Научная статья на тему 'Становление философской антропологии как учебного предмета в системе высшего образования'

Становление философской антропологии как учебного предмета в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТАПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЭПОХА ПОСТМОДЕРНА / EDUCATION / PHILOSOPHY / PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / DIALECTICAL METHOD / HIGHER EDUCATION / HUMANIZATION OF EDUCATION / METAPEDAGOGIC PROBLEMS / CONTINUING EDUCATION / SELF-REFLECTION / NON-CLASSICAL PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY / TRAINING / POSTMODERN ERA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козлова Татьяна Александровна, Гончарук Алексей Геннадьевич

Антропологическая проблематика пронизывает всю историю философии, выделение философской антропологии в отдельное научное направление и учебный предмет происходит лишь в ХХ веке. В настоящей статье рассматривается процесс трансформации философской антропологии из научного направления в учебный предмет. Рассмотрены параметры стандартизации, которые необходимы для этого процесса: выделение целей, задач дисциплины, компетенций. Статья представляет собой обзор ключевых кафедр философской антропологии, актуальных направлений исследований в рамках философско-антропологического знания. Основные методы исследования диалектический, теоретический анализ и синтез. Появление кафедр философской антропологии в России приходится на период радикальной перестройки в жизни нашей страны 90-е годы ХХ века. Распад СССР, кризисы и реформы, упадок в культуре и духовной жизни. Кризисные ситуации всегда сопровождаются поиском, в том числе поиском идеала человека. И философская антропология в этом случае мощный инструмент саморефлексии, способный направить поиск в созидательное русло. Философская антропология развивается и как научное направление (организуются конференции, создаются научно-исследовательские лаборатории, пишутся статьи), и как учебный предмет (разрабатываются учебно-методические пособия, дисциплина преподается в ВУЗах, появляются спецкурсы). Преподавание дисциплины «философская антропология» представляется возможным за счет широкого круга ученых, занимающихся философско-антропологической проблематикой, кафедр, предоставляющих методическое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY AS A SUBJECT IN HIGHER EDUCATION

Anthropological problems permeate the entire history of philosophy, the allocation of philosophical anthropology in a separate scientific direction and educational subject occurs only in the twentieth century. This article considers the process of transformation of philosophical anthropology from a scientific direction to an academic subject. Parameters of standardization which are necessary for this process are considered: allocation of the purposes, tasks of discipline, competences. The article is a review of the key departments of philosophical anthropology, current research areas in the framework of philosophical and anthropological knowledge. The main research methods are dialectical, theoretical analysis and synthesis. The emergence of departments of philosophical anthropology in Russia falls on the period of radical restructuring in the life of our country-the 90s of the twentieth century. The collapse of the USSR, crises and reforms, decline in culture and spiritual life. Crisis situations are always accompanied by a search, including the search for the ideal person. And philosophical anthropology in this case is a powerful tool of self-reflection, able to direct the search in a creative direction. Philosophical anthropology is developing both as a scientific direction (conferences are organized, research laboratories are created, articles are written) and as an educational subject (teaching AIDS are developed, the discipline is taught in Universities, special courses appear). Teaching discipline "philosophical anthropology" is possible due to a wide range of scientists involved in philosophical and anthropological problems, departments that provide methodological support.

Текст научной работы на тему «Становление философской антропологии как учебного предмета в системе высшего образования»

Kozlova Tatyana Aleksandrovna, Goncharuk Alexey Gennadievich FORMATION OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY ...

pedagogical sciences

УДК 378:111.12

DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0008

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

AuthorlD: 899005 SPIN: 5193-2579 ResearcherlD: V-5228-2018 ORCID: 0000-0001-8614-781X

Козлова Татьяна Александровна, преподаватель кафедры «Философии и теологии»

AuthorlD: 986720 SPIN: 7653-2535 ResearcherlD: V-4241-2018 ORCID: 0000-0003-2825-9404 ScopusID: 57211808151

Гончарук Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Философии и теологии» Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Антропологическая проблематика пронизывает всю историю философии, выделение философской антропологии в отдельное научное направление и учебный предмет происходит лишь в ХХ веке. В настоящей статье рассматривается процесс трансформации философской антропологии из научного направления в учебный предмет. Рассмотрены параметры стандартизации, которые необходимы для этого процесса: выделение целей, задач дисциплины, компетенций. Статья представляет собой обзор ключевых кафедр философской антропологии, актуальных направлений исследований в рамках философско-антропологического знания. Основные методы исследования - диалектический, теоретический анализ и синтез. Появление кафедр философской антропологии в России приходится на период радикальной перестройки в жизни нашей страны - 90-е годы ХХ века. Распад СССР, кризисы и реформы, упадок в культуре и духовной жизни. Кризисные ситуации всегда сопровождаются поиском, в том числе поиском идеала человека. И философская антропология в этом случае - мощный инструмент саморефлексии, способный направить поиск в созидательное русло. Философская антропология развивается и как научное направление (организуются конференции, создаются научно-исследовательские лаборатории, пишутся статьи), и как учебный предмет (разрабатываются учебно-методические пособия, дисциплина преподается в ВУЗах, появляются спецкурсы). Преподавание дисциплины «философская антропология» представляется возможным за счет широкого круга ученых, занимающихся философско-антропологической проблематикой, кафедр, предоставляющих методическое обеспечение.

Ключевые слова: образование, философия, философская антропология, диалектический метод, высшее образование, гуманизация образования, метапедагогические проблемы, непрерывное образование, саморефлексия, неклассическая философская антропология, воспитание, обучение, эпоха постмодерна.

FORMATION OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY AS A SUBJECT IN HIGHER EDUCATION

© 2019

Kozlova Tatyana Aleksandrovna, teacher of the Department of Philosophy and theology Goncharuk Alexey Gennadievich, candidate of philosophy, senior lecturer of the Department of Philosophy and theology Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minina (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. Anthropological problems permeate the entire history of philosophy, the allocation of philosophical anthropology in a separate scientific direction and educational subject occurs only in the twentieth century. This article considers the process of transformation of philosophical anthropology from a scientific direction to an academic subject. Parameters of standardization which are necessary for this process are considered: allocation of the purposes, tasks of discipline, competences. The article is a review of the key departments of philosophical anthropology, current research areas in the framework of philosophical and anthropological knowledge. The main research methods are dialectical, theoretical analysis and synthesis. The emergence of departments of philosophical anthropology in Russia falls on the period of radical restructuring in the life of our country-the 90s of the twentieth century. The collapse of the USSR, crises and reforms, decline in culture and spiritual life. Crisis situations are always accompanied by a search, including the search for the ideal person. And philosophical anthropology in this case is a powerful tool of self-reflection, able to direct the search in a creative direction. Philosophical anthropology is developing both as a scientific direction (conferences are organized, research laboratories are created, articles are written) and as an educational subject (teaching AIDS are developed, the discipline is taught in Universities, special courses appear). Teaching discipline "philosophical anthropology" is possible due to a wide range of scientists involved in philosophical and anthropological problems, departments that provide methodological support.

Keywords: education, philosophy, philosophical anthropology, dialectical method, higher education, humanization of education, metapedagogic problems, continuing education, self-reflection, non-classical philosophical anthropology, education, training, postmodern era.

ВВЕДЕНИЕ.

Любая наука ценна не только накоплением массива знаний, но и транслированием этих идей в общество, поскольку практическое применение и воплощение концепций положительным образом влияет на трансформацию теорий, делает ее максимально проверенной, создает новые знания. Антропологическая проблемати-

ка пронизывает всю историю человечества, выделение философской антропологии как одного из философских направлений происходит в начале ХХ века, институали-зация данного научного направления в России - появление кафедр, исследователей, занимающихся проблематикой философской антропологии - 80-90-е гг. ХХ, примерно с этого же момента учебная дисциплина «фило-

30

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Козлова Татьяна Александровна, Гончарук Алексей Геннадьевич СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОИ АНТРОПОЛОГИИ ...

софская антропология» стала преподаваться в ВУЗах, в образовательный стандарт высшего образования (специальность - философия) вошла с 2000 г. [1]. Для прочих специальностей она может входить в вариативную часть профессионального цикла. Философской антропологии как науки в России потребовалось более 60 лет для того, чтобы популяризироваться и прийти в образование в качестве учебного предмета.

Многие исследователи отмечают важность повышения качества профессиональной подготовки, соответствия высшего образования современным темпам развития общества [2,3,4]. Современный социокультурный контекст наполнен широким спектром антропологической проблематики. Поэтому реализация учебного предмета «Философская антропология» в системе высшего образования отвечает вызовам времени, позволяет сформировать готовность будущего специалиста решать стоящие перед обществом проблемы в русле гуманности и справедливости.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель данной статьи - рассмотреть процесс трансформации философской антропологии из науки в учебный предмет, сделать обзор кафедр философской антропологии, учёных, занимающихся данной проблематикой.

Массив научного знания неоднороден, многоярусен и представляет собой сложное взаимодействие следующих феноменов науки: твердое ядро, история науки, передний край науки [5]. Каким же образом происходит трансформация науки в ее учебный предмет? Твердое ядро науки образует знание в рамках устоявшейся науки, а также положения, которые принимаются как аксиомы. История науки - центр накопления научных идей и концепций, феномен, стимулирующий на новый научный поиск. И, наконец, передний край науки - знание, которое состоит из гипотез, подлежащих дальнейшей верификации или фальсификации. На стадии возникновения и накопления знаний, наука транслируется в полном объеме, исследователи способны охватить в целом круг задач, стоящих перед данной наукой. Рост объема знаний, усложнение массива знаний становится объективным основанием для трансформирования и транслирования этого знания [5].

Учебный предмет предстает своего рода обработкой науки, включающий в себя систему основных понятий, методов, теорий и концепций. Путь трансформирования науки в учебный предмет сопровождается слиянием с дидактикой, выработкой методологической базы преподавания. Общая закономерность, которую можно проследить при трансформации науки в учебный предмет - стандартизация. Стандартизация регламентирует основные параметры, которые принимаются в качестве нормы образованности, соответствуют идеалу образованного человека. Для учебного предмета стандартизация подразумевает под собой выявление целей, задач курса, основных тем для изучения, компетенций, которые студенты приобретают в ходе изучения курса.

Целью дисциплины «Философская антропология» для студентов является знакомство с базовыми концептами философской антропологии. Среди задач курса можно подчеркнуть следующие: выявление специфики дисциплинарного статуса философской антропологии, рассмотрение эволюции философско-антропологиче-ской мысли, характеристика представлений о современном бытии человека, анализ модусов человеческого существования. Одна из ключевых проблем философской антропологии - поиск идеала человека, поиск путей приближения к этому идеалу. Философская антропология изучает необходимые для формирования общей культуры человека темы, такие как проблема смысла жизни, проблема человеческого Я, человеческой судьбы, человек и история, возможности понимания Другого, свобода и разум, проблема телесности и другие.

Статья представляет собой обзор ключевых кафедр философской антропологии, актуальных направлений

исследований в рамках философско-антропологическо-го знания. Основные методы исследования - диалектический, теоретический анализ и синтез.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Перед современным человеком стоит задача быть ответственным за все то, что происходит в мире машин и роботов. Изучение философской антропологии - лучший путь для саморефлексии, для совместного поиска преодоления кризиса человека. Современные технологии позволяют получить любые, порой даже узкопрофильные навыки посредством дистанционного обучения, но культура, мировоззрение, ценности передаются только от человека к человеку. И преподавание дисциплины «философская антропология» способствует заложению мировоззренческого фундамента личности.

В работе Омельченко Н.В. «Опыт философской антропологии» 1997 год ознаменован годом становления философской антропологии в России. В этом году целых три книги по философской антропологии увидели свет (П.С. Гуревича, Б.В. Маркова, Н.В. Омельченко). Проблема свободы, существования человека, смысла его жизни находятся в центре внимания данных исследователей [6,7,8]. Возникновение кафедр философской антропологии свидетельствует о достаточном количестве заинтересованных исследователей в рамках этого научного направления. Университетская кафедра соединяет в себе возможности развития философской антропологии как научного направления, так и учебного предмета. С одной стороны, пишутся статьи, реализовываются научно-исследовательские проекты, с другой - разрабатываются учебно-методические комплексы, анализируются методики преподавания дисциплины.

Кафедры философской антропологии существуют в Московском государственном университете им. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Также кафедры философской антропологии были созданы в Казанском федеральном университете, Нижегородском национально-исследовательском университете им. Н.И. Лобачевского, Уральском федеральном университете им. Ельцина. Проследим становление ряда кафедр как следствие трансформации философской антропологии из науки в учебный предмет.

Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека в МГУ им. Ломоносова была создана в 1989 г. Инициатором создания кафедры выступил академик Российской Академии Наук Иван Тимофеевич Фролов (1929 - 1999). Ключевая проблема научной деятельности И.Т. Фролова - комплексный подход к человеку, учитывающий одновременное познание его универсальности и уникальности. Университетская кафедра представляет собой синкрет результатов университетской и академической науки. Реализацией идеи комплексного изучения человека после смерти И.Т. Фролова коллектив стал заниматься под научным руководством академика РАН, доктора философских наук, профессора Вячеслава Семёновича Стёпина [9]. Коллективом кафедры были подняты следующие проблемы, не получившие ранее изучения: сущность и существование человека, антропология языка, антропология сознания, антропология страдания, антропология смерти, антропология девиаций. Также уделяется внимание проблеме интерпретации образа человека в восточной и западной мысли, в классической и неклассической философской антропологии. Вопросы биоэтики, виртуа-листики, условий трансформации природы человека - в центре научных интересов сотрудников кафедры.

С марта 2015 года заведующий кафедрой философской антропологии - доктор философских наук, профессор Фёдор Иванович Гиренок. [9]. Вопросы экзистенции человека в современных художественных практиках, современном искусстве, проблема мифопоэтическо-го и аналитического мировосприятия человека подня-

Kozlova Tatyana Aleksandrovna, Goncharuk Alexey Gennadievich pedagogical

FORMATION OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY ... sciences

ты в работах Д.П. Козолупенко, Н.Н. Ростовой [10,11]. Философско-антропологических проблем психологии, вопросы семиотики человека, политической антропологии подняты в работах Г.М. Пономаревой [12]. Наряду с активным развитием философской антропологии как науки, философская антропология как учебный предмет дополняется такими спецкурсами как: «Антропология города», «Категория Другого в современном философском дискурсе», «Человек в пространстве самонесовпадения» и другие.

В Санкт-Петербургском государственном университете кафедра философской антропологии была открыта в 1993 г. с целью подготовки студентов по новой специальности. Кафедра создавалась с целью разработки современной теории, способствующей лучшему самопониманию места человека в мире и поиску новых путей его развития. Преподаватели данной кафедры уверены, что философская антропология - практическая дисциплина, имеющая как огромное методологическое значение для целого ряда специальных наук о человека, которые активно разрабатываются, в том числе и в СПбГУ, так и конкретное приложение к различного рода практикам человека и социума. Возглавляет кафедру доктор философских наук, профессор Быстров В.Ю. [13].

Проблемы политической, психологической антропологии, семиотики, антропологии искусства в центре внимания работ сотрудников кафедры: В.М. Камнева, А.А. Львова, В.Н. Мараева, В.Ю. Быстрова. [14,15,16,17].

В РГПУ им. А.И. Герцена открыт и успешно функционирует институт философии человека, созданный в 1993 году, в структуру которого входит кафедра философской антропологии и истории философии, созданная в 1998 году и возглавляемая академиком Российской академии образования, д.ф.н., проф. А.А. Корольковым. В центре научных интересов А.А. Королькова - педагогическая антропология, антропологическая дидактика. [18-19]. В период реструктуризации преподавательский состав кафедры отстаивал свое название, поскольку уникальный факультет философии человека, где в центре внимания - человек, где концентрируются усилия по научной и учебной деятельности в области философии человека не может существовать без кафедры с соответствующим названием [20].

Широкий круг ученых, ставящих проблему человека своим основным научным интересом, позволяет структурировать образование определенным образом. Философская антропология имеет все аргументы, для того, чтобы составлять название кафедры, но призывы к объединению заставляют держать курс от дифференциации к интеграции учебных подразделений.

Кафедра философской антропологии в Казанском федеральном университете была учреждена относительно недавно - в 2011 году. Ключевые научные направления, в рамках которых работают сотрудники кафедры - социальные проблемы личности, философские проблемы человека и общества, национальный характер в искусстве [21]. Вопросы метафизики человека, анализ феномена Другого подняты в работах Г.К. Сайкиной [22-23], философии пола посвящены труды Л.М. Богатовой [24].

Также кафедры философской антропологии были созданы в Национальном исследовательском университете ННГУ им. Н.И. Лобачевского (год создания - 2003, заведующий кафедрой - д.ф.н., проф. Краева О.Л., после - д.ф.н., проф. Фатенков А.Н.) и Уральском федеральном университете им. Б.Н. Ельцина (год создания - 2007, заведующий кафедрой - д.ф.н., проф. Черепанова Е.С.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в нашей стране в ряде крупных университетов есть круг исследователей, активно занимающихся различными аспектами антропологической проблематики, читаются курсы по философской антропологии и смежным с ней дисциплинам. Функционирование кафедр философской антропологии протекает в противостоянии тенденциям объединения, глобализации, стандартизации. 32

Специалисты борются за свою идентичность (как например это было в РГПУ им. А.И. Герцена), поскольку название «философская антропология» имеет огромную смысловую нагрузку, но тенденции общества захватывают нишу образования, заставляя влиться в общий поток реструктуризации.

Существуют кафедры философской антропологии преимущественно в тех университетах, где есть крупные философские факультеты (или факультеты социальных наук), наряду с кафедрами истории философии, социальной философии, онтологии и теории познания. Количество философских кафедр варьируется в зависимости от масштабности учебного заведения и количества студентов.

Стоит отметить, что появление кафедр философской антропологии приходится на период радикальной перестройки в жизни нашей страны - 90-е годы ХХ века. Распад СССР, кризисы и реформы, упадок в культуре и духовной жизни. Вот далеко не полный перечень предпосылок к устремлению научных интересов ученых в сторону антропологической проблематики. Именно на плечи философов ложится задача актуализации, вербализации проблем современности, поиска ценностей и ориентиров человеческой реальности, особенно в переломные эпохи. Так 90-е годы прошедшего столетия поставили человека в ситуацию переосмысления себя и собственного бытия, породили вереницу нравственно-этических проблем, способствовали актуализации философии человека. Кризисные ситуации всегда сопровождаются поиском, в том числе поиском идеала человека. И философская антропология в этом случае - мощный инструмент саморефлексии, способный направить поиск в созидательное русло.

ВЫВОДЫ.

Итак, разрастание проблемного поля философской антропологии достигло своей кульминации к ХХ веку. Каждая историческая эпоха ставила новые проблемы. Антропологической проблематике до определённого момента было достаточно места в рамках учений отдельных философов, в тесной взаимосвязи с другими отраслями философского знания. Но многоаспектность реалий прошлого столетия взорвала ткань целостного философского знания, способствовала выделению человеческого бытия как отдельного предмета исследований. Функционал философско-антропологического знания расширялся. В ХХ веке философская антропология институализировалась, поскольку имела все основания для индивидуального места в структуре философского знания: широкое проблемное поле, набор разнообразных функций и направлений исследований. Появились ученые, специализирующиеся на проблеме человека, вслед за ними институты и кафедры философской антропологии. Философская антропология как наука, при условии тесного взаимодействия с идеями и методами педагогики, дидактики, теории воспитания, популяризируется для широкого круга слушателей, превращается в учебный предмет. Одна из задач учебного предмета породить научно-исследовательский интерес студентов к изучаемым темам, привлечь их к написанию статей выступлению на конференциях, как следствие потенциально обогатить науку свежими идеями.

Таким образом, философская антропология развивается и как научное направление (организуются конференции, создаются научно-исследовательские лаборатории, пишутся статьи), и как учебный предмет (разрабатываются учебно-методические пособия, дисциплина преподается в ВУЗах, появляются спецкурсы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф. (дата обращения: 11.11. 2019).

2. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Смирнова М.О., Попова Л.А. Особенности реализации инновационной деятельности социального педагога сельской школы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 159-161.

Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

3. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

4. Джуринский А.Н. Актуальные проблемы развития и качества высшего образования в России //Преподаватель XXI век. 2016. № 1-1. С. 9-19.

5. Глуздов, В.А. Методологический анализ взаимосвязи генерации и трансляции знаний: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.01. Нижний Новгород, 2000. 314 с.

6. Гуревич П.С. Идея антропологизации философского знания // Философская школа. 2019. № 8. С. 48-54.

7. Марков Б.В. Положительные и отрицательные экзистенциа-лы человека // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2017. Т. 14. № 3. С. 23-30.

8. Омельченко Н.В. Обет свободы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2014. № 3 (13). С. 50-60.

9. Сайт МГУ им. М.В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.philos.msu.ru/kaf/antrop. (дата обращения: 11.11. 2019).

10. Козолупенко Д.П. Быть как DA: антропологические аспекты фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2019. № 1. С. 49-62.

11. Ростова Н.Н. Метаморфозы русской души и русская живопись // Философия хозяйства. 2018. № 3 (117). С. 263-275.

12. Пономарева Г.М. Воображение и воображаемое в ситуации постмодерна // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 2 (80). С. 44-50.

13. Сайт Санкт-Петербургского государственного университета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа ссылке: http://philoso-phy.spbu.ru/159. (дата обращения: 11.11. 2019).

14. Камнев В.М., Камнева Л.С. Феномен советского консерватизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. № 1. С. 43-55.

15. Львов А.А. Экзистенциально-феноменологические основания психологии и психиатрии //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 99-106.

16. Мараева В.Н., Тебякина Е.Е. Игра на этническом музыкальном инструменте: философско-антропологический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (74). С. 106-108.

17. Быстров В.Ю. Проблема толерантности: методологические аспекты //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 3. С. 64-75.

18. Сайт РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс]. — Режим доступа ссылке: http://chelovek.edu.ru/caf/198-philcom.html. (дата обращения: 11.11. 2019).

19. Корольков А.А. Воспитание традиционных ценностей в условиях их разрушения // Журнал института наследия. 2018. № 2 (13). С. 3.

20. Корольков А.А. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского в судьбах национальной стратегии воспитания // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17. № 3. С. 346-350.

21. Сайт Казанского федерального университета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа ссылке:http://kpfu.ru/philosophy/struktura/ otdeleniya/kafedra-filosofskoj. (дата обращения: 11.11. 2019).

22. Сайкина Г.К. Статус Другого в социальной метафизике человека // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2. С. 6-9.

23. Сайкина Г.К. Человеческая метафизика как социальный феномен //Манускрипт. 2019. Т. 12. № 11. С. 192-195.

24. Богатова Л.М. Гендерное «дефиле» постмодерна // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. № 4. С. 1136-1145.

Статья поступила в редакцию 28.10.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

Козлова Татьяна Александровна, Гончарук Алексей Геннадьевич СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОИ АНТРОПОЛОГИИ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.