УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И Том II 1971
№ 1
УДК 521.1
СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОДНОРОДНОМ ЦЕНТРАЛЬНОМ ПОЛЕ В СЛУЧАЕ КОЛЛИНЕАРНОСТИ ВЕКТОРОВ КОНЕЧНОГО ПРОМАХА ПО РАДИУС-ВЕКТОРУ И ВЕКТОРУ СКОРОСТИ
Рассматривается задача об оптимальном управлении материальной точкой при движении ее в пустоте в однородном центральном поле тяготения в случае, когда векторы конечного промаха по радиус-вектору и вектору скорости коллинеарны. Детально рассмотрена задача о переходе между произвольными пересекающимися орбитами. Полученные результаты применимы при произвольных законах изменения величины тяги, что позволяет использовать их для построения системы управления, компенсирующей возмущения в величине тяги. Комбинация решения этой задачи и решения задачи о перелете в точку, полученного автором ранее, используется затем для построения траектории перелета с двумя активными участками при произвольных граничных условиях. Решения всех рассмотренных в работе задач получены в виде аналитических формул и достаточно наглядных графиков.
Рассматривается задача об оптимальном управлении материальной точкой при движении ее в пустоте в однородном центральном поле тяготения. Как показано в работе [1], для такого поля соотношения, обеспечивающие выполнение граничных условий в конечный момент І—Т, могут быть записаны в виде
Г. Е. Кузмак
1. ИСХОДНЫЕ СООТНОШЕНИЯ
о
\
(1.1)
\а$)со$ч(Т - £)<# = Д У(Т),
О
где
Д г(Т) = 7(Т)-г0(Ту, (Т) = V {Г) 1/0 (Г); ^
У^7; (1,2)
a(t) — вектор управляющего ускорения; гср — средний радиус шарового слоя, в котором происходит движение;
(а „
gСр = —2---ускорение силы притяжения в средней точке слоя.
r°p -
Через г(Т) и V(T) здесь обозначены значения радиус-вектора и вектора скорости при t = T, которые предполагаются заданными; —►
г0(Т) и V0 (Г) представляют собой значения радиус-вектора и вектора скорости при t = Т, которые получились бы, если бы движение при
Опроисходило при a(i) = 0. Таким образом, векторы Дг(Т)
и ДV(Т) представляют собой невязки в граничных условиях при
t = Т, которые должны быть выбраны в результате действия a {t).
Эго дает основание называть векторы Дг(Г) и AV(Г) векторами конечного промаха. В настоящей статье рассматривается случай, когда эти векторы коллинеарны:
br{T)XbV(T) = 0. (1.3)
Поставим задачу о таком выборе a(t), при котором бы выполнялись условия (1.1), неравенство д (t) < amax (t), где aw (t) — заданная функция, и был минимален интеграл
т
7=ja(5)rfS. (1.4)
U
В работе [1] показано, что для такой задачи при условии (1.3)
существует коллинеарная с векторами Дг(Т) и &V(T) „прямая управления“, которой при оптимальном управлении параллелен
вектор a(t). В процессе движения могут происходить лишь изменения ориентации этого вектора на тт. Однако результаты, полученные в [1], не позволяют указать моменты и число изменений направления, а также количество и расположение активных участков. Перейдем к решению этих вопросов.
2. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
В качестве положительного направления на прямой управления
выберем направление a(t) на первом активном участке. Функции Дг(Т) и Д1f(T) будем считать положительными, если направления
-4 —^
векторов Дг(Т) и AV(7) совпадают с этим направлением. Можно считать, что на каждом активном участке направление тяги по—>
стоянно, а если происходит изменение направления a(t), то в этот момент начинается следующий активный участок. Введем в равенствах (1.1) и (1.4) новую переменную интегрирования q:
(2.1)
С учетом этого равенства и сделанных выше предположений равенства (1.1) и (1.4) можно переписать в виде i i
j а (17) sin и (<7) = vAr(T); j а (q) cos <u (q) dq = Д V (T), (2.2)
о и
где
I = q(T), «, = у[Г-Е(?)], (2.3)
a через a(q) обозначена функция, равная единице на всех активных . —►
участках, на которых вектор а (t) направлен в положительную сторону прямой управления, и минус единице при противоположном направлении a{t).
Из равенств (2.1) и (2.3) следует, что
________(2 4)
dq а (S) ' ( '
Так как функция а (£) по определению неотрицательна, то с ростом <7 угол о) убывает,- причем в соответствии с (2.3) выполняются равенства
<»;?=o = v7’; со|9=/ = 0. (2.5
Ограничение a (¿X amax (¿) ограничивает скорость изменения угла со. Из (2.4) следует, что
(2.6)
dq
or
Равенства (2.2) допускают простую геометрическую интерпретацию. Рассмотрим плоскость переменных Д V(Т) и *&г(Т). Возьмем на этой плоскости декартову систему координат, по оси абсцисс которой будем откладывать значения АУ(Т), а по оси ординат — значения vДг(Т) (фиг. 1, а). Рассмотрим на этой плоскости кривую,
УАГ(Г) -
длина дуги которой равняется q, а угол между касательной и осью абсцисс равняется u>{q). Если считать, что эта кривая соответствует движению, то получающаяся для нее зависимость v>(q) в соответствии с равенствами (2.3) и (2.4) определяет a(t). Будем далее предполагать, что при тех значениях q, при которых функция a(q) меняет свои значения с 1 на —1 и, наоборот, с —1 на 1, угол <о (q)
мгновенно получает приращение, равное тс. Если такие точки существуют, то конечное значение ш в дополнение к (2.5) будет равняться Ы, где k — число перемен знака функции з(^). При таком определении угла ш в интегралах, стоящих в левых частях равенств (2.2), следует положить о(^)=1, и тогда они оказываются проекциями указанной кривой на оси координат. В соответствии с этим любая кривая, выходящая из начала координат и оканчивающаяся в точке В (см. фиг. 1,а)с координатами AV(T) и vAr(7’), обеспечивает выполнение граничных условий; длина же этой кривой равняется /. Решение рассматриваемой вариационной задачи дается той из этих кривых, которая имеет наименьшую длину и, кроме того, удовлетворяет условию (2.6), которое представляет собой
„ dw
ограничение, налагаемое на кривизну кривои щ- .
Ясно, что на пассивных участках приращение q равняется нулю, а Дшп в соответствии с (2.3) равняется — vAin, где Мп — продолжительность пассивного участка. Таким образом, пассивные участки моделируются на указанной кривой угловыми точками, в которых ш уменьшается. .
Длина кривой, соединяющей начало координат и конечную точку (см. фиг. 1, а) с координатами Д1/(Т) и vAr(T), будет наименьшей в том случае, когда используемая кривая во всех своих точках имеет наименьшую кривизну. Из этого в соответствии с (2.4) — (2.6) следует, что величина ускорения a(t) при оптимальном управлении всегда должна иметь граничное значение amax(t).
Рассмотрим далее случай, когда отсутствуют активные участки,
па которых вектор a(t) направлен в отрицательную сторону „прямой управления“ (см. фиг. 1, а). Соединим начало координат и конечную точку кривой с наименьшей возможной кривизной во всех ее точках. Эта кривая соответствует режиму управления с активным участком, расположенным внутри интервала 0 < Т. Пассивные участки в этом случае располагаются в начале и в конце траектории и их величины определяются углами Дш0п и Да>Гп, указанными на фиг. 1 ,а. Пассивный участок внутри интервала О <t<T соответствует кривой с изломом, которая имеет большую длину, чем кривая без излома, и, следовательно, такой режим управления не является оптимальным. Включение активного участка с отрицательным направлением a(t), очевидно, также приведет лишь к увеличению длины кривой. Таким образом, во всех тех случаях, когда конечная точка В может быть достигнута с помощью кривой, соответствующей режиму управления с одним активным участком, расположенным внутри интервала 0этот режим обеспечивает минимальное значение /. Из схемы, изображенной на фиг. 1, а, видно, что при управлении с одним активным участком можно построить решения лишь для конечных точек В, лежащих между положительным направлением оси абсцисс и прямой, выходящей из начала координат и составляющей угол v7 с этой осью. Очевидно, что при таком управлении и vT^u/2 нельзя достигнуть ни одной конечной точки, для которой Дг(Г)<0 или Д1/(Т)<0.
Остановимся на случае, когда после первого активного участка
с положительным направлением a(t) существует второй активный участок, на котором направление a(t) отрицательно. Возможные
расположения кривых в этом случае изображены на фиг. 1, б. Кривая наименьшей длины строится следующим образом. Из начала координат проводится кривая /, имеющая наименьшую кривизну и касающаяся в начале координат прямой, наклоненной к оси абсцисс под углом v7\ Далее из конечной точки В по касательной к линии мДг = const проводится кривая 2, также имеющая во всех своих точках наименьшую возможную кривизну. Кривые 1 и 2 продолжаются до момента их пересечения. Угол, который они образуют между собой в точке пересечения Дшш определяет продолжительность пассивного участка, разделяющего активные. Ясно, что активные участки примыкают к концам промежутка О Построенная таким образом кривая определяет опти-
мальное решение, позволяющее достигнуть конечные точки, соответствующие отрицательным значениям Д г (Г) и Д1/(Г). Таким образом, рассмотренный режим оптимального управления весьма существенно расширяет область возможных значений vAг(Т) и AV(T), при которых существует решение рассматриваемой задачи.
Более детальный анализ возможного расположения кривых в рассматриваемой плоскости показывает, что при чТ < я/2 никаких других режимов оптимального управления, кроме описанных, не существует. Следует отметить, что этот результат согласуется с результатами работы [2].
Рассмотренная геометрическая интерпретация может использоваться при оптимальном выборе зависимости amax(t), которая связана с распределением массы летательного аппарата между ступенями.
3. СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ а„
■ const
Рассмотрим сначала режим оптимального управления с одним активным участком. Для этого режима граничные условия (1.1) могут быть преобразованы к виду
2 sin —fH1- sm v (T ■
2 sin
2
vAL
, 4 _ Ar(T)lrcp _
a' CP Qmax/ftp ’
COS v (T
*a. cp
) =
bV(T)IV:KP #max/£cp
(3.1)
Здесь Д£а — продолжительность активного участка, ¿а. сР — положение середины активного участка. Решение системы (3.1), имеющее физический смысл, должно удовлетворять условиям
vAia > 0;
vi.
a. cp
Д L
a. cp
2
>0;
(3.2)
выражающим факт существования активного участка внутри интервала 0</<7\ Область допустимых значений чМа и ср представляет собой внутреннюю область треугольника, отображение гра-„ Д г{Т)/гср Д У(Т)/Укр
ниц которой на плоскость параметров --------------- и ----------может
О- тах/§ср йщах/^Гср
быть получено с помощью равенства (3.1) (фиг. 2). Сторона, на которой Д^а = 0, переходит в начало координат; стороны же, на
которых обращаются в равенства последние два неравенства (3.2)—
„ vAía
в дуги окружностей. Центр окружности, на которой чія.ср = ,
располагается в точке Е (см. фиг. 2) с координатами (—cosvT, sinvT), а радиус равен единице. Центр окружности, на которой
v¿a. cp = vT-, располагается в точке G (см. фиг. 2) с коорди-
натами (1, 0), радиус равен единице. При изменении vT в качестве границы используются разные по величине дуги этой окружности. Нетрудно убедиться в том, что преобразование (3.1) переводит область, определяемую неравенствами (3.2), в чечевицеобразную область, ограниченную дугами указанных окружностей.
^тят/Уср 4 [-(/+ COS-УҐ),SíffvT] f(rC0SVTtS¿ffVT)r tj 175 9fí
fsV Y 4 1
/ '0,75 \ qp V/ 075. HfY /fe* J
га,so Г"-L 70,50 \ ,<4 „
ч ' / t
5 0 ~0> 5 0 А/ ~n /1,1 1 лг(Т)/гср
í / V A
y X y T~~
^5
Фиг. 2
Определяемые таким образом области существования режима
Дг(Г)/гср Д V(T)¡Vkv
с одним активным участком в координатах —-—г-— , —-—т-—
Я max/бср ^max/Sep при различных значениях v7 построены на фиг. 2. При чТ они расположены в первом квадранте и уменьшаются с уменьшением v7\
С помощью формул (3.1) можно построить ЛИНИИ vAía = const и v/a. ср = const. Из этих формул видно, что семейство ЛИНИЙ = const состоит из окружностей с центром в начале координат
и радиусами, равными 2 sin—. Семейство же линий v¿a.cp=const
представляет собой семейство прямых, выходящих из начала координат и составляющих угол с осью ординат, равный v(T — U. ср). Физический смысл имеют части этих линий, расположенные внутри области существования.
Линии vAia = const и vía. ср = const при vT — 1,0 изображены на фиг. 3. Область существования режима с одним активным участком обозначена на ней цифрой I. Из формул (3.1) нетрудно получить явные выражения для vAta и v¿a. ср.
Интересно отметить, что vAía не зависит явно от продолжи-
5—Ученые записки .N* 1
тельности движения Т. Зависимость от Т проявляется только через зависимости Аг(Т) и АУ(Т). Нет явной зависимости от Т также и у времени движения от конца активного участка до конца перелета ¿ = 7\ Влияние Т явно сказывается лишь на размерах области существования решения и на длине пассивного участка, с которого начинается движение.
а(*Г_ VAt. ¿W)lvro v Г=
&masc /ffcp
I 1
vt tt.CB vr Vt j. в
4
¿1 J
0,5
Æjrraj: Vàt„ s' û,â
jr \ J
vr \ vt a.cu^Oâ
■л B,â
-o,s HP
-v -o,s 0 0,5 *ПП/гср
l & max /&cp
/
к n.cf
4 -~Û,S
% \ X- 0,6
V 4*
A y
Фиг. 3
Перейдем далее к анализу режима оптимального управления с двумя активными участками, примыкающими к концам промежутка 0-iCt^.T, на которых направления a(t) противоположны. Для этого случая граничные условия (1.1) при amax (t) = const могут быть преобразованы к виду
2 cos —у— cos V (Т -vA t,
br(T)/rCD
ta. cp) = -------;------ + 1 + COS vT;
cos —~ sin V (T — tn. cp) =
Æmax/âcp
bV(T)IVt
кр
«ma xlg,
sin vT.
cp
(3.3)
Здесь через Мп обозначена продолжительность пассивного участка, разделяющего активные участки, а через tп. ср — положение его середины (см. фиг. 3). Условия существования рассматриваемого режима управления представляют собой неравенства
* А v/n.
vAin
cp
0; v^n. Ср -f-
vA L
<v7\
(3.4)
Эти условия выражают факт существования пассивного участка внутри промежутка Границы области, определяемой
неравенствами (3.4), при преобразованиях при помощи (3.3) переходят в дуги окружностей. Центр окружности, на которой уД£п=0,
располагается в точке D (см. фиг. 2) с координатами [— (1 + cos vT), -sinvT], а радиус окружности равен 2. Центр окружности, на кото- с
(рои vr„ ср = -----11 , располагается в точке г, а радиус равен единице. Окружность, на которой = ---^п , совпадает с окруж-
ностью, определяющей правую границу области существования режима управления с одним активным участком. Области существования режима управления с двумя активными участками построены на фиг. 2 для тех же значений vT, что и области существования режима с одним активным участком. Из фигуры видно, что при управлении с двумя активными участками при v7'-<it/2 можно попасть в конечные точки, лежащие в третьем и четвертом
Ar(t)¡rcp AV(T)!VKP о
квадрантах плоскости----------------------, --(см. разд. 2). Приумень-
^max/áxp «max/á’cp
шении vT1 область существования режима с двумя активными участками также уменьшается.
Равенства (3.3) позволяют построить семейства линий vá¿n=const и vin. ср = const. В рассматриваемом случае семейство линий vA¿n = const представляет собой семейство окружностей с центром
в точке D (см. фиг. 2) и радиусом, равным 2 cos—. Семейство
же линий v^n. ср —— const представляет собой пучок прямых с вершиной в точке D, составляющих угол — v (Т — tn. ср) с положительным направлением оси абсцисс. Физический смысл имеют лишь те части указанных линий, которые расположены внутри области существования.
Семейства атих линий при чТ = 1,0 показаны на фиг. 3. Там же указана область существования режима с двумя активными участками, обозначенная цифрой И. Формулы (3.3) позволяют получить явные выражения для суммарной продолжительности активных участков Т — Atn, определяющей значение интеграла /, и для '■tu. ср- Формулы (3.1) и (3.3) и графики фиг. 3, будучи построены для различных значений vT, дают полное решение задачи синтеза
оптимального управления в случае коллинеарности векторов Аг(Т)
и AV(T).
4. ВОЗМОЖНЫЕ СЛУЧАИ КОЛЛИНЕАРНОСТИ ВЕКТОРОВ
Дг (Г) И д V(T)
Будем считать, что до начала и после окончания перелета
движение происходит по орбитам, уравнения которых в соответ-
ствии с [1] могут быть записаны в следующем виде: начальная орбита
-*■ \/ — —
•Л) (то) = г00 cos VT0 -f- —22 Sin VT0; v0 (т0) = v00 eos VT0 — vr00 sin VT0, (4.1)
конечная орбита
у -► -► -
r('ci) = rioCOSVT1-f--^2sinvT1; V(ti) = l/^cosvxj — vr10sinvxj. (4.2)
5*
67
Через Х0 И Tj здесь обозначено время движения соответственно по начальной и конечной орбитам, отсчитываемое от некоторых
начальных состояний, характеризующихся векторами r00, yo(> ——►
И Гш V10.
Предположим, что между временами х0 и х1 имеется следующая связь:
Т0 = tj = т. (4.3)
. —► —>
При таком предположении выражения (1.2) для Дг(Т) и Д V(Т) записываются в виде
Дг(Т)= Ar0cosvx 4-^^2-sinvx; Д V(Т) = Д V0 cos vx — vAr0 sin vx, (4.4) где
^ro = rie roo' ^^o=^io VV (4-5)
С учетом этих равенств условие (1.3) коллинеарности векторов Дг(7) и Д1/(Т) преобразуется к форме
Дг0 X AV/0cos2vx = 0. (4.6}
Отсюда видно, что векторы Дг(Т) и Д1/(Т) коллинеарны в следующих случаях:
1) ДГ0 = 0; 2) Д Р0 = 0; 3) Дг0 || Д \>0; 4) cos 2 vx = 0. (4.7)
Отметим, что в первых трех случаях коллинеарность имеет место при произвольных X.
Случай Дго = 0 соответствует переходу между орбитами, имеющими точку пересечения, а случай Д1/0 = 0 — переходу между орбитами, у которых в некоторых точках совпадают векторы скорости.
5. ПЕРЕХОД МЕЖДУ ПРОИЗВОЛЬНЫМИ ПЕРЕСЕКАЮЩИМИСЯ
ОРБИТАМИ
Рассмотрим задачу о переходе между пересекающимися орбитами. Моменты начала и окончания работы двигателя предполагаются не заданными и подлежат рациональному выбору.
В соответствии с равенствами (4.4) в рассматриваемом случае
выражения для Дг(Т) и &V(T) записываются в виде
Дг (Т)= sin vx; Д V(T) = Д l/0 cos vx, (5.1)
где х — время движения от точки пересечения орбит до момента окончания перелета. Отсюда видно, что при 0<>х<;7г/2 вектор-
—►
a{t) параллелен вектору Д1/0 и, следовательно, параллелен импульсу тяги, который получается при решении задачи в импульсной постановке.
Рассмотрим сначала случай одного активного участка при произвольной зависимости атах(^). Очевидно, что в данной задаче
без ограничения общности можно предполагать, что двигатель включается при t = 0 и выключается при £=7\ При таких предположениях граничные условия (1.1) записываются в виде
j атах (£) sin V (Г — S) d% = Д Vü sin vx;
о
г
j am ах (S) cos V (Г — \)d% — Д V0 COS vx.
(5.2)
Эти равенства представляют собой систему уравнений для определения Г и х и могут быть переписаны в виде
sin vT‘fc — cos v'/-/f = Д V0 sin vx; cosvr-/e+-sinv7’-/J = Al/Ocosvx, (5.3) где
IC = j Яшах (5) cos v£ ¿ft; 4 = \ amax (£) Sin V?
<8.
Отсюда
Ic = Д1/0 cosv (Г — x); /j = Д l/0 sin v (T — x).
(5.4)
(5.5)
После возведения этих равенств в квадрат и сложения, получается уравнение для определения Т:
/
* 7 2 ■ г * 2
f amax(£)COS vEdE + f amax (£)sinv$ di
0 . J _0 .
= ДК0.
(5.6)
При известном Т можно считать известными интегралы 1С и /5 и определить х из равенств (5.5).
Найдем теперь координаты точки, соответствующей началу перелета t — 0, при этом рассуждать будем следующим образом. Если бы точка двигалась по начальной орбите, то за время Т она передвинулась бы в точку, время движения до которой по начальной орбите от точки пересечения равняется т. Поэтому время движения по начальной орбите до точки пересечения орбит равняется Т — х. В соответствии с этим радиус-вектор и вектор скорости, соответствующие начальной точке траектории перехода, определяются равенствами (4.1) при х0 = х — Т.
Таким образом,
г0 |/=0 = Гоо COS V (Г — х) — -22- siП V (Т' х) =
1
Д1/0 \¡c г<л
iYj*
s V
(5.7)
Va
<=0
= l/00cosv(7’— х) + vr00 sin V (Г — x)
(Je ^00+ 4'^со)-
д v0 x‘c -00
Формулы (5.5) — (5.7) справедливы при произвольном законе регулирования тяги и могут быть использованы для построения системы управления траекторий перехода между произвольными пересекающимися орбитами.
Проведем вычисления для случая amax (t) — const. Имеем
(1 — cosvT).
(5.8)
Из этих равенств и равенств (5.5) следует, что
Т чТ AVJVKV
Х--5-: s-n-з—<5.9>
Таким образом, при omax(^ = const траектория перехода симметрична относительно точки пересечения орбит.
Рассмотрим для случая amax(^) = const вопрос о всех возможных режимах управления с помощью графиков, приведенных на фиг. 3. В этом случае выражения для безразмерных параметров,, откладываемых по осям координат фиг. 3, записываются в виде
Лг(7Жр , . *V(T)IVKP
---——■— = Xsinvx; -----;--= ). cosvx, (5.10)-
йтах/^ср Omax/g’cp
где
Д Vol
х=----(5.11>
flmax/^cp
При изменении х и фиксированном X функции (5.10) определяют окружность с радиусом I. Угол vx на фиг. 3 отсчитывается от оси
Д V (T)l VKp
по часовой стрелке. Из графиков фиг. 3 видно, что-
Ятах/^ср
решение рассматриваемой задачи существует лишь в случаях,, когда выполняется неравенство
Ra =2 sin 4^. (5.12)=
Через Rb и Ra здесь обозначены расстояния от точек А и В на фиг. 3 до начала координат. Указанное в (5.12) выражение для этих величин получается, если в соответствии с графиками фиг. 3
Т
принять в равенствах (3.1)Д^а = Т, ¿аср= —, а в равенствах (3.3)'
Д^п = 0, tn. ср = 0.
Из фиг. 3 видно, что при значениях л, удовлетворяющих неравенству (5.12) с запасом, возможны режимы управления как с одним активным участком, так и с двумя. Режимы с одним активным участком соответствуют на фиг. 3 дуге а|3 и отличаются от режима, рассмотренного выше, наличием пассивных участков-по краям.
Режимы с двумя активными участками соответствуют на фиг. 3 дугам и е8. Однако из расположения кривых чМа = const
и = const следует, что эти режимы имеют большее значение /, чем режимы с одним активным участком. Покажем, что с их помощью нельзя уменьшить время перелета Т. Минимальное значение Т, очевидно, соответствует такому расположению кривых, при которых область существования столь мала, что ее крайние точки А и В лежат на окружности с радиусом X. Если бы Ra было больше Rb, то перелеты с двумя активными участками, соответствующие дуге е8, существовали бы при меньших значениях Т, чем перелеты с одним активным участком. Поэтому из равенства Ra = Rb следует, что при amax (t) — const перелеты с двумя активными участками не позволяют уменьшить время совершения маневра.
Представим себе вид траекторий перелета для всех рассмотренных режимов. Выше было указано, что положительное направ-
ление для Д г (Г) и АУ(Т) совпадает с направлением аЦ) на первом активном участке. Для того чтобы анализ возможных режимов перелета был полным, необходимо рассматривать оба возмож-
* —> ср
ных направления вектора а. Формулы (5.10) для -------------------; и
А У(Т)1У,
*/й
ср
кр
получены для случая, когда направление вектора а(0 Ят»х/ёср
на первом активном участке совпадает с направлением вектора
ДУ0. При изменении направления а (¿) входящий в эти формулы угол VI заменяется на угол я + ут.
Указанный анализ был выполнен, и результаты его в виде взаимного расположения траектории перехода, начальной и конечной орбит представлены на фиг. 4. Случаи а и б соответствуют перелетам с одним активным участком, случаи в и г —с двумя. В случае а изображена траектория перехода, соответствующая
дуге ар на фиг. 3; при этом тяга направлена по вектору Д1/0. Случай б соответствует противоположному направлению тяги, когда перелет с одним активным участком в окрестности точки пересечения орбит невозможен.
.Режимы уЗ у
Режимы К р
Конечная оріита
Конечная орбита
Начел мая орбита
Нет решения ^иаяорбита
Мачалы/ая орбита г>
Режимы £/?
Начальная орбита
Конечная орбита
Начальная арбе та
Фиг. 4
В случаях в и г тяга на первом активном участке направлена,
соответственно, по вектору Д1/0 и противоположно ему. В случае в возможные режимы перелета определяются дугой ¡3? на фиг. 3. Этот перелет заканчивается за точкой пересечения орбит. Случай же г соответствует дуге е8 на фиг. 3 и заканчивается до точки пересечения орбит или за ней.
6. ПЕРЕЛЕТ С ДВУМЯ АКТИВНЫМИ УЧАСТКАМИ ПРИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Задачи, рассмотренные в работе [1] и в разд. 5, позволяют решить задачу о переходе из произвольного начального состояния в произвольное конечное состояние. В такой задаче необходимо
при выборе а(£) удовлетворить одновременно обоим граничным
условиям (1.1) при произвольных векторах Аг(Т) и Д1/(7')-
Разобьем весь маневр на два этапа. В течение первого этапа управление осуществляется таким образом, чтобы попасть в заданную конечную точку, характеризующуюся вектором г(Т) (фиг. 5). Такая задача рассматривалась в работе [1]. Там было выяснено,
что для осуществления такого маневра вектор а(£) должен быть постоянно ориентирован в пространстве и направлен по вектору
Аг(Т), который является известным. Момент включения двигателя совпадает с моментом ¿ — О, а для момента выключения двигателя tк в работе [1] получено уравнение. Приращение вектора скорости к моменту t = T при таком управлении может быть определено с помощью формулы
АУ"(Т) = а(^)со5у(7'-^а??.
(6.1)
Соответственно полное изменение вектора скорости ДУ7, которое должно быть выбрано на второй фазе маневра, определяется как
Д V'(Т) — АУ(Т) — Д У" (Т). (6.2)
После того как первая фаза маневра закончена, задача сводится кнахождениюперехода между произвольными пересекающимися орбитами (см. разд. 5). В данном случае вектор точки пересечения орбит совпадает с заданным заранее вектором
г(Т), а разность скоростей в точке пересечения орбит равняется
АУ'(Т) и после окончания первого активного участка может считаться известной величиной.
Рассмотренная схема перелета с двумя активными участками, на каждом из которых тяга имеет свое постоянное направление в пространстве, привлекательна простотой программы изменения ориентации тяги.
Автор выражает признательность Е. И. Арбековой, выполнившей все приведенные здесь расчеты.
Фиг. 5
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузмак Г. Е. О некоторых свойствах оптимального управления пространственным движением материальной точки в однородном центральном поле тяготения. .Ученые записки ЦАГИ“, т. I, № 5, 1970.
2. Кузмак Г. Е., Исаев В. К., Давидсон Б. X. Оптимальные режимы движения точки переменной массы в однородном центральном поле. Доклады АН СССР, 149, № 1, 1963.
Рукопись поступила 21X11 1969 г.