Научная статья на тему 'Синтез искусств в эпоху русского барокко'

Синтез искусств в эпоху русского барокко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1603
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРОККО / BAROQUE / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / SYNTHESIS OF ARTS / МУСИКИЯ / MUSICIA / ПАРТЕСНАЯ МУЗЫКА / PARTES MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородин Александр Викторович

Культура и искусство конца XVII первой половины XVIII века обладала единством развития -духовного, стилевого, идейного, она ознаменовалась переходом от Средневековья к Новому времени. Литература, музыка, изобразительные искусства, архитектура синхронно видоизменяются, образуя новый стиль эпохи барокко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture and art possessed spiritual, stylistic, ideological by unity development in the end of the 17th century at the beginning of the 18th. It meant transition from the Middle Ages to New Age. Music and architecture, painting and literature are synchronous modified forming new style of the epoch Baroque.

Текст научной работы на тему «Синтез искусств в эпоху русского барокко»

.....

п

248 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^

СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ЭПОХУ РУССКОГО БАРОККО А. В. Бородин

Московский государственный университет культуры и искусств

Культура и искусство конца XVII - первой половины XVIII века обладала единством развития -духовного, стилевого, идейного, она ознаменовалась переходом от Средневековья к Новому времени. Литература, музыка, изобразительные искусства, архитектура синхронно видоизменяются, образуя новый стиль эпохи барокко.

Ключевые слова: барокко, синтез искусств, мусикия, партесная музыка.

Culture and art possessed spiritual, stylistic, ideological by unity development in the end of the 17th century - at the beginning of the 18th. It meant transition from the Middle Ages to New Age. Music and architecture, painting and literature are synchronous modified forming new style of the epoch Baroque.

Key words: Baroque, synthesis of arts, musicia, partes music.

Древнерусской музыке в Х1-ХУ11 веков присущ единый стиль, выработанный в эпоху Средневековья. Новые распевы ХУ-ХУ11 веков - демественный, путевой, подчинялись общим нормам, выработанным средневековым каноном. Партесное многоголосие на Руси в конце XVII века после более чем полутысячелетнего господства унисона стало важной вехой в развитии русской музыки.

Эпоху с середины XVII - до середины XVIII веков в музыкальном искусстве, литературе и изобразительном искусстве можно назвать временем барокко. Оно отмечено взаимодействием западных и древнерусских традиций. В результате такого взаимодействия рождались оригинальные формы национального русского барокко: в музыке - троестроч-ное пение и партесные четырехголосные гармонизации песнопений знаменного, киевского, греческого, болгарского распевов, авторские композиции: концерты, службы; в иконописи - школа царских мастеров, ушаковская школа; в литературе - придворная поэзия Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Силь-

вестра Медведева; в архитектуре - нарышкинское барокко, очень яркое в цветовом отношении, с затейливыми формами. Можно сказать, что ранние формы барокко сыграли для русского искусства роль Возрождения, которое в силу исторических особенностей развития отсутствовало в русском искусстве.

Барокко как широкое историко-культурное понятие охватывает значительный круг явлений, связанных общностью эстетических воззрений. Развитие средств выражения, выработанных в одних родах искусства, порождает своеобразные соответствия в других. Сопоставляя характер развития литературы, музыки и разных видов изобразительного искусства в России конца XVII - начала XVIII века, можно заметить синхронность их развития, в котором наиболее яркой гранью является рубеж XVII-XVIII веков. Начало века открывает новую эру в искусстве. Социальная и политическая атмосфера рубежа веков повлияла на характер развития искусства. Меняется язык литературы, музыки, архитектуры, живописи. Развитие стиля барокко в музыке

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 248-250

.....

ш

Искусствознание 249

складывается из двух этапов: раннего, второй половины XVII века, когда закладывались основы, происходило формирование новых жанров, еще связанных с древнерусской певческой культурой, и позднего барокко, которому свойственны концертные формы многоголосия, яркие контрасты концертного стиля, расцветшего в начале XVIII века.

Рассматривая развитие русской архитектуры второй половины XVII века, можно проследить, как происходит трансформация традиций древнерусского стиля в западноевропейский. Период московского зодчества с его декоративным убранством - карнизами, кокошниками, именуемым нарышкинским, или московским, барокко, в 1670-х годах является заключительным периодом древнерусской архитектуры и, одновременно, переходным периодом от древнерусской культуры к европейскому стилю барокко. Нарышкинское барокко совмещает в себе декоративные черты древнерусского московского зодчества с планировкой, свойственной западноевропейской барочной архитектуре. В начале XVIII века Петр I специально выписывает итальянских мастеров для застройки Петербурга, русская архитектура XVIII века подражает западной архитектуре.

Литературу XVII века характеризует процесс, аналогичный развитию музыкальной культуры. Она отличается необыкновенным разнообразием и пестротой жанров и стиля. Зарождается светская лирическая поэзия любовного содержания - виршевая поэзия с характерным силлабическим ритмом, появляются повести и даже романы авантюрного содержания. Постепенно она сближается с западноевропейской литературой.

В истории русского изобразительного искусства на рубеже XVII-XVIII веков происходит постепенный переход от иконописи к живописному началу. Чудесные видения, новая порода людей, внешняя подвижность поз и жестов (1, с. 81, 85) - все это изображается в западноевропейской манере. Элементы барокко в иконописи также проявлялись на протяжении второй половины XVII века. Процесс

сближения с западноевропейской культурой ускоряется. В России появляется портретная живопись на манер голландских и немецких портретистов Кнеллера, К. Моора, Гельдера, иконопись начинает подражать портрету.

В конце XVII века древнерусские традиции заканчивают свое многовековое влияние на развитие искусства в целом. Нельзя сказать, что древнерусское искусство исчерпало себя до остатка, столь внезапное исчезновение не было связано с исчезновением внутреннего потенциала. Произошло это в силу исторических событий, которые сделали невозможным развивать русскую культуру в русле старой традиции. В искусстве открывается новая эпоха, обусловленная сменой мировоззрения, изменением художественных принципов, мироощущения.

В России барокко приобрело своеобразные национальные черты, отличавшие его от западноевропейских барочных форм. Все более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты.

Музыке свойственна орнаментальность, декоративность письма, изукрашенность мелодики и фактуры. В эпоху барокко впервые в России появляются профессиональные композиторы, начинается процесс индивидуализации авторского стиля. В партесных рукописях встречаются десятки имен композиторов. В сочинениях лучших из них можно заметить стремление к индивидуальной, самостоятельной выразительности. Вследствие этого зарождается новая русская композиторская школа эпохи барокко.

Эпоха барокко дала русской музыке огромную музыкальную литературу. В России появилась целая плеяда русских композиторов: Николай Дилецкий, Василий Титов, Николай Калашников, Николай Бавыкин, Степан Беляев и многие другие - создатели духовных концертов, кантов, служб, обработок. Помимо названных выдающихся русских композиторов, список достигал до 46 имен (4, с. 234), что является свидетельством огромной активизации творчества русских музыкантов.

13_ёпё6пп6аТдШёа.р65 249 23.03.2011, 10:11

.....

I I I ■ М I I I

250 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль

Большую роль в развитии искусства эпохи барокко в России сыграло учение об аффектах (5, с. 318), позволяющее передавать движение человеческих страстей с помощью музыкальных фигур - мелодических приемов, движения голоса, динамики, гармонии, лада и ритма. В эпоху барокко музыка осознается как средство воздействия на сердца человеческие, она становится способной вызывать разнообразные чувства, глубокие эмоции -жалость, печаль, радость. Суть ее в «Муси-кийской грамматике» выражена Дилецким: «Мусикия - иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости» (2, с. 60). Средневековое искусство не знало такого богатства оттенков выражения чувств. Оно было направлено лишь на общение человека с Богом, что создавало его монолитность, внутреннюю замкнутость и особую созерцательность. Этим оно принципиально отличалось от музыкальной эстетики барокко, воздействующего на слушателя и всегда учитывающего его восприятие.

Эпоха барокко - это одна из самых ярких и величественных страниц истории искусства. В ее небывалой вычурности, монументальной красочности и, вместе с тем, изощренной грации отразился противоречивый дух эпохи. Барокко в России неоднородно. Вопрос своего и чужого, заимствованного в искусстве эпохи

барокко в России очень сложен, он одинаково важен для литературы, музыки, изобразительного искусства. Рассматривая вопросы взаимосвязи старого и нового (3, с. 43) в музыкальном искусстве XVII века, нетрудно заметить, что западные музыкальные заимствования настолько быстро и органично усваивались, что вскоре становились естественными, родными для партесного стиля. Эпоха барокко принесла много нового русской культуре - партесные гармонизации, канты, хоровые концерты a cappella. Вместе с тем была выработана новая композиторская техника, которая установила новые нормы музыкального мышления -ладотональность, гармонический язык, полифоническое письмо. В эпоху барокко появилась плеяда первых русских композиторов, среди которых Титов, Калашников, Бавыкин, Редриков, Дилецкий. Их службы и концерты -смелые, яркие, динамичные, основаны на масштабных, выразительных контрастах. В них ярко выражено мастерство хорового письма, виртуозное владение имитационно-полифонической техникой. В партесных концертах был выработан особый музыкальный язык типизированных музыкальных формул. Музыка эпохи барокко в России открыла дорогу светским жанрам - опере, инструментальной музыке, и положила начало становлению русской музыкальной классики XVIII-XIX веков.

Примечания

1. Алпатов, М. В. Проблема барокко в русской иконописи / М.В. Алпатов // Барокко в России. - М., 1926.

2. Дилецкий, Н. Идеа грамматики мусикийской / Н. Дилецкий; публ., пер., исслед. и коммент. В. В. Протопопова. - М., 1979.

3. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - Л., 1967.

4. Музыка на Полтавскую победу // Памятники русского музыкального искусства. - М., 1973. - Вып. 2.

5. Шестаков, В. П. От этоса к аффекту / В.П. Шестаков. - М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.