Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 63-66. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 11. P. 63-66.
Научная статья УДК 316.4
https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.8
Синергия государственного регулирования и гражданской активности при обеспечении информационной безопасности детей
Алла Керимовна Полянина1,2
1 Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2035-9849
2Самарский государственный университет путей сообщения, Нижний Новгород, Россия
Аннотация. В статье рассматривается необходимость и возможность консолидации государственно-правового нормирования и деятельности участников гражданской активности в направлении обеспечения защиты детей от вредной информации. Потенциал гражданского общества и пограничных с ним институтов не востребован системой обеспечения информационной безопасности детей в России в настоящее время. Пределы государственно-правового регулирования, устанавливаемые морфологическим несоответствием алгоритма государственного реагирования интеракциям в публичном информационном пространстве, указывают на необходимость привлечения ресурсов субъектов, с одной стороны, заинтересованных в безопасности детей, а с другой - не связанных рамками бюрократического механизма. Синер-гичность системы управления информационной безопасностью детей выступает условием ее эффективности и залогом достижения цели - создания социального продукта в виде состояния защищенности детей от вредной информации.
Ключевые слова: информационная безопасность детей, вредная информация, гражданская активность, возрастная категория информации, возрастная маркировка
Для цитирования: Полянина А.К. Синергия государственного регулирования и гражданской активности при обеспечении информационной безопасности детей // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 63-66. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.8.
Original article
Synergy of state regulation and civic engagement in ensuring the information security of children
Alla K. Polyanina12
1Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2035-9849
2Samara State University of Railway Engineering, Nizhny Novgorod, Russia
Abstract. The article considers the necessity and possibility of consolidating the state-legal regulation and the activities of participants in civic activism in the direction of ensuring the protection of children from harmful information. The potential of civil society and its border institutions is not in demand by the system of ensuring the information security of children in Russia. The limits of state legal regulation arising from the morphological inconsistency of the algorithm of state response to interactions in the public information space indicate the need to attract the resources of subjects interested in the safety of children on the one hand, and on the other - not bound by the framework of the bureaucratic mechanism.
Keywords: information security of children, harmful information, civic activity, age category of information, age marking
For citation: Polyanina, A.K. (2021) Synergy of state regulation and civic engagement in ensuring the information security of children. Theory and Practice of Social Development. (11), 63-66. Available from: doi:10.24158/ti-por.2021.11.8. (In Russian)
Стремительный рост интенсивности информационных потоков и повышение концентрации медиатрафика мобилизуют меры реагирования со стороны всех субъектов, заинтересованных в сохранении социального порядка, прежде всего, государства как гаранта общественной стабильности. Активация государственной воли в форме регулирования информационных отношений обнаруживает конфликты интересов участников этих отношений, недостаточность потенциала
© Полянина А.К., 2021
административного контроля и необходимость в использовании инструментов регуляции со стороны гражданского общества. Решения публичных властей как объективация общественной воли призваны аккумулировать и корректировать притязания разных социальных групп, укрепляя социальный консенсус - в том числе в вопросах реализации информационных свобод. При этом правовое нормирование отношений как важнейший инструмент государственного регулирования, обладая принуждающей силой, может как способствовать договоренностям, так и, напротив, порождать сопротивления и конфликт в обществе.
Поскольку обеспечение информационной безопасности явлено в виде действий социальных институтов, обладающих функциями общественных механизмов по оптимизации рисков (Зубков, 2003: 34), такими институтами могут быть признаны и институты государственной власти, и субъекты гражданского общества или, точнее, формы активности его членов. Целенаправленная деятельность по минимизации рисков получения детьми вреда от потребления информации в общем виде представляет собой создание условий для информационной безопасности несовершеннолетних. Социальность этих рисков указывает на превалирование государства как субъекта обеспечения публичного интереса, гарантирующего защиту всех и особенно уязвимых социальных групп, тем более детей, признаваемых новейшими поправками к Конституции РФ приоритетом государственной политики.
Однако одновременно с защитой детей государство гарантирует разного рода свободы, включая свободу получения дееспособным лицом той информации, которая считается ограниченной для распространения среди детей. Возникает коллизия между функцией государства по гарантированию информационных свобод как частного интереса и обеспечению защиты детей от информации как публичного интереса. Одно из них основывается на представлении о традиционных ценностях, ориентирах развития детей, а второе - на либеральной парадигме прав человека.
Значение ценностей для социума состоит в упорядочивании общественной жизни и унификации моральных оценок, а избавление от их давления, лежащее в основании либерального вектора и осуществляемое через неформальную легитимацию девиации, конструирует «нормальную аномию» (Кравченко, 2014), то есть действует против социального порядка. Эта проблема рассматривается как конфликтный узел государственного регулирования информационной сферы и требует задействования потенциала субъектов неформального контроля.
Утверждение одинаковости значения защиты детей и права на информацию, в частности, на потребление информационной продукции, содержащей демонстрацию девиантного поведения или характеризующейся строго табуированной тематикой, представляется не имеющей логического основания попыткой балансирования между частными интересами субъектов, имеющих специфические медийные потребности, и общим интересом в защите прав детей на благоприятную информационную среду. При этом возможный перекос в сторону одного из них трактуется либо как ущемление свободы слова - демократических основ государства, либо как демонтаж общественной стабильности и культурная травма (8г1отрка, 2000). Между тем тектонические сдвиги коммуникативных процессов, обеспечиваемые технологическим развитием, содействуют преобладанию частного интереса над публичным, углубляя общественные противоречия и размывая социальный порядок. Технологическая революция ставит ребром вопрос пересмотра нейтральности технологий (Емелин, 2016) по отношению к информационной безопасности детей.
В связи с этим усилия государства по сохранению баланса интересов должны быть направлены на нейтрализацию потенциального вреда от реализации глобальных технологий, включая анализ эффектов интенсификации коммуникаций, ускорения и уплотнения трафиков информационных сигналов. Неосмотрительное использование всех возможных результатов технологического прогресса содействует распространению девиантных форм поведения в обществе среди молодежи за счет паразитирования на естественных потребностях детей в самоидентификации, так как большая часть демонстрируемых поведенческих моделей воспринимается подрастающим поколением как образец для подражания.
Конфронтация условий социального порядка, выступающего системой общественных ограничений, и арсенала новейших коммуникативных технологий, обеспечивающих беспрецедентные возможности для репрезентации в социуме механизмов поведения, выходящих за границы традиционных норм общественной нравственности, обуславливает особую озабоченность.
Пределы государственного регулирования информационных отношений с целью защиты детей от информации обнаруживаются в проблемах как организационного характера, так и идеологического. Так, одной из ключевых из них в практике государственно-правового регулирования выступает несовпадение темпоральных моментов между появлением в публичном пространстве вредной (или запрещенной в обороте) информации и реакцией со стороны соответствующих органов, регламентированной принципами бюрократического механизма и территориальности. Это
порождает недостижимость превенции вреда, так как прежде, чем информационный ресурс будет исключен из публичного пространства, он уже может быть потреблен детьми. Другая проблема заключается в недостаточности ресурсов государства для воспрепятствования разрушению ценностно-нормативных основ общества, то есть она состоит в объективных пределах правового регулирования, которые касаются ограниченной функциональности внутри масштабной задачи обеспечения культурной политики. Зачастую деятельность государственного аппарата сама становится рисковой, то есть не минимизирует, а создает возможности для получения детьми нежелательной информации или реализации рискового поведения распространителей информации. Яркий пример - исключение рекламы из сферы регулирования Фз «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Игнорирование государством проблемы преобладания маркетингового интереса коммерческих субъектов в повышении девиантно ориентированного медиаповедения (Iorgulescu, 2018: 112) как фактора спроса и прибыли может рассматриваться как ущербность интерпретации риска и политическая близорукость.
В целом дефицит мер регулирования оборота информации сравним с бесконтрольной монополизацией товарного рынка, когда с устранением нормирующей функции государства обсцен-ный контент, используемый для привлечения внимания пользователей (латентных инвесторов контента), больше не конкурирует с нормативно-ценностной системой общества.
В целях восполнения недостаточности государственно-правового инструментария в процессе обеспечения информационной безопасности представляется целесообразным использование потенциала гражданской активности. Природа общественного контроля берет начало в осознании людьми важности и необходимости своего непосредственного участия в решении общих проблем, а также понимания ими недостатков государственного контроля как субъективного, так и объективного происхождения. В случае с рисками получения детьми вреда от информации гражданская активность может быть выражена в интерпретации (диагностике и оценке) общественного мнения; в снижении этих рисков через мониторинг информационного пространства, свободного от иерархической подчиненности; в превенции и прогнозировании через социальное масштабирование имеющихся проблем и угроз в информационной сфере; в аккумулировании общественных интересов в объеме, не доступном ни одному государственному регулятору. Укрепление фактора гражданской активности, приобретающего за счет объединения усилий членов общества посредством использования технологий коммуникации значительный вес, представляет собой актуальную тенденцию в сфере регулирования информационных процессов в социуме.
Катализатором гражданской активности в вопросах информационной безопасности зачастую выступает недовольство населения правоприменительной практикой. Участники гражданской активности обнаруживают стремление к ужесточению мер регулирования в этой сфере, притом что осознание бессилия правоприменительных ограничительных механизмов, например, в отношении интернет-контента, нежелательного для детской аудитории, провоцирует их на проявление инициативы и принятие самостоятельных решений, направленных на ограничение воздействия этого источника информации на подрастающее поколение. Понимание диссонанса правоприменительной практики, дефектов порядка официальной (экспертной) оценки контента, организованного на основе рыночных приоритетов, с конституционно декларируемым приоритетом детей стимулирует гражданскую активность и повышает интенсивность деятельности разных по направленности, структуре и целям участников гражданского общества.
В целях усиления эффективности системы обеспечения защиты детей от вредной и опасной информации имеет значение согласование действий наделенного административной властью принуждения субъекта - государства, обладающего монополией на применение мер пресечения и наказания, и усилий гражданского общества как субъекта, имеющего исключительные возможности по интеграции интересов и конструированию социального консенсуса. Ключевым звеном коммуникационной цепи, соединяющей гражданское общество и публичную власть, является уполномоченный по правам ребенка. Специфика его деятельности определяется особенностями стоящих перед ним задач, имеющих общие признаки с задачами институтов гражданского общества, притом что ее финансовая основа определяется государством. Посредническая роль уполномоченного и обладание им ресурсами, в том числе административными и финансовыми, обосновывают его уникальный статус в социуме. Например, в его функции входит организация официальной оценки спорного контента через привлечение экспертов, в том числе на договорной основе. При уполномоченном по правам ребенка осуществляется деятельность общественных и экспертных советов, которые являют собою центры консолидации ресурсов гражданского контроля и выступают платформами интеграции усилий членов социума в области обеспечения информационной безопасности детей. Если основной задачей общественного совета является контроль деятельности уполномоченного, то задачей экспертного совета - оказание ему безвозмездной помощи. При этом данные структуры предполагают включение в свой состав представителей гражданского общества.
Неосвоенность ресурсов форм гражданской активности требует пересмотра статуса ее участников и разработки механизма делегирования им некоторых полномочий по контролю за публичным информационным пространством, обеспечению официализации связей общественности с контрольными органами, соблюдению правил государственной финансовой поддержки в информационной сфере, распространению успешных практик региональных уполномоченных по правам ребенка. Объединение мощностей неформального и формального контроля со стороны институтов гражданского общества и соответствующих органов власти позволит обеспечить функциональность механизма информационной политики, направленного на сохранение и укрепление социального порядка.
Список источников:
Емелин В.А. Технологии как фактор трансформации идентичности: становление Homo Technologicus // Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 9-18. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0102 Зубков В.И. Социологическая теория риска. М., 2003. 230 с.
Кравченко С.А. «Нормальная аномия»: контуры концепции // Социологические исследования. 2014. № 8 (364). C. 3-10. lorgulescu G. The influence of mass media on the development of deviant personality // Merit Research Journal of Medicine and Medical Sciences 2018. Vol. 6, iss. 7. P. 109-112.
Sztompka P. Cultural trauma. The other face of social change // European Journal of Social Theory. 2000. Vol. 3, iss. 4. Р. 449-466. https://doi.org/10.1177/13684310022224895
References:
Emelin, V.A. (2016) Technology as a factor of identity transformation: development of Homo Technologies. National Psychological Journal, 1 (21), pp. 9-18. Available from: https://doi.org/10.11621/npj.2016.0102 (in Russian)
lorgulescu, G. (2018). The Influence of Mass Media on the Development of Deviant Personality. Merit Research Journal of Medicine and Medical Sciences, 6 (7), pp. 109-112.
Kravchenko, S.A. (2014) "Normal'naja anomija": kontury koncepcii ["Normal anomie": outlines of the concept]. Sociological Research, 8 (364), pp. 3-10. (in Russian).
Sztompka, P. (2000) Cultural Trauma: The Other Face of Social Change. The European Journal of Social Theory, 3 (4), pp. 449—466. Available from: https://doi.org/10.1177/13684310022224895
Zubkov, V.I. (2003) Sotsiologicheskaya teoriya riska [Sociological Risk Theory], Moscow. 230 р. (in Russian).
Информация об авторе А.К. Полянина - кандидат социологических наук, доцент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, доцент Самарского государственного университета путей сообщения, Нижний Новгород, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=780561.
Information about the author A.K. Polyanina - PhD in Sociology, Associate Professor of Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky; Associate Professor of Samara State University of Railway Engineering, Nizhny Novgorod, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=780561.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.10.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 02.11.2021.