Научная статья на тему 'Синтагматические связи в составе ЛСГ наименований лиц по профессии'

Синтагматические связи в составе ЛСГ наименований лиц по профессии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтагматические связи в составе ЛСГ наименований лиц по профессии»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 811

Ян Лю

канд. Пед. наук, доцент Цзянсуского педагогического университета

г. Сюйчжоу, КНР E-mail:[email protected]

СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В СОСТАВЕ ЛСГ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ

Поскольку системные отношения в лексике очень ярко проявляются в ее синтагматических связях, то особого внимания заслуживает так называемый «сочетаемостный» потенциал наименований лиц по профессии.

В «Словаре сочетаемости слов русского языка» под ред. П. Н. Денисова и В. В. Морковкина зафиксирован ряд наименований лиц по профессии (агроном, артист, врач, журналист, инженер, космонавт, крестьянин, летчик, милиционер, переводчик, писатель, преподаватель, рабочий, учитель, ученый, шофер и др.). Анализ «сочетаемостного» потенциала этой группы лексики позволил выделить объем наиболее характерных и частотных вариантов именной и глагольной сочетаемости, общих для наименований лиц по профессии, которые в учебных целях должны быть представлены типологически.

Валентность данной группы лексики широко проявляется с именами и характеризуется следующими частотными моделями именной сочетаемости:

- с прилагательными эмоционально-оценочного характера (плохой, хороший, отличный, превосходный, настоящий и др.);

- с именами прилагательными, указывающими на возраст субъекта профессиональной деятельности (молодой, старый);

- с прилагательными, указывающими на опытность/неопытность субъекта профессиональной деятельности (опытный, неопытный, начинающий, зрелый, новый, заслуженный);

- с прилагательными, указывающими на степень профессионализма субъекта профессиональной деятельности (знающий, высокопрофессиональный, квалифицированный, высококвалифицированный и др.);

- с прилагательными, указывающими на степень одаренности, таланта субъекта профессиональной деятельности (талантливый, одаренный, гениальный);

- с прилагательными, указывающими на принадлежность субъекта профессиональной деятельности к той или иной стране или государству (советский, русский, зарубежный, иностранный, американский, китайский и др.).

Типичная валентность наименований лиц по профессии проявляется и в следующих словосочетаниях с именами существительными: специальность, профессия, призвание, диплом, работа, труд, зарплата и т. д. (кого?).

Следует отметить, что среди моделей именной валентности зафиксировано немало специфических примеров употребления. Так, например, лексема артист употребляется со специфическими определениями (цирковой, оперный, эстрадный и др.); лексема врач с определениями (санитарный, ветеринарный, участковый, зубной и т.д.); лексема летчик с определениями (полярный, гражданский и т.п.). Данные прилагательные указывают на более узкую специализацию тех или иных профессий.

Специфические примеры сочетаемости отмечены и среди словосочетаний с именами существительными, например: артист (оперы, театра, кино, оперетты); врач (какой-либо больницы, поликлиники); журналист (какой-либо газеты, журнала, редакции); шофер (автобуса, такси) и т.д. Другая модель: игра, выступление (артиста); статья, репортаж (журналиста); роман, повесть (писателя).

Необходимо обратить внимание на то, наиболее специфичным наполнением характеризуются именно модели глагольной сочетаемости наименований лиц по профессии, например: артист (играет, исполняет,

выступает); врач (лечит, ставит диагноз, выписывает рецепт, прописывает лекарство, делает обход, операцию); летчик (ведет, сажает) самолет, прыгает с парашютом, катапультируется); учитель (преподает какой-либо учебный предмет, обучает школьников, объясняет материал, ставит оценки) и т.д. Наверное, единственным примером универсальной сочетаемости по данной модели являются словосочетания с глаголом работает. Наличие подавляющего числа специфических вариантов сочетаемости, реализующих данную модель, можно объяснить естественной спецификацией самой профессиональной деятельности и связанных с нею процессов.

Представляется, что на занятиях по РКИ должны быть представлены как типичные модели сочетаемости, дающие представление о системном характере лексики русского языка, так и специфические, которые содержат информацию об особенностях профессиональной деятельности, а также характеризуют индивидуальные особенности ее субъекта.

Список использованной литературы 1. Словарь сочетаемости слов русского языкаь / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. - М., 1978; 2-е изд., испр. и доп. М., 1983; 3-е изд., испр. - М., 2002. - 511 с.

© Ян Лю, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.