Научная статья на тему 'СИНКВЕЙН В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР'

СИНКВЕЙН В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синквейн / ТНР / образование / cinquain / severe speech disorders / education

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Митина Е.В.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINQUAIN INWORK ON SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERSWITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The word "cinquain" comes from the French word "five" and means "a poem of five lines". Cinquain is a non–rhymed five-line poetic form written in accordance with certain rules. There are many varieties of cinquain, but recently the so-called "didactic cinquain" has become especially popular.

Текст научной работы на тему «СИНКВЕЙН В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР»

УДК 37

Митина Е.В.

воспитатель МДОБУ «ДСКВ №1» (г. Всеволожск, Ленинградская область, Россия)

СИНКВЕЙН В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Аннотация: слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

Синквейн - нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн».

Ключевые слова: синквейн, ТНР, образование.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, поэтому все больше детей с ТНР.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей с ТНР.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием синквейна, в связи с этим эта тема является очень актуальной в настоящее время.

Та что же такое синквейн?

Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

1. Новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности каждого.

2. Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

3. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

4. Носит характер комплексного воздействия - не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. Имеет игровую направленность.

6. И самое главное достоинство - это простота.

Синквейн могут составить все.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей с ТНР дошкольного возраста.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Для этого мы вводим условные обозначения. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Синквейн может использоваться не только в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимных моментах, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуется родителям, в связи с этим обуславливается практическая значимость данной тематики.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить

результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Применение метода синквейна оказывает положительное и чрезвычайно эффективное влияние на развитие памяти, внимания, восприятия, познавательной активности детей с ТНР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисова Л.В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи/ Л.В. Борисова // Синквейн как прием развития речевого творчества. - 2018. - №5;

2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками/ Н.Д. Душка // Журнал «Логопед». - 2020. - С. 57 - 62;

3. Зотеева В. В. Речевое развитие дошкольников / В.В. Зотеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - С. 60-62

Mitina E.V.

Kindergarten of combined type No 1 (Vsevolozhsk, Leningrad region, Russia)

CINQUAIN IN WORK ON SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Abstract: the word "cinquain" comes from the French word "five" and means "a poem of five lines".

Cinquain is a non-rhymed five-line poetic form written in accordance with certain rules. There are many varieties of cinquain, but recently the so-called "didactic cinquain" has become especially popular.

Keywords: cinquain, severe speech disorders, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.