ветвей цепи в результате преодолимого или непреодолимого заклинивания.

Оценка неравномерности нагружения от указанных факторов показала, что отношение моментов головного и концевого приводов может достигать: из - различия электрических параметров АД и сети до 1,42; при разности передаточных отношений редукторов - до 1,44; разнице делительной окружности звездочек - до 1,49; неравномерном удлинении цепи - до 2,1.

В результате неравномерного нагружения головного и концевого приводов конвейера в установившемся и переходных режимах работы головной привод работает в двигательном режиме, а концевой, кратковременно, - в генераторном режиме. Неравномерное нагружение головного и концевого приводов приводит к недоиспользованию

установленной мощности привода конвейера на 3Ор50%ожена система управления электроприводом конвейера, обеспечивающая выравнивание нагрузок головного и концевого с применением частотно-регулируемого электропривода (ЧРЭП) приводов [1]. Система управления включает датчик разности моментов АД. регулятор выравнивания нагрузок и логическую часть.

Исследование процессов выравнивания нагрузок осуществлено с помощью математической модели привода.

При составлении модели приняты следующие допущения: тяговый орган совместно с перемещаемым грузом, равномерно распределен по длине конвейера и представляется в виде п сосредоточенных масс, соединенных упруго-вязкими связями; тяговый орган воспринимает только растягивающие нагрузки; тяговый орган разбит на две подсистемы: первая включает головной привод с нижней тяговой цепью; приводной электродвигатель соединен с соответствующей звездочкой также упруго-вязкими связями. Допущения при составлении модели асинхронного двигателя общеизвестны.

В этом случае математическая модель двухдвигательного ЧРЭП конвейера представляется в виде системы дифференциальных уравнений:

01 и = ®(IBJ)(Еы -иш -1Ш *;

Оиси =( !ы -1*)/С„ ; 04SJ = и* -1* * я* ;

ОЧ PJ = -IpJ * ^ ^ * рп * ¥ ш;

= {[3*рп %*(¥х 1^и )/2] - ;

-CpJ *(УpJ -PpJ *JpJ

°Ч«1 = [СР1 * »Р1/ 71 - ^„1) + Рр1 * Ор1 / 71 - ®„1) +.

+Я„1 * (^ - \„1)]/ ^

= [СР2 *Ор2 / 72 ~9«г) + Рр2 * (®Р2 / 72 “ ®3.2) + ■

+Я3.2 * (^.2 - Л.2

= (^ _ ?тр1 )/т1; 1=1,2,...п, где - 1=1,2 - номер привода; Б = - опера-

тор Лапласа; ЕВ, и<1, 1В, Id - значения напряжений и токов элементов цепи выпрямителя и сглаживающего фильтра; ЯФ, ЬФ, СФ - параметры цепи силового фильтра; ИБ -вектор напряжения статора; 1Б, 1Р - векторы токов статора и ротора; ТБ, ¥Р - векторы потокосцеплений статора и ротора; ЯБ, ЯР -активные сопротивления статора и ротора; ЬБ, ЬР, ЬМ - полные индуктивности статора и ротора и индуктивность цепи намагничивания; РП - число пар полюсов АД; фр, фзв, юР, юзв - соответственно углы поворота и скорости вращения ротора АД и приводной звездочки; 1Р и 1зв - соответственно моменты инерции ротора АД и приводной звездочки; ^- передаточное отношение редуктора; СР, Рр - коэффициенты жесткости и вязкости связей между АД и приводными звездочками конвейера; 1 и п - соответственно номер и число сосредоточенных масс тягового органа; Ш1 - сумма сил, действующих на 1-ю массу тягового органа; ШТр1 - сила трения, действующая на 1-ю сосредоточенную массу; т1 - 1-я сосредоточенная масса; У1 -скорость 1-й массы тягового органа; Б1,зв1, Бп,зв1 -натяжения участков тягового органа между звездочкой головного привода и соответственно 1-й и п-й сосредоточенными массами; Бк,зв2, Бзв2, к+1 - натяжения участков тягового органа между звездочкой концевого привода и соответственно к-й и (к+1)-й сосредоточенными массами, к = п/2.

\шт + шг = 2*Ь * д/п,если г < к;

ш, = •

\шт = 2*Ь *до /п,если г > к,

где - тТ, тг - сосредоточенные массы груза и тягового органа, q и qo - погонные массы груза и тягового органа, Ь - длина конвейера.

к =

Sзel^ - §1,2 , если і = 1; вп-и _ Sп,>если і = п; §к-1,к - ^2,к,если і = к;

в - S

зв2,к+1 к+1,к+2

, если 1 = к +1;

Б1-11 - , ,+1 , в других случаях,

где- Б1-1,1 - натяжение участка тягового органа между (1-1) и 1-й сосредоточенными массами.

, -1,1 = С * (х, - х,)+р* (V - V),

где - Сир соответственно жесткость и вязкость участка тягового органа, Х1 -линейное перемещение участка массы тягового органа.

С = Е *Ь/п; р = ц*Ь/п;

где Еи^ - соответственно модуль упругости и коэффициент вязкости тягового органа.

Сила трения или сила сопротивления перемещению рабочего органа на прямолинейном участке равна [2]:

Ртр1 = шг * Я *Щ * ‘^п(¥1) ; где ю1 - коэффициент сопротивления движению тягового органа.

=

(тг *шг + шт * шт )/Ші , если і < к ;

[ФТ , если і > к ,

где - штишг - соответственно коэффициенты сопротивления движению порожней и груженой ветви конвейера.

С помощью модели установлены оптимальные параметры регулятора выравнивания для статических и динамических режимов работы привода обеспечивающие равенство моментов АД. Оптимальные параметры регулятора проверены экспериментально на стенде электропривода конвейера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чугреев Л.И. Динамика электропривода конвейера с цепным тяговым органом. М.: Недра, 1976.- 160 с.

2. А.с 1731946, Е21 С35/34 Устройство управ-

ления многодвигательным механизмом подачи горной машины/Бабокин Г.И. - № 4975254; Заявл. № 4975254; Заявл. 22.02.90; Опубл. 07.05.92, Бюл. № 17.

— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------------

Бабокин Геннадий Иванович - профессор, доктор технических наук, проректор по научной работе, зав. кафедрой “Электротехника”,

Шпрехер Дмитрий Маркович - кандидат технических наук, доцент кафедры “Электротехника”,

Насонова Татьяна Васильевна - зав. кафедрой “Общетеоретические дисциплины”,

Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.