СИНТЕЗ АДАПТИВНОГО ПРЕДИКТОРА ДЛЯ НАХОЖДЕНИЯ
УПРЕЖДАЮЩЕЙ ОЦЕНКИ
А.А. Бобцов, В.И. Цвикевич
Статья посвящена проблеме синтеза адаптивного предиктора для нестационарной системы второго порядка с частично известными коэффициентами и известным, в общем случае, переменным запаздыванием. Решаемая в рамках данной работы задача, является актуальной при управлении впрыском топлива в инжекторных двигателях внутреннего сгорания.
Введение
В данной статье рассматривается задача синтеза адаптивного предиктора для нахождения упреждающей оценки. Задача эта не является новой, но для данной работы является специфичной, поскольку наряду с типовой постановкой, заключающейся в синтезе предиктора или упредителя для линейной стационарной системы с неизвестными коэффициентами при запаздывании в управлении, данная проблема усложнена нестационарностью модели и наличием дополнительной сенсорной динамики. Подобная задача является достаточно актуальной для поддержания заданного стехиометрического соотношения в системах управления впрыском топлива для инжекторных двигателей внутреннего сгорания. Решение задачи поддержания заданного стехиометрического соотношения является экологически и экономически выгодным, поскольку, с одной стороны, в атмосферу не выбрасываются вредные вещества, вызванные частичным сгоранием топлива, а с другой стороны, производится оптимальный по объему впрыск топлива необходимый для функционирования двигателя.
Постановка задачи
Рассмотрим объект управления следующего вида
x = -ax + bu , (1)
У = v(t) yv=v(t )(x + du ), (2)
где сигнал yv(t) и функция x(t) не измеряются; функция v(t) = Av(t) + v0 > 0 предполагается известной, число Vo > 0; постоянные параметры a, b и d не известны.
Наряду с объектом управления (1), (2) рассмотрим сенсор первого порядка
у = -ay + ßy(t-т), (3)
где постоянные параметры а и ß полагаются известными; сигнал y(t) измеряется; запаздывание т > 0 известно.
Следует отметить, что модель вида (1) - (3) является достаточно известной и популярной в литературе по двигателям внутреннего сгорания [1 - 5]. В частности, уравнения (1) и (2) представляют собой модель впрыска с выходной переменной y(t) и входной переменной u(t) представляющими, соответственно, стехиометрическое соотношение и объем впрыскиваемого топлива во времени. Уравнение (3) описывает динамику датчика, а запаздывание т > 0 вызвано прохождением выхлопного газа в коллекторной трубе.
Сформируем цель управление как:
lim | y(t) - y(t )| = 0, (4)
t —ю'
где y(t) оценка сигнала y(t).
Рассмотрим также дополнительную цель управления:
lim | yv(t) - yv(t )| = 0, (5)
t —ю'
где yv(t) оценка функции yv(t).
Легко показать, что из выполнения lim |yv (t) - yv (t)| = 0 следует lim | y(t) - y(t )| = 0.
t —^ ю t —^ ю
Синтез адаптивного предиктора
Дифференцируя функцию уу(г), получаем
уу(г) = х(г) + ёй(г) = -ах(г) + Ъй(г) + ёй(г) = -а(уу(г) - ёй(г)) + Ъй(г) + ёй(г) =
т
= -ауу(г) + (аё + Ъ)й(г) + ёй(г) = -ауу(г) + о1(г)01 + о2(г)02 = -ауу(г) + с (г)0, (6)
т
где 01 = (аё + Ъ), 02 = ё, ю1(г) = й(г), со2(г) = й(г), о (г) = [01(1) с>2(г)] и
от = 00 02].
Из уравнения (6) для уу((г - т) получаем
уу(г-т) = -ауу(г-т) + с (г -т)0 . (1)
Сначала построим наблюдатель для системы (1). Пусть сигнал у (г - т) = у(г - т) у у (г - т) измеряется, адаптивный наблюдатель примет вид:
уу(г -т) = -а(г - т)уу(г -т) + от (г - т)0(г - т), (8)
где уу(г - т) оценка сигнала уу(г -т), функция а(г -т) оценка неизвестного
параметра а и вектор-функция 0(г - т) оценка вектора неизвестных параметров 0. Для синтеза адаптивного наблюдателя рассмотрим модель ошибок
Уу(г -т) = уу(*-т) - уу(г-т). (9)
Дифференцируя функцию уу(г - т), получаем
Уу(г-т) = уУ(г -т) -уу(г -т) = -ауу(г -т) + С(г - т)0 -
- (-а(г - т) уу (г -т) + фт (г - т)0(г - т)) =
- (а(г - т) + а(г - т))( уу(г -т) + уу(г - т)) +
Т у у * у у
+ а(г-т)уу(г-т) + с (г-т)0(г-т) = - а (г-т)уу(г-т) - а (г-т)уу(г-т) -
у Т У У У /у
- а(г -т) у у (г-т) +с (г-т)0(г-т) = - ауу(г-т) - а (г-т)уу(г-т) +
+ оТ (г-т)0(г-т). (10)
где а(г -т) = а - а(г -т) и 0 (г -т) = 0 - 0(г - т) . Рассмотрим функцию Ляпунова следующего вида
т, , ч а2(г-т) 0т(г-т)0(г-т)
V = у(г-т)уС(г-т) + —к->- + —1 , -, (11)
ка1 ка2
где постоянные параметры ка1 > 0 и ка2 > 0. Дифференцируя функцию V, получаем
V = у(г - т)у1 (г -т) - 2у(г - т)ау1 (г -т) - 2у(г - т)уу (г - т)у(г - т) уу (г -т) +
ч^ ч ^ чу, ч (г-т)а(г-т) „§т(г-т)0(г-т) + 2у(г - т)уу (г - т)от (г - т)0 (г -т) + 2—-—-+ 2—ь--1 (12)
ка1 ка2
Выберем адаптивный алгоритм для а(г -т) = а - а(г -т) и 0(г -т) = 0-д(г -т) в следующем виде
у(г -т) = ка1у(г - т)Уу (г - т)уу(г - т) , (13)
в (г -т) = -ка2с(г - т)у(г - т)уу (г -т). (14)
Тогда уравнение (12) примет вид
V = (У (г -т) - 2у(г - т)а)уV (г -т). (15)
Пусть функция (v(t - г) - 2v(t - т)а) < 0 и u(t - т), U(t - т) е Lw, тогда lim Iyv (t) - yv (t)| = 0, a(t - т) — const и в (t - т) — const при t — w . Из условия
t—w
lim Iyv (t) - yv (t)| = 0, ~(t - т) — const и в (t - т) — const при t — w получаем
t—w1
~(t) —~(t-т) и 0(t) —><в(t-т) при t — w . (16)
Поскольку ~(t - т) = а - aa(t - т) и в (t - т) = в - d(t - т), тогда
a(t - т) = a - a(t - т) = -kaiv(t - т)~ (t - т)уу(t - т), (17)
0(t - т) = в - 8(t - т) = ka20 (t - r)v(t - т)~у (t - т), (18)
где ¿¿(0) > 0 и <9(0) > 0.
Легко видеть, что наблюдатель (8), (17), (18) может быть использован для оценки сигнала yv (t) в случае, когда
УДО = -a(t)yv(t) + rnT (t)0(t), (19)
а (t) = -ka1V(t )av(t) V), (20)
§(t) = ka 2®(t)v(t)av(t). a a (21)
Поскольку a(t) — a(t -т) и <(t) — <(t -т) при t — w , то a(t) — ¿a(t -т), d(t) — d(t - т) и мы получаем
УV(t) = -a(t)yv(t) + mT(t)0(t) = -a(t-т)yv(t) + mT(t)<?(t- т). (22)
Из уравнения (22) мы можем синтезировать наблюдатель для сигнала yv (t). Рассмотрим функцию £(t) в следующем виде
£(t) = -a(t - т)^) + aT (t )§(t - т), (23) где параметр ¿a(t - т) > 0 и £(0) = yv(0) мы получаем £(t) — yv(t) при t — w .
Так как £(t) — yv(t) при t — w мы получаем liml yv(t) -£(t )| = 0.
t—w
Однако наблюдатель (8), (17), (18), (23) не может быть использован, т.к. в силу постановки задачи сигнал v(t - т)yv(t - т) не измеряется. Из уравнения (3) находим
1 • а
v(t -^yv(t -т) = - y (t) + в У (t). (24)
Подставляя уравнение (24) в (17), (18) мы получаем
a(t - т) = -в (У(t) + ay(t)))(t - т) + ka1v(t - т)yl (t - т), (25)
0(t - т) = в®(t - т)(У(t) + ау(t)) - ka2&(t - - т)yv(t - т). (26)
Введем в рассмотрение новую переменную
an (t - т) = в У (t)Уу (t - т) + a(t - т), (27)
вп (t - т) = - в ® (t - т)у(t) + <(t - т) . (28)
Дифференцируя уравнения (27) и (28), получаем
¿п (t - т) = в У (t) yv(t - т) + в У (t)&v(t - т) + a (t - т) =
= в У (tV (t - T) - У (t)У V (t -T) + kaV - T)y 2 (t -T) = = в У (-a(t - t) У V (t -T) + œT (t - T)ê(t - T)) - ^ва У (t ) У V (t -T) + + kal V (t -т)У l(t -t), (29)
& k r, k r, &
ên (t -T) = -в *(t - T) У (t ) —j d> (t - T) У (t ) +°(t -T) =
= - в œ (t - t) У (t ) + ^ea^t - t) У (t ) - ka 2®(t - T) v (t - т)У V (t - T). (30)
Таким образом, наблюдатель сигнала УV (t) имеет следующий вид
i(t ) = -aa(t - T)Ç(t ) + œT (t )ê(t -t), (31)
У V (t -t) = -a(t - т)У V (t -t) + œT (t - T)ê(t - t) , (32)
a n (t -T) = в У (-à1(t - т)У V (t -T) + œT (t - T)ê(t - T)) -
- У (t )У V (t -T) + kal V (t - т) У1 (t -T), (33) a(t -t) = a n (t -t) - в У (t ) У v (t -т), (34) ên (t -T) = - в œ (t - т) У (t ) + keaœ(t - т) У (t ) -
- ka2œ(t -t)v (t -т)У V (t -т), (35)
k
ê(t -T) = ên (t -t) + -в œ(t - T) У (t ). (36)
Заключение
В статье предложено решение задачи синтеза адаптивного предиктора для нестационарной системы с запаздыванием (1), (2) и динамическим сенсором первого порядка (3). В условиях параметрической неопределенности модели (1), (2), построен регулятор (31) - (36), обеспечивающий нахождение упреждающей оценки выходной переменной системы (1), (2).
Данная работа выполнена при финансовой поддержке Администрации Санкт-Петербурга, конкурс грантов 2003 года для молодых кандидатов наук Санкт-Петербурга (шифр гранта: PD03-2.0-6).
Литература
1. Kim Y.-W., Rizzoni G., V. Utkin Automotive engine diagnostics and control via nonlinear estimation. IEEE Control Systems, 1998.
2. Ault B.A., Jones V.K., Powell J.D., Franklin G.F. Adaptive air-fuel ration control of a spark ignition engine. SAE paper no. 940373, 1993.
3. Jones V.K., Ault B.A., Franklin G.F., Powell J.D. Identification and air-fuel ratio control of a spark ignition engine. IEEE Trans. on Control Systems Technology, vol. 3, no. 1, 1995.
4. Powell J.D., Fekete N.P., Chang C. -F. Observer-based air-fuel ratio control. IEEE Control Systems, 1998.
5. Turin R.C., Geering H.P. Model-based adaptive fuel control in an SI engine. SAE paper no. 940374, 1993.