Научная статья на тему 'Синергетика речи при измененном состоянии сознания'

Синергетика речи при измененном состоянии сознания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
418
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОЦЕСС САМООРГАНИЗАЦИИ / ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ / ТЕКСТ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ / SYNERGY / SYNERGETIC SYSTEM / SELF-ORGANIZING PROCESS / ALTERED STATES OF CONSCIENCE / TEXT / STATISTIC ANALYSIS OF TEXTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атаманова Ольга Викторовна

В статье рассматривается проблема измененных состояний сознания как самоорганизующихся процессов психики, предположительно проецирующихся на речь индивидуума. На примере текстов, порождаемых адресантами при измененных состояниях сознания, рассматривается возможность исследования текста как синергетической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergy of Speech under the Altered States of Conscience

The article deals with the problem of altered states of conscience as self-organizing psychic processes that supposedly influence the person's speech. The opportunity of synergetic consideration of a text as a synergetic system is considered on bases of texts generated by people under the altered states of conscience.

Текст научной работы на тему «Синергетика речи при измененном состоянии сознания»

классов. В качестве основных направлений профориентационной работы региональных служб занятости можно выделить следующие:

• предоставление информации о ситуации на рынке труда, профессиях, пользующихся спросом на локальных рынках труда или имеющих перспективу повышения спроса, о возможностях профессионального обучения и трудоустройства;

• проведение профессиональной консультации по выбору сферы деятельности, направления профессионального обучения, подбору подходящей работы;

• оказание психологической поддержки в целях адаптации на рынке труда и обучения навыкам эффективного поиска работы;

• организация профориентационных консультаций для учащихся общеобразовательных и других учебных заведений.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка молодого поколения сегодня являются необходимым механизмом социальной защиты и эффективной занятости населения, одной из форм регулирования молодежного рынка труда в условиях реформирования экономики [3].

Задача вузов совместно с комиссиями по делам молодежи различных уровней государственного управления состоит в изучении в динамике профессионально-трудовых планов, предпочтений, потребностей, интересов и соотнесении их с системой совершенствования образовательных процессов, возможностями трудоустройства на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГоршковМ.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

2. Гречиков В.И. Хорош ли работник из студента? // ЭКО. 1998. № 10. С. 130.

3. Коростелев С.М. Роль государства в решении проблемы молодежной занятости // СПбУЭФ. 2007. № 2. С. 178-180.

4. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад РАН Институт социологии. М., 2007. URL: http://www.fesmos.ru/Publikat/Jugendstudie2007.pdf

О.В. АТАМАНОВА

Ольга Викторовна АТАМАНОВА — аспирантка кафедры прикладной и математической лингвистики РГПУ им. А. И. Герцена.

В 1994 г. окончила Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — проблемы прикладной и статистической лингвистики.

^ ^ ^

СИНЕРГЕТИКА РЕЧИ ПРИ ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ*

В настоящее время все большее внимание уделяется исследованию текстов в самых различных аспектах. Особый интерес представляет изучение текстов, порождаемых адресантами в измененных состояниях сознания, более или менее явно выраженных, на основании чего предполагается верификация (или, соответственно, опровержение) гипотезы о том, что по особенностям текстов можно судить о психологическом состоянии адресанта.

Измененные состояния сознания представляют собой «способ приспособления сознания к изменениям внешних условий» [11, с. 48], адаптивную реакцию человека на такие изменения. Поскольку в современной нау-

ГРНТИ 16.21.33 © О.В. Атаманова, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра фипол. наук, проф. Л.Н. Беляевой.

ке человек предстает как открытая самоорганизующаяся психологическая система, к которой применим синер-гетический метод исследования, то указанные адаптивные реакции, по сути, есть процессы самоорганизации психики индивидуума [3]. Логично предположить, что психические процессы отразятся на речи в силу свойства языка как «экспликации» мыслительной системы, известной с давних времен [4]. Применение синергетических методов основано на представлении о тексте как о сложной системе, обладающей структурными свойствами.

Исследование глубинной структуры, определение содержательных отношений элементов текста являются одним из ведущих современных подходов к его описанию [14, с. 50-52]. О структурных свойствах текста упоминалось еще в начале ХХ в. (И. Най) [там же], позднее этому вопросу были посвящены многие научные труды. Сложность описания текста состоит в том, что правила членения в языке, характерные для традиционной структурной лингвистики, не работают по отношению к единицам более высокого уровня, нежели предложение [1, с. 139]. Таким образом, текст представляет собой весьма сложное образование, требующее принципиально иного подхода, нежели тот, что является традиционным для структурной лингвистики при исследовании нижних уровней языка [там же].

В последние десятилетия к сложным системам, механизм действия которых недоступен для наблюдения, все чаще применяется синергетический метод исследования, начало которому положено Г. Хакеном [15]. Сущность его состоит в том, что открытую, нелинейную, диссипативную систему, обладающую свойствами неупорядоченности и эмерджентности, с неограниченным числом параметров, управляющих ее поведением, можно исследовать лишь статистическими методами, зачастую только на основе экспериментальных данных [8].

Открытость текста как системы означает множественность смыслов, возникающую при восприятии текста адресатом в зависимости от различных факторов, как лингвистических, так и экстралингвистических. Поэтому в последнее время все большее внимание уделяется дискурсивному подходу к рассмотрению текста с обязательным учетом экстралингвистических факторов, в частности поликодовости текста (смешения и переключения кодов двух языков в одной синтагме, разные стилистические приемы, часто с манипулятивной целью) и полимодальности, т. е. субъективности и неоднозначности восприятия текста [подробнее об этом см.: 1; 5; 6; 16].

Нелинейность системы означает ее изменения под воздействием неограниченного числа факторов различной природы, находящихся в сложнейших взаимодействиях между собой, что влечет разнообразие перспектив развития системы [2]. Такая нелинейность определяется многообразием дискурсивных факторов, влияющих на процессы порождения и восприятия текста.

Неупорядоченность системы означает отсутствие предсказуемости реакции на изменения какого-либо из компонентов. В частности, если действие внешних сил достаточно велико, система может прийти в неравновесное состояние, и тогда какое-либо случайное событие может привести ее к гибели или толкнуть на принципиально новый путь развития [8]. В силу несчетности множества смыслов и неоднозначности их восприятия говорить об упорядоченности текста как системы невозможно. По тем же причинам следует говорить об эмерджент-ности текста как системы, т. е. невозможности определить эффективность какого-либо процесса путем суммирования его составляющих.

Диссипативность системы означает постоянное изменение некоторых ее параметров, взаимную компенсацию происходящих процессов, возникновение неустойчивых структур внутри хаоса. Эти структуры при определенных условиях обретают устойчивость и меняют пространство вокруг себя, затем они гибнут, и на их месте возникают новые. Со свойством диссипативности связано свойство самоорганизации системы.

Самоорганизация системы предполагает способность к упорядочиванию своей структуры естественным для себя образом в условиях хаоса. Для текста как системы самоорганизация и диссипативность означают следующее. В соответствии с коммуникативной задачей сам автор задает «траекторию» развития текста, и это движение, по сути, направлено к преодолению хаоса [5]. Таким образом, происходит смена (чередование) звуковых, семантических, ритмических и грамматических компонентов текста, изменение соотношений и взаимодействий этих компонентов в плане параллелизма, повторяемости, противоположения и т. п. В этом проявляется цикличность текста [там же].

Итак, текст обладает всеми свойствами системы, к которой следует применять синергетический метод исследования.

Современная синергетическая концепция предполагает использование новых исследовательских методов, более изощренных, чем это было раньше, для тех явлений, которые невозможно прямо наблюдать [9, с. 9]. В си-нергетическом аспекте текст можно рассматривать не только как процесс, но и как состояние относительной устойчивости системы порождения и восприятия речи (также обладающей синергетическими свойствами) [2, с. 77-78].

Действие глубинных механизмов системы порождения и восприятия речи скрыто от наблюдения, его можно наблюдать лишь в «особых» условиях. Такими условиями являются детская речь в процессе ее развития, речь адресанта, страдающего теми или иными нарушениями (патологиями) системы порождения и восприятия речи, или же речь адресанта, порождаемая в условиях измененного состояния сознания [8]. Именно случай измененного состояния сознания предпочтителен для исследования по ряду причин. Детская речь имеет свои законы,

закономерности ее развития во многом отличаются от особенностей речи взрослого человека. Речь, порождаемая взрослым пациентом при измененном состоянии сознания, в отличие от «патологического» случая, — это речь человека с неразрушенной языковой способностью, но в необычных условиях [10, с. 13], так как измененное состояние сознания не есть патология, это — норма.

Кроме самих текстов, весьма важны эмпирические данные о каждом адресанте, представляющие собой, прежде всего, характерные наблюдаемые признаки измененного состояния сознания. К общим признакам, отмечаемым в подобных случаях, относятся сильные эмоции (почти всегда), часто — рассеянность, потеря чувства времени, страх утраты человеком контроля над собой и реальностью, иногда — поиск авторитетного лидера и желание ему довериться, а также необычные (мистические) переживания [7, с. 30-31; 12; 17, р. 378]. Что касается речевых признаков измененного состояния сознания, то к ним относятся изменения темпа речи адресанта, иногда громкости (очень громкая или, наоборот, очень тихая речь). Имеет место упрощение лексики (уменьшение количества абстрактных слов, большое число упрощенных конструкций, «частотных» слов, а также слов с узким денотативным значением), изменение морфологии (постепенное исчезновение наречий и прилагательных, относительно большее количество существительных и глаголов), изменение синтаксиса (появление отрывистых незавершенных фраз, частые ошибки, которых адресант не исправляет) [7; 11].

В ходе настоящего исследования был проведен эксперимент для получения устных текстов, а также сбора эмпирической информации по каждой испытуемой. Получены данные 15 респондентов, пациенток Института акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН, носительниц русского языка. Тексты зафиксированы в ходе бесед с испытуемыми, предположительно в той или иной мере ощущавшими стресс незадолго до предстоящих родов, а также в состоянии нормализации стресса в ранний постнатальный период. Поскольку, как уже говорилось, измененное состояние сознания не является случаем патологии речемыслительной деятельности, то для эксперимента важно было найти подходящих испытуемых без психических патологий в анамнезе и в роду. Кроме того, поскольку характерным признаком измененного состояния сознания является постепенная стабилизация психологического состояния индивидуума при отсутствии факторов стресса, необходимо было отслеживать состояние пациенток в рассматриваемый период на случай развития длительных патологий на фоне стресса или по причине употребления психотропных средств. Если бы указанные патологии возникли, такую испытуемую следовало бы исключить из исследования. В случае необходимости автор обращалась за помощью к экспертам. Эмпирические данные получены по результатам наблюдения в ходе устных бесед и психологического тестирования, а также устного анамнеза.

Полученные устные тексты были переведены в письменную форму. Далее необходимо было построить (или выбрать из числа уже существующих) подходящую модель анализа для верификации основной гипотезы статистическими методами. В силу необходимости использования статистических методов модель анализа неизбежно должна содержать математико-статистический аппарат. С учетом имеющегося на сегодняшний день широкого арсенала средств обработки информации для анализа текстов была использована модель последовательного выбора на лексическом уровне с построением частотного словаря словоформ, относительно простая с точки зрения практической реализации и при этом дающая полную описательную картину всех имеющихся текстов [13, с. 95104]. В качестве основных моделей для анализа полученных частотных списков использованы модель Прието -Ципфа-Мандельброта как наиболее универсальная, подходящая для описания различных текстов, как по тематике, так и по объему, а также модель Хайтун-Тулдавы, способная анализировать тексты малого объема [8].

Анализ текстов с построением частотных списков и графиков билогарифмического распределения «ранг-частота» для каждого случая дал следующие результаты. Иногда уже при относительно небольшом объеме текста выборка достигает своего «предельного» состояния, соответствующего наклону аппроксимирующей прямой (к графику билогарифмического распределения) под углом в 450, отклонения же графика от прямой обусловлены лишь синтетическими особенностями русского языка. По предположению Р.Г. Пиотровского [там же], это можно объяснить узким кругом обсуждаемых тем и малым запасом слов. Эмпирические признаки измененного состояния сознания у таких испытуемых выражены существенно. У других адресантов график выглядит иначе, выборка по своим свойствам весьма далека от «предельного» состояния, эмпирические признаки измененного состояния сознания проявляются слабее.

Итак, обеднение словарного запаса адресанта, отмечаемое на основе статистического анализа текстов, соответствует эмпирическим признакам измененного состояния сознания, наблюдаемым в ходе личных бесед. Иными словами, эмпирические признаки измененного состояния сознания согласуются с речевыми признаками, поэтому основная гипотеза исследования верна и зафиксированные особенности речи могут свидетельствовать о психологическом состоянии адресанта, в частности об измененном состоянии сознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 448 с.

2. Герман И.А., Пищальникова В.А. Введение в лингвосинергетику. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. 127 [2] с.

3. Клочко В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии. URL: http://www.sunhome.ru/psychology/54366 (дата обращения 13.10.2009).

4. Лагута О.Н. Логика и лингвистика (Новосибирск, 2000. 116 с.). URL: http://www.philology.ru/linguistics1/laguta-00.htm. (дата обращения: 13.10.2010).

5. ЛелисЕ.И. Синергетика художественного текста. Сайт славянского Университета РM. URL: http://www.surm.md/index. php?option=com_content& task=view&id=298& Itemid=146 (дата обращения: 15.04.2011).

6. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психол. произв. M.: Педагогика, 1983. с. 251-261.

I. Людвиг А. Измененные состояния сознания // Тарт Ч. Измененные состояния сознания. M.: Эксмо, 2003. С. 14-3l.

8. Пиотровский Р. Г. Лингвистическая синергетика: исходные положения, первые результаты, перспективы. СПб.: Филолог. фак-т С-Петерб. гос. ун-та, 2006. 158 [1] с.: ил.

9. Пиотровский Р. Г. Статистические модели текста и опыт их лингво-синергетического анализа // Научно-техническая информация. Сер. 2: Информационные процессы и системы. 2007. № 8. С. 1-11.

10. СпивакД.Л. Лингвистика измененных состояний сознания / отв. ред. В.И. Mедведев; АН СССР, Науч. совет АН СССР и АMH СССР по физиологии человека, Ин-та эволюц. физиологии и биохимии им. RM. Сеченова. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1986. 90 [2] с.: ил.

II. Спивак Л.И., Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность: Новый ежекварт. журн. 1996. M.: Изд-во Фолиум. Т. 1. № 4. С. 48-55.

12. Тарт Ч. Сон-кайф: новое состояние сознания // Тарт Ч. Измененные состояния сознания. M.: Эксмо, 2003. С. 88-9l.

13. Тулдава Ю.А. Проблемы и методы квантитативно-системного исследования лексики. Таллин: Валгус, 1987. 204 с.

14. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 336 с.

15. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. M.: 1985. 419 с.

16. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость. Интертекстуальность. Интердискурсивность. M.: Книжный дом «ЛИБРOKOM», 2009. 245 с.

11. James W. The varieties of religious experience: a study in human nature / William James; with a forew. by Micky James a. in-trod. by Eugene Taylor a. Jeremy Carrette. London; New York: Routledge classics, 2008. 3l6 р.

Е.А. БОБКО

Елена Александровна БОБКО — аспирантка кафедры теории языка и пе реводоведения СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 1 публикации.

Область научной специализации — лингвистика.

^ ^ ^

ЭКСПЛИЦИТНЫЕ ЗНАКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ДИСКУРСА И ЕГО СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ*

С исследовательской точки зрения исторический дискурс интересен тем, что он является олицетворением социально-гуманитарного познания. Лингвистический анализ исторического текста — это инструмент, позволяющий выявить особенности вербализации гуманитарного знания, а значит, приблизиться к пониманию процесса, целью которого являются получение этого знания и его передача. Обращение к данной теме представляется актуальным в свете современного состояния гуманитаристики, характеризующегося пристальным вниманием к проблемам методологии.

Методологические проблемы гуманитарных наук не в последнюю очередь связаны с глубокими изменениями в содержании и структуре самого процесса познания во второй половине ХХ в. В рамках современной научной парадигмы приоритет принадлежит точным наукам, тогда как дисциплинам социогуманитарного цикла от-

ГРНТИ 16.31.61 © Е.А. Бобко, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра филол. наук, проф. В.Е. Чернявской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.