Научная статья на тему 'СИНЕРГИЯ НЕЙРОНАУК И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СИНЕРГИЯ НЕЙРОНАУК И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОНАУКИ / ЧЕЛОВЕК / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козлова Татьяна Александровна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Козлов Дмитрий Михайлович

Цель. Авторы статьи пытаются определить направления реализации потенциала философской антропологии для нейронаук, возможность качественного обновления нейронаук на базе этого потенциала. Новизна данного исследования заключается в том, что философская антропология, экстраполируя своё обновляющееся содержание на нейронауки, вербализирует проблемы, находящиеся на стыке данных научных направлений. Метод или методология проведения работы. Методология данного исследования основана на анализе и обобщении научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области нейронаук, философии образования, теории обучения, философской антропологии, информационного и знаниевого развития современного общества. Методология исследования включает в себя герменевтический, системный, сравнительный методы. Результаты. Нейронауки и философская антропология имеют обширное научное поле: критерии интерпретации данных, возможности влияния нейронных сетей на наш выбор, взаимодействие разума и эмоций, проблема воли и ответственности, этические проблемы стимуляции мозга, психофармакология и проблема улучшения человека. Философская антропология оценивает с этико-аксиологических позиций направления деятельности нейронаук. Проблема непрерывного образования, дистанционного образования требует не только продуманной стратегии со стороны педагогики и философии образования, но и должна решаться сквозь призму индивидуальных (когнитивных и личностных) особенностей человека: оценка его когнитивного стиля обучения, хронотипа, ценностей и убеждений. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере образования и социального проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Козлова Татьяна Александровна, Гончарук Алексей Геннадьевич, Козлов Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINERGIYA NEYRONAUK I FILOSOFSKOY ANTROPOLOGII: PROBLEMY I PERSPEKTIVY RAZVITIYA

Purpose. The authors of the article try to determine the directions of realization of the potential of philosophical anthropology for neuroscience, the possibility of qualitative renewal of neuroscience on the basis of this potential. The novelty of this research lies in the fact that philosophical anthropology, extrapolating its updated content to neuroscience, verbalizes problems that are at the intersection of these scientific directions. Methodology. The methodology of this study is based on the analysis and generalization of scientific research works of foreign and domestic scientists in the field of neurosciences, philosophy of education, teaching theory, philosophical anthropology, information and knowledge development of modern society. The research methodology includes hermeneutic, systemic, comparative methods. Results. Neurosciences and philosophical anthropology have a vast scientific field: data interpretation criteria, the possibility of neural networks influencing our choices, the interaction of mind and emotions, the problem of will and responsibility, ethical problems of brain stimulation, psychopharmacology and the problem of human improvement. Philosophical anthropology evaluates the directions of activity of neurosciences from the ethical and axiological positions. The problem of lifelong education, distance education requires not only a well-thought-out strategy on the part of pedagogy and philosophy of education, but must also be solved through the prism of individual (cognitive and personal) characteristics of a person: an assessment of his cognitive learning style, chronotype, values and beliefs. Practical implications. The research results can be applied in the field of education and social design.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГИЯ НЕЙРОНАУК И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

DOI: 10.12731/2077-1770-2020-2-266-278 УДК 140.8

СИНЕРГИЯ НЕЙРОНАУК И ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Козлова Т.А., Гончарук А.Г., Козлов Д.М.

Цель. Авторы статьи пытаются определить направления реализации потенциала философской антропологии для нейронаук, возможность качественного обновления нейронаук на базе этого потенциала. Новизна данного исследования заключается в том, что философская антропология, экстраполируя своё обновляющееся содержание на нейронауки, вербализирует проблемы, находящиеся на стыке данных научных направлений.

Метод или методология проведения работы. Методология данного исследования основана на анализе и обобщении научно-ис-следовательскихработ зарубежных и отечественных ученых в области нейронаук, философии образования, теории обучения, философской антропологии, информационного и знаниевого развития современного общества. Методология исследования включает в себя герменевтический, системный, сравнительный методы. Результаты. Нейронауки и философская антропология имеют обширное научное поле: критерии интерпретации данных, возможности влияния нейронных сетей на наш выбор, взаимодействие разума и эмоций, проблема воли и ответственности, этические проблемы стимуляции мозга, психофармакология и проблема улучшения человека. Философская антропология оценивает с этико-аксиоло-гических позиций направления деятельности нейронаук. Проблема непрерывного образования, дистанционного образования требует не только продуманной стратегии со стороны педагогики и философии образования, но и должна решаться сквозь призму индивидуальных (когнитивных и личностных) особенностей человека:

оценка его когнитивного стиля обучения, хронотипа, ценностей и убеждений.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере образования и социального проектирования.

Ключевые слова: нейронауки; человек; образование; философская антропология.

SINERGIYA NEYRONAUK I FILOSOFSKOY ANTROPOLOGII: PROBLEMY I PERSPEKTIVY RAZVITIYA

Kozlova T.A., GoncharukA.G., Kozlov D.M.

Purpose. The authors of the article try to determine the directions of realization of the potential ofphilosophical anthropology for neuroscience, the possibility of qualitative renewal of neuroscience on the basis of this potential. The novelty of this research lies in the fact that philosophical anthropology, extrapolating its updated content to neuroscience, verbalizes problems that are at the intersection of these scientific directions.

Methodology. The methodology of this study is based on the analysis and generalization of scientific research works offoreign and domestic scientists in the field of neurosciences, philosophy of education, teaching theory, philosophical anthropology, information and knowledge development of modern society. The research methodology includes her-meneutic, systemic, comparative methods.

Results. Neurosciences and philosophical anthropology have a vast scientific field: data interpretation criteria, the possibility of neural networks influencing our choices, the interaction of mind and emotions, the problem of will and responsibility, ethical problems of brain stimulation, psychopharmacology and the problem of human improvement. Philosophical anthropology evaluates the directions of activity of neurosciences from the ethical and axiologicalpositions. The problem of lifelong education, distance education requires not only a well-thought-out

strategy on the part ofpedagogy and philosophy of education, but must also be solved through the prism of individual (cognitive and personal) characteristics of a person: an assessment of his cognitive learning style, chronotype, values and beliefs.

Practical implications. The research results can be applied in the field of education and social design.

Keywords: body; man; society; state; artifact; liberty; metaphysics of the body.

Введение

Решение современных социальных проблем сопряжено с анализом установок сознания, когнитивных способностей человека, роли личности в происходящих цивилизационных изменениях. Все большее погружение образования в онлайн-формат, бесконечное потребление контента, проблема искусственного интеллекта - вот лишь небольшой перечень особенностей бытия современного человека. Изучение сущности данных вопросов находится на стыке философской антропологии, философии образования и нейронаук.

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблемы и перспективы взаимодействия философской антропологии и нейронаук не разработаны в научной литературе. Качественно меняющееся бытие человека требует междисциплинарного осмысления проблемы. Нейронауки - активно развивающееся научное направление, пользующееся популярностью и претендующее на разрешение многих проблем: исследование когнитивных и метаког-нитивных стратегий обучения, проблема соотношения процедурных и декларативных знаний. Философская антропология - наука, изучающая природу и бытие человека.

Объектом исследования в данной статье являются проблемы и перспективы совместного развития нейронаук и философской антропологии. Цель данной статьи определить направления реализации потенциала философской антропологии для нейронаук, возможность качественного обновления нейронаук на базе этого потенциала. Данная цель ставит перед нами следующие задачи:

проанализировать особенности развития нейронаук и философской антропологии в условиях современной культуры, вербализировать основные проблемы, находящиеся на стыке философской антропологии и нейронаук. Новизна данного исследования заключается в том, взаимодействие философской антропологии с нейронауками способствует взаиморазвитию обоих направлений. Многие современные проблемы: вытеснение гуманистического начала из всех сфер жизни, онлайн-обучение, мультикультурализм требуют совместного рассмотрения, учета достижений как философской антропологии, так и нейронаук.

Материалы и методы

Методология данного исследования основана на анализе и обобщении научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области нейронаук, философии образования, теории обучения, философской антропологии, информационного и знани-евого развития современного общества. Методология исследования включает в себя герменевтический, системный, сравнительный методы. Герменевтический метод стал основой для понимания мыслей философов, педагогов, исследователей в области нейронаук и философской антропологии. Системный метод помог проанализировать важность комплексного анализа человека со стороны тандема нейронаук и философской антропологии. Сравнительный метод позволил сформулировать совместные проблемы нейронаук и философской антропологии.

Результаты и обсуждение

В развитии философской антропологии выделяют два направления развития [2, с. 84]. Классическая философская антропология (традиционно к представителям данного направления относят М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена) изучает природу человека с точки зрения категорий естественных наук. Представители классической философской антропологии акцентировали внимание на важности создания единой науки о человеке, отмечали, что такая

наука примет за базис данные частных наук: психологии, физиологии, биохимии, но при этом будет иметь философский характер.

Классическая философская антропология стремилась раскрыть главным образом биологические механизмы в человеке. Суть человеческого бытия здесь и сейчас, категория «действие» является основополагающей. Классическая философская антропология опирается на естественнонаучную методологию [2, с. 84]. Однако все представители данного направления отмечают важность феноменологического, диалектического, герменевтического подходов к изучению человека. Данный этап развития философской антропологии отвечал духу времени (начало ХХ века), объединял антропологические и педагогические идеи, стал основой для дальнейшего развития философской антропологии как самостоятельного научного направления.

Неклассическая философская антропология уверена в том, что сформулировать определение «что такое человек?», невозможно. Ведь определить, значит ограничить, потерять какой-то из важных смыслов. Бытие человека определяется не только его природой, но и языком, культурой, мышлением, творчеством. К представителям неклассической философской антропологии относят М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Дерриду, П. Слотердайка; из отечественных авторов - Ю.М. Бородая, Ф.И. Гиренка, Б.Ф. Поршнева, Э.В. Ильенкова. Неклассическая философская антропология сомневается в ранее обозначенных концепциях человека. Ф.И. Гиренок уверен, что мы живем в мире не извлечённых смыслов, поэтому человек может рассматриваться совершенно под неожиданным ракурсом, например, как грезящая самость (Ю.М. Бородай, Ф.И. Гиренок) или как вечный переход (С.А. Смирнов). Классики весьма робко отмечали возможность использования герменевтического, феноменологического, диалектического подходов. Представители неклассической философской антропологии делают акцент на перечисленных ранее подходах [5]. Философы не видят ценности в физиологическом исследовании мозга, разделении его на атомы, но уверены в синер-гетической связи сознания и информационного поля Вселенной.

Проблема сознания, подпитывающаяся веяниями трансгуманизма, сегодня становится одной из актуальных, дает толчок для развития нейронаук. Именно поэтому появляются исследователи - А. Да-масио, К. Малабу, Т. Метцингер, работающие на стыке нейронаук и философской антропологии. Изучение и анализ их концепций представляет собой перспективное направление для дальнейшего продолжения данного исследования.

В основе исследования А. Дамасио лежит его бесконечный интерес к природе человеческих аффектов - почему мы чувствуем, как мы используем эмоции для построения самости, почему наши намерения и чувства так часто противоречивы, как тело и ум сговариваются в зарождении эмоциональной реальности. Эмоциональные аффекты - это не арсенал несомненностей и решений, а торжество любознательности и напоминание о том, что разумные, осознанные предположения позволяют расширять территорию знания, перемещая границу познаваемого всё глубже в неизведанное. Работы А. Дамасио представляют интересный сплав методологий, попытку дать возможно новое направление развития философской антропологии, объединяющее подходы классической и неклассической философской антропологии.

Т. Метцингер утверждает, несмотря на достижения нейронауки последних двадцати лет большинство философов уверены в отсутствии возможности объяснить феномен сознания только когнитивными нейронауками. Некоторые философы уверены в существовании определенной загадки в мозгу человека. Достаточно ли у нейронаук ресурсов, чтобы разобраться с загадками возникновения субъективного сознания? Т. Метцингер отмечает, что сознание находится в мозге, но значительная часть актов познания (cognition) -все же нет. Самость человека, собственное «я», по мнению Т. Мет-цингера, - феноменальное свойство. Сознание - это саморегуляция в системе, оказавшейся слишком сложной для понимания самой себя. Возможно новые технологии захватят наш жизненный мир и повлияют на то, как мы рассматриваем себя, поскольку они напрямую меняют социальные взаимодействия. Почему же человечество

сопротивляется росту знания, связанному с искусственным интеллектом, искусственной жизнью? Почему так неоднозначны оценки исследователей, философов попыток «поправить» природу человека, сделать ее более совершенной? Научно-технический прогресс, ускоряющийся с каждым годом, заставляет нас осознать допустимые границы использования его плодов. И философская антропология пытается экстраполировать свое гуманистическое содержание в том числе и на нейронауки. Конечно, в современной социокультурной ситуации взгляд на духовный мир человека: нравственные ценности, установки мышления и особенности сознания интересно анализировать не только с философской стороны, но и учитывать достижения нейронаук. Именно поэтому, природа и сущность человека, рассматриваемая тандемом философской антропологии и нейронаук, выглядит более рельефной.

Итак, ключевые проблемы, которые лежат на пересечении философской антропологии и нейронаук. Во-первых, это определение сущности человека в современном социокультурном пространстве. С одной стороны, речь идет о нарастающем тяготении к нейроре-дукционизму, в рамках которого сущность и ценность человека все больше сводятся к продуктивности его мозга, измеряемой отдельными числовыми показателями [6]. Изучая психоэмоциональную сферу, ученые в области нейронаук приходят к выводу, что снимки мозга могут дать исчерпывающее представление о внутреннем мире человека. При этом самым опасным является оценка человека исключительно по когнитивным способностям, учет только физиологических процессов. Важно помнить, что человек - существо, имеющее не только биологическое, но и психологическое, духовно-космическое измерение [15]. Современная философская антропология, отмечая важность биологической природы человека, достижения нейронаук, делает точные акценты на включение анализа языка, культуры, творчества человека, поэтому анализ бытия человека становится более многогранным. Для того, что не допустить сведения человека к упрощенной схеме работы мозга, нужна философская антропология, подчеркивающая человеческое, слишком че-

ловеческое: творчество, жертвенность, любовь и другие категории исключительно человеческого бытия.

Вторая проблема, находящаяся на стыке нейронаук и философской антропологии, - это изменение качества образовательной среды. Всепроникающее дистанционное обучение, огромные объемы информации, сетевое взаимодействие, онлайн-курсы, возможность частой смены профессии меняют дизайн педагогической среды, перестраивают каналы восприятия информации. Появляются образовательные системы с обновляющимся контентом, чат-ботами и так далее. Коренным образом меняется роль учителя (в самом широком смысле этого слова). Стала возможной организация коллективной работы студенческой группы с использованием технологий сетевого взаимодействия и инструментов совместной работы в социальных медиа [6, с.78]. Безусловно, на уровне философской антропологии регулярно поднимаются вопросы постоянного обучения современного человека, формирования запросов на развитие, столкновения человека с ростом ускорения изменений. Интересен в этой связи взгляд и нейронаук, дающих конкретные рекомендации по особенностям переключения внимания во время онлайн-уроков, особенностях работы головного мозга с аудио-, видеоформатами.

Заключение

1. Нейронауки и философская антропология имеют обширное научное поле: критерии интерпретации данных, возможности влияния нейронных сетей на наш выбор, взаимодействие разума и эмоций, проблема воли и ответственности, этические проблемы стимуляции мозга, психофармакология и проблема улучшения человека.

2. Философская антропология оценивает с этико-аксиологиче-ских позиций направления деятельности нейронаук. Учет нейрона-уками достижений философской антропологии позволяет избежать дегуманистических тенденций во всех сферах жизни общества.

3. Проблема непрерывного образования, дистанционного образования требует не только продуманной стратегии со стороны нейронаук, но и должна решаться сквозь призму индивидуальных (когнитивных

и личностных) особенностей человека: оценка его когнитивного стиля обучения, мировоззренческих установок, ценностей и убеждений.

4. Взаимодействие философской антропологии и нейронаук способствует вербализации и поиску путей решения современных социальных проблем: дегуманизация, попытки совершенствования природы человека, онлайн-обучение и другие.

Список литературы

1. Владленова И.В. Образ человека будущего: социально-философские исследования // Future Human Image, 2014. № 2. С. 112-133.

2. Гиренок Ф.И. Смена перспектив в философии человека // Человек. RU. 2015. № 10. С. 83-92.

3. Зейналов Г.Г. Смешанная объективно-виртуальная реальность как технологическая платформа развития современного образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 10. С. 33-36.

4. Зейналов Г.Г. Деятельностный подход как парадигма современного образования // Учебный эксперимент в образовании. 2017. № 1 (81). С. 6-11.

5. Козлова Т.А. Классическая и неклассическая философская антропология: компаративисткий анализ // Вестник Мининского университета. 2018. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/764 (дата обращения: 19.03.2020).

6. Лазинина Е.В. Цифровая реальность в контексте процессов коммуникации и экзистенции человека // Современные исследования социальных проблем. 2019. № 11. с. 78-90.

7. Мальсагова М.Х. Предпосылки нейродидактического парадигмаль-ного сдвига в теории обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). с. 264-266.

8. Моторина Л.Е. Человек как антропологическая целостность: методология исследования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 4 (34). С. 44-49.

9. Ерохин А.К., Власенко А.А. Дилемма целей высшего образования в философском измерении. // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 9, № 4. с. 132-144.

10. Шуталева А. В., Циплакова Ю. В., Керимов А. А. Гуманизация образования в цифровую эпоху // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 31-43.

11. Bystritskaya, E.V., Grigoryeva, E.L., Reutova, O.V., Sedov, I.A., Lebed-kina, M.V. Mechanisms for social adaptation of first-graders to multi-ethnic schools. // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2020. № 43 (2), pp. 296-307. DOI: 10.32744/pse.2020.2.23

12. Gryaznova E.V., Lanskaya I.A., Kozlova T.A. Virtual reality as a category of pshychology within the information concept // Perspectives of Science and Education. 2020. № 2 (44). С. 308-316.

13. Bateson G., Donaldson R. E. A Sacred Unity: Further Steps to an Ecology of Mind. Harper Collins, 1991. 346 p.

14. Bateson G. Mind and Nature: A Necessary Unity. Hampton Press, 1979. 220 p.

15. Ivanova, N., Sorokina, T. Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school // Elementary Education Online. 2020. № 19 (1), pp. 333-342.

16. Malabou C. What Should We Do with Our Brains? New York: Fordham University Press: 2008. 96 p.

17. Tolsteneva, A.A., Gruzdeva, M.L., Katkova, O.V., Prokhorova, O.N., Lagunova, M.V. Organizational and Technical Conditions for the Implementation of Educational Programs of the University Using Open Online Courses of the National Platform for Open Education (2020) // Lecture Notes in Networks and Systems 73, с. 473-483

18. Vaganova O.I.; Lapshova A.V.; Kutepov M.M.; Tatarnitseva S.N.; Veze-tiu E.V. Technologies for organizing research activities of students at the university // Amazonia Investiga. Volume: 9. Issue: 25. Pages: 369-375. Published: JAN 2020.

References

1. Vladlenova I.V. Future Human Image, 2014. № 2. P. 112-133.

2. Girenok F.I. Chelovek.RU. 2015. № 10. P. 83-92.

3. Zeynalov G.G. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2019. № 10. P. 33-36.

4. Zeynalov G.G. Uchebnyy eksperiment v obrazovanii. 2017. № 1 (81). P. 6-11.

5. Kozlova T.A. VestnikMininskogo universiteta. 2018. №1. URL: http:// vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/764 (data obrashcheniya: 19.03.2020).

6. Lazinina E.V. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2019. № 11. P. 78-90.

7. Mal'sagova M.Kh. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 2 (81). P. 264-266.

8. Motorina L.E. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2018. V. 8. № 4 (34). P. 44-49.

9. Erokhin A.K., Vlasenko A.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2017. V. 9, № 4. P. 132-144.

10. Shutaleva A. V., Tsiplakova Yu. V., Kerimov A. A. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. № 6 (42). P. 31-43.

11. Bystritskaya, E.V., Grigoryeva, E.L., Reutova, O.V., Sedov, I.A., Lebed-kina, M.V. Mechanisms for social adaptation of first-graders to multi-ethnic schools. Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2020. № 43 (2), pp. 296307. DOI: 10.32744/pse.2020.2.23

12. Gryaznova E.V., Lanskaya I.A., Kozlova T.A. Virtual reality as a category of pshychology within the information concept. Perspectives of Science and Education. 2020. № 2 (44). S. 308-316.

13. Bateson G., Donaldson R. E. A Sacred Unity: Further Steps to an Ecology of Mind. Harper Collins, 1991. 346 p.

14. Bateson G. Mind and Nature: A Necessary Unity. Hampton Press, 1979. 220 p.

15. Ivanova, N., Sorokina, T. Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school. Elementary Education Online. 2020. № 19 (1), pp. 333-342.

16. Malabou C. What Should We Do with Our Brains? New York: Fordham University Press: 2008. 96 p.

17. Tolsteneva, A.A., Gruzdeva, M.L., Katkova, O.V., Prokhorova, O.N., Lagunova, M.V. Organizational and Technical Conditions for the Implementation of Educational Programs of the University Using Open

Online Courses of the National Platform for Open Education (2020). Lecture Notes in Networks and Systems 73, s. 473-483. 18. Vaganova O.I.; Lapshova A.V.; Kutepov M.M.; Tatarnitseva S.N.; Veze-tiu E.V. Technologies for organizing research activities of students at the university. Amazonia Investiga. Volume: 9. Issue: 25. Pages: 369-375. Published: JAN 2020.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Козлова Татьяна Александровна, преподаватель кафедры философии и теологии

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

ул. Ульянова, 1, г. Н. Новгород, Нижегородская область,

603005, Российская Федерация

kozlova-ta@inbox.ru

Гончарук Алексей Геннадьевич, старший преподаватель кафедры философии и теологии

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

ул. Ульянова, 1, г. Н. Новгород, Нижегородская область,

603005, Российская Федерация

alexgon75@mail.ru

Козлов Дмитрий Михайлович, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

ул. Ульянова, 1, г. Н. Новгород, Нижегородская область, 603005, Российская Федерация dimativator007@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Kozlova Tatyana Aleksandrovna, Lecturer, Department of Philosophy and Teology

Nizhny Novgorod State Pedagogical University

1, Ulyanov Str., N. Novgorod, Nizhny Novgorod Region, 603005,

Russian Federation

kozlova-ta@inbox.ru

SPIN-code: 5193-2579

ResearcherlD: V-5228-2018

ORCID: 0000-0001-8614-781X

Goncharuk Alexey Gennadevich, Senior Lecturer, Department of Philosophy and Teology

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nizhny Novgorod State Pedagogical University

1, Ulyanov Str., N. Novgorod, Nizhny Novgorod Region, 603005,

Russian Federation

alexgon75@mail.ru

SPIN-code: 7653-2535

ResearcherlD: V-4241-2018

ORCID: 0000-0003-2825-9404

ScopusID: 57211808151

Kozlov Dmitry Mikhaylovich, Undergraduate student

Nizhny Novgorod State Pedagogical University

1, Ulyanov Str., N. Novgorod, Nizhny Novgorod Region, 603005,

Russian Federation

dimativator007@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.