УДК 141 В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова
СИНЕРГИЙНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Предметом анализа являются «позитивные синергии» - выигрышные стратегии для окружающей среды и человеческого развития. Авторы отмечают высокобытийный, экзистенциальный смысл концепции человеческого развития, поддержанный Конференцией ООН по устойчивому развитию «Рио+20».
Ключевые слова: синергийные стратегии, окружающая среда, экосоциализм, Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20».
V.V. Mantatov, L.V. Mantatova SYNERGIC STRATEGIES FOR THE MANKIND DEVELOPMENT AND ENVIRONMENT
The subject for analysis is «positive synergies» - advantageous strategies for environment and mankind development. The authors underline highly in being, existential sense of the mankind development concept, supported by the UN Conference on Sustainable Development Rio+20.
Key words: synergic strategies, environment, ecosocialism, UN Conference on Sustainable Development Rio+20.
В течение последних 20 лет произошло ускорение экономического роста и существенное повышение уровня жизни людей во всем мире, особенно в странах Запада. Между тем за это же время ухудшилось состояние окружающей среды и резко возросло неравенство по доходам. Эксперты ООН отмечают прямую зависимость между экономическим ростом, с одной стороны, и экологической деградацией, а также ростом социального неравенства, с другой.
Экономическое процветание капиталистического Запада сопровождается хищнической эксплуатацией человеческих и природных ресурсов всего мира, что неизбежно ведет к вопиющему неравенству и ухудшению жизненных условий в эксплуатируемых странах. Приведем несколько примеров. Сегодня в США на 1000 человек, способных по возрасту управлять автомобилем, приходится более 900 машин, в Западной Европе это количество составляет более 600, а в Индии - менее 10 машин. На одно американское домохозяйство приходится в среднем более двух телевизоров, тогда как в Либерии и Уганде телевизор имеется меньше чем в одном домохозяйстве из десяти. Бытовое потребление воды на душу населения в странах с очень высоким Индексом человеческого развития (ИЧР) составляет 425 л в день, что в 6 раз больше, чем в странах с низким показателем ИЧР, где оно в среднем равняется 67 литрам в день. Модели потребления варьируются даже среди стран с очень высоким ИЧР. Например, на долю потребления в Великобритании приходится 79%
Было бы величайшим насилием над принципом универсализма, если бы мы ломали голову над межпо-коленческим равенством и не занялись одновременно проблемой внутрипоколенческого равенства.
Амартия Сен
ВВП, а в Сингапуре - 34%, несмотря на почти идентичный ИЧР в этих двух странах.
Стремительный рост потребления среди богатых людей в западном мире оказывает беспрецедентное давление на окружающую среду. Один человек в стране с очень высоким Индексом человеческого развития в среднем несет в четыре с лишним раза большую ответственность за выбросы диоксида углерода и в два раза большую ответственность за выбросы метана и оксида азота, чем человек в стране с низким, средним или высоким ИЧР - и почти в 30 раз большую ответственность за выбросы диоксида углерода, чем человек, живущий в стране с низким ИЧР [1].
Потеря биоразнообразия на мировом уровне происходит все быстрее, особенно на пресноводных заболоченных землях, среди обитателей морских льдов, коралловых рифов и солончаков. В докладе «Глобальные перспективы в области биоразнообразия-3» (в рамках Конвенции ООН) указывается на многочисленные признаки продолжающегося ухудшения биоразнообразия во всех трех его основных составляющих: гены, виды и экосистемы. Согласно этому докладу в большей части мира сжимается естественная среда обитания, почти четверть видов растений находится под угрозой исчезновения. Зафиксирован факт стремительного массового исчезновения видов, - при этом около половины из 10 млн видов, населяющих планету, исчезнет в этом веке. Главной причиной экологической деградации является превращение природных рай-
онов в сельскохозяйственные земли и использование их под городскую застройку. К другим причинам относятся вторжение чуждых агрессивных видов, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, загрязнение и воздействие климатических изменений. Под угрозой исчезновения находится около 30% видов млекопитающих, птиц и амфибий, а в бедных странах их еще больше. Последствия потери биоразнообразия для человеческого развития в тропических развивающихся странах очень серьезны; бедные сообщества находятся в значительной зависимости от природных ресурсов. Например, пища, добываемая в дикой природе, является источником витаминов и минералов для многих африканских сообществ. Экологическая деградация ведет к неравенству возможностей, ибо от нее страдают прежде всего бедные страны. Следовательно, защита окружающей среды имеет для них бытийный смысл. Вполне понятно, что бедные страны (в частности страны Латинской Америки) поддерживают концепцию экологического социализма. Ведь сегодня социалист является и голосом природы, и «голосом обездоленных» (Пьер Бурдье).
Как разорвать пагубную связь между экономическим ростом, экологической деградацией, ростом неравенства в доходах и обеспечить устойчивое человеческое развитие?
Капиталистический Запад в целях обеспечения конгруэнтности экономического роста и экологической устойчивости внедряет парадигму «зеленой экономики». Эта парадигма концентрируется на методах, с помощью которых экономические стратегии могут привести к созданию устойчивых (сбалансированных) моделей производства и потребления. Стратегия развития «зеленой экономики» была в центре внимания Конференции ООН «Рио+20». В результате острых дискуссий было признано, что данная стратегия должна предоставлять возможности и приносить блага для всех, повышать уровень благосостояния местных общин, коренных народов и этнических меньшинств, сохраняя и уважая нерыночные подходы, способствующие ликвидации нищеты.
Конференция ООН «Рио+20» признала, что каждая страна может выбирать свой подход к устойчивому человеческому развитию в соответствии с национальными традициями и философией ответственности. Спектр выбора достаточно широк, и здесь могут быть весьма неожиданные варианты. Например, Бутан стал пионером в постановке экологической консервации в центр стратегии устойчивого развития, что от-
ражает традиционные нормы и дух местной культуры. В Конституции Бутана сказано, что все бутанцы несут ответственность за защиту окружающей среды, сохранение биоразнообразия и предотвращение экологической деградации. Конституция также предусматривает, что не менее 60% страны будет оставаться покрытой лесами на постоянной основе. Такой выбор Бутана представляет собой нравственный императив высокого духовного порядка, восходящий к буддийским представлениям о счастье человека и гармонии мира. Этот императив позволяет выстроить позитивные синергии, которые не дадут разойтись настоящему движению к большей экологической устойчивости с будущим идеалом человеческого развития (стремлению людей к счастливой жизни).
Современный Китай пытается максимизировать синергии между экономическим ростом, человеческим развитием и здоровой окружающей средой средствами централизованной политики. Экономический бум в Китае привел к резкому имущественному расслоению населения, к усилению неравенства в доходах, загрязнению окружающей среды, особенно в городах. Автотранспортные выбросы - возможно, самый быстрорастущий источник загрязнения воздуха в городах, и по оценкам Агентства по охране окружающей среды Китая, транспортные средства являются источником 70% содержащейся в воздухе серы. С 1990 г. по мере повышения доходов и улучшения дорог автомобильный парк страны ежегодно увеличивается на 20%.
Правительство Китая сделало разработку новых автотранспортных средств, использующих экологически чистую энергию, приоритетной задачей автомобильной промышленности на ближайшие десять лет. Страна взяла на себя обязательство сократить к 2015 г. потребление энергии и выбросы углекислого газа на 18% в пересчете на единицу добавленной стоимости промышленной продукции, а также увеличить к 2020 г. потребление неископаемого топлива с нынешних 8 до 15%, что должно также сократить загрязнение атмосферного воздуха. Как известно, XVIII съезд Коммунистической партии Китая главной целью устойчивого развития страны признал построение социалистической экологической цивилизации, в результате которой будут решены, в частности, и проблема неравенства, и проблема окружающей среды.
Швеция пытается решить вышеназванные проблемы средствами демократической политики с опорой на сообщества (коммьюнити). Сегодня страна занимает одно из первых мест в рей-
тинге по Индексу человеческого развития (ИЧР) и экономическим показателям. Уровень загрязнения воздуха в Швеции является самым низким в группе стран с очень высоким ИЧР, а в мире она занимает по этому показателю четвертое место. Успехи Швеции коренятся в высокой экологической информированности населения и в традиции эгалитаристской и демократической политики. Например, Комитет по сохранению и использованию природных ресурсов Швеции постоянно работает над повышением общественной осведомленности об экологических вопросах. Исследования выявляют мощную поддержку населением идеи замедления экономического роста ради предотвращения ухудшения состояния окружающей среды и готовность к повышению местных налогов для борьбы с загрязнением окружающей среды. Право на общий доступ глубоко укоренено в социальной психологии шведов и в их многовековых традициях. Современное состояние осведомленности отразилось в результатах опроса Гэллапа, показавших, что 96% шведов знают о климатических изменениях, а почти половина считают их серьезной угрозой. Достижения Швеции в области равенства возможностей и образования способны трансформироваться в сильный политический голос, что частично объясняет, почему массовая экологическая грамотность и сознательность находят выражение в экологически ориентированной политике.
В странах Латинской Америки и Карибского бассейна созданы инклюзивные политические институты, которые внедряют принципы экосоциализма. Мы привели ряд примеров успешных синергийных стратегий устойчивого развития, ориентированных на достижение единой цели -общего блага. К сожалению, реальная ситуация такова, что многие попытки синергийного подхода к решению проблемы устойчивого развития столь же успешно блокируются различными глобальными и национальными структурами.
Что мешает продвижению идеи устойчивого развития? Во-первых, - капиталократия (корпо-ракратия), во-вторых, - зеленый экстремизм, в-третьих, - национальный эгоизм. Тот факт, что представители именно этих сил и движений попытались объявить итоги Конференции ООН в Рио-де-Жанейро «провалом», свидетельствует об обратном (противоположном), то есть об успехе «Рио+20», связанном именно с преодолением узконациональных, узкокорпоративных, сектантско-экстремистских подходов к проблемам развития и окружающей среды. Для обеспечения устойчивого развития мира уже недостаточно призывов в защиту окружающей среды.
Конференция ООН «Рио+20» признала приоритетное значение развития человеческого потенциала, обратив особое внимание на укрепление системы социальной защиты, обеспечивающей устранение неравенства, изоляции и нищеты. Конференция ООН «Рио+20» смогла дать человечеству всеобщий язык - язык практического гуманизма, на котором можно обсудить цели устойчивого развития и проекты будущего. Она стала стартовой площадкой для новой модели развития. «Наступило время пересмотреть сами основы наших взглядов на то, что мы считаем развитием, благосостоянием и зажиточностью»,
- таково справедливое суждение одного из организаторов Конференции Антонио Патриота, министра внешних отношений Бразилии.
Одним из главных успехов Конференции ООН «Рио+20» является достижение консенсуса о глобальных действиях во имя будущего человечества на основе новой парадигмы устойчивого развития. Ядром этой парадигмы является концепция человеческого развития, разработанная экспертами ООН на основе идей лауреатов Нобелевской премии Махбубо уль Хака и Амар-тии Сена. Ценность данной концепции в том, что она выявляет «позитивные синергии - выигрышные стратегии для окружающей среды, равенства возможностей и человеческого развития».
Выдающийся вклад в формирование новой парадигмы Sustainability внесли доклады о человеческом развитии, которые ежегодно издаются Организацией Объединенных Наций, начиная с 1990 г. Особый интерес в данном контексте представляют два последних доклада, приуроченные к «Рио+20»: 1. «Реальное богатство народов: пути к развитию человека» (2010); 2. «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех» (2011). Главная задача этих докладов заключалась в том, чтобы подчеркнуть, что развитие по своей сути предназначено для всех людей. Эта мысль стала лейтмотивом итогового документа Конференции ООН «Рио+20». «Мы признаем, - сказано в нем, - что устойчивое развитие ориентировано прежде всего на человека, и в этой связи мы выступаем за построение мира на основе принципов справедливости, равноправия и инклюзив-ности».
Доклад 2010 г. начинается с четкого определения понятия «развитие человека» [2]. Оно представляет собой процесс расширения спектра выбора для людей, включение в число человеческих свобод права людей на долгую, здоровую и творческую жизнь, на активное участие в обеспечении справедливости и устойчивости разви-
тия на нашей планете. Развитие человека также предполагает противодействие процессам, ведущим к обнищанию людей, усилению гнета и структурной несправедливости. Одновременно подчеркивается, что «необходимы особые усилия для того, чтобы результаты развития человека были долгосрочными, то есть чтобы оно было устойчивым» [2, с. 3].
За последние 20 лет во всем мире наблюдался существенный прогресс в человеческом развитии. С 1990 г. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) вырос на 18%, что отражает значительное улучшение показателей продолжительности жизни, охвата школьным образованием, грамотности и доходов. Основная группа лидеров в области ИРЧП включает в себя такие страны, как Китай, Южная Корея, Индонезия, Непал, Япония и др. Однако, по мнению авторов доклада 2010 г., прогресс был неодинаков, и население некоторых регионов - таких как Юг Африки и республики бывшего Советского Союза, включая Россию, - переживало периоды регресса, особенно в области здравоохранения.
К сожалению, в минувшие годы в мире происходил рост неустойчивости многих моделей производства и потребления. Одним из наиболее неожиданных результатов исследований в области человеческого развития в последние годы
- что подтверждается в докладе 2010 г. - явилось отсутствие существенной корреляции между экономическим ростом и улучшениями в области здравоохранения и образования. Главный итог доклада 2010 г. состоит в демонстрации положения о том, что «развитие человека отличается от экономического роста и что существенных достижений можно достигнуть даже без существенного роста» [2, с. 7].
Авторы доклада 2010 г. приводят в качестве примера такие страны, как Куба, Коста-Рика, Непал, индийский штат Керала и т.д. Эти достижения свидетельствуют о том, что не существует единственной модели развития или универсального рецепта успеха, что есть огромное многообразие путей устойчивого человеческого развития. «Сегодня почти повсеместно признано, - пишет администратор ПРООН Хелен Кларк, - что успех страны или благосостояние индивида не могут измеряться только в деньгах. Доход, разумеется, имеет огромное значение: без ресурсов любой прогресс будет затруднен. Тем не менее мы должны оценить, имеют ли люди возможность вести долгую и здоровую жизнь, могут ли они получить образование и вольны ли они использовать свои знания и та-
ланты для формирования собственной судьбы» [2, с. 11]. Верно и то, что ежегодно появляются новые проблемы и заботы. «Тем не менее концепция развития человека достаточно сложна, -замечает лауреат Нобелевской премии Амартия Сен во Введении к докладу 2010 г., - чтобы вместить в себя новые заботы и учесть будущие перспективы» [2, с. 5].
С точки зрения перспектив устойчивого развития заслуживает внимания следующий вывод доклада 2010 г.: «Прогресс возможен даже без привлечения большого количества ресурсов: жизнь людей может быть улучшена с помощью средств, которыми уже располагает большинство стран» [2, с. 11]. Современные экономические концепции, как правило, исходят из того, что люди озабочены только потреблением. В отличие от этого, концепция человеческого развития исходит из того, что благополучие не сводится к деньгам и потреблению. Она поддерживает идею справедливого и всеобъемлющего прогресса, при котором все люди становятся активными участниками перемен. «Отсюда призыв к созданию новой экономической концепции развития человека» [2, с. 12]. Одной из важных проблем устойчивого развития является то, как организованы отношения между государством и рынком. Рынки могут быть необходимы для обеспечения устойчивого экономического роста, однако они не приносят прогресс автоматически в другие измерения человеческого развития. Обычно рынки плохо справляются с выполнением общественных задач - таких как безопасность, стабильность, здравоохранение, образование. «Динамика может быть положительной, когда страны одновременно переходят к инклюзивным рыночным и инклюзивным политическим институтам. Но это трудно осуществимо и наблюдается редко. Олигархический капитализм имеет тенденцию двигаться к собственной гибели» [2, с. 7]. Эти наблюдения и выводы экспертов ООН подтверждают мысли о нетождественности рынка и капитализма, высказанные такими блестящими теоретиками капитализма, как В.И. Ленин, Ф. Бродель, Дж. Ар-риги, К. Полани и др.
Доклад 2011 г. [3] развивает новые подходы и методы осмысления общественного прогресса. Основное внимание сосредоточено на проблеме взаимоотношения экологической устойчивости и равенства возможностей. Авторы доклада показывают, как деградация окружающей среды усиливает неравенство людей и как неравенство в человеческом развитии, в свою очередь, усиливает экологическую деградацию. «Мы указы-
ваем пути, - замечают авторы доклада, - двигаясь по которым, люди, сообщества, страны и все международное сообщество могли бы содействовать устойчивости и равенству возможностей таким образом, чтобы они усиливали друг друга» [3, с. 1].
До сих пор многие споры о Sustainability обходят тему равенства, рассматривая ее как отдельную и не связанную с экологией проблему. Такой взгляд является контрпродуктивным. Схожесть понятий экологической устойчивости и равенства возможностей, по мнению авторов доклада, заключается в том, что они предполагают соблюдение справедливости при распределении. «Мы ценим устойчивость, - пишут авторы доклада, - поскольку будущие поколения должны иметь, по меньшей мере, такие же возможности, что и наши современники. Точно так же несправедливы и все процессы, не обеспечивающие равенства возможностей: шансам людей на лучшую жизнь не должны препятствовать факторы, находящиеся вне их контроля» [3, с. 16].
В докладе 2011 г. приведены сценарии, демонстрирующие влияние экологических рисков на перспективы человеческого развития. Наблюдая за связью между экологическими рисками и Индексом человеческого развития (ИЧР), авторы доклада пришли к следующим заключениям: экологическая депривация домохозяйств носит более тяжелый характер в странах с низким Индексом человеческого развития и снижается по мере роста ИЧР; экологические риски, воздействующие на сообщество - такие как загрязнение воздуха в городах, - демонстрируют тенденцию к росту и затем к падению по мере развития в целом; экологические риски с глобальными последствиями - особенно выбросы парниковых газов - обычно растут вместе с экономическим ростом. Выбросы в атмосферу на душу населения намного выше в развитых странах, чем в развивающихся. Однако последние испытывают наибольшие потери от глобальных климатических изменений. Парадоксальность ситуации заключается в том, что во многих случаях люди, находящиеся в самом неблагополучном положении, несут и будут нести на себе наибольшее бремя ухудшения состояния окружающей среды, несмотря на то, что они меньше всего ответственны за эту деградацию. «Мы стремимся к тому, - пишут авторы доклада 2011 г., - чтобы при движении к большей экологической устойчивости в полной мере учитывались надежды бедных людей на лучшую жизнь» [3, с. 1].
Новаторская ценность доклада 2011 г. заключается в исследовании подходов, которые благоприятствуют позитивной синергии экологической устойчивости, равенству возможностей и человеческого развития. Ключевой темой данного доклада является необходимость полной интеграции вопросов равенства в политические стратегии, оказывающей влияние на окружающую среду на местном и национальных уровнях. Авторы доклада указывают на необходимость выделения значительных ресурсов бедным странам и финансирования борьбы с экологическими депривациями. Действительно, существование нищеты и бедности на нашей планете - это просто позор; это проявление бесчестия богатых людей, купающихся в роскоши, когда миллионы детей умирают от голода, миллионы бедных людей страдают от двойной-тройной депривации. Выводы очевидны - необходимо создание эффективной в социальном и экологическом отношении глобальной системы экосистемного управления, работающей в интересах всех людей, прежде всего бедных слоев населения.
На уровне сообществ многие проблемы окружающей среды возникают из-за властного дисбаланса, отсутствия экологической грамотности и осведомленности населения. Олигархи, промышленники и банкиры обладают, несомненно, большей властью, чем местное население. Владельцы горнопромышленных компаний могут получать дополнительную прибыль за счет неприемлемого загрязнения воздуха и воды, потому что местное население не в состоянии эффективно против него протестовать. Лес может быть уничтожен избыточной вырубкой, потому что торговцы древесиной обладают большим влиянием, чем местные жители. Таковы факты. А факты - «упрямая вещь». Из всего этого следует необходимость повышения дееспособности политических институтов и гражданских сообществ.
В основе нарастающего разрыва между экономическим ростом, экологическим императивом и человеческим развитием лежит отсутствие чувства личной ответственности и моральной устойчивости крупных бизнесменов, финансовых менеджеров, местных чиновников и т.д. Исследования в области экспериментальной экономики дают отрезвляющие результаты. В имитационных моделях, демонстрировавших, как группы бизнесменов реагируют на просьбу коллективно инвестировать в предотвращение изменения климата, многие участники занимались «фрирайдингом», то есть действовали безответственно. В сценариях, где вероятность разрушительных климатических сдвигов была невелика,
на эти цели не было выделено почти никаких средств. Даже когда их вероятность составляла 90%, лишь около половины из 30 изученных групп пообещали сделать достаточно большие инвестиции. Как показывают исследования в разных странах мира, огромное значение для продвижения устойчивого человеческого развития имеет система демократического управления, включающая общественный контроль, гласность, подотчетность и ответственность [1].
Мы все несем всеобщую, но дифференцированную ответственность за судьбу человечества и состояние окружающей среды, и эта ответственность придает смысл нашему существованию. «Устойчивое человеческое развитие, - пишут авторы доклада 2011 г., - заключается в расширении значимых свобод и возможностей людей уже сегодня, одновременно с приложением разумных усилий, чтобы не допустить серьезного уменьшения таких свобод и возможностей для будущих поколений <...>. Для реализации этой идеи решающее значение имеет организация аргументированного общественного обсуждения, жизненно необходимого для определения рисков, которые общество готово на себя принять» [3, с. 2].
Концепцию устойчивого человеческого развития можно рассматривать как адаптацию теории социализма к современным условиям, когда резко возросли риски катастроф. Наряду с природными и техногенными рисками, наибольшую опасность представляет капиталистическое общество потребления. Опасность этого общества
- следствие невозможности поддерживать высокий уровень материального потребления в западных странах, приводящий к экологической и социальной депривации огромных масс людей во всем мире. Такая ситуация, как убедительно показали многие зарубежные и отечественные исследователи современности, предвещает начало войн за перераспределение планетарных ресурсов (А. Фурсов, А. Дугин, З. Бауман, Х. Вельцер и др.). Предотвратить риски катастроф можно - но только, если человечество найдет ключ к открытию новых путей строительства глобальной экосоциалистической цивилизации. Сегодня многие политики и ученые во всем мире готовы внедрять принципы социалистической справедливости, чего не было десять лет тому назад. Раньше на Западе, особенно в США,
пугали людей социализмом: «Вот придут левые и...». Теперь это не действует, «все размылось» (Ф. Лукьянов). Возникает ощущение, что только российские обществоведы псевдолиберального толка продолжают неблагодарную работу по дискредитации идеалов социализма. Под социализмом мы имеем в виду «практический гуманизм» (К. Маркс и Ф. Энгельс), то есть справедливое общество, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
В заключение еще раз отметим: в центре внимания концепции человеческого развития, поддержанной Конференцией ООН «Рио+20», находятся прежде всего бедные и уязвимые люди. Это относится и к тем людям в будущем, кто будет страдать от последствий рисков, предпринимаемых сегодня. Этот высоконравственный и гуманистический дух Конференции ООН «Рио+20» заслуживает восхищения и всяческой поддержки.
Литература
1. Human development reports. - [Электронный ресурс].
- URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2011_
RU_Complete.pdf.
2. Доклад о развитии человека 2010. - М.: Весь Мир, 2011.
3. Доклад о человеческом развитии. - М.: Весь мир, 2012.
Мантатов Вячеслав Владимирович, доктор философских наук, профессор, директор Института устойчивого развития, руководитель кафедры ЮНЕСКО по экологической этике при ВосточноСибирском государственном университете технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: mantatovalarisa@mail. ru.
Мантатова Лариса Вячеславовна, доктор философских наук, заведующая кафедрой философии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, e-mail: mantatovalarisa@mail. ru.
Mantatov Vyacheslav Vladimirovich, doctor of philosophical sciences, professor, head of Institute of Sustainable Development, chair of the department of UNESCO on ecological ethic, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
Mantatova Larisa Vyacheslavovna, doctor of philosophical sciences, head of the department of philosophy, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].