ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371 14.15.07
Н. С. Николаев
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
N. S. Nikolaev
SYNERGY APPROACH ТО THE ORGANIZATION OF THE EDUCATION PROCESS
Статья посвящена вопросам повышения качества образования за счет применения системного и синергетического подходов к образовательному процессу. Основное внимание уделяется ключевому элементу системы - выпускающей кафедре, которая и должна организовывать работу по подготовке специалистов требуемого заказчиком профиля. Иначе говоря, кафедра должна готовить специалистов не так, как она это умеет, а так, как требуется заказчику.
Инновации, системный подход, синергетика, производительность, пропускная способность, модель процесса обучения, равновесность, хаос и порядок, развитие.
The paper deals with the problems of improving the quality of education using systematic and synergy approaches to the education process. The main attention is paid to the key element of the system - the graduating department that must train specialists for the needed profession. In other words, the department must train specialists not as it can but as it is needed by clients.
Innovations, systematic approach, synergy, productivity, capacity, model of the education process, balance, chaos and order, development.
В настоящее время во всем мире происходят стремительные изменения социально-экономической ситуации. Анализ современных тенденций развития экономики ведущих стран говорит о том, что инновационная экономика - это экономика, основанная на знаниях, на доброжелательном восприятии новых идей, систем и технологий, на готовности их реализовывать в различных сферах человеческой деятельности. Следует отметить, что инновационные процессы, с одной стороны, выступают в виде факторов научно-технического прогресса, с другой стороны, являются чрезвычайно быстрыми изменениями внешней среды деятельности организации практически в любых социально-экономических системах. Таким образом, инновации являются одним из основных факторов, которые позволяют получить конкурентные преимущества организациям, регионам или целым странам. Особенно это становится актуальным для сферы образования. Вузы, ориентированные на нововведения, будут способствовать формированию эффективной национальной инновационной системы образования. Введение инноваций в учебный процесс обусловлено многими факторами, в том числе и все повышающимися требова-
ниями к качеству образования. ГОСТ Р 52614.2-2006 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 в сфере образования» [3] декларирует, что система менеджмента качества образовательного учреждения должна показать, что все в нем работает хорошо. Система должна быть достаточно всеобъемлющей, чтобы она отвечала объективным критериям качества для образовательных учреждений.
Очевидно, что одними из основополагающих подходов к повышению качества образования являются процессный и системный подходы, сформулированные в стандарте ИСО 9000:2005. При этом утверждается, что успешное использование этих подходов в образовании будет реализовано только в случае внедрения в процесс образования различных инноваций, позволяющих повысить качество образования за счет его интенсификации.
Под инновациями при этом надо понимать только реализованные в новой продукции (услугах) или процессах новые идеи. Основными свойствами (или критериями) инновации при этом следует считать:
- научно-техническую или социально-культурную новизну;
- практическую воплощенность, т.е. использование в различных областях деятельности, например, в здравоохранении, образовании или других;
- коммерческую реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке, что, в свою очередь, характеризует способность удовлетворить социальные запросы потребителей. Поскольку в образовательной сфере многие инновации реализуются вне коммерческих отношений, то здесь на первый план выходит «социальная реализуемость», которая связана с политической, психологической и профессиональной реализацией.
Введение инноваций происходит через освоение инновационных технологий. Под инновационными технологиями мы будем понимать конкретные приемы осуществления в ходе образовательного процесса определенных действий.
Таким образом, инновационные системы могут представлять собой новые формы взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного процесса:
- студентов;
- преподавателей;
- менеджмент учебных заведений;
- работодателей;
- органов управления образованием.
Здесь еще следует указать и государство, также заинтересованное в успешной деятельности образовательных учреждений и направляющее эту деятельность.
Таким образом, формируется новая система взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса.
Рассмотрим следующие инновационные системы взаимодействия:
- преподаватели - студенты;
- студенты - работодатели;
- работодатели - преподаватели.
Успешное функционирование этих систем возможно, по-видимому, только при объединении их в единую систему. В этом случае их следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, деятельность которых направлена на достижение единой цели - повышение качества образования в условиях избытка информации и нехватки времени.
Основным структурным элементом в образовательной системе - университете - являются кафедры. В настоящее время их деятельность по
обучению практически не координируется (хотя ректорат и должен это делать), а взаимодействие осуществляется только в организационной деятельности и то на уровне дирекции института.
Для определения возможных путей повышения качества образования рассмотрим обучение как процесс, осуществляемый кафедрой. Для этого обратимся к общеизвестной модели, содержащей три блока - поставщик, процесс обучения, потребитель (рис. 1).
Рис. 1. Модель процесса обучения
Эту типичную процессную модель обучения для лучшего понимания целесообразно представить в виде информационной модели, связывающей производительность поставщика (Ппост), пропускную способность кафедры (Скаф) и потребности работодателя (Праб) (рис. 2). На рисунке эта модель приведена в виде последовательного соединения трех модулей.
Рис. 2. Информационная модель обучения
В предлагаемой модели необходимо выдерживать соотношения
Ппост — Скаф,
С-каф — Праб-
Производительность поставщика Ппост определяется как сумма потребностей выпускников школ в приобретении знаний по тем или иным специальностям. Обозначив их через Псп;, получим
N
^пост — 1Псп/ , / — 1, А^, / = 1
где ТУ- число специальностей, по которым ведется подготовка на кафедре.
Пропускная способность кафедры Скаф определяется по известной формуле Шеннона
с = п
^каф 1 *каф
р
\ 1 пом у
где Пкаф - полоса пропускания кафедры (чел./ед. времени); />каф - мощности кафедры по обучению студентов (чел./ед. времени); />пом - мощность помех для обучения. Эту мощность весьма трудно определить в конкретном виде, однако считаем, что здесь учитываются и нехватка квалифицированных преподавателей, и нехватка учебных площадей, лабораторий, учебников, средств автоматизации и многое другое. Для простоты будем считать, что мощность помех для обучения определяется количеством человек, отчисляемых с кафедры по любым причинам, кроме академических задолженностей, т. е. Рпом —> (чел./ед. времени).
Потребности работодателя или спрос на выпускников Прав не является величиной постоянной и определяется в основном текущими потребностями работодателя. Тем не менее на больших по объему предприятиях работа по прогнозированию потребностей в персонале ведется, и такие потребности в некоторых случаях могут быть учтены.
С учетом вышесказанного для Ппост, Скаф и Пра6 в самом простейшем случае может быть записано уравнение баланса
Ппост — Скаф — Праб- (1)
В балансовом уравнении (1) переменные Ппост и Праб являются экзогенными, определяемыми внешними причинами, а Ппост Ф Праб никогда. Поэтому Скаф, удовлетворяющей уравнению (1), не существует, т.е. она является управляемой величиной в системе обучения.
В составе Скаф можно выделить две основных составляющих - ресурсную и методическую.
Ресурсная составляющая включает различные виды обеспечения: педагогическое, техническое, информационное, организационное, правовое и др., а также необходимую инфраструктуру. Реализация этой составляющей от кафедры практически не зависит, и поэтому мы ее рассматривать не будем.
Методическую составляющую деятельности кафедры следует рассматривать как систему, содержащую большое количество элементов, влияющих на качество обучения как самостоятельно, так и во взаимосвязи между собой.
Любая система обучения, в том числе и кафедра, являются системой синергетической, самоорганизующейся, нелинейной. Для описания таких систем применяются три правила [1].
1. Энергия, необходимая для функционирования системы, всегда следует путем наименьшего сопротивления.
2. Путь наименьшего сопротивления определяется всегда основной и обычно невидимой структурой.
3. Основная и обычно невидимая структура может быть раскрыта и может быть изменена.
Все такие системы обладают свойствами уникальности, слабопредсказуемости и негентро-пийности (целенаправленности)[3].
Кроме того, эти системы обладают свойством эмерджентности. Эмерджентность (целостность) -это такое свойство системы которое принципиально не сводится к сумме свойств элементов, составляющих систему, и не выводится из них:
(2)
/=1
где у, - /-я характеристика системы 5"; т - общее количество характеристик.
В информационной модели рис. 2 следует рассматривать не просто кафедру, а кафедру выпускающую, поскольку ее деятельность является определяющей для реализации выражений (1) и (2).
В простейшем случае выпускающую кафедру можно рассматривать как систему, в состав которой кроме нее самой входят и другие кафедры, так или иначе влияющие на подготовку студента по данной специальности. Исходя из выражений (1) и (2), а также трех правил для синергетических систем, можно утверждать, что успешная деятельность по коренному улучшению качества образования возможна только при реализации системного, синергетического подхода к обучению [4].
Система «выпускающая кафедра - обеспечивающие кафедры» является необходимым и, в принципе, достаточным условием увеличения Скаф. Все кафедры являются своеобразными генераторами идей, методов, способов формирования знаний и умений, способностей студента адекватно реагировать на все изменения окружающей среды. Выпускающая кафедра кроме этого выступает в роли системы синхронизации, обеспечивая совместную
когерентную работу всех остальных кафедр, а тем самым и выполнение неравенства
т
s>2>,. (3)
/ = 1
Допустим, что система состоит из четырех кафедр - А, В, С и D с соответствующими свойствами. Простое суммирование дает результат Si = Л + + В + С + D. Совместная когерентная работа кафедр дает сумму S2 = А + В + С + D + АВ + АС + + AD + ABC + ABD + ACD + ABCD. Если все слагаемые имеют знак «+», т.е. их свойства складываются в фазе, то S2 > S\ и пропускная способность системы кафедр становится значительно больше пропускной способности одной кафедры.
Однако система «выпускающая кафедра -обеспечивающие кафедры» является неустойчивой. В простых линейных системах это ведет к катастрофе и их распаду. Иное дело в системах синергетических. В таких системах устойчивость и неустойчивость диалектичны: из неустойчивости вырастает устойчивость, а устойчивость рано или поздно оборачивается неустойчивостью. Устойчивость и неустойчивость, сменяя друг друга, порождают колебательный режим.
Неустойчивость в синергетике можно понимать двояким образом: 1) ситуации выбора в момент бифуркации, когда открываются разные пути развития в виде выхода на тот или иной аттрактор, и 2) неустойчивость в смысле чувствительности процессов к малым флуктуациям [1], [3].
При определенных условиях неустойчивость может выступать условием стабильного и динамичного развития. Только системы, далекие от равновесия, системы в состоянии неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и разви-
ваться. Абсолютная устойчивость и равновесность - это в определенном смысле тупики эволюции. Без неустойчивости нет развития. Развитие приходит через неустойчивость и случайность.
Открытые нелинейные системы постоянно балансируют между хаосом и порядком в состоянии динамического равновесия. Это метастабильное равновесие достигается за счет замыкания циклов взаимного переключения режимов размывания и локализации посредством хаоса в роли переключателя. Такой колебательный процесс предотвращает распад сложной структуры из-за ее неустойчивости вблизи момента обострения, гармонизируя темпы развития различных фрагментов сложной структуры.
В такой роли хаос гармонизирует сложную структуру, «склеивая» простые структуры внутри сложной, синхронизируя их темпомиры, заставляя их жить когерентно. Хаос выступает в качестве средства борьбы со смертью системы, организации, а вернее, хаос является средством продления жизни сложной структуры, каковой и нужно рассматривать систему «выпускающая кафедра -обеспечивающие кафедры».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хакен, Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен. -М., 1985.-С. 357.
2. Князева Е. Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. -1997.-№3.
3. ГОСТ Р 52614.2-2006 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 в сфере образования».
4. Леднев, В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В. С. Леднев. - Изд. 2-е, испр. - М.: МГАУ, 2002. - 120 с.
Николаев Николай Степанович - доцент кафедры менеджмента Инженерно-экономического института Череповецкого государственного университета.
Тел.: 8 (8202) 50-38-15; 8-921-133^8-66.
Nikolaev, Nikolaj Stepanovich - Associate Professor, Department of Management, Institute of Engineering and Economics, Cherepovets State University.
Tel.: 8 (8202) 50-38-15; 8-921-133^8-66.