УДК 621.313.32
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С НЕПОДВИЖНЫМ РОТОРОМ КАК ОБЪЕКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
Ю.В. Кибартене
Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Казахстан E-mail: [email protected]
Рассмотрен синхронный электродвигатель как объект идентификации. Приведено математическое описание синхронного электродвигателя в пространстве состояния. Установлено, что синхронный электродвигатель является управляемым, наблюдаемым и идентифицируемым объектом. Сделан вывод о том, что к синхронному электродвигателю возможно применение известных методов параметрической идентификации для определения его параметров.
Ключевые слова:
Синхронный электродвигатель, параметрическая идентификация.
Key words:
Synchronous motor, parametric identification.
Требования повышения надежности и энергетической эффективности технологических процессов и оборудования предопределяют постановку и решение научно-технических задач по созданию новых эффективных систем автоматического управления и регулирования с синхронными электродвигателями (СД). Желаемая надежность и эффективность во многом определена свойствами электрической машины, а именно, параметрами СД, точные значения которых необходимы для формирования требуемых статических и динамических режимов.
Реальные параметры электродвигателей могут значительно отличаться от паспортных данных, а также данных, приводимых в справочной и технической документации, клиентских и наладочных формулярах. Это отличие может превышать 5...20 %.
Отличие реальных параметров от расчетных оказывает значительное влияние на статические и динамические показатели систем автоматического управления и регулирования с СД, серьезно ухудшая показатели надежности и энергетической эффективности технологического объекта.
Это вызывает необходимость создания специального инструмента, позволяющего простыми средствами осуществлять идентификацию параметров СД. Таким инструментом могут стать созданные научно-обоснованный метод, разработанные алгоритмы и технические реализации, обеспечивающие эффективную идентификацию параметров обмоток СД различных конструктивных модификаций в режиме с неподвижным ротором [1]. Необходимыми условиями для обеспечения успешной идентификации параметров СД в режиме с неподвижным ротором являются следующие специальные требования к входным и выходным сигналам: входной сигнал должен возбуждать все собственные колебания объекта (объект должен быть управляемым), а выходной сигнал должен содержать достаточно информации об объекте (объект должен быть наблюдаемым и идентифицируемым)
[2, 3]. Поэтому возникает необходимость проанализировать синхронный электромеханический преобразователь с точки зрения объекта идентификации.
Управляемость, наблюдаемость и идентифицируемость объекта определяется из его математического описания в пространстве состояния методом переменных состояния. Модель состояния в общем случае имеет вид [2, 3]
X = А ■ X + В ■и;
У = С ■Х, (1)
где А, В, С - матрицы коэффициентов, соответственно: переменных состояния, размерностью ихи; управления, размерностью ихг; выхода, размерностью тхн; X - «-мерный вектор-столбец переменных состояния; У - т-мерный вектор-столбец выходных координат; и - г-мерный вектор-столбец переменных управления.
Для представления СД в пространстве состояния воспользуемся математической моделью, представленной в виде дифференциальных уравнений, описывающих электромагнитные процессы, протекающие в СД. Уравнения электромеханического преобразования не учитываются, т. к. идентификация проходит при неподвижном роторе, следовательно, М=0 и ю=0.
Математическое описание синхронного электродвигателя без демпферных обмоток представлено в виде, приведенном в [4-6]:
йУа &
¿Ус
Ж йу ^
Ж
ud Га 0 0
= 0 Га 0
Uf _ 1 О 0 Г
0 -m 0
m 0 0
0 0 0
(2)
где индексы: й и д - статорной обмотки по продольной и поперечной осям й и д; / - обмотки возбуждения.
Потокосцепления обмоток по поперечной и продольной осям определяются соотношениями
0
Ща
Щя =
Щ/ _
0
я
0
0
Ъ
1.
я
/ _
(3)
где ай - индекс взаимного влияния статорной обмотки и обмотки ротора по оси й.
Математическое описание неявнополюсного СД без демпферных обмоток может быть получено как частный случай из уравнений явнополюсной синхронной машины (2, 3), принимая хй=х, и
Хай~Хщ.
По уравнениям (2), (3) строим структурную схему (рисунок). Примем за переменные состояния потокосцепления щ, Щ,, щ. Выходными координатами являются токи по соответствующим осям ¡й, I,, } Управляющими воздействиями будут напряжения щ, иг, и}.
¥а = ил-—¥/;
ха х/
у/я = ия - х Ус;
я
• , г/х^
У// = и/ +--------Уа — V/ ■
ха х/
(4)
(5)
(6)
Выходные координаты также определяются через переменные состояния
1 хаа
=—Ул----------щ/;
I = —щ ;
я х тя’
я
1
I/ =-—ща +—Щ/ .
Приведем уравнения (4-9) к виду (1) 0 г-ах°
(7)
(8) (9)
.га.
ха
0
Г/ХоС
0
Г/
Ща
Щя
Щ/
1 0 0 1 иа
+ о о и
я
0 0 1 и/ _
1 0 хаа
ха хах/
0 1 хя 0
хаа 0 1
хах/ хГ
Ща
Щя
Щ/
СД является управляемым, если матрица управляемости и [2, 3]
и = [Б: ЛБ\ Л2 В ]
имеет ранг равный трем (ранг матрицы равен порядку наибольшего минора, отличного от нуля).
и =
Рисунок. Структурная схема синхронного электродвигателя без демпферных обмоток при неподвижном роторе
На основании структурной схемы записываются выражения для определения переменных состояния
1 0 0 --о-
0
0 1 0
0 0 1
ха
г/Хоа
хах/
хах/
0 0
0
х
\ я
а =
Га /Оа + г/ .
х2х 2
а /
ъ =-гахаа (гах/ + Г/ха ) .
х2 х? а /
= г/хаа (гах/ + г/ха ) . а = / (Га х* +
2 2 хах/
2 2 хах/
1
х
Система полностью наблюдаема, если по результатам наблюдения (измерения) выхода за ограниченный интервал времени можно оценить (восстановить) начальные значения всех переменных состояния. Для полной наблюдаемости СД необходимо и достаточно, чтобы матрица наблюдаемости N
N = [Ст \ АтС ’:(Ат )2С ] имела ранг, равный трем [2, 3].
N =
1 0 - xad C 0 B D 0 A
xd xdxf
0 1 x ч 0 r 0 -^ x 4 0 0 2 a_ 3 x <7 0
xad 0 1 B 0 E A 0 F
xdxf xf
A = rarfxaä (xdxf - xad)+xad (r f2 2 - rf d).
3 3
B =
Xd (ГаХ/ + rfXd ) .
2 2 5 xdxf
C =
D =
2 3 2 2
r xe - rex,x ,
__ а f f d ad
x3 x3
d f
F =
E =
2 2 -r xe - rex d
a f f ad 2 2 XdXf
2 2 -r x d - rex,
__ a ad f d
2 2 x,xf
d f
2 3 2 2
rfxd - raxfxad
3 3
x,xf
d f
I =
Yd
Yq
Yf
ra (xadYf - xfYd ) X
xäxf
f \
-—Yq xa - Lll. 1 xa)
rf (xadYd - xdYf ) Y
Ya
xdxf
X =
Y =
rarfxad (xadYd - xdYf ) + rLxf (xfYd - xadYf ) .
2 2
xrf xf
rarfxad (xad Yf - xfYd ) + f xd (xdYf - xadYd )
2 2
xä xf
Система полностью идентифицируема, если по измерениям координат состояния объекта можно определить матрицу собственных (внутренних) коэффициентов системы [2, 3]. Для полной идентифицируемости СД необходимо и достаточно, чтобы матрица идентифицируемости I
I = [X: АХ: А2 X ] имела ранг, равный трем.
Поскольку по условиям физической реализуемости все электрические параметры являются положительными и ненулевыми, то матрицы ^ N имеют ранг, равный трем. Матрица идентифицируемости I синхронной машины имеет ранг, равный трем, если %, %, \у1 не будут равны нулю.
При рассмотрении явнополюсного СД с демп-
ферной обмоткой пространство состояния расширяется, т. к. переменных состояния становится больше.
Выводы
Показано, что синхронный двигатель является полностью управляемым и наблюдаемым объектом. Идентифицируемым СД является только при наличии потокосцеплений в обмотках. При нулевых значениях потокосцепления синхронный двигатель находится в состоянии покоя и не может быть идентифицирован. Это создает принципиальную возможность осуществления полной параметрической идентификации электрических параметров обмоток в режиме с неподвижным ротором при учете различных конструктивных особенностей синхронных двигателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пат. 15208 РК. МПК8 G01L 3/10. Способ определения параметров синхронной машины / В.В. Кибартас, Ю.В. Кибартене, В.Ю. Мельников. Заявлено 21.05.2003; Опубл. 15.12.2004, Бюл. № 12. - 8 с.: ил.
2. Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А. Красовского. - М.: Наука, 1987. - 712 с.
3. Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления: оценивание параметров и состояния. - М.: Мир, 1975. - 687 с.
4. Горев А.А. Переходные процессы синхронной машины. - Л.: Наука, 1985. - 502 с.
5. Ключев В.И. Теория электропривода. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 560 с.
6. Копылов И.П. Электрические машины. - 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа; Логос, 2000. - 607 с.
Поступила 06.07.2009г.