Научная статья на тему 'Синхронный электродвигатель с неподвижным ротором как объект идентификации электрических параметров'

Синхронный электродвигатель с неподвижным ротором как объект идентификации электрических параметров Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
363
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синхронный электродвигатель / параметрическая идентификация / synchronous motor / parametric identification

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кибартене Юлия Викторовна

Рассмотрен синхронный электродвигатель как объект идентификации. Приведено математическое описание синхронного электродвигателя в пространстве состояния. Установлено, что синхронный электродвигатель является управляемым, наблюдаемым и идентифицируемым объектом. Сделан вывод о том, что к синхронному электродвигателю возможно применение известных методов параметрической идентификации для определения его параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кибартене Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synchronous motor has been considered as an object of identification. Mathematical description of synchronous motor in state space is introduced. It was assigned that synchronous motor is controllable, observable and identifiable object. It was concluded that the known parametric identification methods may be applied to the synchronous motor for determining its parameters.

Текст научной работы на тему «Синхронный электродвигатель с неподвижным ротором как объект идентификации электрических параметров»

УДК 621.313.32

СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С НЕПОДВИЖНЫМ РОТОРОМ КАК ОБЪЕКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Ю.В. Кибартене

Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Казахстан E-mail: JuVK@yandex.ru

Рассмотрен синхронный электродвигатель как объект идентификации. Приведено математическое описание синхронного электродвигателя в пространстве состояния. Установлено, что синхронный электродвигатель является управляемым, наблюдаемым и идентифицируемым объектом. Сделан вывод о том, что к синхронному электродвигателю возможно применение известных методов параметрической идентификации для определения его параметров.

Ключевые слова:

Синхронный электродвигатель, параметрическая идентификация.

Key words:

Synchronous motor, parametric identification.

Требования повышения надежности и энергетической эффективности технологических процессов и оборудования предопределяют постановку и решение научно-технических задач по созданию новых эффективных систем автоматического управления и регулирования с синхронными электродвигателями (СД). Желаемая надежность и эффективность во многом определена свойствами электрической машины, а именно, параметрами СД, точные значения которых необходимы для формирования требуемых статических и динамических режимов.

Реальные параметры электродвигателей могут значительно отличаться от паспортных данных, а также данных, приводимых в справочной и технической документации, клиентских и наладочных формулярах. Это отличие может превышать 5...20 %.

Отличие реальных параметров от расчетных оказывает значительное влияние на статические и динамические показатели систем автоматического управления и регулирования с СД, серьезно ухудшая показатели надежности и энергетической эффективности технологического объекта.

Это вызывает необходимость создания специального инструмента, позволяющего простыми средствами осуществлять идентификацию параметров СД. Таким инструментом могут стать созданные научно-обоснованный метод, разработанные алгоритмы и технические реализации, обеспечивающие эффективную идентификацию параметров обмоток СД различных конструктивных модификаций в режиме с неподвижным ротором [1]. Необходимыми условиями для обеспечения успешной идентификации параметров СД в режиме с неподвижным ротором являются следующие специальные требования к входным и выходным сигналам: входной сигнал должен возбуждать все собственные колебания объекта (объект должен быть управляемым), а выходной сигнал должен содержать достаточно информации об объекте (объект должен быть наблюдаемым и идентифицируемым)

[2, 3]. Поэтому возникает необходимость проанализировать синхронный электромеханический преобразователь с точки зрения объекта идентификации.

Управляемость, наблюдаемость и идентифицируемость объекта определяется из его математического описания в пространстве состояния методом переменных состояния. Модель состояния в общем случае имеет вид [2, 3]

X = А ■ X + В ■и;

У = С ■Х, (1)

где А, В, С - матрицы коэффициентов, соответственно: переменных состояния, размерностью ихи; управления, размерностью ихг; выхода, размерностью тхн; X - «-мерный вектор-столбец переменных состояния; У - т-мерный вектор-столбец выходных координат; и - г-мерный вектор-столбец переменных управления.

Для представления СД в пространстве состояния воспользуемся математической моделью, представленной в виде дифференциальных уравнений, описывающих электромагнитные процессы, протекающие в СД. Уравнения электромеханического преобразования не учитываются, т. к. идентификация проходит при неподвижном роторе, следовательно, М=0 и ю=0.

Математическое описание синхронного электродвигателя без демпферных обмоток представлено в виде, приведенном в [4-6]:

йУа &

¿Ус

Ж йу ^

Ж

ud Га 0 0

= 0 Га 0

Uf _ 1 О 0 Г

0 -m 0

m 0 0

0 0 0

(2)

где индексы: й и д - статорной обмотки по продольной и поперечной осям й и д; / - обмотки возбуждения.

Потокосцепления обмоток по поперечной и продольной осям определяются соотношениями

0

Ща

Щя =

Щ/ _

0

я

0

0

Ъ

1.

я

/ _

(3)

где ай - индекс взаимного влияния статорной обмотки и обмотки ротора по оси й.

Математическое описание неявнополюсного СД без демпферных обмоток может быть получено как частный случай из уравнений явнополюсной синхронной машины (2, 3), принимая хй=х, и

Хай~Хщ.

По уравнениям (2), (3) строим структурную схему (рисунок). Примем за переменные состояния потокосцепления щ, Щ,, щ. Выходными координатами являются токи по соответствующим осям ¡й, I,, } Управляющими воздействиями будут напряжения щ, иг, и}.

¥а = ил-—¥/;

ха х/

у/я = ия - х Ус;

я

• , г/х^

У// = и/ +--------Уа — V/ ■

ха х/

(4)

(5)

(6)

Выходные координаты также определяются через переменные состояния

1 хаа

=—Ул----------щ/;

I = —щ ;

я х тя’

я

1

I/ =-—ща +—Щ/ .

Приведем уравнения (4-9) к виду (1) 0 г-ах°

(7)

(8) (9)

.га.

ха

0

Г/ХоС

0

Г/

Ща

Щя

Щ/

1 0 0 1 иа

+ о о и

я

0 0 1 и/ _

1 0 хаа

ха хах/

0 1 хя 0

хаа 0 1

хах/ хГ

Ща

Щя

Щ/

СД является управляемым, если матрица управляемости и [2, 3]

и = [Б: ЛБ\ Л2 В ]

имеет ранг равный трем (ранг матрицы равен порядку наибольшего минора, отличного от нуля).

и =

Рисунок. Структурная схема синхронного электродвигателя без демпферных обмоток при неподвижном роторе

На основании структурной схемы записываются выражения для определения переменных состояния

1 0 0 --о-

0

0 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 0 1

ха

г/Хоа

хах/

хах/

0 0

0

х

\ я

а =

Га /Оа + г/ .

х2х 2

а /

ъ =-гахаа (гах/ + Г/ха ) .

х2 х? а /

= г/хаа (гах/ + г/ха ) . а = / (Га х* +

2 2 хах/

2 2 хах/

1

х

Система полностью наблюдаема, если по результатам наблюдения (измерения) выхода за ограниченный интервал времени можно оценить (восстановить) начальные значения всех переменных состояния. Для полной наблюдаемости СД необходимо и достаточно, чтобы матрица наблюдаемости N

N = [Ст \ АтС ’:(Ат )2С ] имела ранг, равный трем [2, 3].

N =

1 0 - xad C 0 B D 0 A

xd xdxf

0 1 x ч 0 r 0 -^ x 4 0 0 2 a_ 3 x <7 0

xad 0 1 B 0 E A 0 F

xdxf xf

A = rarfxaä (xdxf - xad)+xad (r f2 2 - rf d).

3 3

B =

Xd (ГаХ/ + rfXd ) .

2 2 5 xdxf

C =

D =

2 3 2 2

r xe - rex,x ,

__ а f f d ad

x3 x3

d f

F =

E =

2 2 -r xe - rex d

a f f ad 2 2 XdXf

2 2 -r x d - rex,

__ a ad f d

2 2 x,xf

d f

2 3 2 2

rfxd - raxfxad

3 3

x,xf

d f

I =

Yd

Yq

Yf

ra (xadYf - xfYd ) X

xäxf

f \

-—Yq xa - Lll. 1 xa)

rf (xadYd - xdYf ) Y

Ya

xdxf

X =

Y =

rarfxad (xadYd - xdYf ) + rLxf (xfYd - xadYf ) .

2 2

xrf xf

rarfxad (xad Yf - xfYd ) + f xd (xdYf - xadYd )

2 2

xä xf

Система полностью идентифицируема, если по измерениям координат состояния объекта можно определить матрицу собственных (внутренних) коэффициентов системы [2, 3]. Для полной идентифицируемости СД необходимо и достаточно, чтобы матрица идентифицируемости I

I = [X: АХ: А2 X ] имела ранг, равный трем.

Поскольку по условиям физической реализуемости все электрические параметры являются положительными и ненулевыми, то матрицы ^ N имеют ранг, равный трем. Матрица идентифицируемости I синхронной машины имеет ранг, равный трем, если %, %, \у1 не будут равны нулю.

При рассмотрении явнополюсного СД с демп-

ферной обмоткой пространство состояния расширяется, т. к. переменных состояния становится больше.

Выводы

Показано, что синхронный двигатель является полностью управляемым и наблюдаемым объектом. Идентифицируемым СД является только при наличии потокосцеплений в обмотках. При нулевых значениях потокосцепления синхронный двигатель находится в состоянии покоя и не может быть идентифицирован. Это создает принципиальную возможность осуществления полной параметрической идентификации электрических параметров обмоток в режиме с неподвижным ротором при учете различных конструктивных особенностей синхронных двигателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пат. 15208 РК. МПК8 G01L 3/10. Способ определения параметров синхронной машины / В.В. Кибартас, Ю.В. Кибартене, В.Ю. Мельников. Заявлено 21.05.2003; Опубл. 15.12.2004, Бюл. № 12. - 8 с.: ил.

2. Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А. Красовского. - М.: Наука, 1987. - 712 с.

3. Эйкхофф П. Основы идентификации систем управления: оценивание параметров и состояния. - М.: Мир, 1975. - 687 с.

4. Горев А.А. Переходные процессы синхронной машины. - Л.: Наука, 1985. - 502 с.

5. Ключев В.И. Теория электропривода. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 560 с.

6. Копылов И.П. Электрические машины. - 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа; Логос, 2000. - 607 с.

Поступила 06.07.2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.