Научная статья на тему 'Синергетика как методология социокультурного прогнозирования'

Синергетика как методология социокультурного прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1209
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / SOCIALLY-CULTURAL FORECASTING / СИНЕРГЕТИКА / SYNERGETRICS / ПРИНЦИП САМООРГАНИЗАЦИИ / A SELF-ORGANISING PRINCIPLE / THE CULTURE THEORY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арефьева Нина Тимофеевна

В статье рассматривается синергетика как одна из перспективных методологий социокультурного прогнозирования и проявление новейшей научной революции. Отличительной чертой синергетики является её междисциплинарный характер, связанный с универсальностью принципа самоорганизации, который распространим на самые различные по сложности и составу систему. Тем не менее экстраполяция синергетической парадигмы из естествознания на социогуманитарную сферу имеет ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The synergetrics as one of perspective methodology of socially-cultural forecasting and display of the newest scientific revolution is considered in article. A synergetrics distinctive feature is its interdisciplinary character connected with universality of a principle of selforganising which we will extend to the most various on complexity and structure system. Nevertheless extrapolation paradigm of synergetrics from natural sciences on sociallyhumanitarian sphere has restrictions

Текст научной работы на тему «Синергетика как методология социокультурного прогнозирования»

Н. Т. Арефьева

СИНЕРГЕТИКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В статье рассматривается синергетика как одна из перспективных методологий социокультурного прогнозирования и проявление новейшей научной революции. Отличительной чертой синергетики является её междисциплинарный характер, связанный с универсальностью принципа самоорганизации, который распространим на самые различные по сложности и составу систему. Тем не менее экстраполяция синергетической парадигмы из естествознания на социогуманитарную сферу имеет ограничения. Ключевые слова: теория и история культуры, социокультурное прогнозирование, синергетика, принцип самоорганизации.

The synergetrics as one of perspective methodology of socially-cultural forecasting and display of the newest scientific revolution is considered in article. A synergetrics distinctive feature is its interdisciplinary character connected with universality of a principle of self-organising which we will extend to the most various on complexity and structure system. Nevertheless extrapolation paradigm of synergetrics from natural sciences on socially-humanitarian sphere has restrictions. Keywords: theory and history of culture,the culture theory, socially-cultural forecasting, synergetrics, a self-organising principle.

Среди современных методологий социокультурного прогнозирования выделяется синергетическое моделирование будущего. Синергетика (греч. synergies - «совместное действие») представляет собой стремительно развивающееся направление постнекласси-ческих научных исследований, возникшее в ХХ столетии. Синергетика зародилась и развивалась в русле естественных наук как теория нелинейных динамик, предметом ее изучения являются процессы самоорганизации структур различной сложности, исследование процессов их возникновения, поддержания и распада.

В. Крон, Дж. Кюпперс, Н.Н.Моисеев считают, что синергетическое мирови-дение представляет собой проявление новейшей научной революции, а Э.Тоф-флер полагает, что идеи синергетики «играют центральную роль в последней по времени научной революции». Российский философ Вячеслав Семенович Степин считает синергетику ядром по-стнеклассической общенаучной картины мира начала XXI века (3, с. 99).

Термин «синергетика» был введен немецким физиком-теоретиком одним из основоположников синергетическо-

го направления Германом Хакеном, который считал, что с помощью этой теории можно объяснить «...почему и как у целого возникают свойства, которыми части не обладают, почему целое то «больше», то «меньше» своих частей. С другой стороны, развитие этого подхода требует творческого взаимодействия естественников, гуманитариев, математиков (а сейчас можно добавить — инженеров, экспертов, управленцев)» (1, с. 4).

Отличительной чертой синергетики является ее междисциплинарный характер, связанный с универсальностью принципа самоорганизации, который распространим на самые различные по сложности и составу системы. Одним из основных понятий синергетики является понятие структуры как особого состояния, возникающего при функционировании многоэлементной или многофакторной среды. Методы синергетики заимствованы из нелинейной неравновесной термодинамики. Герман Хакен отмечал: «Хотя синергетика возникла в рамках естественных наук, мне всегда представлялось, что ее важнейшие возможные положения будут касаться специфически человеческих и социальных процессов» (4).

Поскольку синергетика зародилась в русле естественных наук, постольку используемые в ней методы носят естественнонаучный характер. Но поле деятельности синергетики значительно шире, она претендует на метатеорию и на макроуровне распространяется на сферу социальных и гуманитарных наук. Синергетика выступает как качественно новая форма научного знания, претендующего на новый «стиль мышления», «синтез позитивных элементов детерминистической и вероятностной картин мира» (Е. Князева, С.Курдюмов).

Второе начало термодинамики гласит, что природа эволюционирует от порядка к беспорядку. Самоорганизующаяся система «накапливает» изменения, которые носят необратимый характер и в результате этого появляется новая структура, или порядок. Закономерности синергетики выявлены в сфере естественнонаучного знания, она представляет собой вектор развития теории нелинейных динамик. Синергетика знаменует собой парадигму научного мышления, развиваемую в рамках новейшей научной революции.

Синергетика представлена в нескольких отличающихся в деталях версиях, что, впрочем, не мешает осознавать эти версии в основе своей едиными.

Синергетическая парадигма, разработанная российскими учеными, несколько отличается от версии западной синергетики вниманием к проблеме детерминизма и интересом к процессам в режиме «с обострением».

Синергетика представляет собой науку о саморазвивающихся сложных системах, основанную на определенных принципах познания реальности. В частности, синергетика исходит из положения, что научное познание направлено на изучение систем с различной степенью сложности и уровнем организации. Эти различные системы могут объединяться, и их сумма, представляющая некое целое, не равна сумме их частей. Синергетика исходит из предполо-

жения, что для всех систем без исключения характерно нечто общее, в частности спонтанность возникновения, изменения, появление новых качеств, самоорганизация.

Большое значение в синергетике придается неравновесности в системе, поскольку именно в ней усматривают причину появления новой организации, или порядка. Системы имеют не замкнутый, а открытый для внешних влияний характер, что позволяет им обмениваться энергией с внешней средой. Жизнеспособность системы зависит от ее открытости, поскольку, согласно законам термодинамики, закрытая система обязательно подвержена энтропии, как и система в точке равновесия. Упорядоченность системы возможна благодаря притоку энергии из внешнего мира. Внешнее воздействие будет тем больше, чем менее равновесна система. В неравновесных условиях элементы системы выступают более согласованно, чем в равновесных. Важным моментом является и то, что именно в неравновесных условиях начинают действовать механизмы бифуркации, появляются точки раздвоения, по которым может пойти дальнейшее развитие системы, и выбор этих вариантов системой сложно спрогнозировать.

Самоорганизация системы достигается с помощью возникновения порядка через хаос, случайные отклонения системы, флуктуации. Расшатывание старого порядка и возникновение нового происходит в открытых системах через усиление неравновесности во времени. Порядок возникает на основе флуктуа-ций случайного характера, случайность может рассматривать как фактор динамики, организации нелинейных динамических сред. Сложность систем определяется не наличием статических, а динамических критериев (потенциалом самоорганизации), которые возникают при определенных условиях. Синергетику интересуют неравновесные системы, «вдали от равновесия».

Сложность системы определяет ее способность к самоорганизации. «Случайные движения внутри вполне определенной области параметров» (С. П. Курдюмов) являются показателем неустойчивости системы, или, что то же самое, системой с неравновесным состоянием. В центре внимания синергетики находятся явления, которые происходят в точке неустойчивости, а также то, что происходит с ними дальше «за порогом неустойчивости» (Г.Хакен). На основе этого в синергетике устанавливаются аналогии между различными системами, которые проходят точки неустойчивости. При этом сложность системы считается в синергетике правилом, а не неким исключением. Неравновесность признается мощным фактором развития динамики системы, фактором преобразования хаоса в порядок. Самоорганизация, установление порядка, является непосредственным предметом изучения синергетики как междисциплинарной научной парадигмы. Причем самоорганизация системы происходит до определенного времени без какого-либо направляющего начала.

В синергетики подчеркивается роль случайности в возникновении нового, на роль случайности обращали внимание еще античные философы Эпикур и Лукреций. Синергетика исследует ту часть сложных систем, которая прежде не вызывала особого научного интереса и энтузиазма — это элементы хаоса, нарушение порядка, случайности. Но именно из этого хаоса и беспорядка зарождается новое, именно в них заключаются элементы будущего развития. Синергетика позволяет выявить точки бифуркации и научиться управлять развитием системы, ее самоорганизацией, вырабатывать стратегии будущего развития сложной системы, создавать сценарии инновационного прорыва.

Синергетика развивает холистическое видение реальности, согласно которому целое больше частей. Подобного рода воззрения были характерны для

древних философских и религиозных учений, в частности даосизма. На принципах холизма основаны гештальтпси-хология, теория систем и синергетика, которая пытается объяснить: почему индивид (часть) сложнее общества (целого), в ее рамках складывается представление о том, что для изменения общества в лучшую сторону следует начать с изменения человека, но для этого не нужно перечеркивать его прошлое, поскольку «...человек как микрокосм есть синтез всех предыдущих стадий эволюции, и в результате вытеснения, казалось бы, дикого прошлого можно погасить в нем «искру божью». Ведь человек является элементарной ячейкой общества, и, преобразуя социальную среду на уровне элементов, изменяя собственные свойства этой среды, мы можем изменять поле возможных путей развития этой среды, а также способствовать достижению предпочтительных будущих состояний общества как сложной системы. Эта важнейшая установка часто формулировалась и формулируется с точностью наоборот: нужно изменить общество и социальные условия жизни в нем, чтобы изменился сам человек» (2, с. 5). Сложное целое, таким образом, выступает как синтез предыдущих стадий развития системы.

Вряд ли стоит объявлять синергетику новой философией или всеобщим языком научной коммуникации: «синергетика имеет и границы применимости. Там, где речь идет о малых (простых) системах, где для решения тех или иных познавательных задач можно абстрагироваться от развития и фазовых переходов, там применение синергети-ческой терминологии избыточно», — считает В. Степин (5).

Он же полагает, что саморазвивающиеся системы на каких-либо стадиях, этапах развития включают в себя как объекты, так и их историю, кроме того, субъекты и социокультурные условия, поэтому он полагает, что не стоит противопоставлять естественные, гумани-

тарные и социальные науки в случае определения границ применимости синергетики. В. Степин считает, что синергетика имеет специфический категориальный аппарат, собственную онтологию, что и позволяет говорить о ней как о новой научной и отчасти философской дисциплине. Точку зрения Степина поддерживают Л. Киященко и П. Тищенко, в частности, они утверждают: «Резко обогатив свой концептуальный аппарат, синергетика делает изоморфными, легитимно сопоставимыми, традиционно разведенные области естественнонаучного и социогуманитарного знания. оставаясь всецело естественнонаучной дисциплиной, синергетика смогла включить в свой понятийный потенциал те характеристики, которые в классическую эпоху выражали специфику гума-нитаристики. Теперь, чтобы обеспечить собственную специфику, социогумани-тарному знанию, предстоит ответить на вызов синергетики».

Случайные факторы, случайные флуктуации в синергетике, изучающей сложные процессы, признаются для нелинейных систем как имманентные к системе и доминантные векторы эволюции. Жесткое противопоставление необходимости и случайности для нелинейных систем теряет свой смысл, в отличие от линейной парадигмы, в которой случайные факторы интерпретировались как малосущественные.

В линейной системе результат действия двух различных факторов равен суперпозиции каждого из них взятого отдельно. Совершенно иная картина наблюдается в нелинейных системах, в которых «небольшое увеличение внешнего воздействия может привести к очень сильным эффектам, несоизмеримым по амплитуде с исходным воздействием» (Г. Николис, И. Пригожин). В связи с этим на основе анализа неравновесных систем альтернатива между внутренним и внешним становится несущественной, а приспособляемость к изменениям параметров внешней среды и пластичность

поведения начинают выступать в качестве двух основных свойств нелинейных динамических систем (Г. Николис, И. Пригожин).

Динамика нелинейных систем отличается наличием множества вариантов протекания процессов, появлением различных форм самоорганизации системы и даже, более того, предполагает наличие эволюционных альтернатив. В мировоззренческом плане динамика нелинейных систем связывается с идеей многовариантности, альтернативности путей эволюции, идеей выбора из данных альтернатив, идеей темпа эволюции и идеей необратимости эволюции (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов).

Синергетика выявляет возможные альтернативные пути развития, которые не находятся в наличие изначально, а выявляются в ходе эволюции системы. В нелинейной системе очень важна возможность неожиданных, спонтанных, эмерджентных изменений направления течения процессов. В синергетике эволюционный процесс понимается как некое «блуждание по полю путей развития» (Е. И. Князева, С. П. Курдюмов).

Традиционные (линейные) подходы не эффективны ни в науке, ни в тактическом и, тем более, в стратегическом управлении, о чем свидетельствует мировой финансово-экономический кризис. С. П. Курдюмов отмечает: «В то время пока мы в поисках устойчивых исследовательских оснований метались между истматом и либерализмом, западный мир, адаптируясь к новым условиям нестабильности, овладевал «философией сложности и конструируемого хаоса», в которой мир и страны видятся как неравновесные системы, осуществляющие запрограммированные креато-рами переходы «порядок-хаос» с частым расщеплением путей и потерей «точек возврата». На Западе и в США задействованы новые технологии, выстроены и эффективно работают такие «фабрики мысли» (think tanks), как корпорация РЭНД (США), CSIS (Центр

стратегических и международных исследований), NIRA (Япония), ЦВП (Англия), Институт Фрейзера (Канада), Институт Сложности Санта-Фе (США), а с избранием нового Президента переживает второе рождение «Римский клуб» и др.».

Синергетика включает положение о сложности прогнозирования будущего нелинейной системы, поскольку исходит из того, что нельзя смоделировать будущее состояние системы, исходя из ее настоящего положения. Прогнозы, которые делаются на основе информации о наличном состоянии системы, считаются в синергетике некорректными. Они не могут предвидеть варианты эволюции неравновесных систем, поскольку нелинейные системы имеют фундаментальный механизм нелинейного развития — бифуркацию. Феномен бифуркации заключается в том, что за порогом устойчивого развития системы раскрывается несколько возможных путей развития, благодаря выбору одного из них система переходит в новое состояние, отличное по сравнению с исходным в содержательном плане. Чем сложнее система, тем больше точек бифуркации, возможен даже целый каскад бифуркаций, «катастрофические множества» — множества, целиком состоящие из бифуркаций. Бифуркации рассматриваются как источник инноваций и диверсификацией, поскольку благодаря им появляются новые решения. Поэтому синергетики считают, что эволюция непредсказуема.

В точке бифуркации любое воздействие приобретает особенное значение. Если в спокойном состоянии система не воспринимает флуктуации, то вблизи точек бифуркации флуктуации приобретают силу, устойчивость системы нарушается, она превращается в неустойчивую.

Бифуркационный переход связан с резким изменением характера развития системы, ее трансформацией в радикально иное, чем изначально, состоя-

ние, это «быстрая, коренная перестройка характера развития системы» (Н. Н. Моисеев).

Неравновесная система находится в неустойчивом состоянии, и даже незначительные флуктуации могут стать толчком к резкому изменению в системе и тем самым положить начало новой эволюции системы. Г. Николис и И. Приго-жин проиллюстрировали эти процессы следующим примером — при усилении флуктуации полет мухи в Кембридже (штат Массачусетс) может привести к общему изменению климата в Индии. Зададимся вопросом: каким образом осуществляется системой выбор путей дальнейшего развития в бифуркационной точке? На основе случайных факторов, именно они направляют будущее развитие системы. В выборе наличествует элемент случайности. Поэтому в синергетики эволюция понимается как последовательные бифуркационные переходы, в которых случайность играет главную роль, «случайность возникает вновь и вновь, как феникс из пепла» (Э.Тоффлер).

Новый взгляд на природу, который сформировался на базе синергетики, реально свидетельствует о единстве мира. Синергетики, как отечественные, так и зарубежные (Н. Н. Моисеев, К. Майн-цер), предпринимают попытки по созданию концептуальной модели мирового процесса самоорганизации, поскольку уверены в универсальности процесс самоорганизации.

Использование синергетического подхода в гуманитарных и социальных науках, с одной стороны, вызывает большой интерес у исследователей, а с другой — ведет к неизбежным упрощениям, поэтому экстраполяция синерге-тической парадигмы из естествознания на социогуманитарную сферу не вполне адекватна. Концептуальные модели динамики, разработанные в синергетике, применяются к рассмотрению социальных феноменов как процессов самоорганизации в экономике, социологии

(при изучении динамики социальных систем и создании прикладных социологических моделей). С помощью синергетики моделируется нелинейная динамика появления инноваций в науке. Синер-гетический подход был применен Э.Тоффлером для выявления социокультурной динамики и специфики общества «третьей волны», он отмечал: «если воспользоваться терминологией Пригожина и Стенгерс, то наблюдаемый ныне упадок индустриального общества, или общества «второй волны», можно охарактеризовать как бифуркацию цивилизации, а возникновение более дифференцированного общества «третьей волны» — как переход к новой диссипативной структуре в мировом масштабе».

Синергетика с ее повышенным вниманием к нестабильности, неустойчивости в качестве характеристики универсума оказалась созвучна современности и неклассической парадигме в науке. Человечество все чаще сталкивается с ситуациями, когда невозможно наверняка спрогнозировать отдаленные последствия деятельности общества. Особая ответственность ложиться на тех, кто связан с управленческой деятельностью, поскольку «управление начинает основываться на соединении вмешательства человека с существенными внутренними тенденциями развиваю-

щихся систем» (Е. И. Князева, С. П. Курдюмов). В синергетической парадигме снимаются классические оппозиции субъекта и объекта, складываются новые аксиологические основания современной культуры, основанной на диалоге. Социум рассматривается в синергетике науке как нелинейная система. На фоне неопределенности современного мира индивидуальные действия приобретают особое значения, поскольку современный мир находится в точке бифуркации, и даже незначительные флуктуации могут повлиять на его дальнейшее развитие.

Критика синергетического подхода связана с тем, что зачастую при исследовании сложного объекта вместо реального его анализа происходят игнорирование его специфики и редуцирование его свойств к данным системно-синергетическим концептам. Синергетика — это одна из возможных исследовательских стратегий, изучающая некую модель - систему, а не реальный объект. Поэтому при ее применении необходимо не увлекаться абстракциями синергетики, а исследовать качественное своеобразие объекта в русле научного познания, ему соответствующего, не игнорируя существенные и второстепенные его характеристики, а уже на основе этого при необходимости применять синергетический подход.

Примечания

1. Агеев А. И. Проектирование будущего, кризис и идеи [Электронный ресурс] / А. И. Агеев, В. С. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. - Режим доступа: spkurdyumov.narod.ru/ agkurmal.htm.

2. Князева Е. Н. Коэволюция: человек как соучастник коэволюционных процессов / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Устойчивое развитие. Наука и Практика. - 2002. - №1. - С. 5-18.

3. Степин В. С. О философских основаниях синергетики / В. С. Степин // Синерге-тическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 592 с.

4. Цит. по: Каган М. С. О синергетическом подходе к построению современной онтологии / М. С. Каган.

5. Цит. по: Розин В. Разговор о синергетике и природе современного мышления /В. Розин //Кунтавр. Сетевой журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.