педагогические науки
Козлова Татьяна Александровна, Полякова Юлия Олеговна, Леонтьева Дарья Александровна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ...
УДК 37:111.12
DOI: 10.26140/knz4-2020-0902-0007
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ
© 2020
AuthorID: 899005
SPIN: 5193-2579
ResearcherID: V-5228-2018
ORCID: 0000-0001-8614-781X
Козлова Татьяна Александровна, преподаватель кафедры «Философии и теологии» Полякова Юлия Олеговна, студент Леонтьева Дарья Александровна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: dasha.leonteva.2020@mail.ru)
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию системы взаимоотношений между философией и образованием, анализу философии образования как актуального научного направления. Выявлены проблемы, актуальные для современной социокультурной ситуации: информатизация и цифровизация образования, поиск идеала образованного человека, господство принципа линейности в образовательной парадигме. Решение данных проблем возможно в результате тесного сотрудничества философии и образования, развития одного из направлений отраслевой философии - философии образования. Философия задает общее направление исследуемых проблем системы образования, методологию, определяет мировоззренческие основы образования, категориальный аппарат. Отраслевые философии конкретизируют предметное поле философии, задают вектор развития философского мировоззрения в целом. Основные методы исследования - диалектический, теоретический анализ и синтез. Развитие философии образования позволяет сформулировать идею образования, обеспечить систему образования надежным мировоззренческим и методологическим фундаментом. В современных социокультурных условиях методологический фундамент приобретает особую значимость. Плюралистичность эпохи постмодерна обостряет вопрос выбора методов и подходов воспитания и образования. Понимающие подходы в образовании приобретают особую значимость. Герменевтико-феноменологическая традиция содержит в себе потенциал для становления и развития современного Человека и Культуры.
Ключевые слова: философия образования, система образования, понимающие подходы в образовании, идеал человека, образовательная среда, гуманизация образования, герменевтико-феноменологическая традиция, цифро-визация, компьютеризация, непрерывное образование.
FORMATION OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY AS A SUBJECT IN HIGHER EDUCATION
© 2020
Kozlova Tatyana Aleksandrovna, teacher of the Department of Philosophy and theology Polyakova Julia Olegovna, student Leontyeva Darya Alexandrovna, student
Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minina (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov street, 1, e-mail: dasha.leonteva.2020@mail.ru)
Abstract. This article is devoted to the study of the system of relations between philosophy and education, the analysis of the philosophy of education as an actual scientific direction. The problems that are relevant to the modern socio-cultural situation are identified: Informatization and digitalization of education, the search for the ideal of an educated person, the rule of the principle of linearity in the educational paradigm. The solution of these problems is possible as a result of close cooperation between philosophy and education, the development of one of the areas of branch philosophy - the philosophy of education. Philosophy sets the General direction of the studied problems of the education system, the methodology, determines the ideological foundations of education, the categorical apparatus. Branch philosophies specify the subject field of philosophy, set the vector of development of the philosophical worldview as a whole. The main research methods are dialectical, theoretical analysis and synthesis. The development of the philosophy of education allows us to formulate the idea of education, provide the education system with a reliable ideological and methodological Foundation. In modern socio-cultural conditions, the methodological Foundation becomes particularly important. The pluralism of the postmodern era sharpens the question of choosing methods and approaches of upbringing and education. Understanding approaches in education are becoming particularly important. The hermeneutical-phenomenological tradition contains the potential for the formation and development of modern Man and Culture.
Keywords: philosophy of education, educational system, understanding approaches to education, the ideal of man, educational environment, humanization of education, hermeneutical and phenomenological tradition, digitalization, computerization, continuing education.
ВВЕДЕНИЕ.
Усложняющаяся реальность современного мира приводит к дифференциации философского знания. Огромное количество подходов, концепций, теорий, необходимость отдельно осмыслить феномены окружающего мира стимулирует появление различных самостоятельных отраслей в философии: философия образования, философия техники, философия науки, философия права и т.д. Философия образования работает с первоосновами, фундаментальными принципами и парадигмами, на которых уже должна строиться система образования, методические проекты педагогики по реализации
этих основных принципов. Образование само по себе это и процесс, и система, и ценность [1], но все это должно иметь под собой опору - парадигмальные положения философии образования. А что является первоисточником философии образования? Какие принципы должны лечь в основу философии образования? «Философия образования акцентирует внимание на общих биологических, социальных, культурологических и других факторах, закономерностях воздействия на процесс формирования человека» [2]. Специфика современной культуры меняет бытие человека, вносит коррективы в специфику образования. Ускоряющиеся темпы жизни вынуждают
Kozlova Tatyana Aleksandrovna, Polyakova Julia Olegovna, Leontyeva Darya Alexandrovna pedagogical
FORMATION OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY AS A SUBJECT ... sciences
нас адаптироваться к ним, подстраиваться, менять привычную действительность. Плюралистичность подходов, и в тоже время попытки философски осмыслить, обобщить проблемы современного образования, трансформирует философию образования.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Цель данной статьи - раскрыть сущностные взаимосвязи философии и образования, а проанализировать актуальные в настоящее время проблемы философии образования. История философии образования, как отдельной дисциплины, начинает свой путь с начала 20 века. Англо-американский философ ДЖон Дьюи - родоначальник философии образования, который был признан во всем мире. Философия образования — это область философских знаний, предметом которой является образование. В настоящее время в англоязычных странах университетов и колледжей эта отрасль представлена отдельными факультетами на философских факультетах, поскольку философия образования является областью с фиксированным дисциплинарным статусом. Как уже ясно, предметом философии образования является само образование. Джон Дьюи продемонстрировал существование и содержание философии образования, определяемой детерминированный природой самой философии [3]. Но в 60-х годах 20-го века Смит решил проанализировать отношения между философией и образованием, различая позиции «философии в образовании», «философии и образования», «философии образования» и «философии для образования», а также предложил обозначать философию образования как область системных исследований. В чем специфика философии образования? Ответ на этот вопрос прячется в работах современных философов образования, которые подчеркивают важность философии образования для учителей и определяют особенности образования как:
• то, что должно рассеять сомнения учителей в ценности образовательных усилий;
• что определяет для учителей место текущего процесса «в фундаментальном порядке вещей», причем в гармоничных отношениях с этим порядком;
• то, что в конечном итоге, приводит педагогов к пониманию высшей цели их собственной воспитательной работы.
Среди современных исследователей философии образования можно выделить О.А. Береговую, О.И. Закутнова, Н.В. Наливайко, О.Р. Сигнаевскую, Т. А. Арташкину, О.А. Михалину и других авторов [3-8].
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Философия всегда пыталась понять существующую образовательную систему и сформулировать перспективы образовательной системы будущего. Философия способствует пониманию целей образования и воспитания. Неразрывность философии и образования может быть оценена на основе их общих вопросов и проблем. Они рассматривают проблемы цели воспитания; проблемы формирования мировоззрения; взаимосвязь коллектива и личности; гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания и ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности. Стоит также отметить, что образование также тесно связано с относительно независимыми философскими областями, такими как этика и эстетика. Они помогают решить педагогические задачи нравственного, эстетического воспитания, формирования научного видения мира. Как в любой отрасли, в философии образования существуют проблемы, которые актуальны в настоящее время [9,10].
Рассмотрим наиболее существенные, на наш взгляд, проблемы философии образования.
1. Первое, что хотелось бы затронуть - это линейность образования. В настоящее время в образовании вместо возможности использования образования для актуализации потенциала и самореализации личности, вводится принцип соответствия образовательному стан-20
дарту. Именно поэтому в процессе образования так много уделяется внимания оценкам, накопленным баллам, сертификатам, рейтингам образовательных организаций и т.д. Ежегодно создаются и принимаются новые образовательные стандарты. Преподаватели должны подстраиваться, менять принципы своей работы и правила ведения урока. Естественно, у детей тоже происходят изменения в понимании каждой темы и усвоении нового материала. Например, сейчас ученикам просто даётся тема урока, которую они сами должны изучить, прочитав параграф в учебнике, выписать план и закрепить «новые знания» домашним заданием, после чего получить оценку за проделанную работу. То есть теперь уроки строятся так, что преподаватель не должен каждому учащемуся разъяснять тему, а просто оценить знания очередной контрольной работы. Как и в 9, и в 11 классах. Дети учатся несколько лет, зарабатывают оценки, а, чтобы поступить в учреждение среднего профессионального или высшего обучения, важно то, как ученик написал экзамен, который был в один день. Никто не задумывается о том, с каким настроением и, возможно, проблемами, он писал этот экзамен. Важен только результат, благодаря которому учащийся либо поступит на учебу, либо останется на год или пойдёт учиться платно. В итоге, обучающемуся ничего не остается как «подгонять» свои возможности в рамки формальных требований.
2. Не менее актуальная проблема в наше время - это регресс мышления и интеллекта под влиянием компьютерных технологий и Интернета. Почти любую учебную информацию сейчас можно получить в долю секунды, достаточно задать вопрос вездесущему интернету. Вопрос обращает нас к компьютеру и современным девайсам, а не к собственным размышлениям. Факты сыпятся со всех сторон на современного человека, и ему не представляется возможность даже попытаться запомнить информацию о них. Факты сами по себе не запускают процессы познания в человеке, только ориентация на постижение смысла способна дать толчок развитию человеческого мышления. Э. Гуссерль отмечает, что, заменяя вещи моделями, разум смысла измерения жизни или формализуется. Исключительно рационалистический подход в образовании превращает обучение в строгий набор концептов, терминов, теорий, которые необходимо освоить [11]. Но гуманистический вектор, провозглашающий ценность человека как Личности, развитие творческих сил и способностей требует налаженного диалога человека с миром и с собственным «Я». Образование - процесс сложный, связанный с моментом столкновения субъективностей педагога и учащегося, поэтому и при поиске гуманистических методов необходимо отталкиваться от внутреннего мира человека и его личностных смыслов. Человек максимально упростил себе жизнь, а если так жить, то мы скоро вообще думать перестанем такими темпами, поэтому наш мозг нужно как-то заводить и заставлять думать, а не только полагаться на интернет. Образование должно помочь осмыслить информацию, синтезировать и принимать различные точки зрения, «пропускать через себя» [12-21]. Поэтому особую актуальность в современном образовании занимают понимающие подходы. Методологию и методику понимающих подходов в образовании содержат труды Л.М. Лузиной, И.И. Сулимы, В.И. Загвязинского и др. [22-24].
3. Последнее, что хотелось бы затронуть в нашей статье - это проблему достижения идеала личности. В рамках философии образования создались рамки высоконравственного человека с желанием получать новые знания. Другими словами, педагогами создался «идеал» учащегося, к которому они стараются подвести каждого своего воспитанника [25]. Но при этом совсем не учитываются умственные способности, особенности личности. В настоящее время мы можем наблюдать такую картину, что учителем создаётся «идеальный» ученик,
Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Козлова Татьяна Александровна, Полякова Юлия Олеговна, Леонтьева Дарья Александровна АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ...
который хорош в учёбе, участвует в конкурсах и ведёт активную деятельность в школе. Но есть и такие дети, которые не могут хорошо учиться в силу своих умственных способностей, не могут выступать и участвовать в конкурсах, например, из-за боязни говорить на публике. Однако, это мало кого интересует. Ежедневно педагог ставит в пример «плохим» ученикам свой «идеал», побуждает стремиться стать такими же, а дети воспринимают это слишком близко и начинают стараться стать похожими, а некоторые, наоборот, скрываются в себе и игнорируют впоследствии любые просьбы и поручения. Подытожив все это, мы опять проходим к выводу о том, что не каждый педагог учитывают психические особенности, умственные и физические способности каждого ученика, стараясь «подогнать» к «идеалу».
Таким образом, мы обсудили три самые важные, на наш взгляд, проблемы, и, в итоге, хочется сказать, что определённого рода проблемы есть в каждой сфере философии, более того, есть такие, которые невозможно решить в настоящее время, а в будущем, возможно, при других условиях, этой проблемы может и не быть, так как она просто будет не актуальной для этого времени. ВЫВОДЫ.
Образовательная среда призвана давать не просто знание, но транслировать традицию, передавать опыт от человека к человеку, от поколения к поколению. Человеческое бытие сложно вместить в систему координат строго научных методов, оно нуждается в понимании и осмыслении. Построение информационной культуры, изучение и формирование антропологической культуры актуализирует понимающие подходы в образовании. Понимание личности в современных условиях тонет в омуте компьютерного взаимодействия. Поверхностные интерпретации могут порождать ложные ценности, становящиеся точкой отсчета новых проблем. Научить понимать и принимать Другого, видеть духовное единство культур, выстраивать диалог культур - задача образовательной практики.
Почти любую учебную информацию сейчас можно получить в долю секунды, достаточно задать вопрос вездесущему интернету. Вопрос обращает нас к компьютеру и современным девайсам, а не к собственным размышлениям. Встает вопрос об осмыслении и понимании данной информации, о ее проверке на достоверность. Факты сами по себе не запускают процессы познания в человеке, только ориентация на постижение смысла способна дать толчок развитию человеческого мышления. Э. Гуссерль отмечает, что, заменяя вещи моделями, разум лишается смысложизненного измерения, или формализуется. Исключительно рационалистический подход в образовании превращает обучение в строгий набор концептов, терминов, теорий, которые необходимо освоить. Но гуманистический вектор, провозглашающий ценность человека как Личности, развитие творческих сил и способностей требует налаженного диалога человека с миром и с собственным «Я». Образование - процесс сложный, связанный с моментом столкновения субъек-тивностей педагога и учащегося, поэтому и при поиске гуманистических методов необходимо отталкиваться от внутреннего мира человека и его личностных смыслов. Образование должно помочь осмыслить информацию, синтезировать и принимать различные точки зрения, «пропускать через себя».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века: Учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Пед. о-во России. 2002. 512 с.
2. Наливайко Н.В. Философия образования как методологическая основа анализа образования // Философия образования // 2007. № 1.
3. Закутнов О. И., Чижма Н. В. История философии образования в мировой практике и России. //Астраханский вестник экологического образования. 2015. № 2(32). С. 156-161.
4. Береговая О. А. Философия образования в современной России. // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2017. № 3. С. 31-39.
5. НаливайкоН.В., УшаковП.В., УшаковаЕ.В. Антропологический
поворот в социокультурном знании и философии образования // Философия образования. 2017. № 3. С. 28-37.
6. Сигнаевская О.Р. Мир человека: смыслы и ценности эпохи постмодерна //Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып. 23.2012. № 4 (258). С. 11-16.
7. Арташкина Т.А. Специфика управления российским образованием в современных условиях // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 2. С. 1750-1760.
8. Михалина О.А. Философия образования перед лицом глобальных социокультурных вызовов // В сборнике: Сибирское измерение российской философии: школы, направления, традиции Сборник научных трудов Все-российской научной конференции. 2019. С. 112-117.
9. Косенко Т.С., Наливайко Н.В., Лигостаев А.Г., Яковлева И.Г. Соотношение философии и философии образования как методологическая основа управления развитием системы отечественного образования в современных условиях // Философия образования, 2018. № 3 С.196.
10. Наливайко Н.В., Косенко Т.С., Яковлева И.В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования // Философия образования. 2017. № 4. с. 145.Чиркова В.М. Развитие научной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования // Карельский научный журнал, 2018. Том 7. № 4 (25). С. 49-52.
11. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М.: Академический проспект. 2009. 496 с.
12. Джуринский А.Н. Актуальные проблемы развития и качества высшего образования в России //Преподаватель XXI век. 2016. № 1-1. С. 9-19.
13. Корольков А.А. Воспитание традиционных ценностей в условиях их разрушения // Журнал института наследия. 2018. № 2 (13). С. 3.
14. Корольков А.А. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского в судьбах национальной стратегии воспитания // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17. № 3. С. 346-350.
15. Сайкина Г.К. Статус Другого в социальной метафизике человека // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2. С. 6-9.
16. Полупан К.Л. Управление качеством высшего образования в условиях цифровизации // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 273-278.
17. Амиров Р.А. Стратегия развития высшего образования в России //Вестник НГИЭИ. 2019. № 8 (99). С. 105-117.
18. Корытцев М.А., Ипатова А.В., Николаенко И.О. Интеграция вузов в контексте реформ высшего образования: европейский опыт и российская практика // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. № 2 (50). С. 1174-1183.
19. Назаров М.Х. Интернационализация высшего образования: понятие, стратегии//XXIвек: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 18-22.
20. Лившиц Ю.А. Анализ высшего образования как института профессиональной социализации (теоретический аспект) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 4752.
21. Прокопенко Р.А. Гуманистическое направление в развитии управленческой мысли как ресурс развития теории и практики высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 283-286.
22. Лузина Л.М. Кризис образования как поиск современной модели образования человека // В сборнике: Проблемы и перспективы европеизации образования приграничных территорий Сборник трудов международной конференции. Псковский государственный университет. 2013. С. 73-76.
23. Сулима И.И. Философия образования и перспективы философии [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. Источник: URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/226. (дата обращения: 02.02.2020).
24. Загвязинский В.И. Целевые ориентиры реформирования российского образования //Личность и Культура. 2017. № 5. С. 54-60.
25. Слободчиков В.И. На пути к новому образу образования // Народное образование. 2017. № 1-2 (1460). С. 9-14.
Статья поступила в редакцию 16.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020