эпоху. Экранное искусство сегодня - это чрезвычайно подвижная и изменчивая сфера. Кроме того, как мы уже заметили, три основные формулы могут применяться в пределах одного фильма в различных сочетаниях и отношениях, что делает проблему еще более интересной и сложной.
Литература
1 Барт Р. К психосоциологии современного питания / Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003.
2 Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) - Ленинград: Фонд «Ленинградская галерея», 1989.
3 Мухамедьжанова А. Визуальные коды «кэмпа» / Сшейс1е. Интернет-журнал об авторском кино. Выпуск 14. 2012. Режим доступа к изд. http://www. cineticle.com/text/682-visual-codes-of-camp.html
4 Эйзенштейн С. М. Из заметок о цвете / С. М. Эйзенштейн Неравнодушная природа. Т. 1 Чувство кино. - М:, Музей кино - Эйзенштейн-Центр, 2004.
5 Эйзенштейн С. М. Из лекций о музыке и цвете в «Иване Грозном» / С. М. Эйзенштейн Неравнодушная природа. Т. 1 Чувство кино. - М:, Музей кино -Эйзенштейн-Центр, 2004.
СИНЕРГЕТИКА В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МУЗЫКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Грушко Галина Игоревна
кандидат искусствоведения, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ГБОУ СПО, «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей», г. Воронеж
SYNERGETICS IN THE HISTORY AND THEORY OF MUSIC: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Grushko Galina Igorevna Ph.D., teacher of music-theoretical subjects GBOU act "Voronezh musical College named Rostropovich", Voronezh АННОТАЦИЯ
В центре внимания - проблемы теории и истории музыки с точки зрения синергетики. С помощью эволюци-онно-синергетического подхода можно по-новому осмыслить явления и процессы музыкального искусства: осуществить анализ жизни и творчества музыкального гения, оценить специфику бытия и становления музыкального стиля, представить музыкальную форму нелинейным процессом. Возможно, такой путь исследования станет одним из важнейших направлений музыкальной науки XXI века. ABSTRACT
In the spotlight - problems of theory and history of music from the point of view of synergetics. Using evolutionary-synergetic approach to rethink phenomena and processes of musical art: to analyze the life and work of a musical genius, to assess the specificity of the existence and formation of musical style, to present the musical form of the nonlinear process. Perhaps this line of research will be one of the most important areas of musical science of the XXI century.
Ключевые слова: история и теория музыки, музыкальный стиль, синергетика, самоорганизация, нелинейная динамика, порядок и хаос.
Key words: history and theory of music, musical style, synergetics, self-organization, nonlinear dynamics, order and
chaos.
В последние десятилетия XX столетия представления о мире и человеке существенно изменяются. «Пропасть» между естественными и гуманитарными науками сокращается - внимание ученых переключается на изучение сложных систем самого различного происхождения и выработку междисциплинарных подходов в русле синергетики, что, в свою очередь, означает смену теоретико-методологических ориентиров в искусствознании и музыкознании [2, 4, 21].
Сегодня синергетика становится методологическим и мировоззренческим основанием не только естественнонаучно, но и гуманитарного знания. С помощью междисциплинарных технологий известные явления и процессы природы, культуры и искусства предстают в новом свете. Рассматривая проблемы естественных и гуманитарных наук под общим углом зрения, современные ученые приходят к выводу о единстве научного знания.
Обратим внимание на то, что особенностью современного научного познания является восприятие мира как целостности, что ведет к необходимости исследования отдельных явлений и процессов в глобальном контексте. Эволюционные представления, первоначально получившие обоснование в биологии, астрономии и геологии, переносятся на все сферы действительности и воплощаются в концепции глобального эволюционизма.
Создание вероятностных моделей систем самого различного происхождения на основе эволюционно-си-нергетического подхода является прерогативой современного научного познания. Неисчерпаемость моделируемых объектов наводит на мысль об Универсальной модели всего существующего - самоорганизующегося Универсума во всех его проявлениях.
С появлением неравновесной термодинамики и введением понятия открытая система становится понятно, что ключ к пониманию эволюции содержится во
взаимодействии системы с окружающей средой. С таких позиций можно охарактеризовать открытые неравновесные нелинейные системы, определить общие тенденции и универсальные алгоритмы их развития, объяснить генезис новых структур, а также моделировать эти процессы [6,7, 13, 17, 18].
С точки зрения синергетики, каждая из них есть сетевое образование - фрактал, существующий среди подобных объектов и взаимодействующий с ними. Любой фрактал тотален - он отражает как в зеркале свойства мира, что конкретизирует древний философский принцип все в одном и одно во всем. Поэтому, весь мир представляется самоорганизующимся Универсумом, построенным по фрактальному принципу.
Взаимодействуя со своим окружением, такие системы постоянно балансируют на грани хаоса, оценивают свои эволюционные возможности и принимают ответные действия - адаптируются к окружающей среде. Развитие их проходит через состояния неустойчивости, периоды кризисов, бифуркаций и хаоса, поскольку одно лишь устойчивое состояние, порядок, по существу, является гибельным. Именно хаос обладает творческой силой, рождает новый порядок и служит стимулом эволюции [14].
Синергетическая модель эволюции обнаруживает новые перспективы в понимании насущных проблем современности. Описание сложных систем такого масштаба, как Вселенная, Метагалактика или Земная биосфера, позволяет по-новому осмыслить проблемы выживания Человека и Человечества, самоорганизации биологических и социальных систем [3, 10, 21].
Эволюционно-синергетический подход оказывается весьма плодотворным в исследовании явлений и процессов культуры и искусства, в частности, музыкального искусства [4, 12, 20]. С новых позиций и в новом ракурсе можно осуществить анализ жизни и творчества музыкального гения, исполнительских интерпретаций, а также - музыкальной формы как нелинейного процесса [7]. Возможно, этот путь исследования станет одним из важнейших направлений музыкальной науки XXI века.
Такой подход можно применить и в исследовании музыкального стиля как самоорганизующейся целостности [6]. В таком случае, научные поиски приведут к созданию новой концепции, которая синтезирует различные, даже противоположные, точки зрения, не вступающие в конфронтацию с идеями и методами синергетики (синергетика и новое мировидение, самоорганизация в природе и обществе, синергетический историзм, социальная самоорганизация, социокультурная динамика, самоорганизация и информация, универсальный эволюционизм).
Напомним, что в центре внимания синергетики находится изучение открытых неравновесных нелинейных систем, в процессе развитии которых возникают пространственные, временные, пространственно-временные, функциональные, упорядоченные или хаотичные структуры [2, 11, 13]. Такие системы имеют многоуровневую структуру и иерархичны. Их развитие происходит через неустойчивость - в точках бифуркации совершается переход в качественно иное состояние, то есть обнаруживаются эмерджентные (ранее отсутствующие) свойства. Всякое новое появляется как непредсказуемое, однако имеющееся в спектре возможных состояний системы, настоящее которой формируется как из прошлого, так и из будущего.
Подобные системы попадают в конус аттрактора, который притягивает их к себе, концентрируя стохастические элементы, и участвует в создании нового порядка. Неравновесные условия вызывают эффекты корпоративного поведения элементов системы, спонтанного возникновения порядка из хаоса и свидетельствуют о нелинейности и альтернативности ее эволюции. Парадоксальным кажется то, что при переходе от хаоса к порядку все системы ведут себя схожим образом.
Любая открытая неравновесная нелинейная система отличается способностью к самоорганизации. От высших уровней к низшим уровням иерархии поступают сигналы, указывающие на возможность ее перехода от одного состояния к другому, к спонтанному образованию и развитию сложных упорядоченных структур. Существующие в потоке энергии, вещества и информации, такие системы активно взаимодействуют с окружающей средой, что приводит к их дезорганизации и возрастанию энтропии (степени беспорядка). Эти процессы лежат в основе неустойчивости и спонтанного появления порядка из хаоса, столь характерного для самоорганизации. Таким образом, самоорганизация объясняется такими факторами, как открытость системы, ее удаленность от точки термодинамического равновесия, наличие флуктуаций, действие случайности, нарушение симметрии.
Однако открытые неравновесные нелинейные системы не только допускают хаос, но и всегда балансируют на краю хаоса, поскольку сама жизнь есть эмерджентный феномен. Процесс развития таких систем определяется как взаимодействие их элементов, протекающий во времени, то есть, как закономерное чередование фаз или стадий порядка и хаоса.
Как показывает проведенное исследование, к таким системам относится и система музыкального стиля, для описания явлений и процессов которой используется метод аналогий и применяется синергетическая терминология - иерархичность, открытость, нелинейность, порядок, хаос, самоорганизация, аттрактор, бифуркация, фрактал и так далее.
Для того чтобы осмыслить музыкальный стиль с новых позиций и в новом ракурсе, потребуется:
1 Рассмотреть музыкальный стиль как сложную систему, включающую целостное множество взаимодействующих и взаимосвязанных единым порядком стилей (иерархические уровни: мега-, макро-, микро);
2 Выявить ее взаимодействие с системой более высокого порядка (музыкальный стиль - музыкальное искусство - культура) и охарактеризовать как открытую неравновесную нелинейную систему, обладающую эмерджентными свойствами;
3 Определить особенности ее функционирования и развития в контексте культуры и искусства;
4 Оценить возможности «динамической иерархичности» - особенности взаимодействий ее иерархических уровней (мега-, макро-, микро-), в результате которых и зарождается новая система стиля;
5 Изучить особенности стилевой динамики (цикличность, необратимость, альтернативность, определенная направленность, ускорение), сравнить с базовыми принципами синергетики и универсальными алгоритмами развития других самоорганизующихся систем;
6 Приложить понятия «порядок» и «хаос» к системе музыкального стиля, стремящейся к самосохранению и адаптирующейся к изменяющимся условиям своего существования;
7 Построить эволюционные модели и запечатлеть их графически;
8 На основе полученных данных представить музыкальный стиль самоорганизующейся системой, стремящейся к достижению информационного максимума, а его историческое развитие - синерге-тическим процессом;
9 Сформулировать положение о музыкальном стиле как о самоорганизующейся целостности.
В таком случае, можно оценить специфику бытия и становления системы музыкального стиля как структуры / процесса в их неразрывной целостности. Познать сущность смены музыкальных стилей, определить значение каждого из них, будь то главенствующий или второстепенный стиль, в соответствии с особыми стилистическими приемами, свойственными творческой личности, и шире - композиторской школе, художественному направлению и музыкально-стилевой эпохе.
В процессе развития система музыкального стиля постоянно оказывается перед выбором: точки бифуркаций на ее мега-, макро- и микроуровнях сигнализируют об альтернативах эволюционного процесса. Так, в конце XIX века между основными фазами эволюции возникает глобальная бифуркация; бифуркации образуются и при переходе от одной музыкально-стилевой системы к другой, а также на других уровнях.
Можно говорить об общих тенденциях развития системы музыкального стиля - об усложнении и увеличении разнообразия в ней, изменении масштабов роста, ускорении, стремлении к достижению информационного максимума, что свойственно и другим самоорганизующимся системам.
Развитие системы музыкального стиля основывается на сочетании цикличности, определенной направленности и необратимости. Сосуществование различных стилей и множественность путей эволюции указывают на нелинейность этого процесса, детерминируемого извне и изнутри. Целостность ее можно рассматривать с точки зрения единства многообразия, которое возникает процессуально. При эволюционно-синергетическом подходе исследование частей системы, которые входят в целое, и наоборот (часть - целое, целое - часть), обязательно сопрягается с ее представлением самоорганизующейся целостностью, что конкретизирует древний философский принцип: нет ни первого, ни второго, ибо все Едино.
Как мы видим, идеи и методы синергетики могут быть восприняты музыкознанием. Однако, необходимо использовать плодотворные контакты музыкальной науки с философией, эстетикой, семиотикой, социологией, информатикой, лингвистикой, психологией, акустикой, а также апробировать самые различные подходы, в том числе, эволюционно-синергетический подход, органично сочетая их с традиционными подходами [1, 6, 7, 8, 12, 16, 19].
Идеи и методы синергетики имеют «действительную всеобщность» - они оказываются «востребованными» в различных областях научных знаний. Безусловно, в полной мере их следует «задействовать» и в
музыкознании - тогда ориентация на традиции и преемственность сменится признанием ценности различных инноваций и обретением нового знания.
Литература
1. Акопян Л.О. Теория музыки в поисках научности: методология и философия [Текст] / Л.О. Акопян // Музыкальная Академия. - 1997. - № 1. - с. 125-129.
2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постне-классической науки [Текст] / В.И. Аршинов. - М.: ИФРАН, 1999. - 203 с.
3. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Основы общей теории социальной самоорганизации [Текст] / В.П. Бранский // Синергетическая философия истории. -Рязань: «Копи-принт», 2009. - 314 с.
4. Буданов В.Г. Синергетическая методология в пост-неклассической науке и образовании [Текст] / В.Г. Буданов // Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - с. 174-210.
5. Вершков А.В. Синергетика: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.В. Вершков. - Режим доступа: http://cyberlenika.ru/article/n/-probiemy-i-sinergetika-i-
6. Грушко Г.И. Музыкальный стиль в истории европейской культуры [Текст] / Г.И. Грушко. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 177 с.
7. Грушко Г.И. Музыкальная форма как нелинейный процесс [Текст] / Г.И. Грушко // Музыковедение. -2013. - № 11. - с. 3-10.
8. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке [Текст] / Н.С. Гуляницкая. - М.: Музыка, 2009. - 256 с.
9. Канке В.А. Философия науки [Текст] / / В.А. Канке. -М.: «Омега-Л», 2008. - 328 с.
10. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего [Текст] / C. П. Капица. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 288 с. 1997, с.61
11. Капра Ф. Паутина жизни [Текст] / Ф. Капра - Киев: «София», 2003. - 336 с.
12. Клюев А. С. Что такое музыка с точки зрения синергетики [Текст] / А.С. Клюев // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - № 1. - с. 125-129.
13. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе [Текст] / Е.Н. Князева // Вопросы философии. - 1998. - № 49. - с. 138- 143.
14. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - М.: Наука, 1994. - 236 с.
15. Кобляков А.А. Синергетика и творчество: Универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследований [Электронный ресурс] / А.А. Кобляков. - Режим доступа: http://spkurdymov.ru/artsinergetika-i-tvorchestvo-universalnaya-model/
16. Консон Г.Р. Целостный анализ как универсальный метод познания художественного текста (на материале музыки) [Текст] / дисс. доктора филос. наук / Г.Р. Консон. - Саратов, 2010. - 455 с.
17. Лоскутов А.Ю. Синергетика и нелинейная динамика: новые подходы к старым проблемам [Электронный ресурс] / А.Ю. Лоскутов. - Режим доступа: http://
library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php ?subactio...
18. Мелик-Гайзакян И.В. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем [Текст] / И.В. Мелик-Гайзакян. - М.: Физматлит, 2001. - 272 с.
19. Науменко Т.И. Музыковедение: стиль научного произведения [Текст] / дисс. доктора искусствовед. / Т.И. Науменко. - М., 2005. - 305 с.
20. Никитина И.П. Философия искусства [Текст] / И.П. Никитина. - М.: «Омега-Л», 2008. - 560 с.
21. Синергетика и методы науки [Текст]. - СПб.: Наука, 1998. - 438 с.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОРСТВА
Казакова Анастасия Олеговна
Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток
THE MAIN OF STAGES THE STUDY OF THE HERITAGE OF ANDREI RUBLEV IN THE DOMESTIC ART CRITICISM IN THE CONTEXT OF HIS AUTHORSHIP
Kazakova Anastasiia, Far-Eastern Federal University, Vladivostok АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с выявлением наследия знаменитого русского иконописца Андрея Рублева. На основании изучения работ отечественных исследователей установлено, что выделяются три основных этапа в изучении Рублева, которые демонстрируют разные подходы к атрибуции его наследия. Установлено, что современные исследователи в значительной степени пересмотрели критерии к определению авторства Рублева, что привело к утрате эталонного значения знаменитой «Троицы» и поставило под сомнение авторство многих работ, ранее считавшихся написанными этим автором. ABSTRACT
The article deals with the problem of identifying of the heritage of the famous Russian icon painter Andrei Rublev. Based on the study of works of Russian researchers was found that there are three main stages in the study of Rublev, which show different approaches to the attribution of his legacy. Modern scholars largely revised criteria for the definition of authorship Rublev, that led to the loss of the reference value of the famous "Trinity" and questioned the authorship of many works previously considered written by this author.
Ключевые слова: искусство; иконопись; Андрей Рублев, авторство, атрибуция памятников искусства, отечественное искусствознание
Keywords: Art; iconography; Andrei Rublev, authorship, attribution of works of Аrt, Domestic Art Critisism
Андрей Рублев - русский художник конца XIV - первой трети XV века, работы которого стали абсолютной вершиной культуры средневековой Руси и достойным продолжением истории развития византийской живописи. За многие века его жизнь и творчество обросли большим количеством легенд, загадок и теорий, а в XX веке к ним прибавились еще и научные гипотезы. Несмотря на кажущуюся изученность феномена А. Рублева при исследовании его наследия до сих пор возникают вопросы, которые в отечественном искусствознании решаются по-разному. Проблема изучения творчества А. Рублева сохраняет актуальность потому, что в наше время появляются новые технологические методы исследования, которые позволяют во многом пересмотреть представления о наследии А. Рублева.
На данный момент в отечественном искусствознании не создано специальной работы, посвященной анализу истории изучения творчества А. Рублева. В работах Н.П. Собко [7], М.В. Алпатова [1], В. А. Плугина [6], В.Н. Лазарева [4], Б.Н. Дудочкина [3] и других исследователей, занимающихся изучением творчества Рублева, приводятся лишь краткие обзоры, посвященные данному вопросу.
В связи с этим представляет значительный интерес изучение ряда малоосвещенных для настоящего времени
вопросов: определение этапов в истории изучения наследия Андрея Рублева в отечественном искусствознании, рассмотрение основных проблем атрибуции памятников, приписываемых кисти А. Рублева выявлении критериев для определения авторства работ А. Рублева, рассмотреть причины, приводящие к изменению определения авторства А. Рублева. В данной статье рассмотрим основные этапы в изучении творчества А. Рублева, связанные с проблемой атрибуции его наследия.
Первый этап (1840 - 1918 гг.) - период возникновения интереса к творчеству А. Рублева. Ведущим методом исследования стал поиск и анализ письменных источников содержащих сведения о мастере. Отметим, что содержащиеся в них сведения очень отрывочны, кроме того, Рублев работал одновременно с другими иконописцами. Поэтому, опоры на летописные свидетельства оказалось недостаточно, чтобы определить круг произведений, принадлежащих ублеву.
кисти Рублева. Соответственно ни одно произведение Андрея Рублева не было определено и изучено как эталонное. Главным критерием определения авторства стало эстетическое восприятие и свидетельства древних письменных источников, согласно которым Рублеву приписывали то или иное произведение.