Научная статья на тему 'Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в школьных учебниках'

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в школьных учебниках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3058
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАКСИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / ПОДЛЕЖАЩЕЕ / SUBJECT / СКАЗУЕМОЕ / PREDICATE / ГРАММАТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / GRAMMAR COORDINATION / SYNTACTICAL RELATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савельева Дина Викторовна, Лапшина Елена Александровна

В статье рассматривается вопрос о синтаксической связи, формирующейся в двусоставном предложении между подлежащим и сказуемым, выявляются отличия синтаксической связи от теории, которая рассматривается в школьных учебниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about the syntactic relationship formed in a two-member sentence between a subject and a predicate, differences are identified between the syntactic relationship and the theory that is considered in school books.

Текст научной работы на тему «Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в школьных учебниках»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (05). Июнь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 80 ББК 81 С128

Д. В. Савельева Иркутск, Россия Е. А. Лапшина Иркутск, Россия

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ

В статье рассматривается вопрос о синтаксической связи, формирующейся в двусоставном предложении между подлежащим и сказуемым, выявляются отличия синтаксической связи от теории, которая рассматривается в школьных учебниках.

Ключевые слова: синтаксическая связь, подлежащее, сказуемое, грамматическая координация.

THE SYNTACTIC RELATIONSHIP BETWEEN SUBJECT AND PREDICATE IN SCHOOL BOOKS

This article is about the syntactic relationship formed in a two-member sentence between a subject and a predicate, differences are identified between the syntactic relationship and the theory that is considered in school books.

Key words: syntactical relation, subject, predicate, grammar coordination

Предложение - синтаксическая единица, в которой складываются особые синтаксические отношения. Учение о синтаксической связи, формирующейся в двусоставном предложении между подлежащим и сказуемым, отличается от теории, которая рассматривается в школьных учебниках. Функция синтаксической связи между подлежащим и сказуемым включает вопрос о причинах, вли-

© Савельева Д. В., Лапишина Е. А., 2015

яющих на выбор определенной координируемой формы, степень и характер воздействия которых являются недостаточно изученными.

В 19 веке связь между главными членами предложения рассматривалась по аналогии со словосочетанием - как согласование. Представляет значимость трактовка А. А. Шахматовым синтаксической связи между подлежащим и сказуемым: «Сказуемое грамматически уподобляется подлежащему; это уподобление мы называем согласованием» [Шахматов, 1941, с. 274]. Поэтому грамматическая связь между обоими главными членами предложения называется согласованием, причем автор указывает на зависимое положение сказуемого в двусоставном предложении.

Наряду с выделением предложения как отдельной синтаксической единицы, отличной от словосочетания, лингвистами стала изучаться синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении. В. В. Виноградов в «Грамматике русского языка» [Виноградов, 1975, с. 254] писал: « В двусоставных или двучленных предложениях выделяются соотносительные члены, связанные друг с другом предикативными отношениями... Форма сказуемого (там, где это возможно) уподобляется форме подлежащего и координируется с ней». В уподоблении форм подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении В. В. Виноградов видел «выражение синтаксических отношений координации», «далеко выходящих за рамки словосочетаний» [Виноградов, 1975, с. 254].

Термин «грамматическая координация», выдвинутый В. В. Виноградовым, постоянно употребляется в научной литературе, но некоторые ученые придерживаются старой традиции. Так, в учебнике для педагогических вузов по русскому языку под редакцией П. А. Леканта есть следующее объяснение употребления термина «согласование»: «Не будем отказываться от этого термина, так как введение нового создало бы ненужное разногласие с традицией школьной грамматики. Термин «согласование» будет подчеркивать мотивированность употребления, выбора данной глагольной формы» [Лекант, 2004, с. 118].

Считаем необходимым разграничить термины «согласование» и «грамматическая координация». Для этого сопоставим на конкретных примерах подчинительную связь согласования и «предопределенную синтаксическими позициями словоформ связь координации» [Скобликова, 1990, с. 120] (соподчинения, взаимоуподобления).

1. «Согласование лексически не ограниченная слабая подчинительная связь, предопределенная категориальным свойством главенствующего в этой связи имени существительного - значением предметности» [Скобликова, 1990, с. 120]. При этой связи формы рода, числа и падежа главенствующего слова предопределяют собою соответствующие формы у подчиняющегося слова -имени прилагательного. Таким образом, «связь согласования принадлежит к области реализации синтаксических потенций слов» [Скобликова, 1990, с. 120]. Связь координации не предопределяется какими-то внутренними категориальными свойствами слов, занимающих позицию сказуемого: она предопределяется этой позицией. «Предметность» для нее необязательна. Сопоставим предложения:

Ночь тихая (ж. р., ед. ч., им.п.); - в синтаксической связи между подлежащим и сказуемым используются те же грамматические категории, что и при согласовании в словосочетании.

Приведем примеры предложений, совпадающие морфологические формы в которых отличаются от совпадающих форм в словосочетании:

Ребенок играет (3л., ед.ч.);

Я иду (1л., ед.ч.);

Дожди кончились (мн. ч.).

Обобщая закономерность при рассмотрении этих предложений, видим, что синтаксическими позициями главных членов двусоставного предложения предопределено некое формальное уподобление занимающих эти позиции словоформ. Там, где занимающие соответствующие позиции слова имеют возможности морфологически уподобиться друг другу, эти возможности реализуются; там, где таких возможностей нет, вступают в силу собственно синтакси-

ческие правила постановки слова в той, а не другой форме. Так предложение Ночь тихая может допускать изменения, которые невозможны при согласовании: Ночь тиха; Ночь была тихой. Форма сказуемого не меняется, а сохраняет все виды своих возможных существований, что невозможно при согласовании, где любое формальное изменение существительного автоматически влечет за собой формальное изменение согласуемого с ним слова.

Таким образом, для связи согласования имеют первостепенное значение такие категориальные свойства вступающих в эту связь слов, как предметность (у существительного) и признаковость (у прилагательного). Для грамматической координации эти свойства несущественны: главными членами предложения -подлежащим и сказуемым - могут быть слова с предметным, указательным, числовым, признаковым, процессуальным значением; единственным свойством занимающих эти позиции слов, «релевантным для связи координации, является их знаменательность» [Чеснокова, 1980, с. 25].

2. На основе согласования возникают определительные, «собственно характеризующие отношения, представленные вне времени, вне отношения к какому-то моменту действительности. Это отношения атрибутивные. Координация есть связь, формирующая сообщение, т. е. относящая некую «соединенность» в определенный временной и объектно-модальный план: за ней стоит предикативность как грамматическое значение предложения» [Чеснокова, 1980, с. 25]. Соответственно на основе согласования формируется словосочетание, на основе грамматической координации - предложение.

3. Языковые единицы, образующиеся на основе согласования и грамматической координации, имеют совершенно различные «системы форм» [Чеснокова, 1980, с. 25]. Словосочетание, образовавшееся на основе согласования, имеет систему форм, опирающуюся на парадигму имени существительного: тихая ночь, тихой ночи, тихую ночь, тихой ночью, тихие ночи, тихих ночей, тихим ночам, (о) тихих ночах. Ни у какой отдельно взятой формы из этой парадигмы невозможны никакие видоизменения или мены компонентов. Предложение, главные члены которого соединились на основе грамматической координации,

имеет систему форм, реализующих его грамматическое значение - «предикативность» [Чеснокова, 1980, с. 25] - в виде частных временных и объективно-модальных значений. В парадигме предложения Ночь тихая координированные члены осложняются показателем «синтаксического времени» [Баканова, 2011, с. 22] и наклонения (была, будет, была бы, будь, пусть будет), который также подчиняется законам взаимоуподобления. В строе этой парадигмы появляется оппозиция им. и тв. падежей (тихая/тихой), принадлежащая только предложению. В парадигме предложений типа Я иду, Ты идешь, Он идет грамматическая координация в лице меняется на координацию в числе (Я шел / шла), Мы шли), или в числе и роде (Он шел). Ничего похожего на подобные мены не происходит в парадигме словосочетания, образованного на основе связи согласования.

4. «Единицы, образованные на основе связи согласования, входят в системные отношения с единицами того же уровня» [Баканова, 2011, с. 22]. Определительные отношения, выраженные этой связью, могут быть выражены также и связью «неполного согласования» [Баканова, 2011, с. 22] или примыкания (включая именное примыкание), например: новый дом, дом - новостройка, дом из новых, дом поновее. Предложение, получаемое на основе синтаксической связи грамматической координации, системно соотносится с предложениями, в которых главные члены находятся в тех же синтаксических отношениях, но формально не координированы, например: Дом новый - (Этот) дом новее -(Этот) дом - из новых; при изменениях по формам синтаксических времен и наклонений во всех этих случаях появляется координируемая форма: был, будет, был бы новее, был, будет, был бы из новых. Как видно, образования, формирующиеся на основе связи согласования, и образования, формирующиеся на основе грамматической координации, входят в разные ряды противопоставлений, в разные оппозиции.

5. Синтаксические единицы, образованные на основе подчинительной связи согласования и на основе грамматической координации, имеют совершенно различные системы функций. Словосочетание (новый дом) входит в предложе-

ние либо в качестве основного компонента, либо в качестве распространителя. Круг функций предложения совсем иной: оно является самостоятельной коммуникативной единицей или входит в состав сложного предложения.

Все эти сопоставления показывают, что для разграничения связей согласования и формально - грамматической координации существуют достаточно веские грамматические основания.

Итак, согласование - это уподобление форм зависимого слова главному. Например: светлое воскресение, захороненную надежду, вождей смелых и добрых и т. п.

Между подлежащим и сказуемым совпадают морфологические формы.

У них могут быть общими формы рода и числа:

Степан глянул на первого есаула и засмеялся (В. Шукшин);

лица и числа:

А вы чего же хочете? (В. Шукшин);

рода, числа и падежа:

Зима холодная (в предложениях с составным именным сказуемым);

только падежа:

Бояре - наше будущее (В. Шукшин);

или только числа:

Казаки заполнили шатер (В. Шукшин).

В отличие от согласования, которое определяется «лексико-грамма-тическими свойствами» [Шанский, 1987, с. 15] главного слова в словосочетании, между подлежащим и сказуемым возникают равноправные морфологические отношения. Например:

Степан прошел на хозяйское место - в красный угол (В. Шукшин);

Подлежащее Степан «предлагает» форму единственного числа, мужского рода, а сказуемое «принимает» форму единственного числа подлежащего.

Таким образом, грамматическая координация - это такой способ выражения синтаксической связи, когда между подлежащим и сказуемым наблюдается совпадение морфологических форм. Например:

Передние струги развернулись и шли к атаману (В. Шукшин) -

подлежащее и сказуемое совпадают в форме множественного числа.

В предложении:

Купалась дочь астаринского Мамед-хана с нянькой (В. Шукшин) - между подлежащим и сказуемым наблюдается совпадение в формах единственного числа женского рода.

В школьных учебниках дается характеристика подлежащего и сказуемого, в определении и взаимосвязи которых наблюдаются определенные различия, противоречия. Одни и те же авторы в учебниках разных лет издания используют формулировки, не вносящие ясности в вопрос о синтаксической связи между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении. Так, в учебнике С. Г. Бархударова по русскому языку 1976 года издания говорится, что «подлежащее и сказуемое связаны между собой» [Бархударов, 1976, с. 41]. Но по каким признакам? В чем заключается эта связь? Какая она? Ответов на эти вопросы в данном учебнике нет.

В учебнике С. Г. Бархударова 1989 года издания находим другое определение: «Сказуемое - это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и имеет значение, выраженное в вопросах: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.» [Бархударов, 1989, с. 28]. Но ведь вопрос можно задать не только от подлежащего к сказуемому, но и наоборот, а при согласовании нельзя от зависимого компонента задать вопрос к главному.

В этом же учебнике 2007 года издания отмечается, что «сказуемое зависит только от подлежащего» [С. Г. Бархударов, 2007, с. 64]. Говоря о зависимости между главными членами предложения, автор приравнивает синтаксическую связь между подлежащим и сказуемым к подчинительным связям в словосочетании. Идея об абсолютной независимости именительного падежа и об однонаправленности связи между подлежащим и сказуемым относится к «формальному подходу в изучении синтаксиса» [Баканова, 2011, с. 22], в рамках которого подлежащее считается абсолютно независимым главным членом двусоставного

предложения, стоящим во главе иерархических связей, развертываемых в предложении. Сказуемое определяется как главный член двусоставного предложения, «зависящий только от подлежащего и выражающий свою зависимость от подлежащего в формах согласования с ним» [Бархударов, 2007, с. 64].

В учебнике М. В. Панова по русскому языку для 8 класса дается общая характеристика подлежащего и сказуемого, говорится, что они «связаны между собой грамматически» [Панов, 2008, с. 92]. Автор отмечает, что «от сказуемого к подлежащему можно поставить вопросы: Кто? Что?» Но как быть с предложениями типа Москва - столица России? В таких предложениях трудно разграничить главные члены только путем подстановки вопросов.

Е. Ф. Глебова в учебнике по русскому языку для 8-9 классов отмечает, что «подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении соотносительны, связаны друг с другом грамматически и по смыслу». [Глебова, 1994, с. 48]. Автор данного учебника ближе к современной синтаксической теории и не употребляет термин «согласование».

Изучение синтаксических связей в школьном курсе построено по определенной системе: с основными типами синтаксических связей в их конкретных значениях учащиеся знакомятся при изучении словосочетания, затем с синтаксическими связями в более общем виде они встречаются при изучении членов предложения, далее к синтаксическим связям вновь возвращаются при изучении сложных предложений. Поскольку усвоение синтаксических связей во всех ее видах трудно для учащихся, изучение синтаксических связей строится с опорой на усвоенный ранее материал. Так, синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении сопоставляется с подчинительной связью в словосочетании - согласованием. Тем более, что традиционное учение о главных членах двусоставного предложения базируется на наиболее частотных разновидностях двусоставных предложений, а в них типичное сказуемое выражает в своей форме согласовательные категории числа, рода (в различном сочетании), указывающие на его связь с подлежащим.

Итак, в школьных учебниках вопрос о синтаксической связи между подлежащим и сказуемым решается непоследовательно: то утверждается, что подлежащее и сказуемое соотнесены, связаны друг с другом грамматически и по смыслу, но связь эта никак не называется и не характеризуется, то описываются случаи согласования сказуемого с подлежащим.

Библиографический список

1. Баканова Н. Г. Подлежащее и сказуемое как структурно грамматическая основа двусоставного предложения (к вопросу о выделении главных членов предложения): метод. указ. / Н. Г. Баканова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. 52 с.

2. Бархударов С. Г. Русский язык: учеб. для 7-8 кл. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков [и др.]. М.: Просвещение, 1976. 272 с.

3. Бархударов С. Г. Русский язык: учеб. для 7-8 кл. / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков [и др.]. 15-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1989. 192 с.

4. Бархударов С. Г. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков [и др.] 30-е изд. М.: Просвещение, 2007. 239 с.

5. Виноградов В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения (на материале русского языка) // Избранные труды: Исследования по русской грамматике / В. В. Виноградов. М., 1975. С.254-294.

6. Глебова Е. Ф. Русский язык: учеб. для 8-9 кл. / Е. Ф. Глебова. Н. Новгород: Деком, 1994. 336 с.

7. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: учеб. пособие. 3-е изд. испр. и доп. М., 2004. 247 с.

8. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М. В. Панов, С. М. Кузьмина [и др.] / под ред. д-ра филол. наук, проф. М. В. Панова. М.: ООО «ТИД - Русское слово - РС», 2008. 272 с.

9. Скобликова Е. С. Очерки по теории словосочетания и предложения // Куйбышевский филиал изд-ва Саратовского ун-та. 1990. 140 с.

10. Чеснокова Л. Д. Связи слов в современном русском языке. М.: Просвещение, 1980. 110 с.

11. Шанский Н. М. Современный русский язык / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1987. 192 с.

12. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. 2-е изд. Л.: Учпедгиз, 1941. 670 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.