Научная статья на тему 'Синтагматика членов предложения'

Синтагматика членов предложения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
397
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТАКСИС / ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / СИНТАГМАТИКА ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богдашкина О. В.

Статья посвящена проблемам синтаксического членения предложения; освещается также новый взгляд на синтагматику членов предложения; делается попытка выделить и проанализировать функции членов предложения в свете функционального подхода, с точки зрения предикативного минимума, семантики и прагматики предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of syntactic articulation of a sentence. It covers a new opinion on the field of study. The author makes an attempt to mark out and to analyse the functions of parts of a sentence in the light of the functional approach and from the point of view of the predicative minimum, semantics and pragmatics.

Текст научной работы на тему «Синтагматика членов предложения»

О. В. Богдашкина

СИНТАГМАТИКА ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Работа представлена кафедрой романо-германской филологии Волжского университета им. В. Н. Татищева. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор С. П. Анохина

Статья посвящена проблемам синтаксического членения предложения; освещается также новый взгляд на синтагматику членов предложения; делается попытка выделить и проанализировать функции членов предложения в свете функционального подхода, с точки зрения предикативного минимума, семантики и прагматики предложения.

The article is devoted to the problem of syntactic articulation of a sentence. It covers a new opinion on the field of study. The author makes an attempt to mark out and to analyse the functions of parts of a sentence in the light of the functional approach and from the point of view of the predicative minimum, semantics and pragmatics.

2 5

Учение о членах предложения является одним из актуальнейших на современном этапе развития лингвистической науки. Учение, история которого восходит еще к Аристотелю, и сегодня продолжает вызывать жаркие споры и прения, связанные с количеством и составом членов предложения, с критериями выделения и разграничения членов предложения и разнообразием подходов к членению предложения.

Традиционно в грамматике, как русского, так и немецкого языков, принято различать пять членов предложения: подлежащее и сказуемое - главные члены предложения; дополнение, определение и обстоятельство - второстепенные. Данное членение уже неоднократно подвергалось критике, как в отечественном, так и в зарубежном языкознании (Г. Глинц, Н. М. Александров, К. П.Акулова, Ф. Данеш, Ю. А. Левицкий, и многие другие). Однако критика этого учения не является прямой целью нашей статьи в целом. Мы предлагаем обобщить подходы к классификации членов предложения, ведь именно этот аспект вызвал активную критику принятого синтаксического членения, а следовательно, и многообразие мнений по вопросу, что же брать за основу при рассмотрении состава предложении. А также предлагаем проанализировать синтагматику предложения, наше понимание которой мы поясним далее.

В истории языкознания имели место различные подходы к изучению природы как самого предложения, так и его состава -логический, психологический, формальный. Сейчас внимание языковедов сосредоточено на изучении семантики. В соответствии с этим рассматривается строение предложения не как единицы языка, а предложения-высказывания, предложения, реализованного в речи, - широко развивается функциональный и антропоцентрический подходы.

В свете функционального подхода мы и предлагаем анализировать состав предло-

жения, где под функцией будем понимать ту роль, которую член предложения выполняет при решении коммуникативных задач автора речи.

Следует отметить, что современная наука также характеризуется неоднозначностью в толковании проблем предложения. Тем не менее общими для современных концепций предложения является признание за ним трех основных аспектов: структурного (Н. Ю. Шведова), коммуникативного (И. П. Распопов, А. С. Мельничук, Н. А. Слю-сарева, Г. А. Золотова, А. В. Бондарко и др.) и номинативного (Н. Ю. Шведова, Н. Д. Арутюнова, В. Г. Гак, И. П. Сусов, Т. П. Лом-тев, И. X. Ахманов и др.).

В соответствии с подходами за основу классификации членов предложения исследователи берут разные критерии и, естественно, получают результаты, освещающие разные стороны компонентов предложения:

1) по способу выражения члены предложения делятся на морфологизованные и неморфологизованные;

2) по соотношению частей речи и членов предложения - на первичные и вторичные;

3) по участию в структурной схеме предложения - на облигаторные и факультативные;

4) по количеству связей выделяются члены предложения с одной связью, с двумя связями, с ослабленной зависимостью (д етерми нанты);

5) по характеру семантики - однозначные и многозначные (синкретичные) члены предложения.

Возможность разнообразных критериев классификации компонентов предложения обусловлена сложностью членов предложения, многообразием их функций внутри самого предложения (структурных, семантических, коммуникативных, эмоционально-экспрессивных и т. д.)1. Нам показалось заслуживающим внимания мнение

Синтагматика членов предложения

Р. А. Будагова о более пристальном рассмотрении роли слова в составе предложения, о воздействии семантики слова на конструкцию, на логическое построение предложения, а не только выявления зависимости слова от системы предложения и широкого контекста2.

Отталкиваясь от того, что значение и смысл предложения-высказывания, его целостная структура и выбор составных элементов подчинены коммуникативным целям говорящего, учитывая вышеизложенное, мы предлагаем рассматривать синтагматику членов предложения как сферу, основывающуюся на принципах дистрибуции, сферу функционирования языковых единиц в речи, подчиняющуюся коммуникативной интенции автора речи. Анализ функционирования членов предложения мы предлагаем провести, основываясь на тех уровнях, о которых говорили ранее: на формально-грамматическом (предикативном), семантическом (номинативном) и прагматическом. При анализе прагматических функций членов предложения мы использовали градацию коммуникативной функции языка, предложенную Р. Якобсоном, на референтивную, экспрессивную, конативную, фатическую, метаязыковую, поэтическую.

В нашем практическом исследовании, которое базировалось на художественных произведениях немецких авторов, нас интересовали так называемые факультативные с точки зрения предикативного минимума члены предложения: определение и обстоятельство. Однако в речевом потоке данные составные элементы предложения проявляют свои качественные роли на иных уровнях.

1. «Ich habe eine Start bei solchem Schneetreiben, noch nie erlebt...»3

С точки зрения семантики конструкция «bei solchem Schneetreiben» является определяющей для всего содержания предложения.

2. «Ich tanzte nicht vor Vaterfreude, das ist wahr, dazu war die politische Situation zu ernst»4.

В подобных примерах мы наблюдаем проявление референтивной функции, которую могут выполнять как согласованные, как в примере 2, так и несогласованные определения (см. пример 1).

Кроме того, определение может выпол-нять классифицирующую роль в предложении или индивидуализировать, выделяя объект, о котором идет речь, из множества:

3. «Ferner -лгаЯ ich, dass ich nicht der erste oder der letzte Mensch auf der Erde bin...» 5 -при элиминировании определения в предложении кардинально меняется смысл всего высказывания: «Я не первый и не последний человек на земле» и «Я не человек на земле». При этом предложение теряет свою законченность как смысловую, так и грамматическую, так как требует пояснения такого заявления либо в начале, либо далее в конце высказывания. Классифицирующую функцию определения мы наблюдаем в примере 4:

4. «Ich hatte einen solchen НаЯ, ein menschliches Gesicht zu sehen.»6

Ряд определений, которые авторами используются для характеристики персонажей, помимо референтивной функции в предложении выполняют эмотивную, а также поэтическую функции.

5. «Schon hatte mir Mendel einen Blick zugeworfen - welch einen Blick!, - einen gleichzeitig triumphierenden und beleidigten, einen huhnischen und bberlegenen, einen geradezu kuniglichen Blick, den shaekspearischen Blick Macbeths.»7

В предложениях с использованием таких атрибутивных словосочетаний, с одной стороны, автор дает нам уточняющую инфор -мацию, в данном случае о взгляде, т. е. на уровне семантики представленная конст-рукция обладает характеризующим значением, указывает на специфичность взгляда, а с другой стороны, через подобную характеристику прослеживается отношение автора к описываемому персонажу. Выбор столь ярких, где-то антонимичных, пафосных определений выдает авторскую иронию в

отношении характеризуемого образа, что создает также и определенный эстетический эффект и тем самым воздействует на эмоциональное состояние адресата.

Обратимся к другому члену предложения, факультативному для формально-грамматического уровня, - обстоятельству (см. пример 6).

6. «Er war zum ersten Mal in den Staaten... »8 В рассматриваемом примере и обстоятельство времени, и обстоятельство места определяют основную смысловую семантику предложения. Снова мы наблюдаем здесь реализацию этим членом предложения ре-ферентивной функции. В противном случае в предложении передавалась бы информация о том, что «кто-то бывал в Штатах» либо «был там на момент коммуникации (беседы)».

В предложении «Und tatsflchlich, dieser Jacob Mendel sah und h4rte nichts von allem um sich her»9 мы наблюдаем реализацию кона-тивной функции. Вся ситуация здесь посвящена описанию того, в какой степени глав-

ный герой знает и ценит книги и как он их читает, а в приведенном примере обстоятельство образа действия убеждает нас (или вообще адресата) в высшей степени особого отношения героя к чтению и книгам.

Приведенные нами примеры лишь часть того, что было выбрано для анализа функционирования второстепенных членов предложения. Работа в этом направлении продолжается. Однако уже на уровне подведения предварительных итогов можно утверждать, что функционально-коммуникативный подход позволяет нам взглянуть на предложение и его состав с совершенно новых позиций, нежели это делалось ранее в разные исторические периоды. Он позволяет, абстрагируясь от противопоставления «главные/второстепенные», «облигаторные/факультатив-ные» члены предложения, увидеть их значимость и совсем даже не второстепенные функции: семантико-смысловую, функционально-семантическую, коммуникативно-прагматическую.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бабайцева В. В., Николина Н. А., Чеснокова Л. Д. и др. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. уч. заведений: В 2 ч. Ч. 2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е. И. Дибровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 448.

2 Будагов P. A. Сходства и несходства между родственными языками (Романский лингвистический материал). 2-е изд. М.: Добросвет-2000, 2004. С. 253.

3 Фриш М. Хомо Фабер: Книга для чтения на немецком языке. СПб.: КАРО, 2007. С. 6.

4 Там же. С. 67.

5 Там же. С. 30.

6 Гейзе П. На берегу Тибра. На немецком языке / Сост. П. А. Гелева . М.: Менеджер, 2000. С. 92.

7 Цвейг С. Новеллы (На немецком языке). М.: Цитадель, 2001. С. 41.

8 Фриш М. Указ. соч. С. 9.

9 Цвейг С. Указ. соч. С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.