Педагогика
УДК 377.112.4 Т.И. Анзина
Синергетика как основа рабочей программы «Иностранный язык»
Аннотация
В статье рассматривается один из путей решения коренной задачи Целевой программы развития образования в Российской Федерации - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. С целью повышения продуктивности обучения дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе и достижения результатов, предусмотренных ФГОС ВО, автор статьи предлагает в качестве основы рабочей программы дисциплины корреляцию принципов профессионального образования, профессиональной лингводидактики и синергетики. Отобранные принципы обеспечивают оптимальную насыщенность учебного материала, применение интерактивных форм работы с обучающимися, позволяют формировать максимальное количество компетенций в ограниченные учебным планом сроки.
I
Ключевые слова: рабочая программа, профессиональное образование, профессиональная лингводидактика, синергетика, пролонгированная деловая игра, проблемная ситуация, квазипрофессиональная деятельность.
T.I. Anzina
Sinergetics as a basis of a syllabus for the course "Foreign Language"
Abstract
The article considers one of the ways of solving the main task of the special-purpose programme of education development in Russian Federation - the correspondence between the professional education structure and content and the labor market demands. The author proposes the correlation of principles of the professional education, the professional linguodidactics and the synergetics to be the basis of a syllabus for the course "Foreign Language". The purpose is to increase the productivity of the course in non-linguistic university and chieve the esults stipulated in the Federal State Educational Standards of Higher Education. Due to the selected principles the process of language learning will be various enough, interactive, well-managed in time and knowledge gaining.
I
Keywords: conception of sustainable development, curriculum, professional education, professional linguodidactics, foreign language for professional purposes, social synergy, individual synergy, synergetics, case.
Понятие «Синергетика» входит в нашу жизнь. Это современная междисциплинарная наука, изучающая процессы самоорганизации, возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы, а также сложные системы, состоящие из многих элементов, частей, компонентов и взаимодействующие между собой нелинейным образом [6]. Она универсально служит законам производства и образования.
О синергетическом эффекте заявляют ученые-фундаменталисты, экономисты, экологи, политики, социологи и др. Например, Концепция устойчивого развития, принятая в 1992 году после конференции ООН в Рио-де-Жанейро, направленная на обеспечение экономической безопасности, основана на взаимодействии трёх основных компонентов общественной жизни: экономики, социологии и экологии, «которое производит особый синергетический эффект» [12, с. 5].
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы также гласит: «обеспечить
следующие синергетические социально-экономические эффекты», что предполагает в рамках повышения конкурентоспособности российского образования, «внедрение новых моделей реализации образовательных программ» [4].
Учитывая, что основная государственная задача состоит в приведении содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда [10], рассмотрим причины необходимости синергетического подхода к подготовке будущего специалиста в вузе.
Во-первых, высокие технологии позволяют всё больше заменять человеческий труд «умными» машинами. Однако, как опасаются многие ученые, человечество может пострадать от своей же технологической деятельности, так как «искусственный мозг никогда не заменит знание, образованность, нравственность живого человека» [2, с. 104].
Во-вторых, значение человеческого фактора для эффективного производства осознается руководителя-
13231617
Pedagogy
ми предприятии, и они заинтересованы в сотрудниках не только квалифицированных, но и обладающих необходимыми «корпоративными» знаниями и умениями, такими как ориентация на конечный результат работы, умение работать в команде и т. д.
В связи с этой ситуацией в профессиональном образовании сложился новый, компетентностный подход, формирующий специалиста с интегрированными знаниями экономики, экологии, менеджмента, маркетинга, социологии, психологии, способного к продуктивной деятельности на производстве, владеющего помимо общекультурных и профессиональных компетенций также и корпоративной компетенцией [1].
Рабочие программы дисциплин «Иностранный язык», «Иностранный язык профессионального общения», «Второй иностранный язык» и т. п. должны строиться не только с учетом принципов профессио-
нального образования и принципов профессиональной лингводидактики [5], но и принципов синергетики.
Именно синергетический подход позволит преподавателям иностранного языка добиться максимальных результатов за минимальные сроки, повысит мотивацию и интерес обучающихся к овладению будущей профессией. Многие авторы предлагают различные продуктивные формы аудиторной и внеаудиторной работы (деловые игры, веб-бинары, активное применение цифровых технологий, дистанционное обучение и др.), основанной на системном, междисциплинарном подходе, что приносит в процесс обучения безусловный синергетический эффект [3; 8].
Корреляция принципов профессионального образования, принципов профессиональной лингводидак-тики с принципами синергетики показана в таблице 1.
Таблица 1
Корреляция принципов профессионального образования, принципов профессиональной лингводидактики с принципами синергетики
Принципы профессионального образования Принципы профессиональной лингводидактики Принципы синергетики
Гуманизация Межкультурная коммуникация Гомеостатично сть
Интегративность Междисциплинарность Междисциплинарно сть
Практическая направленность Опережающая специализация, Селективность Нелинейность
Регионализация Интернационализация Гомеостатично сть
Профессиональное самоопределение Автономность Незамкнутость (открытость)
Непрерывно сть Многоуровневость, Модульность Иерархичность
Творческая активность Проблемность Дополнительность
Принципы межкультурной коммуникации и гуманизации отражаются в выборе личностно-ориентиро-ванных, гуманистических методов обучения, несущих синергетический эффект. Например, один из таких методов - это обучение взаимодействию в команде, где проявляется социальная синергия и, как следствие, удовлетворенность каждого участника команды от общего успеха, которую А. Маслоу назвал «индивидуальной синергией» [11, с. 126].
Вместе с тем, при овладении иностранным языком и усвоении культуры страны изучаемого языка необходимо, прежде всего, быть высокообразованным гражданином и патриотом своего государства. Российские ученые предостерегают об опасности утраты национальных ценностей в процессе интегрирования в общеевропейское образовательное пространство [9]. Сохранение баланса между приобщением учащихся к иностранным традициям и воспитанием национального самосознания возможно на синергетическом принципе гомеостатичности.
Гомеостаз - это поддержание программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели. Цель-программу поведения
системы в состоянии гомеостаза в синергетике называют аттрактор (притягиватель).
Целенаправленность (гомеостаз) компетентност-ного содержания рабочих программ обеспечивается строгим отбором практико-ориентированных учебных материалов и модульной структурой курса. Гомеоста-тичность в приобщении студентов к корпоративной культуре предприятия поддерживается средствами игровых технологий. Например, в квазипрофессиональной деятельности студенты учатся соблюдать правила и традиции корпорации. Они демонстрируют уникальность компании и свою причастность корпоративной команде своим внешним видом (например, в компании принято всегда быть в безупречно чистой отутюженной униформе, в классической обуви, с аккуратной скромной прической и т. д.) и поведением (все сотрудники компании в разговоре с клиентами часто употребляют обращения согласно статусу человека, определенные вежливые клише, избегают нахождения в зоне отдыха клиентов и т. д.). В отношениях с коллегами придерживаются установленных корпорацией правил: участвуют в корпоративных мероприятиях, приходят на работу заблаговременно, обмениваются
Педагогика
сувенирами с коллегами, и т. д. Таким образом, аттрактором поведения сотрудника в условиях корпорации становится корпоративная культура.
Образовательные технологии, основанные на принципе практической направленности в сочетании с принципами опережающей специализации и селективности, должны учитывать также синергетический принцип нелинейности, когда результат не пропорционален усилиям, целое не есть сумма его частей; качество суммы не тождественно качеству слагаемых. Во многих сферах деятельности важна социальная синергия. Известно, что повышение производительности труда происходит не за счет увеличения числа работников, а благодаря максимальному использованию внутренних ресурсов команды. Пролонгированная деловая игра на занятиях, имитирующая деятельность корпорации, позволит превратить коллектив в команду, научит взаимопомощи, создаст позитивный эмоциональный настрой в группе, научит каждого участника рационально распределять время и силы, что, в результате, усилит синергетический эффект коллективных действий. Таким образом, профессиональный опыт, приобретаемый, как правило, с годами трудовой деятельности, выработается у студентов в игре за короткий срок.
Кроме того, в подтверждение принципа нелинейности, у обучающегося на определенном этапе овладения иностранным языком появляется «языковое чутьё» (интуиция), играющее компенсаторную роль и позволяющее самостоятельно наращивать профессиональный лингвистический потенциал.
Принципы интегративности и междисциплинарно-сти являются базовыми не только в педагогике, но и во многих других науках, в том числе и в синергетике. Однако, в отличие от большинства новых наук, возникавших, на стыке двух ранее существовавших и характеризовавшихся проникновением метода одной науки в предмет другой, синергетика опирается не на граничные, а на внутренние точки различных наук. В связи с этим, в развитии специалиста большую роль играет метапредметное знание. Метапредметность подразумевает не только способность к целеполаганию, планированию, поиску, сравнению, анализу, синтезу, контролю и оценке информации, связанной с предметом, но и получению информации, стоящей за пределами данного предмета [13]. Например, торговые корпорации и корпорации гостеприимства помимо деятельности, связанной с обслуживанием клиентов, занимаются маркетинговыми исследованиями потребительского спроса, оценкой качества сервиса, анализом конкуренции и систематическим планированием. Для того чтобы понимать и по возможности прогнозировать спрос, необходимо изучать поведение потребителя, зависящее от его социального статуса, национальной культуры и личных характеристик, таких как образованность, ценностные ориентиры, психологические особенности. Основными поставщиками информации
о клиентах являются сотрудники, находящиеся в зоне непосредственного контакта с потребителем. Специалист, работающий в гостинице или в ресторане, должен иметь хорошую зрительную память, развитое внимание к деталям, умение обобщать и анализировать полученную информацию. Для развития этих навыков можно привлекать материалы различных психологических тренингов.
Принцип гомеостатичности гармонизирует принципы регионализации и интернационализации, согласовывая параметры отечественного и зарубежного обучения, обеспечивая мобильность студентов и возможность формирования коммуникативной компетенции.
Принципы профессионального самоопределения и автономности подтверждает принцип незамкнутости (открытости) синергетики, заявляющий о невозможности пренебрежения взаимодействием системы со своим окружением. Это означает, что система может развиваться, усложняться, только при обмене веществом, энергией, информацией с другими уровнями. При разработке рабочих программ принцип незамкнутости выражается в прозрачности целей обучения, содержания контроля и критериев оценивания и обеспечивает высокий уровень личной ответственности студента за результаты труда.
Принципы непрерывности, многоуровневости и модульности определяют иерархичность образовательного процесса. Модульность программ позволяет создавать общие критерии оценки сформированности компетенций на каждой ступени обучения в соответствии с национальной и международной рамками квалификаций. Следовательно, синергетический принцип иерархичности, основным смыслом которого является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим, относится как к построению рабочих программ, так и корпоративному образованию. В корпорациях, где человеческий фактор имеет определяющее значение, необходимыми условиями успеха являются строгая дисциплина, соблюдение субординации, лояльность сотрудников по отношению к руководству. Деловые игры на иностранном языке, помимо непосредственных лингвистических целей, воспитывают понимание границ ответственности и полномочий, соблюдение этикета, аккуратное ведение документации и т. д.
Принципы творческой активности и проблемно-сти уравновешиваются синергетическим принципом дополнительности, отказывающимся от всякого рода универсалистских притязаний и бинарных оппозиций: субъективное-объективное, абсолютное-относительное, внешнее-внутреннее, естественное-искусственное, вербальное-невербальное [7]. На занятиях иностранным языком студенты оперируют такими категориями, как «цена и качество», «временный и стабильный успех», «затраты на рекламу и статус предприятия» «трудовой энтузиазм и сохранение своих сил
Pedagogy
и здоровья» и т. д. и в дискуссиях анализируют их относительный характер.
Принцип дополнительности также лежит в основе анализа межличностных отношений, когда единственно возможным становится компромиссное решение или решение, подсказанное интуицией. Подобные ситуации предлагаются студентам в деловых проблемных играх. Таким образом, вырабатывается способность различать понятия «толерантность» и «самоуважение», «доверие» и «бдительность», умение принять чужую точку зрения, готовность не доказывать свою правоту, а стремление удержать клиента и т. д. На основе выше указанных принципов вырабатывается способность к разумному позиционированию себя в коллективе, правильному выбору между личными и общественными интересами.
Итак, принцип гомеостатичности обеспечивает целостность рабочих программ с точки зрения выбора тем и формируемых компетенций. Принцип междисципли-нарности обеспечивает взаимосвязь рабочих программ всех дисциплин направления подготовки. Принцип нелинейности способствует усвоению большого объема
учебного материала в ограниченные сроки. Принцип незамкнутости (открытости) предполагает открытость информации об учебном курсе, о контрольных и оценочных средствах. Принцип иерархичности структурирует модульность и непрерывность образовательных траекторий. Принцип дополнительности допускает неоднозначность оценок и критичность мышления.
Имитация квазипрофессиональной деятельности на занятиях иностранным языком, решение виртуальных производственных проблем, деловые игры, создают увлекательную атмосферу будущей активной жизни, придают учебным занятиям неповторимый эмоциональный настрой, позволяют оптимизировать усвоение языкового материала, необходимого студентам для выполнения профессиональных задач.
Таким образом, процесс подготовки студентов должен осуществляется с позиции системности и синерге-тичности, что будет способствовать модернизации российского образования, цель которой: научить учиться и сформировать максимально возможное число компетенций в курсе учебной дисциплины.
Литература
1. Анзина Т.И. Формирование корпоративной компетенции будущих специалистов индустрии гостеприимства в процессе профессионального образования в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.И. Анзина. - 2015. -214 с.
2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
3. Ермолаева М.Е. Актуальность дистанционного обучения и его развитие / М.Е. Ермолаева, Е.Ю. Рожина // Гуманитарное образование в экономическом вузе. - Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. - С. 267-274.
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru
5. Крупченко А.К. Основы профессиональной лингводидактики: Монография / А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов. -М.: АПКиППРО, 2015. - 232 с.
6. Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева // Синергетика и учебный процесс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spkurdyumov.narod.ru
7. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках / И.Р. Пригожин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bib.convdocs.org/docs/21/20924/conv
8. Рожина Е.Ю. К вопросу о брендбилдинге в России и за рубежом в контексте обучения профессиональному иностранному языку. Современные тенденции в образовании и науке / Е.Ю. Рожина, И.В Селиванова // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 14 ч. -Тамбов, 2014. - С. 94-99.
9. Рубцова А.В. Аксиологический подход как методологическая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.://194.226.213.129/text/rubtsova_83_179_184.pdf
10. Федеральный государственный стандарт ВО / Российское образование: Федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. минобрнауки.рф
11. Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциональная психология: К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй / Р. Фрейджер, Дж. Фрейдимен; пер. с англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 221 с.
12. Халеева И.И. Лингвистическое образование в Российской Федерации в условиях устойчивого развития: эколого-социальный подход / И.И. Халеева. - М.: МГЛУ, 2013. - 31 с.
13. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) / А.В. Хуторской [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru