Научная статья на тему 'СИНКВЕЙН В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР'

СИНКВЕЙН В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синквейн / развитие речи / cinquain / speech development

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бытко К.А.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINQUAIN IN THEWORK ON SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

The word "cinquain" comes from the French word "five" and means "a poem of five lines". Cinquain is a non–rhymed five-line poetic form written in accordance with certain rules. There are many varieties of cinquain, but recently the so-called "didactic cinquain" has become especially popular.

Текст научной работы на тему «СИНКВЕЙН В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР»

УДК 37

Бытко К.А.

воспитатель МОБУ СОШ «Всеволожский ЦО» (г. Всеволожск, Россия)

СИНКВЕЙН В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Аннотация: слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

Синквейн - нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн».

Ключевые слова: синквейн, развитие речи.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение, поэтому все больше детей с ЗПР.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей с ЗПР.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием синквейна, в связи с этим эта тема является очень актуальной в настоящее время.

Та что же такое синквейн?

Синквейн - один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

1. Новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности каждого.

2. Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

3. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

4. Носит характер комплексного воздействия - не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. Имеет игровую направленность.

6. И самое главное достоинство - это простота.

Синквейн могут составить все.

Начинать необходимо с простых понятий, знакомой темы.

Несколько признаков к одному предмету - жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Что делает цветок - растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий — смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей с ЗПР дошкольного возраста.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Для этого мы вводим условные обозначения. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на

вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Синквейн может использоваться не только в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимных моментах, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуется родителям, в связи с этим обуславливается практическая значимость данной тематики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борисова Л.В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи/ Л.В. Борисова // Синквейн как прием развития речевого творчества. - 2018. - №5.

2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками/ Н.Д. Душка // Журнал «Логопед» . - 2005. - С. 57 - 62.

Bytko K.A.

Secondary school Vsevolozhsk Center of Education (Vsevolozhsk, Russia)

CINQUAIN IN THE WORK ON SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

Abstract: the word "cinquain" comes from the French word "five" and means "a poem of five lines". Cinquain is a non-rhymedfive-line poetic form written in accordance with certain rules. There are many varieties of cinquain, but recently the so-called "didactic cinquain" has become especially popular.

Keywords: cinquain, speech development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.